Хэлфорд Маккиндер (1861 — 1947) и историк из США альфред Тайер Мэхен



бет1/3
Дата21.01.2022
өлшемі21,25 Kb.
#112772
  1   2   3
Байланысты:
маккиндер


С 1887 года преподавал географию в Оксфордском университете, пока не был назначен директором Лондонской школы экономики и политических наук. С 1910 по 1922 год он был членом палаты общин, а в промежутке (1919—1920) британским посланником в Южной России.

Пришёл в геополитику в 1904 году. В том же году издан его главный труд «Географическая ось истории» (англ. Geographical pivot of history), в котором Маккиндер вводит понятие Хартленда. Часто именно публикация этого произведения рассматривается как начало геополитики как науки, хотя сам Маккиндер не использовал этот термин.

Британский политик Хэлфорд Маккиндер (1861 — 1947) и историк из США Альфред Тайер Мэхен (1840—1914) — представители англо-американской геополитической школы, сторонники морской мощи государств, или талассократии. Несмотря на серьезные различия английского и американского обществ, в геополитике они представляют государства «морской судьбы», или атлантистское направление, поскольку школа сложилась но обе стороны Атлантического океана. Она представлена многими выдающимися авторами, публицистами, учеными, политическими и общественными деятелями, научными центрами. Основные постулаты этой геополитической школы сформулированы X. Маккиндером.

X. Маккиндер заложил основы методологии геополитической науки, выделил ее методы, обосновал принципы, показал формы и масштабы применения. Учение X. Маккиндера является основой геополитического мировоззрения и лежит в основе всей геополитики XX в. X. Маккиндер ввел главную в геополитике дихотомиюМоре — Суша, или талассократил — теллурократия, а также основные понятия«Хартленд»

(англ. Heartland — сердцевина, срединная (сердечная) земля; от heart - сердце + land — земля); «Римленд» (англ. Rimland — территория на краю суши, территория берега; от rim — ободок, край + land земля); «Мировой остров» {WorldIsland)', «географическая ось истории» и т.д.

X. Маккиндер основал «новую географию» — геополитику[1]. Он стал также основателем Британской географической ассоциации и одним из учредителей Лондонской школы экономики, директором которой был с 1903 по 1908 г. Деятельность организатора науки он сочетал с политикой: с 1910 но 1922 г. был членом парламента от шотландской Партии юнионистов, а в 1919—1920 гг., во время Гражданской войны в России, — Высшим британским Верховным комиссаром по Украине в войсках Антанты.

Англосаксонская школа геополитики разделяла и разделяет великодержавные и империалистические идеи мировой гегемонии. X. Маккиндер не является исключением. Он входил в британскую политическую элиту, дружил с лордом Керзоном. На посту комиссара по Украине X. Маккиндер обеспечивал материальную, политическую, техническую и финансовую поддержку белому движению Деникина и Врангеля.

X. Маккиндер дал собственную трактовку «Большой игры» {Great Game) в политике[2]: это противостояние Англии и Российской империи за контроль над важнейшими стратегическими пространствами евразийского материка, в первую очередь Индией, Афганистаном, а также Кавказом и Ближним Востоком. Территория от Средиземного моря до Тихого океана была ключом к сохранению мирового господства Британской империи и возможностью быть великой державой для России. Об этом писал Р. Киплинг[3], певец Британской империи. Таким образом, геополитика для X. Маккиндера была не только сферой теоретических интересов, но и делом жизни: свои идеи он стремился воплотить на практике.

Важно!

Цель геополитики X. Маккиндера — не только развитие теории, но и мировое господство над Евразией.



В основе концепции X. Маккиндера — противостояние морских и сухопутных держав. Он выполнил геополитическое районирование мирового пространства, ставшее основой всей геополитики. Ключевую роль концепции X. Маккиндера составляет учение о роли Евразии. В докладе Королевскому географическому обществу «Географическая ось истории» в 1904 г.[4] ученый доказал, что Великие географические открытия изменили мировое лидерство. В Новое время лидерство перешло от татаро-монголов из Азии к океаническим государствам, в первую очередь Великобритании. Однако новые транспортные средства XIX в., в частности, железные дороги, снова изменили баланс сил в сторону сухопутных держав. В XIX в. политический центр Евразии был объединен под властью России.

X. Маккиндер является создателем и разработчиком географической топики, т.е. интеллектуальной карты — схемы концептуального знания в геополитике. Геополитическая топика представляет собой набор основных идей в их взаимосвязи и взаимовлиянии.



Важно!

X. Маккиндер является создателем и разработчиком географической топики — интеллектуальной карты геополитики.

Модель X. Маккиндера считает движущими силами истории кочевые народы (здесь его взгляды совпадают с Ф. Ратцелем и немецкой школой «культурных кругов»). Все политические образования — империи, государства, политические союзы — создаются для защиты от натиска кочевых народов, т.е. экспансия кочевников является главным принципом организации политического пространства. Экспансия выступала в такой роли не только в древности, она сохраняет свое образующее начало и в Новое время, и в современном мире, продолжая динамичную логику кочевых народов. Взгляды X. Маккиндера о роли кочевых племен полностью совпадают с теорией Ф. Ратцеля о динамике границ, англосаксонским эволюционизмом Г. Спенсера[5], этносоциологией Р. Турнвальда, В. Мюльмана и других.

Термины «Мировой остров» и «Хартленд» являются ключевыми понятиями и в концепции X. Маккиндера — они означают Евразию. «Кто правит Хартлендом — тот господствует над Мировым островом. Кто правит Мировым островом — тот господствует над миром»[6]. В центре Хартленда находится географическая ось истории. В начале XX в. здесь располагалась Российская империя, в 1917—1991 гг. — Советская Россия, с 1991 г. по настоящее время — Российская Федерация. X. Маккиндер был убежден, что англосаксы бьются за мировое господство именно с русскими, занимающими географическую ось истории. Но у русских не было научной школы геополитики, а попытки отдельных ученых указать на географический фактор как причину политического развития заканчивались репрессиями, как в печально известном «деле геополитиков», когда был репрессирован русский географ Владимир Эдуардович Дэн (1867—1933)[7].





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет