Калуцков В. Н. Культурная география России



Pdf көрінісі
бет1/8
Дата04.02.2020
өлшемі2,5 Mb.
#57146
  1   2   3   4   5   6   7   8
Байланысты:
Kaluzkov, 2016



 
Московский государственный университет 
имени М.В. Ломоносова 
Факультет иностранных языков и регионоведения 
 
 
 
 
 
Калуцков В.Н. 
 
 
 
 
 
 
Культурная география России 
 
 
Часть 1. Теоретический и специальный 
разделы 
 
 
 
 
 
Москва 2016 


 
 
Рецензенты: доктор исторических наук А.В. Павловская, 
доктор географических наук В.Н. Стрелецкий 
 
Печатается  по  решению  Ученого  Совета  факультета 
иностранных 
языков 
и 
регионоведения 
Московского 
государственного университета имени М. В. Ломоносова 
 
Калуцков  В.Н.  Культурная  география  России.  Часть  1. 
Теоретический  и  специальный  разделы.  Учебное  пособие.  М.: 
факультет  иностранных  языков  и  регионоведения  МГУ,  2016. 
140 с. 
 
Пособие 
состоит 
их 
двух 
разделов. 
В 
первом 
рассматриваются теоретические вопросы культурной географии 
(предмет,  основные  свойства  геокультурного  пространства, 
базовые понятия).  
Второй  раздел  посвящен  вопросам  географии  России  – 
политической, 
этнокультурной 
географии, 
географии 
важнейших  объектов  культурного  и  природного  наследия, 
литературной  географии  России.  Особое  внимание  уделяется 
культурно-географическим процессам, происходящим в странах 
Ближнего Зарубежья. Завершается раздел авторским культурно-
географическим районированием России. 
Курс  был  прочитан  слушателям  межфакультетских  курсов 
МГУ осенью 2015 года. 
 


 
Содержание 
Введение 
Об актуальности курса. Россия – великое пространство: образы 
России в произведениях выдающихся российских литераторов и 
ученых. Цели и задачи курса...................................................................... 5 
 
Теоретический раздел ................................................................................ 9 
Глава 1. Предмет и мировоззренческие основы культурной географии 
Место культурной географии среди других дисциплин. Предмет и 
структура культурной географии. «Предъяви свою карту мира, и я 
скажу, кто ты»: мировоззренческие основы культурной географии. 
Terra incognita и ее культурные смыслы. От карты к картоиду и 
географической анаморфозе. Представление о ментальных и 
образных картах ........................................................................................ 9 
 
Глава 2. Геокультурное пространство и его свойства 
Представление о геокультурном пространстве. Типология 
геокультурных пространств. Основные свойства геокультурного 
пространства: центрированность, полимасшабность, 
анизотропность .......................................................................................24 
 
Глава 3. Основные понятия культурной географии 
Культурный мир. Место. Культурный ландшафт. Представление о 
географическом образе. Представление о геоконцепте. ......................32 
 
Специальный раздел .................................................................................45 
Глава 4. Политическая география России 
Представление о территориально-управленческом делении страны. 
История административно-территориального деления России. 
Административно-территориальное деление постсоветской России
 ....................................................................................................................45 
 
Глава 5. География народов, языков и конфессий России 
Основные черты этнокультурной географии России. Лингвистическая 
география России в региональном разрезе. Региональные аспекты 
конфессиональной география России ......................................................53 
 
Глава 6. География наследия России 
География объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО на 
территории России. География объектов Всемирного культурного 
наследия ЮНЕСКО на территории России ...........................................61 


 
 
Глава 7. Введение в литературную географию России 
Основные понятия литературной географии. Литературно-
географическое пространство России. Анализ случая. Пушкинский 
литературный ландшафт ...................................................................... 74 
 
Глава 8. Культурно-географические тренды Ближнего Зарубежья 
Постсоветское пространство – арена столкновения цивилизаций. 
Анализ случаев: Средняя Азия и Кавказ. Украина: в поисках 
идентичности. Основные геокультурные процессы в странах бывшего 
СССР ......................................................................................................... 96 
 
Глава 9. Культурно-географическое районирование России 
Российское пространство и его основные свойства. Критерии 
культурно-географического районирования России. Результаты 
культурно-географического районирования России. Методика 
характеристики культурно-географического региона ........................ 117 
 
 
 


 
Введение 
Об актуальности курса. Россия – великое 
пространство: образы России в произведениях 
выдающихся российских литераторов и ученых. 
Цели и задачи курса 
 
Об  актуальности  курса.  История  любой,  но  особенно 
большой  страны,  какой  является  Россия,  не  может  быть 
оторвана  от  ее  географии.  Подчеркивая  эту  тесную  связь, 
выдающийся  французский  историк  Ф.  Бродель  ввел  понятие 
геоистории, или пространственной истории, т. е. такой истории, 
в  которой  территория  страны,  ее  ландшафт,  ее  пространство 
играют  не  менее  важную  роль,  чем  исторические  деятели  и 
народные массы (Бродель, 1994)
.
  
Сходную позицию занимал Г. В. Вернадский. Он считал, что 
географической основой русской истории является «борьба леса 
и  степи»,  соотношение  лесной  и степной  полосы (Вернадский, 
2000, с. 24). 
О неразделимости русской истории и русской географии еще 
в первой половине XIX века писал и П.Я. Чаадаев: «Есть один 
факт,  который  властно  господствует  над  нашим  историческим 
движением,  который  красной  нитью  проходит  через  всю  нашу 
историю,  который  содержит  в  себе…  всю  ее  философию, 
который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и 
определяет их характер, который является в одно и то же время 
и  существенным  элементом  нашего  политического  величия,  и 
истинной  причиной  нашего  умственного  бессилия:  это  факт 
географический» (Чаадаев, 1991, с. 538). 
В  больших  странах  география  играет  важную,  но  не  всегда 
осознаваемую, 
роль 
в 
формировании 
национальной 
идентичности.  Рассмотрим  это  утверждение  на  одном 
культурно-географическом примере.  
Еще со школьной парты всем хорошо известно, что море, на 
котором  разместился  Петербург,  на  российских  картах 
называется 
Балтийским
хотя 
новгородцы, 
отражая 
геокультурную ситуацию раннего Средневековья, именовали его 
Варяжским морем. Также – Балтийское море – оно называется 
в польском, литовском и латышском языках.  


 
Однако в германской, датской и шведской языковых картинах 
мира  Балтийское  море  –  это  Восточное  море.  Например,  его 
название  в  немецком  языке  Ostsee  отражает  местоположение 
моря  к  востоку  относительно  основного  массива  германских 
земель.  Любопытный  культурно-географический  парадокс, 
связанный  с  воздействием  шведской  культуры,  отмечается  для 
финской картины мира, в которой море называется  Itämeri, что 
означает  Восточное  море,  хотя  относительно  Финляндии  оно 
расположено  к  западу  и  к  югу.  В  отличие от  финского  языка  в 
эстонском  языке  физико-географические  реалии  отражаются 
точно: для эстонцев Балтийское море – Западное море
Как  видно  из  приведенного  примера,  любой  народ 
формирует  собственное  мировоззрение  двумя  путями:  либо  на 
основе  собственного  исторического  опыта  и  связанного  с  ним 
географических  реалий  (случай  Германии,  Эстонии  и  Латвии), 
либо  глядит  на  мир  через  чужие  очки  и  тогда  Восток 
«становится» Западом, а Север – Югом (случай Финляндии).  
На  наш  взгляд,  первый  подход  предпочтительнее.  И  потому 
знания  по  культурной  географии  России  необходимы  при 
подготовке широкого круга специалистов. 
Формирование  полноценного  патриотизма,  любви  к  своей 
стране  немыслимо  без  географии.  Н.В.  Гоголь  придавал 
географии  большое  значение  в  воспитании  молодежи  и 
сокрушался, как он писал, великому незнанию России.  
Россия  –  великое  пространство:  образы  России  в 
произведениях выдающихся российских литераторов и ученых. 
Природные  и  культурные  особенности  России  сыграли 
значительную  роль  и  в  развитии  русской  культуры,  культур 
других  народов  России.  Отдельные  края  и  города  России,  ее 
реки,  леса  и  поля  вдохновляли  целые  поколения  русских 
живописцев, писателей, музыкантов.  
С другой стороны, творчество литераторов и живописцев, их 
художественные 
интерпретации 
географических 
реалий, 
разнообразных 
ландшафтов 
России, 
способствовали 
формированию  целого  спектра  ярких  географических  образов 
страны, ее регионов и городов. 
А.С.  Пушкин  в  «Борисе  Годунове»  представляет  свой 
«картографический»  образ  России  начала  XVII  века  (Пушкин, 


 
1999, с. 261):  
Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что? 
Федор. Чертеж земли московской; наше царство 
Из края в край. Вот видишь: тут Москва. 
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, 
Вот пермские дремучие леса, 
А вот Сибирь. 
Царь. А это что такое  
Узором здесь виется? 
Федор. Это Волга. 
Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! 
Как с облаков ты можешь обозреть  
Все царство вдруг: границы, грады, реки. 
Учись, мой сын: наука сокращает  
Нам опыты быстротекущей жизни –  
Когда-нибудь, и скоро, может быть, 
Все области, которые ты ныне 
Изобразил так хитро на бумаге, 
Все под руку достанутся твою. 
Емкий  и  лаконичный  образ  России  как  динамичной 
развивающейся страны – России-тройки – создает Н.В. Гоголь.  
О поэтическом образе России как огромной страны, который 
создал  М.В.  Ломоносов,  нужно  сказать  отдельно,  но  прежде 
представим его (Ломоносов, 1991, с. 125):  
Она, коснувшись облаков,  
Конца не зрит своей державы, 
Гремящей насыщенна славы, 
Покоится среди лугов. 
В полях, исполненных плодами, 
Где Волга, Днепр, Нева и Дон, 
Своими чистыми струями 
Шумя, стадам наводят сон, 
Седит и ноги простирает 
На степь, где Хину отделяет 
Пространная стена от нас; 
Веселый взор свой обращает 
И вкруг довольства исчисляет, 
Возлегши лактем на Кавкас.  


 
Автор ясно дает понять, что большая страна – это не только 
большая  территория  с  множеством  природных  ресурсов,  что 
большая  страна  –  не  только  залог  ее  политического  веса  и 
могущества, но – главное – Россия представляет собой великое 
пространство, пространство величия и процветания,  
Представленный  образ  страны  зримо  осязаемый  и  очень 
мощный;  М.В.  Ломоносов  задает  нам  культурный  образец 
отношения  к  огромному  пространству  России  как  к  предмету 
национальной гордости.  
Цели  и  задачи  курса.  Курс  обладает  ярко  выраженной 
просветительской 
направленностью. 
Именно 
культурная 
география,  обладая  мощным  мировоззренческим  зарядом, 
представляет  собой  суть  географии.  Культурная  география, 
будучи  тесно  связана  с  культурой  –  литературой,  поэзией, 
кинематографом,  живописью,  активно  воздействует  на  наши 
чувства и мысли.  
Среди  задач  курса  –  знакомство  с  предметом  культурной 
географии, ее основными понятиями и терминами.  
Овладение некоторыми методами культурно-географических 
исследований 
представляет 
собой 
еще 
одну 
задачу 
предлагаемого  курса.  Важное  место  в  нем  занимает  работа  с 
географической  картой,  составление  образных  карт  стран  и 
регионов. 
Как было показано выше, образы страны и ее регионов могут 
быть  представлены  и  развернутыми  прозаическими  и 
поэтическими  текстами,  и  компактными  поэтическими 
формулами  и  выражениями.  Русская  литература  предоставляет 
нам  огромный  и  до  конца  еще  не  осмысленный  материал  для 
познания  географии  России.  Одна  из  важнейших  прикладных 
задач  данного  курса  –  задействовать  этот  материал  при 
формировании  новых  географических  образов  и  новых 
географических знаний о России. 


 
Теоретический раздел 
 
Глава 1. Предмет и мировоззренческие основы 
культурной географии 
Место культурной географии среди других 
дисциплин. Предмет и структура культурной 
географии. «Предъяви свою карту мира, и я скажу, 
кто ты»: мировоззренческие основы культурной 
географии. Terra incognita и ее культурные смыслы. 
От карты к картоиду и географической 
анаморфозе. Представление о ментальных и 
образных картах 
 
1.1.  Место  культурной  географии  среди  других  дисциплин. 
Культурная география представляет собой междисциплинарную 
предметную  область;  она  развивается  на  стыке  ряда  научных 
дисциплин  таких,  как  география,  история,  этнография, 
лингвистика и другие. 
С одной стороны, культурная география представляет собой 
важную  часть  географии.  В  ней  широко  применяется  понятие 
территории, 
используется 
картографический 
метод 
исследования; не менее значим и естественнонаучный принцип 
актуализма,  согласно  которому  исторические  события  страны 
или региона интерпретируются с позиции современности.  
С  другой  стороны,  как  было  показано  во  введении, 
культурная география тесно связана с исторической наукой. Для 
понимания  особенностей  современной  культуры  важен 
исторический  контекст,  а  также  использование  исторических 
подходов и материала. 
Культурная 
география 
активно 
взаимодействует 
с 
этнографией, фольклористикой, социологией, психологией. При 
рассмотрении  традиционных  культур  в  культурной  географии 
широко  используются  этнографические  и  фольклористические 
подходы и методы, в исследованиях модернистских тенденций и 
неэтнических сообществ – методы социологии и психологии. 
Культурная география также имеет точки соприкосновения с 

10 
 
лингвистикой 
и 
топонимикой, 
например, 
при 
картографировании  диалектов,  изучении  и  интерпретации 
топонимических систем.  
Особый колорит культурной географии придает привлечение 
в  своих  исследованиях  материала  искусства  –  живописи, 
архитектуры,  прозы,  поэзии.  Но  взаимодействие  культурной 
географии и искусства не сводимо к использованию эпиграфов 
из  литературных  произведений.  Оно  носит  глубинный, 
сущностный характер. Так, пейзажи нередко несут на себе такие 
характеристики  географического  ландшафта,  которые  не  могут 
быть  переданы  в  научных  описаниях.  Многие  мощные  образы 
стран  и  городов  сформированы  на  основе  литературных 
произведений. Более того, в основе национальных картин мира 
лежат не географические знания, а фольклорно-мифологические 
и литературные образы. 
О  тесной  связи  географии  с  литературой  и  искусством  еще 
писал  выдающийся  русский  географ  В.  П.  Семенов-Тян-
Шанский:  «Связь  географии  с  изящной  литературой  вполне 
понятна.  В  землеведении  и  страноведении  огромную  роль 
играет  описательный  элемент,  представляемый  словом.  Вид 
искусства,  воплощаемый  в  слове,  не  менее  близок  к 
географической  науке,  чем  живопись,  ибо  при  его  посредстве 
получается  описание  красивыми  словами  географического 
стиля  местности  в  прямое  дополнение  и  разъяснение  к 
картинам,  рисуемым  кистью  художника.  Особенно  близка  к 
чисто  научному  описанию  художественная  проза»  (Семенов-
Тян-Шанский, 1928, с. 267). Живопись для В.П. Семенова-Тян-
Шанского  передает  основные  особенности  страны,  а  музыка 
может отразить полноценный образ местности.  
При  этом  взаимодействие  культурной  географии  с 
искусством носит не только эстетический, но и содержательный 
характер.  Культурная  география  «вытягивает»  из  произведений 
искусства 
важные 
пространственные 
характеристики, 
«прочитывает»  в  них  описания  культурных  ландшафтов, 
интерпретирует содержащиеся в них образы стран и городов, на 
основе  художественных  произведений  моделирует  новые 
географические  –  геохудожественные  –  образы.  Тем  самым, 
связь  с  художественным  творчеством  представляет  собой 

11 
 
непременный атрибут культурной географии.  
Таким  образом,  будучи  связанной  с  естественными, 
гуманитарными  науками  и  искусством,  культурная  география 
твердо  стоит  на  трех  ногах.  Такое  пограничное  положение 
рассматриваемой науки означает, что в своей деятельности она 
широко  и  продуктивно  использует  как  научные  знания,  так  и 
художественные образы.  
1.2.  Предмет  и  структура  культурной  географии.  В  первом 
приближении 
предмет 
культурной 
географии 
можно 
охарактеризовать  как  распределение  культуры  по  поверхности 
Земли:  «География  рас  и  народов,  религий,  государств, 
заселения  и  городов,  транспорта,  хозяйственной  жизни, 
материальной  и  духовной  культуры,  все  это  суть  части 
географии человека» (Геттнер, 1930, с.138). 
Однако культура обладает одной важной особенностью. Она 
не 
только 
пассивно 
«размещается» 
по 
территории, 
приспосабливаясь,  к  разным  природным  условиям.  Культура 
способна помыслить себя в пространстве (Стрелецкий, 2002, 
Калуцков,  2014).  Помыслить,  представить,  вообразить… 
«Ярославские  робята,  отойдем  и  поглядим:  хорошо  ли  мы 
сидим»,  –  частушка  хорошо  иллюстрирует  данное  положение. 
Важным  аспектом  предмета  культурной  географии  является 
географическая картина мира, точнее множество национальных 
и  региональных  географических  картин  мира.  Одни  и  те  же 
географические 
объекты 
по-разному 
представлены 
и 
осмыслены в картинах мира соседних народов.  
В 
формировании 
и 
воспроизводстве 
национальной 
географической картины мира огромную роль играют искусство 
и  наука.  Фольклорные  и  исторические  образы  Родины  и 
окружающего  мира  развиваются  в  национальном  искусстве 
(литературе,  живописи,  кинематографе)  и  тем  самым 
закрепляются в национальном сознании.  
Наука  формирует  свои  образы  пространства,  нередко 
опираясь на образы, созданные искусством и фольклором. 
Тем  самым,  третий  аспект  предмета  культурной  географии 
заключается  в  исследовании  системы  географических  образов, 
запечатленных в фольклоре, произведениях искусства, научных 
трудах и СМИ. 

12 
 
Итак,  триединый  предмет  культурной  географии  –  культура 
во  множестве  ее  локализаций  на  поверхности  Земли  и  их 
осмысление  в  мировоззрении  и  творчестве.  Иначе,  предметом 
культурной 
географии 
является 
взаимодействие 
культурного  пространства  (ноосферы)  и  географического 
пространства
В  соответствии  с  предметом  культурная  география  в 
структурном  плане  может  быть  разделена  на  4  основные 
направления:  теория  и  методология  культурной  географии, 
общественная 
культурная 
география, 
территориальная 
культурная география и география искусства (рис. 1). 
 
 
 
 
 
Рис. 1. Основные направления культурной географии. 

13 
 
 
Теория и методология культурной географии представляет 
собой 
ядерное 
(центростремительное) 
направление, 
занимающееся 
теоретическими 
и 
методологическими 
вопросами  науки.  Основными  рассматриваемыми  понятиями 
являются:  культурное  пространство,  место,  территория, 
географический  образ.  Особое  внимание  уделяется  разработке 
синтезирующего понятия культурного ландшафта. 
Общественная  культурная  география,  или  география 
человеческих 
сообществ, 
изучает 
картины 
мира, 
пространственные ценности, пространственные мифы и образы, 
распределение  и  пространственную  организацию человеческих 
сообществ.  В  основе  данного  направления  лежит  положение: 
«Человек видит мир глазами того сообщества, членом которого 
он  является  –  этнического,  конфессионального,  языкового, 
профессионального». 
Среди 
конкретных 
направлений 
исследования 
выделяются: 
этнокультурная 
география, 
конфессиональная география, лингвогеография и другие 
Территориальная  культурная  география,  или  культурная 
география  территорий,  по  своим  подходам  наиболее  близка 
географии.  Это  культурная  география  территориальных 
сообществ  –  государственных,  региональных,  городских. 
Территориальная  культурная  география  комплиментарна  в 
отношении  культурной  географии  человеческих  сообществ. 
Если для последней основным объектом является пространство 
сообщества,  то  для  культурной  географии  территорий  таким 
объектом  выступает  территория  как  таковая.  С  одной  стороны, 
территориальное  сообщество  является  продуктом  и  одной  из 
важнейших  характеристик  территории,  но  с  другой  оно 
представляет собой субъект сохранения и развития территории. 
В  рамках  территориальной  культурной  географии  территория 
прямо  или  опосредованно  (через  понятия  страны,  региона, 
города)  рассматривается  не  только  как  объект,  обладающий 
определенными  физическими,  социальными  и  правовыми 
характеристиками,  но  и  как  общая  ценность  для  всех, 
проживающих  на  ней  народов,  представителей  разных 
конфессий,  профессий.  В  этом  смысле  данное  направление 
культурной географии надэтнично и надкофессионально.  

14 
 
Выделяются  такие  исследовательские  направления  как 
культурная  география  цивилизаций,  культурная  география 
стран,  культурная  география  регионов,  культурная  география 
городов  и  мегаполисов,  культурная  география  малых 
территорий и другие. 
География  искусства  представляет  собой  третье  – 
центробежное  –  направление  научной  дисциплины.  В 
основании  данного  направления  в  нашей  стране  лежат 
разработки  Ю.А.  Веденина  (Веденин,  1997).  Оно  изучает  и 
интерпретирует ареалы артефактов и их культурные комплексы, 
пространственные  образы  произведений  искусства,  культурное 
пространство  и  географические  образы  выдающихся  деятелей 
искусства.  Среди  конкретных  исследовательских  направлений 
можно 
выделить 
географию 
живописи, 
литературную 
географию,  географию  музыки,  географию  кинематографа  и 
другие. 
1.3.  «Предъяви  свою  карту  мира,  и  я  скажу,  кто  ты»: 
мировоззренческие основы культурной географии. Традиционно 
в  географии  карта  играла  особую  роль.  Почему?  Можно 
выделить  три  основных  причины,  которые  носят  не  только 
методологический,  но  и  философско-мировоззренческий 
характер. 
Во-первых, карта – это особый научный язык, ныне носящий 
универсальный  характер.  Карту  в  своей  профессиональной 
деятельности  широко  используют  и  геологи,  и  биологи,  и 
лингвисты,  и  фольклористы.  В  этом  заключается  важная 
методологическая  роль  карты.  В  качестве  примера  приведем 
научно-исследовательский  проект  по  исторической  географии 
Северо-Запада  России  (Очерки  исторической  географии..., 
2001). В проекте участвовали разные специалисты (лингвисты, 
диалектологи,  историки,  фольклористы,  культурологи),  но  не 
было  не  одного  географа  или  картографа.  Руководителями 
проекта  было  поставлено  одно  условие:  автор  должен 
представить  предмет  своего  исследования  картографически 
(или хотя бы картосхематически). Тем самым, не только регион, 
но  и  метод  смогли  объединить  разных  специалистов,  что 
способствовало  активному  междисциплинарному  общению  и, 
тем  самым,  позволило  получить  яркие  научные  результаты. 

15 
 
Таким 
образом, 
карту 
нужно 
рассматривать 
как 
универсальный междисциплинарный язык. 
Во-вторых,  любая  карта  несет  на  себе  мощный 
онтологический  заряд.  Она  –  не  просто  модель  мира.  Карта  в 
явной или скрытой форме претендует на решение сверхзадачи: 
изображенный  на  ней  мир  (глобальный,  региональный  или 
локальный) – это и есть мир. Иначе, карта предъявляет нам мир, 
как  он  есть,  т. е.  карта  –  это  картина  мира.  Благодаря  карте 
мир  объективируется,  получает  устойчивые,  инвариантные 
свойства.  Например,  Волга  всегда  впадает  в  Каспийское  море, 
Петербург  находится  к  западу  от  Москвы,  а  Крым  –  к  югу, 
Сибирь – большая, а Азовское море – маленькое и т. п. В таком 
контексте карта как картина мира претендует на роль «истины в 
последней инстанции».  
Для античных и средневековых авторов положение «карта  – 
картина  мира»  было  очевидным.  И  в  наше  время  этот  момент, 
если  не  осознают,  то  ощущают  специалисты  разных  наук, 
работая  с  картой.  Мир  при  помощи  карты  предъявляется  не 
только в образовательных целях, но и в геополитике, этнологии, 
лингвистике,  экономической  и  физической  географии,  других 
областях знания и сферах деятельности.  
Однако  карта  всегда  рисуется  людьми,  принадлежащими  к 
определенной 
культуре. 
Поскольку 
любая 
культура 
неповторима,  не  похожа  на  другие,  поэтому  в  любую,  даже 
самую  «объективную»  карту  всегда  привносится  субъективное 
начало,  иначе  происходит  культурное  субъективирование 
«объективного»  мира.  При  этом  культурной  аберрацией 
обладают не только древние, но современные карты, созданные 
на основе космических снимков. 
Благодаря такому свойству карты, мы, «читая» карту, можем 
изучать  не  только  уровень  развития  науки  того  времени,  когда 
она  составлена,  но  и  культурные  (конфессиональные, 
этнические) предпочтения, политические взгляды автора. Таким 
образом,  карта  через  мировоззрение  автора  отражает 
мировоззрение  того  общества,  той  культуры,  к  которой  он 
принадлежит.  В  данном  контексте  понятие  мировоззрения 
(миро-воззрение  как  взгляд  на  реальный  мир)  представляет 
собой  не  абстрактную  философскую  категорию,  а  вполне 

16 
 
осязаемое  пространственное  понятие,  которое  может  быть 
продемонстрировано с помощью карты.  
Иллюстрацией  данного  положения  выступает  карта  мира, 
составленная  знаменитым  арабским  географом  Аль-Идриси  в 
XII  веке  (рис.  2).  Для  нее  характерна  непривычная  для  нашей 
культуры южная ориентация. Справа мы поместили ту же карту, 
но уже с привычной для нас ориентацией на север. Интересно, 
что 
сходным 
мировоззрением 
обладают 
современные 
австралийцы;  многие  учебные  карты  мира,  выполненные  в 
Австралии, ориентированы также на юг. 
 
Рис. 
2. 
Карты 
мира 
XII 
века 
Аль 
Идриси 
(http://oldmaps.turkist.org/2010/03/idrisi.html); 
слева 
– 
оригинал, 
ориентированный  на  юг,  справа  –  та  же  карта,  ориентированная  на 
север. 
 
Фундаментальное  мировоззренческое  свойство  карты  как 
картины  мира  определенной  культуры,  определенного 
сообщества  мы  называем  «мы-карта».  Это  означает,  что  даже 
современные,  казалось  бы,  далекие  от  культуры  карты, 

17 
 
например,  физическая  карта  мира,  всегда  насыщена 
культурными  смыслами,  содержит 
культурные  коды
отражающие  принадлежность  карты  к  определенной  культуре. 
Это  проявляется  и  в  традициях  ориентации  карт  на  север,  и  в 
традициях  выбора  проекции  карты,  и  во  вполне  определенной 
географической  номенклатуре,  и  в  языке  подписей  на  карте 
(«говорящая» топонимия карты).  
Вот  почему  анализ  древних  и  современных  карт  мира 
(«чтение» карт) позволяет лучше понять как, откуда, с позиции 
какого  культурного  центра  мы  смотрим,  а  значит,  и  понимаем 
мир;  на  каком  языке,  какими  словами,  каким  знаками  мы 
«говорим» с миром; почему одни фрагменты действительности 
мы  «видим»,  а  другие  «не  замечаем»,  одни  физически 
небольшие объекты для нас значимы, а другие – огромные – нет, 
как мы структурируем мир. 
1.4.  Terra  incognita  и  ее  культурные  смыслы.  Очевидно,  что 
картина  мира  любого  сообщества,  этнического,  социального 
или  профессионального,  претерпевает  изменения.  Но  даже  в 
самой  устойчивой  картине  мира  есть  зоны  неустойчивости, 
которые хорошо известны исследователям или людям, живущим 
на этих территориях. Эти зоны неустойчивости расположены на 
границе  обитаемого  мира,  и  физически  и  в  культурном 
отношении  они  удалены  от  культурного  центра.  Поэтому  и  на 
древних  картах,  и  на  картах  Нового  времени  они  помещаются 
всегда на краю листа. 
Еще  в  Древней  Греции  эта  культурная  зона  получила 
название  terra  incognita.  В  гносеологическом  плане  введение 
такого  понятия  сыграло  роль,  подобную  пустой  клеточке  в 
периодической системе Менделеева, ориентируя исследователей 
и  авантюристов  к  поиску  и  исследованию  новых  земель.  Так, 
Австралию  (Terra  Australis  Incognita  или  Неведомая  Южная 
Земля),  обозначенную  на  карте  еще  Птолемеем,  искали  свыше 
1500  лет.  А  открытие  архипелага  Северная  Земля, 
расположенного  на  другом  –  северном  –  краю  Земли, 
произошло в первой трети XX века, уже при Советской власти. 
Разделение географического пространства на – terra cognita и 
terra  incognita  –  имеет  важные  методологические  последствия. 
Первая,  terra  cognita,  которую  географы  уже  «открыли»  и 

18 
 
описали, 
может 
быть 
охарактеризована 
с 
помощью 
географических  знаний  (зона  географического  знания). 
Вторая  –  terra  incognita  –  не  известна  науке,  поэтому  она 
характеризуется с помощью географических образов, мифов. И 
потому 
ее 
можно 
назвать 
зоной 
географического 
воображения.  Не  удивительно,  что  земли,  расположенные  в 
пределах  зоны  географического  воображения  (terra  incognita) 
описываются  такими  выражениями  как  «Царство  конское...», 
«Горы  великия  стеклянные.  Живут  горбатые  змеи  великия...», 
«Остров...  живут  на  нем  люди  главы  у  них  видом  песьи...», 
«Остров... живут на нем змии лицы девичьи... змееви крылате а 
зовимы василиски...» (рис 3).  
 
 
Рис.  3.  «Жители»  terra  incognita,  или  зоны  географического 
воображения (Калуцков, Иванова, Давыдова и др., 1998, с. 110). 
 

19 
 
 
 
Рис.  4.  Русская  космография  XVIII  века.  Зона  географического 
воображения с «чудесными землями»: показаны цифрами на северном 
краю космографии (Калуцков, Иванова, Давыдова и др., 1998, с. 110).
 
 
Все эти примеры взяты с русской космографии XVIII (!) века 
(рис.  4).  Так  описываются  земли,  расположенные  на  северном 
краю  карты,  что  соответствует  труднодоступным  островам 
Северного  Ледовитого  океана  (Калуцков,  Иванова,  Давыдова  и 
др., 1998, с. 110). 
А  как  быть  в  наши  дни,  когда,  казалось  бы,  весь  мир 
«открыт» и на карте не осталось белых пятен, неизвестных для 
науки? 
Во-первых, 
удаленные 
народы 
и 
культуры, 

20 
 
расположенные  «на  краю  Земли»,  всегда  будут  нести  на  себе 
заряд  мифологичности.  Вспомним,  хотя  бы  анекдоты  про 
чукчей,  бытовавшие  в  советское  время.  А,  во-вторых,  то,  что 
известно  науке,  не  всегда  известно  конкретному  человеку, 
поэтому  каждый  должен  открыть  для  себя  свою  Америку, 
заполнить  белые  пятна  «своей  карты».  Поэтому  зона 
географического  знания  и  зона  географического  воображения 
всегда будут дополнять друг друга. 
1.5.  От  карты  к  картоиду  и  географической  анаморфозе. 
Представление  о  ментальных  и  образных  картах.  Представим 
одно из самых распространенных определений географической 
карты. Географическая карта – это уменьшенное математически 
точное  изображение  земной  поверхности  с  помощью 
специальных знаков. Оно по-прежнему во многом верно, но не 
для всех географических ситуаций. 
Развитие 
географической 
науки, 
включая 
развитие 
теоретической  географии,  «культурный  поворот»  в  географии, 
смещение  исследовательских  акцентов  с  понятия  территория 
на  понятие  пространство  привели  к  методологической 
революции  в  картографии.  Она  породила  «новый»  феномен  – 
картоподобные изображения, или картоиды. 
Картоид – это картоподобное изображение (схема, чертеж, 
рисунок)  географического  пространства.  При  этом  строгая 
математическая  проекция,  сетка  меридианов  и  параллелей 
становятся  не  обязательными.  Основное  внимание  при 
изображении  уделяется  содержательным  вопросам,  вопросам 
организации пространства, пространственным отношениям.  
Можно выделить два принципиальных типа картоидов. 
Первый  тип  картоидов  представляет  собой  картоиды 
конкретных 
географических 
пространств
или 
«индивидуальные картоиды» согласно Б. Б. Родоману (Родоман, 
2007).  Конкретное  географическое  пространство,  реальная 
территория  при  таком  изображении  сознательно  «искажается» 
(анаморфируется)  с  целью  демонстрации  ее  специфических 
особенностей. Такое изображение, как правило, внемасштабно. 
Авторы  нередко  «играют»  масштабами,  выделяя  важные  с  их 
точки  зрения  свойства  рассматриваемого  географического 
явления.  

21 
 
Нередко  такой  тип  изображения  называют  географическими 
анаморфозами.  Ныне  созданы  специальные  картографические 
программы для таких работ. 
В  качестве  примера  картоидов  первого  типа  рассмотрим 
пространственную  схему,  демонстрирующую  географические 
факторы возвышения Москвы (Родоман, 2007, с. 184).  
 
Локальные  –  природно-ландшафтные  факторы  –  показаны 
внемасштабным 
рисунком 
в 
центре 
картоида, 
демонстрирующим,  что  Москва  расположилась  на  границе 
трех  природных  ландшафтов  –  Смоленско-Московской 
возвышенности к северу, Москворецко-Окской равнины к югу и 
Мещерской  низменности  к  востоку  от  города.  Каждый  из 
ландшафтов  обладает  разным  набором  природных  ресурсов, 
что  способствовало  на  ранних  этапах  истории  развитию 
московского хозяйства. 
Региональные 
факторы 
связаны 
с 
благоприятным 
географическим  положением  и  хорошей  транспортной 
доступностью  Москвы  относительно  других  центрально-
русских земель и их столиц. 
И,  наконец,  макрорегиональные  факторы  возвышения 
Москвы  определяются  ее  политическими  и  экономическими 
связями  с  удаленными  регионами  (Сибирью,  Поволжьем, 
Средней  Азией,  странами  Европы  и  Ближнего  Востока),  в 
рамках 
которых 
Москва 
выступает 
как 
трансконтинентальный торговый узел. 
Как справедливо отмечает Б. Б. Родоман, картоид разделен 
на  3  концентрических  зоны,  из  которых  только  центральная, 
отражающая 
локально-региональные 
пространственные 
отношения  Москвы,  соответствует  обычной  географической 
карте; на периферии картоида карта «исчезает», превращаясь 
в схему (Родоман, 2007, с. 184). 
Второй  тип  картоидов  –  это  картоиды-модели.  Б.Б. 
Родоман  называет  их  геокартоидами  (Родоман,  2007).  Их 
созданию  предшествует  теоретико-географическая  работа.  Они 
демонстрируют 
сущностные 
моменты 
организации 
географического 
пространства, 
важные 
географические 
закономерности. 

22 
 
Ярким  примером  картоида  такого  типа  можно  считать 
модель  поляризованной  биосферы  Б.Б.  Родомана  (рис.  5). 
Картоид  демонстрирует  идеальную,  реально  не  достижимую 
пространственную 
организацию 
жизни 
человеческих 
сообществ  на  Земле,  в  которой  небольшие  города-центры, 
сопровождаются  ухоженными  сельскими,  лесными  землями  и 
рекреационными  территориями.  Межгородские  селитебные 
пространства представляют собой лучшее место для создания 
системы  экологического  каркаса,  национальных  парков  и 
заповедников.  
 
 
 
 
Рис.  5.  Пример  картоида-модели.  Модель  поляризованного 
ландшафта (Родоман, 2002, с.39). 
 
Вместе  с  тем  эта  модель  широко  используется  и  в 
разнообразных 
исследовательских 
практиках, 
включая 
культурно-географические  практики,  и  в  территориальном 
проектировании. 
Элементы  картоидов-моделей  можно  встретить  и  на 
некоторых  старых  картах.  Например,  уже  упоминавшаяся 
карта  мира  Аль-Идриси  наряду  с  реальными  географическими 
объектами, демонстрирует закон географической зональности, 
показывая границы семи географических зон (и это в XII веке!). 

23 
 
В  последние  годы  в  научной  и  популярной  литературе 
широко используются понятия ментальной и образной карты. И 
те и другие картоподобные изображения относятся к картоидам. 
Под  ментальными  картами  понимаются  картоподобные 
изображения, 
иллюстрирующие 
особенности 
пространственного  мышления  человека  или  человеческого 
сообщества.  Это  может  быть  карта  города,  составленная  ее 
жителями,  изображающая  места  наиболее  популярные  среди 
жителей.  Или  карта  дороги,  составленная  автомобилистом  с 
показом  наиболее  примечательных  мест  придорожного 
ландшафта. 
Образные  карты  представляют  собой  картоиды, 
демонстрирующие  систему  пространственных  образов 
конкретной  территории,  сложившихся  у  определенного 
человека или человеческого сообщества. Так, образная карта 
Русского Севера отражает основные локусы региона, связанные 
с  ними  имена  «гениев  места»,  важные  природные  и 
этносоциальные  характеристики,  меткие  образные  выражения, 
стереотипно связанные с регионом.  
 
Подведем некоторые итоги. 
1. 
Предметом 
культурной 
географии 
является 
взаимодействие 
пространства 
культуры 
(ноосферы) 
и 
географического пространства. 
2. 
В соответствии с предметом культурная география в 
структурном  плане  может  быть  разделена  на  4  основные 
направления:  теория  и  методология  культурной  географии, 
общественная 
культурная 
география, 
территориальная 
культурная география и география искусства.  
3. 
Географическая  карта  для  культурной  географии 
выступает важным источником знаний об обществе, к которому 
принадлежит автор карты, о мировоззрении данного общества и 
его пространственной организации.  
4. 
Особенно  ценны  для  культурной  географии 
исторические  картоиды,  которыми  по  сути  являются  многие 
старые  карты,  и  современные  картоиды,  к  которым  относятся 
ментальные и образные карты. 
 

24 
 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет