Образовательные задачи: способствовать пониманию учащимися сущности предмета
религиоведения, показать историю зарождения религиоведения, познакомить с основными религиозными понятиями.
Воспитательные задачи: помочь учащимся увидеть необходимость и особенность религиоведческого знания и роль религиоведения в формировании мировоззрения личности.
Развивающие задачи: Воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.
Оборудование: учебник План урока
I. Организационный момент
II. Новая тема
а. Выводы ученых о возникновении религии.
Э.Б. Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура», вышедшей в 1871 году, выдвинул теорию о том, что религия возникла от анимизма. По его мнению, первобытные люди верили в существование души, в то, что у каждой вещи есть свой дух. Среди людей первобытного общества бытовало мнение, что души умерших людей приходят к ним в сновидениях или в виде привидений. Это породило веру в то, что душа человека живет среди людей и после смерти. В результате появилась вера в защиту и поддержку души человека в его земной жизни. Так возник культ предков, или анимизм. Позднее в представлениях людей эти души превратились в богов, управляющих такими силами природы, как дождь, огонь, ветер и др. Так появилась политеистическая вера (многобожие). Согласно этой теории, возникновение политеизма стало одним из важных этапов развития религиозности, который вел к появлению единобожия (монотеизма).
Г. Спенсер тоже был сторонником данного мнения о поклонении первобытных людей душам предков
Дж. Фрэзер считал, что магия предшествует религии и почти полностью исчезает с ее появлением. С точки зрения Дж. Фрэзера, на «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом, и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам.
По версии активного сторонника тотемистической теории У. Робертсона-Смита, представители первобытных общин считали себя схожими с определенными животными или растениями, от этого и произошли религиозные представления и обряды, которые предписывают поклонение тотему и жертвенные подношения ему.
Фрейд, поддерживающий это мнение, в своей книге «Тотем и табу» пытался дать психоаналитическое пояснение религии с позиции тотемизма.
Социолог Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) утверждал, что основой религии является почитание чего-либо как священное. Святость - то, что люди в обществе считают : вятым. Данное мнение в настоящее время находит поддержку со стороны большинства религиозных социологов, освещающих вопросы религиозной жизни общества и роли религии.
По мнению М. Мюллера, религия возникла из-за страха человека перед силами природы. Эту религию назвали натурализмом. Натурализм означает поклонение человека окружающей среде, природным явлениям как проявлению Божьей воли.
М. Мюллер в качестве обоснования своей теории приводит священные индийские книги под общим названием Велы. Такие название богов в Ведах, как Агни - огонь, Диаус - небо, сопоставимы с названиями природных явлений.
Следовательно, по мнению М. Мюллера, в первобытных общинах люди боялись явлений природы, поэтому стали им поклоняться
Существует и теория о первобытно-общинном монотеизме, противоречащая приведенным выше взглядам о возникновении религии. По этой теории, самая древняя религия человечества - религия, в которой верили в одного Бога.
Первым, кто выступил против анимистической теории Э. Тайлора, был его ученик Э. Лэнг. Опираясь на исследования жизни первобытных общин Австралии, он утверждал, что у них не встречается анимистических верований, а наоборот, есть вера в одного Бога.
В исламе и христианстве первым прачеловеком и первым пророком на земле был Адам. И данной ему Создателем религией была только вера в единого Бога, то есть монотеизм.
б. Есть ли науки, изучающие пути происхождения и формирования религий?
-выписать науки
Изучением истории религий, причиной их возникновения, формирования тех или иных религиозных учений занимается религиоведение.
На раннем этапе развития религиоведение было фактически продолжением естественной теологии. Познание Бога в католицизме и протестантизме, а также и богословие в православии сформировали науку теологию (от греч. teos - «бог» и logos - «учение», т.е. «наука о Боге»). Теология пыталась научно трактовать религии, основы учения, разные положения религий и тексты священных книг простым людям.
Наряду с теологией, изучением религии занималась и религиозная философия. Между теологией и религиозной философией в плане изучения религии была большая разница, заключающаяся в различии подходов и сфер интересов. Философия занималась изучением религии, ее роли, влияния на жизнь человека и общества, и оценивала те в научном аспекте. В XVII-XVIII веках сформировался новый предмет - философия религии. Ее особенность состоит в том, что она изучает религию с точки зрения самой религии и оценивает ее, исходя из этих позиций.
Предмет, который изучает формирование, развитие и нравственность религии, применяя методы истории и филологии, называется историей религий. История религий по возможности объективно рассматривает все вопросы, связанные с появлением религиозных организаций, их проявления и развитие в разных исторических периодах и обществах.
- выписать новые понятия в тетрадь
Азбука религиоведения
В философской науке понятие Бога, Создателя, не вмещающееся в пределы человеческого разума, называется деизм (лат. deus - «бог»). Видеть Бога в природе, считать, что он имеет свое проявление во всех вещах, называется пантеизмом.
Арабское слово «дин» имеет несколько значений. Например, «традиция», «обряд», «смирение», «директива», «приказ», «молитва», «путь».
Слово «религия»(от лат. «связывать») также имеет несколько значений - «благочестие», «набожность», «святыня», «предмет культа».
В буддистских текстах такие санскритские слова, как «дхарма», «дхамма»(означающие религию), имеют примерно тот же смысл - «истина», «правило», «закон», «система» и др.