Великая сила воспитания слова. Правописание предлогов



бет1/2
Дата03.06.2022
өлшемі29,07 Kb.
#145855
түріЛитература
  1   2
Байланысты:
№43


Дисциплина «Русский язык и литература» 2 семестр 120 ч.
Теоретическое занятие № 43
Тема: Великая сила воспитания слова. Правописание предлогов
Вопросы занятия:

  1. Великая сила воспитания слова.

  2. Правописание предлогов.

Время проходит, но сказанное слово остается.


Л. Н. Толстой
Повествование в рассказе С. Н. Назаровой “Мой зеленоглазый аруах" идет от лица молодого человека Мади, который вспоминает о своих аульных стариках — аташке Кабидене и ажешке Мурселе, у которых он воспитывался до школы и которых он называл" вторые папа и мама”. В произведении нашли отражение следующие традиции казахского народа: следование обычаям предков, исповедующих мусульманскую религию; “усыновление” стариками старшего внука, который с рождения" передавался” на воспитание бабушке и дедушке: “До первого класса я жил с дедом и бабушкой постоянно"; казахский обычай гостеприимства “қонақасы", когда самая вкусная и лакомая еда предназначалась для гостей: "Когда кто - то к кому-то приезжает, узнают все, и большой грех не зарезать барашка, не накрыть дастархан, не сделать соучастниками радости всех аульчан. Дедушка с бабушкой свято соблюдали этот обычай, несмотря на возраст и болезни" - методы народного лечения: "Она давала мне горячее молоко с содой и курдючным жиром, насильно заставляла пить из пиалы какую то густую темно - красную жидкость, горькую и кислую одновременно. Привязывала мне на шею маленький мешочек с колючей травой, вызывающей желание кашлять и плеваться. Намазывала грудь и спину курдючным жиром, смешанным со скипидаром и какой- то резкой по запаху степной травой, и нещадно колотила мою спину и грудь мясом свежезаколотого по случаю моей болезни барашка. После чего положила 119 это мясо на мою грудь и спину, привязав полотенцем, по-моему, это были бараньи легкие и еще какие-то другие части туши. Потом за вернула меня в теплое одеяло и набросила кучу теплых вещей сверху.
Все это время она читала молитвы на арабском . < ... > Через три дня я был на ногах, а через неделю рентген, который мне сделали в рай центре, показал, что воспаления легких и в помине нет". Воспитание трудом, понимание чистоты и бескорыстия помыслов деревенских жителей, впитывание красоты народной культуры, не навязчивое привитие взрослыми нравственных ориентиров — все это помогло формированию и становлению маленького человека. Простые бесхитростные истины, которые доносили до своего внука дедушка и бабушка, стали ориентиром во взрослой жизни Мади. Наставления дорогих стариков (“Всегда справедливо думай, не ищи, кого сделать виноватым"), объективность в отношении ко всем людям, непоколебимое знание простых, но жизненно важных моральных ценностей было усвоено молодым человеком: "То, что я жил там с раннего детства, помогло мне усвоить как лучшую пищу песни наш их аульных домбристов, застольное красноречие импровизаторов простого происхождения, бабушкину особую речь, остроумные присловия в процессе деления вареной бараньей головы между почетными гостями... и добрый тон семейных взаимоотношений моих ажешки и аташки, и простой уклад жизни терпеливых, не обеспокоенных, ни карьерой, ни накоплением богатства хороших людей. Это питало и питает сейчас мои помыслы, поступки, мои отношения с разными людьми, которые встречаются мне в жизни". Энергия бабушкиного слова — “Мы ведь семья" — проникает в сердце внука, который осознает таким образом свои родовые корни: “Не заметно и ненавязчиво они учили меня ко всему в жизни относиться сознательно, не принимать скорых решений, не злиться по пустякам и дорожить родственными связями, превыше которых нет ничего".
Мади начинает ощущать себя истинным казахом, чувствуя красоту и певучесть родного языка. Именно казахский язык помогает ему рас познавать людей: “Когда на родном языке говорит хороший человек, язык обаятелен и красив. Когда на этом же языке говорит скрипучий голос пройдохи (а Аллах метит человека голосом!), вкрадчивый голос подлеца или невыразительный голос подлипалы, который всегда найдет, к кому из мира сильных сего пристроиться, то и язык кажется неблагозвучным, коварным, настораживающим. Поэтому сейчас, став уже вполне взрослым человеком, хочу, чтобы мой родной казахский язык приносили людям других наций именно те, кто и в повседневной жизни не стяжатель, не хам, не человеконенавистник, а следователь благородных традиций моего славного народа ". Любовь к своей земле , языку , народу формирует личность Мади, а Семья , Дом , в первую очередь дом его родных стариков, который держится на главенстве бабушки Мурсели, становятся символом родовой памяти, духовности, защиты.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет