1. Презентация Прочитайте статью «Тема денег в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и«Бесприданница»»



Дата23.01.2022
өлшемі1,69 Mb.
#113277
түріПрезентация
Байланысты:
Р.Л. 10кл. 3.03,4.03


СОР 3.

Тема торга и власти денег.

10.2 4 анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла;10.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;

1.Презентация

























2.Прочитайте статью «Тема денег в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»»



А. Н. Островский создавал свои произведения во второй половине 19 века, когда с развитием промышленности зарождаются новые экономические и социальные отношения. Это повлияло и на сюжеты и образы комедий.

Драматургу удалось отразить целую эпоху русской жизни. Основной конфликт его произведений -столкновение людей «горячего сердца» с силами «темного царства». А. Н. Островскому с исключитель­ным мастерством удалось показать, как меняется отношение к деньгам. Капитал позволяет получить реальную власть над людьми, влиять на их судьбы. Безусловно, тема денег не является абсолютно новой в литературе. Можно вспомнить и «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Но если барон испытывает неизъяснимое наслаждение от самого процесса накопления, упивается сознанием возможной власти, которую дает состояние, то у Гоголя в комедии из рук в руки переходят «легкие деньги», не служащие обогащению героя. Хлестаков готов расстаться с деньгами: «Ну-ка, теперь, капитал, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» Тема денег является лишь одной из составляющих темы игры. У Островского же деньги для персонажей определяют и отношение к жизни. Так, например, в драме «Гроза» Дикой не может расстаться и с копейкой, ему физически больно отдать даже не принадлежащее ему: «ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу: «Власть денег ломает судьбы людей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможности получить когда-либо наследство. Вероятно, сыграли свою роль деньги и в решении родителей Катерины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны. В пьесе «Бесприданница» судьбы всех персонажей предопределяются отношением к деньгам. Стремясь устроить судьбу дочери, Харита Огудалова, вынуждена держать открытый дом, принимать гостей, при этом она постоянно подсчитывает расходы, распекает кухарку за нежелание поторговаться. Она даже выдает один из подарков для ее дочери за ту вещь, которую хотела бы подарить. В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги, капитал или их отсутствие определяют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Кнуров-«миллионщик», которому в Бряхимове и по­говорить-то не с кем, решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Вожеватов, который связан дружбой с семьей Огудаловых, отказывает Ларисе в помощи, потому что дал «честное купеческое слово» Кнурову. Жажда денег, солидного капитала заставляет и Паратова «продать свою свободу», отказавшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Однако не только Паратов, Кнуров, Во­жеватов играют трагическую роль в судьбе главной героини пьесы. Карандышев, незначительный чиновник почтового ведомства, который, как кажется на первый взгляд, искренние любит Ларису и стремится спасти ее от жестокого мира чистогана, совершает поступки, подталкивающие эту юную девушку к гибели. Когда Лариса Огудалова от полной безысходности, понимая, что теряет Паратова, соглашается принять предложение Карандышееа, она совершенно честно говорит, что не любит его, но постарается полюбить и будет ему достойной женой. Герои­ня просит этого человека только об одном; поскорее уехать в деревню. Но Карандышев, будучи человеком честолюбивым, которому никогда ранее не удавалось хоть в какой-то степени удовлетворить это чувство, настаивает на том, чтобы свадьба была не­пременно в городе. Карандышев не понимает стремления героини уехать, оставляет практически без ответа ее страстную мольбу: «Уедемте, уедемте отсюда». Кроме того, он устраивает своеобразный званый обед, приглашает на него и Кнурова, и Вожеватова, и приехавшего Паратова, произносит тост, в котором не только всячески превозносит замечательные качества своей будущей жены, но и пытается доказать всем собравшимся, что он не просто «ровня» им, а гораздо выше их, потому что именно его предпочла Лариса. А ведь он совершенно точно знает, что выбор нисколько не определяется erо достоинствами. Лариса откровенно сказала Карандышеву об этом, и, объясняя, зачем ему нужен этот обед, герой просит свою невесту: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». И думает Карандышев в это время не о Ларисе, ее чувствах, а только о себе. А.Н.Островский, творчески развивая тему «маленького человека», показал, насколько жесток может быть человек, которого окружающие воспринимали всегда как ничтожество, шуга, если получает в руки хоть какую-то власть над другими. Однако Карандышев вызывает и сочувствие, этот образ далеко не однозначен. Этот персонаж не лишен положительных качеств, он пытается удержать героиню от опрометчивого поступка, как ему кажется, спасает ее, раскрывает ей глаза на договор Кнурова и Вожеватова: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь...». Именно Карандышев убивает Ларису, он делает это в состоя­ний гнева и ужаса, буквально в припадке ревности. Но этим поступком он избавляет героиню от необходимости принимать решение, от необходимости жить дальше, не желая такого существования и не имея сил изменить его. Лариса полностью сознает, что не сможет сама расстаться с жизнью. Стоя в раздумье над Волгой она произносит: «Что меня держит над этой пропастью?.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». Ведь главная героиня не смогла бы жить без любви. Она не находит места в мире Паратова, Кнурова и подобных им людей, но не может жить и в мире Карандышева. Думается, именно этого и не смог понять злосчастный жених Ларисы, для этого ему не хвати­ло благородства и душевной тонкости. Единственный решительный поступок в своей жизни Карандышев совершает почти не помня себя, кажется даже, что сделать это вынуждает его сама героиня. Отнюдь не случайно Лариса Огудалова говорит: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Судьба главной героини этой заме­чательной пьесы А. Н. Островского трагична, во многом это определяется той властью, которую над многими людьми имеют деньги. Все люди, которые ок­ружают Ларису, смотрят на нее именно как на вещь, которую можно выгодно продать или приобрести. Мать героини надеется найти «бесприданнице» вы­годного мужа, а если не выйдет, то, как предлагает Кнуров, «теплое участие сильного, богатого человека». Паратов в конце драмы был готов отдать Ларису в любые руки. Кнуров и Вожеватов бросают жребий, причем каждый из них готов, по крайней мере временно, примириться с его исходом. В этой ситуации Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Именно этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «благодеяние», убивая ее.

Финал пьесы сложен, но читателю все же становится абсолютно ясно, что тонкая; чистая, хотя и духовно опустошенная жизнью в жестоком мире героиня, которая находит в себе силы для прощения, стоит неизмеримо выше людей, окружающих ее.



3. Ответьте на последний вопрос последнего слайда.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет