Гайто Газданов (1903-1971) Один из « полузабытых »
Родился в семье лесничего, осетина[ по национальности. Мать — Вера Николаевна Абациева (1876—1920) . До четырёх лет жил в Санкт-Петербурге. Позднее отец по долгу службы, а с ним и семья жили в Сибири, в Тверской губернии, в Полтаве, в Харькове. В Полтаве Газданов учился в кадетском корпусе, после (с 1912 и до начала Гражданской войны) — в Харьковской гимназии.
В 1919 году, в неполные 16 лет, Газданов присоединился к Добровольческому движению П. Н. Врангеля, как говорил позднее, чтобы «узнать, что такое война». Прослужил год в звании рядового солдата на бронепоезде. Вместе с отступающей Белой армией он оказался в Крыму.
В 1920 г. пароходом уплыл в Турцию. В Константинополе написал свой первый рассказ («Гостиница грядущего», 1922). В болгарском городе Шумене окончил русскую гимназию (в Харькове Газданов доучился до седьмого класса).
После гражданской войны огромная часть интеллигенции пустилась в бега. Эмиграция была не только в Европу, но и в США, куда уезжали те, кто понял что Советская власть - надолго и надо начинать новую жизнь с нуля, работать и еще раз работать, помня, что ты - в чужой стране и прежние заслуги, положение никого не интересуют. Среди них такие деятели как Сикорский, Зворыкин, Тимошенко (родственник наркома обороны перед войной) и много забытых.
Так вот, половина европейских эмигрантов перед войной обосновалась во Франции. Вместе со своими традициями, не всегда достойными. Среди них - презрение к труду, не соответствующее их прежнему положению.
В бега пустился и Г.Газданов. Он стал шофером такси. Нашел силы учиться в Сорбонне. Читал. И главное - писал. А ему мало-он увлекался спортом, находил время не только писать и читать, но мог бы провести квалифицированную экскурсию по Лувру. Среди его знакомых-наряду с писателями-эмигрантами и интеллигентными литераторами - преступники, полицейские, журналисты, мошенники, пьяницы и благополучные, ожиревшие от немецких репараций парижские обыватели.И за каждым - по едва заметной примете или словечку - Газданов безошибочно видел судьбу. Его произведения ни в коем случае не документальны — но многие замечали, что его редко высказываемые вслух предсказания оказывались порой трагически, порой до смешного — точными.А сам он — несмотря на отнюдь не романтическую работу, полюбил Париж, принимая людей такими, какими они были. Да и остаются.
«Я… вдруг вспомнил речь моего учителя русского языка, которую он сказал на выпускном акте: «Вы начинаете жить, и вам придется участвовать в том, что называется борьбой за существование. Грубо говоря, есть три ее вида: борьба на поражение, борьба на уничтожение и борьба на соглашение. Вы молоды и полны сил, и вас, конечно, притягивает именно первый вид. Но помните всегда, что самый гуманный и самый выгодный вид — это борьба на соглашение. И если вы из этого сделаете принцип всей вашей жизни, то это будет значить, что та культура, которую мы старались вам передать, не прошла бесследно, что вы стали настоящими гражданами мира и что мы, стало быть, тоже не даром прожили на свете. Потому что, если бы это оказалось иначе, это значило бы, что мы только потеряли время. Мы старые, у нас нет больше сил создавать новую жизнь, у нас остается одна надежда — это вы». Я думаю, что он был прав,но, к сожалению, мы не всегда имели возможность выбирать тот вид борьбы, который мы считали наилучшим».
Г. Газданов
1 сентября 1939 года, в день начала Второй мировой войны Гайто Газданов дал присягу на верность Французской Республике. Формально он мог этого не делать. Он служил срочную службу в армии другой страны. Да, в конце концов, он даже не был гражданином Республики — иностранцем без гражданства с патентом водителя такси… Но он не мог этого не сделать. Некоторые эмигранты, включая знаменитых Гиппиус и Мережковского, уже водили шашни с нацистами, когда немцы вошли в Париж, а кое-кто устремился в дом 4 на улице Гальера — в редакцию газеты «Парижский вестник» — издания русских коллаборационистов.
Достойно он вел себя в оккупации .Участвовал в Сопротивлении. Не с винтовкой в руках, но помог людям избежать смерти.
Опять надо сделать отступление. Многие критики того времени любили смеяться над сопротивлением в Европе. Их бы в страну, которая капитулировала, где практически всё население спокойно продолжает жить. Правительство работает, магазины - то же, метро продолжает перевозить пассажиров, музеи работают.. И только коммунисты, убежденные антифашисты, и немногие патриоты решаются на борьбу .А большинство жило своей жизнью, слушали ББС, вздыхали, но молчали. К тому же надо принять во внимание слова известного историка разведки о шпионах - применимого и для подпольшиков. Так вот он заявил, что до войны среди советских разведчиков не было успешных из числа русских. Не в традициях русских такое грязное дело, к тому же оставшиеся в памяти православные нормы морали. Только в фильмах разведчики - в белых перчатках.
Так что надо было иметь большое мужество чтобы участвовать в Сопротивлении, пусть и на небольших ролях.
«Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последнего дыхания». Гайто Газданов
Даже во время войны он не бросал литературное дело. «Призрак Александра Вольфа» Гайто Газданов начал писать в 1942 году. Искренний и преданный сторонник «борьбы на соглашение» увидев нацизм воочию понял, что снова лишен возможности выбора того способа борьбы, который считал наилучшим. Есть Зло, которое понимает только язык силы. Несколько лет урывками писал он роман, где выстроилась классическая фигура — треугольник. Но это не водевиль. Это треугольник между Человеком, Любовью и Злом, от которого Любовь нужно защитить. Несмотря на известность и всеобщее признание, работу таксиста Газданов смог оставить лишь после того, как вышел в печать его роман «Призрак Александра Вольфа». Роман сразу по выходе был переведён на основные европейские языки. Этот роман даже экранизировали на американском телевидении,но автору романа фильм ,мягко сказать,не понравился.
В 1970 году у писателя диагностировали рак лёгких. Газданов стойко переносил болезнь, даже близкие люди не знали, как тяжело ему было. Посторонние же и вовсе не подозревали, что он смертельно болен. Гайто Газданов умер накануне 68-летия 5 декабря 1971 года в Мюнхене, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.
Достарыңызбен бөлісу: |