RUDN
Journal
of
Russian
History
ISSN 2312-8674 (Print); ISSN 2312-8690 (Online)
2022
Vol.
21
No
4
608–613
http://journals.rudn.ru/russian-history
Вестник РУДН
.
Серия
:
ИСТОРИЯ РОССИИ
608
REVIEWS
https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-4-608-613
Рецензия на книгу
:
Абылхожин Ж
.
Б
.
Постсталинский период в истории советского
Казахстана
:
череда обреченных реформ и несостоявшихся
деклараций
(1953–1991
гг
.).
Алматы
:
КБТУ
,
2019.
468
с
.
1
Дина Аманжолова
Институт российской истории РАН, Москва, Россия
㔐
㔑
㔒
㔓
㔔
amanzholova19@mail.ru
Для цитирования
:
Аманжолова
Д
.
Рецензия на книгу:
Абылхожин
Ж
.
Б
.
Постсталинский
период в истории советского Казахстана: череда обреченных реформ и несостоявшихся деклара-
ций (1953–1991 гг.). Алматы: КБТУ, 2019. 468 с. // Вестник Российского университета дружбы
народов. Серия: История России. 2022. Т. 21. № 4. С. 608–613. https://doi.org/10.22363/2312-8674-
2022-21-4-608-613
Review
of
Poststalinskii
period
v
istorii
sovetskogo
Kazakhstana:
chereda
obrechennykh
reform
i
nesostiyavshikhsia
deklaratsii
(1953–1991
gg.)
[
The
post
‐
Stalinist
period
in
the
history
of
Soviet
Kazakhstan:
a
series
of
doomed
reforms
and
failed
declarations
(1953–1991)
]
by
Abylkhozhin,
Zh.B.
Almaty:
KBTU
Publ.,
2019.
468
p.
Dina
Amanzholova
The Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
㔐
㔑
㔒
㔓
㔔
amanzholova19@mail.ru
For
citation:
Amanzholova, Dina. “Review of
Poststalinskii period v istorii sovetskogo Ka-
zakhstana: chereda obrechennykh reform i nesostoiavshikhsia deklaratsii (1953–1991 gg.)
[
The post-
Stalinist period in the history of Soviet Kazakhstan: a series of doomed reforms and failed declarations
(1953–1991)
] by Abylkhozhin, Zh.B. Almaty: KBTU Publ., 2019. 468 p.”
RUDN Journal of Russian
History
21, no. 4 (November 2022): 608–613. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2022-21-4-608-613
Монография Ж.Б. Абылхожина посвящена малопопулярной для историографии
современного Казахстана проблематике. Между тем изучение и осмысление так на-
зываемого постсталинского периода весьма актуально уже потому, что происходившие
тогда процессы и сложившиеся реалии стали объективной основой функциониро-
вания постсоветских стран после распада СССР, как бы ни пытались иногда доказать
отсутствие фундаментальной советской почвы, на которой строится их независи-
мость. Автор к тому же заявил стремление к научно-рациональному анализу в рамках
академического дискурса, дабы избежать крайностей «очернения» или «отбелива-
©
Аманжолова Д., 2022
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/legalcode
Аманжолова
Д
.
Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ. 2022. Т. 21. № 4. С. 608–613
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ 609
ния» анализируемых вопросов (С. 3). Название книги обосновывается достаточно
просто: сам факт распада СССР из-за «глубокой иррациональности его социально-
политической и экономической системы» подтверждает именно такую формули-
ровку (С. 4). Эта предустановка должна убедить читателя в непреложности основной
идеи и освобождает от поиска некой интриги в авторской драматургии. Казахстан
как третья по экономическому потенциалу союзная республика редко удостаивает-
ся внимания историков применительно к избранному периоду (видимо, поэтому в
монографии нет историографического обзора), что определяет внимание к ее кон-
кретному опыту. Похвальные отзывы о рецензируемой книге К. Пужоль, С. Плохия
и С. Абашина на последней странице обложки как бы подкрепляют значимость из-
дания. К тому же интерес к этой стране стал особенно злободневным в связи с дра-
матическими событиями начала 2022 г., истоки которых так или иначе связаны с ее
недавним прошлым.
Основу работы составили опубликованные источники, в том числе офици-
альные документы, статистические сборники, периодика 1950-х – начала 1990-х гг.,
мемуарная литература, а также наиболее известные труды современных ученых.
Архивные данные извлечены из фонда 708 Архива Президента РК (бывший архив
филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) – «Центральный Комитет
Коммунистической партии (большевиков) Казахстана». Внимание автора сосредо-
точено на социально-экономической и общественно-политической истории Казах-
ской ССР в 1953–1991 гг., что нашло отражение в структуре книги.
Первый раздел состоит из четырех глав, посвященных «хрущевским новаци-
ям в народном хозяйстве», реализации «Целинного проекта», тенденциям народно-
хозяйственного развития в 1965–1985 гг. и «новой и последней “реформации”»
в годы перестройки. Рассказ о достижениях и проблемах социально-экономического
развития, которые иллюстрируются большим количеством статистических данных
и в целом равновесно представляют плюсы и минусы позднесоветской экономики
на примере Казахской ССР, включает рефреном мысль о порочности экстенсивной
модели экономики и превосходстве рыночного хозяйствования, которое власть от-
вергала.
По убеждению Ж.Б. Абылхожина, в СССР «в целях самосохранения Система»
всякий раз подчинялась «всепоглощающей цели – экстенсификации» (С. 56, 80).
Правда, приведенные им данные о числе построенных предприятий, росте сельхоз-
производства, улучшении повседневной жизни людей в республике заставляют не-
сколько иначе оценивать потенциал и результаты советской социально-экономической
политики, если учесть данные о развитии экономики и ее структуре после 1991 г.
Так, оценивая несомненную значимость освоения целины для КазССР (превращение
в третью после России и Украины республику с мощной продовольственной базой,
включение в список стран, производящих достаточно зерна для стабильно гаранти-
рованного решения продовольственной проблемы, вхождение в десятку мировых
лидеров по производству твердой пшеницы и др.), автор обратил внимание и на
порожденные этим проблемы. Среди них – экологическая рациональность, степень
экономической оправданности и социальный аспект. Сегодня именно эти вопросы
активно дебатируются в общественном пространстве Республики Казахстан. Почво-
затратный характер земледелия в СССР, считает автор монографии, с трудом,
но целенаправленно выправляется, действительную же цену экономических издержек
целины точно подсчитать невозможно. К ним относятся масштабы привлечения
техники и трудовых ресурсов, включая студенчество и армию, что порождало огром-
ные и нерациональные расходы энергии и труда, невозможные, как подчеркивается
в книге, в западном фермерском хозяйстве. Социальная составляющая целинной
эпопеи была противоречива: появление множества поселков с хорошей социально-
Amanzholova D.
RUDN Journal of Russian History
21, no. 4 (2022): 608–613
610
REVIEWS
культурной инфраструктурой, обновление старых городов региона, развитие си-
стемы образования, соцкультбыта в них и др. Негативной проекцией целинной
эпопеи, по мнению Абылхожина, стал рост населения за счет межреспубликанской
миграции, хотя и с учетом позитивного мирового опыта интернационализации об-
щественной жизни. Однако именно целинная миграция, отмечено далее, породила
острейший дефицит ресурсов в Нечерноземье, а для казахов дело обернулось «объ-
ективной угрозой языку» вследствие сокращения на 30
% удельного веса титульного
населения, а также и региональными диспропорциями в размещении производи-
тельных сил (С. 68–81).
Действительно, амбивалентные последствия социально-экономических нова-
ций 1950–1980-х гг. для разных регионов или отраслей экономики СССР очевидны.
Но вряд ли можно отрицать, что интернационализация социального ландшафта,
характерная для советского государства и особенно интенсивная на определенных
этапах истории Казахстана, служила взаимному обогащению национальных куль-
тур и повседневных практик, формированию ценнейшего опыта конструктивного
межэтнического взаимодействия, в том числе в обмене профессиональными компе-
тенциями и навыками адаптации к разным природно-климатическим условиям.
В книге приводится значительный массив данных, которые на примере Ка-
захской ССР призваны подтвердить обреченность реформ 1960-х гг. в промышлен-
ности, сложившиеся в позднесоветский период проблемы общественного потреб-
ления, факторы динамики и сдерживания урбанизации, негативные экологические
последствия превращения республики в «космическую гавань страны» (С. 152),
развития военно-промышленного комплекса и гонки вооружений, которая сыграла
свою роль в развале СССР. Интересно повествование о складывании архитектурно-
го облика Алма-Аты, строительстве здания Дома правительства, так называемого
«Цековского дома» для номенклатуры и жилья, что предопределило неповторимую
и столь любимую казахстанцами символическую и общественную атмосферу горо-
да (С. 50–55). Последовательно подчеркивая превосходство рыночной экономики
над советской, Ж.Б. Абылхолжин считает примитивной концепцию «ускорения»,
как и идею «социалистического рынка» (С. 192, 200), которая меж тем вполне
успешно реализуется в КНР. Данные о нарастании кризиса в экономике и социальной
сфере к концу 1980-х гг. на примере Казахстана призваны доказать изначальную
обреченность советского проекта.
Главы второго раздела названы публицистически: «Утопия «коммунистического
завтра» (1953–1964 гг.)», «Замкнутый круг брежневской стабильности (1964–1985 гг.)»
и «Непредвиденная логика “перестройки” (1985–1991 гг.)». Термины «сталинщи-
на», «брежневщина», «советское этнократическое государство», «великодержавно-
центристская государственническая практика» предопределяют оценки автора в
освещении социально-политических процессов. Общую канву событий, связанных
с «оттепелью», реформами 1960-х гг., принятием новой Программы КПСС, внутри-
партийными реформами, усилением консервативно-охранительной идеологии в
1970-е гг. и перестройкой автор дополняет подробностями внутриреспубликанских
проявлений общесоюзных процессов. Это составляет ценную часть монографии,
поскольку создает достаточно конкретный образ времени.
Позитивные изменения, по мнению историка, неподдельный энтузиазм конца
1950-х – начала 1960-х гг. не могли исправить общую неприглядную картину искус-
ственной преданности партии, которую были принуждены демонстрировать не только
чиновники, но и в целом все общество. Образовательный уровень партноменклатуры
республики был невысоким, национальный состав руководства недостаточно отражал
интересы титульного этноса (С. 288–303), а комсомольские инициативы (ударные
объекты, студенческие стройотряды и др.) были больше продиктованы «стремлением
Аманжолова
Д
.
Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ. 2022. Т. 21. № 4. С. 608–613
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ 611
подзаработать денег» (С. 315–316). Поскольку «тоталитаризм являл собой сущностную
природу советской социально-политической системы» (С. 303, 308, 322–323), мар-
гинальная элита, по мнению автора, лишь имитировала «советскость» (С. 470),
и мимикрия стала частью поведения элиты и интеллигенции.
Описывая эксплуатацию символического капитала, в том числе казахской
интеллигенцией, автор обращает внимание на воспроизводство неформальных со-
циальных сетей и иерархий, «квазитрайбалистского инструментария», поведенче-
ских стереотипов традиционного общества. Названные им симптомы, порождав-
шиеся в том числе так называемой «второй коренизацией» под руководством
Д.А. Кунаева, весьма важны для понимания качества постсоветской элиты Респуб-
лики Казахстан. Историк считает руководителей СССР носителями маргинализи-
рованного сознания, а их «великодержавно-шовинистические симпатии» гораздо
более опасными, нежели этнонационалистические проявления на местах, так как
первые порождали «гнетущий морально-психологический комплекс ущемленности
и приниженности» у нерусских (С. 372–380). Автор признает, что Н.С. Хрущев в
деле реабилитации народов поступал «достаточно последовательно и твердо» (С. 256),
но указывает, что для него «вопросы национальных отношений находились на пе-
риферии внимания» (С. 262). Интерес представляют сюжеты о реабилитации «де-
портированных» народов, передаче ряда районов южных областей Казахстана в
состав Узбекской ССР в 1956 и 1963 гг., что, впрочем, не вызвало протестов,
хотя они увязываются с неким напряжением «этнонационального сознания» по
аналогии с «передачей» Крыма в состав Украины в 1954 г. (С. 256–265). Периоди-
ческие всплески беспорядков объясняются провокацией со стороны КПСС (С. 269),
когда массовый приток целинных новоселов вследствие «экстенсификации в Ка-
захстане» породил восприимчивость «рекрутов» партийных проектов к «девиантным
позывам». Показаны сложности расселения, быта и межэтнических отношений,
обусловившие конфликты на целине, подавленные силой беспорядки и погромы
во время строительства Карагандинского металлургического завода в Темиртау в
1959 г. (С. 271–275).
Характеризуя проявления неформального поведения (спекуляция, стиляги
и т. п.), Абылхожин замечает, что действенная, как он убедился на личном примере,
агитация за «коммунистическое завтра» была «весьма схожа с пропагандистскими
образчиками Третьего рейха», а идеологическая бдительность партработников до-
ходила до абсурда. Подобные сравнения совершенно недопустимы – факты истории,
многочисленные документы и научные исследования подтверждают принципиаль-
ную противоположность советской и фашистской систем, в том числе в пропаганде
и агитации. Советская агитационно-пропагандистская система опиралась не только
на известные классовые принципы, но и отстаивала фундаментальные ценности
интернационализма, равенства народов и рас.
Характеризуются проблемы с товарами повседневного спроса вплоть до хлеба
в 1963 г. и «саморазрушительная скорость» разложения партии (С. 278–295). Автор
не устает подчеркивать свой постулат о тоталитарной природе государства, где
имитировавшие преданность идеалам П. Корчагина комсомольские активисты
«превращались в скороспелых демагогов-краснобаев», что не могли изменить поль-
зовавшиеся огромной популярностью массовые молодежные и детские военно-
патриотические, спортивные, эстрадные, научно-технические и иные движения и
конкурсы (С. 292, 315, 323). Обращается внимание на изменения в партийных орга-
низациях и качество номенклатуры, проявления социальной мимикрии в обществе,
на социологические выкладки и характерные для позднесоветского периода способы
выживания в условиях тотального дефицита, породившие забытые ныне бытовые
практики и анекдоты и создавшие «одно из самых коррупционных обществ в ряду
Amanzholova D.
RUDN Journal of Russian History
21, no. 4 (2022): 608–613
612
REVIEWS
развитых государств» (С. 347). Столь радикальный вывод вряд ли правомерен, как
с учетом реальной ситуации для подавляющего большинства граждан СССР, так
и на основе давно известных и лишь подтверждающихся современными фактами
коррупционной системы социально-политических институций так называемых раз-
витых государств.
Весьма интересны рассуждения историка о служебном протекционизме и не-
потизме, характерном для групповых неформальных сетей, ревитализации региональ-
ных и трайбалистских идентификаторов в казахском обществе в 1970–1980-е гг.
Это важно для понимания трансформации и качества этнополитической элиты после
1991 г., ее роли в недавнем кризисе в Казахстане. Рассуждая о взаимосвязи моделей
поведения с устойчивыми аграрно-традиционными стереотипами, автор называет
маргинальной сущность советского массового сознания, которое в Казахстане
(точнее, среди казахов) соединяло публичную демонстрацию преданности совет-
ской идеологии и приватную приверженность «коллективно-сакральной родопле-
менной идентичности» (С. 361–382). Увы, такие явления не анализируются в связи
со сложным национальным составом населения, стандартами поведения и социаль-
ным самочувствием представителей других национальностей. Растущий «защит-
ный» этноцентризм автор считает следствием сталинской борьбы против местного
национализма и сохранившимся великодержавным шовинизмом. Впрочем, и данный
вывод в монографии никак не обоснован. Более того, такой подход не объясняет
обнажившиеся ныне противоречия межнациональных отношений и причины отто-
ка русскоязычного населения из Казахстана уже в позднесоветское время.
В описании событий декабря 1986 г. в Алма-Ате, которые стали одним из ос-
новных мифов нациестроительства, Ж.Б. Абылхожин не углубляется в механизм
организации протестных выступлений молодежи, обращая внимание на их роль в де-
завуировании обещанной демократизации и несправедливость обвинений в нацио-
нализме, ссылаясь на 40%-ю долю казахов в органах управления, что соответствовало
структуре населения республики, тогда как среди занятых в промышленности казахи
составляли 21% (С. 411–412). Однако изменения в этническом самосознании стоит
анализировать с учетом роли национальной интеллигенции (преимущественно гу-
манитарной). Как показала Л.М. Дробижева, политика развития и сближения наций
на основе формул интернационализма и дружбы народов имела риски, в том числе
по части подпитки этнонационализма
1
.
Время распада СССР автор связывает с отсутствием либерально-демократической
культуры и ролью «массового советского человека как социального продукта тота-
литаризма» с «сильнейшими садомазохистскими склонностями», у которого «страх»
был снят процессами «демократизации». Здесь вновь стоит отметить не подтвер-
жденный научно публицистический радикализм оценочных суждений Абылхожина.
Представляют интерес данные об общественно-политических движениях и струк-
турах в 1990–1991 гг., их ярко выраженной этноцентристской конфигурации, рож-
дении новых партий. В Казахстане показатель поддержки сохранения СССР в ходе
известного референдума 1991 г. был одним из самых высоких, позитивно оценива-
ется создание СНГ (С. 437–454). Этой констатацией монография и завершается.
Меж тем читатель не получил ответ на важнейший вопрос – почему руководство
Казахской ССР столь настойчиво выступало за сохранение СССР, какую роль сыграл
Н.А. Назарбаев в раскладе политических сил в республике и на общесоюзной арене
1
Дробижева
Л
.
М
. Этничность в общественно-политических процессах СССР последних двух
десятилетий // Этнический и религиозный фактор в формировании и эволюции российского государ-
ства. М., 2012. С. 332–379.
Аманжолова
Д
.
Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ. 2022. Т. 21. № 4. С. 608–613
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ 613
перед закрытием ее занавеса. Было бы полезно получить оценку личности Д.А. Ку-
наева, популярность которого существенно выросла в независимом Казахстане.
Заданный изначально тон в отношении советского проекта и «Центра», упу-
щенный анализ внутриэлитной динамики и конфигураций в номенклатуре, роли
казахской интеллигенции в эволюции общественной атмосферы, увы, не позволяют
увидеть культурную сложность позднесоветского общества. Намеченные подходы
к учету этносоциальных противоречий и проблем многомерной идентичности лич-
ности не получили развития. Написанная в научно-популярном ключе книга может
быть адресована не только специалистам по советской истории. Детали повседнев-
ности, описание бытовых ситуаций и конкретные примеры взаимодействия пред-
ставителей власти с отдельными группами населения, которые были обычной ру-
тиной, помогут читателям, рожденным после 1991 г., полнее представить некоторые
реалии из жизни старших поколений.
Поступила в редакцию / Submitted: 09.02.2022
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 12.04.2022
Принята к публикации / Accepted for publication: 16.08.2022
References
Drobizheva, L.M. “Etnichnost' v obshchestvenno-politicheskikh protsessakh SSSR poslednikh dvukh
desyatiletiy.” In
Etnicheskiy i religioznyy faktor v formirovanii i evolyutsii rossiyskogo gosudar-
stva
, 332–379. Moscow: Novyy khronograf Publ., 2012 (in Russian).
Информация об авторе
/
Information
about
the
author
Дина Ахметжановна Аманжолова
, д-р. истор.
наук, профессор, главный научный сотрудник,
Институт российской истории РАН; 117292,
Россия, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19;
amanzholova19@mail.ru; https://orcid.org/0000-
0002-1684-2785
Dina A. Amanzholova
, Dr. Habil. Hist., Professor,
Chief Researcher, The Institute of Russian History
of the Russian Academy of Sciences; 19, Dmitriya
Uliyanova Str., Moscow, 117292, Russia; aman-
zholova19@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-
1684-2785
Document Outline
Достарыңызбен бөлісу: |