Мажорные лады. Минорные лады



Дата08.02.2022
өлшемі25,13 Kb.
#98029
Байланысты:
25.11.2020 ДОВ-32



25.11.2020
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания ДОВ-32
Здравствуйте
Тема: Мажорные лады. Минорные лады.
Цель : узнать о том что такое мажорные и минорные лады.
Задачи : усвоить тему , разобрать ступени мажор и минор.


Задание : зарисовать в тетради Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым.
Составить 5 вопросов по данной теме.
Критерии выполнения работы
«5»- объем работы выполнен полностью
«4»- объем работы выполнен не в полном размере
«3»- объем работы выполнен на половину
2»- работа не предоставлена на проверку

Срок сдачи : 26.11.2020 12.00


Тема 4.3.1 Минорные лады.

Помимо мажора и минора существовали и другие лады (см. «Средневековые лады»). Некоторые из этих ладов использовались и используются по сей день в творчестве различных народов. Основные используемые лады народной музыки мы рассмотрим в данной статье.


Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.
К семиступенным ладам народной музыки относятся две разновидности мажорного и две разновидности минорного ладов. Из-за совпадения звукорядов этих ладов со звукорядами средневековых ладов, им дали названия этих средневековых ладов:

Таблица соответствия ладов народной музыки и средневековых ладов

Описание звукоряда

Название

Мажор, повышена IV ступень

Лидийский лад

Мажор, понижена VII ступень

Миксолидийский лад

Минор, понижена II ступень

Фригийский лад

Минор, повышена VI ступень

Дорийский лад





Помимо семиступенных ладов, в народной музыке встречаются и пятиступенные лады. Их называют пентатоникой.

Тема 4.3.1 Минорные лады.
Лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие, называют минорным. Устойчивые звуки минорного лада также, как и мажорного, расположены по терциям. Только у мажорного лада сначала идёт большая терция, затем малая. А у минорного наоборот: сначала малая терция, затем большая. У обоих ладов крайние звуки расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. Приводим рисунок минорного трезвучия:

Рисунок 1. Пример минорного трезвучия
Минорный лад состоит из семи ступеней (как и мажорный). Гаммы минорного и мажорных ладов различаются последовательностью секунд (разные интервалы между ступенями). Порядок секунд минорной гаммы следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2. Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. Ниже приводим рисунок минорной гаммы (для простоты на примере изображён Ля-минор, поскольку он не имеет при ключе знаков альтерации):

Рисунок 2. Минорная гамма (ля минор)
Приводим схему, на которой обозначены тяготения неустойчивых звуков к устойчивым:

Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым
Далее всё по аналогии с мажором: 
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет