Урока: «Тело облачает душу, оно же ее и разоблачает»



бет1/4
Дата19.11.2016
өлшемі0,91 Mb.
#2016
түріУрок
  1   2   3   4


Приложение 2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЧАСТЬ I.История зарубежной хореографии
Раздел 1.Танцевальное искусство от древности до XIX века
Тема 1.1.Хореография как вид искусства.
УРОК 1

Введение в предмет.

Эпиграф урока: «Тело облачает душу,

оно же ее и разоблачает»

(итальянский поэт Франческо Петрарка)
В процессе эвристической беседы с учащимися выявить основные виды искусств. Рассмотреть связь танца с другими видами искусств.

Специфические особенности хореографии, ее выразительные средства. Виды хореографии. Рассказ о возникновении танца. Взгляд первобытного человека на окружающий мир. Виды первобытных плясок.

Примеры: роль танца в жизни ацтеков, древних мексиканцев, индийцев и народов Ближнего Востока.

Балетный спектакль как самая распространенная форма хореографического искусства XIX - XX вв.

Создатели балетного спектакля:

балетмейстер, композитор, либреттист, танцовщики (балетная труппа), музыканты (оркестр), осветитель, декоратор, гример, костюмер.


Понятия:искусство, хореография, классический, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль, либретто, декорация, увертюра, дирижер, пантомима.

Произведения:

  • ранние формы танца в наскальных изображениях;

  • иллюстрации, отображающие различные виды искусств.

Домашнее задание (варианты):

  • творческое сочинение на темы «Для чего нужно искусство», «Мой любимый вид искусства» и др.;

  • рисунок на любой сюжет из пройденной темы.

УРОК 2


Повторение и закрепление материала.

Работа со словарем:

Занесение основных терминов пройденной темы в словарь.

Также рассматриваются следующие понятия: адажио, вариация, солист, кордебалет, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр.

Домашнее задание:

Заполнить предложенную преподавателем анкету, состоящую из вопросов, позволяющих узнать интересы и увлечения учащихся, их взгляды на искусство, вкусы, названия любимых спектаклей, книг и т.п.


Тема 1.2.Танцевальное искусство стран Востока.
УРОК 1.

Общая характеристика восточных представлений.

Восточный театр как синтез искусств.

Особенности драматургического построения, костюма и решения сценического пространства (отсутствие декораций).

Позы, жесты, ритмизированные движения в танце.

Влияние религий на театр Востока.



Страны Юго-Восточной Азии:

Мьянма (Бирма) - танцы составная часть религиозных и народных праздников. Пантомимы, песенно-танцевальные представления, карнавальные шествия.

Индонезия - танцы островов Ява, Бали, Суматра.

Театр масок.



Страны Дальневосточного региона:

Китай - виды театров. Распространение театрализованных песенно-танцевальных и фарсовых представлений.

Япония - театр «но» как синтез песенной и танцевальной культуры.
Понятия:икебана, пагода.

Произведения (по выбору преподавателя):

  • примеры народной музыки;

  • фотографии с изображением танцующих.

Примечания: показать существенное отличие классического танца Востока от европейского классического танца (балета), отметив многообразие и самобытность танцевальных культур Индии, Индонезии, Мьянмы (бывшей Бирмы), Китая и Японии.
УРОК 2

Танцевальное искусство Индии.
Возникновение театрального и танцевального искусства Индии задолго до европейского.

Пути развития индийского танца, отраженные в храмовых изображениях и скульптуре.

Древнее руководство «Натьяшастра» - «Наука о театре» (ок. IV в. н.э.)

Неразрывная связь танца с музыкой, пением, поэзией, театром. Влияние индуистской мифологии. Древнеиндийские эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» (IIв.н.э.) - основа театральных представлений. Язык кистей рук - мудра (жесты).



Стили индийского танца:

бхаратнатьям, катхак, катхакали, манипури, одисси.

Своеобразие индийских праздников и обычаев.

Особенности национального костюма.


Понятия:храм, ситар (музыкальный инструмент), сари, тика (точка на лбу индийской женщины).

Произведения:

  • «Танцующий Шива» (бронзовая статуя);

  • изображения индийских храмов и скульптуры;

  • фотографии с изображением танцовщиков различных стилей;

  • иллюстрации с изображением мужского и женского костюма;

  • музыкальный материал - звучание ситара.


Тема 1.3.Танцевальное искусство Древней Греции.
УРОКИ 1-2

Обращение к скульптуре и древней живописи Греции, в которых запечатлены красота и пластическая гармония образов античной хореографии.

Греческая мифология - 9 муз - покровительниц искусств и наук.

Терпсихора - муза танца.

Греческий театр: драма, комедия, гротеск.

Виды танцев Древней Греции:

военные «Пиррих», священные «Эммелия», сценические «Кордак», «Сикиннида», «Кубистика» (танец на руках).

Влияние античного искусства на формирование системы классического танца.

Особенности греческого костюма.
Понятия:античность, миф, мифология, Аполлон, Парнас, лира, орхестра, котурны, хитон, гиматий (греческий плащ), амфитеатр.

Произведения:

- репродукции



  • Р.Менгс «Парнас»;

  • Рафаэль «Парнас» Фреска (1511г.);

  • А.Мантенья «Парнас» (1497);

  • Н.Пуссен «Танец в честь Приама» (ок.1638);

  • фрагменты произведений Гомера «Иллиада» (описание хоровода), «Одиссея» (описание мужского дуэта на фоне танцующих юношей);

  • примеры скульптуры и древней вазовой живописи с изображением образов античной хореографии («Танцующие молодые гречанки», «Танцующая Менада», Танагрские статуэтки, вазовая живопись - «Кордакс», «Сикиннис» и т.п.).

- музыкальный материал:

  • греческий народный танец «Сиртаки».


Тема 1.4.Танцевальное искусство эпохи средневековья (X-XV вв.).
УРОКИ 1-2.

Появление ряда простейших танцевальных форм в зрелищах Средних веков. Влияние церкви (религии) на танцевальное искусство: запрет светских забав.

Религиозные танцы - «священные действа».

Романская эпоха (X - XII вв.) – хороводные танцы с линейно-шеренговой композицией.

Готическая эпоха (XII - XV вв.) – появление парных танцев, первых балетных интермедий - междуявствий. Различие между придворными и деревенскими танцами.

Характеристика основных танцев Средних веков: бранль, бассданс, мореска, фарандола.

Рыцарская культура - культ прекрасной дамы.

Особенности цветовой символики.

Средневековый женский костюм (S-образная форма силуэта) и мужской костюм (клювовидная остроносая обувь).

Влияние костюма на характер и манеру исполнения танцев (степенность, тяжеловесность).


Понятия:готика, готическая архитектура, тамбурин, интермедия, стиль.

Произведения:

- репродукции:



  • П.Брейгель Старший «Крестьянский танец»;

  • П.П.Рубенс «Крестьянский танец»;

  • П.Кристус «Портрет молодой женщины»;

  • Я.ванЭйк «Чета Арнольфини»;

  • Р.ван дер Вейден «Женский портрет»;

  • В.Карпаччо «Молодой рыцарь на фоне пейзажа»;

  • фрагмент рисунка Альбрехта Дюрера «Танцующая пара (рыцарь и дама)»;

  • миниатюра из «Трактата об искусстве танца» ГульельмоЭбрео « Придворный танец».

- фотографии (внешний вид, интерьер):

  • собор в Вормсе (X-XIII вв., романская архитектура);

  • собор Парижской богоматери (XII-XIV вв., готическая архитектура).

- музыкальный материал:

  • Г.Ф.Гендель «Пассакалья»;

Возможно использование музыки XIX-XX века, в которой ярко и характерно

звучит тема средневековья.

Например:


  • К.Сен-Санс «Danse macabre»;

  • С.Прокофьев. «Танец с лилиями», фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».


Тема 1.5.Танцевальное искусство эпохи Возрождения (XVI в.).
УРОКИ 1-2.

Характеристика эпохи: развитие наук и искусств, прогресс во всех областях общественной деятельности.

Идеал эпохи - античность - отразилась во всех видах искусства (в живописи, литературе, скульптуре, хореографии).

Театральные представления с песнями и танцами, сочетающие античную драму и средневековые зрелища. Установка связи танца с музыкой. Постепенное превращение танца под воздействием музыки в профессиональное искусство. Первый образец нового жанра «Комедийный балет королевы» Бальтазарини де Бельджозо. Появление первых теоретиков - учителей танцев: ФабрициоКарозо, ЧезареНегри.


Виды представлений:

  1. празднества светского характера;

  2. триумфы на колесницах;

  3. торжественные трапезы.

Популярные бальные танцы эпохи Возрождения (в основном парные, сложные движения и фигуры):

павана, ригодон, бурре, куранта, вольта, гальярда.

Объединение танцев в сюиты (павана, гальярда или бранль, бассданс, куранта, вольта, гальярда, сальтарелла ).

Основные элементы мужского и женского костюмов: обувь «медвежья лапа», воротник «мельничный жернов» и т.д.


Понятия:ренессанс, лютня, танцевальная сюита, танцмейстер, бал.

Произведения:

- репродукции:



  • гравюры из трактата ФабрициоКарозо «Танцовщик» (1581);

  • С.Боттичелли. Фрагмент картины «Весна» («Три грации») (конец 1470-х годов);

  • гравюры «Комедийный балет королевы»;

  • Ж.Клуэ Младший «Портрет Франциска I» (1525-1530);

  • С.Коэльо «Инфанта Исавель Клара Эухения» (1579);

  • П. де лаКрус «Портрет дона Диего де Вильмайор» (1609);

  • Л.Кранах Старший «Женский портрет» (1526), «Портрет принцессы СибиллыКлевской»;

  • Бронзино «Элеонора Толедская с сыном» (ок. 1545);

  • Караваджо «Лютнист».

- музыкальный материал:

  • звучание лютни;

  • Г.Форе «Павана»;

  • Дж.Дауленд «Павана» (фрагмент);

  • Ж.Ф.Рамо «Ригодон»;

  • Дж.Дауленд «Гальярда»;

  • И.С.Бах «Куранта»;

  • И.С.Бах. Бурре из оркестровой сюиты №2 си минор.


Тема 1.6.Танцевальное искусство XVII века.
УРОКИ 1-2

Характеристика эпохи:

XVII век - эпоха государственности, укрепления государства и власти короля.

Пример: Франция и король Людовик XIV - самый влиятельный монарх Европы (1638-1715г.)

Франция - центр балетного искусства. Господство стилей классицизм, барокко. Основание Людовиком XIV Королевской Академии танца (1661г.). Преобразования танцевального искусства Пьером Бошаном (ок.1636-1705). Начало становления классического балета. Ведущая роль музыки. Танцевальная музыка в творчестве придворного композитора Жан Батиста Люлли (1632-1687).

Разнообразие жанров театральных представлений:
Франция - балет-маскарад,

- драматический балет,

- балет с выходами («Королевский балет ночи»).

Италия - театр масок комедия дель арте,

- конный балет.



Англия - маски,

- антимаски.

Популярные бальные танцы менуэт и гавот.

Основные элементы мужского и женского костюмов (схожесть силуэта).

Влияние костюма на манеру исполнения танцев.
Понятия:монарх, монархия, классицизм, барокко, Версаль, антре, комедиядель арте.

Произведения:

- репродукции:



  • П.Миньяр «Людовик XIV в кругу семьи»;

  • Ш.Лебрен «Людовик XIV, молодой король»;

  • Ж.Эдеминк «Портрет Людовика XIV»;

  • гравюры Жака Калло. «Танцы в comediadell’arte»;

  • рисунки Жака Калло «Конный балет «Война любви» (1615);

  • эскизы балетных костюмов начала XVII века;

  • гравюра из книги Рамо «Учитель танцев» «Менуэт»;

  • гравюры с изображением сцен из балетов, танцовщиков и танцовщиц (по выбору преподавателя);

  • фотографии Версальского дворцового комплекса (внешний вид, интерьер).

- музыкальный материал:

  • Ж.Ф.Рамо «Менуэт»;

  • Ж.Б.Люлли «Гавот».

Примечания: проследить, как в XVII веке танец проделал путь от придворных забав к профессиональному театру, от костюмированных балов к представлениям на публичной сцене.
Тема 1.7.Танцевальное искусство эпохи Просвещения (XVIII в.).
Характеристика эпохи: возникновение интереса к образованию

Расцвет парадной придворной культуры - стиль рококо. Основные элементы мужского и женского костюмов.

Появление массовых танцев.

Бальные танцы XVIII века:

гавот, скорый менуэт, тампет, танец с шалью, пасспье, контрданс, полонез.

Развитие танцевальной сюиты - объединение танцев аллеманда, куранта, сарабанда и жига.


Понятия:рококо, клавесин, «большой балет XVIII века» (выход по окончании театрализованного представления в XVIII веке).

Произведения:

- репродукции:



  • Д.Веласкес «Портрет инфанты Маргариты» (ок. 1660г.);

  • Ф.Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1759);

  • Д.Рейнолдс «Портрет коммодора Кеппела» (1753-54);

  • Т.Гейнсборо «Портрет миссис Грехэм» (1777); «Утренняя прогулка» (1785);

  • гравюра Жак-ФилиппаЛеба по картине Филиппа Кано «Учитель танцев» (1745г.);

  • «Менуэт» гравюра из книги Пьера Рамо «Учитель танцев» (1725);

  • гравюры XVIII века посвященные танцу (по выбору преподавателя).

Например: Кл. Валефф «Большой балет» Людовика XV в Шантильи»;

«Бытовой танец» 1780г. Франция;

«Карнавальный уличный танец» Венеция, 1756г.

- музыкальный материал:



  • В.А.Моцарт «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан» или И.С.Бах «Менуэт» из оркестровой сюиты №2 си минор;

  • полонез (по выбору преподавателя). Например: И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта или Л.Бетховена;

  • И.С.Бах. Гавот из оркестровой сюиты №4 ре мажор;

  • Г.Ф.Гендель. Куранта из сюиты для клавесина соль мажор (фрагмент).


Тема 1.8.Хореографы XVIII века.
УРОКИ 1-2

Появление музыкальных театров.



Ведущие жанры музыкальных театров:

- в Англии - пантомимные балеты, влияние итальянской комедии дель арте;

- во Франции - опера-балет;

- в Италии - развлекательные балеты.

Балет XVIII века как синтетический спектакль. Проследить пути самоопределения балетного жанра. Постепенное усовершенствование эстетики спектакля: технические приемы, оформление, костюм. Обращение к мифам, историческим легендам, волшебным сказкам.
Знакомство с творчеством мастеров танцевального искусства разных стран, выступавших за независимость балетного искусства, особенности их творчества.

Англия:

Джон Уивер (1673-1760) - утверждение на сцене сюжетного балета без пения и слов, при помощи танца и пантомимы.

Джон Рич (1682-1781) - главенствующая роль музыки в пантомимных спектаклях.

Франция:

Мари Салле (1707-1756) - танцовщица-хореограф – шаг к большей свободе сценического поведения в танце, драматизация балета (превращение развлекательного зрелища в содержательное и полноправное произведение музыкального театра).

Мари Камарго (1710-1770) - танцовщица - обновление и усложнение техники танца (заноски, костюм, быстрый темп).

Жан Жорж Новерр (1727-1810) - первый балетный режиссер, реформатор балетного театра.

Балетный спектакль - самостоятельный театральный жанр.

Основа - драматургия.

Разделение бальной и сценической хореографии.

Жан Доберваль (1742-1806) - ученик Новерра. Создание нового хореографического жанра - комедийный балет. Балет «Тщетная предосторожность».



Италия:

ГаспароАнджолини (1731-1803) - музыка и драматургия - основа балетного спектакля; усовершенствование балетной эстетики в сфере героической и трагической хореографической драмы.


Произведения:

- репродукции:



  • Н.Ланкре «Мари Камарго»;

  • гравюра Н.Лармесьена по картине Н.Ланкре «Мари Салле» (после 1732);

  • иллюстрации к балету «Тщетная предосторожность» (любые по выбору преподавателя);

  • гравюра «Ж.Ж.Новерр»;

  • Боке. Эскизы и костюмов для балета Новерра (1768);

  • гравюра «Джон Рич-Арлекин» (1753);

  • гравюра 1718г. Балет Д.Уивера «Орфей и Эвридика. Сцена ада»;

  • К.Сомов «Итальянская комедия» (1914);

  • Ж.А.Ватто «Итальянские комедианты» (около 1720);

  • П.Сезанн «Арлекин и Пьеро».

- музыкальный материал:

  • фрагменты балета «Тщетная предосторожность».


Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века
Тема 2.1.Бальный танец XIX века.
УРОКИ 1-2

Характеристика эпохи: влияние общественных отношений на искусство.

Стиль ампир как переход от классицизма к романтизму. 30-е годы - вершина развития стиля романтизм.

Основные черты стиля романтизм.

Проявление романтического мировосприятия в хореографии, музыке, моде.

Появление новых танцев, изменение стиля и манеры исполнения (непринужденность, легкость).

Светский этикет.

Популярные танцы XIX века:

полонез, вальс, мазурка, галоп, полька, полька-галоп, французская кадриль.

Обращение композиторов-романтиков к танцевальному жанру.


Понятия:ампир, романтизм, фрак, ритурнель.

Произведения:

- музыкальный материал:



  • Ф.Шопен. Полонез № 3 ля мажор, соч. 40 №1;

  • Ф.Шопен. Вальс си минор;

  • Ф.Шуберт. Вальс ля бемоль-мажор;

  • Ф.Шопен. Мазурка № 34 до мажор, соч. 56 №2;

  • И.Штраус. Полька-галоп «Трик-трак».

- репродукции по выбору преподавателя.
Тема 2.2.Романтические образы в хореографии XIX века.
УРОК 1.

Общая характеристика основных черт романтического балета (2 направления: фантастика и поэтизация земного).

Романтические балеты, построенные на фантастических образах и на столкновении фантастики и реальности. Творчество балетмейстера Филиппа Тальони (1777-1871). Воздушный танец Марии Тальони (1804-1884).

Принципы нового стиля балета «Сильфида» (1832):

- танец на пальцах как эстетическое стремление передать в классическом балете полетность, невесомость, воздушность;

- кордебалет фон для солистов;

- изменение балетного костюма - тюник.

Балет «Жизель» - вершина романтической хореографии.

Сотрудничество балетмейстеров Жюля Перро и Жана Коралли с композитором Адольфом Аданом.

«Жизель» (1841) - попытка создать образ в слияние хореографического и музыкального начал (единство пантомимы и танца, контраст реального и фантастического миров, взаимодействие солистов и кордебалета).

Балерина Карлотта Гризи (1819-1899) - первая исполнительница роли Жизели.
Понятия:пуанты, тюник, кордебалет, солист, сильфида, виллисы.

Произведения:

- музыкальный материал:



  • фрагменты балета «Сильфида» (по возможности);

  • фрагменты балета А.Адана «Жизель»:

I акт - Вальс и танец Жизели и Альберта

- Сцена сумасшествия

II акт - Танец виллис

- Па-де-де Альберта и Жизели

- репродукции:


  • К.Штельцнер «Портрет Марии Тальони»;

  • гравюра с картины Ж.Леполла. «М.Тальони и Ж.Мазилье в балете «Сильфида»;

  • литография А.-Э.Шалона. «М.Тальони в балете «Сильфида» (ок. 1846г.);

  • гравюры с изображением М.Тальони, Ф.Тальони, Ж.Перро, К.Гризи и др. (по выбору преподавателя);

  • фотоматериалы постановок балетов «Сильфида» и «Жизель» в наше время.

УРОК 2.


Романтические балеты, идеалом которых стала поэтизация всего земного через раскрытие драматических сюжетов с сильными страстями и контрастными образами героев.

Реалистические образы в творчестве балетмейстера Жюля Перро (1810-1892).

Балет Цезаря Пуни «Эсмеральда» (1848г.) - действенный романтический балет (показ реалистической картины средневекового Парижа).

Творчество балерины Фанни Эльслер (1810-1884).

«Падекатр» Жюля Перро.
Понятия:pasdactions (па д’аксьон – действенный танец).

Произведения:

- музыкальный материал:



  • фрагменты балета Ц.Пуни «Эсмеральда» (по выбору преподавателя).

- репродукции:

  • литография Ж.Бувье. «К.Гризи и Ж.Перроисполняющие польку»

(ок. 1846г.);

  • литография «Жюль Перро в балете «Эсмеральда»;

  • гравюры и фотоматериалы (по выбору преподавателя).


Тема 2.3.Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века.
Путь от взлета романтического балета (30-40-е годы) до кризиса второй половины XIX века. Спад интереса к классическому балету, произошедшие изменения: стремление к развлекательности, пестрота художественных приемов, внешние эффекты, тяготение к акробатике.

Влияние кризиса на французскую и итальянскую школы классического танца.

Балетмейстеры ЛуиджиМанцотти и Артур Сен-Леон – яркие представители балетных театров Италии и Франции.

Балетмейстер ЛуиджиМанцотти (1835-1905) - грандиозные постановки, балеты-феерии, большое количество участников, главная роль кордебалета, структура представления - большое ревю, технические сложные вариации, отсутствие развернутых характеров.

Основные балеты «Эксцельсиор» (1881), «Любовь» (1886), «Спорт» (1897).

Артур Сен-Леон (1821-1870) - балетмейстер, сценарист, композитор, дирижер, скрипач - виртуоз.

Особенности спектаклей: внешний блеск, обилие сольных танцев, причудливость костюмов, трюки, электрические эффекты, приемы мюзик-холла и варьете тяготение к характерным пляскам.

Сотрудничество с композитором Лео Делибом - балет «Коппелия» (1870). Краткое содержание, хореографические приемы и музыкальные особенности балета (новаторская музыка).

Вывод: определение положительных и отрицательных сторон развлекательных балетов.
Понятия:кризис, дивертисмент, мюзик-холл, варьете, характерный танец,

Произведения: стилизация, балет-феерия, ревю.

- музыкальный материал:



  • Л.Делиб. Фрагмент балета «Коппелия» (например: вальс, музыка кукол, дивертисменты 3 акта).




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет