Тема:Юсуф Баласагуни
Жусуп Баласагуни – это крупнейший мыслитель прошлых веков, сыгравший значительную роль в развитии философской мысли средневековых тюркских народов, в частности кыргызского. Он был не только талантливым деятелем в области литературы и языка, но и выдающимся философам, видным ученым своей эпохи.
В творческом наследии Юсуфа Баласагуни нашли свое отражение история развития тюркских племен, проблемы семьи, государства, права, морали, история международных отношений. В них глубокие раздумья мыслителей о явлениях природы, о жизни общества, человека, о разуме, нравственности людей. Анализ его творений свидетельствует о том, что Юсуф Баласагуни был привержен реалистической традиции: ему свойственны желание понять сущность различных явлений и процессов действительности, глубокое уважение человеческого разума, достижений передовой культуры и образования, стремление связать теорию и практику и рационально обосновать возможность разрешения социальных проблем, характерных для общества того времени.
Изучению наследия Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари посвящен ряд работ историков, литературоведов и языковедов. Определенный вклад в исследование трудов мыслителей внесли также философы. В этой связи следует выделить труды таких ученых, как А.А. Алтмышбаев, А.И. Нарынбаев, O.K. Козубаев и другие.
Юсуф Баласагуни был одним из видных просветителей своего времени, неутомимым проповедником реалистических идей. Его жизнь прошла в основном в культурных центрах Караханидского каганата - Баласагуне (он был расположен вблизи нынешнего города Токмок) и Кашгаре. Там он получил образование, приобретя глубокие знания по математике, астрономии, медицине, арабо-персидской литературе, теории рифмы, истории и географии. Был высокообразованным человеком в области философии. Исследуя идейное содержание наследия мыслителя, можно убедиться в осведомленности его о трудах аль-Фараби, Бируни, Ибн Сины (Авиценны), об их мировоззрении вообще, философских взглядах в частности, а также через их работы - о трудах таких представителей древнегреческой философии, как Арасту (Аристотель).
Поэма «Кутадгу Билиг» как выражение общественно-философских взглядов
й философия
Поэма «Благодатное знание» - выдающееся произведение ранней тюркоязычной литературы (11 век). По жанру труд Юсуфа Баласагуни относится к широко распространенным на Востоке сочинениям назидательно-дидкатического характера, произведениям этико-моралистической направленности. «Кутадгу Билиг» написано в жанре месневи, т.е. стихами, каждый из которых состоит из двух полустиший, рифмующихся между собой. Такие стихи в арабской литературе называются бейтами, (арабск. bajt – дом). Общее число бейтов в «Благодатном знании» - 6645 в основной части сочинения и 77 в стихотворном предисловии.
Все описанное в «Благодатном знании» зиждется на основах ортодаксального ислама и морально-правственных предписаниях шариата – свода уложений, регклировавших юридические и морально-этические отношения мусульман.
Поэма Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание") как этико-дидактическое произведение представляет собой один из крупнейших тюркоязычных памятников светской литературы восточного средневековья. Она написана на тюркском языке в форме назидания для государей. В ней поднимаются не только социально-этические, но и многие философские проблемы, характерные для духовных исканий мыслителей средневековья. В связи с этим А.Н. Кононов справедливо отмечал:
«При всей своей моралистической направленности "Кутадгу билиг" не является и не может считаться, как иногда ка этом настаивают, книгой сухих этико-дидактических наставлений и поучений. Это - философское произведение, в котором анализируются смысл и значение человека в обществе».
Аналогичную мысль высказал А. Эркебаев:
«В поэтических текстах "Дивана" обнаруживается не только мусульманское восприятие мира, но и более глубокое, более фундаментальное осмысление бытия, которое впоследствии прокладывает путь к философскому контексту "Кутадгу билиг" Ю. Баласагунского ».
Конечно, религия, в частности суфизм, как религиозное течение, сыграла большую роль в формировании философской мысли Юсуфа Баласагуни. Поэтому его раздумья о мироздании, морали, судьбе человека не отличались последовательностью: реалистические элементы в них причудливо переплетались с идеалистическими, утопическими.
Однако поэму "Кутадгу билиг" не следует рассматривать как произведение, оторванное от реальной жизни.
Юсуф Баласагуни попытался в основном с реалистических позиций осмыслить вопросы государственного управления, политики, смысла жизни человека, научно подойти к проблемам математики, астрономии. Мыслитель в своей поэме широко и рационально использовал народную мудрость, тюркский фольклор, пословицы, поговорки, крылатые слова. В своей этике Юсуф нередко проповедует мораль именно земного человека, правдиво описывает его переживания, призывает стремиться к счастью.
Юсуф Баласагуни является также сторонником идеи о возможности и необходимости познания окружающего мира во всем его многообразии. Познание законов бытия должно сопровождать деятельную жизнь человека. Признание познаваемости мира лежит в основе его гносеологической теории и поэтому естественно стремление "познать загадки семиярусного неба"1. В этом отношении поэт-мыслитель близок к теориям познания представителей школы Ибн Сины, утверждавших, "что рациональным путем можно познать все без исключения, начиная от сущности и причины ощущаемых, конкретных вещей до сущности самого высшего порядка и причины самой последней инстанции"2.
Вера в силу человеческого разума, в способности человека познать все многообразие мира находилась в противоречии с ортодоксальным исламом, который принижал роль разума в угоду вере. Юсуф Баласагуни в своих философских воззрениях не ставит никаких границ человеческому разуму, его способности проникать в сущность вещей. Познание действительности окружающего мира, по его мнению, представляет собой неисчерпаемый и бесконечный процесс:
Познание - море без края и дна, как воду не черпай, она не уйдет!
Конечно, названные выше гносеологические идеи Юсу фа Баласагуни, проникнутые глубоким гуманизмом, были высоко-прогрессивны для его эпохи. Однако в силу исторических условий они страдают известной непоследовательностью и ограниченностью. Процесс познания у Юсуфа носит в основном иррациональный характер, т.е. он понимал его метафизически, лишь как прямое, непосредственное отражение предметов и явлений в сознании человека. Весь процесс познания сводится мыслителем к простому количественному накоплению знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Вместе с тем Юсуф Баласагуни выдвигал мысль о решающей роли познания в жизни людей, был сторонником возможности и необходимости познания объективной реальности. Его идеи о способности человека к познанию окружающего мира во всем его многообразии в условиях средневековья являлись принципиально смелыми, ибо высшая оценка значения разума, в противовес всяким попыткам его дискредитации, была прогрессивным явлением.
Конечно, поэма "Кутадгу билиг" - прежде всего этико-дидактическое произведение. Поэтому в ней наиболее обстоятельно раскрыты этические проблемы. Их особенности заключаются в том, что основные понятия морали персонифицированы в образах главных героев поэмы: Кюн-тогды-элик (Солнцем рожденный правитель) -символ справедливости, Аи Толды (Полнолуние) -символ счастья, Огдулмыш (Восхваленный) - символ разума и Огдурмыш (Пробужденный) - символ Довольства и благополучия. Таким образом, «Баласагуни вычленяет важнейшие этические категории, делает попытку систематизировать кардинальные добродетели, соотнося их с остальными этическими понятиями. Подобно четырем элементам Вселенной, Юсуф в "социальном космосе" также выделяет четыре "первоначала , т.е. человеческие ценности, которые организуют и цементируют человеческое общежитие».
Развивая эту тему, Юсуф Баласагуни утверждает, что чрезвычайно велика воспитывающая роль примера, подражания, поэтому в воспитатели следует брать людей достойных -"хорошего и правдивого нрава". Он обращает особое внимание на эти принципы домашнего воспитания. Роль воспитателя состоит в том, чтобы прививать добрые привычки. В этой связи следует сослаться на теорию так называемого имитационного поведения, которое настолько властно, что действует помимо сознания и на глубинные слои подсознания.
Таковы черты философской мысли Юсуфа Баласагуни. Его взгляды на природу и общество несут в себе элементы позитивизма, для них характерны рационалистический подход к осмыслению процессов, происходящих в природе и обществе, признание важной роли материальных факторов.
Мировоззрение поэта-мыслителя - синтез культурных достижений XI в. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны этого периода. Пантеистическое учение, развитое мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами и явлениям природы и общества, содержало в себе большие возможности для отрицания иррациональных идей. Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли Юсуф Бала-сагуни колебался, допуская немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики.
Достарыңызбен бөлісу: |