Рудольф Штейнер
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ РАССМОТРЕНИЯ КАРМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
GA 240
Том шестой
Пятнадцать лекций, прочитанных в Арнгейме, Торки, Лондоне, Берне, Цюрихе, Штутгарте
с 25 января по 27 августа 1924 г.
Sechster Band
Fünfzehn Vortrдge, gehalten in Arnheim, Torquay, London, Bern, Zürich und Stuttgart zwischen dem 25. Januar und 27. August 1924
ТОМ VI
ЗНАЧЕНИЕ ОКОЛОЗЕМНЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ ДЛЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
Берн, 25 января 1924 г.
Своей нынешней земной жизнью человек (мы ведь знаем, что он проходит через повторные земные жизни) отчасти обязан внешнему миру, — внешнему миру в расширенном смысле слова: не только тому внешнему миру, который подступает к человеку непосредственно на Земле в различных царствах природы, но также и тому, который подступает к нему из далей Космоса как миры небесных светил. Но это всего лишь одна часть того мира, которому человек обязан своей нынешней земной жизнью: последствия воздействий другой части внешнего мира он приносит с собой в земную жизнь только внутренне: он обязан этим своим собственным предшествовавшим земным жизням. Как вы знаете из антропософской литературы, человек состоит прежде всего из четырех членов. От своего физического и эфирного тела, — от них обоих, — человек отделяется каждый раз, когда погружается в сон; тогда своим астральным телом и своим «я» человек отделяется от физического и эфирного тел. Лишь наши физическое и эфирное тела обязаны всем их существом тому внешнему миру, который видимо или невидимо, как эфирный мир, находятся теперь вокруг нас. Наоборот, тому, что человек несет в себе, в своем астральном теле и своем «я», он, собственно, обязан в своем нынешнем земном существовании давнему прошлому, — тому, что он в своих предыдущих земных жизнях проделал с миром.
Позвольте сегодня начать со следующего космического наблюдения, чтобы затем закончить чисто человеческим. Так вот, также и во внешнем физическом мире существует двое врат, через которые, собственно, человеческая жизнь в ее целостности простирается за пределы этого физического мира. И эти двое врат для нас, обитателей Земли, суть, с одной стороны, Луна, а с другой — Солнце.
Видите ли, мои дорогие друзья, ведь на самом деле нынешняя внешняя наука по-настоящему знает только самое незначительное о внеземных небесных телах. Она знает только ту физическую сторону, которую можно изучить путем вычислений или наблюдений при помощи инструментов. Подумайте только о том, что знал бы какой-нибудь обитатель Марса о Земле, если бы он свои познания о ней приобрел тем же способом, каким обитатель Земли обретает их ныне о Марсе или о других небесных телах. Он тогда знал бы о Земле не слишком много: она есть некое светящееся тело, излучающее в мировое пространство отражаемый им солнечный свет. Он мог бы, вероятно, выдвигать всевозможные гипотезы насчет того, есть ли на Земле какие-либо существа или нет, как это и делает человек в отношении Марса. Обитатель Земли, естественно, знает о самой Земле, что он живет на ней вместе с другими подобными ему существами, а также вместе с существами других царств природы. Так вот, тот человек, который может обрести познания о внутренних духовных судьбах земного человечества, приходит, исходя из познаний духовных подоснов бытия, к более глубокому постижению того, какое, собственно, значение имеют другие небесные тела, например, Луна и Солнце.
Пусть же выступит перед нашей душой физически-душевно-духовный смысл лунного бытия. Вспомните обо всем том, что вы могли прочитать в моем «Очерке тайноведения» и в различных уже напечатанных циклах лекций. Оттуда вы должны знать, что прежде лунное бытие было связано с земным бытием. Сейчас это признает и внешняя наука хотя бы в лице своих наиболее значительных представителей, — а именно то, что все физическое тело Луны некогда выделилось из Земли и избрало себе свое собственное место в космическом пространстве.
Но духовная наука утверждает, что от Земли отделилась не только физическая Луна: вместе с этой Луной покинули Землю также и другие существа, некогда жившие на Земле вместе с человеком. Правда, они были гораздо духовнее, чем человек, воплощенный в своем физическом теле, и тем не менее они находились тогда в интенсивном общении с людьми, которое осуществлялось не тем способом, как нынешнее общение людей между собой.
Тот, кто изучает давнее прошлое Земли по произведениям духовной культуры, — пусть даже сперва он изучает только внешние свидетельства, — тот преисполняется благоговения перед тем, что некогда было достигнуто в различных цивилизациях, бывших на Земле. Разумеется, смышлеными в современном смысле, — какими почитают себя нынешние люди, — предки наши, то есть мы сами в своих прежних земных жизнях, не были. Но знали эти предки больше. Ведь знания добываются не только посредством смышлености. Смышленость принадлежит рассудку, а рассудок — это только одна из способностей человека, — пусть даже такая, которая теперь ценится наукой выше всех остальных способностей. Но, в конце концов, если мы ныне посмотрим на мир, каким он стал в моральном, в социальном отношении в «благословенном» XX веке, тогда, пожалуй, мы не будем особенно гордиться нашей культурой, созданной рассудком. Эта рассудочная культура возникла только в ходе времени. И если, как уже было сказано, мы обратимся хотя бы только к внешней истории и рассмотрим то, что касается, например, Древнего Востока, тогда мы сможем преисполниться великим благоговением. Мы могли бы здесь привести в качестве примера некоторые духовные достижения так называемых «диких» народов, но давайте остановимся сегодня на достижениях индийского и персидского Востока, бросим взгляд на то чудесное, что содержится в древней религиозной поэзии, в поэзии Вед*(*Поэзия Вед: древнейшие памятники древнеиндийской литературы (песнопения, изречения, ритуальные тексты).), в философии Веданты**(**Известна также под названием Упанишад (философские труды школ брахманов).), в философии Йоги. Если позволите этому оказать на вас не поверхностное, но глубинное воздействие, тогда будете преисполняться все большего благоговения перед тем, что было достигнуто в древние времена не путем нынешней обыкновенной смышлености, а совсем другим путем.
Так вот, духовная наука показывает нам, что сохранившиеся во внешних документах, всего лишь остатки чудесной древней премудрости человечества, которая, правда, выступала в гораздо более поэтической, художественной форме, чем наши нынешние знания, и тем не менее была чудесной древней премудростью человечества. Эту премудрость люди получали тогда через существ, которые сильно возвышались над собственно человеческим развитием на Земле. Мышление, рассудочное мышление, совершается посредством нашего физического тела. Эти же существа не имели физического тела; поэтому свое изначальное знание они передавали людям преимущественно на поэтический, художественный лад.
Но эти существа не остались с Землей: сейчас большинство их обитает на Луне как космическом теле. Те сведения, которые сообщает современная наука, суть лишь внешние данные о Луне. Луна есть носитель духовных существ более высоких, чем человек. Некогда они имели своей задачей инспирацию земных людей изначальной премудростью, а затем отошли и в некотором смысле создали себе во Вселенной колонию на Луне. Уже то, что я могу таким образом говорить об этих существах, которые теперь обитают на Луне, — показывает нам, что наше собственное человеческое прошлое было связано с этими существами. Мы были в прошлых земных жизнях земными спутниками этих существ. И это показывает связь с ними и нашего нынешнего бытия, если мы в своем рассмотрении выйдем за пределы того, что могут дать человеку внешние познания и внешняя жизнь. И если только мы узрим наше собственное существо, которое не зависит от нашего рассудка и связано с нашим более глубоким человеческим существованием, то тогда мы найдем, что и теперь эти лунные существа еще связаны с нашим внутренним бытием, хотя своим местом обитания они избрали теперь не Землю. Так как прежде, чем мы низошли на Землю, получив от родителей физическое тело, мы были в духовном мире, в своем предземном бытии. В этом предземном бытии также и поныне мы еще имеем дело с этими древними спутниками нашего земного бытия. Мы, так сказать, нисходим из духовных миров в земное бытие, проходя через сферу Луны, через лунное бытие. И подобно тому, как некогда эти лунные существа здесь, на самой Земле, глубоко определяли развитие людей, так и теперь они еще оказывают определяющее влияние на земных людей, — оказывают таким образом, что запечатлевают в человеческом «я» и астральном теле именно то, что затем переносится в физическое тело, — когда человек становится физическим земным человеком.
Не правда ли, никто не может по собственному решению стать талантом или гением. Никто не может по собственному решению сразу стать хорошим человеком. Тем не менее, есть таланты, есть гении, есть просто от рождения хорошие люди. Рассудок не может сотворить то, что связано с внутренним глубоким существом человека, что он приносит, вступая путем рождения из предземного бытия в земное. Задачей лунных существ как раз является запечатлеть в человеке, когда он в своем предземном бытии проходит через лунную сферу, запечатлеть в его «я» и астральном теле то, что потом вспыхивает в его крови, в его нервах как талант, как одаренность, как воля к добру или ко злу. Луна оказывает свое влияние не только тогда, когда влюбленные, охваченные известным поэтическим настроением, гуляют при лунном свете. Луна оказывает свое влияние на то, что есть в глубине человека, что творит и живет больше в его подсознании: во всем том, что вздымается как раз из глубин человека, действует прежде всего это лунное бытие, и это оно, действуя ниже человеческого рассудка, делает из человека то, что он, собственно, есть в своей земной жизни. И сейчас эти лунные существа связаны с нашим прошлым через то, что они, сообразно нашим предыдущим земным жизням, запечатлевают в нас в нашем предземном бытии, благодаря чему мы можем выступать в нашем земном существовании в качестве определенного человека.
Итак, оглянемся назад — туда, где наша жизнь простирается за пределы земного мира в собственно духовную область, воздействия которой определили наши внутренние способности, темперамент, даже самое внутреннее существо нашего характера. Оглянемся назад, и мы найдем в Луне некие врата, ведущие из физического мира в духовный. Луна — это врата, через которые в нашу человеческую жизнь входит прошлое, и она придает нам индивидуальность, делает нас вполне определенным, индивидуальным человеком.
Другие врата — Солнце. Но Солнцу мы обязаны не нашей индивидуальной жизнью. Солнце не только одинаково светит и доброму и злому: оно равно светит также и гению и глупцу. Солнце, прежде всего, не затрагивает ничего из того, что в земной жизни непосредственно связано с индивидуальностью. Есть только одно-единственное, что связано с земной индивидуальностью и исходит от Солнца. И это могло наступить только благодаря тому, что в определенный момент земного развития высокое солнечное Существо, Христос, не остался на Солнце, но нисшел с Солнца на Землю, вочеловечил-ся телесно, стал земным человеком и через это соединил Свою собственную космическую судьбу с земной судьбой человечества. Благодаря тому, что Христос из солнечного Существа стал земным Существом, Он получил доступ к отдельным человеческим индивидуальностям. Другие солнечные существа, которые остались на Солнце, не имеют доступа к отдельным человеческим индивидуальностям, но только к человечеству в целом. Даже у Христа осталось нечто от этого, но нечто такое, что бесконечно благодетельно для земного человечества: у Христа осталось то, что Он в Своем деянии не признает никакой человеческой дифференциации. Христос не есть Христос той или иной нации, не есть Христос того или иного сословия, того или иного класса, Христос есть Христос для всех людей без различия в отношении класса, расы, нации и т. д. Христос не является также Христом отдельных индивидуальностей, когда Он в Своем деянии предоставляет внутреннюю помощь одинаково и гению и глупцу. Христов импульс имеет доступ к индивидуальности человека, и он может действовать как раз в самых сокровенных внутренних глубинах человека, если он вообще оказывает свое действие в человеке. Не способности рассудка, но самые глубокие душевные способности, силы сердца, суть те силы, которые воспринимают Христов импульс; но когда он воспринят человеком, тогда он действует не в смысле индивидуально человеческого, но лишь в смысле всечеловеческого. Это всечеловеческое деяние присуще Христу, потому что Он есть солнечное Существо.
Когда мы оглядываемся назад и при этом чувствуем себя связанными с лунным бытием, тогда мы познаем, что несем в себе нечто такое, чем мы обязаны не современности, но что есть, собственно, некая частица прошлого, — и притом не только земного, но и космического прошлого. Мы, люди, связываем именно в нашем нынешнем земном бытии эту частицу прошлого с настоящим. Обычно люди не думают о том, что, собственно, все их достояние заключено в этой частице прошлого; мы немного значили бы как люди, если бы в нас не было заключено это прошлое. То, что мы усвоили себе непосредственно тогда, когда нисходили из предземного бытия в земное, имеет в себе даже нечто автоматическое, — автоматически действующее в нашем физическом и эфирном телах. Это именно то, что делает нас конкретным человеком, и это внутренне связано с нашим прошлым, а вместе с тем с лунным бытием. Но подобно тому, как через наше лунное бытие мы связаны с прошлым, так же связаны мы через солнечное бытие с нашим будущим. Можно сказать, что для Луны, именно в отношении тех существ, которые сосредоточились на ней при отделении от Земли, мы стали достаточно зрелыми в прежние времена; для Солнца же, которое только теперь вносит всечеловеческий импульс, мы станем зрелыми только в далеком будущем, — хотя мы и имеем за собой долгий пройденный путь развития. В настоящее время Солнце может подступать к нам только извне; к нашей индивидуальности, к нашему внутреннему существу оно сможет подступить только в будущие времена. Лишь тогда, когда Земля больше не будет Землею, когда она перейдет совсем в другое состояние, — лишь тогда станем мы достаточно зрелыми для солнечного бытия. Человек так гордится своим рассудком; однако тот рассудок, который имеется у нынешнего человечества, есть вполне земной продукт, ибо он связан с мозгом, а мозг, как бы это ни казалось невероятным, есть то, что является наиболее физическим в человеке.
Солнце постоянно исторгает нас из этой связанности земным бытием, ибо солнце оказывает свое воздействие не на наш мозг: мы высказывали бы гораздо более разумные мысли при посредстве нашего мозга, если бы Солнце оказывало свое воздействие на наш мозг. Солнце воздействует на наше сердце, когда мы созерцаем физический мир. И то, что исходит из сердца, есть, мои дорогие друзья, воздействие Солнца. Благодаря мозгу люди становятся эгоистами, благодаря сердцу они освобождаются от эгоизма, возвышаются до общечеловеческого. Так что благодаря солнцу мы, собственно, оказываемся больше, чем мы можем быть в нашем земном бытии. Я могу только сказать: Христос дарует нам, если мы действительно находим доступ к Нему, возможность стать больше, чем мы можем быть теперь как люди, ибо Он есть солнечное Существо.
Солнце предстоит нам на небе поистине как существо будущего, тогда как Луна — как существо прошлого. Это другая дверь, ведущая в духовный мир, это врата в будущее. Ибо так же, как мы в известной мере проталкиваемся в земное бытие благодаря существу Луны и лунным силам, так же в смерть нас проталкивают солнечные силы. Солнечные силы связаны в нас с тем, чем мы еще не овладели, что нам, так сказать, отпущено богами, дабы мы не закоснели в земной жизни, а отрывались от нее. Так что, поистине, Луна и Солнце — двое врат: из Вселенной — в земное бытие, и из него — в духовную жизнь. Луна населена существами, с которыми мы были некогда связаны указанным образом. Солнце населено существами, с которыми мы — за исключением Христа — впервые свяжем наше космическое существование только в будущем. Христос поведет нас к Своим былым спутникам на Солнце. Но это относится всецело к людям будущего.
То, что действует с Солнца как будущего мира, действует из духовного, — оно действует на наше физическое и эфирное тела подобно тому, что действует с Луны, исходя из духовного. Рассмотрим, например, наш темперамент. В темпераменте действуют силы, игра которых развертывается в физическом и в эфирном телах, — этим управляет в нас взаимодействие Солнца и Луны. Человек с темпераментом, сильно склонным к меланхолии, находится под сильным влиянием Луны. Тот же, чей темперамент обладает сангвиническими чертами, находится под сильным солнечным влиянием. А человек, в котором солнечное и лунное воздействие взаимно уравновешиваются, нейтрализуют друг друга — становится флегматиком. Там, где в нас как темперамент выступает физическое и проявляется душевное, захватывая все существо, — это мы как люди несем в себе от Солнца и Луны. Однако это солнечное и лунное человек может узреть только там, где оно как явление выступает в своей внешней физической форме, где Луна, так сказать, возвещает о себе человеку через свой внешний диск, — равным образом и Солнце. Но эти воздействия выходят далеко за пределы физического, мы здесь должны говорить о вполне духовном воздействии Луны и Солнца. И мы, действительно, можем легко понять это.
Для того, чтобы это уяснить, надо, прежде всего, взглянуть на какое-либо человеческое тело. Это человеческое тело теперь больше не имеет в себе тех субстанций, которые были в нем около десяти лет тому назад. Внешние физические субстанции постоянно выталкиваются из человеческого тела, заменяясь новыми. Что остается, так это духовная форма, облик человека, то есть внутренние силы. Если вы десять лет тому назад сидели здесь, то плоть и кровь, которые вы тогда имели в себе как материальные субстанции, — их сегодня нет на том же самом месте. Ибо физическое находится в постоянном истечении изнутри наружу, оно постоянно исторгается. Об этом думают не всегда, но все-таки об этом знают теперь хотя бы в отношении Земли. Но не знают о том, что это имеет место также во Вселенной, ибо люди думают: та же самая Луна, которая сегодня сияет на небе, излучала свой свет на Цезаря, на Алкивиада и Будду. Духовно это так, но в отношении физической материи — вовсе нет. И в отношении Солнца физики, астрофизики вычисляют, когда оно рассеется в пространстве. То, что оно рассеется, это они, во всяком случае, знают, однако в своих вычислениях оперируют миллионами лет. Получается то же самое, как если бы такое же исчисление было применено к человеку. Такого рода вычисления сами по себе убийственно правильны, их ни в чем нельзя опровергнуть — и тем не менее они не отвечают истине. Эти вычисления совершенно правильны, но они производятся примерно следующим образом: если вы сегодня наблюдаете человеческое сердце, затем наблюдаете его через пять дней и еще через пять дней, тогда вы можете, исходя из тех маленьких изменений, которые произошли в сердце за эти пятидневки, вычислить, как это сердце было сформировано триста лет тому назад и как оно будет сформировано в будущем через триста лет. Вы нечто добыли такими вычислениями, но дело в том, что этого сердца не было триста лет тому назад и не будет через триста лет. Вот каким образом теперь геологическая наука вычисляет, как выглядела Земля 20 миллионов лет тому назад и как она будет выглядеть в будущем через 20 миллионов лет. Но Земли не было 20 миллионов лет тому назад, и ее опять не будет через 20 миллионов лет! Сами эти вычисления убийственно точны, но только они не отвечают истине! Правда, в пределах совсем узких отрезков времени не раз наблюдалось, что процессы вовне, в мировом пространстве, протекают иначе, чем у человека. Если минеральные вещества существуют гораздо дольше, чем облики, образованные из этих субстанций в живых телах, то все-таки и для минеральных субстанций их чисто физическое, субстанционально-физическое есть нечто преходящее. И та Луна, которая сегодня стоит на небе, — она в своем физическом составе больше не та, какой была, когда сияла Цезарю или Алкиви-аду, или кесарю Августу, — ибо она также заменила свою материю другой, подобно тому, как физическое тело человека заменяет свою материю. То, что пребывает там, вовне, есть также нечто вполне духовное, как это имеет место и в случае с человеком. То, что сохраняется у него от рождения до смерти, — это духовное начало, а не физическая материя.
Итак, Вселенную правильно рассматривают только тогда, когда не наблюдают как человека, о котором говорят: то, что пребывает между рождением и смертью, это есть его душа. А то, что пребывает там, вовне, на космических телах, это суть существа, там их множество. У человека это единство, единая душа; там, вовне, — это множество. И говоря о Луне и Солнце, мы должны ясно сознавать, что если мы хотим говорить истину, то мы должны говорить о пребывающих существах Луны и Солнца. Мы должны говорить о существах Луны как таких, которые связаны с нашим прошлым, а о существах Солнца — как связанных с нашим будущим, но которые оказывают свое воздействие и на наше нынешнее бытие.
И их непосредственные воздействия на человека есть то, что мы называем его кармой: это вся совокупность состава и развития его судьбы. Прошлое и будущее переплетаются между собой, и этим определяется судьба человека. И в таком сплетении его судьбы совместно действуют лунные и солнечные силы и существа.
Собственно, при рассмотрении человеческой кармы, человеческой судьбы, только тогда достигают действительной основы, когда рассматривают человека, вписанным таким образом в целое Вселенной.
При всем желании мы никогда не можем сделать прошлое иным, чем оно есть. Поэтому когда лунные силы оказывают свое воздействие и вторгаются в наше человеческое существо, они несут в себе нечто от непреложной необходимости. Все, что приходит к нам с Луны, имеет характер непреложной необходимости. А все то, что приходит от Солнца и ведет в будущее, имеет в себе нечто такое, куда может вмешаться наша воля, — да, это наша свобода. Таким образом, можно сказать: когда человек опять действительно лицезреет в Космосе божественное и при этом говорит о божественном, пребывающем в мире, не в общих мечтательно-смутных выражениях, но говорит об этом божественном вполне определенным образом, как оно открывается в отдельных членах Вселенной, небесных телах, — тогда человек обретает некий особенный язык, когда он, исходя из действительного познания человека, из познания посредством сердца, направляет свой взор к небесным телам.
Что же было бы, если бы перед нами стоял человек и мы видя его руки, его кисти, голову, грудь, бедра и ступни спрашивали: что это? и потом указывая на его пальцы говорили: это — человеческое! Указывали на его ступни, спрашивая: что это? Это — человеческое! Указывали бы на его нос: это — человеческое! Да, если бы мы ничего не различали, но все обозначали одним общим выражением «человеческое», то мы бы плавали в чем-то неопределенном. Таким же образом плаваем мы в неопределенности тогда, когда, наблюдая во Вселенной Солнце и Луну и остальные небесные тела, мы упорно говорим только о божественном вообще. Но мы должны снова прийти к конкретному лицезрению божественного. Мы приходим к конкретному лицезрению божественного тогда, когда, к примеру, постигаем глубокую связь Луны с нашим прошлым бытием, с прошлым всей Земли. Тогда мы можем, взирая на Луну, сказать: ты — Космический Сын необходимости, я чувствую себя, — поскольку я в себе созерцаю то, над чем не имею никакого контроля, — внутренне связанным с тобою, божественный Космический Сын. Тогда наши познания Луны становятся чувствованием души. Ибо все то, что мы ощущаем в себе возникающим из внутренней необходимости, делает нас родственными Луне.
А когда мы так же верно почувствуем солнечное бытие, а не просто будем вычислять, наблюдать Солнце посредством инструментов, тогда мы почувствуем его родственным всему тому, что живет в нас как свобода, как то, что может совершиться благодаря нам самим для будущего. И если каждое новое солнечное утро призывает нас действовать как людей, то ночь принимает нас с нашими сновидениями, являющими нам то, чем мы были, что в нас живет и творит, что как прошлое связано с нами. Ночь с ее владычицей Луной являет нам наше прошлое, каждое новое наступление утра с его солнечными лучами указывает нам на то, что может прийти из нашей свободы. Так связано во всем космическом бытии наше человеческое с солнечным бытием, и, обращаясь к Солнцу, мы можем иметь такое чувство, которое можно выразить словами: «О ты, Космический Сын свободы, я чувствую тебя родственным всему тому во мне, что дарует моему собственному существу свободу и способность принимать решения для будущего! »
Достарыңызбен бөлісу: |