Исследование процесса этногенеза — происхождения и развития этносов — ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов данной науки.
Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других факторов.
Под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (2 млн - 20 тыс. лет до н.э.) и начала голоцена (20 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.), когда, согласно данным археологии и палеонтологии, протекали процессы антропогенеза, развития вида Homo sapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождались основные формы труда, язык, религия, искусство и т.п.
В течение всего этого времени не прекращалось рождение новых этнических образований; этот процесс продолжается и в наши дни.
Принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.
Исторически первой формой этнических общностей было племя –союз кровных родов, объединенных общностью происхождения. Функции племени состояли в регулировании отношений между родами, определении формы и содержания этих отношений, защите общей территории. Все эти стороны деятельности отвечали интересам всего племени, т.е оно выполняло этническую функцию.
Формирование этносов в условиях родоплеменных отношений определялось, с одной стороны, хозяйственной независимостью каждого отдельного рода, а с другой – постоянной зависимостью родов в брачных и иных отношениях. Эти две тенденции предопределили характер этногенеза на данном этапе истории. Каждый род составлял отдельную этническую единицу и чем-то отличался от других родов. При этом расширяющиеся взаимосвязи охватывали большие пространства и объединяли значительное число этнических групп.
Отдельные элементы культуры, языка и быта распространялись между ними по принципу волн – более интенсивно в центре и слабее на периферии. Такие волны возникали среди многих групп, они накладывались друг на друга, превращая постепенно территорию их распространения в единый этнокультурный континуум.
Само название первобытные этнические общины зачастую брали по аналогии с родовыми именами, названия некоторых племен образовывались от названий мест обитания. Одновременно с этим повсюду укоренялось осознание принадлежности к определенной этнической группе (племени), имеющей собственное имя. Процесс этнической консолидации первобытного общества завершился распространением общего имени для каждой этнической общности данного периода.
В конце концов этническая группа начинает выступать основным подразделением сообщества. Однако – столкновение интересов как между родовыми общинами так и соседних сообществ. В связи с эти произошло становление органов общественной власти, регулирующие отношения между этническими группами. Общественная власть одновременно становилась тем центром, который объединял вокруг себя отдельные группы (союз племен).
Все разнообразные объединения людей стали создаваться на базе