Сказка для детей, писал о беспризорных детях: «Русь бесприютная»



Дата27.02.2020
өлшемі28,24 Kb.
#58613
түріСказка
Русская детская литература – первые десятилетия ХХ века
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

- 1892-1917



Элитарная литература

Для детей писали и писатели-модернисты (К. Бальмонт = «Фейные сказки», А. Блок = сборник «Круглый год»; «Сказки» - стихотворения с мотивами русской мифологии, Николай Гумилёв = поэма «Два сна (1918); пьеса в стихах «Дерево превращений» (1918); Сергей Есенин (стихотворения, и сказка для детей, писал о беспризорных детях: «Русь бесприютная»); В. Брюсов, М. Цветаева


Проза

Александр Иванович Куприн – рассказы для маленьких

Алексей Михайлович Ремизов – сборник сказок Посолонь (1907) – книга построена как путешествие по временам года «по Солнцу»; начинается с весны, заканчивается зимой

Алексей Николаевич Толстой – сборник «Сорочьи сказки» (1910) – фольклорные темы, позже выходят «Русалочьи сказки» - волшебно-мифологические сюжеты и «Сорочьи сказки – о животных. Это в общем сказки для взрослых, но есть и такие, какие находят отклик у детей
!Сказки Ремизова и Толстого играют большую роль в синтезе детской культуры и народного творчества!

В 10-е годы появляется мода на старинное народное искусство. В итоге получилась литература стилизованная под фольклорные произведения, использующая фантастические мотивы сказок, быличек...



Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

- публиковал свои произведения для детей (сборник стихов «Под открытым небом» (1898)..., но прежде всего писал о теме детства



Массовая детская литература

- бурно развивается во второй половине 19, в начале 20ого века

Причины

- усиливается коммерческий интерес книгоиздателей (в сфере для детей)



- с 80-х годов становится детская литература орудием политики под влиянием цензуры = детская литература превращается в дидактическое пособие

- дети были социально разделены на разные слои общества – «кухаркиным» детям предлагали одну модель жизни, а дворянским – другую


В первые десятилетия ХХ века появилась писательница Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) – написала около 80 книг для детей

- имела большое влияние на детей и подростков в своей эпохе, сегодня переиздают, но уже не вернулась такая популярность

Биография Л. А. Чарской - http://allforchildren.ru/poetry/author117-charskaya.php

«Княжна Джаваха» 1903



  • во время Советского союза читали дети Чарскую тайком (книги были изъяты из библиотек, не продавались)

«Сказки голубой феи» (1907) – сказки наивно-сентиментальные

Творчество Чарской для детей: https://skazkibasni.com/lidiya-charskaya


Детская литература в 20-30-е гг.

  • на культуру влияет снова государство (раньше это была монархическая цензура – теперь попадает под контроль Наркомпроса = Народного комиссариата просвещения и др. органов) – появляются выражения «советское искусство», «советский писатель», «социалистический реализм»

  • цель воспитания – не культивировать и устранить у детей чувства индивидуализма, личной собственности

  • продолжает развиваться реалистическое направление

  • велась агрессивная антирелигиозная пропаганда

  • 20-е годы = пестрота художественных тенденций х 30-e годы = единый «социалистический реализм» (писатель должен изображать действительность); в 1933 было основано «Детское государственное издательство» - ДЕТГИЗ – получил монополию на формирование детской книжности в стране === альтернативы были исключены

  • тема дореволюционного детства исключалась

  • вытесняются произведения интимно-семейного звучания

  • на первом плане оказываются общественные темы – в поэзии марши и речевки; в прозе – пропагандистские статьи и рассказы, в драматургии агитационные пьесы

  • возрастает авторитет детей как литераторов – возникают детские литературные кружки, но в 30-е было столько пишущих детей – причем низкого качества, что книги детских авторов исчезают и в 30-40 годы детская книга становится почти только дидактичной (произведения на темы труда и обороны)

  • (сомнение вызвали (даже у Чуковского!) и стихи Хармса 1939: Гы-гы-гы / Да гу-гу-гу...

  • возникала идеологическая двупланность произведений – эзопов язык – веселые стихотворения могли быть по сути невеселыми (Хармс «Из дома вышел человек...»)

  • пренебрегалось психологизмом, дети изображались как маленькие взрослые - расцветала массовая литература с самыми грубыми стереотипами

  • с конца 20-х растет количество военных произведений

  • главное достижение послеоктябрьской литературы – юмористическая литература для детей – веселая ирония, веселые детские книги (Хармс, Олейников, Маршак)

  • русская детская литература советского периода до сих пор переиздается – было не только плохое, но и настоящее искусство



Максим Горький (1868-1936)

  • не считал себя педагогом

  • нет ни одной книги у него, которую бы полностью посвятил воспитанию

! но!

уже 1895-96 начал писать статьи о том, что дети должны изучать в школе лучших современных авторов

- он против использования детей, как «орудия» власти к укреплению

- Горький за радостное детство – он отстаивал право детей на детство и право писателей на развлечение своего читателя «с ребенком надо говорить забавно»

- отстаивал чтение сказок как авторами литературы, так и детьми

- был инициатором создания первого в мире детского издательства

- по его инициативе возник первый послереволюционный журнал для детей «Северное сияние»

- автобиографические повести о детстве «Детство», «В людях»

- Сказки об Италии (1906-1913) – условное название, это рассказы о стране

- для детей: «Голубая книжка (1912); «Воробьишко»; «Случай с Евсейкой»

- первая книга для детей «Елка» 1918 – туда входит сказка «Самовар» - проза в перемешку со стихами; входит также сказка «Про Иванушку-дурачка» с подзаголовком «Русская народная сказка», но это авторская сказка, созданная на фольклорной основе. стиль и язык типично горьковские, юмор народный = отразились взгляды Горького на народную сказку как на источник оптимизма и юмора + подход к обработке фольклора

- https://skazkibasni.com/pro-ivanushku-durachka


Творчество Горького для детей - https://skazkibasni.com/skazki-maksima-gorkogo

Дискуссии о детской литературе

  • в 20-е годы еще существовали частные издательства

  • 1921 появилось научное учреждение Институт детского чтения – где рассматривались вопросы литературы для детей – участие принимали ученые и писатели – напр. Горький, Маршак, Чуковсий

  • вопрос об отношении к классике (нужны ли советской литературе традиции русской классики – Горький выступал против того, чтобы из детских библиотек изымались произведения классической литературы

  • дискуссия о сказке – вопрос возник в 20-e годы и просуществовал и в начале 30-х ; говорилось о том, что сказка отвлекает ребенка от реальной жизни, что она отражает идеологию буржуазного мира, что в себе заключает мистицизм и религиозность, говорили, что сказочный антропоморфизм тормозит развитие ребенка и его реальный опыт; Крупская была тоже против сказки; Горький отстаивал смысл сказок – указывал на огромное влияние фольклорных сказок на литературу; Маршак, Чуковский и другие авторы, которые в своем творчестве использовали фольклорные традиции были сами объектами нападок

  • 1929-31 – дискуссии о детской литературе передвинулись в сторону ее содержания

  • 1929 были опубликованы Чуковского «Заповеди для детского поэта»

  • в 30-e годы поутихли страсти вокруг детской литературы – во многом благодаря усилиям Горького


Поэзия 20-х годов

- бурное развитие детской поэзии связано с расцветом поэзии для взрослых – много экспериментов – например заумь

- развитие детской поэзии проходило под влиянием поэтов футуристов (прежде всего Хлебникова и Маяковского) и также поэтов-заумников – Заболоцкого. Начало «заумной поэзии» было положено Кручёных и Хлебниковым

- для детей издавались книги «взрослых» поэтов:

О. Мандельштам «Примус» 1925; «Кухня» 1926

Б. Пастернак «Карусель» 1926; «Зверинец» 1929

- возник золотой фонд русской детской поэзии: Чуковский, Маяковский, Маршак, Барто, Михалков, поэты группы ОБЭРИУ
Корней Чуковский (1882-1969)

- «Заповеди для детских поэтов» = глава в книге «От двух до пяти» (1933) – эту книгу писал на протяжении 60 лет = теоретик русской детской литературы

- https://www.litmir.me/br/?b=72192&p=1


1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее. 
"Если, написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную." 

«Заповедь заключается в том, что наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей. Пишущий для них должен, так сказать, мыслить рисунками»



2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность - образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте. 

3. Словесная живопись должна быть лирична. 
Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости. 
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать. 
"Ребёнку мало видеть тот или иной эпизод, изображённый в стихах, ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска". 

4. Подвижность эмоции и подвижность ритма. 
В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея - к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным. 

5. Повышенная музыкальность поэтической речи. 
Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке. 
"Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: 
Ах, почаще б с шоколадом… 
Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши. Стоит только сравнить два стиха: один, сочинённый ребёнком, - «Половина утюга» («А-га-га! Тю-га-га! Половина утюга») и другой, сочинённый взрослым, – «Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трёхлетних поэтов." 

6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка - перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны. 

7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.

8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм. 
Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым). 
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки. 

9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. 

10. Речь строится на глаголах. 

11. Поэзия должна быть игровой. 
Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами. 

12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых. 
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей. 

13. Тринадцатая заповедь была написана позже: детский поэт должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит. 

- первая стихотворная сказка «Крокодил» 1916

- «Мойдодыр», «Тараканище» 1923

(Мультфильм по сказке «Мойдодыр» - https://www.youtube.com/watch?v=WrqFRBuZN9U )

- «Муха-Цокотуха» 1924

аудио- https://www.youtube.com/watch?v=y-4aWzDQzpI

- «Бармалей» 1925

http://www.stihi-rus.ru/1/chukovskiy/3.htm


- «Телефон» 1926

http://www.stihi-rus.ru/1/chukovskiy/24.htm

= в сталинскую эпоху жёсткая критика – термин «чуковщина»

Ссылка на текст – Почему в СССР запрещали сказки Чуковского

https://arzamas.academy/materials/372
- в 30-e гг. Ч. занимается переводами

- 1936 впервые публикует прозаическое переложение сказки «Доктор Айболит»


- в 60-е гг. редактировал проект по пересказу Библии для детей (книгу издало в 1968 году издательство «Детская литература» под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» - весь тираж был уничтожен властями. Первое, доступное читателю издание, состоялось в 1990 году.
- до сих пор работает Музей К. Чуковского в Переделкино

http://www.peredelkino-land.ru/pages/muzej_k_i__chukovskogo


Ссылка на творчество Чуковского для детей - http://papinsait.ru/kornej-chukovskij-stikhi-dlya-detej/

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

  • связан с футуризмом – прежде всего с кубофутуризмом (будетляне) – отказ от всего предыдущего опыта поэзии

  • поэзия авантгарда

  • после Революции создал группу ЛЕФ (задачей было подчинение искусств государству) – он обращается к творчеству для детей

  • игра-стихотворение «Тучкины штучки» (1917-1918) – первая попытка для детей

  • неожиданные метафоры-сравнения; нетрадиционные рифмы, неологизмы

  • стихотворная сказка «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1923) – сказка-памфлет с агитационно-пропагандистской тенденцией (противопоставлены толстый Петя Буржуйчиков и тонкий Сима – маленькие читатели могу не правильно понять, что все толстые плохи и все тонкие хороши

  • «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925) – цепь стихитворных миниатюр; лирический герой отец, который ведёт разговор с маленьким сыном, о том, что хорошо и что плохо. – стихи дополняют рисунки – самая удачная книжка Маяковского для детей

  • стихотворение «Гуляем» 1925 – продолжает тему, что хорошо и плохо но уже не в поведении ребенка, а во внешнем мире (собеседник указывает ребенку на будку храброго красноармейца...)

  • стихотворение «Что ни страница, то слон, то львица» (1926) – прогулка с ребенком, прокоментирован внешний образ зверей – иногда встречаются и их «классовые» черты

  • https://www.youtube.com/watch?v=QmFm8kdloY8

  • «Эта книжечка моя про моря и про маяк» (1926) – стихотворение – воспоминание Маяк. о семейной поездке через Батуми и Сухуми

  • «Кем быть» (1928) – стихотворение до сих пор сохраняет популярность у детей; тема выбора профессии

  • другие произведения

http://hobbitaniya.ru/mayakovskiy/mayakovskiy.php

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

  • сказки для детей, драматические сказки, переводы, стихи, критическая и мемуарная проза

  • главным делом его жизни была детская литература

  • Маршак был редактором Детиздата – вокруг него сложился круг единомышленников – редакторов детских книг, привлекали и молодых авторов (Пантелеев, Хармс, Введенский, Заболоцкий)

Драматургия

  • пьеса-сказка «Терем-Теремок» (1940) – в основе народная сказка, добавил новых героев...; чередуются стихи и проза

  • пьеса-сказка «Кошкин дом» - у кошки сгорел дом и ее принимают к себе дети-котята, которых она когда-то прогнала, но якобы друзья от нее отказываются

  • прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев» (1943) – близко народная сказка в пересказе Божены Немцовой (1857)

  • «Мы боролись за освобождения детского театра (как и книги) от лжепедагогической назидательности и схематизма, стремились к созданию живых характеров, к тому, чтобы пьесы, при их простоте, были достаточно сложны и, при всей их забавности, выражали серьезные идеи, т. е. к большой драматургии для маленьких»

Поэзия

  • главная часть творчества М.

  • «Сказка о глупом мышонке» - похожа на спародированную колыбельную

  • «Багаж» - дама, которая сдает в багаж много вещей – перечисление – и маленькую собачонку

  • стихотворение «Вот какой рассеянный» - взрослый человек смешён своей рассеянностью

  • цикл «Детки в клетке» - о животных – из них самый счастливый воробей – потому что он вольный и может лететь к кому хочет

Политическая публицистика для детей

- в художественном плане хорошо, но сегодня есть уже другие требования

Переводы

- переводил английскую поэзию

- часто оргиниал не совпадает буквально с переводом – это не мешает смысловой точности

- переводил народные песенки (также и с чешского)

- составлял сборники сказок

- перевел на русский и представил 1952 итальянского писателя Джанни Родари – «Приключения Чиполлино» - популярно еще сегодня

http://papinsait.ru/marshak-stikhi-dlya-detej/

Поэты группы ОБЭРИУ

- вошли в историю авангарда

- абревиатура = знак бессмыслицы и нелепицы

- манифест 1928 (существование группы 1927-1930)

- исходили с «детского видения мира»

- по их мнению искусство не должно отражать жизнь, оно должно жить по своим законам

- называли себя «чинари» - в разное время к ним принадлежали: А. Введенский, Н. Заболоцкий, Н. Олейников, Даниил Хармс...

- они искали новый путь новой культуры – но в отличие от других групп обратились не к мистико-религиозному, философскому, а к математике, геометрии, физике, логике, астрномоии и естественным наукам.


Даниил Хармс

http://bukvitsa.com/20094/bkl_230118500_14_harms.html


«О том, как папа застрелил мне хорька» (1929)

«Умная Маша и ее бабушка» - в основе нравоучительный детский рассказ – пародийная природа

- один из основоположников литературы абсурда

- с 29 начались нападки критики (за него заступались Маршак, Михалков, Чуковский...)

- в середине 30-х прекращаются публикации обэриутов

- в 31 были арестованы Введенский и Хармс, в 38 Заболоцкий (вышел только в 45)

- в 37 были Хармс и Введенский арестованы снова



- в 41 был арестован Хармс в третий раз – из тюрьмы его направили в психиатрическую больницу, где скончался

  • Обэриуты пошли дальше всех – отказались от классических жанров лирики, но зато признавали все жанры народной детской поэзии – считалки, загадки, небылицы, перевёртыши...

  • свои произведения обэриуты печатали в детских журналах


Агния Барто

  • училась у Маяковского

  • разработала новую тему в детской литературе – «общественное поведение ребенка»

  • стремление к стаире и публицистике

http://papinsait.ru/stikhi-dlya-samykh-malenkikh-agnii-barto/
http://papinsait.ru/agniya-barto-stikhi-dlya-detej/

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет