Никогда, быть может, вопрос о педагогическом творчестве не стоял с такой тревожной остротой, как его необходимо поставила жизнь на рубеже двух веков.
Прежняя воспитательная и образовательная стратегия строились на глубоком разладе с человеческой природой. Подобная ситуация в образовании устраивала общественную, административно-командную по существу, систему, но расчеловечила самого человека. Продукт действовавшей до сих пор образовательной сферы – частичный человек, не развитый творчески, не умеющий сочетать труд головы и рук, работу и управление обществом. Он запрограммирован на исполнительство. По данным психологов сейчас творческие способности как следует развиты лишь у 2-3% людей. Сегодняшний человек – исполнитель, он – плохой семьянин, плохой работник, плохой гражданин. В дошкольных учреждениях не изжито искусственно затягиваемое младенчество. Отсутствие ориентации на детскую самостоятельность, авторитарность воспитания убивает инициативу, творческие способности детей. Главная беда школы – в том, что она продолжает оставаться школой обучения, а не воспитания, полигоном узкого внедрения знаний, а не широкого развития личности. И в конце XX века школа выпускает людей, не готовых к жизни и работе.
Социальные исследования свидетельствуют: около 90% детей ходят в школу с тревогой и нежеланием.
Педагогическая общественность всё ещё на стадии осознания необходимости срочных перемен в отношениях между детским и взрослым миром, создания разветвлённой системы общения между ними: в семье, в детском саду, в школе, в повседневной жизни.
Справедливости ради укажем на то, что постулируемый повсеместно тезис о педагоге как ключевой фигуре в системе воспитания и образования имеет минимальное реальное содержание. Лишь 10-12% учителей, по выборочным социологическим исследованиям, работают нешаблонно, творчески и получают от этого радость удовлетворения. А 9/10 – как и ученики, отбывают свою работу, получают от неё больше тягостных эмоций, чем радости.
Это важно знать, поскольку с самопознания педагога начинается постижение им глубин своей профессии.
Стереотип жёсткой регламентации труда педагога держит в плену многих работников образования: воспитателей и нянечек., учителей и мастеров производственного обучения, преподавателей училищ, техникумов, вузов.
Творчество педагога. Оно многообразно постольку, поскольку многообразны человеческие способности. Оно может себя обнаруживать в разных аспектах деятельности педагога, чьи способности развиты.
Творчество педагога есть деятельность по созданию нового. Потому высшая степень творчества в воспитании и образовании – педагогический эксперимент. В ходе эксперимента проверяется и получает право на существование новая педагогическая технология.
Педагогический эксперимент – не открытие конца XX века. И хотя его возраст сродни возрасту самого человечества, задумывающегося над передачей накопленного опыта и знаний подрастающему поколению, искусство эксперимента в обучении и воспитании требует профессионального знания методов его организации и проведения. Потому опасно отношение к эксперименту как к очередной моде в сфере образования. Педагоги-экспериментаторы до начала апробации своих идей должны поставить вопрос прежде всего о негативных последствиях экспериментальной деятельности, продумать компенсационные механизмы, нейтрализующие ущерб от проводимого эксперимента.
Как свидетельствует практика, эксперимент, проводимый в отдельных учреждениях образования Вологодской области, нуждается в серьёзном критическом осмыслении. Судя по материалам, поступающим в экспертный Совет областного управления образования, педагоги, начинающие эксперимент, не всегда корректно определяют цель, формулируют гипотезу, определяют этапы, критерии оценки эффективности работы, диагностику начального состояния дел, функции каждого участника эксперимента, слабо вооружены методикой научно-педагогического исследования.
Когда же педагогический эксперимент является необходимым?
Любое учреждение, коллектив, школа проходят три этапа: становление (формирование), функционирование (организация учебно-воспитательного процесса на базе стабильных учебных планов и программ, учебников), развитие (старое содержание, прежняя технология обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми условиями, потребностями общества). Именно перевод учебного заведения в режим развития требует экспериментирования.
Какую проблему выбрать для эксперимента? Здесь нужно иметь в виду одновременно несколько критериев:
а) потребность в обновлении того или иного аспекта работы или учебно-воспитательного процесса в целом;
б) формулируемый на основе общего прогноза социального развития региона социальный заказ учреждениям образования;
в) реальные возможности учебного заведения и его коллектива в данный момент,
г) интересы лиц – будущих участников эксперимента. Учебные заведения области работают над разработкой моделей учебно-воспитательного процесса по следующим проблемам:
– поиск оптимального варианта учебного плана в соответствии с актуальной концепцией школы;
– создание и апробация новых учебных программ по новым и традиционным учебным курсам
– преподавание углублённых учебных курсов
– организация учебно-воспитательного процесса в условиях пятидневной недели;
– организация учебно-воспитательного процесса в классах выравнивания, классах компенсирующего обучения, классах педагогической поддержки и педагогической коррекции;
– организация учебно-воспитательного процесса в альтернативных учебных заведениях типа гимназия, лицей, в модулях «детский сад – школа», «школа – педагогический институт»;
– повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в новых условиях хозяйствования;
– разработка и апробация новых технологий, систем обучения, воспитания и развития детей.