© 2002 г.
В.Т. ЛИСОВСКИЙ
“ОТЦЫ” И “ДЕТИ”: ЗА ДИАЛОГ В ОТНОШЕНИЯХ (Размышление социолога о преемственности поколений)
ЛИСОВСКИЙ Владимир Тимофеевич – член-корреспондент Российской академии образования, профессор социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Известный американский писатель Марк Твен однажды сделал любопытное признание: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но, когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел" [1, с. 211]. Однако "умнеют" далеко не все представители вступающих в жизнь поколений. Некоторые так и остаются строптивыми "подростками", конфликтующими со старшими по поводу и без повода, призывающими "не верить никому, кто старше тридцати". Один сверхэнергичный молодой демократ, в бытность вице-премьером, пообещал красноярским студентам войти в ХХI век вообще без старшего поколения. Это, конечно, нонсенс. Союз и дружба поколений необходимы: без этого немыслимо поступательное движение общества. Такова проверенная исторической практикой аксиома общественного прогресса. Противоречия между поколениями могут быть сняты через их диалог, обеспечивающий одновременно преемственность исторической жизни человечества и ее дальнейшее развитие.
Реальные взаимоотношения между поколениями в современном российском обществе отличаются неоднозначностью и противоречивостью. Суть проблемы - в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом. Как было в советское время? Старшее поколение владело комплексом знаний и технологий, культурой, накопленным опытом, и младшие осваивали все это, не сомневаясь в его важности и полезности. Молодые перенимали опыт старших без тени сомнения, ибо прошлое гарантировало будущее. Вряд ли можно утверждать, что все эти оттенки отношений между поколениями исчезли. Многое продолжает функционировать. Ныне живущие поколения в значительной степени "вскормлены" на советских "витаминах", и в их ментальности эти свойства имеют достаточно реальный вес, хотя и в неодинаковых пропорциях. Но в целом характер преемственности изменился. Если прежде молодое поколение внимательно вглядывалось в "зеркало предков", пытаясь предугадать свой жизненный путь, то теперь это отражение не дает чувства реальности. Жизнь строится по новым канонам, лишь отдаленно напоминая старшим об их молодости, а молодым уже не дает необходимых ориентиров. Новая ситуация требует особой гибкости, взаимной терпимости, умения сохранять связь времен, не отторгая прошлого как слишком старого, но и не пренебрегая новым как недостойным. Иначе разрыв и конфликт между поколениями становятся неизбежными.
Современную молодежь называют "поколением next", "поколением пепси", "поколением Х" и т.д. А как оценивают себя сами молодые люди и их "отцы"? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели в 1999 и 2001 гг. специальное социологическое исследование в нескольких больших и малых российских городах1. Объектом изучения стали три поколения: “шестидесятники” (дети “оттепели”); дети “застоя”; дети “перестройки”. Решались следующие задачи: 1) изучение существующих стереотипов восприятия поколений в контексте "Мы и они"; 2) изучение факторов и механизмов формирования моделей "Мы-образа" и "Они-образа"; определение наиболее распространенных социовозрастных стереотипов; 3) определение "зон пересечения" и модальности интересов поколений и уровня диалоговой представителей "отцов" и "детей". Авторы проекта исходили из того, что социальный имидж “другого” поколения формируется под воздействием ряда факторов, определяющими из которых являются: а) культурный аспект взаимоотношений “отцов” и “детей”, закрепленный в национальном менталитете; б) стереотипы восприятия “другого”, создаваемые средствами массовой информации и другими источниками масс-культурных воздействий; в) собственный опыт взаимоотношений с представителями другого поколения. Конфликт же поколений типа “мы и они” наиболее отчетливо проявляется: в сфере материальных интересов; в ценностно-нормативной, нравственной и культурной сферах; в сферах объективации социально-типических черт личности.
Что показало исследование? Проанализируем ответы на вопрос: “Считаете ли Вы, что в нашем обществе одной из самых острых проблем является проблема противоречия “отцов” и “детей”?” (см. табл. 1).
Из таблицы следует, что существенной разницы в оценке проблемы “отцов” и “детей” у представителей разных возрастных групп нет. Около
Достарыңызбен бөлісу: |