Таварих-и гузида-йи нусрат-наме



бет1/3
Дата28.01.2018
өлшемі0,66 Mb.
#35583
түріРассказ
  1   2   3
ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ

|57а| В его [Абу-л-Хайр-хана 1] век рубили саблями Бахшибек-бахадур и Кутлук-Бука-бахадур, [которые были] из потомков Кышлыка 2. И имена беков 3, которые на служении у хана рубили саблями [и также] проявили усердие, следующие: из [племени] дурман — Йа'куб /57б/ [и] Кара-Гадай-бек, из [племени] найман — Шайх-Суфи.

РАССКАЗ О ТОМ, КАК [ХАН] ПЕРЕДАЛ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ 4 [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА 5. [ХАН], ПРОЯВИВ БЛАГОВОЛЕНИЕ, ПЕРЕДАЛ ИМ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГИ [ГОРОДА] ЧИМГИ-ТУРА

Еще из [племени] дурман — Кирни-Таринчак-бахадур. Из [группы] ички 6 — Илин-Ходжа и Суфра-ходжа. Они — те, кто во время казачества 7 рубили саблями и стали причиной [его] могущества.

И имена беков [того времени], когда установилось уже [его] могущество: из потомков кыйата Исатай-бека 8 — Бузанджар-бек, из потомков конграта Али-бека — Мухаммад-бек, из [группы] туман 9 — Тангри-Берди-бек, из [племени] мангыт — внук [17] Идику-бека 10 Ваккас-бек. Этот бек дважды стал для хана причиною того, что он овладел троном Саина 11. Он много рубил саблей и снискал [хану] славу. В век Бахтийар-султана 12 и Ваккас-бека этот улус 13 стал процветающим, он наслаждался привольной жизнью, называя [их] «благодетелями».

Еще рубившие саблями во время казачества — [это] Йа'куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кара-Камыш-Бахрам-ходжа, Йункачук-Толун-ходжа. Из минбеги 14 тумана — Кылыч-бай-бахадур, Бурд-жи-Кара-Даулат-ходжа-бахадур. Из [племени] уйгур — Йабагу [и] Йахши-ходжа. Из [племени] дурман Инка-ходжа и Йумадук. Из [племени] тубай-туман — Дарвиш-бахадур, из [племени] ушун — Шайх Мухаммад-бахадур, /58а/ Кудагай, Усман-бахадур, из [племени] конграт — Инак-Йаглы-ходжа, его младший брат Уруш-бахадур.

И помимо этих записанных пришло [к хану] много людей, когда он достиг могущества. Из этих пришедших принадлежащие к обаку 15 уртачи — Мурут-Суфи-бек, принадлежащие к омаку 15 чат — Хаджи-Суфи-бек, принадлежащие к омаку масит — Йабагу-бек, Кирай-ходжа-бек; из [племени] найман — Умар-бахадур, Абу-Бакр и Усман-бахадур. Еще из куйунов 16 из [племени] беккут — Мурут-Суфи-оглан, из этого [же] эля 17 — Шайх-Суфи-оглан, из [племени] чимбай — Хусайн-бек-оглан, из [племени] шункар ...л-о[гла]н, и из [группы] шахбахтлык — Балх-оглан, иджанлик Бишкандаоглан, его младший брат Хизр-Шайх-оглан. /66б/ Этот Махмуд-бахадур-султан 18 в возрасте трех лет попал к калымаку 19 Уз-Тимур-тайши. Он пробыл там семь лет, а через семь лет [Уз-Тимур-тайши] с почетом и уважением отослал его на служение к его деду Абу-л-Хайр-хану.

Затем, когда его старший брат овладел вилайетом 20 Туркестана 21, жители Сабрана 22, проявив коварство и обман, с хитростью заключили условие и договор [с казахами], несмотря на то, что между [шайбанидами 23 и казахскими ханами] были кровники, схватили [Махмуд Бахадур-султана] и выдали им. Поскольку Касим-султан 24 с Махмуд-Бахадуром были двоюродные братья, он отослал Махмуд-султана [к Мухаммад Шайбани-хану 25], проводив его с почетом.

Затем, когда [Махмуд-Бахадур-султак] с небольшим количеством людей возвращался из набега на могулов 26, ему повстречался с большим количеством людей Ахмад-бек и отослал его к Султан Махмуд-хану 27. Так как у того с Мухаммад Шайбани-ханом были условие и договор, то он, опять обновив их договор, отослал Махмуд-султана [к его старшему брату], проводив его, как подобает, с почетом и уважением.

Затем, когда Бурундук-хан 28 сделал [его своим] зятем, после [18] чего, возбудив дурное дело, схватил [его] /67а/ и вез [к себе], его старший брат Мухаммад Шайбани-хан стремительным маршем настиг [его], нанес жестокий удар и пришел в Туркестан. Имена беков, которые были взяты в плен вместе с Махмуд-Бахадуром: Сарыг-оглан, из [племени] конграт Хусайн-Али-мирза, из [племени] кушчи Кункас-бек, Кобек-бек, еще был кукельдаш 29 хана Йа'куб-бахадур. Подобно тому, как Аллах дал избавление Ибрахиму-пророку — да будет над ним мир — от огня Нимруда 30 и освободил Йунуса — да будет над ним мир — из желудка рыбы в море 31, [так] если падет взгляд и будет милость господа всевышнего к какому-либо рабу его и если верность того раба к его господу будет правильной, [то господь] сохранит [его] от этих различных напастей и [тот] достигнет своей цели, если угодно будет Аллаху всевышнему и будет ему его помощь.



О ЖЕНАХ МАХМУД БАХАДУР-СУЛТАНА

Вначале он взял в жены дочь Али-мирзы, сына Аббас-бека 32. Затем взял в жены дочь Беги, прозвище которой Хабит. От нее родился Маулана Убайдаллах-султан 33. Затем взял в жены дочь Али-суфи. С матерью Убайдаллах-султана развелся. Еще взял в жены, влюбившись, дочь Муртаза-ходжи, потомка Саййид-Ата 34. Она также скончалась. /67б/ Затем взял в жены дочь Иумнак-мирзы, внука Науруз-бека, сына Идику-бека. Она была ему племянницей. Когда после этого он взял в жены дочь Шайх Ибрахим-султана, младшего брата своего отца, [то] дал развод дочери Мухаммад-мирзы. Взял в жены дочь его младшего брата Кул-Саййид-мирзы и ей также дал развод. Затем взял в жены дочь Бурундук-хана, потомка Урус-хана 35...



|78а| О ЖЕНАХ МУХАММАД ТИМУР-БАХАДУР-ХАНА, СЫНА САХИБКИРАНА 36 АБУ-Л-ФАТХА 37 МУХАММАД ШАЙБАНИ-ХАНА — ДА УВЕКОВЕЧИТ АЛЛАХ ЦАРСТВИЕ ЕГО

Он взял в жены дочь Бурундук-хана. Затем взял в жены дочь Худай-Берди-мирзы, сына Аббас-бека, и развелся с ней. Затем, когда овладел Бухарой, взял в жены дочь Хаванзаде, термезского Сейида 38, которая родилась от дочери Абд ал-Али-бека 39. Затем, убив Султан Али-мирзу 40, взял в жены дочь Султан Ахмад-мирзы 41. И от дочери Бурундук-хана родился Абд ал-Шах-султан. Затем, когда он пришел в Ташкент, сразившись при Акси 42 с двумя ханами 43 и выбив обоих ханов из седла, [и] так как дочь Йунус-хана 44 была невестой Тимур- [19] Бахадур-хана [и] по той причине у них была любовь друг к другу, |72б| и страсть их с обеих сторон была всепобеждающей, он, как только вошел в Ташкент, взял ее в жены. Один раз он ночевал у нее, а другой — у дочери Бурундук-хана.



|95а| ПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ АБУ-Л-ФАТХ МУХАММАД ШАЙБАНИ-ХАНЕ, СЫНЕ ШАХ-БУДАГ-СУЛТАНА, СЫНА АБУ-Л-ХАЙР-ХАНА

Начало повествования. [Он] — старший сын Шах-Будаг-султана, [а] Махмуд-султан — [его] младший сын. Сообщение о женах и сыновьях этого султана 45 будет [приведено] в повествовании о нем самом.

Когда эти два царевича остались маленькими после смерти Шах-Будаг-султана, [последовавшей] в юношеском возрасте, они находились в доме уйгура Бай-Шайх-атеке, так как этот Бай-Шайх был атеке 47 их отца. Наконец, находящиеся среди народа старые сынчи 48 и старые беки, которые остались от великих ханов, заявили, что эти два царевича будут хорошими людьми, и [это] их мнение распространилось среди народа.

Дарвиш Хусайн, сын кукельташа Абу-л-Хайр-хана Даулат |95б| Ходжа-бека из омака кушчи, по прозвищу Карачин, был кукельташем [Мухаммад Шайбани-хана], который много трудился ради Абу-л-Хайр-хана, поднимал на плечи [различные тяготы] и прославил [его] во многих делах.

Беки-карачи 49, объединившись, посоветовались и решили, что этот старший внук хана будет хорошим человеком, и поручили [его] Карачин-бахадуру, сказав: «Оберегай [его]».

После смерти Абу-л-Хайр-хана ханом был его сын Шайх-Хайдар. Когда в его век перестали чтить достоинство и знатность великих беков и добрых родов его, могущество его стало ото дня ко дню уменьшаться.

В тот век в юрте 50 Абу-л-Хайр-хана появились враги. Они покушались [на жизнь Шайх-Хайдар-хана]. Имена этих врагов: сын Хаджи Мухаммад-тархана 51 Сайидек [и внук Хаджи Мухаммад-хана, сын Махмудек-хана] Ибак 52, сыновья 53 Барак-хана 54 Джанибек [и] Кирай, из сыновей 55 Араба 56 Буреке-султан 57, из мангытов 58 Аббас-бек и Муса [и] Йагмурчи 59, во главе [с ними враги] собрались и покушались [на него] со всех сторон. Эти Карачин-бахадуры вместе с находившимися у них на руках царевичами рубили саблями и делали много дел. В течение многих лет они не позволяли вредить этим двум царевичам. [20]

Наконец, после того как [Шайх-Хайдар-хан] потерял бдительность, Ахмад-хан 60 /96а/ привел свое войско и Ибак-хан убил Шайх-Хайдар-хана.

Затем, когда этот Карачин-бахадур, после того как делившие с Абу-л-Хайр-ханом счастье беки и наибы 61 разошлись [в разные стороны], отправился, забрав царевичей, к потомку Тимур-Кутлук-хана 62 Касим-хану 63, он поручил [их] находившемуся там мангыту Тимур-беку.

В то время, когда Ахмад-хан, Ибак-хан и мангыт Аббас-бек, объединившись, пришли и осадили Касим-хана под Хаджи-Тарханом 64, Касим-хан, договорившись с Тимур-беком, сказал Карачин-бахадуру: «Возьмите ваших царевичей и отправляйтесь, уповая на бога», — и проводил [их] с почетом и уважением.

Когда они вышли оттуда, их было сорок человек: двадцать из них были кушчи — они со [времени] Шайбан-хана 65 были атеке и кукельташами. Они пошли с этими сорока человеками, напали на орду 66 Ибак-хана и убили одного младшего брата и одного сына [Ибак-хана] и [тем самым] отомстили за Шайх Хайдар-хана, [с момента смерти которого] между тем прошло восемьдесят дней.

Затем, собравшись со всех сторон, они оставили в коше 67 сто пятьдесят человек и выступили в поход, решив со ста человеками |96б| разгромить ставку Ахмад-хана, имевшего сто тысяч войска. И когда они достигли эля [Ахмад-хана], большинство людей занялись захватом добычи. Из-за многочисленности эля [Ахмад-хана они] не смогли пройти к его ставке и с сорока человеками сражались с полудня и до зари с людьми, во главе которых был Кыпчак-Конуш, и [даже] сражались [с ними], когда заря уже разгорелась. Имена этих сражавшихся ханов и султанов: Абу-л-Фатх Мухаммад Шайбани-хан, еще Алике-султан, его прозвище — Бахадур 68, он был сын Бахтийар-султана, его младший брат Хамза-султан; еще был [в том бою] Суйунч-Ходжа-султан, сын Абу-л-Хайр-хана. Это слово закончено.

Затем, когда они ушли и пришли в Туркестан, [там] был Мухаммад Мазид-тархан 69 из потомков Кышлыка и из беков Ахмад-мирзы 70. Он вышел навстречу этим царевичам и оказал [им] доброе гостеприимство.

Зиму [Мухаммад Шайбани-хан] провел в истоке Кара-Куля 71, выходящего из реки Сайхун 72, [а] к лету внук кушчи Нукли-хаджи 73 Ак-Суфи-бахадур привел остальной его урук 74. Во время этого казакования они не расставались во многих переделках.

Когда в это время Мухаммад Шайбани-хан, посоветовавшись с Алике-султаном, отправил Хамза-султана, Махмуд-султана и Суйунч-Ходжа-султана /97а/ в набег на многие улусы и те [21] возвращались с добычей, Шах-Будаг-бахадур, сын Хаджи, который был очень могучим бойцом и метким стрелком, повстречался [им и они] сразились. Затем они привезли ту добычу и опять ушли в Туркестан.

И зимой к Туркестану пришел врагом Кирай-хан. При этих обстоятельствах Мухаммад-Мазид-тархан сказал: «Я не могу задерживать здесь этих царевичей. Пусть они отправляются в Бухару и Самарканд», — и подобающим образом проводил [их].

Алике-султан [находился в это время] в крепости Сабран. Сын Джанибек-хана Иренчи-хан пришел и убил Алике-султана. При этих обстоятельствах Мухаммад-Шайбани-хан удалился и пришел к [находившемуся] в Бухаре [одному] из потомков Кышлыка Абд ал-Али-тархану. И когда они встретились, тот содержал [его] с почетом и уважением.

[Мухаммад-Шайбани-хан] пробыл в той стране два года, полностью восстановил свою [боеспособность [и затем] вновь вышел в Дашт [-и Кипчак] 75. Когда он пошел туда, пришел [также и] Муса-мирза и поместил [его] в своей юрте.

Тогда при тех обстоятельствах Бурундук-хан с пятьюдесятью тысячами человек пришел войной на мангытов. И когда войско мангытов построилось /97б/ [для боя, а] Мухаммад-Шайбани-хан с тремястами человек, приведенными из Чагатаев 76, напал на войско Касим-султана, и, обратив [его] в бегство, прибыл к войску мангытов, то они разгромили Бурундук-хана. В том сражении погиб сын Ваккас-султан-бека Хорезми-бек. Бурундук-хан бежал, [а они], отправившись следом за ним, захватили и пригнали [его] скот.

Во [время] той встречи Муса-мирза сделал Суйунч-Ходжа-султана [своим] зятем. Затем, выступив [в поход, они] во рве Сузака 77, придя со ста человеками, разгромили сына Джанибек-хана Махмуд-султана. [Затем] те опять собрались, побудили выступить в поход всех людей Сузака и Кара-Коза 78, а также побудили выступить в поход Бурундук-хана, и на перевале Согунлук 79 произошел очень жестокий бой 80. Они сражались так, что можно сказать, что [такого сражения] никогда не видел [ни один] человек.



Не будучи в состоянии сражаться, они бежали во все стороны.
Летя подобно птицам, они перевалили за горы 81.

В этом сражении младший брат Шахбахт-хана 82 [Махмуд-султан] разрубил лицо Махмуд-султану, [сыну казахского хана Джанибека]. [22]

Насколько много [было] врагов, поясняют 83 смыслом нижеследующего айата 84: «Сколько небольших отрядов /98а/ победило отряд многочисленный с доизволения Аллаха! Поистине, Аллах — с терпеливыми» 85.

Имена бахадуров, сражавшихся в этом бою: Махмуд-султан-бахадур, сын Кара-Сеида Шам'ун-Сеид, сын Мухаммад Суфи-оглана Байан-Кара-оглан. Еще младший брат Карачин-бахадура Йа'куб-бахадур, который из омака кушчи.

Когда все подоспели и отбивали [нападение врага] 86, Шайх Мазид-бахадур из омака маджар поразил двумя стрелами Бурундук-хана. Али-Мардан-бахадур из омака уйшун [также] совершил много [славных] дел. Мамаш-бахадур из омака татар [хорошо] действовал саблей.

Там погиб Ходжамкули, сын Худайкули — кукельташа Бурундук-хана. Там погиб также и Садри Маулана Харун. Еще [в том сражении был] Микай-диван из омака уйгур, еще — Мисри-Али-бахадур из омака конграт, еще — Бек-Ата-бахадур из йигитов 87 Туркестана, [происходящий] из уруга Салор-Казана 88, — он стал причиной этого славного события. Со своим старшим братом Аба-Бакр-бахадуром он также храбро пошел [в бой]. Из тубанов был также сын Ахмада Йав-Бори-бахадур, из уйгуров — Йав-бек-бахадур, из Сыгнака 89 — Чакмак-йузбеги 90.

Когда во время этого сражения к своему старшему брату Шахбахт-хану пришел Махмуд-султан и посоветовался: «Каким образом нужно напасть на этого врага?» — /98б/ то хан сказал: «Эта одна сотня не может отразить [их]. Положившись и уповая на бога, необходимо привести в движение весь эль и необходимо успевать во всех делах». Когда в этот момент подошел Шам'ун-Сеид и сказал: «В мою лошадь угодила стрела. Что мне делать?» — а у хана был поразительно резвый конь, то он отдал его Шам'ун-Сеиду. Сам он [также] сел на подходящего коня и сказал: «Я не двинусь с этого места. Какую судьбу судит бог, увидим». И, вознеся молитву богу, хан экспромтом прочитал следующий бейт 91 — вознес молитву господу всевышнему.

О мой боже, взгляни на меня — твоего раба.
У меня — [ничего] нет, [но] все мы — у тебя [во власти].
Я был горстью праха, ты сделал [меня] живым телом,
И явил тем самым [свое] искусство.
Ты, [только ты] мне в вере охрана,
Тебя не покину и не склонюсь к иному. [23]

Еще в восхваление своих мулазимов 92, хорошо сражавшихся в [том] бою, хан [также] сам экспромтом прочитал следующий бейт.



Бейт
Если бы видел это дело Рустам 93, он
Высказал бы похвалу и [от удивления] ухватился за ухо.
/99а/ Продвигаясь, бахадуры обгоняли друг друга,
С сабель [их] текла кровь, [она] превзошла Сайхун.
Каждый, кто попадал в этот [поток крови],
Способен был утонуть [в нем].

Когда, увидев и услышав, что в этом сражении он совершил славные дела, и решив, что в конце концов он достигнет своей цели, пришли [к нему] со всех сторон хорошие роды и мужи и йигиты, то собралось четыреста человек и, не утруждая вилайет Туркестана, они направились в вилайет Хорезма. И ради [приобретения] стольного града они пришли из Кылыч-Чабани 94 и укрепили Тирсак 95.

Когда [Мухаммад Шайбани-хан] уже был близок к тому, чтобы силой овладеть Хорезмом, государь Хорасана 96 Султан Хусайн-мирза 97 поручил руководство над десятью тысячами добрых людей Абд ал-Халик-беку с двадцатью туманбеги 98, возглавлявшимися Пир Мухаммад Вали-беком и Бихбуд-беком, и когда Абу-л-фатх Мухаммад Шайбани-хан — да увековечит Аллах царствие его — услышал об их подходе по хивинской дороге, он вышел [им] навстречу, осадил Халила-ниручи, который был из передовых беков [и который в этот момент] вступил в крепость Болдум-Саз 99, посредством подкопа сделал брешь в крепости и, когда не сегодня — завтра готов был взять [ее], находящиеся в крепости |99б| обратились с просьбой к Сеид Насир-ходже, потомку Саййид-Ата — да будет над ним милость Аллаха, — и они приготовили дары, первыми среди которых были все кони Халила-ниручи и присылаемые из Хорезма Султан Хусайн-мирзе соколы, отправили [эти] подарки [Мухаммад Шайбани-хану], заключили перемирие [и тем самым] избавили себя [от опасности].

Султан Хусайн-мирза услышал эти известия и, поставив Шах-Будаг туркмена, сына Байандура 100, из потомков Искандара 101, беков из Мангышлака Зайнал-бахадура и адаглыка 102 Йусуф Суфи-бека, [а также] Мирза Ахмад-Али-Кары-бека во главе остальных беков Хорасана, послал на Адаг 103 еще десять тысяч человек [и тем самым] выслал тем бекам подкрепление. [24]

Когда оба войска, соединившись в Шахр-и Вазире 104, выставили пешее и конное войско Урганча 105, Хивы, Ката 106, Болдум-Саза и Хазараспа 107, передали им араба-тура 108 и по приказу своего мирзы 109 вооружились и собрались в Шахр-и Вазире, то хан, услышав о том, что они собрались, пришел на этих беков с шестьюстами человеками, построил [их] и встретился лицом к лицу с войском Хорасана, Урганча, Ката и Хазараспа вблизи Шахр-и Вазира. И /100а/ они жестоко сражались с утра до намаз-и шама 110. Пока эти шестьсот человек изматывали двадцать тысяч добрых людей войска Хорасана, наступила ночь. Тогда они составили свои араба-тура как крепость. И когда был этот бой, был год восемьсот девяносто первый 111, год коня 112. Когда наступила ночь, они бросили свои араба-тура и вернулись в свою крепость. И хану досталась победа.

Бейт во хвалу битвы

Звон сабельных ударов достиг небосвода,
Кровь лилась и поток ее достиг Сайхуна.
Те, кто притязал на геройство,
Бежали один за другим до [самого] Джайхуна 113.
Вражеское войско, [числом] подобное звездам,
Предпринимало тогда наступление.
Но [так как] от солнца было знамение,
Сгинуло все оно в один момент.
Когда на голову врага шах-сахибкиран
Обрушился, пришла вместе с тем и победа.
Он поверг врагов в панику,
Давя, всех их растоптал.
О государь, подобный Искандару!
Ему оказала поддержку [вся] вселенная.
Те дела, которые он явил,
/100б/ Не совершал ни Рустам, ни Асфандийар 114.
О, подобный Хосрову 115, чистый верой!
Ему повинуются джинны 116 и люди.
Подобно Сулайману 117 — мир ему —
Прилагает он старание для покорения мира.

Когда стало темно и то войско Хорасана, бросив свои араба-тура и оставив много своего оружия на дороге, вошло в страхе за свою жизнь в Шахр-и Вазир, и когда на утро беки хана пожелали двинуться [вперед], прийти на Шахр-и Вазир и сразиться, [то хан], не будучи в состоянии [продолжать] сражение [со столь многочисленным противником], ответил, что сегодня час неблагоприятный.

В конце концов, когда [войско Султан Хусайн-мирзы], перетрусив и не беря [пути] на Хорезм, в течение нескольких дней [25] простояло в таком положении в Шахр-и Вазире, то хаким 118 Урганча Бихбуд-бек послал гонца к ходжам 119 Урганча и сказал: «Соберитесь все и подготовьте письмо, что Бади' аз-Заман-мирза 120 с десятью тысячами человек прибыл в Хиву».

Никак не будучи в состоянии находиться в Шахри-и Вазире, подчиненные Абд ал-Халик-мирзы и Ахмад-бека /101а/ со своими войсками бежали ночью и, держа с двух сторон свои немногие оставшиеся араба-тура, вошли в Урганч.

И Шахбахт-хан поручил Тирсак Махмуд-султану, оставил свой урук внутри [города], взял свое войско, со славой выступил в поход и приступом взял Адаг, который еще не брал приступом ни один государь. И [затем] пришел оттуда, прошел через Фаравские горы 121, завернул перед Астрабадом 122, произвел грабежи, забрал добычу и [вновь] пришел к крепости Тирсак.

[Таким образом, войско Султан Хусайн-мирзы], не совладав [с Мухаммад Шайбани-ханом], отступило и пришло в Урганч.

Когда [Султан Хусайн-мирза], услышав о положении Абу-л-фатх Мухаммад Шайбани-хана, объявил преступниками этих беков, которые собрались, решили сразиться с ханом и пришли из Хорасана и Хорезма и других [городов], за то, что они — двадцать тысяч [человек] — не устояли против шестисот человек, и когда послал им бурунчак 123 и румяна с пудрой 124, эти беки послали к Султан Хусайн-мирзе Шах-Будаг туркмена, который был из рода Джахан-Шах-мирзы 125, и сказали ему: «Ты тюрк. [а потому всегда] говоришь правду. Доложи [о происшедшем] мирзе». Когда этот Шах- /101б/ Будаг-бек сказал: «Мы сами смогли сделать лишь столько. Что было бы, если бы вы пошли сами?» — Султан Хусайн-мирза простил вину этих своих беков.

Когда хорасанские беки заявили, что у них не хватает силы, и когда Мухаммад Шайбани-хан послал в набег Ахмад-бека кушчи, и когда мирза сказал: «Годовой доход всего Хорасана я отправил этим двадцати тысячам человек, истратив на их снаряжение. Я не могу разорить Хорасан ради одного Урганча», — это войско не смогло оставаться в Урганче, и по одному разбежалось и ушло в Хорасан...



Каталог: docs
docs -> Рефераты қызылорда, 2013 ж
docs -> Ұлы пайғамбар ( с. ғ. с.) ұлықталған ғибратты кеш Наурыздың 11-і, қасиетті жұма күні Елордамыздағы Конгресс-Холл сарайында «Нұр Астана»
docs -> "Псюхе" ұғымы келесі мағынаны білдіреді
docs -> C мінез-құлық d санадан тыс
docs -> Бердіқожа назгүЛ бердіқожақызы зейнолла Шүкіров өлеңдерінің жанрлық, көркемдік ерекшеліктері
docs -> Анықтама басылымдар 070(574) Қ 17 Қазақ телевизиясы
docs -> Мадиева жансая қойшыбайқызы абай Құнанбаев, Мұхтар Әуезовтің шығармаларындағы педагогикалық идеяларының сабақтастығы
docs -> Сабақ Мұхтар Әуезов «Біржан сал Абай ауылында»
docs -> Мұражай-қорық коллекцияларына жаңадан алынған бұйымдар (ақын Төлеу Көбдіковтің 140 жылдығына орай) «Әдебиетті дарынды тұлғалар жасайды. Ал тұлғаны жарататын халық»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет