Казахская философия: история и методология вопроса
Заурбекова Лазира Расылхановна
доцент, к.филос.н., КазНАУ, Алматы
Коянбаева Гульнар Ромсеитовна
доцент, к.филос.н., КазНПУ, Алматы
l.zaurbekova@gmail.com
Актуализация любой философской проблемы всегда обусловлена целым рядом причин как внутреннего, так и внешнего свойства. Это относится и к анализу проблем развития казахской философии. Два десятка лет независимого существования Казахстана очень многое изменили не только в структуре экономических, политических, социальных условий жизни казахстанцев, но и вызвали ряд важных изменений и в духовной сфере, в частности, привели к возрождению интереса к ценностям традиционной культуры казахского народа. В том числе возрос интерес и к истории формирования и развития казахской философии. Нельзя сказать, что данная проблема никогда не оказывалась в поле зрения философов Казахстана прежде. Но определенные исторические условия не способствовали глубокому анализу феномена казахской философии. Диктат коммунистической идеологии препятствовал адекватному анализу глубинных пластов национальных культур. Поэтому в советское время были лишь отдельные работы, посвященные изучению традиционной казахской культуры и философии. И мы с благодарностью должны отметить труд этих ученых: К.Бейсембиева М.Бурабаева, С.Каскабасова, А. Маргулана, О. Сегизбаева, К.Нурлановой и др. приложивших немало усилий для изучения проблем казахской философии.
Исследование философского творчества казахов имеет не столь длительную историю, но уже характеризуется разнообразием концептуальных подходов, богатством интерпретаций, а также устойчивыми традициями в форме сложившихся стереотипов « прочтения» наследия оригинальных мыслителей. Одной из объективных тенденций историко-философского процесса является обращение к собственным истокам, диалог между современной философией и философскими интенциями прошлого. Каждое новое историческое поколение, сохраняя преемственность, сложившиеся философские взаимодействия, анализирует философский опыт предшественников сквозь призму актуальных проблем своей эпохи и, таким образом, привносит адекватные последней исторические смыслы.
Обращение к проблеме истоков, мировоззренческих оснований, культурных и идейных начал казахской философии происходит в контексте развивающегося в Республике Казахстан процесса духовного национального возрождения и межкультурной интеграции. Подобное исследование актуально в связи с необходимостью восстановления целостности исторического процесса этно- и культурогенеза казахов.
Не случайно начало XX века в отечественной философии ознаменовалось появлением ряда работ, поставивших вопрос о необходимости исследования такой национальной формы философствования как казахская философия. В настоящее время актуальной для философии является проблема ее взаимодействия с национальной традицией, определяющая, характер и содержание философской парадигмы в пространстве культуры. В свою очередь, национальная философская традиция артикулирует и выдвигает на первый план мировоззренческие функции философии. В связи с этим, в понятийных философских системах воспроизводятся противоречия действительной жизни, обобщаются новые умонастроения, содержание индивидуального и общественного сознания.
Культурологический подход, применяемый в современных историко-философских исследованиях, раздвигает границы понимания особенностей
национальных способов мышления, рассматривающего специфику философствования в широком культурно-историческом контексте. В этих условиях появилась возможность осмысления иных форм философствования, философствования вне европейской традиции, длительное время считавшейся классическим образцом, эталоном философии, а также, проблемы многообразия национальных форм философствования.
История философии, рассмотренная сквозь призму национальных философских традиций, существенно обновляет категориальный и методологический инструментарий историко-философского исследования, позволяет представить философские дискурсы в единстве и многообразии. Обсуждение национальных особенностей философии актуализировалось в
отечественной литературе последнего десятилетия, прежде всего, в связи с освоением и открытием для себя «закрытого» идеологическими табу мира казахской философской культуры. Многолетняя дискуссия о самобытном характере казахской философии сформировала два подхода в видении данной проблемы: казахская философия как казахское проявление мировой философии (находится еще в стадии формирования) и казахская философия как наиболее яркое выражение неклассической парадигмы в философии.
Сложность изучения национальной традиции состоит как в ее многомерности, так и в том, что она вплетена в опыт повседневной жизни. Поэтому национальная философская традиция нуждается в специальной реконструкции. Изучение национальной философской традиции предполагает соблюдение некоторых принципов, которые позволяют избежать двух крайностей в трактовке этого явления - «национального редукционизма» и полного игнорирования национальной детерминации философского процесса. Оба этих подхода существуют в современной литературе, анализирующей процессы становления и развития казахской философии.
Казахская философия в широком смысле - совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Традиционная культура казахского общества имеет свои глубинные смыслы понимания мира и оценки человеческого бытия.. По способу передачи своего содержания культура имеет временной срез, обращаясь к ней и возвращая традиционную культуру, мы предоставляем ей роль собеседника в диалоге культур, и вопрошаем к ней в поиске первоначального смысла бытия человека в мире.
Становление философской традиции — это всегда целая историческая эпоха. Философия как своеобразная сфера духовной активности человека обретает свое «лицо» в мире национальной культуры, достигшей определенного рубежа зрелости. Любовь к мудрости, проявляющаяся в самых различных областях культурного творчества народа, пройдя испытание историческим временем, находит выражение в собственно философском опыте, в постепенно складывающейся традиции философской культуры. Философия становится неотъемлемой частью той или иной национальной культуры. Какими бы уникальными чертами не обладал «национальный» опыт философствования, отражая особенности культурно-исторического бытия народа, он уже изначально универсален, обращен к вопросам и проблемам в подлинном смысле общечеловеческим. Иными словами, философия может иметь свою, неповторимую судьбу в различных национальных традициях, но при этом, остается философией, избирая и проходя собственный, философский путь постижения истины.
Казахская философия представляется исследователями частью мировой философской мысли, но, в тоже время признается, что она развивалась, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. Характерными чертами казахской философии являются: специфическая форма выражения философских мыслей, большая роль проблем морали и нравственности, конкретность, понятность простому народу. В качестве ее основных проблем выступают, по мнению исследователей - проблема человека, проблемы морали и нравственности, проблема социальной справедливости, проблема идеального общества, проблема будущего казахского народа.
В работах таких казахстанских философов, как О.А. Сегизбаев, М.С. Орынбеков, А.К. Касабек, А.Х. Касымжанов, А.Н. Нысанбаев, И.Е. Ергалиев, С. Акатай, М.С. Бурабаев, Г.Е. Есим, К.Ш. Нурланова, А. Тайжанов, Т.Х. Рыскалиев, Т.Х. Габитов, Г.Ж. Нурышева, С.Е. Нурмуратов и многих других исследователей раскрыты разнообразные стороны истории казахской философской мысли с древнейших времен до наших дней. Они утверждают, что философия казахов имела много общего с философией всего мира, но вместе с тем в ней отразились особенности казахской народной жизни. Философская традиция в самом широком смысле, - это целостная история философии, включающая и восточный, и западный философский опыт. Национальный тип философствования не сводится, стало быть, к сугубо этническим особенностям, и обоснование сложных проблем предполагает обращение к мировому философскому наследию. При изучении казахской философской мысли, основываясь на конкретно-историческом подходе, исследователи учитывают великие достижения и опыт мировой истории философии в целом, а также тюркского мира, в частности.
Изучение процесса формирования и развития казахской философии имеет целый ряд трудностей. Укажем на некоторые особенности изучения истории именно казахской философии, так как они связаны с самим объективным, т.е. имевшим место в реальной истории ходом развития казахской философской мысли. Особенности этого развития породили в свое время специфику казахского философствования, что и следует постоянно иметь в виду, знакомясь с наиболее важными страницами интеллектуальной истории Отечества. Среди казахстанских философов изучением этой проблемы занимался Муханмадияр Серикбекович Орынбеков. Как талантливый философ, специалист в области диалектической логики и истории философии М.С. Орынбеков оставил большой след в становлении казахстанской философской школы, опубликовал ряд научных трудов, которые являются в современных условиях фундаментальными произведениями в области изучения казахской философской мысли, философии религии и философии культуры. В своих трудах он доказал, что в казахской кочевой культуре существовало своеобразное духовное освоение мира. «Для казахского общества, - утверждает он, - характерно философствование в нефилософских формах на уровне универсалий мировоззрения, которые формируют человеческую деятельность. Потому восточные философемы утопают в традиционных, художественных и религиозных текстах …». С точки зрения современных представлений о философии и формах ее бытия в гуманитарном знании получает распространение подход о возможности существования философии в нефилософских, специфических формах, что характерно, прежде всего, для восточных, в том числе тюркских духовных формообразований. Последние интерпретируются в контексте своеобразия, неповторимости и уникальности духовного мира тех или иных народов и культур.
Историчность культуры имеет особую ценность в национальном самосознании и воспринимается каждым человеком и выступает как высшая интеграция его ценностей. Понятие смысла жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социокультурной среды в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов. В природе казахского мышления человек не выделяется из природы, а значит, не противоречит ей, живет в гармонии с ней, т.к. он является частью ее. Данное положение предполагает возведение окружающей среды в ранг высшей ценности наряду с жизнью человека, имеющей смысл в познании. Казахский народ так же, как степь, был открыт веянию новых идей и отнюдь не чужд религиозной нравственности. Ментальность казахских номадов определялась толерантным отношением к другим этносам и культурам. Это обусловлено тем, что на территории Казахстана существовали зороастризм, христианство, ислам.
Исследователи казахской философии сходятся во мнении, что история казахской философской мысли складывается из нескольких крупных исторических периодов, которые отличаются друг от друга характерными специфическими чертами. Тюркский период является важным и значительным для понимания культуры казахов. В это время складываются основные понятия, мировоззренческие универсалии, характеризующие специфику отношений человека-номада к миру. Мировоззренческое ядро, сформировавшееся в тюркский период, сохранилось в составе ментальности казахов, несмотря на более поздние, привнесенные исторические и культурные наслоения.
Исследователи казахской философии отмечают, что в ходе своего многовекового развития казахская философская мысль приобрела устойчивые и весьма характерные особенности. При этом важно подчеркнуть, что особенности эти: антропоцентризм, этическая окраска и злободневность (постоянная потребность прояснить смысл истории и судьбу Казахстана). Ее отличают обращенность к смысложизненным (экзистенциальным) и нравственным вопросам, острое переживание исторического времени и судьбы страны в аспекте ее внутреннего духовного развития. Специфичным для казахского философствования стала ее акцентированная практическая направленность, когда средства философии направляются казахскими философами на конкретные, практические области жизни и рассматривается ими как “лекарство” или “рычаг” для лечения и переустройства “больной”, “неразумной” или несовершенной действительности. Всей казахской философии свойственен глубокий интерес к человеку, вопросам добра и зла, правды и справедливости.
Есть еще одна характерная для истории казахской философии особенности ее развития. Развитие казахской философии всегда происходило в теснейшем взаимодействии с поэзией, устным народным творчеством. Долгое время эпический жанр оставался главным способом существования философской мысли в казахском традиционном обществе. Толгау – раздумья – это обычно назидания, афоризмы (қанатты сөздер). Философ - жырау затрагивает важные общественные проблемы своей эпохи и стремится дать объяснение изменениям, происходящем в окружающем мире и в самом человеке, а также выражает свою позицию по вопросам морали и взаимодействия различных субъектов исторического процесса. Философские тексты в Казахстане появились значительно позднее, в отличие от классической западной и восточной философии. У казахов до середины 19 века философия выражалась не в виде собственно философских текстов, а иных своеобразных формах (модельно-изобразительных – наскальные изображения, символико-знаковых – тамги, родовые знаки, в устном народном творчестве). Собственно письменные философские тексты появились лишь со второй половины 19в. в связи с возникновением и развитием просветительского типа мышления.
Казахская философская мысль формировалась веками и имеет свою особую историю. Она прошла сложный путь становления от древних стихийных форм мышления до вполне зрелых современных философских концепций. Многовековые морально-нравственные ориентиры народа и утверждение определенных духовных ценностей в историческом процессе являлись основанием таких фундаментальных философско-этических полярных понятий в этническом миропонимании, как добро и зло, любовь и ненависть, благородство и подлость и других этических и метафизических категорий. Наиболее полно эти процессы были рассмотрены в творчестве О.А. Сегизбаева- сторонника идеи изучения философского наследия казахов. Он утверждает абсолютную важность анализа проблем традиций в философии, доказывая, что в общественно-политической и собственно философской мысли выдающихся мыслителей прошлого такие традиции существовали и оказывали неоспоримое влияние на формирование казахского национального самосознания. И даже служили основой этнической идентификации личности казаха. Традиция в философии, утверждает мыслитель, эта та часть идей предшествующих поколений, которая хотя и возникла в рамках определенных исторических условий, тем не менее, продолжает оказывать свое влияние на новые поколения людей, развиваются, подхватываются, обогащаются и используются при разрешении вполне современных проблем. Идеи, оторванные от традиций, зачастую оказываются нежизнеспособными. При этом традиционный характер носят не только идеи, но и направления, тенденции их развития. Все это в полной мере применимо и к традициям казахской культуры.
Изучение казахской философии затрудняет недостаток достоверной информации в силу особенностей кочевого мышления. Мы не можем оперировать трактатами, письменными источниками в силу их отсутствия. Эмпирическая база для анализа казахской философии это - символико-знаковая система, используемая как средство коммуникации, устное народное творчество, дискурсивный материал творчества жырау, собственно философские тексты, появившиеся лишь в Х!Х веке в рамках просветительской культуры. Соответственно, можно утверждать, что есть обширный материал для теоретического анализа становления казахской философии. Это и было продемонстрировано ученым в своих произведениях, где он попытался «познакомить интересующихся с глубинным течением мысли выдающихся деятелей исторического прошлого и по возможности воссоздать подлинную картину историко-философского процесса в Казахстане в высших интересах полного восстановления и развития его лучших традиций».
В современных условиях систематическое исследование казахской философской мысли находится в своей начальной стадии. Исследователями казахской философии достигнуты определенные успехи в освоении этой трудной, но благодатной темы. Они представили модель национальной философской традиции, как устойчивого способа передачи исходных установок национального мировоззрения в эволюции философской мысли. Выделены основные параметры различия национальных философских традиций, к которым относятся источники формирования, специфические идеи, выражающие связи между различными этапами философской эволюции и различными культурными традициями, особый статус философского познания в его соотнесении с иными типами мыслительной деятельности данного сообщества, общая картина мира, определенная для данного сообщества иерархия социальных ценностей. Ученые демонстрируют, что в любой социокультурной системе национальная философская традиция в качестве интегративного фактора задает критерий культурной идентичности, постоянно воспроизводит оценочные смыслы исторического прошлого, стабилизирует отношения внутри социума между различными поколениями.
Активное теоретическое освоение народной мудрости, духовных заветов мыслителей казахской степи способствует раскрытию нравственного потенциала народа, выявляя самые позитивные ценностные стороны культурного и духовного наследия. Именно такого рода актуализация потенциала философского наследия казахского народа становится значимой в современных условиях глобализации.
Литература:
Книга слов // Абай. Записки забытого // Шакарим; Пер. с каз. К. Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. – Алма-Ата: Жазушы,1992.
Акатаев С.Н. Мировоззренческий синкретизм казахов, А., 1994.
«Человек и мир. Казахская национальная идея». Алматы, 1994.
Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов.- Алматы:1994.
Орынбеков М.С. Философские воззрения Абая , Алматы : Білім, 1995.
Орынбеков М.С. Ежелгі қазак, дуниетанымы. А.,1995.
Есим Г. Наука совести Алматы : Раритет, 2008.
Есим Г. Философский трактат об Абае Алматы 1987.1-III т.
Қазак даласының ойшылдары. А., Ғылым., 1995.
Сегизбаев О.А. Казахская философия. XV-XX в. А., 1996.
Хасанов М.Ш., Каракозова Г. Космос казахской культуры. А., 1994.
Мағауин М. Ғасырлар даналығының белестері. 1992.
Нурланова К.Ш. Человек и мир. А., 1995.
Нурышева Г.Ж. Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века. 2002г.
Шакарим. Три истины. — Алматы, 1994.
ЗАЯВКА
на участие в
Достарыңызбен бөлісу: |