Оценка анамнеза и общего состояния



бет1/4
Дата09.09.2023
өлшемі139,5 Kb.
#180576
  1   2   3   4
Байланысты:
Оценка анамнеза и общего состояния больного ребенка


ОЦЕНКА АНАМНЕЗА И ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ
БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
(Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, 1985)


Оценка анамнеза. Констатация субъективной картины болезни, т. е. ком­плекса ощущений и жалоб больного ребенка, представляет собой достаточно сложную задачу, особенно для детей раннего возраста. Это связано и с нали­чием языкового барьера и нередко с барьером психологическим, т. е. труд­ностью создания психологического контакта между врачом и ребенком. Нала­живание этого контакта, умение преодолеть естественный страх и недоверие по отношению к новому незнакомому человеку со стороны ребенка соста­вляют один из главных компонентов и опыта, и врачебного дарования педиа­тра. Вместе с тем даже при хорошем контакте с ребенком ценность анамнестических сведений, полученных от него, незначительна. Это связано с тем, что представление ребенка о своем организме, способность указать локализа­цию источника боли, дифференцирование более сложных нарушений самочув­ствия у детей очень несовершенны. Поэтому основные анамнестические данные о болезни врач получает обычно от родителей ребенка. Однако разго­вор с самим ребенком остается всегда неотъемлемой и важной частью общего врачебного исследования. Этот разговор помогает осуществить знакомство, преодолеть недоверие маленького пациента и дает врачу ценные объективные введения об общем состоянии, сохранности сознания, уровне развития и ха­рактере ребенка.
Анамнез, собранный у родителей, также несет не только информацион­ную роль. Это очень ответственный момент встречи родителей с человеком, которому они доверяют здоровье и жизнь своего ребенка. Неторопливость, спокойное и участливое отношение, внимание к различным особенностям и деталям жизни ребенка и прежде всего к развитию последнего заболевания — все это создает тот микроклимат взаимоотношений врача и родителей, который будет способствовать настоящему сотрудничеству в лечении. Кроме того, сбор анамнеза и контакт с родителями помогают врачу-педиатру установить степень внимания к ребенку в семье, характер внутрисемейной психологической обстановки, вскрыть семейные истоки невротизации ребенка. Наконец, беседа с родителями дает возможность ребенку какое-то время понаблюдать за врачом, усвоить спокойный доброжелательный тон беседы соответственно спокойнее отнестись к последующему осмотру. Сбор анамнеза у больного ребенка и родителей является одним из наиболее сложных творческих профессиональных действий педиатра. Схема такого опроса всегда индивидуальна, а круг вопросов очень широк.
Очень важными сведениями являются возраст и профессия родителей, наличие между ними кровного родства. Частота рождения детей с болезнью Дауна и некоторыми другими заболеваниями резко увеличивается с возрастом родителей. Дети, рожденные от родителей, занятых на вредных производствах (главным образом химических или в условиях значительной радиации и т. д.), могут иметь различные отклонения в развитии.
Особого внимания заслуживает вопрос состояния здоровья родителей, так как наряду с прямо наследственными заболеваниями нередко можно наблюдать отклонения в формировании и развитии новорожденных от больных отца и матери. Урогенитальные заболевания матери (эндометрит) непосредственно являются причинами внутриутробного инфицирования плода, а лекарственная терапия может задерживать становление биохимических систем, участвующих в различных видах обмена веществ (например, глюкоронилтрансферазной системы, ответственной за нейтрализацию токсического свободного билирубина). Имеют значение также ранее перенесенные матерью заболевания.
Важно также знать, воспитывается ли ребенок дома или посещает какое-либо детское учреждение. Это необходимо отметить в истории болезни, чтобы при необходимости всегда можно было получить дополнительные све­дения о контактах или проведенных вакцинациях, что имеет значение для эпи­демиологического анамнеза. Нужно выяснить точную дату начала заболева­ния и клинические признаки. Затем учитывают развитие и течение настоящего заболевания от момента его возникновения до начала настоящего исследо­вания.
Важно установить, как именно и в чем изменялось состояние ребенка (как нарастало ухудшение состояния во времени — быстро или постепенно или, на­оборот, у больного наблюдались периоды улучшения общего состояния); обращались ли родители по поводу заболевания ребенка к врачам, какие бы­ли произведены исследования и что они выявили, какое получал ребенок лече­ние; был ли ребенок в контакте с другими больными детьми. Нередко удается установить, что в семье или детских учреждениях, которые посещал ребенок, наблюдались подобные заболевания (это указывает на контагиозность).
Особое значение в педиатрической практике приобретает подробный анамнез жизни ребенка. Нужно установить, от какой беременности и родов родился ребенок, так как обычно дети от повторных родов (до 5-й беременно­сти) имеют массу при рождении больше, чем дети от первой беременности и родов. Кроме того, необходимо знать, были ли у матери в анамнезе мер­творожденные, самопроизвольные выкидыши, недоношенные, что часто на­блюдается у одних и тех же женщин и нередко заставляет заподозрить плодо-материнскую антигенную несовместимость, чаще по эритроцитарным факто­рам. Кроме того, одной из причин мертворождений являются некоторые ин­фекции (например, сифилис, токсоплазмоз и др.), о чем нужно всегда пом­нить, если в семье имеется наклонность к мертворождениям. Очень важно знать, как протекала настоящая беременность, так как ранние и поздние ток­сикозы, перенесенные во время беременности инфекции, применяемые ма­терью в это время лекарства отражаются на развитии плода и новорожден­ном. Особо опасны перенесенные вирусные инфекции (краснуха и др.) в первые 1—2 мес беременности, когда происходят закладка и формирование отдельных органов и систем. По современным представлениям, внутриклеточ­ное паразитирование вирусов вызывает изменение наследственных механиз­мов и нередко приводит к развитию уродства. Сейчас уже становятся из­вестными наиболее неблагоприятные сроки влияния вредных факторов на формирование систем и органов плода. Важно знать условия и характер ра­боты матери во время настоящей беременности для исключения неблаго­приятных внешних интоксикаций или других факторов.
Следует подробно расспросить мать о течении родов и состоянии здо­ровья новорожденного, сразу ли закричал ребенок и какой был крик (слабый, громкий). Если ребенок кричит сразу и крик его громкий — это хороший при­знак. Отсутствие крика всегда указывает на асфиксию и тяжесть состояния но­ворожденного. Слабый крик отражает поверхностное дыхание, что не вызы­вает полного расправления легких (возможное наличие ателектазов и гипопневматоза, что свойственно недоношенным детям).
При расспросе нужно выяснить массу тела, рост, окружность грудной клетки и головы у новорожденного. Эти важные антропометрические данные отражают развитие новорожденного, по ним можно судить, доношенным или недоношенным родился ребенок. Затем спрашивают у матери, когда принесли кормить ребенка, как он взял грудь, активно ли сосал.
Эти косвенные признаки позволяют оценить состояние ребенка, так как обычно новорожденных прикладывают к груди через 6—12 ч после рождения. Детей, имеющих нарушение мозгового кровообращения, родовые травмы, нарушения дыхания, до выхода их из тяжелого состояния не приносят кормить. Не кормят грудью детей, страдающих гемолитической болезнью, так как в первые часы и дни после родов с молоком матери выделяются гемолизины, которые могут усугубить гемолитический процесс у новорожденных.
Интерес представляют сведения о сроках появления желтухи, ее интенсив­ности. У здоровых новорожденных желтушность кожи появляется на 2-й или 3-й день жизни и к выписке из родильного дома (на 7 —8-й день) она почти исчезает. Ранняя и интенсивная желтуха является одним из характерных при­знаков гемолитической болезни. Затяжная желтуха часто наблюдается при врожденном гипотиреозе. Постепенное усиление желтушности с изменением ее цвета на зеленоватый оттенок свидетельствует о возможности врожденного гепатита или атрезии желчных путей.
Необходимо получить сведения о физиологической убыли массы тела (до 5 — 8%). Большая потеря массы тела, медленное его восстановление указы­вают на патологию у ребенка или недостаточную лактацию у матери. Нужно спросить у матери и о состоянии пупочной ранки, сроках ее эпителизации, так как позднее отпадение пуповины, нагноение пупочной ранки могут указывать на инфицирование, развитие сепсиса.
Для суждения о дальнейшем развитии ребенка важно узнать у матери, как он развивался на первом году, в какие сроки проявлялись различные дви­гательные умения: когда ребенок начал держать голову, переворачиваться со спины на живот, самостоятельно сидеть, ползать, стоять без поддержки и хо­дить, время появления первых зубов и число зубов в один год. Развитие дви­жений в установленные сроки свидетельствует о правильном развитии ре­бенка.
Следует уточнить, до какого возраста ребенок находился на естест­венном вскармливании, с какого срока на смешанном или искус­ственном, с какого возраста ребенок начал получать прикормы и в виде како­го продукта (манная каша или овощное пюре). Иногда наблюдается нерационально раннее назначение прикорма или, наоборот, слишком позднее. Это отражается на развитии ребенка.
У детей старше года важно выяснить, сколько раз принимает ребенок го­рячую пищу, ее состав, в достаточном ли количестве.
Важное значение имеют сведения о жилищно-бытовых условиях, о том, кто ухаживает за ребенком. Важны сведения о перенесенных заболеваниях (детские инфекции и др.).
В последние годы значительно увеличилось число аллергических заболе­ваний, течение которых нередко хроническое. Поэтому при расспросе следует выяснить, страдал ли ребенок и члены семьи аллергическими заболеваниями (нейродермит, экссудативный диатез, бронхиальная астма, крапивница и др.). Это в равной мере относится к переносимости многих лекарственных препа­ратов, особенно антибиотиков. Следует задать вопрос, какие антибиотики или другие лекарственные средства ребенок получал и какая у него была реакция на них.
Полезны сведения о ранее проведенных ребенку гемотрансфузиях или вве­дении других препаратов крови.
Особое место занимает выяснение наследственности. С этой целью для каждой семьи должно быть составлено генеалогическое дерево, или генетиче­ская карта.
Врачебная практика выработала и определенную простую последователь­ность или систему сбора анамнеза, которая может считаться универсальной формализованной канвой или алгоритмом для получения минимально необ­ходимых сведений. Такой анамнез можно назвать элементарным, или пер­вичным. Его схема приводится ниже. Затем уже после осмотра ребенка в связи с теми или иными выявленными у него отклонениями врач снова может обращаться с вопросами к родителям. Наконец, по мере клинического обсле­дования ребенка также периодически возникает необходимость опроса роди­телей. Такие опросы носят уже прицельный характер и в истории болезни фи­гурируют под названиями «дополнительный анамнез» или «уточнение анамнеза». Это уже сугубо индивидуальная часть анамнеза, строго отражаю­щая индивидуальные для каждого больного особенности возникновения и те­чения заболевания, особенности наследственного фона и т. д. В полном и за­вершенном виде анамнез ребенка составляет существенную основу индиви­дуального диагноза и значительную часть основного клинического докумен­та — «Истории болезни».
История болезни заполняется в приемном отделении больницы и ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ней. Уже при поступлении за­полняются: паспортная часть, содержащая сведения о фамилии, имени, отче­стве ребенка, его возрасте (или дате рождения), родителях — фамилия, имя, отчество, возраст, национальность, место проживания, место работы и спе­циальность, телефоны родителей, а также и о тех диагнозах, с которыми ребе­нок направлен на госпитализацию. При поступлении также осуществляется сбор анамнеза и запись данных объективного исследования ребенка.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет