Стиль Достоевского. Задания к урокам русского языка и литературы
Васильева Татьяна Анатольевна
ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ Д.С. ЛИХАЧЕВА "Небрежение словом" у Достоевского"
Автор в произведениях Достоевского вступает в диалог с действительностью, которую не только изображает, но испытывает, выспрашивает, "интервьюирует" и в которой он неустанно ставит своих героев в необычные положения, сталкивая их с неожиданными ситуациями, испытывая их поведение. наблюдая за ними не в обычной для них обстановке.
Не случайно великий экспериментатор Достоевский так любит скандалы и катастрофы, различные нарушения норм "приличного" поведения, разного рода неловкости и разоблачения.
Динамический мир Достоевского как бы развинчен и расхлябан. Связи внешне кажутся разрушенными в жизненном процессе. Любовь - на грани ненависти; ненависть - на грани любви. Добро сочетается с подлостью. Подлый человек неожиданно для себя делает добро. Отношения между людьми не то чтобы подорваны, но они странны, временны или, напротив, существуют как бы извечно, принесены в мир откуда-то с того света.
В произведениях Достоевского надо всем главенствует активный познавательный процесс. Они представляют собой рассказ о том, как шел познавательный процесс условного "рассказчика", его грандиозные "дознания", как бы облава на факты, художественное "следствие" и "расследование". Это связано с тем, что в основе крупных произведений Достоевского лежит преступление - чаще всего убийство.
Поразительной особенностью характеристик и описаний наружности действующих лиц является их динамичность, отсутствие статических, устойчивых черт. Достоевский характеризует своих героев по тому, что является в них меняющимся и развивающимся. Он вскрывает в своих героях движение. Больше того, он как бы боится стабильной черты в своем герое и как только что-то сообщает о нем определенное, так сейчас же, тут же, иногда в той же фразе стремится смягчить впечатление от определенности характеристики сообщением о нем прямо противоположного.
Достоевского интересует не только то, какой его герой сейчас, но и каким он был, какими свойствами обладал и как и когда он таким стал.
Стиль Достоевского - это стиль, в котором ясно проступает стремление к стимулирующей мысль читателя законченности. Это стиль, рассчитанный на то, чтобы провоцировать у читателя свои выводы, заключения и размышления. Достоевский недоговаривает, намекает, выражается как бы неточно и вместе с тем с какой-то поражающей утонченностью. Он заставляет читателя думать и делать свои выводы.
Ход мыслей Достоевского не всегда сразу уловим. Некоторые из его идей как бы уводят читателя в сторону, создают дополнительные глубины и усложненную перспективу. Для Достоевского характерны неожиданные соединения разных фактов, которые сам читатель должен додумать и объяснить себе.
Заставляют задумываться читателя и различные уточнения, вводимые очень часто с помощью союза "но":Кажется, что Достоевский нарочно оставляет эту неопределенность и незаконченность мысли, зыбкость "фактуры".
Своеобразный лаконизм, "точность" и динамизм придают языку Достоевского особые, индивидуальные сочетания глагола или существительного с предлогом. Достоевский часто прибавляет предлог там, где он не требуется по языковым нормам, или ставит предлог, необычный для тех фразеологических сочетаний, в которые он обычно входит. Тем самым создается впечатление торопливости речи, неряшливых и как бы "неумелых" поисков точности и вместе с тем найденности необходимого нюанса.
Достоевский часто употребляет глагол "слушать" и "подслушивать", "прислушиваться", но вот в каких не принятых в русском языке : сочетаниях: в "Бесах": "слушать лестницу", "прислушивался на лестницу".
Эпитеты служат у Достоевского также средством не только метко охарактеризовать явление, но и заставить над ним задуматься: "самая яростная мечтательность".
Едва ли не один из самых излюбленных приемов художественного обобщения: - это создание целого рода терминологии для определения различных социальных явлений. Вот примеры только из романа "Бесы": "угрюмые тупицы", "люди из бумажки", "люди с коротенькими мыслями", "лакейство мысли":
Сложные стилистические "ходы" Достоевского, нарушения языковых норм согласуются со всем его художественным мышлением. Это стиль, освобождающий произведение от внешней красивости. восстающий против мещанской привычности ассоциаций.
Задание: на уроке русского языка - диктант с самопроверкой, на уроке литературы - практическое занятие с заданием: "Докажите справедливость мнения Д.С. Лихачева о стиле Ф.М. Достоевского на примере романа "Преступление и наказание".
Достарыңызбен бөлісу: |