По Великому Шелковому Пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи
По Великому Шелковому Пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. К примеру, буддизм, как одна из религий Кушанского царства распространился до Китая. Вместе с купеческими караванами буддийские монахи шли из Индии в Центральную Азию и в Китай, распространяя новую религию. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на трасе Великого Шелкового Пути. В первые века нашей эры с Ближнего Востока в Центральную Азию и далее до Китая распространилось манихейство (возникло в III веке в Иране и представляло в целом синтез зороастризма и христианства) и христианство. Первая волна распространения христианства связана с деятельностью несториан. В XIII веке по Шелковому пути прошла новая волна распространения христианского учения, связанная с деятельностью католических миссий.
Суровые воины Арабского халифата в VII веке принесли учение ислама. Если первоначально он насаждался силой армий Арабского халифата, то его распространение по Шелковому Пути шло, главным образом, мирным путем. По Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве, то есть технологии. В частности, способы изготовления шелка, цветного стекла, бумаги, книгопечатания, пороха и пушек. Шелководство и шелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V-VI вв. продвинулись вначале в Хотан, затем в Центральную Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла в Иран и Среднюю Азию, а в V в н.э. его освоили в Китае. Под влиянием Китая в Центральной Азии стало развиваться шелководство и бумажное производство. Ее производство за пределами Поднебесной впервые было налажено в VIII в. китайскими ремесленниками в Самарканде. Оттуда она распространилась на запад и вытеснила прежний писчий материал – пергамент и папирус. Огромное влияние международное общение по этим дорогам оказало на архитектуру и градостроительство. Достаточно одного примера Центральной Азии: великолепных сооружений Тимура в Самарканде, дворца Ак-Сарай в Шахризабсе, усыпальницы Тимуридов Гур-Эмир, мечети Ходжи Ахмада Яссави в городе Яссы (Туркестан). Здесь сочетаются архитектурные стили, формы, строительные приемы множества стран. Создавали все это не только среднеазиатские зодчие, но и мастера из Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии, Ирака, Сирии, Малой Азии, Индии.