В. О. Бернацкий – доктор философских наук, профессор;
В. А. Евдокимов – доктор политических наук, профессор;
О. М. Зуева – доктор медицинских наук, профессор;
Г. В. Косяков – доктор филологических наук, профессор;
О. Ю. Патласов – доктор экономических наук, профессор;
С. Н. Рягин – доктор педагогических наук, профессор;
Е. П. Щербаков – доктор психологических наук, профессор;
Д. М. Радичка – кандидат экономических наук, профессор;
О. В. Попова – кандидат филологических наук, доцент;
Э. Б. Хвецкович – кандидат технических наук, доцент
Редактор Г. А. Диль
Компьютерная верстка и техническое оформление Г. А. Диль
За достоверность фактического материала и научную ценность статей ответственность несут
авторы и рецензенты.
Адрес редакции: Омск-105, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.
Тел./факс 28-47-37. Е-mail: nou_ogu@mail.ru, http://journal.omga.su
Подписано в печать 20.12.11. Формат 84х108/8. Уч.-изд. л. 16,47. Печ. л. 20,25.
Тираж 500 экз. (1-й завод 1–100). Заказ № 76.
Полиграфический центр издательства НОУ ВПО «ОмГА».
Омск-105, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.
РАЗДЕЛ 1
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 327.2
Н.Н. Васильева
Омская гуманитарная академия
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?
Рассматривается процесс глобализации и его влияние на современный мир. Изучаются различные подходы к трактовке понятия «глобализация». Определяются основные направления в инфраструктуре государства, подвергающиеся влиянию процессов глобализации.
Ключевые слова: глобализация, культура, мировая политика, экспансия, локализация.
Процесс глобализации – мировой процесс, который определяет будущее развитие человечества [1, с. 193]. Глобализация понимается как категория геополитики и политологии, обозначающая тенденции диффузии культурных и политических образцов и интеграции экономической деятельности подразделениями транснационального капитала во всемирном масштабе [2, с. 661].
Естественно, там, где в качестве субъектов мировой политики выступает множество государств и негосударственных акторов, не может быть единого подхода в трактовке и оценке общественно-политических феноменов и процессов, в том числе глобализации. Поэтому в оценке самого понятия «глобализация» в научном обществе нет единства. Одни рассматривают ее как прогрессивное движение человечества к универсальному единению. Другие усматривают целенаправленную политику насаждения во всем мире западно-центристских ценностей, установок и образа жизни, попытки проталкивания нового империализма и неоколониализма под гегемонией США. Более того, мы являемся свидетелями появления на авансцене мировой политики так называемого движения антиглобализма, приверженцы которого рассматривают глобализацию как результат чуть ли не заговора ряда наиболее индустриально развитых стран, стремящихся к мировому господству.
Одни рассматривают глобализацию как новую форму экономического и культурного империализма и колониализма, другие – как вестернизацию или американизацию [3, с. 397–398].
Р. Робертсон расширил определение глобализации, выдвинув тезис о том, что глобальная взаимозависимость национальных экономик и государств является лишь одним из аспектов глобализации, тогда как второй аспект – глобальное сознание индивидов – столь же важен для превращения мира в «единое социокультурное место».
Робертсон выявляет две направленности глобализации:
1) глобальная институционализация жизненного мира, которая толкуется как организация повседневных локальных взаимодействий и социализации непосредственным (минующим национально-государственный уровень) воздействием макроструктур мирового порядка. Указанное воздействие происходит под действием трех факторов: экспансии капитализма, западного империализма, развития глобальной системы масс-медиа. В совокупности действие этих факторов оборачивается экспансией «общечеловеческих ценностей», распространением стандартных символов, эстетических и поведенческих образцов глобальными сетями СМИ (например, CNN и MTV) и ТНК (например, Coca-Cola и General Motors);
2) локализация глобальности [4, с. 15–17], которая призвана отразить тенденцию становления глобального не «сверху», а «снизу», то есть локальное – через превращение взаимодействия с представителями иных государств и культур в рутинную практику, через включение в повседневную жизнь элементов инонациональных, «экзотических» локальных культур. В локальных сообществах такие категории, как «международные отношения», «столкновение цивилизаций», «транснациональная корпорация», становятся практическими категориями взаимодействия и термин «глобальное» здесь означает не только «интернациональное», но и «субнациональное», и даже «локальное» в той степени, в какой последнее глобализует – превращает повседневную жизнь людей в переживание глобального [5, с. 76–77].
То есть, по мнению Р. Робертсона, глобализация связана со «сжатием мира и интенсификацией мирового сознания как единого целого» [3, с. 399].
У. Бек вводит категорию транснационального социального пространства, которая по своему теоретическому смыслу является полным аналогом «единого места» Робертсона. Глобализация, согласно Беку, означает «не связанные границами повседневные действия в различных измерениях экономики, информации, экологии, техники, транскультурных конфликтов и гражданского общества…». Под общим названием «глобализация» Бек понимает процессы в сферах политики, экономики, культуры, экологии и др., которые, по его мысли, обладают собственной внутренней логикой и не редуцируемы один к другому. В политической сфере глобализация означает «размывание» суверенитета национального государства в результате действий транснациональных акторов и создания ими организационных сетей. В экономике глобализация означает наступление денационализированного, дезорганизованного капитализма, ключевыми элементами которого являются выходящие из-под национально-государственного контроля ТНК и спекуляции на транснациональных финансовых потоках. В культуре глобализация означает глокализацию, то есть взаимопроникновение локальных культур в транснациональных пространствах, каковыми являются западные мегаполисы – Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Берлин и т.п. [6].
У. Андерсон определяет глобализацию как «поток конвергирующих сил, которые создают подлинно единый мир». Как считают некоторые авторы, глобализация предполагает детерриториализацию социальных и в особенности политических реальностей, что проявляется в размывании национальных границ и увеличении значения наднациональных начал [3, с. 399].
М. Уотерс трактует глобализацию как совокупность тенденций, ведущих к детерриториализации социального и обусловленных экспансией символических обменов. Фундамент теории глобализации, согласно Уотерсу, это – концепция отношения между социальной организацией и территориальностью [7, с. 7]. Отношение это в каждый исторический момент детерминируется одним из трех типов обмена: материальным (экономическим), политическим, символическим. Материальные обмены имеют тенденцию к локализации социальных отношений: производство товаров предполагает концентрацию в одном месте рабочей силы, капитала, сырья; взаимодействие в режиме «лицом к лицу» при управлении процессом труда и при оказании услуг. Политические обмены имеют тенденцию к интернационализации – территориальной экспансии социальных отношений: осуществление власти предполагает контроль над подчиненным населением, занимающим данную территорию, и гарантии суверенности этого контроля, получаемые посредством взаимодействия с инстанциями власти за пределами данной территории. Символические обмены имеют тенденцию к освобождению социальных отношений от пространственной ограниченности: процесс создания и трансляции интеллектуальных и эстетических символов может относительно легко перемещаться и осуществляться между территориально удаленными индивидами или группами [5, с. 78–79].
Глобализация общества – процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Экономика и политика глобализуются в той мере, в какой «пронизаны» символическими обменами.
В наибольшей степени подвержены глобализации те «измерения» экономики, в которых преобладает «символическое опосредствование» отношений – финансовый рынок и потребление, движимое принципами консьюмеризма. Гораздо менее глобализованы товарное производство и рынок труда [7, с. 89–90].
Таким образом, культура – это наиболее глобализованная сфера, поскольку в ней социальные отношения максимально символизированы и, следовательно, могут осуществляться без привязки к конкретной территории. Помимо этого, глобализация культуры посредством потоков симулякров передается в сферы экономики и политики, вызывая там интенсификацию глобализации [5, с. 79].
В итоге глобализация – это результат прежде всего глубинных сдвигов в самой инфраструктуре основных направлений и тенденций социально-экономического, информационно-телекоммуникационного, экологического, демографического, социокультурного, политического, мировоззренческого развития современного мира.
Ее суть и неизбежность в конечном счете не зависят от воли, интересов, симпатий и антипатий носителей тех или иных идеологических, идейно-политических, мировоззренческих и иных ценностей, принципов, установок, от воли, целей и интересов тех или иных социально-политических сил, группировок, государств и т.д. Они могут лишь тормозить или ускорить, в той или иной степени изменить какие-нибудь ее аспекты и векторы развития, преследовать цель поставить ее на службу своих интересов и т.д., но они не способны отменить реальность этого феномена, составляющую основополагающую доминанту развития современного мира [3, с. 399].
Также необходимо различать глобализацию как исторический процесс, имеющий место во всей истории человечества, и глобализацию как проект, идею развития человеческого общества. Глобализация как исторический процесс прежде всего связана с самоорганизацией (синергией) жизнедеятельности. Процессы транскультурной глобализации – постоянно действующие тенденции социокультурной жизни человечества [1, с. 193].
В полной мере новая волна глобализации проявила себя только в 1990-е гг. Те факторы глобализации, которые имели место в предшествующий период, получили дополнительный импульс после окончания «холодной войны» и преодоления идеологического, политического и экономического раскола мира [2, с. 630].
Итак, под глобализацией следует понимать всестороннее сближение и интеграцию всех стран мира в технологической, информационно-культурной, экономической и политической сферах. Наиболее сильно глобализация проявилась в политической сфере. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики.
Таким образом, глобализация сегодня играет огромную роль в формировании и становлении общественных отношений на мировой арене. Данный процесс ведет человечество к созданию единого социокультурного мира, которое протекает через политику насаждения западно-центристских ценностей, установок, образа жизни и проталкивание нового под гегемонией США. Глобализация выступает в роли механизма, где происходит стирание национальных границ между государствами, размывание суверенитета, преобладание культуры над экономикой и политикой, экспансия символических обменов, а также контроль и спекуляция транснациональными финансовыми потоками, что приводит национальные государства к зависимости и беспомощности при дальнейшем развитии и существовании. И главным «героем» является общество, через которое происходит внедрение и продвижение процессов глобализации. В итоге тормозятся процессы развития государства, т.к. данный феномен затрагивает все секторы жизнеустройства, что постепенно может привести к упадку страны. Следовательно, процесс глобализации приносит и в нашу жизнь, и в современный мир больше негативного, чем положительного. Таким образом, глобализация преследует «злой» умысел. Сегодня изучение данной проблемы является новым и актуальным.
Библиографический список
1.
Алексеева, А.В. Некоторые современные аспекты проблемы глобализации мира / А.В. Алексеева, А.В. Юрченко // Известия Таганрогского гос. радиотехнич. ун-та. – 2005. – № 9. – С. 193.
2. Политология : учебник / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М. : Юрайт, 2010. – С. 630, 661.
3. Гаджиев, К.С. Политология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / К.С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2011 – С. 397–399.
4. Robertson, R. Mapping the Global Condition: Globalization as the Central Concept / R. Robertson // Global Culture. – London : Ed. by M. Featherstone, 1990. – Р. 15–17.
5. Бобров, Е.Е. Теоретические подходы к исследованию процессов глобализации / Е.Е. Бобров // Научный Вестник МГТУ ГА. – 2007. – № 113. – С. 76–79.
6. Beck, U. Was ist Globalisierung? / U.Beck. – Frankfurt ; M., 1998. – Р. 28–55.
7. Waters, M. Globalização / M. Waters. – Oeiras, 1999. – Р. 7, 89–90.
© Васильева Н.Н., 2011
Автор статьи – Надежда Николаевна Васильева, аспирант, Омская гуманитарная академия, e-mail: winen2007@rambler.ru.
Рецензент – О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.
УДК 32.019.51
В.А. Евдокимов
Омская гуманитарная академия
МОНОЛОГ, ДИАЛОГ И ПОЛИЛОГ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье рассматривается использование масс-медиа традиционных форм устной публичной речи, открывающее субъектам политического процесса возможности влияния на отношение граждан к общественным ценностям, идеям, концепциям. Автор выделяет функции, выполняемые формами устной публичной речи в политической коммуникации.
Ключевые слова: коммуникация, масс-медиа, политика, публичная речь.
Масс-медиа широко используют традиционные формы устной публичной речи – монолог, диалог и полилог, т.е. разговор при слушателях и зрителях для налаживания политической коммуникации. Тем самым перед субъектами политического процесса открываются возможности взаимодействия с аудиторией, влияния на ее отношение к общественным ценностям, идеям и концепциям, явлениям действительности, на модели ее поведения.
Существуют различные определения «публичной коммуникации». Она понимается как вид устного общения, при котором сведения в обстановке официальности предлагаются значительному количеству «потребителей». По мнению английского исследователя П. Уилби, публичная коммуникация – это передача информации общественности и ее получение общественностью. К этим сообщениям имеет доступ любой член общества, и они являются социально значимыми. При этом информация обладает публичным статусом [1, с. 71].
Публичная коммуникация, действительно, часто осуществляется в обстановке официальности (монолог крупного политического деятеля или телевизионные, радиоинтервью с руководителями государств, парламентов, правительств), однако далеко не всегда. Ю. Хабермас подчеркивал, что публичная сфера есть неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения [2, с. 820]. В деятельности, осуществляемой в публичной сфере, наряду с членами политических партий, лоббистами и членами парламента или правительства, представителями групп интересов участвуют журналисты. Они не могут не учитывать специфику процесса конвергенции, получившего распространение в сфере массовой информации во второй половине ХХ в. Количество официальных материалов в масс-медиа сокращается. Такие жанры, как инфотейнмент (от английских слов information + entertainment) и эдьютейнмент (education + entertainment), связали разнообразную информацию с развлечением.
Не является исключением и сфера политики. Стремление вызвать интерес публики к политическим событиям и явлениям, диалогу с государственными чиновниками и партийными деятелями вынуждает журналистов в большей степени заботиться о создании в теле- или радиостудии в ходе интервью или диалога при слушателях и зрителях атмосферы непринужденности, свободного обмена мнениями, в которой достигается высокий уровень взаимопонимания (речь идет не только о слушателях, но и о зрителях, которые воспринимают и оценивают не только смысл речи публичных деятелей, но и интонацию, мимику, жесты, с помощью которых лидер также передает отношение к обсуждаемым темам). Чтобы добиться этого, авторы программ стараются избежать, когда это возможно, излишней официальности, внести элементы юмора, может быть, сенсационности в телевизионные интервью и дискуссии при участии политиков и при слушателях и зрителях. Нередко эмоциональная составляющая выступления политика в теле- или радиоэфире оказывает большее воздействие на аудиторию, чем предложенные на ее суд аргументы. В свете вышесказанного публичная коммуникация понимается автором как вид устного общения, при котором актуальная социально-политическая информация адресуется широкому кругу слушателей и зрителей.
Становление и развитие публичной коммуникации происходит в соответствии с интересами и запросами людей. Она зародилась в обществе, которое не имело письменности, и совершенствовалась в период возникновения государства, когда формировались ее отдельные типы, охарактеризованные Аристотелем (трактат «Риторика») как виды речи. Он выделил речь судебную, совещательную (в народном собрании) и показательную (на торжественном собрании). Ораторами в устных выступлениях преследовались такие цели, как объединение людей, обеспечение безопасности в будущем, поиск вариантов справедливого разрешения споров.
Эти же цели предпочтительны для участников публичной коммуникации и сегодня. Несмотря на то, что публичная коммуникация теряет самостоятельность (в сфере государственного управления позиция устной речи значительно ослаблена за счет укрепления роли письменной), в сфере властных отношений достаточно широко используются жанры публичного общения (интервью и дискуссии на телевидении или радио при участии политиков и при слушателях и (или) зрителях). Это происходит, по всей вероятности, потому, что устная публичная речь обладает рядом преимуществ в сравнении с письменной. Во-первых, устная речь может быть распространена по значительному количеству каналов информации. Чтобы убедить аудиторию в своей правоте, оратор использует не только умение красноречиво выражать мысли, но и мимику, жесты, интонации, то есть имеет, как отмечено выше, возможности эмоционального воздействия на слушателей и зрителей. Во-вторых, непосредственный диалог с получателями сообщений обеспечивает установление обратной связи и условия корректировки своего выступления для публичного деятеля. Использование форм устной публичной коммуникации ценно тем, что они позволяют людям успешно решать актуальные задачи в совместной деятельности, углублять постижение закономерностей объективного мира, осмысливать модели своего поведения и изменять их, развивать аналитические, интеллектуальные способности.
Возможности для углубленного изучения устной публичной речи открывает подход, в рамках которого речевая деятельность рассматривается как основа процесса коммуникации и предлагается оригинальная модель речевого акта, включающая в себя не только говорящего, слушающего, сообщение, но и цель, и результат этого действия. Данная теория способствует основательному осмыслению механизма употребления языка для достижения многообразных целей, возникающих в ходе социального взаимодействия [3, с. 13]. Действительно, лидер, участвующий в телевизионной или радиопрограмме, ориентирован на достижение максимально высокого результата, учитывает необходимость оказать влияние на представителей различных сегментов аудитории, чтобы побудить их поддержать его позицию и действовать тем или иным образом. Иной политик не гнушается провокаций в отношении оппонентов. При этом он рассчитывает, что если аудитория не сумеет осмыслить и усвоить особенности программы той или иной партии, то благодаря тому, что телевизионное, радиоинтервью или диалог при слушателях и зрителях приобретают оттенок или характер скандала, публика, возможно, хотя бы запомнит название политического объединения и имя его лидера.
Чтобы воздействие на социальные общности людей было наиболее сильным, политик выбирает эффективную в конкретной ситуации форму устной речи [4]. Публичный монолог востребован в сфере властных отношений, когда возникает необходимость в том, чтобы убедить людей в важности одобрения той или иной программы, например, в электоральной кампании или при принятии непопулярных решений. Аудитория может получить большое количество информации в ходе монолога официального лица, представляющего орган государственной или муниципальной власти, политическую партию. Однако этот жанр устной публичной коммуникации чаще всего не вызывает интереса социальных общностей людей, так как выступления официальных лиц либо насыщены известными гражданам сведениями, либо не отличаются объективностью, слабо отражают действительность.
Куда больший интерес аудитории масс-медиа вызывает публичный диалог. Он привлекателен тем, что участники общения равноправны, самостоятельны в суждениях (независима и аудитория, принимающая решение), и тем, что диалогические формы общения основаны на взаимодействии, а не на принуждении. Кроме того, обе стороны способны изменять характер взаимоотношений. Они могут быть доброжелательными и острыми, если в общении участвуют, например, представители различных этнических групп или социальных слоев. Эффективность участия публичных деятелей в диалоге, происходящем в теле- или радиоэфире, становится тем выше, чем терпимее они ведут себя по отношению к получателям информации, так как общение нацелено на достижение согласия в группе людей, формирование общей позиции. Однако следует учитывать, что в условиях политических кризисов публичные дискуссии сколь привлекательны для масс-медиа в борьбе за высокий рейтинг популярности, столь же небезопасны для общества: они приобретают крайне острый и враждебный характер и приводят к еще большему обострению ситуации, а не к разрядке напряжения и достижению согласия [5, с. 9]. Дебаты могут, впрочем, оказаться полезными даже в острой ситуации (благодаря этому получает выход часть отрицательных эмоций, накопленных участниками дискуссии и поддерживающими их представителями сегментов аудитории), если высока культура их участников и они способны проявить уважение к оппонентам, излагать свои аргументы, избегая оскорблений в их адрес.
Использование элементов монолога и диалога уместно в ходе пресс-конференции, на которой встречаются руководители органов государственной или муниципальной власти, частных предприятий, представители партий с журналистами с целью распространения важной социально-политической информации. Если в начале такого общения официальное лицо или руководитель частной компании (источник информации) в коротком выступлении, как правило, излагает те сведения, которые кажутся ему наиболее ценными, то затем он переходит к диалогу с участниками. Встреча с ними дает возможность источнику сообщений привлечь внимание общества к актуальным проблемам и темам, так как в подавляющем большинстве средств массовой информации, представленных на пресс-конференции, появляются отчеты о ней. Но часто обеспечить эффективность общения отправителя информации с журналистами не удается.
Это происходит потому, что информирование их оказывается неполным. Во-первых, за счет ограничения доступа на конференцию всех заинтересованных сотрудников масс-медиа во избежание вынесения на обсуждение «неуместных тем». Во-вторых, за счет предъявления требования участникам согласовать предполагаемые вопросы с пресс-службой органа власти или частного предприятия для создания благоприятных условий для источника сообщений.
Далеко не всегда бывает адекватным и отражение пресс-конференции в теле- и радиоэфире. Материалы электронных масс-медиа отличаются фрагментарностью, избирательностью в использовании фактов и тем. Немаловажна и квалификация журналиста, уровень его политической культуры. В репортаже о пресс-конференции (как правило, коротком) может быть уделено внимание какой-либо подробности, связанной со скандалом, но упущена важная для граждан информация.
Готовясь к выступлению в теле-, радиостудии, на пресс-конференции, политик продумывает детали своего выступления и заботится о его доходчивости. Учитываются такие элементы коммуникации, как кодирование (преобразование идей в символы и т.п.), сообщение (совокупность символов, направленных коммуникатором), каналы передачи (средства, с помощью которых сигнал передается от коммуникатора реципиенту) и декодирование (процесс, позволяющий получателю информации придавать смысл символам, поступающим от ее отправителя) [6, с. 59]. Чтобы облегчить восприятие речи и сделать ее декодирование успешным, оратор принимает во внимание особенности аудитории. Так, публике, имеющей низкие доходы и низкий уровень образования, он направляет такие символы, которые ей понятны, − «справедливость», «совесть», «повышение заработной платы». Если же оратор обращается к интеллектуально развитой части общества, он может использовать элементы книжной и научной лексики («державность», «суверенитет», «инновации»).
Чтобы обеспечить доходчивость публичной речи, публичными деятелями используются и элементы газетного стиля. Из него черпаются такие элементы, как штампы, сокращения и т.д. Уместны в речи оратора и компоненты официально-делового стиля, так как политик должен соответствовать своему статусу, быть способным убедить аудиторию в объективности распространяемой им информации. Он продумывает композицию выступления, использует конкретные факты, на их основе делает обобщения. Чтобы аудитория по достоинству оценила его доступность в общении, для создания атмосферы неофициальности, легкости и непринужденности, оратор использует элементы разговорного стиля [7].
Доходчивость, понятность публичной речи обеспечиваются и благодаря ее выразительности. С этой целью используется образность как элемент художественного стиля. Она выражает чувственное восприятие реальности, содействует достижению ожидаемой реакции людей на выступление публичного деятеля. Эмоциональная окраска высказываний обеспечивается за счет использования синонимов и эпитетов, различных форм экспрессивного синтаксиса.
Представляется, что формы устной публичной речи выполняют следующие функции в политической коммуникации. Во-первых, координационную, так как позволяют вырабатывать механизм оптимального взаимодействия лидеров, политических партий, управленческих структур, групп интересов с гражданами. Во-вторых, информационную. И в монологе лидера партии в теле-, радиоэфире, и в дискуссии, в которой участвуют представители различных объединений, люди могут почерпнуть многое, свидетельствующее о позициях сторон по поводу актуальных общественно-политических явлений и проблем. В-третьих, организаторскую. Устная публичная речь способствует формированию общественного мнения в связи с наиболее важными событиями жизни. Выполняется также функция политической социализации, так как устная публичная речь содействует становлению норм политической деятельности и политического поведения. Конечно, не на всех граждан лидеры оказывают сильное влияние, особенности речи и манера поведения иных из них могут отпугнуть часть граждан и усилить их недоверие к политике в целом. Формы публичной речи осуществляют и аналитическую функцию, так как в ходе телевизионной дискуссии аудитории предлагаются разные точки зрения на общественно-политические проблемы. Журналист-ведущий старается выявить аргументы участников.
Из жанров устной публицистической речи на телевидении и радио распространены интервью и дискуссия. Аудитория может вовлекаться или не вовлекаться в диалог ведущего и его собеседника. Ведущий определяет структуру диалога, выделяя несколько тем и облегчая восприятие программы для зрителей. Возможно и общение интервьюируемого со зрителями либо по телефону, либо с помощью Интернета. Как правило, организаторами телевизионного интервью приглашаются эксперты − ученые, экономисты, политики, журналисты, которые дают аудитории более или менее развернутое представление о проблеме. Учитывается социальный статус гостя студии (известный политик, лидер победившей на выборах партии, депутат и т.д.). В связи с этим можно выделить официально-формальное и неформальное интервью. В официальной обстановке обсуждается круг тем, связанных с политической деятельностью гостя студии и предложенных чаще всего им самим. В интервью, проходящем в неформальной обстановке, ведущий ставит цель не только осветить в той или иной степени политическую деятельность собеседника, но и раскрыть особенности его личности, расширяет круг затрагиваемых тем, может быть, предлагает рассказать о семье, увлечениях.
В телевизионной или радиодискуссии сталкиваются различные точки зрения на актуальную социально-политическую проблему. По утверждению Ю. Хабермаса, только благодаря содержательной, критической публичной дискуссии и обсуждению власть предержащих деятельность административной власти может быть подвергнута мониторингу и скорректирована «коммуникативной властью» граждан [8, с. 372]. Публичные дебаты привлекают внимание общества к анализируемой проблеме, но не ставят точку над «i». Они способствуют демократизации общества.
Формирование атмосферы взаимодействия отражается на особенностях обсуждения конкретной темы. В теории коммуникации для их изучения разработана система кодирования, позволяющая определять последовательность действий в решении проблем группой при помощи фиксации межличностных взаимодействий ее членов [9]. Согласно данной концепции каждое высказывание участников дискуссии может быть отнесено к одной из трех сфер. Во-первых, к эмоционально-позитивной, связанной с демонстрацией солидарности, повышением статуса другого. Во-вторых, к сфере, ориентированной на задачу, которая сопряжена с выражением мнений, указаний, предполагающих автономию другого. Взаимодействие в эмоционально-негативной области включает выражение несогласия, напряжения, принижение статуса другого.
С учетом этого перед журналистом и участниками дебатов стоят разные задачи. Как правило, ведущий нейтрален, но если он выражает симпатию одной из сторон, то это не укрывается от внимания аудитории. Участники политической дискуссии намереваются доказать собственную правоту, представить оппонента в негативном свете. Ведущий должен удержать их от взаимных нападок, упреков в некомпетентности, неискренности, попыток исказить иную позицию, подменить значимые аргументы общими, расплывчатыми высказываниями. Однако участники дискуссий далеко не всегда оказываются корректными по отношению к оппонентам. Российские политики часто в публичных дискуссиях допускают оскорбления в адрес оппонентов.
В ходе телевизионной и радиодискуссии может быть создана, как и на пресс-конференции, видимость откровенного диалога, когда приглашенному в студию политику задают только вопросы, которые доставляют удовольствие ньюсмейкеру комплиментарным характером. На часть аудитории даже такой диалог может оказать влияние, но другая ее часть испытывает разочарование.
Таким образом, жанры устной публичной коммуникации, несмотря на утрату ею самостоятельности, остаются востребованными современными масс-медиа. Ее развитие происходит в соответствии с потребностями людей, которые своевременно получают информацию об актуальных социально-политических процессах, различных взглядах, идеях, концепциях развития государства и общества, явлениях действительности. Особенно значительна роль дискуссий, которые являются неотъемлемым элементов жизни демократически развитого общества, содействуют формированию гражданской позиции людей. Успех публичной коммуникации зависит от способности отправителей информации учесть потребности представителей различных сегментов аудитории и влиять на людей, эффективно использовать лексику, почерпнутую из различных пластов языка, а также мимику, жесты, интонацию. Использование форм устной публичной коммуникации позволяет отправителям информации создать благоприятные условия для участия людей в эффективной совместной деятельности, познании закономерностей объективного мира, а также для объединения граждан, которые получают возможность корректировать модели своего поведения, совершенствовать способности.