Учебно-методический комплекс по дисциплине brcs 1 1 17 «Основной музыкальный инструмент



бет1/4
Дата30.01.2018
өлшемі0,82 Mb.
#36255
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Западно-Казахстанский государственный университет

им. М. Утемисова

«Утверждаю»

Директор института

_________ Ворожейкина О.И.

«____»__________ 2009г.

институт культуры и искусств

Кафедра «Музыкальное образование»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Основной музыкальный инструмент

по кредитной технологии обучения

для студентов специальности: 050106 – «Музыкальное образование»


Курс – 2

Семестр – 2; 3

Количество кредитов -2

Практические - 30

СРСП – 30 часов

СРС – 30 часов

Экзамен – в 2; 3 семестре

Всего часов – 90ч.

Уральск

2009 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине BRCS 1-3.1-6.17 «Основной музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» для специальности 050106 - «Музыкальное образование» разработан в соответствии с требованиями ГОСО (3.08.256-2006).Составлен преподавателем Крючковой Е.С. на основании типовой программы «Алматы КазГосЖенПИ – 2004.» (кафедра «Музыкальное образование» каб.416 , корпус № 5 ).

Рассмотрена на заседании кафедры «Музыкальное образование».

Протокол № от « » 2009 г.

Зав. кафедрой ______________ Нагимова М.М.

Рассмотрен на заседании учебно-методического совета института ___________________

Протокол № ___ от «___»__________ 2009_ г.


Председатель УМС пединститута ______________ МаулетоваС.А.

2. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS


Данные о преподавателе


Крючкова Елена Степановна – преподаватель кафедры «Музыкальное образование», преподаватель музыки, магистр педагогики.

Данные о дисциплине

Название «Основной музыкальный инструмент»

Количество кредитов -2

Семестр состоит из 15 учебных недель и 2 недель сессии.

В неделю предполагается 1 кредит-час. Каждый кредит-час состоит из одного контактного часа ( практика) и двух часов самостоятельной работы обучаемых (СРО) под руководством преподавателя (СРСП) и без него (СРС).
Распределение кредита на наделю:

Занятия

Время проведения

Занятия

СРО

Время

Проведения

Контактный час

1

(практика1)



50

СРСП, СРС

50+50

Количество кредитов - 2

Место проведения: согласно индивидуальному расписанию

Выписка из учебного плана:

Курс

Семестр

Кредиты

практические

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

2

3 - 4

2

30

16

44

90

экзамен


Введение: Уважаемый студент! Данная программа разработана специально для Вас. Внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами. Здесь Вы можете найти всю необходимую для Вас информацию по дисциплине «Основной музыкальный инструмент».

Задачи курса: Одна из важнейших задач – воспитание творческой инициативы и навыков самостоятельной работы над произведением, умения на основе внимательного и вдумчивого изучения нотного текста создать и реализовать свой исполнительский замысел. В повседневной учебно-воспитательной и педагогической работе должны развивать интерес к музыке и понимать высокую общественную роль искусства,    направлять профессиональное и общемузыкальное развитие, всемирно развивать чувство общественного долга и ответственности, сознанную дисциплину, волю к преодолению трудностей, приобретение навыков игры на фортепиано, читки с листа, разбора нотного текста, игры аккомпанемента.

  Пререквизиты курса: без муз. подготовки Основы  теории музыки, сольфеджио, дополнительный  музыкальный инструмент, концертмейстерский класс, хоровой класс, хоровое  дирижирование.



Постреквизиты   курса:

-овладеть музыкально-исполнительскими приемами, необходимыми для художественной интерпретации по содержанию, форме, стилю и характеру музыкальных произведений;

- уметь самостоятельно работать над музыкальными произведениями (разбор нотного текста, анализ, выучивание и исполнение);

- читать с листа произведения различной трудности, причем, не только оригинальные сочинения, обработки или переложения для баяна, но и хоровые (2-х, 3-х и 4-х голосные) партитуры, владеть навыками транспонирования;

- подбирать и играть по слуху, гармонизовать и художественно оформлять их;

- овладеть навыками аккомпанирования солисту и хору, собственному пению, играть в ансамбле или оркестре;

- самостоятельно выполнять переложения фортепианных произведений и вокальных сочинений (в сопровождении фортепиано) для баяна.

- владение инструментом на среднем уровне, умение аккомпанировать, читать с листа.


Требования к студентам:

- стабильное посещение практических занятий.

- систематическая подготовка к занятиям.

- самостоятельная работа над развитием технических навыков и образного мышления (посещение библиотек и лингафонного кабинета).

- хорошее владение теоретическими знаниями и умение применять их на практических занятиях.

- работа над развитием воли к преодолению трудностей.



График занятий

Планы практических занятий

3 семестр
Задание № 1: Веснянка. Русская народная песня.

Основная литература: Учебный репертуар для 2классов ДМШ, Киев, 1980г. Дополнительная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Содержание СРСП:

Педагог в начале изучения пьесы предлагает выучить отдельно мелодию (правой рукой), затем перейти к аккомпанементу (играть левой рукой). При игре обеими руками необходимо следить за одновременным нажатием клавиш на правой и левой клавиатуре.


Задание № 2: Да кто ж у нас лебедин. Русская народная песня.

Основная литература: Учебный репертуар для 2классов ДМШ, Киев,1980 г. Дополнительная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Содержание СРСП:

Вначале следует пропеть песню с текстом, далее нужно назвать ноты, а затем сыграть в очень медленном темпе. Сначала нужно разбирать эту пьесу отдельно каждой рукой, потом соединять двумя руками вместе.


Задание № 3: Азарий Иванов. Ой, за гаем, гаем

Основная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Дополнительная литература: Учебный репертуар для 2 классов ДМШ, Киев, 1980 г.

Содержание СРСП:

: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.


Задание № 4: Ф.Шуберт. Лендлер

Основная литература: Баян, 2 класс ДМШ (сост. И.Алексеев, Н.Корецкий. Киев, 1970 г.).

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Содержание СРСП:

Эту пьесу следует играть во второй октаве. При перенесении руки во вторую октаву кисть меняет положение, немного изгибается, и рука приобретает менее удобное положение, теряя при этом ту опору, которая необходима для четкой игры.


Задание № 5: А.Хачатурян. Вальс

Основная литература: Баян, 2 класс ДМШ (сост. И.Алексеев, Н.Корецкий. Киев, 1970 г.)

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Содержание СРСП:

Следует обратить внимание на штрихи, которые указаны в нотах. Ноты должны быть сыграны раздельно, нон легато, как указано в нотах.


Задание № 6: Г.Салов. Зайка

Основная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Дополнительная литература: Учебный репертуар для 2 классов ДМШ, Киев,1980 г.

Содержание СРСП:

Ноты в партии правой и левой руки изложены мелкими длительностями. Необходимо, чтобы пальцы павой руки переходили с клавиши на клавишу без всяких толчков.


Задание № 7: Д. Кабалевский. Маленькая полька

Основная литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)

Дополнительная литература: Учебный репертуар для 2 классов ДМШ, Киев,1980 г.

Содержание СРСП:

Исполнять эту пьесу следует легато, как бы на широком дыхании. Здесь большое значение имеет ощущение клавиш концами пальцев. Необходимо следить за качеством звука. Звук должен быть певучим, таким, который получается при правильном ведении меха и соответствующих движениях пальцев.


Задание № 8: И. Метлов. Венгерская детская песня

Основная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Дополнительная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л., 1989 г.

Содержание СРСП:

Нужно следить за плавным ведением меха. Движение меха должно быть плавным и равномерным, без толчков и рывков. Направление движения меха следует менять по возможности незаметно для слуха. Следить, чтобы сила звука была одинаковой при сжиме и расжиме меха.


Задание № 9: Д. Васильев-Буглай. Ёлочка

Основная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Дополнительная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л., 1989 г.

Содержание СРСП:

Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.


Задание № 10: Ф.Шуберт. Форель

Основная литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Содержание СРСП:

В этой пьесе встречаются паузы, которые нужно точно выдерживать, и всю пьесу играть ритмически правильно, проверяя себя счетом вслух.


Задание № 11: Н.Лысенко. Этюд ми минор

Основная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Содержание СРСП:

Вначале нужно играть этюд по частям, когда будет усвоен этюд по двухтактным построениям, следует играть этюд от начала до конца без остановки. Пальцы правой и левой рук не напрягать, кисть должна быть свободной.


Задание № 12: Ж.Арман. Этюд Соль мажор

Основная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л.,1989 г.

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Содержание СРСП:

Характерным для этого этюда является легкое движение мелодии в правой руке. Играть мелодию следует очень связно (легато). Темп очень подвижный.


Задание № 13: Г.Вольфарт. Этюд Си бемоль мажор

Основная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Содержание СРСП:

Учить этюд необходимо в медленном темпе очень четкими движениями пальцев. Особое внимание нужно обратить на партию левой руки, которую надо играть, не слишком звучно, чтобы не заглушить мелодию в правой руке.


Задание № 14: Л.Шитте. Этюд ре минор

Основная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Содержание СРСП:

Этюд состоит из двух построений, которые имеют одинаковую динамическую звучность от mf до f и обратно до mf.



Задание № 15: А.Салин. Этюд Ре мажор

Основная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л.,1989 г.

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Содержание СРСП:

При игре этюда необходимо, чтобы студент не напрягал незанятые пальцы и не вытягивал их сильно. Одним из непременных условий развития беглости является ощущение свободы и мягкости не только в запястья, но и во всех мышцах предплечья и кисти, управляющих движениями пальцев.


Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя.

3 семестр
Задание № 1: Л.Бетховен. Сурок

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Вначале следует пропеть песню с текстом, далее нужно назвать ноты, а затем сыграть в очень медленном темпе. Сначала нужно разбирать эту пьесу отдельно каждой рукой, потом соединять двумя руками вместе.

Рекомендуемая литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Задание № 2: П.Чайковский. Итальянская песенка

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Вначале следует пропеть песню с текстом, далее нужно назвать ноты, а затем сыграть в очень медленном темпе. Сначала нужно разбирать эту пьесу отдельно каждой рукой, потом соединять двумя руками вместе.

Рекомендуемая литература: Учебный репертуар для 2 классов ДМШ,

Киев,1980 г.


Задание № 3: П. Чайковский. Болезнь куклы

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.

Рекомендуемая литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.
Задание № 4: А. Абасов. Игра в лошадки

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Эту пьесу следует играть во второй октаве. При перенесении руки во вторую октаву кисть меняет положение, немного изгибается, и рука приобретает менее удобное положение, теряя при этом ту опору, которая необходима для четкой игры.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 5: Ж. Ибер. Маленький беленький ослик

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Следует обратить внимание на штрихи, которые указаны в нотах. Ноты должны быть сыграны раздельно, нон легато, как указано в нотах.

Рекомендуемая литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)
Задание № 6: В. Калинников. Сосны

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Ноты в партии правой и левой руки изложены мелкими длительностями. Необходимо, чтобы пальцы павой руки переходили с клавиши на клавишу без всяких толчков.

Рекомендуемая литература: Учебный репертуар для 2 классов ДМШ,

Киев,1980 г.


Задание № 7: В. Моцарт. Менуэт

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Исполнять эту пьесу следует легато, как бы на широком дыхании. Здесь большое значение имеет ощущение клавиш концами пальцев. Необходимо следить за качеством звука. Звук должен быть певучим, таким, который получается при правильном ведении меха и соответствующих движениях пальцев.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 8: К. Гурлит. Этюд ми минор

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Нужно следить за плавным ведением меха. Движение меха должно быть плавным и равномерным, без толчков и рывков. Направление движения меха следует менять по возможности незаметно для слуха. Следить, чтобы сила звука была одинаковой при сжиме и разжиме меха.

Рекомендуемая литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

3 семестр
Задание № 1: Л. Левидова. Этюд Соль мажор

Методические рекомендации к выполнению: Характерным для этого этюда является легкое движение мелодии в правой руке. Играть мелодию следует очень связно (легато). Темп очень подвижный.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 2: Л. Любарский. Этюд ре минор

Методические рекомендации к выполнению: Характерным для этого этюда является легкое движение мелодии в правой руке. Играть мелодию следует очень связно (легато). Темп очень подвижный.

Рекомендуемая литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.
Задание № 3: К. Черни. Этюд Фа мажор

Методические рекомендации к выполнению: Вначале нужно играть этюд по частям, когда будет усвоен этюд по двухтактным построениям, следует играть этюд от начала до конца без остановки. Пальцы правой и левой рук не напрягать, кисть должна быть свободной.

Рекомендуемая литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)
Задание № 4: Л.Бетховен. Сурок

Методические рекомендации к выполнению: В этой пьесе встречаются паузы, которые нужно точно выдерживать, и всю пьесу играть ритмически правильно, проверяя себя счетом вслух.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 5: М.Глинка. Полька

Методические рекомендации к выполнению: Нужно следить за плавным ведением меха. Движение меха должно быть плавным и равномерным, без толчков и рывков. Направление движения меха следует менять по возможности незаметно для слуха. Следить, чтобы сила звука была одинаковой при сжиме и разжиме меха.

Рекомендуемая литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)
Задание № 6: В.Калинников. Тень-тень

Методические рекомендации к выполнению: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.

Рекомендуемая литература: Учебный репертуар для 2 классов ДМШ, Киев,1980 г.
Планы практических занятий

4 семестр
Задание № 1: Н.Чайкин. Вальс

Основная литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ, Киев,

1980 г.


Дополнительная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Методические рекомендации: Рекомендуется в начале изучения пьесы выучить отдельно мелодию (правой рукой), затем перейти к аккомпанементу (играть левой рукой). При игре обеими руками необходимо следить за одновременным нажатием клавиш на правой и левой клавиатуре.
Задание № 2: Отдавали молоду. Русская народная песня.

Основная литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ, Киев,

1980 г.


Дополнительная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Методические рекомендации: Рекомендуется в начале изучения пьесы выучить отдельно мелодию (правой рукой), затем перейти к аккомпанементу (играть левой рукой). При игре обеими руками необходимо следить за одновременным нажатием клавиш на правой и левой клавиатуре.
Задание № 3: Русская народная песня. У кота

Основная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Дополнительная литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ,

Киев,1980 г.

Методические рекомендации: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.
Задание № 4: Казахская народная песня. Степь

Основная литература: Баян, 1 класс ДМШ (сост. И.Алексеев, Н.Корецкий. Киев, 1970 г.).

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Методические рекомендации: Эту пьесу следует играть во второй октаве. При перенесении руки во вторую октаву кисть меняет положение, немного изгибается, и рука приобретает менее удобное положение, теряя при этом ту опору, которая необходима для четкой игры.
Задание № 5: Казахская народная песня. Жайдарман

Основная литература: Баян, 1 класс ДМШ (сост. И.Алексеев, Н.Корецкий. Киев, 1970 г.)

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Методические рекомендации: Следует обратить внимание на штрихи, которые указаны в нотах. Ноты должны быть сыграны раздельно, нон легато, как указано в нотах.
Задание № 6: Русская народная песня. Ах вы сени, мои сени

Основная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Дополнительная литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ,

Киев,1980 г.



Методические рекомендации: Ноты в партии правой и левой руки изложены мелкими длительностями. Необходимо, чтобы пальцы павой руки переходили с клавиши на клавишу без всяких толчков.
Задание № 7: Белорусский народный танец. Янка

Основная литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)

Дополнительная литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ,

Киев,1980 г.



Методические рекомендации: Исполнять эту пьесу следует легато, как бы на широком дыхании. Здесь большое значение имеет ощущение клавиш концами пальцев. Необходимо следить за качеством звука. Звук должен быть певучим, таким, который получается при правильном ведении меха и соответствующих движениях пальцев.
Задание № 8: Украинская народная песня. Бандура

Основная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Дополнительная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л., 1989 г.

Методические рекомендации: Нужно следить за плавным ведением меха. Движение меха должно быть плавным и равномерным, без толчков и рывков. Направление движения меха следует менять по возможности незаметно для слуха. Следить, чтобы сила звука была одинаковой при сжиме и расжиме меха.
Задание № 9: Русская народная песня. Ах ты, ноченька

Основная литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.

Дополнительная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л., 1989 г.

Методические рекомендации: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.
Задание № 10: А.Гурилев. Песенка

Основная литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Методические рекомендации: В этой пьесе встречаются паузы, которые нужно точно выдерживать, и всю пьесу играть ритмически правильно, проверяя себя счетом вслух.
Задание № 11: К.Черни. Этюд ля минор

Основная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Методические рекомендации: Учить этюд необходимо в медленном темпе очень четкими движениями пальцев. Особое внимание нужно обратить на партию левой руки, которую надо играть, не слишком звучно, чтобы не заглушить мелодию в правой руке.
Задание № 12: А.Жилинский. Этюд Ре мажор

Основная литература: Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л.,1989 г.

Дополнительная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Методические рекомендации: Учить этюд необходимо в медленном темпе очень четкими движениями пальцев. Особое внимание нужно обратить на партию левой руки, которую надо играть, не слишком звучно, чтобы не заглушить мелодию в правой руке.
Задание № 13: Л. Шитте. Этюд си минор

Основная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Методические рекомендации: Учить этюд необходимо в медленном темпе очень четкими движениями пальцев. Особое внимание нужно обратить на партию левой руки, которую надо играть, не слишком звучно, чтобы не заглушить мелодию в правой руке.

Задание № 14: Г. Беренс. Этюд Фа мажор

Основная литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.

Методические рекомендации: Этюд состоит из двух построений, которые имеют одинаковую динамическую звучность от mf до f и обратно до mf.
Задание № 15: Вальс «Мой ласковый и нежный зверь». Е. Дога обр. Д. Байтлеуов.Основная литература: Сборник пьес для баяна. Обр. Д. Байтлеуова вып. 2000г

Дополнительная литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 2001 г.

Методические рекомендации: При игре пассажа необходимо, чтобы студент не напрягал незанятые пальцы и не вытягивал их сильно. Одним из непременных условий развития беглости является ощущение свободы и мягкости не только в запястья, но и во всех мышцах предплечья и кисти, управляющих движениями пальцев.
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя

4 семестр
Задание № 1: А. Иванов. Ой, за гаем, гаем

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Вначале следует пропеть песню с текстом, далее нужно назвать ноты, а затем сыграть в очень медленном темпе. Сначала нужно разбирать эту пьесу отдельно каждой рукой, потом соединять двумя руками вместе.

Рекомендуемая литература: Онегин А. Школа игры на баяне. М., 1969 г.
Задание № 2: А. Иванов. Как под яблонькой

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Вначале следует пропеть песню с текстом, далее нужно назвать ноты, а затем сыграть в очень медленном темпе. Сначала нужно разбирать эту пьесу отдельно каждой рукой, потом соединять двумя руками вместе.

Рекомендуемая литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ,

Киев,1980 г.


Задание № 3: Ж.Кремер. Там за речкой, там за перевалом

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.

Рекомендуемая литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.
Задание № 4: Н.Китайгороцкий. Все мы песни перепели

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Эту пьесу следует играть во второй октаве. При перенесении руки во вторую октаву кисть меняет положение, немного изгибается, и рука приобретает менее удобное положение, теряя при этом ту опору, которая необходима для четкой игры.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 5: Ж.Кремер. На зеленом лугу

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Следует обратить внимание на штрихи, которые указаны в нотах. Ноты должны быть сыграны раздельно, нон легато, как указано в нотах.

Рекомендуемая литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)
Задание № 6: Г.Салов. Солнце низенько

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Ноты в партии правой и левой руки изложены мелкими длительностями. Необходимо, чтобы пальцы павой руки переходили с клавиши на клавишу без всяких толчков.

Рекомендуемая литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ, Киев,1980 г.
Задание № 7: Ю.Блинов. Этюд ми минор

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Исполнять эту пьесу следует легато, как бы на широком дыхании. Здесь большое значение имеет ощущение клавиш концами пальцев. Необходимо следить за качеством звука. Звук должен быть певучим, таким, который получается при правильном ведении меха и соответствующих движениях пальцев. Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 8: Вальс «Мой ласковый и нежный зверь». Е. Дога

Форма проведения СРСП: практическая

Методические рекомендации к выполнению: Нужно следить за плавным ведением меха. Движение меха должно быть плавным и равномерным, без толчков и рывков. Направление движения меха следует менять по возможности незаметно для слуха. Следить, чтобы сила звука была одинаковой при сжиме и разжиме меха.

Рекомендуемая литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.
Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов

4 семестр

Задание № 1: А. Гольденвейзер. Маленький канон

Методические рекомендации к выполнению: Характерным для этого этюда является легкое движение мелодии в правой руке. Играть мелодию следует очень связно (легато). Темп очень подвижный.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 2: Н. Мясковский. Беззаботная песенка

Методические рекомендации к выполнению: Характерным для этого этюда является легкое движение мелодии в правой руке. Играть мелодию следует очень связно (легато). Темп очень подвижный.

Рекомендуемая литература: Хрестоматия баяниста, вып. 2. М., 1980 г.
Задание № 3: Д. Кабалевский. Наш край

Методические рекомендации к выполнению: Вначале нужно играть этюд по частям, когда будет усвоен этюд по двухтактным построениям, следует играть этюд от начала до конца без остановки. Пальцы правой и левой рук не напрягать, кисть должна быть свободной.

Рекомендуемая литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)
Задание № 4: А. Сметана. Анданте

Методические рекомендации к выполнению: В этой пьесе встречаются паузы, которые нужно точно выдерживать, и всю пьесу играть ритмически правильно, проверяя себя счетом вслух.

Рекомендуемая литература: Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.
Задание № 5: В. Калинников. Сосны

Методические рекомендации к выполнению: Нужно следить за плавным ведением меха. Движение меха должно быть плавным и равномерным, без толчков и рывков. Направление движения меха следует менять по возможности незаметно для слуха. Следить, чтобы сила звука была одинаковой при сжиме и разжиме меха.

Рекомендуемая литература: Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967)
Задание № 6: Задорный наигрыш В.Коняев

Методические рекомендации к выполнению: Эта пьеса имеет веселый танцевальный характер, однако в начале разучивания пьесу следует играть в медленном темпе. В последнем такте в левой руке до-мажорный аккорд необходимо брать вместе с басом.

Рекомендуемая литература: Учебный репертуар для 1 классов ДМШ, Киев, 1980 г.
3. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

3 - 4 семестры




п/п

Вид работ

Цель и содержание задания

Рекомендуемая литература

Продолжительность выполнения

Баллы

Форма контроля

1

Практическое изучение исполняемых музыкальных произведений(разбор)

Не менее двух этюдов и трех гамм)

Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, вып.7 (сост. П.Шашкин. М., 1967 г.)


с1- 7 учеб. неделю,

8

Технических зачет (рейтинг-1)

2

Исполнение произведения двумя руками

Не менее 3-х разно-жанровых произведений. Два из них даются для самостоятельного изучения студентами.

Легкие пьесы для баяна. Составители А.Денисов и К.Прокопенко. Киев, 1978 г.


1-15 недели

30

экзамен

4

Выполнение творческого задания







5,13 недели

8

Рейтинг2

5

Выполнение заданий СРС







2,4,6,8,10,12,13,14 недели

1




6

Р1+Р2(колоквиум)







7,14 недели

30




7

экзамен







15 неделя

30



4. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины




п/п


Наименование литературы

Наличие

Примечания

В библиотеке

на кафедре

обеспеченности студентов (%)

Электронная версия




1

2

3

4

5

6

7

1


Основная литература

1. В.Бажилин «Аккордеон на эстраде» М., 2002г.

2. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

3. Аз.Иванов «Самоучитель игры на баяне»- М.,1985г.

4. М.,1985г.

5. А.Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне»- М.,1989г.

6. П.Говорушко «Школа игры на баяне»- М.,1958г.

7. Е.Дербенко «Пьесы для баяна»- Вып.3 – М.,1991г.

8. А.Жубанов «Восемь казахских танцев»-А., 1986г.

9. Е.Голубев «Альбом детских пьес»- М., 1995г.

 

 



1

1

1



1
1

1

1


1

1




1

1



100 %


 

100 %


 

100 %


 

 

100 %



 

100 %


 

 

100 %



 

100%

100%

100%


1

1






2

Дополнительная литература

1. П.Чайковский «Детский альбом»- М.,1981г.

2. А.Алексеев «Русская фортепианная музыка»- М.,1963г.

3. Е.Гордеева «Глинка- исполнитель»М.,1968г.

4. Г.Нейгауз «Школа игры на фортепиано»- М.,1965г.

5. И.С.Бах «12 маленьких прелюдий»-М.,1980г.

6. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

7. С.Ляховицкая «Сборник фортепианных пьес»- М.,1984г.

8. Сборник пьес для фортепиано «Золотая лира» 1ч,2ч.

9. А.Искакова «Фортепианные пьесы»-А.,1979г.

10. А.Гречанинов «Детский альбом»- М.,1990г.

11. Е.Голубев «Альбом детских пьес»-М.,1995г.



1


1

1


1

1


1

1


1

1


1

1




100 %


 

 

100 %



 

 

100 %



 

100 %


 

 

100 %



 

 

100 %



 

100 %


 

 100 %


 

100 %


 

 

100 %










3

Метод.разработки

( материалы)

1. «Работа над техникой аккордеониста».

2. «Расчлененность музыки и смена направления движения мехом».



1

1






50%

100%










5. Лекционный комплекс не запланирован

6. Планы практических занятий

3 семестр



Тема

Содержание семинарского занятия

Неделя

Литература

1

Веснянка. Русская народная песня.

Игра на инструменте

1

А.Гречанинов «Детский альбом»- М.,1990г.

2

Азарий Иванов. Ой, за гаем, гаем

Игра на инструменте

2

. Е.Дербенко «Пьесы для баяна»- Вып.3 – М.,1991г

3

Да кто ж у нас лебедин. Русская народная песня.

Игра на инструменте

3

В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»-

4

Ф.Шуберт. Лендлер

Игра на инструменте

4

П.Говорушко «Школа игры на баяне»- М.,1958г

5

А.Хачатурян. Вальс

Игра на инструменте

5

П.Говорушко «Школа игры на баяне»- М.,1958г

6

Г.Салов. Зайка

Игра на инструменте

6

Хрестоматия баяниста 1-5 классы ДМШ, выпуск 1, составление и исполнительская редакция В.Алехина,С. Павина, П. Шашкина, Москва , 1970 г.

7

Д. Кабалевский. Маленькая полька


Игра на инструменте

7


А.Онегин Школа игры на баяне,Москва, 1969

8

И. Метлов. Венгерская детская песня

Игра на инструменте

8

Учебный репертуар для 1-5 классов ДМШ, Киев,1980 г

9

Д. Васильев-Буглай. Ёлочка

Игра на инструменте

9

Хрестоматия аккордеониста. Вып.1. Сост.М. Двилянский М. 1980

10

Ф.Шуберт. Форель

Игра на инструменте

10

Баян в ДМШ. Вып.7(сост. и исполнительская редакция Ф. Бушуева. М.,1971)

11

Н.Лысенко. Этюд ми минор

Игра на инструменте

11

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

12

Ж.Арман. Этюд Соль мажор

Игра на инструменте

12

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

13

Г.Вольфарт. Этюд Си бемоль мажор

Игра на инструменте

13

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

14

Л.Шитте. Этюд ре минор

Игра на инструменте

14

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

15

А.Салин. Этюд Ре мажор

Игра на инструменте

15

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.


4семестр



Тема

Содержание семинарского занятия

Неделя

Литература

1

Н.Чайкин. Вальс

Игра на инструменте

1

Легкие пьесы для баяна. М.,1969

2

Отдавали молоду. Русская народная песня.

Игра на инструменте

2

Педагогический репертуар баяниста, вып.5 (сост.П.Шашкин. М., 1967)

3

Русская народная песня. У кота

Игра на инструменте

3

Хрестоматия аккордеониста. Вып.1. Сост.М. Двилянский М. 1980

4

Казахская народная песня. Степь

Игра на инструменте


4


А.Онегин Школа игры на баяне,Москва, 1969 г.

5

Казахская народная песня. Жайдарман

Игра на инструменте

5

Учебный репертуар для 1-5 классов ДМШ, Киев,1980 г.

6

Русская народная песня. Ах вы сени, мои сени

Игра на инструменте

6

Хрестоматия аккордеониста. Вып.1. Сост.М. Двилянский М. 1980

7

Белорусский народный танец. Янка

Игра на инструменте


7

Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1972

8

Украинская народная песня. Бандура

Игра на инструменте

8

Г.Тышкевич Молодому баянисту, Москва, 1971 г.

9

Русская народная песня. Ах ты, ноченька

Игра на инструменте

9

Учебный репертуар для 1-5 классов ДМШ, Киев,1980 г.

10

А.Гурилев. Песенка

Игра на инструменте

10

Педагогический репертуар баяниста, вып.5 (сост.П.Шашкин. М., 1967)

11

К.Черни. Этюд ля минор

Игра на инструменте

11

Хрестоматия аккордеониста. Вып.1. Сост.М. Двилянский М. 1980

12

А.Жилинский. Этюд Ре мажор

Игра на инструменте

12

А.Онегин Школа игры на баяне,Москва, 1969 г.

13

Л. Шитте. Этюд си минор

Игра на инструменте

13

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

14

Г. Беренс. Этюд Фа мажор

Игра на инструменте

14

Играй мой баян. Вып.13. М. 1962

15

Вальс «Мой ласковый и нежный зверь». Е. Дога

Игра на инструменте

15

. К.Черни «Этюды»- Вып.1- М.,1989г.

7. Методические указания по изучению дисциплины.


Данный учебно-методический комплекс рассчитан на один учебный год. Для эффективности занятий по данному предмету необходимо последовательное прохождение теоретического материала соответствующего второму курсу обучения. Результативность занятий зависит от их планомерности, систематичности, проявления живого интереса, самодисциплины и воли к преодолению возникающих трудностей.

Для приобретения навыков владения инструментом необходимо усвоить правильную постановку инструмента и посадку, рациональные игровые движения, добиться ненапряженного состояния исполнительского аппарата во время игры; овладеть некоторыми видами исполнительской техники: гаммаобразной, арпеджированной; усвоить приемы ведения меха: плавного равномерного, толчкообразного (подчеркивание и акцентирование мехом), правильной смены направления его движения. Научиться исполнять штрихи (легато, стаккато, нон легато) и динамические оттенки, используя их как средства художественной выразительности.

Необходимо усвоить приемы и последовательность работы при разучивании музыкальных произведений: правильное прочтение текста (ключевые знаки, особенности ритма, аппликатуры, обозначение темпа, штрихов нюансов); проработка трудных фрагментов, проигрывание в замедленных темпах по частям и всего произведения.

Добивайтесь уверенности стабильности исполнения разучиваемых произведений, используя прием замедленных проигрываний; находите удобные и естественные игровые движения и применяйте рациональную аппликатуру.

Овладейте необходимым для исполнения музыкальных произведений техническим минимумом – научитесь хорошо играть гаммы, арпеджио, аккорды.

Повторяйте ранее выученные произведения с целью накопления репертуара. Занимайтесь чтение с листа, подбором по слуху знакомых мелодий и аккомпанемента к ним.

Для формирования хорошего музыкального вкуса рекомендуется слушать классическую музыку, посещать концерты, читать литературу о музыке, композиторах, исполнителях. Поддерживанию постоянного интереса к музыке и исполнительской формы будет способствовать Ваше участие в ансамблях, оркестрах, выступления в концертах. Курс дисциплины «Основной музыкальный инструмент» состоит из практических занятий, где педагог преподносит определенные понятия данной дисциплины, дается описание и назначение видов работ за инструментом, описывается нотный язык и работа с нотным текстом, информация иллюстрируется показами за инструментом. К практическому занятию указана литература, где студент может самостоятельно и более подробно изучить теоретическую и практическую части. Затем на СРСП студент вместе с помощью педагога применяет знания непосредственно за инструментом. На СРС студент выполняет задания самостоятельно. Все задания СРС, кроме глоссария, рассчитаны на работу за инструментом – непосредственное исполнение и на работу с нотным текстом.

Главное внимание студент должен направить на СРСП. Так как здесь идет подробное объяснение, закрепляются навыки игры на инструменте. При выполнении СРС главное научиться самостоятельно разбирать произведение по нотам. Уметь читать по нотам как по книге с печатным текстом. На это направлены практические занятия и СРСП.



Схема выставления оценки за пройденный курс подробно расписана в таблице (пункт 11). Основной критерий оценки игровые навыки и работа с нотным текстом. Игровые навыки приобретаются при игре гамм, аккордов, арпеджио. Поэтому надо уделить особое внимание этому. Важно запомнить аппликатуру и способы игры, которые подробно расписаны на СРСП. Одним из важнейших элементов нотной записи являются итальянские обозначения. С их помощью даются темповые обозначения, динамика, характер произведения. Поэтому ответ на вопрос из глоссария вынесен отдельным пунктом при сдаче творческого экзамена.
8. Методические указания по проведения СРСП самостоятельная работа студентов с преподавателями (СРСП)



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет