«Влияние исторического наследия на декоративно-прикладное искусство казахов»



Дата27.04.2022
өлшемі17,37 Kb.
#140941
түріЗанятие
Байланысты:
Документ (13)
Project Instructions, Rubric, & Tasks

Эссе «Влияние исторического наследия на декоративно-прикладное искусство казахов»
Декоративно-прикладное искусство казахов тесно связано с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. На развитие ремесел особое влияние оказал образ жизни народа, занятие скотоводством. Ценным историко-литературным памятником, дающим представление о быте и формах хозяйствования казахов начала XVI века, стали «Записки бухарского гостя» выдающегося историка и путешественника средневековья, летописца Казахского ханства Фазлаллаха ибн Рузбихана. Книга воссоздает картину жизни кочевого народа, в ней содержатся сведения о жилище казахов, убранстве коня, ювелирных изделиях, предметах быта. О жизни и быте казахов писал шведский ученый и натуралист, участник русской экспедиции в Приуралье Иоганн Петер Фальк: «У кайсаков (казахов) необыкновенно большие стада прекраснейшего скота. Овца – столь же необходимое животное в обиходе, как и лошадь. Мясо овцы очень деликатно, скорее всего по причине множества в степи трав подорожника... Стригут овец два раза в год. Из бараньих шкур они делают себе зимнюю одежду».Первые предметы декоративно-прикладного искусства были обнаружены еще в неолитическое время.Мир кочевников Великой степи был очень разнообразен. Специфика и своеобразие культурной жизни номадов порождены целым рядом объективных и субъективных факторов; постоянно меняющиеся климатические условия продиктовали ее обитателям различные формы приспособления к окружающей среде.Основные черты развития культуры и искусства у степных народов с давних пор определялись потребностями кочевого быта, который определял и тип жилища, и его убранство, и одежду – формировал представления о красоте Интересный материал о декоративно-прикладном искусстве можно почерпнуть из сказаний, легенд, основная тема которых - трудолюбие и талантливость народных мастеров. В эпических произведениях прослеживается историко-культурная традиция, восходящая к эпохе кипчаков-ногайцев и к еще более древнему времени .Сохранилось множество прекрасных легенд, посвященных мастерству и творчеству казахских умельцев-ткачей. Например, в легенде о хане Онере говорилось; «Легендарный хан Онер не только красив собой, силен и храбр, но он очень трудолюбив и каждый год ткал по ковру, который поражал всех своей красотой». Особенно красив был его ковер с красным фоном [1, с.25]. Множество сведений о декоративно-прикладном искусстве казахов встречается в трудах европейских этнографов и путешественников, посещавших различные районы Казахстана во второй половине XVIII - начале XIX вв. Начиная со второй половины XIX века, в изучение Казахстана активно включается Русское географическое общество и особенно его Западно-Сибирский отдел. Вопросам изучения памятников казахского народного искусства в целом и сохранению отдельных его видов было положено такими русскими учеными, как П. Паллас [8], В.В Бартольд [9], А Левшин [10], Г.Н. Потанин [11], членами Туркестанского кружка любителей природы, а также казахским ученым Ш.У. Валихановым [12].Одним из первых авторов, целенаправленно изучающим казахское прикладное искусство стал С. М. Дудин - один из крупнейших историков и теоретиков искусства народов Средней Азии. В 1901 году в журнале «Зодчий» была напечатана его работа «Резьба по дереву у киргизов». В 1905 году были опубликованы акварели орнаментов резьбы и росписи по дереву, инкрустации. После революции С. М. Дудин опубликовал теоретическую работу «Казахский орнамент» - результат многолетнего изучения казахского народного искусства [13]. В настоящее время его рисунки и композиции хранятся в Научно-исследовательском музее Академии художеств России.Энтузиастом изучения казахского прикладного искусства был немецкийисследователь Р. Карутц, специально приезжавший на Мангышлак для обследования быта, культуры и искусства казахов и туркмен Казахский ковровый орнамент изучал с натуры А.Е. Фелькерзам, автор работы «Старые ковры Средней Азии». Он описал более двадцати ковровых узоров. Искусствовед В. М. Чепелев - автор статей «Об искусстве казахского народа» и предисловия к альбому Е. А. Клодта «Казахский народный орнамент» [Мастер в народе почитался, считался уважаемым человеком. Чтобы стать настоящим мастером, необходимо было долго учиться прикладному мастерству. С. Б. Броневский, который долго жил среди казахов, изучая их быт, неоднократно отмечал «трудолюбие казахских девушек, прилежно и искусно занимавшихся прикладными искусствами и вышивкой».В структуре казахского войлочного ковра всегда есть «коль» и «жиек» - центр и края. То есть квадрат центрального поля сырмака окаймлен со всех сторон полосами бордюров. За редчайшим исключением, традиционная форма казахского ковра бывает прямоугольной. Соотношение сторон обычно бывает 2:5. Четыре стороны ковра могут означать четыре стороны света «по которым скитался мятежный Коркыт»Одним из разряда специфической категории бытовых вещей являются переметные сумы - «қоржын». Этот предмет необходим был путнику в качестве дорожного саквояжа. Карманы сумы, перекинутой через лошадь или верблюда, заполнялись самыми нужными вещами: снедью и водой. С помощью имеющихся мелких сплетающихся петель карманыплотно закрывались, а расстегивались они одним движением руки на манер механической молнии. Функциональное назначение этих изделий (выдерживать значительные тяжести) обусловило выбор их исполнения, т.е. при любой технике осуществлялось более плотное тканье, что должно было обеспечить прочный, не подвергающийся быстрому износу материал. Важность практической роли «қоржына», а также издревне идуший высокий семиотический статус полостей, в данном случае сумок, как вместилищ, олицетворяющих идеи плодородия, предопределили фигурирование этого предмета, как сакрализованной вещи, в свадебном церемониале.В целом, казахским тканым изделиям присуще преобладание в колорите красного цвета, доминирование геометризированных узоров, что связано с техникой исполнения.Даже беглый обзор истории развития казахского прикладного искусства говорит о сложности его состава, о глубокой древности его истоков, значительной давности развития многих его компонентов на местной почве, связанных с ментальностью, образом жизни и кочевым бытом степняков.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет