Образы человека в истории античной философии Значительный шаг вперед в осмыслении проблемы человека представляет древнегреческая натурфилософия.
Уже представители милетской школы (VI-V вв. до н. э.) высказывали догадки о естественном эволюционном характере возникновения и развития человека. Так, согласно Анаксимацдру, первый человек произошел от живых существ другого рода. В свою очередь, Демокрит из Абдер полагал, что членораздельная речь возникла в ходе общения живых существ между собой и их деятельного отношения к миру, а не как результат божественного творения. Изменившиеся условия жизни людей заставили их защищаться от холода, находить новые способы добывания пищи. В рамках подобных представлений о развитии человеческого существа формировалось и новое понимание природы души человека, которая стала соотноситься не только с телесной субстанцией, но и, как это было, например, у Гераклита, с логосом, т. е. порядком, законом, мышлением, некоей идеальной сущностью. Важное место занимают проблемы человека в учении софистов. Через столетия до нас дошло их крылатое выражение: человек является мерой всех вещей. Основатель школы софистов Протагор одним из первых выдвинул положение, согласно которому человек - это главный критерий всего существующего.
О человеческой природе П.А.Гольбах ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723–1789) – французский философ немецкого происхождения (барон), родившийся в Германии, по воспитывавшийся и проведший свою сознательную жизнь в Париже, иностранный почетный член Петербургской академии паук (1780). Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. Гольбах является автором "Естественной политики, или Бесед об истинных принципах управления" (1773), а также ряда атеистических памфлетов: "Разоблаченное христианство", "Карманное богословие", "Здравый смысл" и др. Гольбах систематизировал взгляды французских материалистов XVIII в. Такая систематизация осуществлена в его объемном труде "Система природы". Эта книга, в создании которой, по всей вероятности, принимал участие Дидро и, возможно, некоторые другие участники его кружка, впервые была опубликована в 1770 г. под именем Мираба (умершего в 1760 г. члена Французской академии) в Амстердаме (на титуле был указан Лондон).
Проблема человека в философии
Проблема человека - традиционно одна из центральных в философии.
Человек - биосоциальное существо, способное к аналитическому мышлению, созданию и использованию орудий труда, которое обладает определенной сущностью, отличающей его от всего окружающего мира.
Человек имеет биологические и социальные признаки, которые в равной мере определяют его поведение и процесс самоидентификации.