«Абай и Пушкин»



Дата29.03.2018
өлшемі140.25 Kb.
«Абай и Пушкин».

Әдеби кеш

Литературный вечер.

Тема: «Абай и Пушкин».

Художественное оформление: портреты Абая и Пушкина, эпиграф "Есть в мире сердце, где живу я", стенгазеты, посвящены творчеству А.С.Пушкина и А.Кунанбаева, записи музыки А.Кунанбаева, "Вальс" Штрауса, "Сюита" Баха, шотландские мелодии Альбионе, танцевальные композиции.

1. Композиционное построение учащихся на сцене. Звучит музыка и голос за сценой.

Бессмертен тот, чья муза без конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел сердца

и в них будить стремленье к идеалу.

Ведущий 1: Қош келдіңіздер, Пушкин және Абай оқуларына жиналған қонақтар!

Бұл екі ақының арасындағы үндестігі бүгінгі таңдарда ерекше көрінеді.Шын мәніндегі ұлы ақындар,асыл сөздің теңдесі жоқ шеберлері,өз халқының адал ұлдары бүгін бір-бірімен кездесті деуге болады.

Қазақ халқы үшін ұлыАбай қандай мақтаныш болса,орыс халқы үшінде А.С.Пушкин сондай сезім ұялатады.Біз үшін Пушкиннің өлендерін алғаш аударған ұлы Абай.Сонау қазақ даласының түкпір-түкпірінде Пушкин кеиіпкерлері қазақша сөйлеп кете барды .Осы екі ақынның үндестігі мен асыл мұрасы бүгінгі кеште алдарыңызға ұсынылады.

.Ведущий №3 Abai and Pushkin - their works are the pattern of eving to their motherland. It is-a world of majestic sounds, thoughts and feelings.

Pushkin opened a bitter drama of the century, the Suffering of people of that epoch, who began a struggle for their freedom.

Abai Kunanbayev wrote about events, connecting with breaking of patriarchal and secular foundations in Kazakhstan.

Abai’ s and Push kin’s world is ideal, their creation demands from the listeners a serious attitude to a poetical word, understanding of higher social setting. Abai and Pushkin equally saw the aim of their activity in settles serving to their people. Abai and Pushkin are chroniclers of a man's life, so their creation in keeping with the times.

Ведущий №2 Абай и Пушкин! Светочи поэзии, наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры! Их стихи-гимны высокой гражданственности, "союз волшебных звуков, чувств и дум". Для них "поэзия - властитель языка".

Чтецы Өлен сөздің патшасы.

Поэзия –властитель языка

Музыкальная композиция "Время".

Ведущий №4 Время. Как быстротечно оно! Как краток миг пребывания на Земле! В нем вечный лишь разум, высокие порывы духа...

Чтец: Грядущее скрыто туманом от нас.

Надежды лучом озаряясь подчас,

Ты смотришь в упор: время гонит часы.

Безлики они- не порадуют глаз.

Подобно минувшим, грядущие дни

Приходят - уходят, друг другу сродни.

Меж них и тебе предназначенный срок.

Аллаху лишь зрима судьба искони.

"Я", - разум промолвит.

Плоть скажет: "Мое!"

Различно у плоти с душой бытие.

Бессмертное "Я" никогда не умрет.

"Мое" -это только земное жилье.

Напрасно своим мыслит мир человек.

"Мое" - это капля воды средь реки.

Подумай: что плоть и земное добро,

Коль дух оторвется от тела навек?!

Ведущий 2:

Творчество Абая и Пушкина - это отражение времени, в которое суждено им было жить. "В центре пушкинского творчества жизнь его современников, раскрытая им горькая драма века". Он "знал все страдания человека своей эпохи, выпавшие надолго тех, кто беззаветно начал борьбу за свободу, и тех, кто не отважился на мятеж. Жил, задыхался в атмосфере самовластья, погибая под ударами враждебных человеку обстоятельств".

Ведущий 4:

Эпоха Абая - это период ломки патриархально - вековых устоев. Казахстан находился на пути к новому развитию, но весьма усиливался феодальный гнет, борьба за власть. Несмотря на противоречия, раздиравшие страну, развивалась прогрессивная мысль, происходило становление литературы, расширялась сфера культурного общения казахов и русских.

Ведущий 2:

Как же складывалась судьба великих деятелей литературы?

Ведущий 4:

Рассуждение о времени уже дает нам представление о личностях поэтов. А что же мы знаем об их судьбах?

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина - "один чудесный миг".

Детство в Москве, учеба в Царскосельском лицее. Он увлекался театром, балами, являлся членом различных литературных обществ, вступил в кружок "Зеленая лампа". Был дружен с будущими участниками восстания 14 декабря 1825 года. Мечтал о переустройстве России, свободе.

Чтец: Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Ведущий №2 Вольнолюбивые стихи поэта разлетались по всей стране. "Пушкина надобно сослать в Сибирь: наводнил Россию возмутительными стихами",- сказал царь Александр I. Поэта ждала южная ссылка с мая 1820 по июнь 1824 года. Затем ссылка в Михайловское Псковской губернии под надзор властей на 2 года. А затем было Болдино. Женитьба на Наталье Гончаровой, семейная жизнь, светские интриги.

В сентябре-октябре 1833 года он посетил Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск. Здесь поэт работал над историей Пугачевского восстания.

Творческая жизнь Пушкина была яркой, но недолгой. 27 января на дуэли он был смертельно ранен, а 29 января его не стало.

Таковы лишь основные вехи жизни поэта. Они нашли поэтическое воплощение в творчестве многих других авторов стихов, в том числе и наших современников.

Чтец: (На фоне музыки вальса кружится пара.)

Юрий Насыбуллин «Пушкин на балу»

Метет поземка, поздний час.

Фонарь летит во мглу.

Сегодня Пушкин в первый раз Танцует на балу.

Пока расседланный Пегас

Прилег в своем углу,

Влюбленный Пушкин в первый раз

Танцует на балу.

Еще не судит- "прав не прав"-

Надменная толпа.

Его, на цыпочки привстав,

Ведет сама судьба.

Его кружит водоворот

Прекрасных женских глаз,

И Пушкин - шаг и поворот –

Танцует в первый раз.

А впереди еще метель:

Кавказ и Петербург.

Любовь Натальи и дуэль,

И плачущий хирург.

А впереди непостижим

Кладбищенский покой,

А впереди - любовь и жизнь

За бронзовой строкой.

Ведущий №4 ( на фоне звучания домбры)

Жизнь Абая - это годы учебы, борьбы за просвещение казахского народа. Это радости любви и горести утрат.

Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах бывшей Семипалатинской области.

Первоначальное образование получил дома у муллы, а затем его отец Кунанбай отправил сына учиться в медресе. К тому времени у Абая пробудился интерес к поэзии. Он стал увлекаться чтением восточной литературы. Нарушая суровый устав медресе, подросток самовольно посещал русскую школу. Он начал писать стихи, самостоятельно изучал русский язык... Отец, суровый, властный человек, не дал закончить ему обучение. Вернул сына в аул и начал приучать его к разбирательству тяжб, к будущей административной деятельности - главы рода. Однако Абай не стал преемником отца. Он писал стихотворения, часто посещал публичную библиотеку в Семипалатинске. В это время судьба свела его с ссыльными Е.К. Михаэлисом, человеком широчайших знаний, С.С.Гроссом, Н.И. Долгополовым, приехавшими в степь записывать казахские народные сказания, обряды. Они познакомили Абая с произведениями русских писателей, и, благодаря им, он понял, что у просвещенных народов искусство сочинения стихов и прозы является самым уважаемым делом. Вскоре всем смыслом жизни Абая стала литература.

Поэт прожил недолгую жизнь (59 лет). Он воспитал одаренных сыновей, пережил трагедию их потери. До последних лет жизни Абай сохранил верность музе добра и справедливости.

Музыкальная композиция "На двадцать седьмом году"

Абай. Әбдірахман өлгенде

Тұла бойың ұят-ар едің,

Ескеріп істеп,ойлаған

Тәуекелге нар едің,

Талаппен терең бойлаған

Ерлікке де бар едің,

Үйренуге тоймаған

Жасқа жас, ойға кәрі едің,

Атаңның атын жоймаған

Замана, неткен тар едің,

Сол қалқамды қоймаған?!

Ведущий №2

Да, Абай и Пушкин жили в разное время, но судьба поэтов все-таки переплелась на творческом поприще. Абай занимается переводами русских и зарубежных поэтов: Лермонтова, Крылова, Гете. Первым из среднеазиатских поэтов перевел он и Пушкина. Его увлекли герои романа "Евгений Онегин", особенно Татьяна. В ней он увидел душевную красоту, высокую нравственность, ответственность за свои поступки, глубокое чувство долга.

(Литературная композиция из романа "Евгении Онегин"А.С. Пушкина.)

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Что б только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Ведущий №4

Созвучно творчество двух великих поэтов. Для читателей Абай и Пушкин - певцы родной природы, проникновенной лирики..

(Исполнение а капелла "Желсіз тунде жарықаи")

Ведущий:

Для Пушкина природа - это чародейка, "очей

очарованье". Это та действительность, которая вдохновляла поэта на творческий труд. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота..Абая же волнует судьба народа, живущего в степи и лишенного права наслаждаться этой красотой.

Чтение стихов Абая и Пушкина о природе.

Ақ киімді, денелі,ақ сақалды,

Соқыр мылқау танымас,тірі жанды,

Үсті-басы ақ қырау,түсі суық,

Басқан жері сықырлап, келіп қалды.

Дем алысы –үскірік,аяз бен қар

Кәрі құдаң-қыс келіп,әлек салды.

Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып,.

Аязбенен қызарып ажарланды.

Бұлттай қасы жауып екі көзін,

Басын сілікісе,қар жауып мазаңды алды.

Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда

Алты қанат ақ орда үй шайқалды.

Әуес көріп жүгірген жас балалар

Беті-қолы домбығып үсік шалды.

Шидем мен тон кабаттап киген малшы

Бет қарауға шыдамай теріс айналды

Қар тепкенге қажымас қайран жылқы

Титығы кұруына аз-ақ қалды

Қыс пен бірге тұмсығын салды қасқыр.

Малшыларым,қор қылма итке малды.

Соныға малды жиып күзетіңдер,

Ұйқы өлтірмес,қайрат қыл,бұз қамалды.

Ит жегенше Қондыбай,.Қанай жесін,

Құр жібер мына антұрған кәрі шалды.

Чтец Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий:

Близость творчества двух поэтов прослеживается и в их стихотворениях о любви. Непревзойденным мастером в воспевании благородных чувств любви в казахской литературе прошлого века явился и Абай. Та же чистота и глубина, нежность и страсть захватывают нас, когда мы читаем стихотворения Абая.

Чтение стихотворения Абая "Язык любви - язык без слов" на казахском русском и английском языках.

Ғашықтың тілі - тілсіз тіл, Көзбен көр де ішпен біл. Сүйісер жастар қате етпес, Мейлің илан, мейлің күл. Ол тілге едік оңтайлы Қаріпсіз біліп сондайды. Біліп-ақ, ұғып қоюшы ек, Енді ішіме қонбайды.

Дереккөзі: https://www.zharar.com/kz/olen/1202-abay_kunanbaev.html

© www.ZHARAR.com

Язык любви - язык без слов

Язык любви- язык без слов.

Лишь чувства, ощущений зов,

Мгновенный взгляд или улыбка-

Его основа из основ.

Когда-то с этим языком

Я был до тонкости знаком,

Но для меня его значенье-Увы!

- давно уж под замком.

The language of my love is

The language without any word.

Only feelings called me all the time.

The twinkling eye or kind of smile-

The basis of love relations.

Once I was with it in subtlety aqaintance

But for me its meanings-

Alas under the lock my feelings

Ведущий 1:

У Пушкина любви все возрасты покорны. Это чувство поднимает душу, несет на крыльях восторженного вдохновения. Оно недосягаемо по своей глубине.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

(Абай) (Исполнение песни Айтым салем каламкас.)

Ведущий 2:

Абай и Пушкин - это поэты высокой гражданственности. Они одинаково видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу. "Народу отдал я любовь", - писал Абай. "Неподкупный голос мой был эхом русского народа!" - восклицал Пушкин.

"Поэзия бывает исключительно страстью немногих, родившихся поэтами...", "Мой жребий пал, я лиру выбираю", - утверждал А.С. Пушкин. "К стихам стремятся смертные равно, но лишь избранника они венчают славой, того, чьей мысли золотой дано блистать стиха серебряной оправой ", - писал Абай.

Ведущий 4:

Великие поэты создали произведения о роли и назначении поэта и поэзии (Звучит стихотворение "Памятник"А.С. Пушкина)

Ведущий:

А Абай, обращаясь к потомкам, выражал надежду, что его творчество будут помнить многие поколения.

(Звучат "Слова назидания" Абая на казахском, русском, английском языках) Слова назидания. Слово девятнадцатое.

A human being child does not come into the world as a wise creature. Only by listening, contemplating, feeling

and tasting everything he begins to tell the difference between good and bad things. The more the child sees and hears the more he gets to know. Many things can be learned by heading the worlds of wise men.

What is the use of a man's listening or not listening, it while perceiving wise speeches he does not ask again about incomprehensible things, does not try to grasp the main point of what was said and does not draw a conclusion for himself? What can be spoken about to the man who does not know the value of the world. As one wise man said, it is better to feed a pig, that reckons you!

Ведущий:

Читая Абая и Пушкина, мы испытываем особые чувства от возможности общения с ними через их творчество.

Чтец Стихи мои не для увеселений,

Я их писал для новых поколений

Во след идущим, молодым.

Тем молодым, чьи чувства не остыли,

Чей чуток слух и чья душа жива,

Чей кругозор объемнее и шире,

Посланием летят мои слова!

Чтец Not for amusement do I write my verse,

Not do I stuff it full of silly words.

It for the young I write, for those,

Whose hearing is acute, whose senses are alert.

Men who have vision and are guick to give response

Will understand the message in my verse!

Чтец Мен жазбаймын .өлеңді ермек үшін

Жоқ, барды, ертегіні термек үшін

Көкірегі сезімді, тілі орамды

Жаздым үлгі жастарға бермек үшін,

Бүл сөзді тасыр үқпас, талапты үғар,

Көңілімнің көзі ашық сергек үшін.

Ведущий №1 Қадірле досым, казақтың жерін

Келіпті дүниеге осыдан 160 жыл бүрын

Намысын, арын қорғайтын

Қазақтың үлы Абай атамыз!

Жырлайды елім, жерім, казағым деп,

Болсыншы елде әділдік!

Жойылсын деп кедейлік пен теңсіздік!

Үйретті Абай атамыз!

Орыс халқының тілі мен мәдениетін

Қазақ халқына!

Бауыр, туыс болдық орыс ұлтымен

Көзі ашық, жаны таза!

Елім, жерім, тілім деп төс соғатын!

Көбейді Абай ұрпағы!

Ведущий 2:



Прошли годы. Но не угас интерес к творчеству великих поэтов, как не иссякла дружба казахского и русского народов. И сколько бы ни проходило десятилетий и даже веков - никогда не исчезнет желание возвращаться к произведениям двух гениев - Абая и Пушкина, ведь каждый из них "чувства добрые... лирой пробуждал". И пусть "следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!"

Исполнение песни «Көзімнің қарасы».
Каталог: uploads -> doc -> 0ec8
doc -> Сабақ тақырыбы: Шерхан Мұртаза «Ай мен Айша» романы Сабақ мақсаты: ҚР «Білім туралы»
doc -> Сабақтың тақырыбы Бала Мәншүк ( Мәриям Хакімжанова) Сілтеме
doc -> Ана тілі №2. Тақырыбы: Кел, балалар, оқылық Мақсаты
doc -> Сабақ жоспары «Сәулет және дизайн» кафедрасының арнаулы пән оқытушысы, ҚР «Еуразиялық Дизайнерлер Одағының» мүшесі: Досжанова Галия Есенгелдиевна Пәні: Сурет және сұңғат өнері
doc -> Сабақ Сабақтың тақырыбы : Кіріспе Сабақтың мақсаты : «Алаштану» курсының мектеп бағдарламасында алатын орны, Алаш қозғалысы мен Алашорда үкіметі тарихының тарихнамасы мен дерекнамасына қысқаша шолу
doc -> Тәрбие сағаттың тақырыбы: Желтоқсан жаңғырығы
doc -> Сабақтың тақырыбы : Әбунасыр Әл- фараби Сабақтың мақсаты
doc -> Сабақ жоспары Тақырыбы: Үкілі Ыбырай Мектеп:№21ом мерзімі
0ec8 -> Сабақтың түрі : жаңа сабак Сабақтың әдісі : сұрақ жауап, көрнекілік, әңгімелесу, талдау, сын тұрғысынан ойлай оқыту
0ec8 -> Сынып: 6 Тақырыбы: Пейзаж күз көрінісі Сабақтың мақсаттары: Білімділік


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет