Парфянское царство



Дата11.05.2022
өлшемі17,72 Kb.
#142696
Байланысты:
Сакральный Мангистау


Парфянское царство — древнее государство, располагавшееся к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территориях современных Таджикистана Туркмении, Ирана, Ирака, Афганистана и Пакистана. Возникло около 250 года до н. э. в сатрапии Парфия, подконтрольной Селевкидскому государству. Коренное население — парфяне. В период расцвета (середина I в. до н. э.) царство подчинило своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии. Просуществовало почти 470 лет и прекратило существование в 220-е годы н. э.
В произведении древнеримского историка Юстина «Эпитома сочинения Помпея Трога „История Филиппа“» приводится указание, что Парфянское царство основали скифы.
В китайских летописях Чжан Цянь Парфия называлась Аньси.

Из Бактрии, происходил и Аршак I Парфянский, основатель парфянской династии Аршакидов. Кочевые племена парнов (дахов) под его предводительством вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, расположенную на территории северо-восточного Ирана (238 г. до н. э.). В ходе долгих и кровопролитных войн парфяне подчинили себе почти всю территорию Ирана, Месопотамию, а на востоке — области, отвоёванные у Греко-Бактрии. В начале I в. до н. э. при парфянском царе Митридате II (123—88 гг. до н. э.) устанавливаются первые контакты парфян с римлянами; в дальнейшем Парфия становится главным противником Рима на Востоке. Борьба между ними идёт с переменным успехом: на поражения Красса и Антония (соответственно в 53 и 36 гг. до н. э.) римляне ответили походами императоров ТраянаЛуция Вера (соправитель Марка Аврелия, боевыми операциями не руководил, будучи лишь номинальным командующим) и Септимия Севера (115—117, 162—165 и 198—199 гг. н. э.), в ходе которых они трижды захватывали парфянскую столицу Ктесифон на реке Тигр. Изнурительные войны с Римом и отсутствие внутренней стабильности привели к ослаблению державы парфян. В этих условиях в провинции Парс (совр. Фарс) возвышается род Сасанидов, которые объявили себя наследниками персидских Ахеменидов. В 226 г. н. э. последний Аршакид царь Артабан V погиб в борьбе с Ардаширом (Артаксерксом) из рода Сасанидов.
Основание династии и создание царства
Согласно общепринятым концепциям, Андрагор, селевкидский наместник в области Парфия, отложился от центральной власти, провозгласив свою независимость, создав новое царство именуемое на греческий манер Парфией, по месту его расположения на северо-востоке современного Ирана и части южной Туркмении, известного по древнеиранским источникам как Апартик. Провозглашение независимости Андрагором совпало с вторжением племен дахов, главенствующую роль в котором играло племя — парны, из которого происходили и вожди дахов. С 247 года до н. э. принято отсчитывать начало парфянской эпохи в истории Ирана, зачастую ошибочно считая эту дату основанием Парфянского царства во главе с Аршаком. 247 г. до н. э. характеризуется началом вторжения дахов в пределы Парфянского царства, зачастую именуемую Царством Андрагора, дабы избежать путаницы с поздним Парфянским царством династии Аршакидов. Аршак I, вождь дахов, погиб спустя два года в битве с войсками Андрагора, и власть перешла в руки его младшего брата Тиридата, который продолжил завоевание Парфии, одержав победу, и, захватив власть в Парфии, короновался царем Парфии под именем Аршака II. Многие ученые именно Тиридата отождествляют с Аршаком I, ставя в заслуги именно ему многое из того, что ранее приписывалось Аршаку I.
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально искусство П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической культуры. В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. ц. были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. дон. э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1—3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части П. ц. распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы), мелкая пластика (в Маргиане). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части П. ц. выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э. местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет