Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4 Детская музыка зарубежных композиторов



Дата19.11.2016
өлшемі372.72 Kb.
түріУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ФТД.4 - ДЕТСКАЯ МУЗЫКА ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050403.65 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»


Утверждено на заседании кафедры


музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол № ____от ________ 200___г.)

Зав. кафедрой

____________________________

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины


    1. Автор программы: Л.С. Беляева, кандидат педагогических наук,

профессор кафедры музыкального образования,

заслуженный работник высшей школы.




    1. Рецензенты: Г.И. Шевченко, кандидат педагогических наук,

доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ;

Малахов В.И., педагог дополнительного образования

МОУ средняя школа № 42 г.Мурманска.




    1. Пояснительная записка:

Курс «Детская музыка зарубежных композиторов» предназначен для подготовки студентов специальности 050601 – «Музыкальное образование», Данный курс относится к дисциплинам культуролого-методического цикла. Его методологическим принципом является метод историзма. Студенты знакомятся с музыкальными произведениями, их идеями и семантикой в историческом курсе развития музыкального искусства – от древних образов монодической культуры до опусов ХХ столетия. Дисциплина изучается студентами на 2 курсе в 3 семестре.



Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений детской музыкальной литературы зарубежных композиторов в историческом ракурсе.

Задачи изучения дисциплины:

  • расширить и углубить музыкальный кругозор студентов, пробудить у них педагогический интерес к наследию зарубежных композиторов, посвященному детям;

  • формировать профессионально-педагогические умения у будущих учителей музыки.


Студент должен знать: историю, художественно-образный строй и семантику музыкальных произведений для детей – вокальных, инструментальных, музыкально-драматических.
Студент должен уметь: провести анализ музыкального сочинения для детей; владеть навыками исполнения образцов детской музыки – пения, игры на фортепиано и детских музыкальных инструментах; осуществлять полихудожественный подход при изучении с учащимися произведений, адресованных детям, а также адаптированных педагогом для восприятия детской аудитории.
Формы организации занятий – лекции, практические занятия и большой спектр самостоятельной работы – от конспектирования литературы по теме курса, анализа музыкальных образов до серии творческих заданий: составление музыкальных викторин, бесед о творчестве композиторов, бесед об отдельных музыкальных произведениях до подбора к музыкальным сочинениям реминисценций из произведений литературы и живописи.

Промежуточные формы контроля – проверка выполнения контрольных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета.

В результате обучения будущие учителя музыки будут глубже воспринимать музыкальные произведения, вводить детскую музыку в систему уроков и внеклассной работы. Осуществлять полихудожественный подход, интегрируя музыкальные сочинения с произведениями живописи и детской литературы.

При разработке курса составитель ориентировался на программу А.Б. Афанасьевой, Н.А. Уреевской, В.А. Шекалова, А.А. Щербаковой «Теория музыки и детская музыкальная литература» // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования – Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – Вып. 2.




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

Р.В.ГОСВПО не предусмотрено.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


п/п

Шифр и наименование специальности


Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах


Вид итогового контроля (форма отчетности)



Трудо-

ем-


кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050403 Культурология с дополнительной специальностью «Музыкальное образование»

2

4

36

18




18

-

18

зачет



    1. Содержание дисциплины.

      1. Раздел дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1.

Сущность курса «Детская музыка зарубежных композиторов»

2




2

-

4

2.

Старинная музыка XVI в. – первой половины XVIII в. и ее адаптация к восприятию детей.

2




2

-

2

3.

Творчество И.С. Баха в начальной школе

2




2

-

6

4.

Феномен детскости в музыке венского классицизма

2




2

-

2

5.

Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их музыки в детской аудитории

4




4

-

2

6.

Панорама детской музыки ХХ века

6




6

-

2




Итого:

18




18

-

18




      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Сущность курса «Детская музыка зарубежных композиторов»
Условность понятия «Детская музыка», широта объема, открытость, различные трактовки. Критерии отбора произведений для детей в общей музыкальной литературе.
Тема 2. Старинная музыка XVI века – первой половины XVIII века и ее адаптация к восприятию детей

Понятие «старинная музыка» и ее основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, величественное, трагическое, комическое, их проявления в разные исторические эпохи. Соотношение культового т светского, вокального и инструментального начал.

Танцевально-песенное начало в лютневой музыке, ладовое своеобразие английской музыки. Творчество французских клавесинистов.

Виртуозность и народно-демократические основы итальянской школы, программные концерты А. Вивальди, синтез национальных школ в творчестве Г. Генделя

Жанры старинной музыки. Ценность светской инструментальной музыки для работы с детьми.
Тема 3. творчество И.С. Баха в начальной школе

Мировое значение музыки И.С. Баха. Соотношение различных жанров в творчестве композитора, их сравнительная ценность для начальной школы. Проблема развития полифонического слуха младших школьников.


Тема 4. Феномен детскости в музыке венского классицизма

Гармоничность мировосприятия как фундамент стиля венского классицизма. Гомофонно-гармоническая фактура, мажорно-минорная система, функциональная гармония, типовые мелодические модели как характеристики музыкального языка венского классицизма.

«Солнечность» видения мира (на примере сонат и песен В. Моцарта) и ее соответствие восприятию мира детьми. Героическое и лирическое в творчестве Л. Бетховена. Музыка Бетховена в различных программам предмета «Музыка».

«Детская» симфония Й. Гайдна – первый в истории музыки пример игры детей с симфоническим оркестром, познание драматургии сонатно-симфонического цикла через радость музицирования с профессиональным оркестром.

Шутки в творчестве венских классицистов. Менуэт из Лондонской симфонии Esdur и «Лягушачий квартет» Й. Гайдна, «Ярость по поводу потерянного гроша», скерцо, контрдансы Л. Бетховена.
Тема 5. Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их творчества в детской аудитории

Романтизм – основное направление в музыке XIX века. Характерные черты романтического искусства. Основные национальные школы: композиторы-романтики в Германии, Франции, Польше, Чехии, Норвегии. Особенности трактовки романтиками традиционных жанров и создание новых – симфоническая поэма, концертная увертюра, вокальный цикл, баллада, песня без слов. Близость основ художественно-творческой платформы романтиков особенностям восприятия музыки школьниками. Песни Ф. Шуберта. Мир детства в творчестве Р. Шумана. Танцы Ф. Шопена. Сказочная фантастика Э. Грига. «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». Сюита Ж. Бизе «Детские игры».


Тема 6. Панорама детской музыки ХХ века

Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества зарубежных композиторов. Взгляд импрессионистов на мир ребенка. Детская тематика в творчестве К. Дебюсси. Балет «Ящик с игрушками» с элементами музыкальной пародии. Фортепианный цикл «Детский уголок». Оригинальность звуковых находок в зарубежных операх-сказках: «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Умница» К. Орфа, «Замок герцога «Синяя борода» Б. Бартока.

Детская опера П. Хиндемита «Мы строим город». Детская музыкальная игра Б.Бриттена «Давайте поставим оперу».

Дидактическая функция детской музыки как новое мышление ХХ века. Карл Орф и его музыкально-педагогическая система.

Системы З. Кодаи и Б. Бартока.



      1. Темы для самостоятельного изучения.






Наименование раздела дисциплины.

Тема


Форма

Самостоятельной

работы


Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

2.

Старинная музыка XVI в. – первой половины XVIII в. и ее адаптация к восприятию детей.

  1. Слушание и анализ лютневой музыки, произведений (танцевальных) английских верджиналистов и французских клавесинистов.

  2. Написание реферата на одну из тем:

  • Старинная музыка в начальной школе;

  • Знакомство учащихся с инструментами на материале концертов А. Вивальди;

  • Танцевальная сюита эпохи барокко;

  • Приобщение подростков к светской вокальной музыке эпохи Возрождения.

4

8


Представление материалов на зачет

Проверка рефератов в межсессионный период (октябрь)



3.

Творчество И.С. Баха в начальной школе

  1. Изучение темы «Творческое наследие М.С. Баха на уроках музыки в общеобразовательной школе».

  2. Представить анализ «Шутки» Баха как пример юмора в его творчестве.

  3. Написать реферат «Музыкально-педагогические сочинения И.С. Баха».

  4. Слушание произведений И.С. Баха.




4

2

4



2

Подготовка вопроса к зачету
Представление анализа на зачете

Проверка реферата (в ноябре)

Музыкальная викторина на зачете


4.

Феномен детскости в музыке венского классицизма

  1. Песни под собственный аккомпанемент вокальных фрагментов и произведений Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.

  2. Дополнение материалов ЛК изученной литературой




3

3


Музыкальная викторина на зачете

Проверка тетрадей для СР на зачете



5.

Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их музыки в детской аудитории

  1. Слушание вокальных циклов и песен Ф. Шуберта.

  2. Слушание «Детских сцен» Р. Шумана.

  3. Слушание прелюдий, мазурок, ноктюрнов, вальсов и баллад Ф. Шопена.

  4. Слушание инструментальных и вокальных произведений Э. Грига.

  5. Слушание «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

  6. Слушание фортепианных пьес Ж. Бизе «Игры для детей».

  7. Слушание «Песен без слов». Ф. Мендельсона.

  8. Пение песен Ф. Шуберта «Форель», «Вечерняя серенада», «Алчный царь»; Ф. Шопена «Желание»; Э. Грига «Вечерняя песня» и др.

  9. Подготовить аналитический вопрос «Общее и различное в воплощении романтических близких образов (например: «Шествие гномов» и «В пещере горного короля» Э. Грига.

  10. Продумать пластическое решение любого персонажа «Карнавала животных» К. Сен-Санса.

  11. Составить план-конспект беседы по любому произведению из «Альбома для юношества» Р.Шуман.

  12. Подготовить сообщение на тему «Мир детства в творчестве Ж.Бизе».

3
1
4

4

2


2
2
6

3

2


3


4


Музыкальная викторина на зачете

Ответ по вопросу на зачете



6.

Панорама детской музыки ХХ века

  1. Слушание фортепианного цикла К. Дебюсси «Детский уголок» и написание аннотации на каждую пьесу.

  2. Слушание опер-сказок: «Умница» К. Орфа и «Замок герцога «Синяя борода» Б. Бартока.

  3. Написание реферата на тему «Музыкально-педагогическая направленность детских опер П. Хиндемита и Б. Бриттена.

6

8


10

Музыкальная викторина на зачете
Первый тур студенческой олимпиады по

педагогике





    1. Методологические рекомендации по организации изучения дисциплины.

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Занятие 1. Форма – ПР

Тема: «Детская музыка зарубежных композиторов в контексте романтизма»

План:

I. Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выявить общее и различное в музыке классицизма и романтизма.

  2. Показать, что миниатюра – ведущий жанр музыкального романтизма и подчеркнуть ее значение для детской музыкальной литературы.

  3. Дать характеристику романтизму как основному художественному стилю ХIХ века.

  4. Охарактеризовать многообразие субъективных картин в творчестве композитора-романтика.


II. Задания для самостоятельной работы.

  1. Найти литературные и живописные аналогии к «Играм для детей» Ж. Бизе.

  2. Подготовить текст лнеции для учащихся 7 класса на тему «Э. Григ и Ибсен».

  3. Подготовить текст беседы для учащихся 4-5 классов на тему «Музыка для детей Р. Шумана».

  4. На основе изучения программы по предмету «Музыка» составить музыкальную викторину из произведений композиторов-романтиков:

а) для IV класса; б) для V-VII классов.

  1. Подготовить и исполнить одно из вокальных произведений (на выбор): Ф. Шуберта, П. Шумана, Э. Грига.


Основная литература:

  1. История зарубежной музыки. – Вып. 3. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 г. до середины XIX в. / сост. В.Д. Конен. – М., 1989.

  2. История зарубежной музыки второй половины XIX в. – Вып. 4 / сост. М.С. Друскин. – М., 1987.


Дополнительная литература:

  1. Амборс А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. – М., 1988.

  2. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX в, - М., 1967.

  3. Венок Шопену: Сб. стат. – М., 1989.

  4. Вульфиус П. Ф. Шуберт. – Л., 1979.

  5. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М., 1964.

  6. Кремлев Ю. Шопен. – М., 1971.

  7. Левашева О. Эдвард Григ. – М., 1969.

  8. Мизиев Л. Исследования о Шопене. – М., 1971.

  9. Роллан Р. Камилл Сен-Санс // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 4. – М., 1989. – С. 77-85.


Занятие 2. Форма ПР/СМ

Тема: «Детская музыка зарубежных композиторов ХХ века»
План:

I. Темы для докладов:

  1. Мир ребенка в музыке импрессионистов (по фортепианным циклам К. Дебюсси «Детский уголок» и М. Равеля «Матушка-гусыня».

  2. «Микрокосмос» Б. Бартока.

  3. Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра («Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена).

  4. Роль детского исполнительства в ХХ веке в контексте произведения Б. Бриттена «Маленький трубочист или давайте ставить оперу».

  5. Система музыкального воспитания К. Орфа.


II. Практические задания

  1. Дополнить текст ЛК материалами изученной самостоятельно литературы.

  2. Составить глоссарий детской музыки зарубежных композиторов ХХ века.

Основная литература:

1. Музыка ХХ века: Очерки. – Ч.1-2, кн.1-5. – М., 1976, 1979, 1980, 1984.


Дополнительная литература:

1. Дебюсси и музыка ХХ в. – Л., 1983.

2. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен // Английская музыка ХХ века. – М., 1986. – С. 116-149.

3. Леонтьева О.Г. Карл Орф. – М., 1984.

4. Малиновская А.В. Бела Барток – педагог. – М., 1985.

5. Мартынов И. Клод Дебюсси. – М., 1964.

6. Мартынов И. И. Кодай. – М., 1983.

7. Нестьев И. Бела Барток. – М., 1969.

8. Смирнов В. Морис Равель. – Л., 1984.


    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература учебные издания:


Основная:

К темам 2-6

  1. История зарубежной музыки. – Вып. 1. До середины XVIII в. / Сост. К.К. Розеншильд. – М., 1978.

  2. История зарубежной музыки. – Вып. 2. Вторая половина XVIII в. / Сост. Л.В. Левик. – М., 1979.

  3. История зарубежной музыки. – Вып. 3. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 г. до середины XIX в. / Сост. В.Д. Конен. – М., 1989.

  4. История зарубежной музыки второй половины XVIII в.- Вып. 4 / Сост. М.Г. Друскин. – М., 1987.

  5. Музыка ХХ века: Очерки. – Ч. 1-2, кн. 1-5. – М., 1976, 1980, 1984, 1987.


Дополнительная:

К теме 2:

1. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.

2. Шекалов В.А. Старинная музыка в начальной школе. – Л., 1989.

К теме 3:

1. Благинина Т.И. Музыка И.С. Баха в начальной школе (из опыта работы) // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М., 1990. – С. 142-147 (Библиотека учителя музыки).

2. Друскин М.С. И.С. Бах. – М., 1982.

3. Шекалов В.А. Старинная музыка в начальной школе. – Л., 1989.


К теме 4:

1. Аберг Г. В.А. Моцарт. – Ч.1-2. – М., 1977-1985.

2. Кремнев Ю Йозеф Гайдн. – М., 1972.

3. Серов А.Н. Бетховен и три его стиля // Серов А.Н. Статьи о музыке. – Вып. 1. – М., 1984. – С. 141-170.

4. Чичерин Г. Моцарт: Исследовательский этюд. – Л., 1987.
К теме 5:


  1. История зарубежной музыки. – Вып. 3. Германия, Австрия, Италия, Франция, Польша с 1789 г. до середины XIX в. / сост. В.Д. Конен. – М., 1989.

  2. История зарубежной музыки второй половины XIX в. – Вып. 4 / сост. М.С. Друскин. – М., 1987.




  1. Амборс А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. – М., 1988.

  2. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX в, - М., 1967.

  3. Венок Шопену: Сб. стат. – М., 1989.

  4. Вульфиус П. Ф. Шуберт. – Л., 1979.

  5. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М., 1964.

  6. Кремлев Ю. Шопен. – М., 1971.

  7. Левашева О. Эдвард Григ. – М., 1969.

  8. Мизиев Л. Исследования о Шопене. – М., 1971.

  9. Роллан Р. Камилл Сен-Санс // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 4. – М., 1989. – С. 77-85.


К теме 6:

  1. Музыка ХХ века: Очерки. – Ч.1-2, кн.1-5. – М., 1976, 1979, 1980, 1984.

  2. Дебюсси и музыка ХХ в. – Л., 1983.

  3. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен // Английская музыка ХХ века. – М., 1986. – С. 116-149.

  4. Леонтьева О.Г. Карл Орф. – М., 1984.

  5. Малиновская А.В. Бела Барток – педагог. – М., 1985.

  6. Мартынов И. Клод Дебюсси. – М., 1964.

  7. Мартынов И. И. Кодай. – М., 1983.

  8. Нестьев И. Бела Барток. – М., 1969.

  9. Смирнов В. Морис Равель. – Л., 1984.



    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

      1. Перечень используемых технических средств.

  • Видеомагнитофон.




      1. Перечень используемых пособий.

  • Перечень художественных репродукций;

  • Портреты зарубежных композиторов.




    1. Примерные зачетные тестовые задания.


Тест 1

Романс или фортепианное произведение с лирической мелодией и мерным сопровождением, напоминающим звуки весла лодочника, называется:

А) баллада;

Б) баркарола;

В) песня без слов;

Г) вилланелла.


Тест 2

Пьесу для клавесина «Кукушка» написал:

А) Л. Дакен;

Б) Ф. Куперен;

В) В. Берд;

Г) Д, Букстехуде


Тест 3

Философская музыкальная сказка для детей и взрослых:

А) «Деревенский колдун»;

Б) «Ричард Львиное сердце»;

В) «Орфей»;

Г) «Волшебная флейта».


Тест 4

«Лягушачий концерт» написал:

А) Ф. Бах;

Б) Й. Гайдн;

В) В. Моцарт;

Г) Л. Бетховен.


Тест 5

Мастером музыкального портрета является:

А) Шуберт;

Б) Шуман;

В) Шопен;

Г) Сен-Санс.


Тест 6

Экспромты, музыкальные моменты, мазурки, ноктюрны, вальсы имели место в творческом наследии:

А) Шуберта;

Б) Грига;

В) Мельденсона;

Г) Шопена.


Тест 7

Автором «зоологической фантазии» «Карнавал животных» является:

А) Ж. Массне;

Б) Ж. Бизе;

В) К. Сен-Санс;

Г) П. Дюка.


Тест 8

Одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов называется:

А) гомофония;

Б) многоголосье;

В) полифония;

Г) монодия.



Тест 9

Старинная циклическая музыкальная форма, состоящая из последовательности четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига – называется:

А) сюита;

Б) соната;

В) концерт;

Г) симфония.


Тест 10

Стремление передать музыкальными средствами мимолетные настроения, зафиксировать оттенки психологических состояний человека, вызванных созерцанием внешнего мира посредством обогащенной гармонии и оркестрового колорита, называется:

А) романтизм;

Б) сентиментализм;

В) экспрессионизм;

Г) импрессионизм.


Тест 11

Первый в истории музыки пример игры детей с симфоническим оркестром принадлежит:

А) Б. Бриттену;

Б) К Орфу;

В) П. Хиндемиту;

Г) Й Гайдну.


Тест 12

Втор песни «Сурок»:

А) И.С. Бах;

Б) В.А. Моцарт;

В) Э. Григ;

Г) Л. Бетховен.


Тест 13

«Альбом для юношества», «Детские сцены» и «Лесные сцены» написал:

А) Ф.Шуберт;

Б) Ф. Шопен;

В) Ж. Бизе;

Г) Р. Шуман.



Тест 14

«Маленький трубочист или давайте ставить оперу» написал:

А) П. Хиндемит;

Б) Б. Барток;

В) Бриттен;

Г) К. Орф.


Тест 15

14-й сонате-фантазии для фортепиано Л. Бетховена (оп. 27 № 2) присвоено название:

А) Патетическая;

Б) Аппассионата;

В) лунная;

Г) пасторальная.


Тест 16

Род музыкальных произведений: оперный, симфонический, вокальный, камерной музыки и др. – это:

А) вид;

Б) разновидность;



В) жанр;

Г) тип.
Тест 17

Вид многоголосия, в котором один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса играют подчиненную роль (гармоническое сопровождение, аккомпанемент) называется:

А) гомофония;

Б) полифония;

В) додекофония;

Г) монодия.
Тест 18

Музыку к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» написал:

А) Я. Сибелиус;

Б) Э. Григ;

В) Ю. Свенсен;

Г) К. Синдинг.


Тест 19

Сочетание принципов импрессионизма с эстрадно-джазовыми истоками, отражение в музыке фантазий ребенка, преобразующих предметы окружающего мира, характерно для:

А) балета «Ящик с игрушками» К. Дебюсси;

Б) оперы-балета «Дитя и волшебство» М. Равеля;

В) балета Б. Бартока «Деревянный принц»;

Г) балета И. Стравинского «Петрушка».


Тест 20

Музыкально-педагогические системы обосновали и апробировали:

А) К. Орф;

Б) Б.В. Асафьев;

В) Б. Барток;

Г) Д.Б. Кабалевский.





    1. Примерный перечень вопросов к зачету.




  1. Понятие «старинная музыка» и ее основные эстетические категории.

  2. Жанры «старинной музыки» и их ценность для работы с детьми.

  3. Проблема развития полифонического слуха младших школьников в контексте изучения творчества И.С. Баха.

  4. Соответствие восприятию мира детей в мажорных сонатах и песнях В.А. Моцарта.

  5. Музыка Бетховена в различных программах предмета «Музыка».

  6. «Детская симфония» Й. Гайдна – первый в истории музыки пример игры с симфоническим оркестром.

  7. Мир детства в творчестве Р. Шумана.

  8. Характеристика танцев Ф. Шопена.

  9. Сказочная фантастика Э. Грига.

  10. «Песни без слов» Ф. Мендельсона.

  11. Сюита Сен-Санса «Карнавал животных».

  12. Танцевальная сюита эпохи барокко.

  13. Музыкально-педагогические сочинения И.С. Баха.

  14. Фортепианная пьеса Ж. Бизе «Игры для детей».

  15. Фортепианный цикл К. Дебюсси «Детский уголок».

  16. «Микрокосмос» Б. Бартока.

  17. Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра («Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена).

  18. Роль детского исполнительства в ХХ веке в контексте оперы Б. Бриттена «Маленький трубочист или давайте ставить оперу».

  19. Музыкально-педагогическая система Б. Бартока.

  20. Музыкально-педагогическая система З. Кодаи.

  21. Музыкально-педагогическая система К. Орфа.

  22. Музыкально-педагогическая система Л. Бернстайна.



    1. Примерная тематика курсовых работ.


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
ЛК 1: «Сущность курса «Детская музыка зарубежных композиторов».

План:


  1. Понятие «детская музыка».

  2. Критерии отбора произведений детской музыки в общеобразовательной школе.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Покажите условность термина «детская музыка».

  2. Как соотносится детская музыка со школьными программами предмета «Музыка»?


Литература:

  1. Рзянкина Т. Композиторы – детям. – Л., 1969.

  2. Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. – М., 1966.


ЛК 2: «Старинная музыка XVI в. – первой половине половины XVIII в. и ее адаптация к восприятию детей».
План:

  1. Понятие «старинная музыка» и ее основные категории.

  2. Жанры старинной музыки.

  3. Методика отбора произведений зарубежных композиторов для работы с детьми.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «старинная музыка» и охарактеризуйте ее основные критерии.

  2. Как проявляется танцевально-песенное начало в лютневой музыке?

  3. Дайте характеристику творчества французских клавесинистов .

  4. В чем проявляются виртуозность и народно-демократические основы итальянской школы (на примере творчества А. Вивальди).


Литература:

1. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.



2. Шекалов В.А. Старинная музыка в начальной школе. – Л., 1989.

ЛК 3: «Творчество И.С. Баха в начальной школе»

План:

  1. Историческое значение творчества И.С. Баха.

  2. Система музыкально-педагогических сочинений И.С. Баха.

  3. Развитие полифонического слуха школьников на примере творчества И.С. Баха.

  4. Творчество И.С. Баха в программах предмета «Музыка».


Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем заключается историческое значение творчества И.С. Баха?

  2. Каковы базовские принципы воспитания музыканта?

  3. Жанровые и дидактические основы «Клавирной книжечки Ф.Э. Баха» и «Нотных тетрадей А.М. Баха».

  4. Раскройте художественно-педагогические идеи инвенций Баха.

  5. Почему «Хорошо темперированный клавир» является энциклопедией образов?

  6. Какова методика развития полифонического слуха школьников на примере творчества И.С. Баха.

  7. Какие сочинения Баха используются в программах общеобразовательной школы?


Литература:

  1. Благинина Т.И. Музыка И.С. Баха в начальной школе (из опыта работы) // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М., 1990. – С. 142-147 (Библиотека учителя музыки).

  2. Друскин М.С. И.С. Бах. – М., 1982.

  3. Шекалов В.А. Старинная музыка в начальной школе. – Л., 1989.



ЛК 4: «Феномен детскости в музыке венского классицизма».
План:

  1. Понятие «венская классическая школа» и ее представители.

  2. Детская музыка в творчестве Й. Гайдна.

  3. Возможности использования музыкального наследия В.А. Моцарта в работе с детьми.

  4. Творчество Л. Бетховена и детская музыка.

  5. Шутки в творчестве венских классиков.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте понятие «венская классическая школа».

  2. В чем значение «Детской симфонии» Й. Гайдна?

  3. Покажите «солнечность» видения мира в творчестве В.А. Моцарта.

  4. Как сочетаются в творчестве Л. Бетховена категории героического и лирического?

  5. Назовите шуточные произведения венских классиков.


Литература:

  1. Аберг Г. В.А. Моцарт. – Ч.1-2. – М., 1977-1985.

  2. Кремнев Ю Йозеф Гайдн. – М., 1972.

  3. Серов А.Н. Бетховен и три его стиля // Серов А.Н. Статьи о музыке. – Вып. 1. – М., 1984. – С. 141-170.

  4. Чигерин Г. Моцарт: Исследовательский этюд. – Л., 1987.


ЛК 5: «Композиторы-романтики и педагогические возможности использования их музыки в детской аудитории.
План:

  1. Романтизм как основное направление в музыке XIX века.

  2. Основные направления школ романтизма.

  3. Близость творчества композиторов-романтиков особенностям восприятия музыки школьниками.

  4. Характеристика творчества Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Э. Грига, К. Сен-Санса, Ж. Бизе в контексте детской музыки.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите характерные черты романтизма в музыке.

  2. Покажите жанровое разнообразие музыки композиторов-романтиков.

  3. Охарактеризуйте песни Ф. Шуберта.

  4. Покажите мир детства в творчестве Р. Шумана.

  5. Раскройте педагогическое значение произведений Ф. Шопена.

  6. Раскройте особенности сказочной фантастики творчества Э. Грига.

  7. Какова роль «Песен без слов» Ф. Мендельсона в палитре детской музыки?

  8. Дайте характеристику сюитам: Ж. Бизе «Детские игры» и «Карнавал животных» К. Сен-Санса.


Литература:

  1. Амборс А.В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. – М., 1988.

  2. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX в, - М., 1967.

  3. Венок Шопену: Сб. стат. – М., 1989.

  4. Вульфиус П. Ф. Шуберт. – Л., 1979.

  5. Житомирский Д. Роберт Шуман. – М., 1964.

  6. Кремлев Ю. Шопен. – М., 1971.

  7. Левашева О. Эдвард Григ. – М., 1969.

  8. Мизиев Л. Исследования о Шопене. – М., 1971.

  9. Роллан Р. Камилл Сен-Санс // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. – Вып. 4. – М., 1989. – С. 77-85.


ЛК 6: «Панорама детской музыки ХХ века».
План:

  1. Детская музыка как одно из приоритетных направлений в творчестве зарубежных композиторов.

  2. Музыка композиторов-импрессионистов в контексте мира ребенка.

  3. Усиление роли детского исполнительства в ХХ веке (на примере произведений Б. Бриттена и П. Хиндемита).

  4. Обращение композиторов к музыкально-педагогической деятельности с детьми (Б. Барток, З. Кодаи, К. Орф).


Вопросы для самоконтроля:

  1. Докажите, что детская музыка является одним из доминантных направлений в творчестве зарубежных композиторов.

  2. Как музыка композиторов-импрессионистов отражает мир ребенка конца XIX - начала XX века?

  3. Чем объясняется усиление роли детского исполнительства в ХХ веке?

  4. В чем сущность музыкально-педагогической системы Б. Бартока, З. Кодаи, К. Орфа?

Литература:

  1. Дебюсси и музыка ХХ в. – Л., 1983.

  2. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен // Английская музыка ХХ века. – М., 1986. – С. 116-149.

  3. Леонтьева О.Г. Карл Орф. – М., 1984.

  4. Малиновская А.В. Бела Барток – педагог. – М., 1985.

  5. Мартынов И. Клод Дебюсси. – М., 1964.

  6. Мартынов И. И. Кодай. – М., 1983.

  7. Нестьев И. Бела Барток. – М., 1969.

  8. Смирнов В. Морис Равель. – Л., 1984.



РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
К теме 1

Детская музыка - музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие произведения Д.м. отличаются конкретностью сюжета, живым поэтическим содержанием, образностью выражения, простотой и четкостью формы. Существуют различные жанры народных детских песен: хороводные, прибаутки, скороговорки и др. Образцы Д.М. создали многие выдающиеся композиторы – Чайковский, Шуман, Брамс, Лядов, Прокофьев. Написаны детские оперы и балеты. Жанр детской песни нашел отражение в творчестве многих композиторов, в постановках детских театров, кинофильмах и мультфильмах.
К теме 2

Алеманда – старинный танец, известный во Франции с 16 века. В 17-18 вв. алеманда входила в т.н. французскую сюиту (для клавесина, лютни) как одна из частей, с орнаментированной мелодикой, в умеренно медленном темпе.

Буре – старинный французский народный танец, известный с конца 16 века, а с 17 – придворный. Музыкальный размер 3/8; 4/4. Введен Люли в оперы и балеты. Темп подвижный четкий. В 18 в. адаптирован в сюитах Рамо, Баха и др.

Баркарола (песня лодочника) – романс или фортепианное произведение с лирической мелодией и мерным сопровождением.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха охватывающая в Италии XIV-XVI вв.; в странах к северу от Альп (северное В.) – XV-XVI вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. - в гуманизме как мировоззрении эпохи, с позиций которого подвергались переоценке духовные и художественные достижения, предшествующих эпох. Крупнейшие художники В. – универсальные личности, раскрывшие свои дарования в науке, разных видах искусства. Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, значит, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Античная культура, которая открывалась в процессе раскопок, во многом определился образ совершенного человека эпохи В.

Гамофония – вид многоголосия, в котором один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса играют подчиненную роль (гармоническое сопровождение, аккомпанемент).

Григорианское пение, григорианский хорал – традиционное пение римско-католической церкви. Термин «Г.п.» происходит от имени Григория Двоеслова – папы римского (590-604), с которым связано окончательное становление богослужебного пения на Западе. В основных чертах Г.п. сложилось в VIII-IX вв. в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов. Первые нотированные рукописи появились в IX в. Подлинное Г.п. монодийно (в исполнении сочетаются пение солиста или группы солистов и мужское хоровое пение в унисон), обладает большой силой воздействия на чувства и сознание верующих.

Жанр – род музыкальных произведений: оперный симфонический, кантатно-ораторный, камерной музыки, песенный и др.

Жига – английский народный старинный танец (Ирландия, Шотландия). Как музыкальная форма Ж. приобрела устойчивые черты в инструментальной сюите 17-18 вв. в размере 6/8, 9/8, 12/8.

Куранта (бегущий) – придворный салонный танец 16-17 вв. Как музыкальная форма К. входила в состав старинных инструментальных (танцевальных) сюит Рамо, Баха и др.

Магнификат (лат. По первому слову церковного песнопения «Величит душа моя Господа») – с XVI в. многоголосое произведение; позже – кантата для солистов, хора и оркестра. Музыка М. радостная, ликующая. М. писали О. Лассо, Д. Палестрина, И.С. Бах и др.

Месса (от лат. «посылаю», «отпускаю») – 1) центральный обряд суточного богослужения цикла католической церкви, аналогичный православной литургии. 2) Многоголосное циклическое хоровое (первоначально – одноголосное григорианское пение) произведение на текст католической литургии (мессы). Различают короткую М. («М. бревис»), торжественную М.М. солемнис»), реквием (заупокойная служба), «хоральную» М. Со временем к участию в М. стали допускаться музыкальные инструменты, некоторые разделы М. стали заменяться органным звучанием, еще позднее – в структуру М. включались самостоятельные инструментальные и вокальные номера (арии, речитативы, танцы). нструменты, некоторые разделы М. пускатьс музыкалльные литургииое , аналогичный православной литургии. из повседневного быта.и

Полифония (от греч. poly – много, fhone – звук, букв. – многоголосие) – одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающееся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Прелюдия прелюд (от лат. рraeludere – играть предварительно, делать вступление) – инструментальная пьеса свободной формы, появившаяся в XV в. и нередко служившая вступлением к следующей за ней пьесе. В XVI в. уже существовала в виде самостоятельной пьесы, часто использовалась в органной музыке, широко известна как вступление к фуге. С XIX прелюдиями называются также небольшие самостоятельные пьесы, главным образом фортепианные.

Соната – одна из форм инструментальной музыки (в современном понимании – произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла). Термин соната возник в кон. XVI в. для обозначения любого инструментального сочинения, преимущественно ансамблевого, в отличие от вокального – кантаты.

Старинная музыка – (англ. еarly music) – термин, вошедший в употребление в начале ХХ века. Применяется к музыкальным произведениям, созданным в средние века, период барокко и ренессанса, в некоторых случаях – классицизма. Современные композиторы исполняют С.м. обычно на подлинных инструментах, для которых эти произведения и были созданы.

Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. В XVII – XVIII вв. сложилась форма так называемой старинной сюиты, в которой закрепилась последовательность четырех танцев: аллеманда (умеренный темп), оживленная куранта, медленная сарабанда и быстрая жига. Нередко в старинную сюиту включались менуэт, гавот, буре, а также нетанцевальные пьесы – прелюдия, ария и т.д. В XIX-XX вв. получили развитие сюиты нового типа с ярко выраженной контрастностью: в них преобладали нетанцевальные пьесы разных форм и настроений.
К теме 3

Пассионы (от лат. «страдание») - страсти, храмовое действо, а также музыкальное произведение, основанное на евангельском тексте о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса Христа. В церковный обиход вошли в IV в. как одно из наиболее продолжительных и торжественных евангельских чтений на страстной неделе. В XVII в. появились ораториальные П., текст которых дополнен протестантскими песнопениями и свободными поэтическими. Вершиной нем. ораториальных П. стали сложные по драматургии и монументальные по композиции «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И.-С. Баха.

«Хорошо темперированный клавир» - 2 тома прелюдий и фуг (по 24 прелюдии и фуги в каждом) И.С. Баха (18-722; 1744). ХТК утвердил современный музыкальной строй.
К теме 4

Аппассионата – 23-я соната для фортепиано Л. Бетховена фа минор, оп. 57 (1804).

Багатель (безделушка) – жанр музыкальной миниатюры преимущественно для фортепиано. Введен Л. Бетховеным.

Венская классическая школа – направление в музыке, сложившееся в Вене во второй половине 18 в. Ее представители Й. Гайдн, В. Моцарт, В. Глюк, Л. Бетховен. Общие черты творчества венских классиков: оптимистическое утверждение жизни, правдивое отражение действительности, гуманизм и народность. В искусстве В.к. окончательно оформились жанры классической симфонии, сонаты, концерта, квартета и др.; определился новый тип симфонического оркестра, совершилась реформа оперных жанров.

Классицизм (от лат. «образцовый»), направление в европейском искусстве кон. XVI - нач. XIX в. За это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже в форме т.н. революционного К., - с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Французской революции; на заключительной стадии своего развития выступил, в частности, в форме стиля «ампир» - стиля наполеоновской империи. В разных странах К. приобретал и некоторые национальные особенности. Но существуют и общие черты, выражающие основной пафос этого направления.

Искусству К. свойственна упорядочность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии.



Великие композиторы, от Баха до Бетховена, жили в эпоху К., но не могут быть названы его представителями. Это направление связывают с именем Ж. Люлли, автора придворных опер на античные сюжеты и музыки к комедиям-балетам Мольера, нем. композитора Е. Глюка, Л. Керубини, писавшего популярные в период революционного К. «оперы ужасов и спасения».

Лунная соната - название, присвоенное 14-й сонате-фантазии для фортепиано Л. Бетховена до диез минор, оп. 27 № 2 (1801).

Симфония (от греч. «созвучие», «благозвучное сочетание тонов), ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине XVIII в., на основе оперной увертюры, концерто гроссо и некоторых других жанров. Классический облик С. обретает в творчестве Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л.-В. Бетховена: это четырехчастный цикл, включающий, как правило, быструю первую часть в сонатной форме (см.), медленную вторую часть, менуэт (позже скерцо) и финал. Некоторые авторы увеличивают число частей С. до пяти, семи, др. уменьшали – вплоть до одной; вводили хор и певцов-солистов. Появились и жанровые ответвления от С. – камерная С., симфониетта, концертная С., как наиболее развитая музыкальная форма, использующая средства симфонического оркестра, обладает огромными возможностями воплощения самого значительного и разнообразного идейно-эмоционального содержания.
К теме 5

Баллада – литературный термин, обозначавший в середине века народную танцевальную песню, позже – песню о драматических событиях, часто с элементами фантастики (происходит от итал. ballare – танцевать). В этом значении термин «баллада» в эпоху романтизма перешел в вокальную музыку («Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки), затем в инструментальную, где им стали обозначать пьесы драматически-повествовательного и величественно-эпического характера (баллады для фп. Ф. Шопена, Э.Грига, П. Брамса, Героическая баллада для фп. с орк. А. Бабаджаняна).

Вокальный цикл – группа песен, связанных между собой единой идеей или общим сюжетом. Создателем первого В.ц. является Бетховен – «К далекой возлюбленной». Этот цикл состоит из 6 песен, последняя из которых тематически связана с первой. Традиции Бетховена продолжили Шуман, Шуберт, Брамс и др. композиторы.

Кампанелла – (колокольчик) – музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков.

Карнавал животных – «зоологическая фантазия» для 2-ф-но, стр. квинтета, флейты, кларнета и ксилофона К. Сен-Санса (1886, изд. 1921).

Песня без слов – небольшая мелодическая инструментальная пьеса лирического характера.

«Пер Гюнт» – музыка Э. Грига к одноименной драме норвежского драматурга Г. Ибсена. Написанная в 1874-1975 гг. (по предложению Ибсена), эта работа явилась одной из удач композитора. Сознательно отказавшись от воплощения в музыке сатирических сцен и сложного философского подтекста ибсеновского произведения, Григ создал 23 небольших музыкальных номера, в которых с поразительным мастерством и вдохновением воплощены картины норвежской природы, фантастические сцены, лирические образы. Спектакль «Пер Гюнт» с музыкой Грига имел огромный успех. Впоследствии композитор составил 2 сюиты (по 4 номера в каждой). Среди номеров из «Пер Гюнта», завоевавших особую популярность, - «Утро», «Смерть Озе», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг» и др. На концертных эстрадах часто ставится музыкально-сценическая композиция «Пер Гюнт», включающая лучшие фрагменты ибсеновской драмы и всю музыку Грига.

Романтизм – направление в европейском искусстве 1-й пол. XIX в. Термин происходит от слова «роман» («романами», «романтическими» в XVII в. называли сочинения, написанные не на латыни а на происходящих от нее романских языках: фр., итал. и др., а позже так называлось все таинственное и чудесное). Р. XIX в. во многом противоположен классицизму предыдущей эпохи и нормам академического искусства.

Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале - неслучайно символом Р. стал «голубой цветок», поискам которого посвящает жизнь один из героев Новалиса.

Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображение внешнего, объективного мира, поэтому «главным» романтическим искусством стала музыка. Романтическую интонацию можно услышать уже в некоторых сочинениях В.-А. Моцарта, Ф.Э. Баха, др. композиторов 2-й половине XVIII в., она очевидна у молодого Л. Бетховена. Наиболее полно романтическое мироощущение воплотилось в музыке Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Мельденсона, Ф. Листа., Г. Берлиоза, в героико-романтических или фантастических операх Д. Россини, Д. Мейербера, К. Вебера, а также у В. Беллини, в значительной степени у Дж. Верди и Р. Вагнера.

Симфоническая поэма – (франц. poeme symfonique) – главный жанр программной музыки периода романтизма; одночастное произведение для оркестра, форма которого связана не с музыкой, а с каким-либо видом искусства, чаще всего живописью и поэзией. В числе первых композиторов, использовавших в своем творчестве черты данного жанра, были Бетховен (увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора»), Берлиоз и Мендельсон. Как самостоятельный жанр С.п. оформилась в творчестве Листа. В период между 1848 и 1858 гг. им были созданы 12 произведений данного жанра, наибольшую известность среди которых получили «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Орфей», «Гамлет», «Тассо» и «Битва гуннов».

Период расцвета С.п. во французской музыке – вторая половина 19 века. Среди образцов французских произведений данного жанра: оркестровая пьеса Франка «Что слышно на горе», «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти» Сенс-Санса, «Ученик чародея» Дюка. Огромный вклад в развитие жанра вложил Р. Штраус. Его партитуры: «Дон Жуан», «Так говорил Заратустра», «Дон Кихот», «Веселые проказы Тиля Уленшпигеля» получили мировую известность.


К теме 6

«Детский уголок» - фортепианная сюита К. Дебюсси, завершенная в 1908 г. В отличие от «детских» циклов, создаваемых часто по каким-либо инструктивно-педагогическим соображениям. «Детский уголок» Дебюсси отмечен в первую очередь значительными художественными достоинствами. Составляющие этот небольшой цикл 6 пьес («Доктор Gradus ad Parnassum», «Колыбельная слонов», «Серенада кукле», «Снег танцует», «Маленький пастух», «Кукольный кэк-уок» отмечены яркой образностью, тонким своеобразным юмором, согреты искренней симпатией к детям.

Импрессионизм в музыке – стремление передать музыкальными средствами мимолетные настроения, зафиксировать оттенки психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это направление привело к усилению красочности, обогащению в области гармонии и оркестрового колорита. К. Дебюсси, М. Равель – классики импрессионизма.

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Беляева Л.С., канд. пед. наук, профессор,

засл. раб высшей школы РФ, член корреспондент АПСН






Культуры и искусств

050601 Музыкальное образование




Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет