Г. Г. Ахметова, Т. К. Айтказин
Этическое и эстетическое
в творчестве М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и
Ж. Аймаутова
Учебное пособие
для студентов специальности 050204 Культурология
Павлодар
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет
им. С. Торайгырова
Г. Г. Ахметова, Т. К. Айтказин
Этическое и эстетическое
в творчестве М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и
Ж. Аймаутова
Учебное пособие
для студентов специальности 050204 Культурология
Павлодар
Кереку
2010
УДК 1(091) (574) (075.8)
ББК 87.3 (5Каз) я73
А 95
Рекомендовано к изданию Ученым советом
Павлодарского государственного университета им.С. Торайгырова
Рецензенты:
С. Е. Нурмуратов – доктор философских наук, профессор, заведующий отделом казахской философии и эстетики Института философии и политологии МОН РК;
Б. Д. Кокумбаева - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики преподавания музыки Павлодарского государственного педагогического института;
А. Ж. Кудабаев - кандидат философских наук, профессор Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова.
Ахметова Г. Г., Айтказин Т.К.
А95 Этическое и эстетическое в творчестве М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова : учебное пособие для студентов специальности 050204 Культурология / Г. Г. Ахметова, Т. К. Айтказин. – Павлодар : Кереку, 2010. – 98 с.
ISBN 9965-573-61-1
Учебное пособие представляет систематический проблемный курс, посвященный основным проявлениям этического и эстетического в наследии казахских мыслителей, исследованию их идей в контексте исторической и современной философской мысли на основе компаративистского, герменевтического анализа. Адресовано студентам и всем интересующимся этическими, эстетическими методологическими проблемами в области казахской философии.
УДК 1(091) (574) (075.8)
ББК 87.3(5Каз)я73
ISBN 9965-573-61-1
© Ахметова Г. Г., Айтказин Т. К., 2010
© ПГУ им. С. Торайгырова, 2010
За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
ПГУ им. С. Торайгырова
___________ Н.Э. Пфейфер
«__»__________2010 г.
Составитель: кандидат философских наук Ахметова Г.Г.,
доктор философских наук, профессор Айтказин Т.К.
Кафедра философии и культурологии
Этическое и эстетическое в творчестве
М. Ж.Копеева, С.Торайгырова и Ж.Аймаутова
Учебное пособие для студентов специальности 050204 Культурология
Утверждено на заседании кафедры «24» декабря 2009 г. Протокол № 5
Заведующий кафедрой _________________ Г.Г. Ахметова
Одобрено учебно-методическим Советом факультета истории и права «25» декабря 2009 г. Протокол № 5
Председатель УМС _________________ Н.И Мошна
СОГЛАСОВАНО
Декан ФИиП ________________А.А. Акишев «___»______200 г.
Нормоконтролер ОМК __________Г.С. Баяхметова «___»____200 г.
ОДОБРЕНО
Начальник ОП и МОУП__________А.А. Варакута «___»_____200__ г.
.
Введение
В жизни любого человека хотя бы один раз возникает желание понять и найти ответ на вопрос – в чем смысл жизни? Каковы критерии прекрасного? Что есть добро и зло? И могут ли истина, добро и красота составлять единое целое не в теории, а в повседневной жизни? Кто-то пытается проигнорировать эти вопросы. Некоторые ограничиваются ответами, получаемые в суете повседневности. А кто-то в поисках истины проводит всю жизнь…..
Главная цель книги, которую читатель держит в руках – на материале произведений казахских мыслителей Павлодарской области Машхур Жусипа Копеева, Султанмахмута Торайырова и Жусипбека Аймаутова раскрыть основную проблематику соотношения этического и эстетического, выявить, как исторически менялись способы трактовки и решения указанных категорий в связи с мировоззренческими, культурными и политическими изменениями в казахской степи начала ХХ столетия.
Этическое и эстетическое при всей своей многомерности и противоречивости выступают как фундаментальные мировоззренческие характеристики казахской культуры. Предлагаемый курс ставит задачу анализа традиционного и поиска нового способа бытия современного человека в мире. Конечно, в рамках выбранного формата учебного пособия, невозможно раскрыть все многообразие и богатство философских исканий М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова – речь может идти лишь о том, чтобы представить читателям некоторые основополагающие сведения об этических и эстетических взглядах исследуемых персоналий, которые позволили бы студентам в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в многообразии их творчества.
Почему внимание концентрируется именно на лекционных и практических занятиях? Дело в том, что практика преподавания философских дисциплин показала, что лекционно-семинарская система наиболее полно соответствует духу изучаемого предмета. А лучшей формой вообще следует признать беседу, в ходе которой преподаватель делится с учащимися своими наблюдениями и знаниями.
На практических занятиях значительно расширяется поле самостоятельных действий для учащихся, акцент переносится с образования (получении знаний) на самообразование (добывание знаний). Выработка самостоятельного мышления немыслима без активного действия, без приобретения навыков в решении практических задач. Более того, собственный опыт значительно более важен, чем те решения, которые описаны в книгах, или которые рассказаны другими. Тот, кому приходилось уже раньше решать философские задачи, как правило, гораздо быстрее справляется с теми жизненными ситуациями, которые требуют мудрого подхода.
К приведенным текстам полезно обращаться во время изучения нового материала или при повторении и закреплении уже изученного, а также для контроля и самоконтроля как в процессе самостоятельной работы, так и на лекциях, семинарах, рубежном контроле и экзаменах. Некоторые задания (тексты) не имеют однозначного решения, поэтому возможна дискуссия. Кроме того, анализ текстов позволяет не только познакомиться с общими этическими и эстетическими категориями, но и коснуться других вопросов и проблем. Материал предполагает творческий подход к работе и студентов, и преподавателя.
Программа курса «Этическое и эстетическое творчестве М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова» соответствует целям философско-методологической подготовки студентов и служит связующим звеном между общефилософскими, этическими, эстетическими, культурологическими, логическими и специализированными профессиональными знаниями, полученными студентами в образовательных программах бакалавриата.
Учебное пособие содержит рекомендации по изучению темы, контрольные вопросы по разделам тематического плана, темы рефератов, глоссарий.
1 Идейные истоки и мировоззренческие основы формирования специфики взаимосвязи этического и эстетического в наследии М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова
1.1 Методологические основания философского исследования взаимосвязи этического и эстетического
Цель занятия: формирование навыков теоретического обоснования методологии исследования взаимосвязи этического и эстетического.
Рекомендации по изучению темы: при изучении темы предполагается выяснение специфики этического и эстетического как метакатегорий этики и эстетики, установление связей со всем комплексом этических и эстетических категорий.
Во-первых, необходимо выяснить, что представляет собой этическое и эстетическое. Для этого нужно показать эволюционный процесс формирования этих категорий в недрах мировой философии. При анализе предмета обратите внимание на то, что творчество казахских мыслителей в большей степени относится к имплицитной эстетике. Желательно показать, что этическое и эстетическое при всей своей многомерности и противоречивости выступают как фундаментальные мировоззренческие характеристики казахской культуры.
Во-вторых, покажите значение формирования целостного представления о единстве этического и эстетического как нового способа мышления.
В-третьих, раскройте связь историзма с герменевтикой и другими методами исследованиями при изучении этического и эстетического в творчестве исследуемых персоналий. Обратите внимание, какое место занимают категории этического и эстетического в жизнедеятельности человека и общества и в вашей специализации.
Содержание темы
1. «Этическое» и «эстетическое» - типология соотношений категорий с различных точек зрения (историко-философский анализ).
2. Формы проявления категорий этическое и эстетическое в казахской философии и методологические основы изучения понятий казахской философии.
3. Методологическая основа исследования категорий этическое и эстетическое в наследии М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова.
Анализ взаимосвязи этического и эстетического в творчестве М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова предполагает исследование духовных истоков становления их мировоззренческих позиций. Этой задаче и посвящен данный раздел, где прослежены сущность и характер взаимосвязи этического и эстетического в тех культурах, которые оказали непосредственное влияние на формирование мировоззрения М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова. В научной литературе при исследовании истории развития казахской философской мысли в основном выделяются следующие этапы: древнетюркская культура, средневековое мусульманство, философия акынов и жырау, казахское просвещение, философия XX века. Основываясь на общепризнанной типологии, в качестве методологической основы исследования духовных истоков мировоззрения М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова, мы выделили четыре источника, которые позволяют, на наш взгляд, наиболее полно раскрыть специфику их взглядов: это кочевая традиция, философия мусульманского средневековья, наследие акынов и жырау, русская и европейская культуры. Таким образом, настоящая тема предполагает рассмотрение взаимосвязи этического и эстетического в процессе эволюции, что в некоторой степени осложняет нашу работу. Однако мы постарались выделить те основные универсалии в рассматриваемых типах культур, которые составляют основу казахского мировосприятия и являются общими для всей казахской культуры как единой системы.
Когда мы говорим о великих мыслителях прошлого, перед нами часто встает вопрос: что нового ими привнесено в историю философской мысли? Каково значение их наследия для дальнейшего развития философии? На этот чрезвычайно трудный вопрос дать окончательный ответ в рамках учебного пособия очень сложно, но и игнорировать его в силу характера изучаемой проблемы нельзя. Потому мы несколько изменим акценты в постановке вопроса. На наш взгляд, главное не в том, раскрыты ли до конца и оформлены ли в целостную рационализированную концепцию поставленные проблемы М. Ж. Копеевым, С. Торайгыровым и Ж. Аймаутовым. Скорее здесь важна выдвинутость указанных проблем на первый план в наследии исследуемых мыслителей. И вот, если мы взглянем на творчество М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова именно с этой позиции, станет очевидно, насколько сильно они обогатили философскую мысль своими исследованиями.
Прежде всего, мы должны признать, что ими прочно введена идея взаимосвязанности этического и эстетического. Анализ их творчества показывает, что основа взаимосвязи этического и эстетического лежит в сущности человеческого, и именно эта связь выражает особенности его развития и становления. То есть исследование взаимосвязи этического и эстетического, это, прежде всего, исследование человека в бесконечном процессе его самосозидания и становления, исследование его способности гармонично или дисгармонично устраивать свою природу и выстраивать отношения с миром. Таким образом, этическое и эстетическое – это способ освоения действительности, но именно их связь раскрывает определенную ступень в саморазвитии человека. Но, с другой стороны, поскольку этическое и эстетическое проявляются через отношение к миру, а это отношение вырабатывается из представлений о мире в целом, то изучение взаимосвязи этического и эстетического должно также исходить из определенного учения о мире. Таким образом, наше исследование предполагает два аспекта: исследование взаимосвязи этического и эстетического, проявляющееся через учение о человеке (антропология) и в отношении «человек-мир» то есть, через учение о мире (онтология).
Как известно, специфика размышлений, связанная с образом жизни, природно-климатическими условиями обусловила различные типы философствования на Западе и Востоке. Так вот, перед нами существует одно методологическое затруднение, поскольку этическое и эстетическое – это категории европейской философии, которые были введены в научный оборот в XVIII в. А. Баумгартеном, что сделало возможным научно-теоретический анализ взаимоотношений этического и эстетического, разработку понятийного логически-рационализированного аппарата. Но это не означает, что до XVIII столетия не было размышлений о прекрасном, добре, зле, возвышенном. Генезис взаимосвязи этического и эстетического свидетельствует о том, что этическое и эстетическое, переплетенные в синкретичном мировоззрении древности, рождаются в лоне философских размышлений в качестве практически ориентированной составляющей, основу которой образует поиск ответа на вопрос: «как надо жить?». То есть вопрос о генезисе этико-эстетической рефлексии тесно связан с проблемой происхождения философии. И среди первых вопросов мировоззренческого мышления должны были быть вопросы этико-эстетического характера: что есть добро? красота? как в реальной жизни достичь совершенства? Поэтому предполагается, что первые попытки мировоззренческих построений одновременно содержат в себе моменты этико-эстетической рефлексии. Но поскольку данные проблемы являются «вечными» в плане необходимости их решения каждым человеком на протяжении всей его жизни, то использование терминов этическое и эстетическое применительно к творчеству М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова не противоречит принципам историко-философского анализа. Очевидно, что при общем онтологическом основании человека и мира, категории востока и запада, касающиеся человеческого бытия имеют нечто общее. Кроме того, в казахской мыслительной традиции есть понятия и представления о хорошем (жақсылық), плохом (жамандық), красивом (сұлулық), героическом (ерлік), сходные по смысловому значению с категориями западной философии, и которые являются, соответственно, проявлениями этического и эстетического. Следовательно, мы считаем вполне обоснованным применение категорий этического и эстетического и их модификаций при анализе казахской мыслительной традиции.
Контрольные вопросы
1. Найдите термины, наиболее точно соответствующие пониманию эстетического в разные эпохи:
эстетическое как способ постижения истины
|
русская эстетика
|
эстетическое как выражение божественного
|
эстетика Ренессанса
|
эстетическое как целесообразное
|
эстетика Древнего Востока
|
эстетическое как мера
|
эстетика XIX в.
|
эстетическое как мера индивидуального
|
эстетика Нового времени
|
эстетическое как синоним истины и добра
|
античная эстетика
|
эстетическое как символическое
|
эстетика ранних цивилизаций
|
эстетическое как объект любования
|
эстетика XX в.
|
эстетическое как космическое
|
эстетика Платона
|
эстетическое как объект созерцания
|
эстетика Аристотеля
|
Как понимают эстетическое в казахской философии?
Что такое этическое и какова его роль в казахской культуре?
Этическое и эстетическое – в чем суть их взаимосвязи?
Приведите основания о необходимости изучения проблемы этического и эстетического в современную эпоху.
1.2 Генезис и оформление этического и эстетического в кочевой культуре
Цель занятия: изучение истоков становления специфики этического и эстетического в древней культуре казахского народа.
Рекомендации по изучению темы: рассматривая истоки формирования представлений об этическом и эстетическом в культуре кочевья, прежде всего, нужно разобраться в характере и специфике мировоззрения и духовных исканий казахов кочевой эпохи. Традиционная картина мира кочевников опирается на созерцательно-чувственное и этико-ритуализированное познание мира и является синтетической формой рефлексий.
Обратите внимание на древнетюркскую мифологию, космогонию и религию Тенгрианства. Выявите роль материальной культуры в формировании ментальности кочевого народа. Проанализируйте этико-эстетические воззрения Қорқыт-ата. Обратите внимание на специфику кочевой культуры в восприятии мира: времени, пространства, отношения к природе, отношения Я-Другой. Раскройте специфику места природы и неба в традиционной картине мира. Тождественность этического и эстетического.
Содержание темы
Синкретизм этического и эстетического в кочевой культуре казахов. Его причины и следствия.
Ритуализированная символика этического и эстетического традиционного казахского общества.
Чтобы вполне адекватно понять специфику взаимосвязи этического и эстетического в кочевой культуре, необходимо, уточнить, что, это не взаимосвязь отдельных категорий, а взаимосвязь самого бытия, то есть она онтологична. Как известно, в древние времена мировоззрение кочевников было синкретичным. В научной литературе, в частности в исследованиях М. О. Орынбекова, неоднократно подчеркивалось, что анализ казахской мыслительной традиции, а значит, этико-эстетической практики предполагает обращение к доисламским верованиям казахов, тенгрианству, шаманизму, к древнейшим представлениям о строении и законах мироздания, к образу жизни кочевников, направленности их практической деятельности, которые представляют собой тонкое философское обобщение жизнебытия. В процессе исследования нами были выделены несколько основных мировоззренческих факторов, играющих важную роль в реконструкции этического и эстетического тех времен: это – отношение человека к природе и самоопределение человека в мире.
В современной науке признано, что природа, определяя систему отношений с человеком, выстраивает мировосприятие и миропонимание народа, склад мышления, способы освоения и модель мира. Восприятие космоса, вселенной как одушевленного явления и подчинение кочевника законам природы говорит об абсолютизации космоса. То есть, кочевое мировоззрение космологично в своей основе. Осознание глубинного единства с космосом, способствовало выработке особого созерцательного отношения к природе. Характерный для кочевников принцип «невмешательства», воплотился в гармоничном общении с природой, в отличие от мировоззрения оседлых народов, ориентированных на активное переделывание окружающего мира в связи с потребностями человека.
Из вышесказанного следует, что кочевая культура была ориентирована на созерцание-общение, гармоничное со-бытие человека и мира. Дело в том, что созерцание для кочевника не понятийный, рассудочный процесс, скорее – это переживание, вчувствование. В целом, можно сделать вывод, что созерцание являлось образом жизни, своеобразным способом общения с миром, в котором сосредоточено взаимопроникновение этического и эстетического. Для того, чтобы понять основоположение созерцания в жизни кочевников, необходимо раскрыть значение гармонии в мировоззрении древних казахов. Попытаемся дать развернутую характеристику данной универсалии.
На наш взгляд, представление о гармонии является одной из определяющих доктрин казахской традиционной мысли с древнейших времен. Конечно, понятие «гармонии» не было специально обозначено, прописано, но ее существование постоянно подразумевалось. Считается, что космос воспринимался древними казахами как совершенное явление, обладающее не только физическими, материальными качествами, но и одухотворяющими, созидающими возможностями, которые раскрывались лишь при условии гармоничного бытия человека в мире. То есть, древние казахи не знали деления на человека и космос. Кочевник отличал себя от природы, но не выделял. И чем чаще происходило столкновение с различием, тем больше прилагалось усилий для сохранения гармоничного бытия. Эти усилия выливались в разнообразные способы гармоничного синтезирования мира. Мы сознательно ограничиваем свое исследование и выделяем из них три, наиболее ярко выраженные, в культуре кочевников: гармонию света, числа и музыки и попытаемся выявить, как через них раскрывается взаимосвязь этического и эстетического в кочевой культуре и в творчестве М. Ж. Копеева, С. Торайгырова и Ж. Аймаутова.
В доисламских учениях свет был определяющей характеристикой положительного начала, олицетворяющего добро, удачу, то есть мир, действующий по законам добра и красоты.
Несомненно, что жизнь древних кочевников не исчерпывалась восхищением космическими светилами. Само поклонение им сопровождалось многочисленными ритуалами. В принципе, невидимое и недоступное, выражавшееся в эстетике ритуалов древними казахами, не подвергалось сомнению или обсуждению. В традициях и ритуалах закреплялись нормы поведения, необходимые для поддержания жизнеспособности древних казахов. И воспринимались они всеми как законы жизнеповедения, своего рода, этические и эстетические ценности, нарушение которых влекло разрушение мира.
Из вышеприведенного анализа становится очевидным, что кочевая культура, способствовала не рациональному, научному освоению мира, но сакральному духовно-душевному общению с ним. Другими словами, кочевники издревле внимали не только явленному, но и не явленному миру. Вот потому способ познания мира казахов был связан в большей степени не с наукой, но с искусством, поэзией и музыкой. Можно сказать, что кочевое мировоззрение музыкально-поэтично. Это также связано с тем, что одним из древнейших способов общения с миром была музыка. Она занимала господствующее положение в кочевой культуре, и потому представление о гармонии будет неполным без анализа музыки. Музыка пронизывала жизнь кочевников и несла в себе сакральную информацию, проникающую и соединяющую мир физический и божественный, она была связующим звеном между человеком и вселенной, между бытием и инобытием, жизнью и смертью, своеобразным кодифицированным способом общения человека с миром.
Контрольные вопросы
1. Дайте общую характеристику традиционной картины мира у кочевников. Проведите сравнительный анализ с картиной мира оседлого народа
2. Как понимали космос, небо древние казахи, в чем это проявлялось? Приведите примеры сакрализации числовой символики, света
3. В чем сущность философских оснований общения в кочевой культуре?
4. Как вы понимаете фразу «Коркыт ата – отец музыки». Раскройте философский смысл легенды о Коркыт-ата
Достарыңызбен бөлісу: |