1 Билет Факторы, способствующиеттразвитию анестезиологии и рениматологии История развития анестезиологии
Эффективные методы устранения боли при хирургических вмешательствах были предложены 150 лет назад. Их появление связано с успешным развитием естественных наук и в первую очередь химии. Уже к началу XIX века химики располагали достаточно убедительными данными, свидетельствовавшими о возможности эффективного обезболивания в хирургии.
На практике первыми воспользовались достижениями химиков, открывших обезболивающее действие некоторых газов и паров летучих жидкостей, врачи США. Так, в 1842 г. провинциальный врач К. Лонг произвел несколько небольших операций в условиях вдыхания больным паров диэтилового эфира. В 1844 г., независимо от К. Лонга, зубной врач X. Уэлс с целью обезболивания использовал в своей практике закись азота. К сожалению, демонстрация этого метода наркоза хирургами г. Бостона, который тогда был крупным американским медицинским центром, оказалась не вполне удачной. Хирурги не только не поверили X. Уэлсу, но и обвинили его в шарлатанстве. Это оскорбление, по-видимому, явилось в последующем основной причиной его самоубийства. Приоритет в открытии наркоза закисью азота был признан за ним значительно позднее.
Ученик X. Уэлса по зубоврачебному делу Мортон производил опыты на своих собаках, чтобы проверить, действительно ли эфир так же хорош, как закись азота, или лучше. Однако собак было не так-то легко усыпить. Они только становились беспокойными и начинали кусаться, а как-то одна из них вырвалась и опрокинула бутылку с эфиром. Вытирая пол, Мортон вдруг решил испробовать на себе действие паров эфира и поднес к носу тряпку, пропитанную эфиром. Некоторое время спустя мать нашла его спящим среди осколков бутылки - эфир сделал свое дело. Он оборудовал простейшее приспособление для наркоза, состоящее из непромокаемого мешка. В него наливали эфир, а затем совали голову подопытной собаки, которую хотели усыпить. Опыт вновь удался. Собака быстро заснула таким крепким сном, что Мортон мог бы ампутировать ей ногу. Но Мортон был недоволен. Такая аппаратура не годилась для зубоврачебной практики. Мортон был зубным врачом в Бостоне (США). Он специализировался главным образом на протезировании зубов, и до протезирования ему приходилось удалять все корни зубов. Эта болезненная процедура пугала больных, что и побудило Мортона найти способ, устраняющий боль при удалении зубов и других операциях в полости рта. В 1844 г. Мортон получил диплом врача. В том же году он по совету химика Джексона (Jekson) начал применять жидкий эфир местно при лечении и удалении зубов. При этом он заметил, что пары эфира, смешанные с атмосферным воздухом, оказывают одурманивающее действие.
Тогда Мортон решил испытать эфир для общего обезболивания в своей зубоврачебной практике, пользуясь способом вдыхания эфира через платок. Он начал свои исследования с эксперимента на самом себе, а затем на домашних животных. Собака, надышавшись эфиром, заснула и оказалась нечувствительной к болевым раздражениям. После прекращения вдыхания эфира она через 2-3 мин проснулась. Мортон понял, что дальнейшие исследования в этом направлении могут привести к большому открытию. От экспериментов он перешел к испытанию эфира на людях. 1 августа и 30 сентября 1846 г. под эфирным усыплением Мортон произвел удаление зубов у зубного врача Спира и больного Фроста. Но не всегда удавалось вызвать у больных сон при вдыхании эфира с платка. Тогда Мортон приступил к созданию аппарата. Этот аппарат был очень прост - стеклянный шар имел два отверстия: одно служило для наливания эфира, другое соединялось с трубкой, которая вставлялась в рот больного для вдыхания.
Джексон, узнав об успешном обезболивании при удалении зубов, убедил Мортона испытать анестезирующее действие эфира при какой-нибудь более травматичной операции. После накопления некоторого опыта Мортон обратился к главному хирургу Массачусетского госпиталя Д. Уоррену (JohnCollinsWarren, 1778-1856) с просьбой разрешить ему продемонстрировать эфирный наркоз для безболезненного производства операции. Операция была назначена на 10 часов утра 16 октября 1846 г. Уорреном была удалена сосудистая опухоль подчелюстной области.
И.С. Жоров (1959): «Мортон налил в стеклянный шар эфир и приложил ко рту больного «маску», которая закрыла рот. Большим и указательным пальцами он сдавил ноздри больного, который через 4-5 минут заснул, Уоррен начал оперировать. В аудитории установилась мертвая тишина. Глубокое внимание в ожидании результатов обезболивания овладело всеми присутствующими. Обезболивание оказалось действительным, и операция была произведена при полной тишине. На окружающих, привыкших к душераздирающим крикам во время операции, это произвело ошеломляющее впечатление.
Уоррен вспомнил демонстрацию Уэллса в 1844 г., когда закись азота не дала обезболивающего эффекта, и в аудитории раздались крики: «Обман!» Поэтому он по окончании операции обратился к безмолвствующей и пораженной аудитории со словами: «Джентльмены, это не обман!» А известный впоследствии хирург Генри Бигелоу, выходя из операционной, заявил: «Мы видели сегодня нечто такое, что обойдет весь мир».
И все же днем открытия эфирного наркоза считается 16 октября 1846 г., когда через 2 года после неудачи, постигшей зубного врача Уэллса, его ученик зубной врач Мортон при участии химика Джексона в той же клинике Бостона применил с целью обезболивания пары диэтилового эфира. Таким образом, осуществилась давнишняя мечта хирургов о эффективном методе обезболивания.
Особенно большой вклад в изучение наркоза и внедрение его в практику внес Н.И. Пирогов. Его труды поражают глубиной и широким спектром исследований. Уже через год после открытия наркоза вышла на французском языке посвященная наркозу монография Н.И. Пирогова «Практические и физиологические исследования по этиризации». В том же году (1847) он впервые применил эфирный наркоз при операциях у раненых в военно-полевых условиях. В своем сообщении об этом Н.И. Пирогов отметил очень большое значение метода для военно-полевой хирургии. В дальнейшем он разработал и апробировал метод наркотизации эфиром, вводимым непосредственно в трахею, прямокишечно и внутривенно, а также предложил оригинальные устройства для проведения эфирного наркоза.
Вслед за первой монографией последовала вторая - «Об употреблении в медицине паров серного эфира», появились публикации в журналах с анализом большого практического опыта и материалов экспериментальных исследований. Значительный интерес представляют размышления Н.И. Пирогова о биологической сущности наркоза. Проблема обезболивания интересовала его на протяжении всей жизни. Большая заслуга Н.И. Пирогова в развитии хирургического обезболивания общепризнана во всем мире, о чем свидетельствует абзац из книги одного из зарубежных историков медицины - Робинсона (1945). Он писал: «Многие пионеры обезболивания были посредственными. Они приложили руку к этому открытию в результате случайных обстоятельств. Их ссоры и мелкая зависть оставили неприятный след в науке. Но есть фигуры более крупные, которые участвовали в этом открытии, и среди них наиболее крупным человеком и исследователем следует считать прежде всего Н.И. Пирогова».
Через год (1847) после введения в практику наркоза эфиром английский акушер Д. Симпсон предложил для наркотизации хлороформ, который вскоре почти полностью вытеснил из практики эфир и no-существу всю вторую половину XIX в. являлся основным наркотическим средством. Хлороформ привлекал хирургов быстрым развитием наркотического эффекта, отсутствием раздражающего влияния на слизистые дыхательных путей. Более выраженное его токсическое действие на организм тогда не привлекало должного внимания.