Конкурс научно-исследовательских работ религия и политика в современном казахстане



Дата13.12.2021
өлшемі0,77 Mb.
#125489
түріКонкурс
Байланысты:
проект Дарина это ваша работа
Көшбасшылық және менеджмент

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Республиканский конкурс

научно-исследовательских работ

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ



раздел 5В050200 «Политология»

2018-2019 уч.год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… I. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН .....

I.I Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения ……...

I.II Этноконфессиональные отношения как фактор стабильного развития Казахстана .....................................................................................

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ .........

II.I Политика правительства по отношению к традиционным и нетрадиционным религиозным объединениям ..........................................

II.II Проблема исламского экстремизма в Республике Казахстан .....…..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

Предложение .................................................................................................

Список использованной литературы...........................................................


3

6

6


12

18
18

22

29

30



31

ВВЕДЕНИЕ


С исчезновением коммунистической идеологии и атеистических принципов казахстанское общество осталось в нравственном и духовном вакууме. Началась переоценка ценностей, подъем этнического самосознания. На этом фоне произошло возрождение религиозной идеологии, которая за относительно короткий срок стала важнейшим элементом культуры и образа жизни. На рубеже веков, в условиях нарастающих процессов глобализации, проявляется возрастание духовных потребностей и интереса людей к религии. Прежде всего произошел ренессанс религиозных чувств на постсоветском пространстве, где религиозные процессы за последние 10 лет проходили в сложных и противоречивых условиях. Духовный мир человека перешел под зависимость идеологии коммунизма. В советской период культивировала классовая идеология предложенная К.Марксом: «Религия – это вдох угнетенной твари. Религия – это опиум для народа». С падением советского строя начался стремительный процесс «реанимации», поиска человеком себя в верованиях, возрождением духовно – исторических традиций культурного наследия наших предков. В Центральной Азии и Казахстане данный процесс выразился в так называемом религиозном «ренессансе». Этим и объясняется проект нашего исследования.

Одной из характерных особенностей развития Казахстана в современный период является неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет статус, расширяются социальный функции, растет число верующих и религиозных объединений. Ведущим мотивом такого повышенного интереса к религии становится утверждение о ее нравственной способности. Но некоторые аналитики считают, что интерес к религии повысился из – за отсутствия идеологии, так как, после распада ленинско – марксистской идеологии на смену пришла, религиозная идеология. Большинство этнических групп воспринимают религиозные обряды скорее как часть этнической культуры, нежели имеющие самостоятельное значение. С обретением Казахстаном независимости религиозные объединения республики независимости религиозные объединения республики получили мощный импульс для своего развития. Несмотря на то, что в Конституции 1995 г. Казахстан провозглашается светским государством, свобода вероисповедания признается неотъемлемым правом любого гражданина республики. Казахстан за 27 лет независимости обеспечил мир и согласие представителям 140 наций и народностей. Конфессиональная картина Казахстана развивалась в течение веков совместной истории проживании разноязычных народов, населяющих этот регион, всегда характеризовавшийся значительной степенью этноконфессиональной устойчивости и самодостаточности. Казахстан – ключевой регион, имеющий глубокие духовные корни, связывающий между собой два мира – восток и запад, называют «перекрестком цивилизации». На этой территории формировались и развивались самые различные вероисповедания. По евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями – христианством и исламом. Мирное сосуществования ислама и христианства в Казахстане выступают эффективным компонентом стабильности евразийского пространства. Исторически сложилась так, что Казахстан стал местом пересечения границ различных религий. После распада языческого мира и возникновения мировых и национальных религий начался процесс одного из самых значительных в истории человеческой культуры завоевания мира религиями. Действующие в Казахстане религиозные объединения можно условно классифицировать на три типа. Первый тип представляет религии. Которые продолжительное время существуют на территории Казахстана и определяют культурно – исторические традиции доминирующего большинства населения страны. К этой группе относится Римское католичество, протестантизм, буддизм. Третий тип – это новые религиозные течения или направления, развернувшие свою деятельность с начала 90 – х годов. Это разнородная группа к которой можно причислить последователей религиозных объединений, использующих как отдельную атрибутику мировых религий (христианство – Свидетелей Иеговы, Ассоциацию Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней; ислама – ваххабиты, исмаилита и др.: индуизма – международное общество Сознание Кришны и т.п. ), а также сторонников так называемых новых культов (последователи Виссариона, Церковь Сеантологии и др).

Объект исследования: Объектом исследования являются взаимоотношения государства и религии.

Цель работы: определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни.
Задачи работы:

1. Выявление сущности и роли религии в обществе

2. Изучение разделов закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;

3. Выявление отношение молодежи к религии и установление источников формирования их религиозных представлений;




  1. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

I.I Традиционные и нетрадиционные религиозные объединения в Казахстане


Уникальность конфессионального поля Республики Казахстан заключается в высокой полиэтничности населения и, как следствие, широкой палитре представленных в стране религий. Итоги последней переписи населения показали, что в Казахстане проживают представители 130 национальностей, исповедующие 18 религий [1, с. 20].

Характерно, что за прошедшие с момента распада Союза ССР годы в республике не было отмечено ни одного значимого конфликта на религиозной почве, что позволяет судить об эффективности проводимой государством политики и позитивном опыте мирного сосуществования религий. Вообще на территории современного Казахстана ключевые конфессии – ханафитский масхаб ислама и православие – представлены ориентировочно с первой половины V в. [2, 145]. Это свидетельствует об их бесконфликтном взаимодействии на протяжении нескольких сотен лет, практике успешного диалога, толерантности, веротерпимости и, как показывают современные этнографические изыскания, инкультурации.

Понятие новых религиозных движений

Новыми называются религиозные движения, возникшие в XVII – XX вв., и продолжающие появляться поныне.

Т
ПРИЗНАКИ
очное число новых религиозных движений неизвестно. По приблизительным подсчётам в их рядах состоит около 150 млн. чел. По темпам роста новых движения опережают все другие религиозные системы. Приложение 1




Тоталитарный и общественноопасный характер вероучения и культа большинства из них

Неустойчивость вероучения и культа, которая крайне негативно сказывается на психическом состоянии людей, всецело доверившихся этим движениям

Наличие тайных элементов вероучения, скрываемых при публичной саморекламе и доступных только посвящённым

Снижения общественного авторитета христианской церкви



Коммерциализация всех сторон жизни, превращение религиозной веры и спасения души в товар



Развитие науки и техники, значительно расширившей возможности человека и поставившей перед наукой новые проблемы

Причины

появления



Сохранение неразрешёнными вечных вопросов человечества о смерти




Расширение связей между разными странами, народами, взаимопроникновения культур, появление стремлению к объединению

Развитие средств массовой информации, увеличение скорости донесения информации до потребителя, что оставляет ему значительно меньше времени на её обдумывание

В то же время к 2010 г. стала очевидной необходимость кардинальной смены выстраивавшейся с момента обретения независимости системы государственно – конфессиональных отношений. Реформы начала 1990 – х гг. в области свободы совести исходили из того, что религия является исключительно частным делом верующих, и государство не просто не вмешивается, но и de facto полностью дистанцируется от названной сферы общественных отношений. Слабая осведомлённость постсоветских граждан в вопросах веры на фоне длящегося экономического кризиса транзитного периода, духовного вакуума, пронизывавшего общество ощущения смысл утраты, кризиса самоидентификации, «разорванного сознания» (в трактовке Бахтина) и активного поиска референтных групп создали условия некритичного восприятия экспансии религиозности, беспрецедентно активной проповеднической деятельности иностранных миссионеров. Данный период в казахстанском обществоведении традиционно характеризуется как кризисный. Е.Е. Бурова и Е.У. Байдаров справедливо замечают, что «практически отсутствовавший контроль со стороны государства … привлёк тому, что религиозные организации (в 1990 – х гг. – К.С.) начинают умножаться и развиваться. Ситуация была пущёна на самотёк … » [3, 12].

С начала 1990-х гг. резко выросла численность различных протестантских церквей, многие из них достаточно широко известны на Западе, но не были распространены ранее в Казахстане. Активная миссионерская деятельность привела к тому, что обрели многочисленных последователей протестантские (прежде всего харизматические, пресвитерианские, методистские, евангельские) церкви. Среди них известны такие объединения, как «Грейс» («Благодать», «Ракым» и т. д.), «Новая жизнь», «Агапе», «Живая лоза» и др.

Приложение 2

Рост числа адептов деструктивных сект и культов (прежде всего, исламской, христианской направленности), а также проникновения в Казахстан религиозной экстремистской идеологии стали причинами, побудившими власть начать выстраивание новой архитектуры государственно - конфессиональных отношений. Уже 2011 г. был принят Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», ставший для Казахстана в некотором смысле революционным и позволивший упорядочить деятельность многочисленных религиозных общин. Фактически он сыграл роль нормативного выражения новой концепции отечественной модели межрелигиозного согласия, отрефлексировав реакцию общества на сложившуюся к тому моменту ситуацию с массовым распространением нетрадиционных движений. Социально – политический контекст общественного развития был перенесён в правовую плоскость, зафиксировав исторически традиционное для Казахстана и понятное государству status quo: при безусловном равенстве всех конфессий, конституционно закрепленном праве граждан испоедовать любую религию и отправлять желаемые религиозные обряды, несущей осью государственно – конфессиональных отношений выступают наиболее крупные духовные традиции – ислам и православие, по существу принявшие на себя ответственность за сохранение в стране межрелигиозной стабильности, мира и согласия. Остальные религии, не будучи ущемлённых в правах, свободно действуют уже на этом базисе, взаимодействуя по своёму усмотрению как с другом, так и с государством. Такая схема оказалась действенной для поддержания межрелигиозного согласия в полиэтническом и многоконфессиональном Казахстане. При этом, по оценке видного политолога А.Г. Косиченко, «описанное взаимодействие не является статичным, заданным раз и навсегда: это, скорее, динамичная система, постоянно воспроизводящая и изменяющаяся в меняющихся условиях прогрессивного развития Казахстана» [4, с. 182].

Данный закон предполагал также обязательную перерегистрацию всех религиозных организаций Казахстана. Её итоги характеризуют ситуацию в целом: если как в 2011 г. действовало 4 551 религиозное объединение, представляющее 46 конфессий и деноминаций, то после перерегистрации продолжили свою деятельность 3 088 религиозных объединений, представляющих 17 конфессии [5]. Приложение 3

В их числе – 2 228 входящих в структуру Духовного управления мусульман Казахстана исламских общины, 271 общественное объединение представляющее Русскую православную церковь (Московский патриархат), 79 католических приходов, 4 иудейских, 2 буддистских объединения, а также 462 протестантских церкви.

Заметим здесь, что ряд религиозных общественных объединений не были перерегистрированы ввиду добровольного отказа от прохождения данной процедуры. Например, исходя из собственных вероучительных установок, соответствующие документы не представили общины Совета церквей евангельских христиан-баптистов, а также Адвентистов седьмого дня.

Обращают на себя внимание в связи с этой полемикой взгляды профессора политологии Университета Вашингтона Э. Джилла. В монографии «Политические истоки религиозной свободы» он предпринимает попытку обосновать необходимость участия государства в управлении религиозной сферой (что разумеется, означает вторжение в область абсолюта свободы совести). Однако в качестве точки отсчёта американский исследователь принимает допущения об исключительной значимости религии как носителя культурной идентичности, а также высокой степени потенциальной конфликтности при взаимодействии религиозных организаций в поликонфессиональном обществе, что в интересах общества же не может быть оставлено без внимания Правительства [6, 47]. Для настоящей работы процитированная часть преамбулы Закона важна ещё тем, что, как представляется, именно здесь законодатель фактически устанавливает критерии «традиционности» той или иной религиозной традиции, задающих вектор её взаимоотношений с официальной властью. Тем самым задаётся ориентир на поддержку ценностей, проповедуемых исламом и христианством, то есть, которые принято называть гуманистическими, общечеловеческими, традиционными, нравственными, консервативными – «символическими истинами», как их охарактеризовал Ф. фон Хайек [7].

С другой стороны, данная норма не означает дискриминацию иных конфессий либо исключительный приоритет ислама и православия, даже в сравнении с прошедшими регистрацию нетрадиционными религиями, чьи права обычно и являются предметом особого внимания правозащитников. Нельзя не отметить, что за послдние годы в отношении НРД у населения сформировались уверенные негативные и нейтрально – негативные образы. Особенно это касается религиозных организаций, проповедующих «чистое» прочтение ислама, а также взгляды, расцениваемые РПЦ (МП) как сектантские.

Так, исследование профессора Д. Нама из Университета Среднего Запада (США) показали консервативный настрой казахстанцев и достаточно критичное отношение населения к ним. Более того, социологические замеры явственно обозначают запрос общества на ограничение государством деятельности нетрадиционных религий [8]. К аналогичным выводам приходит и отечественный исследователь Е.Ж. Назарбаев [9].

Несмотря на это, Закон избегает таких терминов, как «тоталитарная секта», «новые религиозные движения», «культы», «деструктивные духовные практики» и др., которые могут нести нежелательную для самих организаций оценочную характеристику, негативную смысловую нагрузку. В этой связи закономерен вопрос: какие религии «традиционные», а какие «нетрадиционные»?

Традиционными принято считать ханафитский мазхаб суннитского ислама и православное христианство. Кроме того, к данной можно отнести узнаваемый для жителей страны конфессии, исповедуемые, как правило, значимыми по численности этническими общностями – католицизм, иудаизм, буддизм, отчасти протестантизм. Критерии здесь понятны - «этничность» религии, её укоренённость в культуре того или иного народа;

длительный период присутствия на территории современного Казахстана; проповедь общечеловеческих идеалов; консервативность учения, его узнаваемость и позитивное восприятие населением; отказ от противопоставления общины государству, охраняемым им ценностям и проводимой идеологии.

В Казахстане приверженцы как традиционных, так и и зарегистрированных нетрадиционных религий одинаково находятся под защитой Конституции, где в п. 2 ст. 3 закреплено: «Религиозное объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом», а п. 3 этой же статьи провозглашает, что «ни какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Тем самым, все зарегистрированные религиозные организации, исповедующие традиционные и нетрадиционные учения, имеют равные права и обязанности в равной степени обладают доступом к социальным благам, несут ответственность за совершаемые деяние. Правила просветительской, благотворительной деятельности, строительства культовых зданий и сооружений, порядок государственной регистрации и т.д. также едины для всей конфессий. Тем самым, в Казахстане сформировано общее правовое поле деятельности таковых.

Опрос проводился среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет среди представителей разных национальностей (75 % - казахи, 20 % - русские, 5 % - других национальностей). Ещё одна особенность данного соцопроса в том, что анализ данных производился с учетом материальной идентификации каждого гражданина, принимавшего участие в исследовании.

Таким образом, можно будет приблизительно проводить анализ в разных социальных группах и классах.

Одной из основных целей социологического исследования являлось выявление современной религиозной структуры населения исследуемых регионов.

Уровень религиозности населения обследуемого региона в целом выглядит таким образом: атеистических взглядов придерживается около одной десятой части опрошенных, а полностью религиозных респондентов - 22 %. Большинство участников опроса считают себя религиозными, но не участвуют в религиозной жизни (36%). Тех, кто интересуется религией, но не считают себя религиозными – 30 %

Таким образом, согласно результатам исследования можно констатировать, что отношение молодежи к религии является больше лояльным, а уровень религиозности постепенно растет. И в этой связи государству необходимо посредством ДУМК проводить просветительскую работу среди последователей ислама целях четкого разграничения религиозных течений.


I.II Этноконфессиональные отношения как фактор стабильного развития Казахстана
Прежде всего, следует сказать, что межэтнические процессы в современном Казахстане являются актуальными и недостаточно изучены в политической науке. Мы хотели бы рассмотреть, некоторые вопросы межэтнических процессов в условиях модернизации Казахстанского общества. Межэтническая проблематика стала актуальна для Республики Казахстан, начавшей после обретения независимости проведение широкомасштабных трансформаций в общественно-политической жизни, связанных со строительством суверенного государства. При этом «сложность и проблематичность казахстанского развития межэтнических процессов заключается в специфике полиэтнической структуры населения страны и конфессионального многообразия» [10]. Межэтнические процессы в контексте культуры межэтничесих отношений, особенно в условиях полиэтничного общества, являются одной из основ обеспечения внутренней стабильности, экономического, политического и культурного развития страны. Как известно, в мировой практике полиэтничными считаются государства, имеющие более 5% так называемого иноэтничного населения. В Казахстане же сегодня около 40% всего населения составляют представители 139 иноэтничного населения, более того, здесь на протяжении веков сосуществовали разнородные национально-культурные компоненты, между которыми происходили постоянные и тесные контакты и взаимодействия. В силу действия исторических, географических, экономических, политических факторов культура Казахстана отличалась высокой толерантностью, открытостью ко всему новому и способностью ассимилировать это «новое». Поэтому вполне очевидно, что в Казахстане сложилась определенная этика культуры межэтнического общения, формировавшаяся на протяжении очень длительного времени, а сохранение и укрепление межэтнического мира является одним из основных приоритетов казахстанской государственной политики [11].

Следует подчеркнуть, что межэтнические процессы в Казахстане неразрывно связаны с культурой межэтнического общения. Без учета этой связи не может решаться не одна национальная или общественно-политическая проблема по этническим вопросам.

Поэтому в комплексе задач формирования культуры межэтнического общения в Казахстане проблема межэтнических процессов занимает исключительно важное место. В условиях радикальных перемен происходящих в Казахстане и в мире, необходимость глубокого, нового осмысления этой проблемы становится все более актуальной. Мировой и казахстанский опыт показывает, что межэтнические процессы всегда имеют как конкретно-историческое, так и социально-политическое содержание. Межэтнические процессы в духе дружбы народов - это совокупность форм, методов и средств формирования культуры межэтнического общения, направленных на сознательное, целенаправленное и систематическое формирование личности казахстанца.

Итак, проблема межэтнических процессов и культуры межэтнического общения и их взаимосвязи в Казахстане требует нового подхода и оценки. Поэтому, особое значение в современных условиях приобретает политологический анализ содержания формирования казахстанского народа в контексте культуры межэтнического общения населения во всей сложности и противоречивости. Здесь нужно видеть всю реальную картину: достижения и трудности, недоработки и ошибки и т.д. Одним из первых казахстанских ученых Р.Б.Абсаттаров дает определение казахстанскому народу как этнополитической общности людей. «Казахстанский народ, пишет Р.Б.Абсаттаров - это этнополитическая общность, образовавшаяся в результате демократических преобразований, интернационализации национальной жизни, связанных с развитием наций, народностей, национальных и этнических групп на основе совокупности общественных отношений, сохраняющих свои национальные черты и особенности, имеющих общие: родину - Казахстан, территорию, экономику, социально-классовую структуру, унитарно-правовое государство и общую цель - построение цивилизованного общества» [12].

Р.Б.Абсаттаров характеризует казахстанский народ - все более развивающихся многообразных общечеловеческих черт в морали, быту, социально-экономической жизни, языковой сфере, свойственных различным национальностям страны. Следует подчеркнуть, что казахстанский народ - не национальная, а гражданская, этнополитическая общность по своему типу и характеру в контексте культуры межэтнического общения. Наличие у казахстанского народа сложившихся общих черт, признаков не означает его превращение в новую «казахстанскую нацию», как предполагают некоторые исследователи современных национальных процессов в Казахстане. Казахстанский народ как показывает практика, не превратится в нацию. Р.Б. Абсаттаров наделяя казахстанский народ основными чертами и некоторыми признаками, в своих работах обращает внимание на то, что гражданская, этнополитическая общность народов нельзя отождествлять с нацией.

Между тем, к сожалению, в казахстанской печати встречаются ошибочные отождествления в определении понятии нации и казахстанского народа. Например, Ж.Наурызбаев и В.Примин усматривают в развитии казахстанского народа тенденцию к формированию «единой казахстанской наций» [13]. Некоторое видимое сходство между казахстанским народом и нацией объясняется не их совпадением и не слиянием, а сходством, сближением отдельных явлений, возникших в сходных социально-экономических, политических и духовно нравственных условиях. Казахстанский народ как проявления культуры межэтнического общения останется многонациональной, интернациональной, гражданской общностью, ибо в его пределах будут продолжать свое развитие все нации, народности, национальные этнические группы республики, сохраняя при этом национальные черты, признаки, традиций, культуры, различия и особенности. Слияние народов, стирание различий между национальными, социально-этническими общностями или формирование новой единой казахстанской нации означает процесс ликвидации всех национальных различий, признаков особенностей, а значит, и самих всех национальностей страны.

Следует отметить, что на деле формирование и консолидация многонационального, многоконфессионального казахстанского народа не означают нивелирования нации, народности, национальные этнические группы, игнорирования национальных особенностей, черт, языков, культур, обычай, не упраздняют существующие национальности и не возводят какую-то особую наднациональную надстройку, а напротив, создают образец национального, этнического объединения и взаимосвязи, при сохранении и развития самобытности, языка и культуры народов Республики Казахстан.

В связи с этим, следует сказать, что в Казахстане устойчиво воспроизводится и развивается культура межэтнической толерантности, уважаются и ценятся обычаи и традиций народов, соседствующих, дружащих на одной государственной территории Казахстана. Например, по результатом социологического опроса в Казахстане 86,6% респондентов согласны с суждением, что обычаи, традиций, религия другого народа заслуживают уважения, даже если кажутся необычными [14].

Кроме того, казахстанский народ как гражданская, этнополитическая общность в системе межэтнических процессов органично и эффективно развивает, укрепляет материальные и духовные силы каждой национальности республики. В то же время казахстанский народ вбирает в себя общеказахстанское, общенациональное, общечеловеческое, устойчивое, прогрессивное, главное, что имеется в национальной жизни каждого из народов Республики Казахстан.

Таким образом, можно сказать, что многонациональный, многоконфессиональный казахстанский народ представляет собой совокупность всесторонне, гармонично развивающихся наций, народностей, национальных и этнических групп Республики Казахстан. Каждая национальность нашей страны является составной частью гражданской, этнополитической общности - казахстанского народа в системе межэтнических процессов. Из вышеизложенного можно сказать, что национальная политика Республики Казахстан в решении проблем межэтнических процессов ориентирована на развитие интеллектуального и культурного потенциала у всех национальностей, у которых есть реальная доступность к информационным, культурно-образовательным ресурсам, есть возможность их использования в решении задач межэтнического и межконфессионального согласия. Учитывая все эти явления необходимо развивать и совершенствовать накопленный опыт сохранения и укрепления единства мультикультурного и поликонфессионального общества в Казахстане.

В связи с этим, для казахстанской национальной политики наиболее подходящей, приемлемой является поддержание культурного, национального многообразия. Всё это позволяет не только обеспечивать, развивать этническую, но и внутриполитическую стабильность, консолидировать многонациональное, многоконфессиональное казахстанское общество для достижения благородной цели.

Следует сказать, что проблемы, которые существуют в межэтнических отношениях в Казахстане, требуют к себе пристального внимания со стороны государства, гражданского общества. Важной задачей Казахстанского государства является оптимизация и развитие культуры межэтнического общения, то есть поиск и реализация благоприятных, лучших вариантов развития межэтнических отношений.

В связи с этим руководство республики должно обеспечивать национальную безопасность от различного рода социальных, политических угроз и от терроризма и экстремизма с соблюдением прав и свобод казахстанца независимо от национальной принадлежности к интеграции, консолидации и не допустить межэтническую напряженность или конфликтов. Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказать отрицательное влияние на межэтнические процессы. В частности, это усиление этнорелигиозных противоречий в различных частях региона и мира, в том числе и в некоторых соседних странах Центральной Азии. Потенциальную опасность представляет проникновение в Республику Казахстан извне различных форм этнорелигиозного экстремизма, радикализма и терроризма. Этническую, конфессиональную окраску могут приобретать имеющиеся в казахстанском обществе локальные, социальные, духовные и бытовые проблемы. В связи с этим, следует сказать, что возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтнического, поликонфессионального Казахстана. Казахстан на стороне тех религии, которые воспитывают любовь к своей семье, к своей стране, к труду и миру [15].

В целом в многонациональном, многоконфессиональном обществе формирование и укрепление единства народов Казахстана является базовым, основным условием обеспечения национальной безопасности и независимости казахстанского государства, реализации стратегических и тактических приоритетов его социально экономического, культурного и политического развития. Обеспечения единства народов Казахстана в системе межэтнических процессов является важным условием создания демократического государства в стране. Экономический рост, социальный прогресс и демократическое, правовое развитие страны возможны только при консолидации и сохранение единства казахстанского многонационального и многоконфессионального общества

Таким образом, подводя итоги, в заключении можно сделать следующей вывода:

- необходима исследовать культуру межэтнического общения каждого народа, изучить национально - политический менталитет многонационального и многоконфессионального казахстанского общества, как самостоятельную проблему межэтнических процессов;

- необходимо активно пропагандировать лучшие черты жизни и успехи каждой национальностей Казахстана, используя разнообразные формы, методы и средства идеологической работы.

- систематически обновлять, развивать, совершенствовать политические механизмы воспитания по формированию культуры межэтнического общения среди населения.

Все это помогло бы, на ваш взгляд, с упреждением вырабатывать меры снятия недопонимания или напряженности, обозначения проблем в межэтнических процессах, поиск новых подходов в становлении и развитии новых начал в консолидации казахстанского общества.

В этой связи, инструментом изучения уровня религиозной толерантности населения страны является настоящий блок исследования. Так, по результатам опроса очевидно, что в нашем обществе религиозная толерантность находится на довольно высоком уровне. Тех, кто относится хорошо и дружественно к представителям иных конфессий, насчитывается 44%, нейтрально отношение имеется у 27% опрошенных, и только 6% плохо и 2% враждебно относится к последователям других религий.

Как вы относитесь к представителям других религий?

Результат опроса показывают, что большинство респондентов проявляют достаточное уважение и веротерпимость к представителям других религий.





  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ

II.I Политика правительства по отношению к традиционным и нетрадиционным религиозным объединениям

Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками здесь вместе жили и трудились представители разных народов и этносов. Здесь складывались прочные культурные и хозяйственные связи, способствовавшие взаимному обогащению и процветанию.

В этих условиях непреходящей ценностью молодой независимой республики, которая в один из самых драматичных периодов мировой истории завоевала свободу, становится полиэтноконфессиональный народ Казахстана, обладающий богатейшей духовной культурой, с выверенными веками сводом нравственно – этических правил, принципами жизнедеятельности.

В этой данности одним из важных приоритетов государства явилось межконфессиональное согласие.

Несмотря на абсолютное юридическое равенство всех конфессий Казахстана, реально в центре этой конфигурации находятся наиболее крупные религии Казахстана – Ислам и Православие, которые в своем взаимодействии и обеспечивают, по существу, межконфессиональную стабильность в стране. Именно на основе этой стабильности, как на стержне, выстраиваются отношения между всеми конфессиями Казахстана, включая ислам и православие.

Многообразие конфессий, специфика их функционирования, этнический состав их адептов, возрастной и образовательный уровни верующих, - все это в совокупности образует своеобразную, присущую только Казахстану систему межконфессиональных отношений.

Каждая конфессия выстраивает сои собственные отношения с другими конфессиями и с государством. Конфессии по Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 г.) отделены от государства, которое, будучи светским, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, но учитывает религиозный фактор во внутренней и во внешней политике [16].

Во взаимодействии всех субъектов религиозных отношений и государства создается и поддерживается межконфессиональных согласие, как согласие конфессий на мирное их сосуществование в Казахстане. Такова модель межконфессионального согласия в кратком описании.

Из описания казахстанской модели межконфессионального согласия можно видеть, что система межконфессионального согласия можно видеть, что система межконфессиональных отношений в Казахстане в целом достаточно стабильна. Она обладает высокой степенью самосохранения и воспроизводства. Но, вместе с тем, эту стабильность надо сохранять, надо сознательно ее поддерживать, так как идущие в стране и в мире процессы не всегда способствуют сохранению стабильности; очень многие из этих процессов, напротив, имеют дестабилизирующие влияние.

Ряд крупных зарубежных и отечественных экспертов в области геополитики обращают внимание на нарастание общей нестабильности в мире, причем нестабильность эта, по мнению экспертов, носит стратегический, глобальный характер. К высказанному мнению надо прислушаться, так как позиция этих экспертов доказательна, проведенный ими анализ научно выверен и выводы обоснованы.

В этой связи возникает закономерный вопрос о том, как в этих новых условиях можно поддержать устойчивость межконфессионального согласия.

Во – первых, это означает, что и государству и религиям необходимо сохранять имеющиеся достижения в этой сфере и не делать опрометчивых шагов, способных разрушить межконфессиональный мир.

Вместе с тем, во – вторых, это означает, что Республика Казахстан имеет право изменять различные элементы своего законодательства сообразно меняющейся социально – политической ситуации в стране; это касается и законодательства в государственно – конфессиональной сфере.

В – третьих, вышеназванный Закон не должен стать дискриминационным и ущемляющим права верующих. Поэтому изменения и дополнения должны быть взвешенными и обоснованными.

В – четвертых, международные структуры, в частности ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ, Совет по правам человека ООН и другие с большим вниманием относится к состоянию национальных законодательств в сфере прав человека. Так как право на свободу вероисповедания относится к основным правам человека, то процесс изменения законодательств в сфере прав человека, то процесс изменения законодательства в религиозной сфере, состоявшийся в Казахстане в 2011 году, был соотнесен с обоснованными требованиями этих организаций и нашими обязательствами в этой области.

О состоянии межконфессионального согласия в других странах мира: краткий сравнительный анализ.

Следует четко обозначить, что в современном мире существуют самые разные формы взаимоотношений государств с религиозными объединениями. Каждая из этих форм во многом предопределяет характер межрелигиозных / межконфессиональных отношений в отдельной взятой стране.

Сегодня существуют теократических государства, в которых религия определяет основные законы государственной и общественной жизни, существуют атеистические государства, в которых религия считается заблуждением и государственная идеология отрицает религию.

Однако абсолютное большинство современных государств являются сегодня светскими, что означает отделение государства от религии и их взаимное невмешательство в дела друг друга.

Имеется много специфичных, находящих обоснование в истории, форм взаимоотношений государства и религиозных объединений уже внутри светского характера государства. Эти формы распределены по широкому спектру: от признания некоторых религий государственными до абсолютного равенства всех религий (Франция, Япония и США ) .

В большинстве светских государств, как правилрелигии имеют преимущественные права в сравнении с другими. К числу таких государств относятся и классические демократические государства (Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия и т.д.) [16].

Поэтому закономерно, что Казахстан, оставаясь светским государством, сегодня выстроил свою собственную государственно – конфессиональную политику в широких пределах, исходя из своих национальных интересов, соблюдение прав гражданина и человека, гарантированных Конституцией и законами Казахстана.

О не которых принципах межконфессионального согласия и диалога:

Первый принцип – принцип толерантности и уважительного отношения ко всем представителям конфессий, а также терпимого отношения к представителях других вероучений.

Второй принцип – принцип равноправия всех участников межконфессионального диалога, а также возможность свободного выражения всеми собственного мнения и позиций, видений и убеждений. Ни у кого участников диалога не должно быть привилегированного положения по отношению к другим.

Третий принцип заключается в организации и ведении диалога, в процессе которого:

- не должно быть нацеленности на обращение в свою веру представителей других религий, демонстрации превосходства одной религии над религии над другими;

- взаимодействие представителей конфессий должно быть построено на преодолении предрассудков и неправильного толкования других религий, что создаст атмосферу комфортности для взаимопонимания;

- должен быть ориентир на поиск путей и условий мирного сосуществования и сотрудничества всех людей, независимо от их этнической или вероисповедальной принадлежности.

Конфессиональное многообразие страны, в которое вошли как традиционные для Казахстана вероучения (ислам ханафитского направления и христианство православного направления), так и нетрадиционные религии и конфессии, в настоящее обеспечивает общественную стабильность, мир и согласие в государстве. Несмотря на многообразие различных взглядов, традиций и культур, Казахстан остается государством, где нет конфликтов на религиозной почве.

Одной из характерных особенностей развития межконфессиональных отношений в Республике Казахстан за последние два десятилетия стало неуклонное возрастанипе роли религии в жизни общества, обусловившее значительный количественный и качественный рост религиозных институтов.

По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, которые согласно результатам общенациональной переписи 2009 г., составляют свыше 90% верующих. В частности, 70,2% населения называли себя мусульманами, 26,0% - христианами, 0,03% - иудаистами 0,09% - буддистами, 0,2% - последователями других религий. При этом неверующими считали себя 2,8% населения [16].

В Казахстане мирно сосуществуют и взаимодействуют представители 18 различных конфессий, представляющих религиозные интересы многоэтничного и многоконфессионального семнадцатимиллионного населения Республики Казахстан. Религии в Казахстане представляют людей разных этносов, языковых, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир.

Учитываю что, общество в Республике Казахстан исторически и культурно ориентировано в основном на две традиционные религии: суннитский ислам (ханафитский мазхаб) и православное христианство, самыми многочисленными религиозными и православное христианство, самыми многочисленными религиозными объединениями является мусульманские – 2367. Они насчитывают более двух третей от общего числа верующих в стране. Также в данной религии наибольшее количество культовых сооружений (2366) [16].

Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Русская Православная Церковь (РПЦ), которая располагает 293 объединениями.

Следующим для Казахстна религиозным направлением является Римско – католическая церковь (РКЦ), которая имеет 84 религиозных общин.

Заметное место в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается более 510.

Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединении буддизма, а также 18 нетрадиционных для Казахстана религий («Мормоны», «Кришнаиты», «Бахаи», «Муниты»).

Соблюдая КОНЦЕПЦИЮ государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017 – 2020 годы.



В системе образования мы должны понимать, что фундаментальную роль в формирования у личности и общества казахстанского патриотизма, должно быть уважение к национальным и духовным традициям народа.

Основополагающими принципами системы образования в организациях образования, кроме духовных (религиозные), является:

Обеспечение государством светского характера системы образования;

установление ответственности педагогического состава за навязывание и культирование религиозного мировоззрения;

обеспечение независимости внутреннего устройства и деятельности организацией образования от каких – либо религиозных принципов;

соблюдение обучающимися и воспитанниками, их родителями (законными представителями) правил внутреннего распорядка, выполнение других требований, предусмотренных уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг;

предоставление учащимся процессе обучения и воспитания исключительно научных знаний о религиях;



недопустимость принуждения при обучении к вступлению в какое – либо религиозное объединение или пребыванию в нем;

не допустимость отказа учащихся от посещения учебных занятий по религиозным мотивам;

недопустимость проведения в организациях образования мероприятий и миссионерской деятельности;

соблюдение требований к форме одежды, установленных в организациях образования.

Преподавания курса «Светскость и основы религиоведения» в организациях образования направлено на формирование у учащихся научных знаний об особенностях и истории религиозных учений, воспитание молодежи в духе мира, культурного и религиозного многообразия;

В цели Программы исследования мы с научным руководителем будем придерживаться Концепции дальнейшего воплощения в жизнь основных ценностей и принципов Конституции Республики Казахстан в контексте новых геополитических реалий и своевременного реагирования на внутренние и внешние вызовы национальной безопасности.

В эффективности Концепции, соответственно, безопасности, мира и стабильности в казахского общества которая зависит от конструктивного взаимодействия, осознанного и активного участия всех государственных и неправительственных структур, институтов гражданского общества и каждого гражданина, ориентированных на защиту интересов государства.

Реализации государственной политики в религиозной сфере позволит решить приоритетные задачи развития светского Казахстана и обеспечения безопасного будущего страны, в которой в мире и согласии проживают представители различных конфессий и этносов.



В ходе опроса одной из задач данного раздела. Мы сделали опрос у респондентов о том, «есть ли в Казахстане такие религии или религиозные организации, которые представляют угрозу для людей, которые следует запретить ? ». Так, по результатам опроса большинство ( 50%) затрудняется ответить, 34% считают, что «да, такие религии религиозные организации существуют». И лишь 16% ответили «нет»

Есть ли в Казахстане такие религии или религиозные организации, которые представляют угрозу для людей, которые следует запретить ?



Анализируя данные исследование трудно сказать, что ситуация с религиозной напряженностью отсутствует. По мнению респондентов, основной конфликтный потенциал несу именно нетрадиционные конфессий.

Хотя на примере Казахстана еще не зафиксирован факт экстремистских действии сект христианских течений. Озабоченность респондентов именно Свидетелями Иеговы в два превышает озабоченность влиянием исламских течений. Данный вопрос остается открытым и выявляет целесообразность изучения феномена в последующих исследованиях.


II.II Проблема исламского экстремизма в Республике Казахстан

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана народу Казахстана «Третью модернизация Казахстана: глобальная кокурентноспособность» состояние безопасности государства в условиях роста терроризма обозначено мерилом его силы и дееспособности к дальнейшему развитию и становлению в качестве одной из развитых стран мира.

Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится все более разнообразным и исходящим от большего числа источников опасности. Этим обусловлена сложность и актуальность задач в рамках системного предупреждения угроз религиозного экстремизма и терроризма.

В этих условиях действующих общегосударственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании в контексте создания механизма надежной защиты личности, общества и государства от экстремистских проявлений насильственного характера и угроз терроризма.

Настоящее Программа разработана на пятилетний период и, являясь логическим продолжением Программы на 2013 – 2017 годы, учитывает опыт и итоги ее реализации.

При разработке Программы изучен и принят во внимание положительный опыт Норвегии, Финляндии, Канады, Соединенных Штатов Америки и Объединенных Арабских Эмиратов.

С учетом наработок этих стран Программы сориентирована на целенаправленное противодействие насильственным проявлениям экстремитского характера и терроризму, носителям радикальных взглядов. В ней исключено отождествление религии и радикализации что позволит укрепить консолидацию государства, общества и религиозных объединений вне зависимости от религиозной принадлежности в противодействия угрозам экстремизма и терроризма. Разграничены формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма в зависимости от степени радикализации лиц. Созданы условия для активного привлечения к профилактике религиозного экстремизма и терроризма возможностей неправительственного сектора.

Исходя из рекомендаций международного центра по противодействию насильственному экстремизму «Хедая», в Программе установлены реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов и показателей. Программа является нормативно – организационной в сфере предупреждения экстремистский проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма.

Положения Программы с учетом неприкосновенности гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав граждан на свободу совести и уважение их религиозных убеждений.

Усилия государства, общества и граждан посредством реализации настоящей Программы будут направлены на создание, поддержание и развитие необходимых и достаточных условий для формирования в обществе устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозных сфере, снижения количества радикально настроенных и лиц и нейтрализации факторов, способствующих их появлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения.

Нейтрализация внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению радикальных взглядов среди отдельных представителей общества, должна обеспечить условия для вхождения Республике Казахстан в тридцатку наиболее развитых государств мира.

Республикой Казахстан реализуются масштабные меры по нейтрализации вызовов и рисков контексте обеспечения национальной безопасности, а также совершенствованию общегосударственной системы предупреждения экстремитских и террористических проявлений.

В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2014 года «Казахстанская путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее » выдвинута общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел» [16].

Основопологающим системным документом, определяющим развитие Казахстана в ближнесрочный перспективе, является План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, нацеленных на формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства Закона, создание условий для индустриализации и экономического роста страны.

На искоренение имеющихся социально – экономических проблем нацелены Государственные программы инфструктурного развития «Нұрлы жол», индустриально – инновационного развития бизнеса «Дорожного карта бизнеса 2020».

Системная меры совершенствования морально – нравственного и патриотического воспитания подарстаюшего поколения заложены в Государственную программу развития образования и науки на 2016 – 2019 годы и Концепцию государственной молодежной политики до 2020 года.

Успешно работает институт Ассамблея народа Казахстана, играющей ключевая роль в укреплении казахстанской идентичности и единства, являющийся конституционным орагном, вносящим свой вклад в стабильность и согласие в обществе. Реализация масштабного проекта «Большая страна – большая семья» укрепляет казахстанскую идентичность и создает условия для формирования целостной гражданской общности.

Повышению уровня религиозной грамотности населения и гармонизации межконфессиональных отношений способствует реализация Концепции государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.

Принятыми законами Республики Казахстан «О противодействии терроризму» от 13 июля 1999 года определен основной понятийный аппарат и компетенция государственных органов, а также основные принципы обеспечения защиты прав свобод граждан в этой сфере.

Реализация Программы на 2013 – 2017 годы позволила развить общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

Усовершенствован комплекс мер по формированию у населения сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма. Созданы и регламинтированы нормативными правовыми актами механизмы взаимодействия государственных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму, в том числе при профилактике экстрнемистских и террористических проявлений, реагирования на террористические угрозы, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма.

Обеспечены необходимые условия для координации действий специальных государственных и правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом и терроризмом.

Непрерывно наращивается потенциал силовых структур. Сформированы основные элементы системы антитеррористической защиты населения и критически важных объектов.

На постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок религиозного экстремизма и терроризма.

Актуализированы законодательные нормы в сфере оборота оружия и охранной деятельности, регулирования миграции. Ужесточены меры уголовного наказания за террористическую и экстремистскую деятельность. В рамках расширения международного сотрудничества Республикой Казахстан ратифицированы 15 из 19 резолюций и других документов Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом. С 1 января 2017 года Республика Казахстан приступила к работе в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве непостоянного члена на предстоящий двухлетний период.

В рамках реализации политического обращения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. к государствам – членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций разработан проект Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Кодекс станет основой для формирования глобального Антитеррористической коалиции (сети) под эгидой Организации Объединенных Наций.

Председательство Республики Казахстан санкционных комитетах 1267 и 1988 способствует усилий государств – членов Организации Объединенных Наций по противодействию террористическим организациям «ДАИШ», «Аль - Каида» и «Талибан» [16].

Региональная безопасность обеспечена активным взаимодействием специальных государственных и правоохранительных органов с Антитеррористическим центорм Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности и представительствами Управлении Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза в Республике Казахстан.

Между тем, проблема радикализации граждан, ведущая к насильственным акциям экстремистского характера и терроризму, продолжает оставаться реальной угрозой национальной безопасности Республики Казахстан.

Потерпев поражение в сирийско- иракской зоне, субъекты экстремистской и террористической деятельности испытывают критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, формировании дополнительных каналов формировании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры.

За последние четыре года не выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов – казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год - 62) [16].

Несмотря на принимаемые меры, проблема участия граждан страны в террористической деятельности за рубежом продолжает оставаться актуальной. Серьезную опасность представляет процессы возвращения боевиков в страны исхода. Из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктура в третьих странах возвращены либо самостоятельно вернулись 125 граждан, из них 57 привлечены к уголовной ответственности за участия в террористической деятельности.

Интенсивной пропагандой идей радикализма и терроризма сознании казахстанского общества целенаправленно формируются идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать насильственные экстремистские и террористические акции.

Отмечается повышение качества технической, художественной и психологической составляющих размещаемых в Интернете информационно- пропагандистских материалов террористических организаций. Использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу.

В целях ограждения пользователей Интернет и социальных сетей от влияния пропаганды терроризма проводится мониторинг информационного пространства на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.

В Интернете и социальных сетях блокировано более 620 тыс. материалов (2015 – 150 тыс., 2016 – 700 тыс.) с пропагандой терроризма и экстремизма.

Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление ими крайних форм агрессии, а также создано предпосылки к утрате чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно – нравственных и семейных ценностей. Бесконтрольное развитие этих процессов чревато увеличением количества лиц, разделяющих радикальных идеи, эскалацией насилия в обществе.

Международные террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, «размывание» национальной и религиозной идентичности. Указанное подтверждается произошедшими в 2016 году трагическими событиями вгородах Актобе и Алматы.

С 2014 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 30 террористических акций (2014 год – 3, 2015 год – 4, 2016 – 12, 2017 год – Источниками распространения радикальной идеологии продолжают оставаться граждане Казахстана, обучавшиеся сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях. С учетом не снижающейся в молодёжной среде популярности получения религиозного образования, в том числе на неофициальной основе, необходимо совершенствовать меры по переориентированию молодежи на обучению совершенствовать меры по переориентированию молодежи на обучение в отечественных теологических или светских учебных заведениях).

Следствии данного нашего раздела мы с научным руководителем провели опрос среди респондентов о религиозных экстремитских организациях. Можно определить мнение о том, кто является последователем этих опасных течений. Так, 65% в сумме ответов считают, что последователями экстремистских движений казахстанцы. 30% из них уверены в том, что экстремистов уже достаточно много, а 35% - что их единицы. Вариант, декларирующий, что сейчас в Казахстане нет религиозных экстремистов, не пользуется популярностью, лишь 5% согласно с этим.

Есть ли среди казахстанцев религиозные экстремисты?



Анализируя данные исследование трудно сказать, что ситуация с религиозной напряженностью отсутствует. По мнению респондентов, основной конфликтный потенциал несу именно нетрадиционные конфессий.

Хотя на примере Казахстана еще не зафиксирован факт экстремистских действии сект христианских течений. Озабоченность респондентов именно Свидетелями Иеговы в два превышает озабоченность влиянием исламских течений. Данный вопрос остается открытым и выявляет целесообразность изучения феномена в последующих исследованиях.

Кроме того, еще одним из наиболее важных факторов является и то, что треть респондентов уверены, что экстремистов уже достаточно много, и почти столько же считают, что их единицы. Данные варианты ответов заслуживают особого внимания компетентных государственных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переда написанием работы перед нами была поставлена следующая цель - рассмотреть основные этапы развития  религии и политики в современном Казахстане.

Задачи работы:

1. Выявление сущности и роли религии в обществе

2. Изучение разделов закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»;

3. Выявление отношение молодежи к религии и установление источников формирования их религиозных представлений;

Мы считаем, что поставленная цель нами достигнута, задачи выполнены.

В условиях глобализации и дальнейшего роста международного контактов стало очевидным, что на ситуацию в Казахстане оказывают влияние глобальные геополитические тенденции, а также события в соседних регионах, прежде всего в СНГ, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Поскольку не которые соседние страны переживают серьезные социально - экономические трудности, необходимо учитывать данный фактор при формировании политики в сфере межконфессиональных отношений. Казахстан не должен допускать импорта террора и насилия или превращаться в прибежище для экстремистов и террористов. Внешние угрозы не должны негативно отразиться на ситуации в стране.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Исходя из всего сказанного религия и политика в современном Казахстане мы предлагаем следующие задачи:


  1. Показать роль традиционных и нетрадиционных религии в Казахстане.

  2. Проследить становление и развития взаимоотношений между религиозными конфессиями.

  3. Определить роль и место религии в системе внутренней политики РК.

  4. Выявить причины исламского экстремизма в РК.

  5. Раскрыть сущность, содержание единства межэтнических процессов как неотъемлемой части общественной жизни государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года)» от 18 апреля 2013 года № 552.

  2. Орынбеков М.С. Генезис религиозности в Казахстане. Алматы, 2013.

  3. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. – 1996. - №4. - Ст. 217.

4. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.06.2013 г.).

5. Сексембаева С. Количество религиозных объединений Казахстана после перерегистрации сократилось более чем на тысячу. URL: http://www.zakon.kz/4524612-kolichestvoreligioznykh-obedinenijj.html

6. Джалилов З.Г. Религия в современном Казахстане: социологический аспект // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Сер.: Общественные науки. 2005. № 4. С. 76–88.

7. Агеев А.И., Байшуаков А.Б., Куроедов Б.В. Стратегическая матрица Казахстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития. М., 2006.

8. Айталы А.А. Нация и религия – основы независимости: статьи и интервью. Алматы, 2013.

9. Религиозные объединения Республики Казахстан: Официальная статистика. URL: https://diakom.gov.kz/ru/content/religioznaya-sfera

10. Назарбаев Н. А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда. - 2006, март – 2

11. Мустафаев Н. И. Казахстанская модель этнополитики: ресурсы и ограничители. Алматы:2000.-С.143.

12. Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. Алматы: «Ғылым», 1995. - С.144.

13. Наурызбаев Ж., Примин В. Путь к межнациональной гармонии \\ Мысль.-1994. №12. 4 5. Балаева А. Г. Межэтнические и межрелигиозные отношения в Казахстане: социологический подход. [Электронный ресурс]: URL: http://kazgazeta.kz/

14. Зейнуллина Ж. Р. Межконфессиональный диалог как один из важнейших для поддержания мира и согласия между народами и нациями \\ Проблемы современной науки и образования .2016.№1(43).

15. Государственная политика в сфере обеспечения межконфессионального согласия http://religiya.kostanay.gov.kz/stati-i-publikatsii/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-obespecheniya-mezhkonfessionalnogo-soglasiya/?print=Y



16. Постановление Правительства 124 15.03.2018 Об утверждении Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы http://kodeksy-kz.com/norm_akt/source-Правительство/type-Постановление/124-15.03.2018.htm

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет