Гарольд Гарфинкель(р. 1917) американский социолог, создатель этнометодологии



бет1/2
Дата31.01.2018
өлшемі145,5 Kb.
#37133
  1   2
Гарольд Гарфинкель(р. 1917) - американский социолог, создатель этнометодологии.
Гарольд Гарфинкель родился в Ньюарке, Нью-Джерси 29 октября 1917 году в семье бизнесмена, занимавшегося продажей домашней утвари семьям иммигрантов. Отец очень хотел, чтобы сын продолжил его дело и настаивал на постоянном участии Гарольда в своей работе. Юный Гарфинкель действительно стал помогать отцу, но параллельно учился в экономическом колледже. Среди его педагогов было много выпускников Колумбийского университета, сумевших привить Гарольду интерес к социологии и социальным теориям, он начал посещать занятия по социологии, предназначенных для будущих специалистов в области социальных наук. По окончании колледжа в 1935 году Гарольд поступает в университет Северной Каролины, где занимается изучением социологии, причем особенно интересна ему теоретическая социология. Гарфинкель защитил магистерскую диссертацию в Университете Северной Каролины в 1942. И в 1942 году Гарфинкель был призван в армию США, где занимался подготовкой к танковым сражениям. Но реальных танков не было – только муляжи. Именно там впервые Гарфинкель обратил внимание на роль здравого смысла в моделях конкретных действий военнослужащих, на специфику не всегда осознаваемых моделей взаимоотношений. Между 1946 и 1952 Гарфинкель обучался на кафедре социальных отношений в Гарварде под руководством Т. Парсонса. Однако в то время как Парсонс подчеркивал важность абстрактных теоретических исследований, Гарфинкель больше тяготел к эмпирическим исследованиям, особенно социальным взаимодействиям, которые не осознаются самими участниками. Его интерес подогревался ещё и участием Гарфинкеля в двухгодичном исследовании лидерства в замкнутых пространствах – самолетах и подводных лодках. В 1952 году Гарфинкель защитил докторскую диссертацию в Гарварде. Основоположник социологической школы, известной под названием этнометодологии. Гарфинкель занимается анализом методов, используемых людьми в повседневной жизни для описания и осмысления своей деятельности. Его основным произведением является сборник эссе "Исследования по этнометодологии". Гарфинкэль - один из ключевых разработчиков феноменологической традиции в американской социологии. Его собственное развитие этой традиции (который он и называет этнометодологией) не совсем правильно понято. В отличие от социально-конструкционистской феноменологической социологии, он акцентирует внимание на радикальных явлениях, а не на различных способах, которыми они интерпретируются. Его совет, социологам «приостановить» их интерпретации об общественном строе, часто неправильно понимается, считается, что он полагает, что социальная жизнь хаотична, или что члены общества являются независимыми друг от друга людьми. Однако эти слова - просто аналитическое движение, разработанное, чтобы акцентировать внимание на существующем общественном строе. Он подчеркивает сложность языка и трудности, которые это создает для осознания и определения объективных социальных явлений. Этнометодологические исследования обладают большим разнообразием форм включая: последовательный анализ беседы; исследование социальных методов классификации (анализ категории членства); исследования параметров настройки рабочего места и действий (исследования работы). Результаты этнометодолгических исследований зачастую противоречат классическим исследованиям, методам, требованиям, и полученным данным профессиональной социологии и международного движения социологии. Гарфинкель прославился, в частности, странным употреблением английского языка, что лишь частично можно приписать сложности исследуемых им феноменов. Собственно говоря, язык Гарфинкеля — один из конститутивных элементов этнометодологического движения, во всяком случае, на начальной его стадии. Несмотря на то, что движение разворачивается в сугубо рационалистической академической (сначала) американской, а затем европейской и все более расширяющейся, но по-прежнему «ученой», то есть рационалистической среде, ему оказываются свойственными черты всякого «революционного» движения. В данном случае речь идет о революционном движении в социологии, которое нуждается в харизматическом вожде, пророке, говорящем темным языком так, что сначала труды сторонников представляют собой глоссы, а понимание сказанного вождем уже означает соучастие, достижение и награду

Гарфинкель Гарольд


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет