История зарубежной литературы рубежа



бет1/2
Дата19.11.2016
өлшемі0,6 Mb.
#2091
түріЛекция
  1   2



В.П. Трыков


История

зарубежной литературы рубежа XIXXX веков










Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2002

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой истории и теории
журналистики и литературы

Р е ц е н з е н т – проректор Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. Литовчина, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, д-р. филол. наук, проф. В.А. Луков



Трыков В.П.

Т 80 История зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв.: Учеб. пособие.  М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.  35 с.

© Трыков В.П., 2002

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ




Лекция 1. Конец XIX  начало XX вв.  новый этап в развитии
западноевропейской и американской литератур


Проблема хронологических границ изучаемого периода (18711917 или 18711914?). Переходность как отличительная черта культуры рубежа XIXXX вв. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни. Ощущение динамизма и нестабильности бытия. Черты «belle epoque» и «fin de siecle» в культурной жизни Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Кризис западноевропейской культуры на рубеже XIXXX вв.

Философские основы декаданса и модернизма. Концепция воли в книге А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819). «Философия жизни» Ф. Ницше. Ницшеанская «воля к власти». Концепция «bermensch» (сверхчеловека) и ее воплощение в книге «Так говорил Заратустра» (18831884). Оценка христианской традиции в «Антихристианине» (1888). Влияние Ницше на западноевропейскую и американскую литературу конца XIXначала XX вв. Интуитивизм А. Бергсона. Понятие «lan vital» в философии Бергсона. Концепция времени у Бергсона (работы «Материя и память», 1896; «Творческая эволюция», 1907) и ее влияние на литературу XX в. Иррационализм Бергсона. Теория бессознательного З. Фрейда и ее значение для формирования нового представления о структуре личности.

Декаданс и модернизм как характерные явления культуры рубежа веков. Декаданс  общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX  начала XX вв., мироощущение, для которого характерны крайний индивидуализм, пессимизм, неприятие жизни, эскейпизм. Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884)  «библия» европейского декаданса. Образ Дез Эссента как тип декадента. Модернизм  условное наименование нереалистических, авангардных направлений и течений в искусстве XX в. (экспрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм и др.). М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка  основоположники западноевропейского литературного модернизма.

Литература


Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1980; 1987.

Нордау М. Вырождение. Современные французы. – М., 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век Империи, 18751914. – Ростов н/Д, 1999.


Лекция 2. Специфика литературного процесса на рубеже XIXXX вв.
Основные литературные направления рубежа веков


Проявления переходности в литературном процессе на рубеже XIXXX вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между национальными литературами, множественность влияний и традиций. Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIXXX вв.

Натурализм (Э. Золя, Г. и Ю. Харт, А. Хольц, Г. Гауптман). Биологический детерминизм и теория наследственности. Концепция среды.

Импрессионизм. Импрессионизм во французской живописи (К. Моне, Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега и др.). Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена, Э. Дюжардена, бр. Гонкуров, Э. Золя, Мопассана, М. Пруста. «Секундный стиль» в «Венских этюдах» П. Альтенберга.

Неоромантизм как эстетическая реакция на натурализм и декаданс. Традиции западноевропейского романтизма в неоромантической литературе рубежа веков. Герой как исключительный характер в произведениях Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Л. Войнич, Э. Ростана и др. Драматизм ситуаций, остросюжетность, экзотизм  особенности поэтики неоромантизма.

Генезис и эстетика французского символизма. Символ как особый вид художественного образа (многозначность, двуплановость, суггестивность символа). «Манифест символизма» (1886) Ж. Мореаса. Символизм и декаданс.

Эстетизм как характерное явление западноевропейской литературы конца XIX в. Культ красоты О. Уайльда. П. Бурже об эстетизме в «Этюдах и портретах».

Специфика критического реализма на рубеже XIXXX вв. Тенденции психологизации (Мопассан, Гамсун, Т. Манн и др.) и философизации (Франс, Роллан, Шоу, Т. Манн и др.) в западноевропейском реализме на рубеже веков.

Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX в.

Литература


Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIXXX веков. – М., 1967.

Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов, 18631883. – М., 1999.

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. – М., 1998.




Лекция 3. Натурализм во Франции. Творчество Э. Золя


Бурное развитие естественных наук, сциентизм как предпосылки формирования натурализма. Позитивизм О. Конта («Курс позитивной философии», 18301842) и концепция «трех факторов» И. Тэна («История английской литературы», 18631865)  философские истоки французского натурализма.

Шанфлёри и Дюранти, Флобер, Э. и Ж. Гонкуры как литературные предтечи натурализма во Франции. Роман Гонкуров «Жермини Ласерте» (1865)  «качественно новое явление в литературе» (Э. Золя). Образ Жермини Ласерте. Биологический детерминизм как принцип построения образа героини. Особенности поэтики романа: фрагментарность романной структуры, избыточная детализация, импрессионистичность стиля, фактографичность.



Эмиль Золя (18401902)  глава французского натурализма. Эстетические взгляды Золя (сборники литературно-критических работ «Экспериментальный роман», 1880; «Наши драматурги», 1881; «Натурализм в театре», 1881; «Романисты-натуралисты», 1881). Концепция «экспериментального романа» Золя. Бальзак в оценке Золя. Общественно-политическая позиция Золя в «деле Дрейфуса». Золя-журналист.

Ранний Золя. Натуралистические физиологические романы Золя «Тереза Ракен» (1867) и «Мадлен Фера» (1868). Традиции Гонкуров в «Терезе Ракен». «Тереза Ракен» как реализация концепции «экспериментального романа» Золя.

Цикл «Ругон-Маккары» (18711893)  вершина творчества Золя. Замысел и структура цикла. Традиция «Человеческой комедии» Бальзака в «Ругон-Маккарах». «Карьера Ругонов» (1871) как пролог цикла. Сатирическое изображение буржуазии в романе. Функция образов Сильвера и Мьетты в романе. Антиклерикальная тема в романе «Завоевание Плассана» (1874). «Западня» (1876)  первое в творчестве Золя полотно народной жизни. Двойственность мотивировки судьбы Жервезы и Купо. Роман «Нана» (1880). Образ бульварного журналиста Фошри в романе.

«Жерминаль» (1885)  роман о пробуждении народного сознания. Ж. Лёметр о романе Золя. Особенности поэтики романа: сочетание натуралистической описательности с романтической метафоричностью и импрессионистской установкой на передачу оттенков и полутонов. «Гипертрофированный» реализм Золя.

Поздний Золя. Циклы романов «Три города» и «Четыре Евангелия». Место Золя в европейской литературе рубежа XIXXX вв. Золя в России. Натурализм как крайнее проявление объективистских тенденций во французской литературе второй половины  конца XIX в.



Литература


Владимирова М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство. – Саратов, 1984.

Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. – М., 1973.

Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! / Пер. с фр. – М., 1997.

Трыков В.П. Золя, Эмиль // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997. – Т. 1. – С. 320–325.

Писатели и критики об Эмиле Золя


Он не лишен мощи. Случается, как в «Жерминале», его романы несут в себе нечто почти эпическое. Но в общем все его творчество с начала и до конца неприемлемо, и не по причинам морали, а по причинам искусства <...> От литературы мы ждем благородства, очарования, красоты и силы воображения. Нас совсем не привлекает перспектива испытать содрогание и отвращение, слушая рассказ о деяниях низменного толка.

Оскар Уайльд

Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек. Когда он рисовал порок, его кистью водили суровость и целомудрие. Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчетливо проступает глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости <...> Позавидуем ему: судьба и его собственное сердце уготовили ему величайший жребий  он был этапом в сознании человечества.



Анатоль Франс
«Ругон-Маккары»  это беспримерный акт мужества в истории литературы.

Генри Джеймс
Золя был великим лириком, которому помогал великий зодчий.

Арман Лану


Лекция 4. Психологический роман Мопассана
и философский роман А. Франса


Усиление субъективного начала во французской прозе 8090-х гг. XIX в. Традиции Флобера в романе Ги де Мопассана (18501893) «Жизнь» (1883). «Жизнь»  роман о смене двух культур. Л.Н. Толстой о романе. Импрессионистичность мопассановского пейзажа, его художественная функция в романе. Своеобразие психологизма Мопассана. Мир французской журналистики конца XIX в. в романе «Милый друг». Образ Жоржа Дюруа. Новеллистика Мопассана («Пышка», «Ожерелье»). Журналистская деятельность Мопассана. Обращение Мопассана к исследованию «чистой психологии» в романе «Пьер и Жан» (1887).

Философизация художественного сознания на рубеже XIXXX вв. и философский роман Анатоля Франса (18441924). Роль традиций классицистской и просветительской литературы в формировании философского романа Франса. «Преступление Сильвестра Бонара» (1881)  первый опыт философского романа в творчестве Франса. Новый тип героя-интеллектуала в романе (образ Бонара). Особенности структуры романа. Оппозиция Париж–Неаполь в романе. Философский характер проблематики романа (проблема смысла жизни, вопрос о соотношении культуры и жизни, мечты и действия и т.д.). Смысл названия романа.

Поэтизация интеллекта и философского размышления в романе «Таис» (1890). Переосмысление традиционного житийного сюжета. Диалогичность сюжета в философском романе Франса. Скептицизм Франса, усиление пессимистических мотивов в творчестве Франса на рубеже 80–90-х гг. (книга «Сад Эпикура»). Роман-хроника «Современная история» (18971901). Бальзаковская традиция в тетралогии. Образ Бержере. Проблема действия в романе. Роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908). Новый тип художественной условности в романе. Гротеск, фантастика, ирония и сатира как приемы художественного исследования истории европейской цивилизации. Особенности реализма А. Франса. Сотрудничество Франса в журналах и газетах («Тан», «Эко де Пари», «Юманите»).



Литература


Бруссон Ж.-Ж. Анатоль Франс в халате. – М., 1998. – (Портреты).

Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.

Кирнозе З.И. Мопассан // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 74–80.

Мениаль Эд. Ги де Мопассан. – Ростов н/Д, 1999. – (След в истории.)

Лиходзиевский С. Анатоль Франс: Очерк творчества. – Ташкент, 1962.

Трыков В. Франс // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 363–366.

Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М., 1975.

Юльметова С. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. – Саратов, 1978.

Писатели и критики о Ги де Мопассане


Я отнюдь не вижу, в каком столетии истории можно было бы собрать столь интересных и вместе с тем столь деликатных психологов, как в нынешнем Париже: называю наугад  ибо их число совсем не мало  господа Поль Бурже, Пьер Лоти, Жип Мельяк, Анатоль Франс, Жюль Леметр или, чтобы назвать одного из сильной расы, истого латинянина, которому я особенно предан  Ги де Мопассан.

Фридрих Ницше
Я считаю его творчество бессмертным и уверен, что и через сто лет он останется величайшим мастером новеллы.

Томас Манн
Он, как художник, поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже невозможным.

Антон Чехов
Мы, знавшие его, сохраним в нашей душе его яркий и трагический образ. А впоследствии те, которые будут знать его только благодаря его произведениям, полюбят его за вечную песнь любви, которую он пел жизни.

Эмиль Золя
Ги де Мопассан, обладающий тонкой, язвительной иронией и ярким, живым стилем, срывает с жизни последние лоскутки, еще скрывающие ее убожество, и показывает ее гноящиеся язвы. Он пишет мрачные маленькие трагедии, в которых все действующие лица нелепы и смешны, или горькие комедии, заставляющие смеяться вот уже поистине до слез.

Оскар Уайльд
По справедливости он может быть назван величайшим пессимистом французской литературы.

Поль Нэве
В период с 1870 до 1900 года от романистов высокого класса<...> остается лишь один  это Ги де Мопассан.

Жан Прево
Нас больше не интересует роман, эта поэзия детерминизма, позитивистский литературный жанр. Факт бесспорный! Кто сомневается, пусть возьмет томик Доде или Мопассана, и он изумится, как мало они его трогают и как слабо звучат <...>

Хосе Ортега-и-Гассет

Писатели и критики об Анатоле Франсе


Ум этого просвещеннейшего литератора, весьма искусного и изощренного, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений.

Жюль Леметр
Франс  писатель самый французский, самый парижский, самый изысканный.

Марсель Кашен
Франс  классический и высокий образ французского гения... Франс  гений, в высшей степени естественный. Только силой таланта он свою обыкновенность делает необыкновенной, в противоположность гениям другого состава, показывающим миру их неестественность как естественность.

Михаил Кузмин


Лекция 5. «Роман-поток» во французской литературе начала XX в.
«Жан-Кристоф» Р. Роллана и «В поисках утраченного времени» М. Пруста


Понятие «роман-поток» («roman-fleuve»). Замысел «музыкального романа» Ромена Роллана (18661944). «Жан-Кристоф» (19041912) как «роман-симфония» и «роман-поток»: трехчастная, «симфоническая» структура, композиционная диспропорция, обилие вставных эпизодов и лирических отступлений. Тема художника в романе. Образ Жан-Кристофа – «современного Бетховена». Особенности психологизма Роллана. Роллан-публицист (сборник «Над схваткой»).

Основные факты биографии Марселя Пруста (18711922). Сотрудничество Пруста в парижских газетах и журналах («Фигаро», «Ревю бланш», «Ревю де де монд» и др.). Роль светских хроник в генезисе романа Пруста «В поисках утраченного времени» (19131927). Жизнь внутреннего «я» как основной сюжет цикла. Подвижность, текучесть психики и техника «потока сознания». Концепция личности у Пруста и разрушение характера в романе. Тема памяти. Эпизод с печеньем «мадлен». Трактовка любовной темы в романе (Сван и Одетта, Марсель и Жильберта, Сен-Лу и Рахиль). Искусство как высшая ценность и способ обретения личностью идентичности. Ж. Делёз о романе Пруста.



Литература


Андреев Л.Г. Марсель Пруст. – М., 1968.

Асанова Н.А. «Жан-Кристоф» Р. Роллана. – М., 1985.

Балахонов В.Е. Р. Роллан и его время («Жан-Кристоф»). – Л., 1968.

Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. – Спб., 1999.

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 150–177.

Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая типология пути. – М., 1995.

Моруа А. В поисках Марселя Пруста: Биография. – Спб., 2000.

Мотылева Т. Р. Роллан. – М., 1969.

Писатели и критики о Ромене Роллане


Я подчеркиваю значение Жан-Кристофа в противовес литературе, культивирующей низменных героев и любование подлостью... Главное, подлинное значение творчества Роллана  это горение, излучаемый им великий свет. Это вера в возможность совершенствования человека, уверенность в конечной победе добра.

Луи Арагон
К несчастью, когда Жан-Кристоф <...> перестает разглагольствовать, г-н Ромен Роллан продолжает нанизывать банальность на банальность, а когда ищет точный образ, это больше похоже на изыскательские работы, чем на саму находку; тут он ниже любого современного писателя <...>.

Это пример самого поверхностного, самого неискреннего, самого материального искусства (даже если речь в нем идет о духовном, так как единственный способ сделать книгу духовной не в том, чтобы сделать духовное ее сюжетом, а в том, чтобы дух творил ее <...>



Марсель Пруст
Анатоль Франс и Ромен Роллан  два гиганта, стоящие у истоков западноевропейской литературы XX века. Их сближает прежде всего господство духовной субстанции, то, что в центре произведения  остро мыслящая, рассуждающая личность, и то, что идея, философская, социальная, политическая, становится как бы героем романа и органически входит в художественную структуру образа. Обоим писателям присущи поиски нового героя, переходящего от мысли к действию <...> или утверждающего себя в действии <...> Существенны и различия: один  скептик, другой  энтузиаст; если Франс  воплощение скептицизма, то Роллан  воплощение веры.

Федор Наркирьер

Писатели и критики о Марселе Прусте


Копающийся в себе, явно несчастный, Пруст, несомненно, был полон жизненных сил  иначе не выдюжил бы произведения такого объема,  и будущее вызывало у него жгучий интерес. Он сам и его герои крепко держатся за существование, хотя по логике вещей должны кончать самоубийством; пусть болезнь душит их, но хоть одним глазком, хоть краешком глаза они все-таки с любопытством рассматривают нашу неуютную землю. Да, «В поисках утраченного времени» является эпосом любопытства и отчаяния. А что до приключений, то они вполне современны, поскольку это приключения духа, нервов, мозга, когда человек без всякой цели устремляется навстречу тому, сам не зная чему.

Эдвард Морган Форстер
Истинное величие Пруста в том, что он описал не утраченное, а обретенное время, собирающее воедино раздробленный мир и облекающее его новым смыслом на самой грани распада. Его нелегкая победа накануне смерти  свидетельство того, что он сумел посредством памяти и разума уловить в быстротекущем потоке форм трепетные символы человеческого единства. Самый гордый вызов, который произведения такого порядка могут бросить мирозданию, состоит в том, что они предстают перед ним как единое целое, как замкнутые в себе и однородные миры. Этим определяются сочинения, которым чуждо раскаяние.

Альбер Камю
У Пруста <...> поэзия не там, где ее ищут. Кусты шиповника и соборы  это лишь декорация. Поэзия же его  бесконечная череда карточных фокусов, стремительная игра отражений...

Светская жизнь, которую он ценил превыше всего, а критики считали забавой, была сердцевиной цветка его поэзии.



Жан Кокто
Перечитав еще раз произведение Пруста, испытываешь изумление при мысли о том, что некоторые критики обвиняли его в отсутствии плана. Но это совсем не так: весь этот огромный роман построен как симфония <...>

Говорить же, что Пруст был ослеплен светом, что в снобизме своем он не понимал даже того, что интерес могут представлять все классы, и портниха  не меньше, чем королева,  значит очень плохо прочитать его и совершенно не понять.



Андре Моруа
Я не думаю, что преувеличиваю значение Марселя Пруста; я не думаю, что его можно преувеличить. Мне кажется, давно уже ни один писатель нас не обогащал в такой мере, как Пруст <...>

Пруст  человек, наделенный гораздо более тонким и внимательным взором, чем обычный взор, и он им нас ссужает на все время, пока мы его читаем.



Андре Жид
Эстетика Пруста устарела <...> его идеализм может послужить поводом лишь к утомительным философским колебаниям и стать основой старомодного дофрейдовского изображения жизни.

Филипп Соллерс
Пруст, при всем видимом психологизме его так называемого анализа души, открыто ставил своей задачей предельно усложнить за счет бесконечного углубления в подробности  отношения между писателем и его персонажами <...> Пруст тем самым создал эпопею современного письма. Он совершил коренной переворот: вместо того чтобы описать в романе свою жизнь, как это часто говорят, он самую свою жизнь сделал литературным произведением по образцу своей книги...

Ролан Барт


Лекция 6. Французская символистская поэзия
П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме


Французский символизм: генезис и эстетика. Романтические и парнасские традиции в эстетике французского символизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса (1886). Мореас об особой роли идеи в символистской поэзии. Важнейшие особенности символа как нового типа художественного образа: многозначность, двуплановость структуры, суггестивность.

Место Поля Верлена (18441896) в поэзии французского символизма. Характеристика основных поэтических сборников Верлена («Сатурновские стихотворения», 1866; «Галантные празднества», 1869; «Добрая песня», 1870; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Стихотворный сборник «Романсы без слов»  вершина творчества Верлена. Связь Верлена с импрессионистической традицией. «Пейзаж души». Стихотворение «Поэтическое искусство»  манифест литературного импрессионизма. Лирический герой Верлена.



Необычайная интенсивность творческого становления и развития Артюра Рембо (18541891). Ранние стихотворения Рембо («Офелия», «Сидящие», «Руки Жан-Мари», «Спящий в ложбине»). Концепция поэта-ясновидца. Усиление трагических мотивов в поэзии Рембо в середине 1871 г. Своеобразие символа в лирике Рембо (на примере стихотворения «Пьяный корабль»). Ассоциативность образа в сонете «Гласные». Декадентские мотивы в книгах «Озарения» (1872) и «Пребывание в аду» (1873). Творческий кризис Рембо и отказ от литературного творчества.

Стефан Малларме (18421898)  теоретик символизма. Концепция поэта и поэзии в сборнике «Отклонения» (1897). Малларме в поисках «чистого» поэтического языка. «Герметизм» Малларме («Гробница Эдгара По», «Проза для Дез Эссента»). Образ поэта в сонете «Лебедь» (1885). Поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897): семантика и поэтика поэмы.

Литература


Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

Гурмон Р. де Книга масок. – Томск, 1996.

Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.

Птифис П. Артюр Рембо / Пер. с фр. – М., 2000. – (Жизнь замечательных людей).

Писатели и критики о Поле Верлене


Это варвар, дикарь, ребенок... Но ребенок с музыкой в душе, и порой он слышит такие голоса, каких до него не слышал никто...

Жюль Леметр
Кем надо быть, чтобы представить себе большого и победившего художника медиумической крошкою, испорченным ребенком, который не ведает, что творит <...> Он давал языку, на котором писал, ту беспредельную свободу, которая и была его открытием в лирике <...> Парижская фраза во всей ее нетронутости и чарующей меткости влетела с улицы и ложилась в строчку целиком, без малейшего ущемления, как мелодический материал для всего последующего построения. В этой поступательной непринужденности  главная прелесть Верлена. Обороты французской речи были для него неделимы. Он писал целыми реченьями, а не словами, не дробил их и не переставлял.

Борис Пастернак
Он  безумец, скажете вы? Согласен <...> Конечно, безумец. Но будьте с ним осторожней: этот блаженный создал новое искусство, и не исключено, что когда-нибудь о нем скажут то же, что говорят теперь о Вийоне, с которым его уместней всего сравнить: «Это лучший поэт своего времени!»

Анатоль Франс
Его туманная печаль, неопределенный символизм и несокрушимый идеализм должны были прельщать молодых людей после яростного объективизма некоторых представителей натуралистической школы, так же как колеблющийся ритм, мягкая гармония и широкая, медленно развертывающаяся волна его поэзии должны были ласкать чувства, наболевшие от металлического стиха с твердыми очертаниями некоторых парнасцев.

Гюстав Лансон
Верлен был яснее и проще своих учеников: в его всегда меланхолических, звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может.

Максим Горький

Писатели и критики об Артюре Рембо


Искусство Малларме, Рембо, Сезанна и тяготеющих к ним современников является для элиты неким духовным островом Цитеры, где находит себе убежище французское превосходство. Французские интеллектуалы демонстративно отворачиваются от государственных проблем, которые считаются запятнанными политикой <...>

Жан-Ришар Блок
Рембо  сюрреалист в практике своей жизни и во всем прочем.

Андре Бретон
В отличие от критицизма Флобера, критицизм Рембо как знамение эпохи был лирически сконцентрирован и эмоционально сгущен, был окрашен тонами анархического вызова, демонстративной бесшабашности.

Л.Г. Андреев

Писатели и критики о Стефане Малларме


Сознательно убив в себе всю непосредственность простых и живых восприятий, он из поэта превратился в настоящего виртуоза. Он полюбил слова за их возможное значение больше, чем за их действительный смысл. Из слов этих он творил мозаику, в изысканности которой была своя простота.

Реми де Гурмон
Малларме непереводим даже на французский язык.

Жюль Ренар
Малларме был поэтом, обладавшим уникальным даром улавливать эти многократно опосредованные сходства между сугубо разноплановыми явлениями. Его метафоры-аналогии на первый взгляд представляются чрезвычайно прихотливыми и неочевидными, однако на поверку  если в них вдуматься  поражают своей абсолютной точностью.

Георгий Косиков


Лекция 7. Символизм в драматургии
«Театр молчания» М. Метерлинка


Место Мориса Метерлинка (18621949) в западноевропейской «новой драме». Пьеса-сказка «Принцесса Мален» (1889). Переработка сказочных мотивов в пьесе. Концепция мира, человека и искусства в книге «Сокровище смиренных» (1896): трагизм повседневности, концепция Неизвестного, тотальная «некоммуникабельность» человека. Оппозиция Гамлет–Отелло. «Сокровище смиренных» как теоретическое обоснование «театра молчания».

Театр марионеток Метерлинка. «Драмы ожидания»  пьесы «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Там, внутри» (1894), «Смерть Тентажиля» (1894). «Слепые» как образец статичной драмы. Композиционные особенности пьесы. Художественное время и пространство в «Слепых». Принципы и приемы создания образа персонажей. Система образов в пьесе. Тема смерти. Специфика диалога. Исследователи о своеобразии символа в пьесах Метерлинка. Смысл названия пьесы.



Книга Метерлинка «Сокровенный храм» (1902)  поворот к героическому оптимизму в творчестве писателя. Отражение эволюции взглядов Метерлинка в драме «Монна Ванна» (1902). Неоромантические элементы в пьесе. Сатирическое звучание драмы «Чудо святого Антония» (1903). Значение художественных открытий Метерлинка для европейской драматургии.

Литература


Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. – М., 1967.

Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.

Бердяев Н. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. – М., 1994. – Т. 2. – С. 187–210.

Храповицкая Г.Н. Метерлинк // Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 42–47.

Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. – М., 1973.

Писатели и критики о Морисе Метерлинке


Маленькие, прелестно-ирреальные драмы Метерлинка отличаются глубокой естественностью и правдивостью. Его герои, похожие на видения, полны жизни. Они похожи на те шары, которые, будучи заряжены электричеством, выбрасывают лучи при одном прикосновении шпильки. Это не отвлечения  это синтезы. Действующие лица его драм  это отдельные состояния одной человеческой души или, вернее, отдельные состояния коллективной души всего человечества. Это миги, минуты, которые могли бы стать вечными: они реальны именно потому, что ирреальны.

Реми де Гурмон
Вера в Звезду, чувство рока не внешнего, а внутреннего, чувство грозное и вместе с тем манящее, подобное бледному звездному сумраку, составляет неотъемлемое поэтическое открытие бельгийского мистика. Метерлинк первый попытался возобновить на современной сцене трагические эффекты грандиозных роковых настроений, которыми с таким неподражаемым искусством умели пользоваться греческие поэты.

Дмитрий Мережковский
Герои Метерлинка напоминают манеры и движения лиц, которым они подражают, но у них нет человеческого ума, и они не могут связать двух разумных слов... Нет, положительно таких идиотов вы не встретите ни в одном поэтическом произведении, где бы оно ни было написано. Эти бесконечные «охи» да «ахи», это непонимание самых простых слов, это повторение по четыре и по пяти раз одних и тех же фраз дают нам верную клиническую картину неизлечимого помешательства. Однако поклонники Метерлинка восторгаются особенно этими местами. Все это-де обусловлено глубоким художественным замыслом! Здравомыслящего читателя на эту удочку не поймаешь. Метерлинковские герои не говорят ничего, потому что им нечего сказать. Родитель не вложил им ни одной путной мысли в голову, потому что у него у самого в голове пусто.

Макс Нордау
Метерлинк  один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала XIX века и символистами конца века.

Александр Блок


Лекция 8. Историко-культурная и литературная ситуация
в скандинавских странах на рубеже XIX–XX вв.


Неравномерность исторического и культурного развития скандинавских стран. Замедленное становление буржуазных отношений в скандинавских странах. Национально-освободительное движение и подъем литературы во второй половине XIX – начале XX в. Особый статус романтизма как выразителя свободолюбивых тенденций в общественной жизни и литературах скандинавских стран. Влияние философии С. Кьеркегора на скандинавские литературы. «Движение прорыва» в Дании (Г. Брандес). Становление и расцвет реализма в скандинавских литературах (Б. Бьёрнсон, Ю. Ли, Г. Ибсен, А. Стриндберг). Усложнение картины литературной жизни в 90-е гг. (формирование натурализма, символизма, неоромантизма, экспрессионизма и т.д.). Место норвежской литературы на рубеже XIX–XX вв.

Бьёрнстьерне Бьёрнсон (18321910) и социальная драма в норвежской литературе 70-х гг. Место драмы «Король» (1876) в творчестве Бьёрнсона.

Кнут Гамсун (18591952). «Новый психологизм» Гамсуна. Влияние Ф.М. Достоевского на Гамсуна. Роман «Голод» (1890) – художественная реализация принципов «нового психологизма». Элементы натурализма и импрессионизма в романе. Роман «Плоды земли» (1917). Тема человека-труженика в романе. Символический план романа. Принципы неореализма в «Плодах земли». Проблема творческого метода Гамсуна.

Литература


Неустроев В.П. Литература скандинавских стран, 1870–1970. – М., 1980.


Лекция 9. Творчество Г. Ибсена


Генрих Ибсен (18281906)  один из родоначальников «новой драмы». Традиции «национальной романтики» в ранних романтических драмах Ибсена («Фру Ингер из Эстрота», 1854; «Воители в Хельгеланде», 1857; «Борьба за престол», 1863). Реалистические тенденции в философских драматических поэмах «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Проблема личности в пьесах. Образ Пер Гюнта. Трактовка фольклорных мотивов в драме «Пер Гюнт». Особенности поэтики драмы. Б. Шоу о драматургической технике Ибсена. Ибсен и Григ.

Реалистическая социально-психологическая драма идей Ибсена («Кукольный дом», 1879; «Привидения», 1881). Тема женской судьбы в современном обществе. Ретроспективная композиция. Символика в реалистических пьесах Ибсена.

Поздний Ибсен. Углубление психологизма. Своеобразие символики. Проблема символизма позднего Ибсена. Тема искусства в драмах «Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892). Значение Ибсена для становления западноевропейской «новой драмы».

Литература


Адмони В. Генрик Ибсен: Очерк творчества.  Л., 1989.

Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Храповицкая Г.Н. Генрих Ибсен // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч.  М., 1997.  Ч. 1. – С. 325333.

Писатели и критики о Генрихе Ибсене


Ибсен едва ли не единственный великий трагик нашей эпохи <...>

Александр Блок
Ибсен в области драмы совершил то же, что Толстой в области романа,  условную и сочиненную по рецепту правду заменил безусловной и художественной, довел интенсивность действия, простоту и гибкость языка до тревожной иллюзии действительности <...>

Наконец, помимо технического совершенства и реализма, которым будут долго подражать, театр Ибсена замечателен тем, что в нем внешняя интрига уступает место внутренней и прежняя драма страстей и характеров заменена драмой человеческой совести <...>

В настоящее время Ибсен пользуется в одинаковой мере симпатиями и антипатиями читающей публики. Одни считают его самым глубоким поэтом нашего века; другие отворачиваются от него с тем инстинктивным чувством страха, с каким здоровый человек бежит на свежий воздух из сумасшедшего дома. Одни восхищаются той силой, с которой в его пьесах проводится известная идея; другим же кажется, что из-за идеи в пьесах Ибсена не видно живых людей <...>

Николай Минский
Мы видели, что Вагнер не в состоянии был выдумать ни одной фабулы, ни одного образа, ни одного положения, а всегда крал их из старых поэтических произведений или из Библии. У Ибсена почти столь же мало истинной оригинальной творческой силы, как у его родственника по духу, но так как он брезгает манерой заимствовать у других, более плодовитых писателей или черпать из живых народных преданий, то его произведения, при более тонком и глубоком анализе, оказываются еще беднее вагнеровских. Если не дать себя ослепить способностью к вариациям контрапунктиста, чрезвычайно искусного в драматической технике, и проследить темы, которые он обрабатывает с такой виртуозностью, то мы тотчас же заметим, что они безнадежно однообразны.

Макс Нордау


Лекция 10. Литературный процесс в Англии на рубеже XIXXX вв.


Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже XIXXX в. Распространение социалистических идей в среде английской интеллигенции на рубеже веков (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.

Критический реализм в английской литературе (Дж. Мередит, С. Батлер, Т. Гарди, Дж. Голсуорси).

Неоромантизм в английской литературе. Специфика английского неоромантизма. Неоднородность неоромантизма в Англии. Жанровые предпочтения английских неоромантиков: приключенческий (Дж. Конрад, Г. Хаггард, Р. Киплинг), исторический (Р.Л. Стивенсон), детективный (А. Конан-Дойл, Г.К. Честертон) роман.

Литература


Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века.  Л., 1984.

Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет бунтаря.  М., 1985.

Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. – М., 1970.

Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.


Лекция 11. Интеллектуальная «драма-дискуссия» Б. Шоу


Бернард Шоу (18561950) – крупнейший представитель западноевропейской «новой драмы». Фабианство Шоу. Журналистская деятельность Шоу («Сент-Джеймс Газетт», «Уорлд», «Дейли Кроникл»). Эстетические взгляды писателя. Критика Шоу предшествующей драматургической традиции. Влияние Ибсена на Шоу. Книга Шоу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891). Проблема идеала. Оценка Шоу творчества Г. Ибсена в книге. Шоу как продолжатель ибсеновской драматургической традиции.

Цикл «Неприятные пьесы» (1898). Общая характеристика цикла (проблема видимости и сущности, социальный критицизм, публицистичность, сатирическая направленность, преодоление внешнего драматизма «старой» драмы). Диалектическая сложность и реалистическая многомерность образа в пьесе «Дома вдовца» (1892). «Профессия миссис Уоррен» (1894)  лучшая пьеса цикла: диалектика характеров и понятий, обстоятельность ремарок, прием «дискуссии», гротеск и парадокс в пьесе.

«Приятные пьесы» (1898). Этическая проблематика цикла. Конфликт «идеалистов» и «реалистов» в пьесе «Кандида» (1895). «Три пьесы для пуритан» (1901). Смысл названия цикла. Парадоксы самопознания личности в пьесе «Ученик дьявола» (1897).

Комедия «Пигмалион» (1913). Мифологическая реминисценция в названии пьесы. Тема творчества в комедии.

«Дом, где разбиваются сердца» (19131919)  образец интеллектуальной «драмы-дискуссии». Смысл подзаголовка пьесы. Проблема интеллигенции в драме. Сущность и характер конфликта. Антивикторианский парадокс Шоу. Символика в пьесе. Соединение трагического и комического в пьесе. Значение Шоу для становления «новой драмы» и развития мировой драматургии ХХ в.

Литература


Балашов П. Художественный мир Бернарда Шоу.  М., 1982.

Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIXXX веков.  М., 1974.

Пирсон Х. Бернард Шоу.  М., 1998. – (Портреты).

Черноземова Е.Н. Шоу, Джордж Бернард // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч.  М., 1997.  Ч. 2.  С. 418426.

Писатели и критики о Бернарде Шоу


Шоу  единственный значительный мыслитель, последовательно идущий курсом подлинного Ницше, именно как продуктивный критик западной морали, тогда как, с другой стороны, будучи поэтом, он сделал окончательные выводы из Ибсена и отказался в своих пьесах от остатка художественности ради практических дискуссий.

Освальд Шпенглер
Убежденный в том, что искусство, эстетическое наслаждение является эффективнейшим средством образования и просвещения, он неутомимо сражался своим блестящим, насмешливым словом против силы, которая более всего ставит под угрозу этот эксперимент,  против глупости. Он делал все, что мог, для того чтобы устранить гибельный разрыв между правдой и действительностью и помочь человечеству подняться на новую ступень социальной зрелости. Осмеивая человеческие слабости, он никогда не смеялся над человеком. Он был другом человечества, и таким, я уверен, он будет жить в его памяти, в его сердце.

Томас Манн
Критические работы Шоу о театре остаются злободневными и сейчас, несмотря на то, что почти все пьесы, которые он смотрел и о которых писал, давно умерли и никто не в силах сдвинуть камень с их могилы. А все ханжи, все мастера повторять заезженные фразы попрятались по углам, спасаясь от очистительного смеха и едкого остроумия его пьес и предисловий. Он не имел себе равных при жизни, не имеет и теперь. Он умер, но никто еще не смеет спеть ему отходную, ни как пророку, ни как драматургу.

Шон О’ Кейси


Лекция 12. Эстетизм Оскара Уайльда


Оскар Уайльд (18541900)  глава английского эстетизма. Влияние Дж. Рёскина и У. Пейтера на формирование эстетических воззрений Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Сотрудничество Уайльда в «Пэлл-Мэлл газетт». Книга «Замыслы» (1891)  изложение эстетического кредо Уайльда. Уайльд об «упадке лжи». Уайльд о соотношении искусства и действительности. Оценка эстетической позиции Золя.

Периодизация творчества Уайльда. Уайльд-поэт. Краткая характеристика поэтического сборника «Стихотворения» (1881). Традиции прерафаэлитов, парнасцев и импрессионистов в сборнике. Жанр литературной сказки в творчестве Уайльда (сборники «Счастливый принц»,1888; «Гранатовый домик», 1891). Неоромантические черты в сказках Уайльда.

Роман «Портрет Дориана Грея» (1891)  воплощение эстетских принципов Уайльда. Тема двойника в «Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда» Стивенсона и в романе Уайльда. Проблема красоты в романе. Вопрос о соотношении искусства и действительности в романе. Проблема соотношения искусства и морали. Парадокс и символ. Черты стиля «модерн» в романе.

Драматургия Уайльда. Декадентские мотивы в одноактной драме «Саломея» (1893). Трактовка библейского мифа в пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда («Идеальный муж», 1895; «Как важно быть серьезным», 1895).

Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в «De Profundis» (1897) и в «Балладе Рэдингской тюрьмы» (1898). Б. Шоу о творчестве Уайльда.

Литература


Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда.  М., 1993.

Ланглад Ж. де Оскар Уайльд, или Правда масок.  М., 1999. – (Жизнь замечательных людей.)

Образцова А.Г. Волшебник или шут? (Театр Оскара Уайльда). – СПб., 2001.

Черноземова Е. Уайльд // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 2. – С. 323–325.

Писатели и критики об Оскаре Уайльде


Я дочитываю книгу, одну из немногих, которые могут взволновать, ибо из главной мечты и прихотливых ароматов души она соткала свою бурю. Прийти к пронзительности звучания через головокружительную утонченность интеллекта и человечность, в столь извращенной атмосфере прекрасного,  это чудо, совершаемое Вами по всем правилам писательского искусства!

«It was the portrait that had done everything». Этот портрет во весь рост, портрет некоего Дориана Грея, будет смущать и преследовать неотступно, но уже написанный, ставший книгой.



Стефан Малларме
Оскар Уайльд  самый выдающийся английский писатель конца прошлого века, он создал целый ряд блестящих произведений, полных новизны, а в смысле интересности и оригинальности личности он не может быть поставлен в уровень ни с кем, кроме Ницше <...> Оскар Уайльд напоминает красивую и страшную орхидею. Можно говорить, что орхидея  ядовитый и чувственный цветок, но это цветок, он красив, он цветет, он радует.

Константин Бальмонт
Великие индивидуалисты нашего времени  Ницше, Ибсен, Уайльд  решительно и смело порвали связь с буржуазными традициями общества. Они умело противопоставили личность мертвящему общественному организму. Развитие их положений как в критике, так и в образах творчества ознаменовало собою новую фазу в развитии индивидуализма. Но Ибсен провозгласил грядущее, новое Царство Духа на крайних пределах своего творчества. О блаженном острове детей мечтал Ницше. В зерне христианства новую, вселенскую, жизненную красоту видел Оскар Уайльд. В то же время и в социализме ничего враждебного для развития личности не усматривал он. Великие индивидуалисты нашего времени наметили пути отторжения личности от устоев мещанской жизни. Но они же оставили открытым вопрос о возможности в будущем строе проявить свою личность в унисон с обществом. И даже более того: ясно дали понять они, что углубленный, расширяя свое я до мира, не только растворяет в себе мир, но и сам растворяется в нем.

Андрей Белый


Лекция 13. Общая характеристика немецкой литературы
рубежа XIXXX вв. Довоенное творчество Томаса Манна


Социо-культурная ситуация в Германии на рубеже XIXXX вв. Победа Пруссии в франко-прусской войне. Объединение Германии и рост милитаристских настроений и пангерманистских амбиций в обществе. Подъем рабочего движения и рост популярности социалистической идеологии. Агрессивный националистический характер официальной пропаганды. Кризис буржуазной культуры.

Натурализм в немецкой литературе. Специфика немецкого натурализма и его роль в развитии критического реализма. Концепция «секундного стиля» А. Хольца и И. Шлафа.

Импрессионизм и символизм в немецкоязычных литературах. Венский круг писателей (П. Альтенберг, А. Шницлер, Г. фон Гофмансталь, Р.М. Рильке).

Реализм в немецкой литературе (Т. Фонтане, Г. Манн, Т. Манн). Довоенное творчество Томаса Манна (18751955). Концепция бюргерства в творчестве Т. Манна. «Будденброки» (1901)  роман об упадке бюргерской культуры. Жанровое своеобразие романа: семейная хроника с элементами эпопеи. Сочетание психологического анализа с философскими обобщениями в романе. Новеллистика Т. Манна. Проблемы искусства в новеллах «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1911). Традиции лирической новеллы Т. Шторма в новеллистике Т. Манна. Поэтика лейтмотивов. Т. Манн и русская литература.



Литература


Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: Очерк творчества. – Л., 1960.

Апт С.Е. Томас Манн. – М., 1972.

Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

Дудова Л.В. Манн, Томас // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч.  М., 1997.  Ч. 2.  С. 1420.

Федоров А.А. Томас Манн: Время шедевров.  М., 1981.

Писатели и критики о Томасе Манне


В Томасе Манне прекраснейшая гуманистическая традиция нашей литературы сочетается с животворным духом прогресса.

Иоганнес Бехер
Томас Манн создал своего рода художественную «феноменологию духа» XX столетия: отражение характера эпохи в духовном строе индивидуальности.

Владимир Днепров
Мир Томаса Манна привлекает своей тщательно выписанной, несущей в себе необъяснимое успокоение предметностью. Среди немецких романистов XX века именно этот писатель сознательно опирался, по-своему ее варьируя, на идею Гёте об исключительном значении зримого и культуры глаза.

Нина Павлова
По глубине постижения особенностей музыкального мышления, музыки вообще рядом с Ролланом в современной западноевропейской литературе может быть поставлен, пожалуй, лишь автор «Доктора Фаустуса».

Виктор Балахонов


Лекция 14. Проблема творческого метода Г. Гауптмана


Герхарт Гауптман (18621946)  один из ярчайших представителей немецкого натурализма. Сочетание натурализма с элементами критического реализма в драме «Перед восходом солнца» (1889). Драма вырождения семьи Краузе. Проблема «инстинкта» и культуры в драме. Система образов в пьесе. Способы характеристики персонажей (речевая характеристика, система лейтмотивов, отношение к искусству, отношение к любви и др.). Натуралистические черты в поэтике пьесы. Символика в пьесе.

«Одинокие» (1891)  драма одиночества и потерянности современного человека. Развитие в пьесе тем и мотивов драмы «Перед восходом солнца» (семейная тема, тема искусства, мотив опьянения, неудавшейся любви, самоубийства и др.). Углубление социального анализа и усиление реалистических тенденций в пьесе. Образ Йоганнеса Фокерата. Старшее поколение семьи Фокератов в пьесе. Тема религии в драме. Антиницшеанские мотивы (образ Анны Мар). Символический образ Мюггельского озера, его художественная функция.

Социальный конфликт в драме-дискуссии «Ткачи» (1892). Коллективный образ народа в пьесе. Своеобразие и художественная функция ремарок в пьесах Гауптмана.

«Вознесение Ганнеле» (1893)  переход к неоромантической драме. Воплощение романтического двоемирия в композиции пьесы. Неоромантический мотив «грёзы» как способа преодоления трагизма бытия. Символистская драма-сказка «Потонувший колокол» (1896). Проблема творческой личности в драме. Проблема природы и цивилизации в пьесе. Влияние Л.Н. Толстого и Г. Ибсена, Э. Золя на драматургию Гауптмана.

Социально-философский роман «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910)  первое большое эпическое полотно Гауптмана. Мистико-богоискательские мотивы в романе. Пути достижения счастья заблудившимся человечеством, смысл человеческой жизни  основные проблемы романа. Образ Эмануэля Квинта. Значение творчества Гауптмана для западноевропейской литературы.

Литература


Мандель Е.М. Гауптман-драматург. Творчество конца XIX  начала XX в. – Саратов, 1972.

Мережковский Д.С. О современной немецкой драме и Гауптмане // Эстетика и критика: В 2 т. – М.: Харьков, 1994. – Т. 1. – С. 277–284.

Сильман Т. Г. Гауптман. – Л.; М., 1958.

Храповицкая Г.Н. Гауптман, Герхарт // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 161–167.

Писатели и критики о Герхарте Гауптмане


Гауптман пришел к тому же, к чему роковым образом приходят все истинно современные писатели  к новому мистическому миросозерцанию.

Дмитрий Мережковский


Лекция 15. Экспрессионизм в немецкоязычных литературах


Социальные и эстетические предпосылки экспрессионизма. Экспрессионизм в живописи (группы «Мост» и «Синий всадник»). Формирование экспрессионизма в литературе. Поэзия раннего немецкого экспрессионизма (Г. Тракль, Г. Гейм). Влияние на поэтику Тракля поэтической традиции Уитмена, Верхарна, Рембо. Лирический сборник Г. Тракля «Стихотворения» (1913). Коллективный поэтический сборник «Сумерки человечества». Экспрессионизм в драматургии (Газенклевер, Кайзер, Толлер). Проблема экспрессионизма Ф. Кафки. Черты экспрессионизма в новеллистике Кафки («Превращение», «Мост», «Деревья» и др.).

Литература


Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство: Сб. статей. – М., 1966.


Лекция 16. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв.


Специфика литературного процесса в США на рубеже веков: регионализм американской литературы, специфический характер американского романтизма, его большая временная протяженность. Поздние романтики (Э. Дикинсон, Г. Мелвилл, У. Уитмен). Становление реализма в американской литературе. «Нежный реализм» У. Хоуэллса.

Нравственно-психологическая направленность творчества Генри Джеймса (18431916). Роман Джеймса «Женский портрет» (1881): проблема доверия к себе; оценка европейской цивилизации в романе; скептицизм писателя. Влияние европейских писателей на становление Джеймса. Джеймс и Тургенев. Литература «разгребателей грязи».



Уитменовская традиция в поэзии Карла Сэндберга (18781967). Натуралистические черты лирики Сэндберга. Поэтический сборник «Стихи о Чикаго» (1916).

Американский натурализм (Х. Гарленд, С. Крейн, Ф. Норрис) как эстетическая реакция на «нежный реализм». Специфика натурализма в США и его роль в становлении реалистического романа.



Литература


Писатели США. Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. – М., 1990.

Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). – М., 1978.




Лекция 17. Реализм в американской литературе рубежа XIX–XX вв.


Марк Твен (18351910) – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы Твена, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Мир журналистики в ранних рассказах и очерках писателя («Журналистика в Теннесси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»). Просветительский идеал «естественного» бытия в «Приключениях Тома Сойера» (1876). «Приключения Гекльберри Фина» (1884): образ Миссисипи в романе, его символическое значение. Антибуржуазный пафос романа. Романы Твена на историческом материале («Принц и нищий», 1882; «Янки при дворе короля Артура», 1889). Твен-памфлетист («Человеку, сидящему во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Военная молитва»). Значение Твена для последующего развития американской литературы.

Влияние социалистических идей, концепций Г. Спенсера и Ф. Ницше на формирование Джека Лондона (18761916). Романтические традиции в творчестве Лондона. Поэтизация Севера в цикле «Северные рассказы». Романтика борьбы с природой («Любовь к жизни»). Критика ницшеанства в романах «Морской волк» (1904) и «Мартин Иден» (1909). Духовный кризис писателя. Место Д. Лондона в литературе критического реализма США.

Влияние философии Г. Спенсера на Теодора Драйзера (18711945). Бальзаковские традиции и мотивы в романе «Сестра Керри» (1900). Изображение американского общества в романе.

Общие закономерности литературного процесса «рубежа веков». Традиции и новаторство в литературе конца XIX – начала XX вв. Историко-культурное значение изученного периода.



Литература


Батурин С.С. Драйзер. – М., 1975.

Богословский В.Н. Джек Лондон.  М., 1964.

Зверев А.М. Джек Лондон.  М., 1975.

Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. – М., 1985.

Мендельсон М. Марк Твен. – М., 1964.

Мендельсон М. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. – М., 1971.

Старцев А.И. Марк Твен и Америка. – М., 1963.

Писатели и критики о Марке Твене


Бурлеск, шарж, фарс, гротеск, нелепица, материализация метафоры и другие характерные черты смеховой культуры американского народа под пером Твена впервые становятся не только достоянием литературы, но и фундаментом поэтики утверждающегося реализма.

Алексей Зверев

Писатели и критики о Джеке Лондоне


Читаешь его и словно выходишь из какого-то тесного закоулка на широкое лоно морей, забираешь грудью соленый воздух и чувствуешь, как крепчают мускулы, как властно зовет вечно невинная жизнь к работе и борьбе.

Леонид Андреев
Джек Лондон  писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей.

Максим Горький
Земной поклон этому удивительному художнику за веру в человека, в то время когда, казалось, в человечестве испарилось и выдохлось, пропало навеки героическое начало.

Александр Куприн

Джек Лондон обладал талантом видеть то, что в настоящий момент скрыто от большинства людей, и научным знанием, позволяющим заглядывать в будущее, он предвидел события, разворачивающиеся в нашу эпоху.



Анатоль Франс


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет