Урок за уроком. 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово рс»



бет1/18
Дата05.12.2016
өлшемі3,09 Mb.
#3224
түріУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Гороховская Л. Н., Виноградова Е. А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово — РС», 2002. — 240 с.
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………………………………..4

Примерное планирование уроков литературы

в 8 классе……………………………………………………………………………………………4


ВВЕДЕНИЕ

Урок 1. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Литература как искусство слова.

Литература и другие виды искусства …………………………………………………………….7
РУССКАЯ СТАРИНА

Урок 2. Устное народное творчество — золотое

наследие русской старины ………………………………………………………………………..9



Урок 3. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой

песни. Отражение в песне идеалов душевной красоты,

нравственности крестьян …………………………………………………………………………11

Урок 4. Исторические народные песни ………………………………………………………………13

Урок 5. Житийный жанр в древнерусской литературе.

Сергий Радонежский — патриот и духовный деятель,

вдохновитель борьбы русского народа против

монголо-татарского ига. Историческая основа

«Жития Сергия Радонежского» …………………………………………………………………..17

Урок 6. Работа с текстом — фрагментами очерка Б. Зайцева

«Преподобный Сергий Радонежский» ………………………………………………………….20



Урок 7. «Житие Аввакума, им самим написанное. Личность

протопопа Аввакума, стойкость убеждений,

величие духа. Сила и красота языка сочинений

протопопа Аввакума ……………………………………………………………………………...21


ЛИТЕРАТУРА ХIХ — НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Урок 8. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая

основа повести …………………………………………………………………………………….24



Урок 9. Формирование характера и взглядов Петруши

Гринева ……………………………………………………………………………………………27



Урок 10. Встреча с вожатым. Многозначительные

обстоятельства встречи ………………………………………………………………………….28



Урок 11. Обманчивая тишина в Белогорской крепости.

Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства,

нравственности поступка …………………………………………………………………………29

Урок 12. Падение Белогорской крепости. Трагическая

непримиримость борющихся сторон ……………………………………………………………31



Урок 13. Встреча с вождем народного восстания в его штабе.

Зеркальные сцены в повести — два военных совета.

Результаты «оборонительных действий»

правительственных войск в Оренбурге ………………………………………………………….34



Урок 14. Изображение народной войны и ее вождя.

Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца

к участи девушки-сироты ………………………………………………………………………..35

Урок 15. Спасение Маши Мироновой. Последний день в

Белогорской крепости. Великодушие Пугачева.

Гринев и Швабрин ………………………………………………………………………………...37

Урок 16. Образ Гринева. Становление личности под влиянием

«благих потрясений» …………………………………………………………………………….39



Урок 17. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила

героини. Смысл названия повести ……………………………………………………………….40



Урок 18. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев» ………………………………………………………………42



Урок 19. Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Человек и история. Частное и историческое в повести ………………………………………...44



Урок 20. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы

Кавказа» в жизни и творчестве поэта ……………………………………………………………46



Урок 21. Символический образ тюрьмы в лирике

М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений

«Пленный рыцарь», «Сосед» ……………………………………………………………………50

Урок 22. Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа ……………………………………………………..53

Урок 23. Идейное содержание поэмы. Ее композиция ………………………………………………55

Урок 24. Обучающее сочинение по поэме

М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ……………………………………………………………………56



Урок 25. Тема и идея художественного произведения.

Работа над статьей учебника …………………………………………………………………….57



Урок 26. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть

отрывков из поэмы ………………………………………………………………………………59



Урок 27. Н.В. Гоголь писатель-сатирик. Жизненная основа

комедии Ревизор. «Ревизор» в театре ………………………………………………………….61



Урок 28. Разоблачение нравственных и социальных пороков

чиновничьей России. «Ревизор» современных постановках..................................................65



Урок 29—30. Мастерство Н. В. Гоголя-драматурга в создании

образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина ……………………………………………….69



Урок 31. Страх перед ревизором как основа развития комедийного

действия. Чиновники на приеме у «ревизора» ……………………………………………….....74



Урок 32. Финал комедии, его идейно-композиционное

значение ……………………………………………………………………………………………76



Урок 33. Город N в комедии Ревизор» и петербургские

миражи героев ……………………………………………………………………………………..80



Урок 34. Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор»……………………………………… 82

Урок 35. И.С. Тургенев. Судьба и личность писателя.

Автобиографические мотивы в повести «Ася» …………………………………………………85



Урок 36. Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки.

Тайна Аси и ее брата ……………………………………………………………………………...88



Урок 37. Драма рассказчика, обреченного на одиночество ………………………………………….89

Урок 38. Мотив превосходства «тургеневской девушки»

в силе характера и решительности ………………………………………………………………90



Урок 39. Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя ………………………………………………..92

Урок 40. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть

идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции …………………………………….92



Урок 41. Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора

о моральной ответственности человека за все

происходящее вокруг ……………………………………………………………………………..93

Урок 42. В. Г. Короленко. Свет личности писателя.

История создания очерка «Парадокс» …………………………………………………………...96



Урок 43. Проблема смысла жизни и назначения человека

в рассказе «Парадокс» …………………………………………………………………………….97



Урок 44. Духовный перелом в жизни юных героев, его причины.

Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая

веру в светлые начала жизни ……………………………………………………………………..98

Урок 45. Внеклассное чтение. Путь восхождения к свету …………………………………………...99

Урок 46. М. Горький. Личность писателя. Знакомство с

«Песней о Соколе» ………………………………………………………………………………102



Урок 47. Единство изобразительно-выразительных

и ритмико-интонационных средств языка

«Песни о Соколе». Развитие понятия о символе ………………………………………………102

Урок 48. Рассказ «Ма-аленькая!..». Доброта, гуманность,

чувство благодарности человеку за его дела …………………………………………………105


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Урок 49. А. Грин. Судьба и личность писателя. Знакомство

с рассказами писателя. Условность в произведениях

А. Грина …………………………………………………………………………………………..106

Урок 50. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа»: сюжет,

композиция, герои. Нравоучительный смысл рассказа ………………………………………110



Урок 51. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

Замысел и история создания. Жанровое и идейно-

композиционное своеобразие произведения …………………………………………………..112

Урок 52. «Теркин — кто же он такой?» Трагические,

героические и комические сцены в поэме ……………………………………………………..116



Урок 53. Продолжение темы урока 52 ……………………………………………………………….118

Урок 54. Автор и герой в поэме ………………………………………………………………………122

Урок 55. Обобщающее повторение поэмы Твардовского

«Василий Теркин» ……………………………………………………………………………….124



Урок 56. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки,

учителя, их односельчан ………………………………………………………………………...126

Урок 57. Непреходящая историческая память народа ……………………………………………...128

Урок 58. Внеклассное чтение. Знакомство с рассказами

из повести «Последний поклон» ………………………………………………………………..130



Урок 59. Лирика Н. Рубцова. Урок-путешествие в мир поэта ……………………………………...130

Урок 60—61. Восприятие, истолкование и оценка

стихотворений Н. Рубцова ………………………………………………………………………134


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Урок 62. У. Шекспир. Писатель и его время.

Сонеты Шекспира ………………………………………………………………………………..139



Урок 63. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Знакомство

с трагедией ……………………………………………………………………………………….141



Урок 64. Конфликт живого чувства и семейной вражды.

Сила чувств влюбленных, их преданность друг другу ………………………………………..142



Урок 65. Развитие речи. Сочинение по трагедии «Ромео

и Джульетта» ……………………………………………………………………………………..144



Урок 66—67. Автор и его герой в сказке А. де Сент-Экзюпери

«Маленький Принц» ……………………………………………………………………………..144



Урок 68. Итоговый урок. Любимые книги и их герои ……………………………………………...146
ПРЕДИСЛОВИЕ
Значение уроков литературы трудно переоценить: именно на этих уроках дети получают представления о вечных нравственных ценностях, о добре и зле, узнают о мире и о людях, о своей Родине и народе, знакомятся с классическими и современными литературными произведениями, сочувствуют героям, смеются и плачут, овладевают тайнами художественного слова.

Но как сохранить интерес к урокам литературы? Как сделать чтение потребностью, радостью, необходимостью для учащихся?

Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? А главное, что можно сделать, чтобы ученики полюбили и русскую литературу, и своего учителя, и свою нелегкую работу при подготовке к урокам, научились аргументированно спорить и слышать друг друга?

Мы предлагаем учителю литературы, работающему в восьмом классе по учебной хрестоматии, автором-составителем которой является Г. И. Беленький, систему уроков, их планирование, построенное с учетом программных требований и учебным планом — два часа в неделю — всего 68 учебных часов.

Одним из важнейших условий формирования литературного развития учащихся является домашнее чтение, поэтому зачастую вопросы домашнего задания предопределяют содержание и форму следующего урока. Мы используем систему индивидуальных заданий, только обязательно нужно, давая такое задание ученику, проверить его выполнение и оценить. Очень важно, чтобы индивидуальное задание — в устной или в письменной форме — выполнялось строго к указанному сроку, иначе эти задания теряют не только свою актуальность, но и смысл.

Читая произведения русских и зарубежных писателей, изучаемых в восьмом классе, мы вместе с учащимися не раз задумываемся над глобальными проблемами: Как жить? Чем дорожить? Какую дорогу выбрать? Как научиться понимать себя самого и другого человека?

Вместе с тем, на уроках литературы идет формирование таких специальных умений, как умение сопоставлять эпизоды, находить ключевое слово и т. д. На каждом уроке, как правило, идет работа над постижением сути произведения, а также работа над словом, понятием.

Учитель, взявший в руки это пособие, разумеется, имеет свою систему работы и свое видение художественного произведения и путей его изучения. Мы надеемся, что наша книга сможет оказать ему помощь в первичном отборе материала, организации деятельности учащихся на уроке и в их самостоятельной работе.



Желаем успеха

Авторы

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ЛИТЕРАТУРЫ

В 8 КЛАССЕ

(68 часов)


ВВЕДЕНИЕ

1. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.


РУССКАЯ СТАРИНА
2. Устное народное творчество — золотое наследие русской старины.

3. Лирическая песня как вид (жанр) народной обрядовой песни. Отражение в песне идеалов душевной красоты, нравственности крестьян.

4. Исторические народные песни.

5. Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский патриот и духовный деятель, вдохновитель борьбы русского народа против монголо-татарского ига. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского».

6. Работа с текстом — фрагментами очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

7. «Житие Аввакума, им самим написанное». Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа. Сила и красота языка сочинений протопопа Аввакума.


ЛИТЕРАТУРА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
А. С. ПУШКИН
8. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

9. Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

10. Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.

11. Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства нравственности поступка.

12. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

13. Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Зеркальные сцены в повести — два военных совета. Результаты «оборонительных действий» правительственных войск в Оренбурге.

14. Изображение народной войны и ее вождя. Зеркальные сцены: отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

15. Спасение Маши Мироновой. Последний день в Белогорской крепости. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин.

16. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений».

17. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

18. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев».

19. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

20. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.

21.Символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед».

22. Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа.

23. Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

24. Обучающее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

25. Тема и идея художественного произведения. Работа над статьей учебника.

26. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.


Н. В. ГОГОЛЬ

27. Н. В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре.

28. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках.

29—30. Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.

31. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Чиновники на приеме у «ревизора».

32. Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

33. Город N в комедии «Ревизор» и петербургские миражи героев.

34. Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».


И. С. ТУРГЕНЕВ

35. И. С. Тургенев. Судьба и личность писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».

36. Повесть «Ася». Образ «тургеневской» девушки. Тайна Аси и ее брата.

37. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

38. Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности.
Л. Н. ТОЛСТОЙ

39. Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

40. «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа. Развитие понятия о сюжете и композиции.

41. Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.


В. Г. КОРОЛЕНКО

42. В. Г. Короленко. Свет личности писателя. История создания очерка «Парадокс».

43. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе «Парадокс».

44. Духовный перелом в жизни юных героев, его причины. Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в светлые начала жизни.

45. Внеклассное чтение. Путь восхождения к свету. (По повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».)
М. ГОРЬКИЙ

46. М. Горький. Личность писателя. Знакомство с «Песней о Соколе».

47. Единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка «Песни о Соколе». Развитие понятия о символе.

48. Рассказ «Ма-аленькая!..». Доброта, гуманность, чувство благодарности человеку за его дела.


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
А. ГРИН

49. А. Грин. Судьба и личность писателя. Знакомство с рассказами писателя. Условность в произведениях А. Грина.

50. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа»: сюжет, композиция, герои. Нравоучительный смысл.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

51. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения.

52—53. «Теркин — кто же он такой?» Трагические, героические и комические темы в поэме.

54. Автор и герой в поэме.

55. Обобщающее повторение поэмы Твардовского «Василий Теркин».
В. П. АСТАФЬЕВ

56. В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Простота и глубина сюжета. Красота души бабушки, учителя, их односельчан.

57. Непреходящая историческая память народа.

58. Внеклассное чтение. Знакомство с рассказами из повести «Последний поклон».


Н. М. РУБЦОВ

59. Лирика Н. Рубцова. Урок-путешествие в мир поэта.

60—61. Восприятие, истолкование и оценка стихотворений Н. Рубцова.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
У. ШЕКСПИР

62. У. Шекспир. Писатель и его время. Сонеты Шекспира.

63. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией.

64. Конфликт живого чувства и семейной вражды. Сила чувств влюбленных, их преданность друг другу.

65. Развитие речи. Сочинение по трагедии «Ромео и Джульетта».
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

66—67. Автор и его герой в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

68. Итоговый урок. Любимые книги и их герои.


ВВЕДЕНИЕ
УРОК 1

ОБРАЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА.

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Есть книги настолько живые, что все боишься, что, пока не читал, она уже изменилась, как река — сменилась, пока жил — тоже жила, как река — шла и ушла. Никто дважды не вступал в ту же реку. А вступал ли кто дважды в ту же книгу?

М. Цветаева

(Из статьи «Пушкин и Пугачев»)
Знания на уроке: понятие о художественном образе, о специфике литературы как вида искусства, об отличии литературы от других видов искусства.

Словарная работа: образность, вымысел, воображение, творчество, сотворчество, сопереживание.
ХОД УРОКА

I. Создание проблемной ситуации на уроке. Прочитайте эпиграф к уроку — это слова Марины Ивановны Цветаевой — замечательного поэта и создателя удивительной прозы. Как вы их понимаете?

О каких книгах говорит М. Цветаева?

Конечно, о художественной литературе. Здесь речь идет о том, что, взрослея, человек глубже, по-другому, чем раньше, воспринимает книги. Этому и посвящен наш сегодняшний урок.

II. Повторение понятий «искусство«, «образ»1, усвоенных в седьмом классе.

III. Знакомство с учебником литературы для 8 класса1. Отметим, что учебник содержит не только тексты произведений, над которыми мы будем работать, но и предлагает вопросы, раздумья над которыми помогут глубже понять содержание произведений. В учебнике есть материалы для повторения, есть статьи, раскрывающие сущность основных литературоведческих понятий.

IV. Что же такое литература? Обратимся к статье учебника «Искусство слова».

Задание. Прочитайте первую (вступительную) часть статьи и ответьте на вопрос: в чем секрет воздействия искусства, и прежде всего литературы, на людей? (Ответ есть в тексте: искусство формирует взгляды, чувства, характер человека, пробуждает любовь к прекрасному, готовность к борьбе за торжество добра и правды. Этот тезис учащиеся запишут в тетрадь.)

Задание. Прочитайте раздел «Отличие художественной литературы от научной». Чем отличается изображение реальных событий в исторических и литературных произведениях?

Задание. Прочитайте раздел «Художественный образ». Что такое художественный образ? Выпишите из учебника определение себе в тетрадь. («Картина жизни, нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями, называется художественным образом».)

Задание. Что такое образность? Выпишите из учебника определение себе в тетрадь. (Образность — отличительная особенность художественной литературы (в сравнении с научной). В образности разгадка того влияния, которое оказывает литература на человека.)

Индивидуальное задание. (Ученику оно дается на карточке.) Прочитайте выразительно стихотворение нашей выдающейся современницы — поэтессы Беллы Ахмадулиной и ответьте на вопрос: какие образы нарисованы в этом стихотворении и что, по мнению поэта, подлежит воспеванию? Как создается образность?
Как никогда, беспечна и добра,

Я вышла в снег арбатского двора,

А там такое было: там светало!

Снег расцветал сиреневым кустом,

И во дворе, недавно столь пустом,

Вдруг от детей светло и тесно стало.

Ирландский сеттер, резвый, как огонь,

Затылок свой вложил в мою ладонь,

Щенки и дети радовались снегу,

В глаза и губы мне попал снежок.

И этот малый случай был смешон,

И все смеялось и склоняло к смеху.

Как в этот миг любила я Москву

И думала: чем дольше я живу,

Тем проще разум, тем душа свежее.

Вот снег, вот дворник, вот дитя бежит —

Все есть и воспеванью подлежит.

Что может быть разумней и священней?

День жизни, как живое существо,

Стоит и ждет участья моего,

И воздух дня мне кажется целебным.

Ах, мало той удачи, что — жила,

Я совершенно счастлива была

В том переулке, что зовется Хлебным2.


Домашнее задание.

I. Выписать в тетрадь ответы на вопросы:

1. Что является оружием писателя?

2. Что такое художественная литература?

II. Что можно и чего нельзя перевести на «язык кино»?


РУССКАЯ СТАРИНА
УРОК 2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО —

ЗОЛОТОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ СТАРИНЫ
Знания на уроке: народные песни как жанр фольклора.

Словарная работа: фольклор, постоянный эпитет, образность.
Материал для учителя

Народные лирические песни1

Основное назначение народных лирических песен — выражать чувства, мысли, настроение народа. Причем эти мысли и чувства выражаются не отвлеченно, а художественно конкретно, выступают как раздумья и переживания конкретных лирических героев.

Лирический герой — это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, «удалой разбойник». Именно их глазами, их умом и сердцем воспринимается в песне жизнь, именно они дают различным явлениям жизни свою оценку.

Композиционно лирическая песня представляет собой чаще всего монолог. Это излияние своих чувств девушки к милому или, наоборот, его к ней, горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на худую жену», размышления бурлака о своей судьбе или воспоминания ямщика о родине и т. д.

Песни-монологи начинаются обычно с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т.д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д. Широкое использование обращений повышает эмоциональную выразительность передаваемых чувств и мыслей.

Другой композиционной формой лирических песен является диалог. Это разговор девушки со своим милым, подругами, родителями или выданной замуж крестьянки — с мужем, свекром, своими родителями.


Ты дуброва моя, дубровушка,

Ты дуброва моя, зеленая!

Ты к чему рано зашумела,

Приклонила свои веточки?

Из тебя ли, из дубровошки,

Мелки пташечки вон вылетали,

Одна пташечка оставалася,

Горемышная кукушечка.

Что кукует она день и ночь,

Ни на малый час перемолку нет,

Жалобу творит кукушечка

На залетнова ясна сокола:

Разорил он ея тепло гнездышко,

Разогнал ея малых детушек,

Малых детушек, кукунятушек.

Что по ельничку, по березничку,

Что по часту леску, по орешничку,

Что во тереме сидит девица,

Что во высоком сидит красная,

Под косящетым под окошечком;

Она плачет, как река льется,

Возрыдает, что ключи кипят,

Жалобу творит красна девица

На заезжева добра молодца,

Что сманил он красну девицу,

Что от батюшки и от матушки.

И завез он красну девицу

На чужу дальню сторону,

На чужу дальню, незнакомую,

Что завезши, хочет покинути.


Основным принципом внутренней организации народных лирических песен является поэтический параллелизм. В песнях, построенных по принципу параллелизма, всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале дается природная, символическая картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни. Скажем, если в первой параллели часто упомянут селезень, то во второй обязательно будет назван молодец, если в первой — утушка, то но второй — девушка.

Наиболее древними символами русской обрядовой лирики являются такие образы, как месяц символ отца, солнце — матери, звезды — детей, а также месяца — молодца (мужа) и девушки — зорюшки (жены).

Довольно часто в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Символом молодца в них обычно является соловей, сокол, селезень и голубь, а девушки белая лебедушка, серая утушка, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, выступает серая кукушка.

Еще шире, чем птицы и животные, представлены в песнях в качестве символов предметы растительного мира: девушка — белая береза, калина, малина и сладкая вишня; молодец — дуб, хмель или виноград.

Чаще всего символы употребляются попарно: селезень и утушка, голубь и голубка, дуб и осина.

Следует подчеркнуть, что если речь в песне идет о растениях, то символическое значение имеет и их состояние: цветение означает веселье, радость, а увядание — печаль, разлуку.

Печальное символическое значение в народных песнях имеют и такие образы, как крутые горы, чистое поле, ветер, шум леса, роса, туман.

Образные картины природы в лирических песнях помогают создать постоянные эпитеты: зеленый сад, чистое поле, буйный ветер, темный лес, сырая земля и т. д.

Эпитеты в лирических песнях, в отличие от былин и песен исторических, выполняют функцию эмоционально-психологической оценки, отражая различные чувства и переживания, отношения между людьми: «родной батюшка», «дорогие подружки», «любезный дружочек», «соколик ясный».
ХОД УРОКА


Каталог: download -> version
version -> БАҒдарламасы 5-9 сыныптар Астана 2010 Қазақстан республикасы білім және ғылым инистрлігі
version -> Өмірбаяны Ақан сері, Ақжігіт Қорамсаұлы (1843 жылы бұрынғы Көкшетау облысы Үлкен Қоскөлдің маңы 1913 жылы, сонда) ақын, әнші, композитор. Әкесінің есімі Қорамса, шешесі Жаңыл
version -> Абылай хан
version -> Бағдарламасы 5-9 сыныптар Астана 2010 Қазақстан республикасы білім және ғылым инистрлігі
version -> Ғалымдардың ең ежелгі адамды атауы
version -> Өмірбаяны Ақан сері, Ақжігіт Қорамсаұлы (1843 жылы бұрынғы Көкшетау облысы Үлкен Қоскөлдің маңы 913 жылы, сонда) ақын, әнші, композитор. Әкесінің есімі Қорамса, шешесі Жаңыл
version -> Mұхтар Омарханұлы Әуезов
version -> ТҮркістан қаласы
version -> Абай Құнанбайұлы
version -> Міржақып Дұлатұлы


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет