Қайыржан Д.Қ.
Магистрант 2 курса специальности «Религиоведение»
Научный руководитель
Рысбекова Ш.С.
д.филос.н., профессор
Признаки деструктивных религиозных объединений в РК
На сегодняшний день проблемы религии становятся наиболее значимыми и актуальными, в свете повышения массового интереса к данной проблематике, наблюдающегося в современном обществе. Однако если обратиться к историческим истокам данного вопроса, то вызваны они были различными социально-политическими изменениями1980-1990-х годов, приведшие появлению социально-политической, государственно-правовой, мировоззренческой и хозяйственной нестабильности. Распад СССР, ее партийной идеологии, модификация ценностных ориентиров в сознании народа, перестройка мировоззренческих установок, породили и сформировали духовную пустоту, что в свою очередь явилось источником бурного поиска идейной базы религиозного направления в государстве. Со временем повышение интереса к вопросам религиозного характера и культовым изысканиям содействовал возникновению и увеличению новых культов, среди них и различных деструктивных религиозных объединений. Под прикрытием благотворительной и коммерческой деятельности, а так же образовательными, социально-культурными предложениями, деструктивные религиозные объединения, в частности иностранные, формируют различные предприятия, управляемые извне, через данные предприятия они комплектуют, приумножают информацию политического, экономического, воинского, общественного характера и другие подобные информации, которые в дальнейшем используют и направляют против интересов Республики Казахстан. Также религиозные организации и объединения сходного направления предпринимают усилия укрепить свои позиций во властной структуре общества всех уровней, всеми доступными методами и средствами. Особенно тревожными являются те объединения, в которых распространяется религиозный экстремизм и терроризм, что может способствовать приросту уголовных правонарушений, связанных с экстремизмом.
Деструктивные религиозные объединения в процессе своей деятельности причиняют осложнение и ухудшение разного рода, например, материальное, физическое, психологическое не только в целом самому социуму, но и членам собственной организации, принеся при этом урон всему государству. Термин «деструктивны» зародился во французском языке и был распространен в XIX веке. Во второй половине XX веке термин вошел в оборот в Англии [1].
История появления и распространения новых религиозных культов в Казахстане связано с деятельностью в 90 годах ХХ в. чужеземных проповедников, хотя сегодня достаточное количество новых религиозных культов собственного происхождения, носящие деструктивную идеологию. В процессе своей деятельности в том числе и миссионерской на территории Казахстана, заграничные проповедники данного типа смогли привлечь большое количество людей в свои ряды, через использование разнообразных психотропных методов манипулирования сознания, способствовали психическим расстройствам, ухудшению психического здоровья у этих членов, приносящий значительный урон человеческого капитала. Было замечено, что среди аналогичных организаций наблюдались проявления экстремистского настроения.
Нередко целью деструктивных религиозных объединений являлось исключительно удовлетворение преступных намерений их руководителей, которое зачастую проявлялось в мошенничестве, и устраивалось с целью извлечения денежных средств разного рода. Имели место случаи, когда подобными организациями, управляли психически нездоровые лица, но имеющие определенные харизматические качества.
К тому же, чтобы выявить какие религиозные объединения являются деструктивными, необходимо изучить и выделить их характерные черты, особенности. Для этого можно использовать стандарт и перечень деструктивных организаций приведенные экспертами Франции. Они выделяют и причисляют десять критериев, выделяющие присущность данной организации деструктивных симптомов:
1. покушение на физическое здоровье;
2. дестабилизация сознания;
3.навязывание разрыва с прежним окружением;
4.вербовка детей;
5.антиобщественные высказывания;
6.привлечение к суду либо следствию по серьезным обвинениям;
7.попытка проникания во властные структуры;
8.непомерные денежные притязания (поборы);
9.нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);
10.нарушения публичного порядка; [2].
Присутствие одного или несколько из перечисленных критериев можно религиозное организацию причислять к деструктивной сектой.
Необходимо добавить, что в разъяснениях Совета Европы термин «деструктивное» не используется, как и нет в лексике казахстанского законодательства. Между тем, что за понятие «деструктивная секта», так тревожащая общественность? «Деструктивные секты есть разновидность культов, разрушительных по отношению к естественному гармоничному состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны обычным созидательным вероучениям, хотя часто и имеют некое поверхностное внешнее сходство. Понятие «секта» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в интернациональной правовой практике встречается довольно частенько для того, чтоб считаться устоявшимся юридическим термином» [3].
Большинство «деструктивные религиозные объединения», действующие на постсоветском пространстве, известны на Европейском континенте, как недобросовестные налогоплательщики, как обвиняющие судом о причинении психического, физического ущерба своим последователям, как антиобщественные и антигосударственные преступники. «Деструктивная религиозное объединение - это твердая иерархическая структура, представляющая собой опасность основополагающим правам и интересам личности, общества и страны, а также противоправные деяния членов данной организации, совершающиеся по религиозным мотивам» [4].
Аналогично можно определить и признаки «деструктивных религиозных объединений» действующих в Казахстане:
1. Притязание на обладание харизмой;
2. Притязание на истинность своего учения, отрицание или недопустимость традиционной религии;
3. Формальная пристойность, скромность, добропорядочность;
4. Неприкосновенность, тайность, закулисность и изоляция адептов от былой среды;
5. Переиначивание, профанирование священных текстов;
6. использование техник манипулирования сознанием для выработки «культового» сознания;
7. Динамичный прозетелизм;
8. Собственная терминология, малопонятная для непосвященных;
9. увлечение религиозной тематикой;
10. выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;
11. формирование подсознания о передачи материальных ценностей в пользу «культа»
12. иллюзия любви; 13. замкнутость в себе либо открытая мощная экзальтация ради дел «культа».
Определенно, из выше перечисленных примет могут принадлежать деятельности любой религиозной организации, главное определить и во время уточнить их настоящую сущность и смысл. Например, «Боз гурд», второе название «Серые волки», турецкая военизированная организация вознамеривающаяся учреждение единого тюркского государства, объединяющие все среднеазиатские страны. Или Общество социальных реформ» (далее ОСР) со штаб-квартирой в г. Эль-Кувейте (Кувейт) имеет статус неправительственной благотворительной организации, которая под прикрытием социальных программ выступает за реализацию целей террористической организации «Братья-мусульмане» по устранению немусульманских правительств и установлению исламского правления во всемирном масштабе путем создания т.н. исламского халифата, в том числе с включением мусульманских анклавов в республиках СНГ. [5]
Таким образом, согласно экспертам религиозная политика государства должна строиться на двух основаниях, первая обеспечивать свободу вероисповедания и выбора веры, вторая создать условия для развития культуры, единства народа, межконфессионального диалога, для государственно-национальной безопасности и сохранности государства
Достарыңызбен бөлісу: |