. • " • • • ' • . ; • • ' ' • . - ' • - > - • ; - • ' " ' • . • • • • • . . - • . ; . . ' . - '. . • • - > - • ' - . , .
А К А Д Е М И Я Н А У К К А З А Х С К О Й С С Р
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ им. Ч. Ч. ВАЛИХАНОВА
К. А. АКИШЕВ, Г. А. КУШАЕБ
ДРЕВНЯЯ КУЛЬТУРА
САКОВ И УСУНЕЙ
ДОЛИНЫ РЕКИ ИЛИ
И з д а т е л ь с т в о А к а д е м и и н а у к К азахской ССР
А Л М А - А Т А - 1 9 6 3
Книга посвящена исследованию истории материальной культуры
древних обитателей Семиречья, известных по сведениям персидских и ки
тайских источников под именем саков и усуней.
Монография состоит из двух разделов. В первом разделе рассказы
вается о культуре сакских племен и публикуются новые материалы us
раскопанных на р. Или, в могильнике Бесшатыр, *царских> усыпальниц,
уникальных деревянных сооружений древней архитектуры.
На основе сравнения археологического материала обосновывается
новая датировка кладов семиреченских бронзовых орудий труда и пред
метов быта; дается относительная хронология бронзовых наконечников
стрел Казахстана и выдвигаются некоторые новые положения по вопро
су о происхождении саков Семиречья.
Второй раздел знакомит с культурой усуньских племен. В нем
авторы делят историю усуней на три хронологических периода и выявля
ют особенности памятников каждого этапа развития.
В обоих разделах освещаются также вопросы развития хозяйства, иму
щественного неравенства, социальной дифференциации и образования
классов.
Книга богато иллюстрирована. Монография рассчитана на научных
работников, преподавателей вузов и учителей школ, музейных работни
ков, краеведов, работников туристско-зкскурсионных бюро, аспирантов
университетов и педагогических институтов, а также на всех интересую
щихся древнейшей историей.
Ответственный редактор
академик АН КазССР А. X. МАРГУЛАН
П Р Е Д И С Л О В И Е
Данная работа посвящена исследованию истории материальной
культуры племен долины реки Или, известных по данным ахеменидских
и китайских источников под именем сака и у-сунь. Хронологически
время обитания этих племен на территории современного Семиречья ох
ватывает примерно одно тысячелетие (VII в. до н. э. — IV в. н. э.).
Эпоха саков и усуней является важным этапом в древней истории
Казахстана. В этот период произошли большие изменения в социально-
экономической и политической жизни общества, положившие начало
новой, более высокой ступени развития экономики и культуры древнего
Семиречья.
Важным событием в жизни этих племен был переход к новой фор
ме хозяйства, от пастушеского к полукочевому яйлажному скотоводст
ву. Своеобразие географических и климатических условий явилось при-
•чиной того, что на территории Семиречья не было кочевой формы ско
товодства с присущим ей непрерывным кочеванием, «смотря по при
волью в воде и траве», т. е. в поисках корма для скота.
В исторической литературе такая форма кочевого скотоводства счи
тается общепринятой, начиная с традиционных известий китайских
хроник о хозяйстве «западных варваров». Археологические исследова
ния последних лет не подтвердили этого общего для всех скотоводче
ских, «иноземных» по отношению к ханьскому Китаю, племен опреде
ления их хозяйства и быта. Они во многом уточнили и дополнили скуд
ные сведения письменных источников о древних обитателях Семи
речья.
Весь комплекс археологических данных: распределение памятников
(могильников и поселений), находки зернотерок, изменение форм ке
рамических сосудов и другое — позволяет утверждать, что саки и усу-
ни не были постоянными, круглогодичными номадами, с хозяйством,
3
основанным на кочевом скотоводстве, а являлись сезонными кочевни
ками, занимавшимися яйлажным скотоводством.
Открытие поселений свидетельствует о том, что местные племена
имели постоянные места зимовок и холодное время года проводили в
теплых жилищах-землянках. Вполне вероятно, что еще в сакское и, без
условно, в усуньское время на территории Семиречья сложилась паст-
бищно-кочевая система с чередованием выпаса скота на посезонных
пастбищах.
Последнее подтверждается географическим расположением древ-
неусуньских зимовок в горных ущельях, располагавших естественным
запасом корма и водой, отличавшихся малым снежным покровом, т. е.
при выборе места для зимовки учитывались условия, необходимые для
тебеневочного содержания скота.
Сравнительный анализ сакских и усуньских археологических мате
риалов показывает, что культура саков и усуней — это лишь разные
этапы одной и той же культуры этнически родственных племен.
Возможно, что племена «сэ» китайских источников тождественны
племенам «исседон» Аристея—• Геродота, а позднее «у-сунь» китайских
хроник — «исседонам» Птолемея. По-видимому, они составляли союз
племен, известный по ахеменидским клинописям под названием «сака-
виграхауда».
Таким образом, саки и усуни входили в один и тот же племенной
союз, а периодическое упоминание в письменных источниках имени то
одного, то другого говорит не о появлении на территории Семиречья
этнически нового племени, а лишь о политической гегемонии его в этом
союзе.
Имя «усунь» исчезает со страниц китайских хроник в V—VI вв.,
когда на политическую арену выдвигаются тюргеши, карлуки, тюрки.
Однако исчезновение имени «усунь» не означает исчезновения самого
народа. По-видимому, усуни играли значительную роль в сложении
Тюргешского и Западно-Тюркского каганатов.
Сам народ в продолжение всей истории называл себя этим именем,
несмотря на потерю господствующей политической роли. Свидетельст
вом многовекового сохранения древнего имени является то, что позд
нейшие потомки древних усуней, входившие в состав казахских племен
Старшего жуза, называют себя так же.
Работа написана на основании материалов, собранных Илийской
археологической экспедицией Института истории, археологии и этногра
фии имени Ч. Ч. Валиханова Академии наук Казахской ССР за шесть
лет'(1964, 1957—1961 гг.), и состоит из двух самостоятельных разделов.
Первый раздел, посвященный культуре саков долины р. Или, на
писан
1
К. Акишевым и является первой частью задуманной им моногра-
4
фии по истории и культуре племен древнего Семиречья—саков, усуней
и тюрок. •
В первой главе этого раздела дается характеристика сооружений
Бесшатыр как первых памятников архитектуры сакских племен Семи
речья и определяется их историческое место среди деревянных конст
рукций скифо-сакско-сарматского мира Причерноморья, Поволжья, Ал
тая, Монголии и Средней Азии.
Во второй главе описываются могильники рядовых членов сакского
общества и обосновывается предлагаемая автором новая датировка
кладов семиреченских бронзовых орудий труда и предметов быта, ра
нее относимых к андроновской культуре.
В обеих главах рассматриваются также некоторые вопросы разви
тия хозяйства, имущественного неравенства, социальной дифференциа
ции и классообразования, техника строительства у саков.
Третья глава посвящена двум теоретическим проблемам: происхож
дению саков и сакской культуры и разработке относительной хроноло
гии бронзовых наконечников стрел Казахстана. В ней поставлены новые
вопросы о происхождении саков, генезисе их культуры и дается первая
для Казахстана классификация бронзовых стрел — хронологическая
шкала для датировки памятников сако-усуньского времени Казахстана
и Средней Азии.
Второй раздел знакомит с культурой усуней долины р. Или (автор
Г. Кушаев). В нем публикуется материал по трем разработанным ав
тором хронологическим этапам усуньской культуры.
Во введении дан краткий очерк археологического изучения Илий-
ской долины, определены цели и задачи работы и приведены имеющие
ся в литературе сведения древних авторов об усунях.
В первой главе описана часть исследуемых памятников и на них
показана особенность культуры каждого из трех предлагаемых автором
хронологических периодов.
Предлагаемая Г. А. Кушаевым классификация памятников являет
ся первой попыткой систематизации большого материала по усуням
правобережья р. Или.
Вторая глава посвящена историко-археологической характеристике
усуньских памятников правобережья р. Или.
И, наконец, в третьей главе рассматриваются вопросы хозяйства,
общественного устройства и религии усуней. Социально-экономические
вопросы разбираются также по трем хронологическим этапам.
В заключении изложены основные выводы, к которым пришел автор
в результате исследования данного материала.
Таблицы и графические работы выполнены П. В. Агаповым, часть
чертежей и планы могильников — Г. Б. Демченко, фотографии—О. Мед
ведевым (частично с негативов А. А. Попова и М. П. Павлова).
5
Авторы выражают искреннюю благодарность всем участникам по
левых работ Илийекой экспедиции разных лет за их труд, результатом
которого и является данная работа. Мы глубоко признательны также
коллегам по работе за советы, высказанные при обсуждении и подго
товке к печати настоящего труда.
Искреннюю благодарность выражаем А. X. Маргулану, М. К. Ка-
дырбаеву и Л. М. Левиной за предоставление неопубликованных мате
риалов; А. А. Марущенко за сведения об особенностях памятников За
падной и Восточной Туркмении, Л. И. Платоновой и В. И. Загайнову за
научную консультацию по вопросам геологического строения Илийекой
впадины, В. И. Моржанову за переводы новых китайских материалов.
РАЗДЕЛ ПЕРБЫЙ
КУЛЬТУРА САКОВ
ДОЛИНЫ РЕКИ ИЛИ
(VII-4V вв. до н. э.)
В В Е Д Е Н И Е
Сакская проблема изучается уже почти столетие. В большом списке
литературы, посвященной сакам, первое место занимает блестящий для
своего времени труд В. В. Григорьева, в котором суммированы данные
письменных источников по политической истории сакских племен
1
. Хотя
со времени выхода в свет этого труда прошло более девяноста лет и
за это время накопилась солидная библиография по сакам, работа
В. В. Григорьева до сих пор не потеряла своего значения.
В настоящей работе мы не будем анализировать всю литературу по'
среднеазиатским сакам, чтобы, во-первых, не выходить из рамок темы
и, во-вторых, не повторять известных положений, имеющихся в рабо
тах крупнейших исследователей истории и культуры саков А. Н. Берн-
штама и С. П. Толстова.
Отметим, что вся русская и зарубежная буржуазная литература о
саках возникла исключительно на основе различной интерпретации ан
тичных и древнеперсидских источников. Эти исследования, несомненно,
сыграли положительную роль в изучении сакской проблемы, но боль
шинству из них в большей или меньшей степени присущи односторон
ность и буржуазный субъективизм. Неверная методология приводила
некоторых ученых, например А. Хермана
2
, О. Франке, Ю. Юнге, к фан
тастическим вымыслам в вопросе о расселении сакских племен, зачастую
основанным на миграционистской теории, прибегавших, таким образом,
к наиболее легкому пути решения вопросов истории
3
.
1
В. В. Г р и г о р ь е в . О скифском народе саках. СПб., 1871.
2
A. H e r m a n n . Sakai. Paylys Realzyklopadie der Klassischen Altertumwissen-
schaft, V. I, 1920.
3
0 . F r a n k e . Beitrage aus Chinesische Quellen zur Kenntnis der Turkvolker und
Skythen Zentralasiens, Berlin, 1904; Y. Y u n g e . Saka-Studien. Berlin, 1939.
9
Эта литература в основном освещает вопросы политической исто
рии расселения и отождествления многочисленных сакских племен, фигу
рирующих у разноязычных и разновременных древних авторов под раз
личными именами.
Еще в начале XIX в. Клапрот и Абель-Ремюза высказали предпо
ложение о тождестве массагетов греческих авторов с да-юеджи китай
ских хроник
4
. Позднее эта точка зрения была поддержана О. Франке
6
и В. В. Григорьевым
6
, а затем развита С. П. Толстовым
7
.
Против гипотезы Клапрот — Ремюза выступил А. Херман
8
, ее ре
шительным противником был также В. В. Бартольд
9
.
Значительное внимание в исследованиях, посвященных среднеази
атским сакам, уделяется вопросам этимологизации названия «мас
сагеты».
С расшифровкой его Томашеком и Марквартом
10
как «рыбоеды»
многие исследователи не согласились.
В 30-х годах В. Тарн, а вслед за ним Ю. Юнге этимологизировали
имя массагетов как «великие саки», «великая сакская орда»
11
.
Уместно отметить, что А. Херман и Ю. Юнге, ссылаясь на то, что
ахеменидские надписи не знают массагетов, отождествляют их .с сака-
тиграхауда.
Против гипотезы Юнге — Тарна и Хермана — Юнге решительно
выступил С. П. Толстов и противопоставил ей теорию тождества юед-
жи — массагеты — геты, основанную на древнем чтении китайских ие
роглифов, толкующих имя юеджи как гетты, и на имеющемся в хорезм
ской культуре пласте, близком к фракийскому
12
.
С. П. Толстов возражает также против тождества массагеты—са-
ка-тиграхауда, локализуя последних не в междуречье двух великих
среднеазиатских рек, а за Яксартом. Напротив, в сака-хаумаварга ахе-
менидских надписей и скифах-амюргиях Геродота он склонен видеть,
саравков (Помпеи Трог)—сакаравлов (Страбон)—сакараваков-сака-
• K l a p r o t h . Tableaux Historiques de l'Asie. Paris. 1826, p. 287—288; A b e l
R e m u s a t . Nouveaux Melanges asiatiques, 1, p. 220.
5
О. Ф р а н к е . Указ. работа, стр. 25.
6
В. В. Г р и г о р ь е в . Указ. работа, стр. 136—139.
7
С. П. Т о л с т о в . Древний Хорезм. М., 1948, стр. 240—243.
8
A. H e r m a n n . Alte SeidenstraBen zwischen China und Syrien.
• «Записки Восточного отделения Российского археологического обществам
т. XI, стр. 343.
10
J. M а г q u a r t. Eransahr nach der Geographie des Prendo-Moses Xorenac'i.
Berlin, 1901.
11
Ю. Ю н г е. Указ. работа; W. T a r n . The Greeks in Bactria and India. Cam
bridge, 1938.
12
С. П. Т о л с т о в. Указ. работа, стр. 243.
10
рауков — одно из основных племен, составлявших массагетскую конфе
дерацию
13
.
Известный интерес представляет труд Мак-Говерна, вышедший в
1939 г. Работа посвящена преимущественно истории восточных и за
падных гуннов. Из четырех частей книги только одна содержит мате
риал догуннского времени. Она названа «Арийский фон» и состоит из
трех глав: «Древнейшие обитатели Туркестана», «Скифы и сарматы на
севере» и «Бактрня и Согдиана на юге», написанных исключительно
по литературным данным. Книга не является оригинальным исследова
нием, однако содержит обширную библиографию по сакам
14
.
Сакам в широком понятии этого слова посвящены работы Томаса
15
и Херцфельда
18
.
Указанная выше работа Тарна — монография по греко-бактрийскому
царству. Но несколько глав («Хорасмия», «Китайские источники» и
«Греческие названия тохаров») он посвящает этническому составу ко
чевнических племен, опрокинувших греко-бактрийское царство
17
. В
этом аспекте работа Тарна представляет определенный интерес и для
нас. По мнению Тарна, юеджи китайских хроник тождественны асиам-
асианам Страбона и Помпея Трога. Таким образом, он выступает про
тив тождества Херцфельда тохары — юеджи и считает тохаров одним из
многих подчиненных юеджи племен
18
. Соглашаясь с Марквартом, он
отождествляет сакараваков с сака-хаумаварга ахеменидских надписей
19
.
Подобной точки зрения придерживается и С. П. Толстов. В массаге-
тах Тарн видит конфедерацию пяти племен: дербики, апасиаки, аттасии,
хорасмии и аугасии
20
.
Определенный интерес для изучения сако-скифской проблемы в ши
роком плане представляет работа Миннза, посвященная скифам, их
культуре и искусству
21
.
Одной из последних известных нам работ о среднеазиатских пле
менах является книга Ф. Лозинского. Она наглядно показывает, к ка
ким фантастическим выводам можно прийти, если исторические иссле
дования строить на основе одной только теории миграции.
" Т а м же.
14
W. M a c-G о v е г п. The Early Empires of Central Asia. The University of North
Carolina press, 1939.
15
F. T h o m a s . Sakastana. Yournal of the Royol Asiatic Society, 1906.
16
E. H e r z f e l d . Saka und Suren in Sakasten. Archeologische Mitreilungen aus
Iran, IV, 1935.
17
В. Тарн. Указ. работа, приложения 11, 20, 21.
18
Там же, стр. 185.
19
Т ам же, стр. 291.
20
Там.же, стр. 80—81.
21
Е. M i n n s . Scythians and Greeks. Cambridge, 1913.
11
В своем труде Ф. Лозинский пытается доказать, что топогенезом
парфян является Восточный Казахстан, верховья Иртыша
22
, отсю
да же якобы происходят среднеазиатское оружие и доспехи, а также зна
менитая нисийская лошадь.
Из русских буржуазных исследователей необходимо отметить
М. И. Ростовцева. Его работы, посвященные преимущественно скифам,
содержат богатый разносторонний материал и оказали большое влия
ние на точку зрения русских и западноевропейских ученых в вопросах
древней истории и культуры.
В одной из последних работ М. Ростовцев, касаясь происхождения
скифского звериного стиля, выдвинул гипотезу: сарматы-саки При-
аралья — массагеты-дахи. По этой теории, сарматы переселились из
Приаралья в Нижнее Поволжье в результате движения с востока на
запад юеджи, которых в свою очередь вытеснили с насиженных мест
гунны. М. Ростовцев считал, что звериный стиль принесли и распростра
нили юеджи
23
.
Позднее в другой работе М. Ростовцев повторил свою ошибочную
точку зрения
24
.
Гипотезы М. Ростовцева еще раз показали, что нельзя сложные
вопросы древней истории решать на основе только миграционной теории.
В обширной литературе, посвященной проблеме саков, особое место
занимают исследования советских историков, археологов, языковедов,
антропологов.
Советские ученые для изучения проблемы саков привлекают раз
личные источники, как письменные, так и археологические, что дает
возможность делать более правильные и глубокие выводы. В результа
те этого история саков перестала быть лишь историей войн и военных
походов и царей. Получили освещение не только вопросы политической
истории, но и вопросы хозяйства, быта, материальной и духовной куль
туры саков. Говоря о работах подобного рода, мы должны прежде все
го назвать талантливые труды А. Н. Бернштама, первого исследователя
истории и культуры саков Семиречья, Тянь-Шаня и Памиро-Алая
25
.
Конечно, не все, на наш взгляд, в его. работах правильно, в частности
нельзя согласиться с ним, когда он, следуя за А. Херманом и Ю. Юнге,
22
В. P h i l i p L o z i n s k i . The original Homeland of the Parthians, S.-Gravenage,
1959, p. 42 and etc.
23
M. R o s t o v t z e f f . The Animal style in South Russia and China. Princeton, 1929.
24
M. R o s t o v t z e f f . Skythien und der Bosporus. Berlin, 1931.
25
A. H. Б е р н ш т а м. Основные этапы истории культуры Семиречья и Тянь-Ша
ня.— Советская археология (СА), 1949, т. XI; е г о ж е . Чуйская долина.—МИА, 1950.
№ 14; е г о ж е . Йсторико-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-
Алая.- МИА, 1952, № 26.
12
помещает амюргских саков (хаумаварга) на Памире и Тянь-Шане; для
него характерно несколько вольное обращение с материалом, поспеш
ность и порой малообоснованность выводов. Несмотря на эти не
достатки, работы А. Н. Бернштама открывают новый этап в изучении
сако-усуньских древностей.
Если А. Н. Бернштам исследовал горных и предгорных «коче'вых»
саков, то С. П. Толстов изучает историю равнинных оседлых саков При-
аралья. Работы С. П. Толстова, посвященные истории расселения и эт
ногенеза саков, являются большим вкладом в разработку сакской про
блемы
26
.
В последние годы С. П. Толстов открыл и исследовал остатки сако-
массагетских поселений, городов и монументальных погребальных со
оружений, что позволило ему по-новому поставить ряд вопросов сак
ской археологии
27
.
Большую роль в развитии сакологии вообще, и особенно их полити
ческой истории и расселения, сыграли работы В. В. Струве, в которых
по-новому трактуются важные события политической жизни саков, их
взаимоотношения с соседями и убедительно локализуются отдельные
племена, известные нам из античных и персоязычных источников под
собирательным именем саков
28
.
Анализу источников и расселению скифских племен уделяет вни
мание в своих фундаментальных трудах, посвященных итогам исследо
вания Пазырыкских и Башадарских курганов на Алтае, и С. И. Ру-
денко
29
.
Серьезное значение для разработки истории Средней Азии и Ка
захстана в сакское время имеют работы К. В. Тревер по истории куль
туры и искуоства и по этническому составу племен
30
.
Несомненно, большую роль в изучении истории и истории культуры
саков сыграет талантливая монография М. М. Дьяконова — первое
обобщающее исследование советских ученых по истории древнего Ира-
28
С. П. Т о л с т о в . Древний Хорезм. М., 1948; е г о ж е . По следам древнехо-
резмийской цивилизации. М.—Л., il948.
27
С. П. Т о л с т о в . Приаральские скифы и Хорезм. Доклад, прочитанный на
XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.
2
* В. В. С т р у в е . Поход Дария I на саков-массагетов. — Известия АН СССР,
серия истории и философии, 1946, № 3; е г о ж е. Восстание в Маргиане при Дарий I.—
Материалы Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции, вып. 1, 1949.
29
С. И. Р у д е н к о . Культура населения горного Алтая в скифское время. М.—Л.,
1953; Е г о ж е . Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.—Л,.
1962.
80
К. В. Т р е в е р . Памятники греко-бактрийского искусства. М.—Л., 1940; е е
ж е. Этнический состав населения Средней Азии в VI—V вв. до н. э.— СЭ, 1947, VI—
VII.
13
на. В ней освещены вопросы политической истории, взаимоотношений
племен и дан подробный обзор литературы
31
.
Обстоятельная работа И. И. Умнякова по тохарам, их этногенезу
и историческому расселению (по хронологии она относится к более
позднему времени) также содержит ценные замечания по сакам, в част
ности о районе разгрома саков да-юеджи (верховья Или, Чу и Нары-
на), о тождестве асианов Помпея Трога с усунями китайских хроник. В
работе приведена обширная библиография
32
.
Весьма ценные сведения по сакской археологии имеются в трудах
исследователей древней истории Алтая и Южной Сибири — М. П. Гряз-
нова
33
и С. В. Киселева
34
.
Большое значение для постановки многих проблем истории Сред
ней Азии и Казахстана в сакское время имеют многолетние археологи
ческие исследования М. Е. Массона на юге Туркмении, в частности в
древней Парфии и Мерве
85
.
В последние годы значительный вклад в сакскую археологию Юж
ной Туркмении внесли работы В. М. Массона
36
.
Все эти работы интересны для нас с точки зрения связи древних
земледельческих племен с кочевыми скотоводческими, разработки гене
зиса сакской культуры, установления политической и культурной связи
племен Средней Азии и древнего Казахстана, с одной стороны, и широ
кой связи последних с Ираном и Индией — с другой.
Как продолжение работ А. Н. Бернштама по изучению древностей
саков Памира необходимо отметить открытие и исследование Б. А. Лит-
винским многочисленных сакских погребений на Восточном Памире.
Эти материалы позволили ему привести ряд доказательств в пользу
существования древних связей между Средней Азией, Индией и Китаем
и поддержать гипотезу Н. А. Аристова о восточном, «памирском» пути
проникновения саков в Индию
37
.
Для изучения сакской проблемы важное значение имеют исследо
вания М. Э. Воронец, И. А. Теренсжкина и Ю. А. Заднепровского в.
31
М. М. Д ь я х о н о в . Очерки истории древнего Ирана. М., 1961.
32
И. И. У м н я к о в. Тохарская проблема— ВДИ, 1940, № 3—4; 1947, № 6—7.
33
М. П. Г р я з н о в . Первый Паэырыкский курган. Л., 1950; е г о ж е . Памятники
майэмирского этапа ранних кочевников на Алтае.— КС ИИМК, 1947, вып. XVIII.
** С. В. К и с е л е в . Алтай в скифское время.— ВДИ, 1947, № 2; е г о ж е . Древ
няя история Южной Сибири. М., 1951.
35
М. Е. М а с с о й . Новые данные по истории.Парфии.—ВДИ, 1950, № 3; е г о
же. Новые данные по древней истории Мерва. — ВДИ, 1951, № 4.
36
В. М. М а с с о й . Древнеземледельческие племена Южного Туркменистана и их
связи с Индией.— ВДИ, 1957, № 1; е г о ж е . Древнеземледельческая культура Маргиа-
ны. — МИА, 1959, № 73.
37
Б. А. Л и т в и и с к и й. Археологические открытия на Восточном Памире и
проблема связей между Средней Азией, Китаем и Индией в древности. — Доклады де
легации СССР на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.
14
Согде, Шаше и Фергане
38
и А. К. Кибирова и Ю. Д. Баруздина «а Тянь-
Шане
39
.
Таким образом, советские археологи ведут исследования на терри
тории расселения всех трех групп сакских племенных объединений, из
вестных по ахеменидским источникам под названием: сака-тарадарайя,
сака-хаумаварга и сака-тиграхауда.
В вопросе о расселении довольно многочисленных сакских племен по
ка нет единой точки зрения. Все попытки в решении этого вопроса сво
дились к примирению, сглаживанию многочисленных противоречий и
выяснению неточностей, имеющихся в сообщениях античных авторов о
племенах Средней Азии и Казахстана.
Как известно, у Геродота и других античных авторов сведения об
этих племенах носят полулегендарный характер, так как эти сведения
они получали из вторых рук.
Древние греки называют два больших объединения племен: саков,
живших к востоку от Аракса
40
, и массагетов.— в Южном Приаралье.
Кроме них,' античные авторы различают исседонов, аргипеев и ари-
маспов.
Большой интерес представляют сведения об исседонах. По Аристею
Проконесскому (VI в. до н. э.), исседоны обитали к северу от Аральско
го моря, т. е. севернее саков и массагетов. Это сообщение Аристея пов
торяет и Геродот (V в. до н. э.)-
Во II в. н. э. другой греческий автор, Птолемей, помещает исседонов
уже на Тянь-Шане и в Восточном Туркестане.
Нам кажется, что здесь нет ошибки; одинаково правы Аристей,
Геродот и Птолемей. Кажущиеся на первый взгляд разноречивыми све
дения разновременных авторов об одном и том же племени объясняют
ся изменением района расселения, переселением большей части исседо
нов (по-видимому, в V—III вв. до н. э.) из района к северу от Араль
ского моря в Семиречье и на Тянь-Шань.
38
К. В. Т р е в е р , А. Ю. Я к у б о в с к и й , М. Э. В о р о н е ц . История народов
Узбекистана, т. I. Ташкент, 1950; М. Э. В о р о н е ц . Археологические исследования Ин
ститута истории и археологии и Музея истории Академии наук УзССР на террито
рии Ферганы в 1950—1961 гг.— Труды музея истории УзССР, вып. 2, 1954; И. А. Т е р е -
н о ж к и н . Согд и Чач. —КС ИИМК, 1950, вып. XXXIII; Ю. А. З а д н е п р о в с к и й .
Археологические памятники южных районов Ошской области. Фрунзе, 1960.
89
А. К. К и б и р о в. Археологические памятники Чаткала. — Труды Института
языка и литературы АН КирССР, вып. 5, 1956; е г о ж е . О некоторых итогах археоло
гического обследования Сусамыра. — Труды ИЯЛ АН КирССР, вып. 1, 1955; Ю. Д. Ба
р у з д и н . Кара-Булакский могильник. — Труды ИЯЛ АН КирССР, вып. 2, 1956; вып. 3,
1957.
40
Мы принимаем тождество: Араке — Яксарт — Сыр-Дарья, обоснованное в рабо
тах ряда исследователей. См.: К. В. Т р е в е р , А. Ю. Я к у б о в с к и й , М. Э. В о р о
н е ц , стр. 51, М. М. Д ь я к о н о в . Указ. работа, стр. 77, 367.
15
По нашему мнению, под районом расселения исседонов «к северу
от саков и массагетов» (по Аристею — Геродоту) надо понимать район
Казахского мелкосопочника — восточную часть Западного и Централь
ный Казахстан, т. е. территорию, прилегающую к Приаралью, а не се
верную часть Западного Казахстана, как ошибочно считают некоторые
исследователи
41
.
Таким образом вероятно, что греческие авторы под исседонами
подразумевали ранних кочевников Центрального Казахстана — потом
ков многочисленных андроновских племен, обитавших здесь во втором
тысячелетии до нашей эры. Аристей называет исседонов не только доб
лестными, но и многочисленными племенами. Такими из племен местно
го происхождения могли быть только потомки андроновцев.
Археологический материал подтверждает, что переселение цент
рально-казахстанских кочевников в Семиречье происходило и в доиссе-
донское время, как и проникновение сюда в более раннюю эпоху самих
андроновских племен. На этом вопросе мы остановимся в главе, ^освя
щенной генезису сакской культуры Семиречья.
Таким образом, в исторической литературе, вслед за античными
авторами, принятой многими исследователями может считаться точка
зрения о локализации массагетов в низовьях Среднеазиатского между
речья, а исседонов — в Семиречье
42
.
Ахеменидские надписи все племена Средней Азии и Казахстана
объединяют в три группы: сака-тиграхауда, сака'-хаумаварга и сака-та-
радарайя. О месте расселения их в литературе до сих пор продолжа
ется дискуссия.
На наш взгляд, сака-тиграхауда можно локализовать в районах
Шаша, Киргизии и юга Казахстана. Этого мнения придерживаются и
крупные советские востоковеды
43
. Разделяет эту точку зрения и
И. И. Копылов
44
. Такая локализация саков с остроконечными шапками
(тиграхауда) нам кажется более правильной. Принимая ее, мы относим
исследованные памятники к сакам-тиграхауда. По-видимому, исседоны
входили в союз племен сака-тиграхауда-
Материалы, имеющиеся в нашем распоряжении, можно разделить
41
См.: «Очерки истории СССР>. Первобытнообщинный строй и древнейшие госу
дарства. М., 1956, стр. 272 (карта).
42
С. П. Т о л с т и в . Древний Хорезм..., стр. 245; С. И. Р у д е н к о. Указ. работа,
I960, стр. 175; А. Н. Б е р н ш т а м . Указ. работа, 1952, стр. 214; М. М. Д ь я к о н о в .
Указ. работа, стр. 79.
43
К. В. Т р е в е р. Этнический состав населения Средней Азии в VI—V вв.
до н. э. —СЭ, 1947, VI—VII, стр. 307; С. П. Т о л с т о е . Указ. работа, стр. 243; К. В.
Т р е в е р , А. Ю. Я к у б о в с к и й , М. Э. В о р о н е ц . История народов Узбекистана...,
стр. 47; С. И. Р у д е н к о . Указ. работа, 1960. стр. 175.
44
И. И. К о п ы л о в. Сакские племена Сыр-Дарьи и Семиречья по археологическим
данным. Автореферат кандидатской диссертации. Л., 1953, стр. 6.
16
на две группы: сведения письменных источников и предметы материаль
ной культуры, добытые из раскопов и взятые из случайных находок и
кладов.
В настоящей работе будет дан анализ новых материалов и харак
теристика памятников культуры, принадлежащих, по нашему мнению,
сакам-тиграхауда, изученных нами в разные годы.
Во введении представляется возможным предложить читателю вы
борку сведений, касающихся непосредственно саков-тиграхауда, извле
ченных из повествований греческих историков Геродота (V в. до н. э.),
Ксенофонта (V—IV вв. до н. э.), Полибия (II в. до н. э.), Страбона
(I в. н. э.) и Птолемея (II в. н. э.), а также из ахеменидских кли-
нописей.
В. В. Григорьев писал, что первоначально саки якобы были рассе
лены в западной части Восточного Туркестана, на Тянь-Шане и Пами
ре. Из этих районов они распространились до Балхаша и низовий
р. Чу. При этом В. В. Григорьев ссылается на сведения о первоначаль
ной родине саков, имеющиеся в «Махабхарата», в «Истории старшего
дома Хань» и у Птолемея. Одинаковые сообщения трех разноязычных
источников имеют большое значение и могут считаться достоверными.
Эти сведения не вызывают сомнения у К. В. Тревер, А. Ю. Якубовского
и М. Э. Воронец
45
.
В надписи на рельефах гробницы Дария в ущелье Накш-и-Ру-
стем, около Персеполя, в числе трех сакских народов, зависимых от Пер
сии, упоминаются и саки-тиграхауда. Надпись «сака-тиграхауда» на
рельефах расположена под изображением фигуры война в остроконеч
ной шапке.
Другим важнейшим документом, в котором говорится о саках-тиг-
рахауда, является знаменитая Бехистунская надпись, высеченная в
честь победы Дария над ними.
Пятый столбец надписи (строки 20—30), восстановленный
В. В. Струве, читается следующим образом:
«Говорит Дарнй-царь:
Вместе с войском саков я пошел
к стране саков, которая за морем,
эта шапку острой носит.
Затем я корабельный мост близко
к морю восстановил на его месте.
От этого корабельного моста поошел
я страну, и я саков сильно разбил,
одну часть я схватил, другая часть
связанной была приведена ко мне, и
их первого, наибольшего из них
Скунха по имени, его они захватили
45
К. В. Т р е в е р и др. Указ. работа, стр. 46.
2-112
1?
и привели ко мне. Там другого
наибольшим сделал я, как моя воля была.
Затем страна моей стала»
46
.
Еще раньше В. В. Григорьев высказал предположение, что бехи-
стунских саков нельзя принимать за причерноморских скифов, что они
родственны среднеазиатским сакам
47
- Позднее это предположение под
твердил А. А. Фрейман — крупнейший специалист по древнеперсидской
письменности, подчеркнув, что в надписи Дария речь идет о походе
против саков-тиграхауда
48
.
Эту точку зрения поддерживают и авторы «Истории народов Узбе
кистана»
49
.
Геродот также упоминает саков-тиграхауда, только называет их
иначе — «ортокарибантии». Перевод слова тот же, что и «тиграхауда»,
т. е. носящий острую шапку. О них Геродот пишет так: «Саки — скиф
ское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока,
стоявшие прямо; одеты были в штаны, имели туземные луки, короткие
мечи и секи1ры-сагарии»
50
. Эти сведения наглядно подтверждает изоб
ражение саков на рельефе персепольского дворца (V в. до н. Э;). На
голове у них остроконечные шапки-треухи, они одеты в короткие до ко
лен кафтаны с узкими рукавами и поясом и в узких штанах. На пра
вом боку у них висят короткие кинжалы, а на левом — горит.
Хочется обратить внимание на одну важную, на наш взгляд, де
таль в изображении, которую до сих пор не замечали.
В науке принято, что все саки, кроме аргипеев, о которых Геродот
сообщает, что они «плосконосы и с большими челюстями»
61
, т. е. мон
голоиды, по антропологическому типу — европеоиды. Но если внима
тельно присмотреться к изображениям саков-тиграхауда из дворца
Ксеркса, то можно увидеть явные монголоидные признаки: плоское ли
цо, редкая, клином, борода, узкий разрез глаз. Эти признаки особенно
контрастно выступают, если сравнить персепольские изображения
с изображением воина на золотой пластине из Аму-Дарьинского
клада.
Воин с аму-дарьинской пластинки имеет ярко выраженные европе
оидные черты — удлиненное лицо, прямой разрез глаз, резко выступаю-
46
В. В. С т р у в е. Указ. работа, стр. 233. В. В. Струве считает, что в этих строках
Дарий под саками подразумевает массагетов.
47
В. В. Г р и г о р ь е в . Указ. работа, стр. 15—<16.
48
А. А. Ф р е й м а н. Новые работы по древнеперсидским надписям. — ВДИ, 1940,
№ 2, стр. 127.
49
К. В. Т р е в е р, А. Ю. Я к у б о в с к и й, М. Э. В о р о н е ц . Указ. работа,
стр. 51.
60
См.: ВДИ, 1947, № 2 (Геродот, VII, 64).
61
Т а м ж е , 23—24.
18
Рис. 1. Саки-тиграхауда приносят дань персам (деталь рельефа из дворца
Ксеркса в Персеполе, V в. до н. э.).
щий, с горбинкой, нос. По-видимому, это согдиец или сак-амюргии —
древний европеоидный житель Средней Азии.
Таким образом, изучение персепольского изображения позволяет
нам сделать следующий вывод. Из источников известно, что шапки
остроконечной формы носили только саки-тиграхауда и саки-тарада-
райя. Саки-тарадарайя — обитатели юго-восточного Прикаспия, т. е.
района, который издревле и в настоящее время населен европеоидной
расой,— не могли быть изображены на персепольском рельефе с монго
лоидными признаками. Следовательно, это фигуры саков-тиграхауда,
обитателей Притяныпанья, Семиречья и Шаша. Соседство и общение их
с обитателями района расселения центральноазиатской монголоидной
расы, несомненно, привели к раннему расовому смешению семиречен-
ских саков. Ранняя мснголизация сако-усуньских племен подтверждает
ся краниологическим материалом
52
. Причем постепенное смешение и на
чальная монголизация племен саков-тиграхауда начались еще за не-
62
В. В. Г и н з б у р г . Материалы к антропологии древнего населения Юго-Восточ
ного Казахстана. Труды ИИАЭ АН КазССР, т. 7, Археология, 1959, стр. 266—269.
19
сколько сотен лет до гуннов. По крайней мере, судя по изображениям
на рельефе, уже в V в. до н. э. семиреченские саки имели некоторые
монголоидные признаки.
В племенной союз саков-тиграхауда входили аксатаги, исседоны,
аристеи, возможно и аргиппеи. Пос
леднее как бы подтверждает сведения
Геродота: об их монголоидности, со
седстве с исседонами и обитании «у
подножия высоких гор». По Геродо
ту, восточными соседями аргиппеев
были исседоны, которые, видимо, пос
ле переселения из степей Централь
ного Казахстана расселились в Семи
речье до границы с Восточным Турке
станом и частично на его территории.
Если принять эту локализацию иссе-
донов, то тогда объяснима усуньская
легенда об их происхождении из рай
она Бешбалыка
53
.
Мы поддерживаем положение о
тождестве усуней китайских летопи
сей с исседонами Птолемея, обосно
ванное в работах Кингемилла и А. Н.
Бернштама
54
, а в настоящее время
разделяемое и другими исследовате
лями. Но история и история культу
ры усуней-исседонов — это особая
проблема, заслуживающая отдельного
исследования.
Таковы основные сообщения пись
менных источников о саках-тиграхау-
да — ортокарибантии. Приведенные
сведения искусственно изолируют
семиреченских саков от двух других
групп среднеазиатских саков. В дей
ствительности эти родственные пле
менные объединения жили и разви
вались в теснейшем контакте, во вза-
Рис. 2. Золотая пластинка с изобра
жением жителя Средней Азии (Аму-
Дарьинский клад, VI—V вв. дон. э.).
53
Н. М a t s u d a. The Geo.-historical studies on ancient Tien-shan region. To
kyo, p. 3.
54
A. H. Б е р н ш т а м . К вопросу об усунь-кушам и тохарах. (Из истории Цен
тральной Азии).—Советская этнография (СЭ), 1947, № 3, стр. 41—47.
20
имосвязи и взаимовлиянии. Богатая событиями политическая история
и история материальной и духовной культуры сакских племен тесно
переплетена и родственна.
Вторым видом источников по сакам, как уже отмечалось, является
археологический материал, отличающийся наибольшей достоверностью
и позволяющий глубже изучить вопросы культуры, быта и идеологии
племен.
Материальная культура саков Илийской долины, как и всего Семи
речья, изучена еще очень слабо. Пока зарегистрированы буквально
единицы памятников. Это объясняется не отсутствием их, а прежде все
го тем, что специально поисками и исследованием сакских памятников
никто не занимался-
Работы А. Н. Бернштама — первого открывателя и исследователя
погребений саков долины р. Или — охватывают огромный период, на
чиная с эпохи бронзы и кончая поздним средневековьем. В них исто
рия саков не была специальным объектом исследования. Ее вопросы
разрабатывались попутно, как часть многих проблем, решенных или по
ставленных А. Н. Бернштамом в своих трудах.
В настоящее время на территории Илийской долины известны семь
сакских могильников, относящихся к разным этапам сакской культуры.
Могильники Каргалы I и Кара-Шокы частично раскопаны А. Н. Берн
штамом в 1939—1940 гг. и датируются им соответственно VIII—VII и
V—IV вв. до н. э.
55
В двух других могильниках Жуантобе I и Кадырбай III в 1956 г.
Е. И. Агеева и А. Г. Максимова раскопали десять курганов, исследовате
ли отнесли их: первый — к VII—VI и второй — к IV—III вв. до н.э.
56
В остальных трех могильниках Бесшатыр, Кзылауз I, Алтын-
Эмель I в разные годы, начиная с 1954 г., нами раскопано 40 курганов,
причем могильник Кзылауз I, состоящий из 17 насыпей, раскопан пол
ностью
57
.
Много сведений о материальной культуре сакских племен дали слу
чайные находки и клады, среди которых особую ценность представляет
большая коллекция бронзовых котлов, жертвенников и светильников,
хранящихся в основном в Центральном государственном музее Казах-
65
А. Н. Б е р н ш т а м . Археологический очерк Северной Киргизии. Фрунзе, 1941,
стр. 24—26.
56
А. Г. М а к с и м о в а . Курганы сакского времени могильника Джувантобе —
КС ИИМК, I960, вып. 80, стр. 60—64; £. И. А г е е в а . Курганные могильники северо
восточной части Алма-Атинской области.— Известия АН КазССР, серия истории, ар
хеологии и этнографии, 1959, вып. 36 (11), стр. 83—85.
57
К. А. А к и ш е в. Саки Семиречья. — Труды ИИАЭ АН КазССР, т. 7, Археоло
гия. 1959, стр. 204—214.
21
стана в г. Алма-Atc, а также в музеях Фрунзе, Ташкента, Джамбула,
Омска, Семипалатинска, Москвы и Ленинграда.
Публикациям списка всех медных котлов, имеющихся в музейных
коллекциях и известных по литературным и архивным источникам, по
священы две работы Е. Ю. Спасской
68
. В списке Е. Ю. Спасской приво
дятся 47 более или менее паспортизированных котлов, найденных на
территории Казахстана, из них 32 из окрестностей г. Алма-Аты (Илий-
екая долина). В это число вошли медные котлы, обнаруженные до
1956 г. В последующие 4—5 лет на территории северо-восточного Се
миречья (Алма-Атинская область) найдено еще 15 котлов, из них два
медных, остальные железные (?)*. Опять-таки большинство котлов (12
железных и 1 медный) обнаружено в окрестностях г. Алма-Аты. Таким
образом, район города является своеобразным хранилищем котлов —
символов домашнего очага и благополучия.
В районе нынешней Алма-Аты и ее окрестностях находят не только
котлы, но и многочисленные клады светильников, бронзовых орудий тру
да, оружия, принадлежностей конской упряжи. Одним из первых
(1855 г.) обнаружен клад медных или бронзовых предметов (бронзовый
сосуд с носиком и витой ручкой, бронзовый вислообушный топор, доло
то и скребок) в окрестностях г. Верного, в с. Алексеевка. Н. Н. Панту-
сов все вещи передал в Археологическую комиссию
59
. В мае 1887 г. в
г. Верном был открыт другой клад: поломанный медный жертвенник,
два изображения крылатых барсов и две ножки в виде лап животных
из семейства кошачьих
60
. По-видимому, это части разбитого жертвен
ника, аналогичного известному Семиреченскому алтарю, описанному
А. С. Стрелковым
61
. Семиреченский алтарь — это прямоугольной формы
стол на четырех низких ножках, на бордюре которого изображены иду
щие двадцать пять крылатых львов.
Большой клад (четыре медных и один железный котлы и бронзовый
светильник) был обнаружен в 1912 г. в полураспаханном кургане меж-
68
Е. Ю. С п а с с к а я. Медные котлы ранних кочевников Казахстана и Киргизии.—
Ученые записки АГПИ, серия общественно-политическая, 1956, т. XI (1), стр. 155—169;
с е ж е . Находки медных котлов ранних кочевников в Казахстане и Киргизии. Там же,
1958, т. XV, стр. 178—193.
* В 1962 г. в районе г. Алма-Аты, у Каменского плато, был обнаружен клад из
10 медных котлов.
' •
м
«Отчет Археологической комиссии за 1882—1888 гг.», СПб., 1889, стр.
XCV—XCVI. В нашей работе эти вещи публикуются под названием «Новоалексеевский
клад».
60
«Записки Императорского археологического общества», 1887, т. III, новая серия,
вып. 1, стр. 278.
61
А. С. С т р е л к о в . Большой Семиреченский алтарь. Сборник статей «С. Ф.
Ольденбургу к пятидесятилетию научно-общественной деятельности, 1882—1932 гг.»,
Л.. 1934, стр. 477—493.
22
ду реками Большой Алматинкой и Поганкой, в 5 км от г. Алма-Аты
62
.
Светильник украшен четырьмя фигурами крылатых тигров, помещен
ными по углам квадратной жаровни. Как и два других светильника,
найденных в окрестностях г. Алма-Аты, он представляет собой уни
кальный памятник сакского искусства, свидетельствующий о высокой
технике литейного дела.
Второй светильник найден на территории города. Его круглая жа
ровня укреплена на полой конусовидной подставке и украшена по
бордюру восемью фигурками шагающих тигров. В середине тарелки
имеются две скульптуры двугорбых верблюдов
63
.
Третий светильник обнаружен в 1953 г. вместе с четырьмя (три
медных и один железный) котлами в районе с. Иссык (недалеко от
г. Алма-Аты). Круглая тарелка светильника лежит на ажурной конусо
видной подставке. На тарелке укреплена скульптурная фигурка лошади,
я напротив нее, поджав по-восточному ноги, сидит мужчина
64
.
Эти находки привлекают внимание исследователей сако-усуньских
древностей, так как они являются выдающимися памятниками, свиде
тельствующими о высокой культуре и совершенной технике литья,
и, наконец, о художественном вкусе саков. На оригинальный способ ли
тья этих предметов впервые обратил внимание И. И. Копылов, выска
завший предположение о существовании у сакских мастеров-медников
литья с разделителями —жеребейками
65
. В литературе, описывающей
медные котлы, бронзовые жертвенники и светильники, нет единого мне
ния о назначении котлов и скульптурных изображений, являющихся не
отъемлемой частью этих изделий. А. Н. Бернштам считает, что даже
котлы, не говоря о жертвенниках и светильниках, всегда были культо
выми, жертвенными предметами, связанными с шаманистско-зороаст-
рийскими воззрениями племен
66
. С таким мнением нельзя согласиться
полностью. Возможно, большие и нарядно украшенные котлы были
культовыми. Но большинство из них, бесспорно, служило кочевникам
удобной и универсальной посудой. Об этом говорит многочисленность
котлов, разнообразие их размеров и, наконец, этнографические парал
лели из быта недавних кочевников — казахов и киргизов.
По-разному трактуются в литературе изображения животных на
котлах, светильниках и жертвенных столах. Андерсон, исследуя ордос-
62
Хранится в Государственном Эрмитаже, Jv"» CA-13762.
и
Г. С. М а р т ы н о в. Иссыкские находки.—КС ИИМК, 1955, вып. 59, стр.
150—156.
64
Хранится в. Центральном Государственном музее Казахстана.
65
И. И. К о п ы л о в . Из истории техники литейного дела в сакское время.— Уче
ные записки АГПИ им. Абая, серия общественно-политическая, 1957, т. XIV (2), стр,
291—299.
м
А. Н. Б е р н ш т а м . Историко-археологические очерки..., стр. 43.
23
скую бронзу, пришел к выводу, что эти изображения зверей выполняют
охотничье-магическую функцию; с его точкой зрения не согласна
В. В. Гольмстен, которая видит в них символ тотема
67
. По мнению
А. Н. Бернштама, звериные изображения выполняют тотемно-магиче-
скую функцию
68
. Мы присоединяемся к последнему мнению, но с ого
воркой, что по мере развития сакской культуры скульптурные изобра
жения все более становились предметами украшения изделия. Находка
светильника из с. Иссык с изображением лошади и человека подтвер
ждает наше предположение.
Многочисленные находки сакской бронзы на территории Семиречья
свидетельствуют о мощном местном очаге производства и самобытности
сюжетов изделий.
В последнее время только на территории северо-восточного Семи
речья обнаружены новые клады бронзовых предметов и отдельные из
делия (Турксибский клад, Иссыкский клад, котел из района г. Текели
и др.). Эти находки не только пополнили коллекцию сакской бронзы, но
и позволили более уверенно определить их датировку. Описание новей
ших находок будет дано в соответствующем разделе работы.
*
7
В. В. Г о л ь м с т е н . Из области культа древней Сибири.—Известия ГАИМК.
1933, № 100.
м
А. Н. Б е р н ш т а м. Историко-археологические очерки..., стр. 40—50.
Глава I
МОГИЛЬНИК БЕСШАТЫР —УСЫПАЛЬНИЦА ЦАРЕЙ
САКОВ-ТИГРАХАУДА
Илийская долина — своеобразный природный коридор, образован
ный горными цепями Заилийского Алатау на юге и хребтами Малайса-
ры, Шолактау, Алтын-Эмель и Катутау на севере. С запада на восток
долина открыта на 600—700 км, начиная с прибалхашских песков до
г. Кульджи. Только в одном месте этот огромный коридор частично пе
регораживает «последний щит»—всегда синеватые, подернутые дым
кой горы Аяккалкан. Сильные постоянные северо-западные ветры ле
том приносят жаркое дыхание Бетпак-Далы и Сары-Ишик-Отрау, а зи
мой начисто выдувают снег с равнины правобережья реки.
Географическое положение Илийской долины определило ее зна
чительную историческую роль. Она представляет собой широкий про
ход, связывающий Казахстан и Среднюю Азию с Восточным Туркеста
ном и далее с Китаем, что способствовало раннему установлению эко
номических и политических овязей между странами, взаимопроникнове
нию и смешению племен, взаимовлиянию культур.
Узкая полоса правобережья среднего течения р. Или, где распо
ложены величественные курганы Бесшатыра, ограничена на севере го
рами Шолактау, а на юге — берегом самой реки. Местность густо изре
зана большими и малыми саями, образованными дождевыми и павод
ковыми водами, стекающими с гор; растительность бедна, только в
дождливые годы и ранней весной все вокруг покрывается ярким ков
ром полевых цветов и эфемеров, в остальное время встречаются лишь
заросли камыша и кустарников, джиды и чингиля, на низких затопляе
мых поймах р. Или.
Бесшатырский могильник расположен у подножья гор Желшалгыр,
у входа в ущелье Шилбыр, в 3 км от берега реки и в 100 км на восток
от пос. Илийск. Памятник у местного населения носит название могилы
Бесшатыр.
25
С возвышенного, открытого с трех сторон места, где находится мо
гильник, хорошо просматривается все левобережье реки, вплоть до от
рогов Заилийского Алатау.
Первое и единственное сообщение о Бесшатыре имеется в работе
В. Д. Городецкого. В ней лишь упоминается, что на правом берегу
р. Или расположены курганы Бесшатыра и что их в 1924 г. посетил
В. Парфентьев
1
. В известных нам трудах других исследователей, за
нимавшихся в разные годы изучением Семиречья, об этом памятнике
ничего не говорится.
Бесшатырский могильник вытянут с севера на юг на 2 км, с запа
да на восток — на 1 км и состоит из 31 кургана, из них 21 курган с ка
менным покрытием и 10— с насыпью из щебня и земли. Особой системы
в расположении курганов нет, но можно выделить две более или менее
компактные группы: северную и южную. Северная группа состоит из
шести каменных курганов. В нее входят три самых больших кургана-
могильника: Большой, Второй и Третий бесшатырские курганы.
Южная группа курганов находится в 0,5 км от северной и насчиты
вает четыре каменных кургана, вытянутых в цепочку в меридиональном
направлении. На северо-западной стороне к цепочке примыкают пять
малых щебеночных курганов, остальные разбросаны по всей территории
могильника.
По размерам насыпей курганы можно разделить на большие, сред
ние и малые. Диаметры больших курганов варьируют от 45 до 105 м, а
высота — от 6 до 17 м; у средних, соответственно, 25—38 м и 5—6 л и у
малых — 6—18 м и 0,8—2 м.
За четыре года (1957, 1959—1961) в могильнике раскопано 18 кур
ганов, из них три больших, остальные средние и малые. В 1957 г.
вскрыто два малых кургана (24 и 25), в 1959 г.— большой — Шестой
бесшатырский курган и пять малых курганов (15, 26, 27, 29 и 30). Наи
большее количество курганов раскопано в 1960 г. В этом году исследова
ны: Третий бесшатырский курган, два средних (8 и 14) и шесть малых
(17—22).
К сожалению, все курганы, за редким исключением (25), разграб
лены людьми, знакомыми с устройством этих сакских «пирамид».
Однако, несмотря на это, бесшатырские курганы дали не только
прекрасный датирующий материал (кинжалы, наконечники стрел), но'и,
что особенно ценно, неизвестные ранее типы монументальных надмо
гильных конструкций, позволившие по-новому судить о культуре сак
ских племен Семиречья, об уровне их строительной техники, об опыте
использования в строительстве жилых и культовых сооружений дере-
1
В. Д. Г о р о д е ц к и й . Древности Семиреченской (Джетысуйской) области.
Архив ИИАЭ АН КазССР. Рукописный фонд, инв. № 37, стр. 16.
26
ва, камня и камыша. Кроме того, в результате тщательного изучения
бревенчатого сооружения получены данные о способе обработки древе
сины и основных плотничьих орудиях древних обитателей этих мест.
По внешним наземным сооружениям, сложной структуре насыпи
и монументальным погребальным устройствам бесшатырские курганы
являются не просто надмогильными насыпями, а выдающимися памят
никами сакской архитектуры.
Достарыңызбен бөлісу: |