Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) история философии направления подготовки



Дата09.11.2016
өлшемі303,38 Kb.
#1308
түріПрограмма

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине

профиля (направленности)

история философии

направления подготовки

47.06.01 Философия, этика и религиоведение

Раздел 1. История зарубежной философии


  1. Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений.

Понятие философии и ее основные проблемы. Специфика философского знания: философия и наука, философия и искусство, философия и религия. Подходы к изучению истории философии: историко-эпохальный, проблемно-содержательный, компаративистский, герменевтический и др. Проблема периодизации истории философии. Основные типы философских учений: материализм и идеализм; монизм, дуализм и плюрализм; эмпиризм, рационализм и иррационализм; догматизм и скептицизм.


  1. Возникновение философии; предфилософия и философия в античном мире, Др. Индии и Др. Китае. Сравнительная характеристика этих разновидностей древней философии.

Формы мировоззрения, предшествующие философии; мифология. Проблема происхождения философии. Место и время возникновения философии. Факторы возникновения философии: экономические, социальные, культурные.

Древняя Индия как один из трех основных регионов, в которых зарождается философия. Общее и особенное в зарождении философии в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае. Особенности древнекитайской философии по сравнению с индийской. Особенности древнегреческой мифологии по сравнению с мифологией стран древнего востока. Роль ближневосточной науки в формировании древнегреческой философии Предфилософские идеи в поэмах Гомера и Гесиода. Этическая проблематика у «семи мудрецов».




  1. Место и роль античной философии в истории философии; основные этапы развития античной философии.

Социальные и общекультурные предпосылки появления античной философии. Главные представители Милетской школы и их роль в развитии научной и философской мысли. Гераклит как одна из центральных фигур эпохи становления древнегреческой философии. Пифагор и пифагорейский союз. Элейская философская школа и ее главные представители. Античный атомизм. Софистика и Сократ. Сократические школы. Платонизм и его место в истории философии. Философские и научные идеи Аристотеля и школы перипатетиков. Стоицизм, эпикуреизм и скептицизм как основные школы эллинистической философии. Неоплатонизм и другие философские течения поздней античности.


  1. Софистика: общая характеристика; роль софистики в истории греческой философии и культуры. Софисты и Сократ; роль Сократа в развитии философии.

Понимание философии софистами. Усиление антропологической и гносеологической проблематики. Проблемы общества, культуры и морали у так называемых старших и младших софистов.

Сократ, его отношения к софистам, политические позиции. Отношение Сократа к предшествующим и современным ему «физикам». Предмет философии в трактовке Сократа. Сократический метод достижения истины и его компоненты. Этическая доктрина Сократа как крайнее проявление философского рационализма.




  1. Философское учение Платона и неоплатонизм; роль и значение Платона в философии.

Социальные, философские и гносеологические источники философии Платона. Учение об идеях (эйдосах) как его основа. Космологические воззрения Платона. Дуалистическое истолкование Платоном человека и его сознания (души). Разновидности знания и его объекты по Платону. Антисенсуализм Платона и положение о знании как припоминании. Диалектика в ее понимании Платоном и ее основные аспекты. Социально-философские воззрения Платона.

Возникновение неоплатонизма как наиболее влиятельного направления позднеантичной философии. Его главные представители: Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл. Школы античного неоплатонизма.




  1. Философский синтез Аристотеля; аристотелизм и его роль в европейской культуре.

Формирование Аристотеля как философа. Аристотелевская классификация наук, место «первой философии» (метафизики) в ней. Создание Аристотелем логики как науки о доказательном мышлении. Проблема общего и единичного как основная проблема «первой философии». Учение о четырех видах причин. Аристотелевская концепция Бога. Натурфилософия (физика) Аристотеля и ее главные разделы. Биологические воззрения Стагирита. Психология Аристотеля. Учение Стагирита о познании, элементы эмпиризма и сенсуализма в этом учении. Этическая доктрина Аристотеля. Учение о сущности, происхождении и назначении государства. Значение Аристотеля в истории античной и мировой философии.


  1. Философские школы эллинистической и римской эпох.

Культура эпохи эллинизма («александрийская культура») и ее определяющие особенности. Стоицизм, периодизация его истории и основные представители. Роль стоицизма в истории философии и его последующие судьбы.

Эпикур и его классификация философского знания. Физика Эпикура. Проблема свободы человека. Сенсуализм Эпикура. Этика Эпикура и его школы, ее роль в последующей истории античной философии и культуры.

Культурно-исторические и философско-гносеологические причины возникновения скептицизма в IV-III вв. до н.э. Его особенности и главные представители.


  1. Патристика и схоластика как основные этапы развития средневековой философии; философские идеи эпохи Возрождения.

Взаимоотношения разума и веры: основной сюжет средневековой философии. Теоцентризм, ревеляционизм, креационизм, провиденциализм, персонализм как определяющие свойства средневековой философии. Апологетика и экзегетика – основные задачи философии патристики. Роль и место Аврелия Августина в синтезе философского и религиозного мировоззрений. Схоластика как философия средневековых «школ». Значение Аристотеля для схоластической философии. Фома Аквинский и «золотой век» схоластики. Концепция «двух истин» и внутренний кризис схоластической философии. Гуманизм как основа философии Возрождения. Антропоцентризм возрожденческой философии. Натурфилософия и социально-политические идеи эпохи Возрождения.


  1. Философские системы Р. Декарта и Б. Спинозы: общность и различия.

Рене Декарт - основоположник философии и естествознания нового времени. Исходный пункт философствования Декарта и его критерии очевидности и истинности. Интуиция и дедукция как основные операции ума в процессе познания. Концепция врожденных идей и принципов. Источники заблуждения по Декарту. Его отношение к опытному знанию и индукции. Доказательства бытия Бога и радикального отличия души от тела. Дедукция внешнего мира и роль опыта в ней. Проблема субстанции и дуализм Декарта.

Бенедикт Спиноза – великий рационалистический метафизик, пантеист и материалист. Метафизика Спинозы как учение о субстанции, атрибутах и модусах. Бог, субстанция и природа – порождающая (производящая) и порожденная (произведенная). Бог как субстанция с бесконечным множеством атрибутов. Антропология и психология Спинозы как учение об аффектах и страстях.




  1. Английский эмпиризм и сенсуализм Нового времени.

Френсис Бэкон, крупнейший методолог опытного естествознания и противник умозрительности схоластики. Проблемы теории и практики в учении о «светоносных» и «плодоносных» опытах. «Новый Органон» и разработка его автором опытно-индуктивного метода.

Томас Гоббс как английский номиналист, материалист и социальный философ. Сенсуалистическая основа теории познания Гоббса. Социально-философская концепция Гоббса. Проблема Бога и религии.

Джон Локк и его определение предмета философии. Сенсуализм и эмпиризм как основа его гносеологии и методологии. Учение о внешнем и внутреннем опыте, ощущении и рефлексии. Критика Локком концепции врожденных идей. Учение о первичных и вторичных качествах. Проблема Бога и религии в воззрениях Локка. Его социально-политические и педагогические воззрения. Судьба идей Локка в дальнейшей истории философии.


  1. Метафизика и логика Г.В. Лейбница, место Лейбница в истории философии.

Готфрид Лейбниц и его рационалистическое учение о методе познания, полемика Лейбница с Локком; его критика картезианского механицизма. Учение Лейбница о познании и логических законах. Бог и субстанция как главные категории метафизики Лейбница. Понятия перцепции и аперцепции, их гносеологическое и логическое содержание. Концепция предустановленной гармонии и наилучшего мира. Проблема необходимости, ее дифференцированное понимание, соотношение необходимости и случайности. Проблемы свободы. Теодицея Лейбница. Влияние его философских идей на последующее развитие философии.


  1. Философия в эпоху Просвещения: английское, французское и немецкое Просвещение.

Просвещение как эпоха европейской культуры и его всемирно-историческое значение. Его преемственность и новации относительно Возрождения. Антиклерикальная и антиабсолютистская (антимонархическая) заостренность Просвещения. Основные представители философии французского Просвещения: Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольдбах, Дидро, Ламетри.

Особенности английского Просвещения и его основные представители. Субъективизм Беркли, его гносеологические и теологические идеи. Скептицизм Юма и его концепция ассоциаций. Шотландская школа философии «здравого смысла». Философия морального чувства.

Немецкое Просвещение и его отличия от французского и английского. Х. Вольф и его энциклопедия знания. Эстетические взгляды А. Баумгартена и Г. Лессинга. Философия культуры И. Гердера.


  1. И. Кант: «коперниканский переворот» в философии; теоретическая философия Канта.

Иммануил Кант как родоначальник немецкой классической философии. Эволюция философских воззрений Канта; «докритический» и «критический» периоды его творчества, формальные и содержательные основания этого деления. «Критика чистого разума» - главный философский труд Канта; ее гносеоцентризм. Многозначность кантовского понятия «критика». Критическая философия Канта как трансцендентальная антропология. Кант о триаде познавательных способностей человека: чувственности, рассудке, разуме, и задаче их целостного исследования. Кант о невозможности «конститутивного применения» трансцендентальных идей и необходимости их «регулятивного применения». Вывод о неспособности чистого теоретического («спекулятивного») разума создать метафизику как науку и кантовский замысел преобразования метафизики в своеобразную науку на основе «практического» (этического) разума.


  1. Практическая философия и философия истории И. Канта.

Понятие практического разума как этической ипостаси «чистого разума». Априористское положение об имманентности практическому разуму «морального закона» и определение последним нравственной «доброй воли». Принцип автономии доброй воли в его противопоставленности этическому эмпиризму и релятивизму. Кантовская философия права. Философия истории Канта, ее антиметафизичность и антитеологичность. Проблема закономерности общественного развития и его движущих сил. Кант о Просвещении как эпохе освобождения человеческого разума из-под опеки теологов и начале его определяющего воздействия на ход истории. Всемирное правовое гражданское состояние в условиях вечного мира - разумно определяемые и реализуемые цели исторического процесса; принцип примата морали по отношению к политике.


  1. Немецкое и русское неокантианство.

Неокантианство как попытка «негегелевского» синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. Раннее неокантианство. Марбургская школа неокантианства, ее представители. Особенности трактовки познавательных процессов и критика понятия «вещь-в-себе». Математика как образец и основа научного познания. Баденская школа неокантианства. Проблема различия природного и духовного и соотношение наук о природе и наук о духе. Категория ценности, ее роль в неокантианском учении о науках о духе. Этическая концепция неокантианства и «этический социализм». Э.Кассирер и его место в неокантианском движении. Понятие символа и его отличие от знака. Трактовка науки и ее фактов как системы символов.

Особенности отечественной неокантианской традиции. Основные представители московского и петербургского неокантианства.




  1. И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинг: роль в истории философии и культуры.

Три «основоположения» наукоучения как теоретической философии Фихте. Тезис о самополагании Я и антитезис «Я полагает не-Я». Дедукция чувственного характера не-Я. Введение понятия «Всеобщего Я» и утверждение о полагании им «делимых» («эмпирических») Я и не-Я. Преобразование наукоучения позднего Фихте в концепцию «абсолютного знания». «Практическая» философия Фихте, ее этико-социальный характер. Антилиберальный характер фихтеанского этатизма – абсолютизация роли государства в жизни общества.

Фридрих Вильгельм Шеллинг и три периода в его философском творчестве. Диалектико-идеалистическое обобщение естественнонаучных новаций конца XVIII - начала XIX в. в его натурфилософии. Шеллинговская «система трансцендентального идеализма», ее структурное сходство с кантианством и содержательное отличие от него. Философия искусства как романтическо - иррационалистический финал шеллинговской «системы трансцендентального идеализма». «Философия откровения» как учение о наличии в Боге отличной от него «основы» и в ее иррационально-волевом «раскрытии» через процесс творения отделенных от Бога природы и людей; шеллинговская концепция креационизма и объяснение происхождения «зла».




  1. Г.В.Ф. Гегель: философская система и метод; место и роль в истории философии.

Георг - Вильгельм-Фридрих Гегель как создатель системы диалектического идеализма. Философская система Гегеля как «абсолютный идеализм» - учение об идее в-себе и для-себя как ее существовании в стихии «чистого мышления» (наука логики), о природе как инобытии идеи (философия природы) и об идее, возвратившейся в самое себя из своего инобытия в качестве духа (философия духа). «Абсолютная идея» как «всеобщая субстанция», «развивающаяся тотальность ее собственных определений и законов». Философия природы. Ее подразделение на «механику», «физику» и «органику». Философия духа. Ее подразделение на учения о «субъективном духе», «объективном духе» и «абсолютном духе». Философия истории как учение о «мировом духе» - «внешне всеобщей» ступени объективного духа; «духи отдельных народов» - моменты и ступени «мирового духа».

Конфликт интерпретаций философского наследия Гегеля в немецком гегельянстве 30-40-х гг. XIX в. Раскол гегелевской «школы» на «старогегельянцев», «центристов» и «младогегельянцев» по вопросам понимания христианской религии и отношения к ней. Влияние философии Гегеля на последующих мыслителей.




  1. Философия Л. Фейербаха и К. Маркса.

Людвиг-Андреас Фейербах, эволюция его философских воззрений от гегелевского идеализма к «антропологическому» материализму. Расхождение Фейербаха с гегелевской историко-философской концепцией, отрицание основоположений «абсолютного идеализма» и выражение материалистического взгляда на соотношение мышления и бытия, на природу и место человека в ней. «Возвращение к природе» как единственное средство исцеления философии от идеалистических спекуляций. Человек как кульминация природы, единственная реальная форма слитности духовного с материальным.

К. Маркс и Ф. Энгельс, специфика их критики Гегеля. «Коренной переворот в философии» и понимание предмета, метода и задач философии. «Основной вопрос философии». Понятие материи. Трактовка человека как «предметного существа». Труд как «субстанция» предметного бытия. Концепция отчуждения. История как подлинная наука о человеке. Категория практики и ее роль в марксистской философии. Социально-политические аспекты марксизма: исторический материализм, учение о государстве, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата, партии, диктатуре пролетариата.




  1. Философия жизни в ХIХ – начале ХХ вв.: основные идеи и представители.

Социальные и гносеологические истоки «философии жизни»; смысл этого термина. А. Шопенгауэр и его критика панлогистской философской установки, эволюция его взглядов. Трансцендентализм Шопенгауэра, его сходство и различие по сравнению с кантовским. Проблема «вещи-в-себе». Критика Шопенгауэром позитивистской науки. Понятие чистой воли. «Ничто» в философской концепции Шопенгауэра. Эстетическая и этическая концепции Шопенгауэра. Роль страдания в жизни. Освободительная сила искусства и ее границы. Пессимизм как мировоззренческая позиция.

Ф. Ницше, основные периоды его творчества. «Аполлоновское» и «дионисийское» начала античной культуры. Учение Ницше о познании, о роли и назначении науки, об истине. «Переоценка всех ценностей». Отношение Ницше к христианству. Тезис о «смерти Бога» и истоки европейского нигилизма. «Смысл бытия как «покров бытия». Жизнь внутри становления. Идея «вечного возвращения». Бытие как ценность. Бытие сущего как «перспектива». Концепция сверхчеловека; сверхчеловек как «человек перехода». Социально - политические взгляды Ницше. Его отношение к буржуазному обществу, к идеям социализма и историческим перспективам европейской цивилизации.

А.Бергсон, его учение о творческой эволюции как жизненном порыве. Два русла жизненного порыва: инстинкт и интеллект. Критика рационализма и учение об интуиции. Социальная концепция Бергсона; два источника морали и религии. Понятия закрытого и открытого общества.
20. Позитивизм: исторические формы, основные проблемы; место и роль в философии и науке.

Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. О. Конт как основатель "первого позитивизма". Трактовка Контом классической метафизики как "негативной философии". Классификация знаний как проблема. Д.С.Милль и его концепция метода. Место гипотезы и закона в миллевских представлениях о научном знании. Теория знаков. Психология как субститут метафизики. Г.Спенсер и его представления об эволюции и их отношение к дарвинизму. Его редукционистские установки. Концепция непознаваемого. Отношение науки и религии. Специфика учения Спенсера об обществе и ее биологизаторские тенденции.

Социально-культурные и естественнонаучные условия возникновения и распространения эмпириокритицизма (второго позитивизма). Представления Р. Авенариуса о познавательном процессе: предпосылочность знания и поиски первоначала; перцепция и апперцепция; чистый опыт; мир как "центральное представление" и "абсолютный предрассудок". Концепция опыта Э. Маха. "Нейтральный монизм"; критика "наивного субъективизма" и "субстанционалистской метафизики". Учение об "элементах мира". Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Гносеологическая функция "имени" и ее мировоззренческие следствия. Понятие как синтез. Антитеоретические установки Маха.

Логический (третий) позитивизм: Венский кружок. Витгенштейн о соотношении мира и языка. Проблема научного метода в позитивизме. Философия как методология науки. Проблема демаркации. Суждения аналитические, синтетические и бессмысленные. Проблема эмпирического базиса. Кумулятивизм, индуктивизм и их трудности. Верификационизм и его критика.




  1. Аналитическая философия: основные тенденции и разновидности.

Язык как главный предмет аналитической философии. Возникновение аналитической философии как реакция на метафизику «абсолютного идеализма»; Бертран Рассел и Джордж Мур. Атомистическая программа Рассела, раннего Витгенштейна и логического позитивизма; кризис этой программы. Лингвистическая философия как альтернатива атомизму: поздний Витгенштейн, «философия обыденного языка» Райла и Остина. «Дескриптивная метафизика» Стросона. Аналитический прагматизм Куайна: критика дихотомии аналитического-синтетического, теория онтологической относительности, принцип неопределенности перевода. Философия сознания: бихевиоризм, физикализм, функционализм.


  1. Феноменология и феноменологическое движение в философии 20-го века.

Э. Гуссерль, теоретические истоки его феноменологического метода. Критика психологизма в логике и попытка построить феноменологию как строгую науку. Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. "Чистое Я" и его структура. Понятие истины. Эволюция взглядов Гуссерля. "Картезианские размышления" и "Кризис европейских наук". Понятие "жизненного мира" и критика традиционного рационализма и объективизма. Феноменологический метод применительно к частнонаучным исследованиям (в психиатрии, психологии, социологии, истории и т.д.).

Ученики и последователи Гуссерля: Феноменология и философская антропология (М. Шелер и его "этика ценностей"); натуралистическое толкование феноменологии М. Фарбером (США); феноменология восприятия (М. Мерло-Понти); феноменологическая социология (А. Шюц).




  1. Экзистенциализм: основные этапы, представители, идеи.

Экзистенциалистская проблематика в философии М. Хайдеггера. Аналитика Dasein. Бытие вещей и человеческое бытие. Мир как "пространство возможного". Подлинное и неподлинное бытие. Заброшенность и проект как характеристики человеческого бытия. Понятие страха и его роль в концепции Хайдеггера. Конечность и историчность. Бытие-к-смерти.

Экзистенциализм К. Ясперса. Критика позитивизма и идеализма. Мир и экзистенция. Проблемы свободы. Разум, экзистенция и "объемлющее". Коммуникация. Проблема истины. Трансцендентное и религия. Социально-политические взгляды Ясперса. Философия и политика. Диагноз современной эпохи. Понятие метафизической вины. Философия истории. Ясперс как историк философии.

Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Основные понятия феноменологической онтологии Сартра. Смысл Ничто. Соотношение существования и сущности. Концепция свободы. Атеизм Сартра, его этическое учение и его трактовка гуманизма. Философская и политическая эволюция Сартра. "Критика диалектического разума" и отход от экзистенциализма. Сартр как идеолог молодежного движения 1968 -1980 гг.

А. Камю: проблемы смысла жизни, понятие абсурда, позиция "героического пессимизма". "Бунтующий человек" и социальный смысл концепции Камю.

Г. Марсель как представитель теистического экзистенциализма. Анализ опыта уникального бытия индивида, экзистенциальных и религиозных переживаний личности. Экзистенциальная антропология Марселя. Отказ от рассмотрения мира как объективной реальности, от рациональных, логических средств познания и построения философии как системы.


  1. «Критический рационализм» К. Поппера. К. Поппер и кризис позитивизма.

К. Поппер и его эволюция от верификационизма к фальсификационизму. Трансформация неопозитивистской модели познавательного процесса. Метод проб и ошибок, догадок и опровержений как методологическая основа попперовской модели. Реабилитация метафизики. Функции теории. Рост знания, соотношение эмпирического и теоретического. Концепция" третьего мира" (теоретические системы, научные проблемы, проблемные ситуации). Идея автономии в развитии научного знания и ее обоснование в попперовской концепции. Роль критических аргументов и состояние дискуссии в науке. Эпистемология как теория знания в противоположность теории познания. Научный прогресс и проблема истины.


  1. Философская антропология: основные идеи и представители; психоанализ как антропологическая концепция.

Два смысла термина «философская антропология» в историко-философских исследованиях. Метафизическая антропология М. Шелера, натуралистическая антропология Х. Плеснера, учение А. Гелена о человеке как "недостаточном" существе, как философская антропология в узком смысле термина.

Философская антропология в широком смысле как учение о человеке, его природе и сущности в философии жизни (ницшеанский идеал сверхчеловека, иррационалистическая трактовка человеческой природы, человек как открытое существо), экзистенциализме (уникальность пространства и времени человеческого бытия, жизнь как бытие к смерти, переживание абсурдности бытия и потребность в смысле жизни, страх смерти, вера и надежда, судьба и свобода), психоаналитической философии (З. Фрейд о взаимодействии сознания и бессознательного. Оно, Я, Сверх-Я. Сублимация и вытеснение. Пансексуализм Фрейда, К.Г. Юнг об архетипах и коллективном бессознательном. Э. Фромм как создатель экзистенциальной версии психоанализа, структурный психоанализ Ж. Лакана, С. Гроф и трансперсональная психология. Психоаналитическая социальная антропология Э. Фромма, Г. Маркузе).


Основная и дополнительная литература:
Основная

  1. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] : учебник для студ. вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: Греко-лат. каб., 1995 - Кн. 1 : Философия древности и средневековья : учебник. – 480 с.

  2. История философии: Запад – Россия – Восток / Мотрошилова Н.В. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1996 - Кн. 2 : Философия XV - XIX вв. – 557 с.

  3. История философии: Запад – Россия – Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1995 - Кн. 3 : Философия XIX - XX в. : учебник. – 446 с.

  4. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] : учебник для студ. вузов / под ред. Н.В. Мотрошиловой и А.М. Руткевича. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1999 - Кн. 4 : Философия XX в. – 446 с.

  5. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М.: Высш. шк., 1976. – 584 с.

  6. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК “Петрополис”, 1994.

  7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - 3-изд.,испр.и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 400 с.

  8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1999, 2001.

  9. Современная западная философия: [учебник]/ А.Ф. Зотов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Канон+, 2011.

  10. Философия: учеб. для вузов / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект: Изд-во Моск. ун-та, 2009.


Дополнительная

  1. Аналитическая философия / Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка. – М.: ИПК РУДН, 2006. – 622 с.

  2. Асмус В.Ф. Декарт. – М., 1956.

  3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

  4. Асмус В.Ф. Платон. – М.: Мысль, 1969.

  5. Ахутин, А.В. Античные начала философии. – СПб.: Наука, 2007.

  6. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля // Избранные философские труды. – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1973.

  7. Богуславский, В.М. Этьенн Бонно де Кондиньяк. – М.: Мысль, 1984.

  8. Быкова, М.Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля: научное издание. – М.: Наука, 1993.

  9. Быховский Б.Э. Фейербах. – М., 1967.

  10. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. – М., 1975.

  11. Быховский Б.Э. Беркли. – М., 1970.

  12. Быховский Б.Э. Гассенди. М., 1974.

  13. Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. – СПб.: Владимир Даль, 2006.

  14. Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики (дудукция категорий). – М., 1998.

  15. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. – М.: Логос, 1999.

  16. Виц Б.Б. Демокрит. – М.: Мысль, 1979.

  17. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М., 1979.

  18. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. http: //www. philosophy.ru/library/gaid/1/html

  19. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. – М., 1987.

  20. Гегель и философия в России: 30-е годы XIX в. - 20-е годы XX в. – М.: Наука, 1974.

  21. Герберт Шпигельберг. Феноменологическое движение. – М., 2003.

  22. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия. – М.: Высшая школа, 2006.

  23. Губин, В.Д. Философия: Элементарный курс: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2001.

  24. Гулыга А.В. Кант. – М., 1967; 1994.

  25. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

  26. Гулыга, А.В. Гегель. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2008.

  27. Гулыга, А.В. Шеллинг: Философские биографии. - 3-е изд., испр. – М.: Соратник, 1994.

  28. Гулыга, А.В. Шопенгауэр. – М.: Молодая гвардия, 2003.

  29. Дворцов, А.Т. Гегель: Жизнь, деятельность, учение. – М.: Наука, 1972.

  30. Длугач, Т.Б. Дени Дидро. – М.: Мысль, 1975.

  31. Длугач, Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М.: Канон+, 2008.

  32. Длугач, Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М.: ИФ РАН, 2006.

  33. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: Гардарики, 2003.

  34. Жильсон Э. Философия в средние века. – М., 2004.

  35. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. – М., 1989.

  36. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М., 1973.

  37. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

  38. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2 т. – СПб. : Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1994.

  39. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

  40. Канаева, Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] : учеб. пособие / Н.А. Канаева ; РАН, Ин-т философии, Гос. ун-т гуманитар. наук. – М.: ИФРАН, 2008. – 255 с.

  41. Кант и кантианцы. – М., 1978.

  42. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). С. 20.

  43. Кожев, А. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. – СПб.: Наука, 2003.

  44. Кожев, А. Идея смерти в философии Гегеля. – М.: Логос : Прогресс-Традиция, 1998.

  45. Коплстон Ф. История средневековой философии. – М., 1997.

  46. "Критика чистого разума" Канта и современность. – Рига, 1984.

  47. Критические очерки по философии Канта. – Киев, 1975.

  48. Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978.

  49. Лазарев, В.В. Гегель и философские дискуссии его времени. – М.: Наука, 1991.

  50. Лазарев, В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М.: Наука, 1990.

  51. Лазарев, В.В. Шеллинг. – М.: Мысль, 1976.

  52. Лазарев, В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX – начала ХХ века. – М.: ИФ РАН, 2006.

  53. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001.

  54. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.

  55. Лукьянов А.В. Проблема духовного "Я" в философии И.Г. Фихте. – Уфа, 1993.

  56. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии "И Цзин", "Дао дэ Цзин", "Лунь Юй" [Текст] : научное издание / А.Е. Лукьянов. – М.: Радикс, 1994. – 112 с.

  57. Марков, Б.В. Философия: Учеб.пособие. – СПб.: Бельведер, 2003.

  58. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. – М., 1973.

  59. Малинин, В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.

  60. Мамардашвили М.К. Философия – это сознание вслух // http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html.

  61. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). – М.: Высш. шк., 1968.

  62. Мареев С.Н. и др. Философия ХХ века. – М., 2001.

  63. Мееровский Б.В. Дж. Толанд. – М., 1978.

  64. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. – М., 1983.

  65. Мотрошилова, Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики": формирование принципов системности и историзма. – М.: Наука, 1984.

  66. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. – М., 1960.

  67. Нарский И.С. Давид Юм. – М.: Мысль, 1973.

  68. Нарский И.С. Кант. – М., 1976.

  69. Новгородцев, П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. – СПб.: Алетейя, 2000.

  70. Овсянников, М.Ф. Философия Гегеля. – М.: Соцэкгиз, 1959.

  71. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

  72. Ойзерман, Т.И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). – М.: Канон+, 2008.

  73. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исслед. западной философии в связи с обществ. и полит. обстоятельствами. – М.: Республика, 1998.

  74. Садовский, В.Н. Карл Поппер и Россия. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  75. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности: Начало древнегреческой философии. – М.: Интерпракс, 1996.

  76. Соколов В.В. Спиноза. – М., 1977.

  77. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  78. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2007.

  79. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. – М., 1994.

  80. Субботин А.Л. Френсис Бэкон. – М., 1974.

  81. Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. – М.: Республика, 2000.

  82. Сумин, О.Ю. Гегель как судьба России. История русско-советской философии и философия русско-советской истории. – Краснодар: Глагол, 2005.

  83. Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант. Проломы теоретической философии. – Тбилиси, 1979.

  84. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Рус. слово, 1996.

  85. Философия Канта и современность. – М., 1974.

  86. Философия Канта и современный идеализм. – М., 1987

  87. Философия права Гегеля и современность. – М.: Наука, 1977.

  88. Философия Фихте в России: сборник. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.

  89. Фишер, К. История новой философии: Артур Шопенгауэр. – СПб.: Лань, 1999.

  90. Фридрих Шеллинг : pro et contra : Творчество Фридриха Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

  91. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. – М., 1992

  92. Шпет, Г.Г. Герберт Спенсер и его педагогические идеи // Шпет, Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды. – М.: РОССПЭН, 2006.

  93. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сост. Лахути Д.Г, Садовский В.Н., Финн В.К. – М.: Эдиториал УРСС, 2006.

  94. Элез Й. Проблема бытия и мышления в философии Людвига Фейербаха. – М., 1971.

  95. Яковенко, Б.В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. – СПб.: Наука, 2004.

  96. Ясперс К. Введение в философию. – Минск: Пропилен, 2000.



Раздел 2. История русской философии


  1. Русская философия как явление национальной культуры; проблема периодизации, основные этапы эволюции русской философии.

Исторические и социокультурные предпосылки возникновения русской философии. Два подхода в периодизации русской философии: «Просветительский» (с XVIII в.) и «культурно-исторический» (с XI в.). Типологическая характеристика философского мышления: интуитивизм, религиозность, аллегоризм, публицистичность, адогматичность. Главные этапы эволюции русской философии: 1) Становление философской мысли на Руси (XI – XVII вв.) 2) Философская мысль русского просвещения XVIII в. 3) Формирование философских течений в XIX веке. 4) Русский космизм XIX – нач. XX вв. 5) Период систем в русской философии конца XIX – нач. XX вв. (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой). 6) Русский марксизм. 7) Философия «Русского духовного Ренессанса». 8) Философия «Русского зарубежья». 9) Советская и постсоветская философия.


  1. Владимир Соловьев и его роль в развитии русской философской культуры Х1Х века.

Духовная биография В.С. Соловьева: от марксизма к религиозно-философским построениям: периодизация творчества философа.

Позитивизм как тупиковая ветвь в развитии философского знания. Опыт преодоления позитивистского способа миропонимания. Философия «цельного знания» В.С. Соловьева: синтез науки, философии и религии. Эволюция учения о Софии, – онтологическая концепция. Этика и антропология В.С. Соловьева: добро как цель исправления мира.

Эстетика В.С. Соловьева: красивое и безобразное в природе. Критерии красоты. Историософия. Идея теократии.

Судьба философских идей В.С. Соловьева. Соловьевская линия в русской философии начала XX века.




  1. Русская религиозная философия: В.Ф. Эрн, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский.

Русский духовный Ренессанс как социокультурное явления. Идейные истоки Русского духовного ренессанса. Основные направления и представители философской мысли. Всеединое сущее – главная тема философских разработок Русского духовного Ренессанса.

«Логизм» В.Ф. Эрна. Специфика трактовки понятия «логос» в метафизических построениях Эрна. Платонистические и неоплатонистические рецепции в философии Эрна. Научное и философское познание. Проблема истины в «логосической» философии.

Истоки философской системы С.Л. Франка. «Предмет знания» по Франку, – о возможностях и принципах познания. «Реальность» и «действительность», – онтологическая концепция Франка. Социальная философия, – о «духовных» основах функционирования общества.

П.А. Флоренский о божественной Истине. Критерии познавательного процесса. София как богословский образ.

Эволюция учения о Софии С.Н. Булгакова. Философия имени.



  1. Русская экзистенциальная философия: H.A. Бердяев, Л. Шестов.

«Экзистенциальность» и «экзистенциализм»: Черты экзистенциальной философии.

Метафизика и пневматология Н.А. Бердяева: учение о духе и его «признаках». Антропология: человек как духовно-душевно-телесная целостность. Творчество как внеприродное качество. Критерии творчества по Н.А. Бердяеву. Человек в цивилизационном пространстве: борьба за целостность духа. Философия истории по Н.А. Бердяеву. История и метаистория

Л. Шестов о специфике философского познания. Экзистенциальный принцип философского познания.


  1. Судьба отечественной философии в ХХ веке; современное состояние отечественной философской мысли.

О состоянии русской философии после Октябрьского переворота. Философия «русского зарубежья»: общая характеристика.

Направления русского марксизма: ортодоксальный марксизм, радикальный марксизм, ревизионизм.



Русская философия в период хрущевской оттепели: концепция «идеального» Э.В. Ильенкова, философия науки Б.М. Кедрова, проблема сознания в трудах М.К. Мамардашвили.
Литература:


  1. Бердяев Н.А. Русская идея// Самопознание. – Харьков. 1999.

  2. Евлампиев, И.И. История русской философии [Текст] : учебное пособие для студ. вузов / И.И. Евлампиев. – М.: Высш. шк., 2002. – 584 с.

  3. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века (курс лекций). – Екатеринбург, 1995.

  4. История русской философии [Текст] : учеб. для вузов / под ред. М.А. Маслина. - 2-е изд. – М.: КДУ, 2008. – 639 с.

  5. История русской философии [Текст] : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Философия" / Ред.-сост. П.П. Апрышко. – М.: Республика, 2001. – 639 с.

  6. История философии: Запад – Россия – Восток [Текст] / Мотрошилова Н.В. – М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1996. Кн. 2 : Философия XV - XIX вв. : учеб. для студ. высших учеб. заведений.

  7. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии [Текст] : учеб. пособие для гуманит. вузов / А.Ф. Замалеев. – М.: Наука, 1995. – 191 с.

  8. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А.Ф. Замалеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1999. – 307 с.

  9. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI-начало XX в.: В 2 ч. [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Замалеев. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1994 -Ч.1 / А.Ф. Замалеев. – 171 с.

  10. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Раритет, 2001.

  11. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991.

  12. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия запада. – М., 2007.

  13. Мотрошилова, Н.В. Отечественная философия 50-80-х годов XX века и западная мысль: междисциплинарный поиск в свете социологии философского познания. – М.: Акад. Проект, 2012.

  14. Яковенко Б.В. История русской философии. – М.: Республика, 2003.


Создание многозначной (Я. Лукасевич, Э. Пост, 1921), модальной (К. Льюис, 1918) и интуиционистской логик (Л.Э.Я. Брауэр, 1908). Аксиоматизация интуиционистской логики (В. Гливенко, 1928; А. Гейтинг, 1930). Разработка в 50-х годах ХХ века семантик возможных миров (Я. Хинтикка, С. Кангер, С.А. Крипке). Общая классификация неклассических логик.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет