Периодизация истории кочевничества



бет1/7
Дата01.03.2023
өлшемі95,08 Kb.
#170719
түріСеминар
  1   2   3   4   5   6   7
Байланысты:
Семинар
4. Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Централь, марапаттар оқушылар мен мұғалімдер 22-2023, 11-сынып қазақ тілі БЖБ 2-тоқсан













СЕМИНАР 3
1.Периодизация истории кочевничества.
Проблемой истории кочевничества является ее периодизация. По этому поводу существует в современной литературе три точки зрения.
Первая из них принадлежит таким ученым как Вайнштейн, Артамонов, Грязнов. Сущность ее состоит в том, что они подразделяют историю кочевничества на два периода – «ранних» кочевников и «поздних» кочевников. В основу этой периодизации кладутся не только различия в уровне социального развития, но в первую очередь хозяйственные и культурные различия, якобы существовавших между «ранними» и «поздними» кочевниками.
Другая точка зрения основывается на том, что развитие кочевых обществ в евразийских степях представляется непрерывным поступательным процессом от первобытнообщинного строя к раннефеодальным (прафеодальным), а затем и к развитым феодальным отношениям и даже к зарождению капиталистических отношений. При этом общества «ранних кочевников» – I тыс. до н.э. – обычно рассматриваются как догосударственные, а создание государства и классового общества приписывается лишь кочевникам средневековья [Лашук, Златкин].
И, наконец, третья точка зрения на периодизацию истории кочевников, основным представителем которой является Хазанов. По его мнению — история кочевников – неотъемлемая часть общеисторического процесса. Кочевники не только принимали участие в событиях мировой истории; сами эти события оказывали существенное воздействие на все стороны их жизни. Поэтому представляется допустимым разделить их историю на три эпохи – «эпоху древних кочевников», «эпоху средневековых кочевников» и «эпоху кочевников нового времени» – в соответствии с общей периодизацией всемирной истории.
2 Предпосылки возникновения кочевничества: природно-географический и социо-культурный факторы. Возрастание роли и значения скотоводства. Формы скотоводческого хозяйства: придомное, яйлажное, пастушеское, отгонно-перегонное и др. Всадничество. Колодцы. Конское снаряжение. Освоение степных, полустепных и пустынных регионов.
Проблема выделения скотоводства в самостоятельную отрасль хозяйства и возникновения кочевничества настолько интересна и важна для исторической науки, что уже издавна привлекала к себе пристальное внимание ученых, анализировавших имеющиеся в их распоряжении разрозненные скудные фактические данные.

  1. В прошлом существовала «трехступенчатая концепция». Ее сторонники утверждали, что кочевничество возникло из охоты и предшествовало земледелию. Эта точка зрения существовала долго, но с накоплением новых данных учеными начали выдвигать и другие гипотезы.

  2. Вторая точка зрения была очень распространена среди ученых во второй половине 20-го века. Она основывалась на том, что переход от комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства к кочеванию произошел в силу возрастания численности стад и появления проблемы обеспечения их кормами. Выход был найден в кочевании с одного пастбища на другое [Грязнов, Черников, Гольмстен].

  3. Оригинальную точку зрения высказал Руденко С.И. Он считал, что стимулом увеличения стад явился обмен между отдельными оседлыми общинами. Т.е. особо смышленые земледельцы-скотоводы увидели в коровах и овцах товар и стали обменивать его на оружие и предметы роскоши. А чтобы получить больше оружия и предметов роскоши, они стали увеличивать поголовье своих стад и вследствие этого перешли к кочеванию.

  4. Становление и развитие кочевничества происходило под воздействием комплекса причин. Среди таких причин можно назвать разделение труда, развитие социальных отношений, обмена. Но не менее важными причинами, приведшими к появлению кочевничества, были изменения природной среды, ландшафтов, растительного покрова степей. Всё это вместе взятое и повлияло на земледельческо-скотоводческое хозяйство и привело к появлению кочевников, поскольку оседлое население уже не могло удержать на прежнем уровне свое хозяйство и производственные отношения [Марков, Гумилев].

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовье и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно выпатывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. В Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.
Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, зато увеличивалось число овец и лошадей. В X-IX вв. до н. э. у андроновцев преобладает коневодство.
Лишь в конце эпохи бронзы спорадически степные культуры осваивают коня под верховую езду (видимо пастухами), о чём свидетельствуют находки костяных стержневых псалиев различных модификаций и немногочисленные наскальные изображения (Боковенко 1979; 1986). В самом начале I тыс. до н.э. в связи со значительным прогрессом в коневодстве и изготовлением из бронзы более надёжных уздечных наборов большими сериями, на первое место в обществе ранних кочевников (или культурах скифского типа) выходит всадник (кентавр). Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны.В древнюю эпоху Степной цивилизации уходят истоки базовых компонентов современной одежды. Всадническая культура породила и оптимальное облачение для всадника-воина.Стремясь улучшить управление лошадью во время езды, степняки изобрели высокое седло и стремена. Новшества позволили всаднику уверенно сидеть на коне и даже при быстром движении эффективнее использовать свое оружие – лук, копье, саблю. Анализ археологического материала позволяет выявить ряд этапов формирования верховой узды у кочевников Центральной Азии:Древнейший этап развития конского снаряжения, относящийся к эпохе бронзы (вторая половина II тыс. до н.э.). В это время зафиксирована лишь примитивная конская узда, состоящая сначала из пластинчатых псалиев с шипами на одной из сторон, а затем из стержневидных роговых трёхдырчатых псалиев и ременных удил (Кузьмина 1994). Эти типы узды не позволяли достаточно надёжно управлять конём, и, видимо, в основном использовались как упряжные, хотя эпизодическое их использование в качестве верховых (например, у пастухов) не исключено. Этот тип узды был широко распространён в степях Евразии (от Венгрии до Монголии). Для данного периода известны захоронения с колесницами и формирование кочевой аристократии. «Скрытый» этап (конец X — IX вв. до н.э.) — освоение коня под верх и соответственно, в связи с новыми представлении о переходе в мир иной, появление погребений на уровне древнего горизонта с конями. Происходит формирование всаднического престижного комплекса (соответствующего набора вооружения и конского снаряжения из бронзы, удобного костюма), для которого характерны стержневые роговые псалий и ременные удила. Аржанский этап (IX — начало VII вв. до н.э.) культуры ранних кочевников (или культуры скифского типа) характеризуется массовым изготовлением основных деталей узды из бронзы. В это время происходит значительное качественное её изменение. Сначала бронзовые псалий имитируют роговые, но затем металл позволяет создавать принципиально новые формы. В это время наблюдается наибольшая вариация бронзовых удил (семь типов) и псалиев (одиннадцать типов) за весь период кочевничества. В удилах в основном изменяется форма и количество внешних окончаний. Преобладают стремявидные окончания удил в Казахстане и Саяно-Алтае.
3. Хронология и памятники археологических культур эпохи раннего железа.
Большинство памятников эпохи раннего железа расположено в долине главной водной артерии Восточного Казахстана — р. Иртыш. Курганные могильники сосредоточены на северных и южных склонах Калбинского хребта, а далее тянутся на юго-запад до Чингизтау и западных районов Тарбагатая. На юге они распространены в Зайсанской котловине. В восточных горных районах разбросаны по берегам рек Нарыма, Бухтармы и многочисленным притокам последней, смыкаясь с памятниками районов Горного Алтая.Одним из наиболее ярких памятников этого периода является курган Берел.Могильник Берел находится на территории Казахского Алтая на стыке границ Казахстана, Монголии и России. В нем насчитывается более тридцати курганов, расположенных цепочками. Наиболее крупные наземные конструкции свидетельствуют о том, что древние кочевники хоронили здесь своих вождей, для которых и воздвигали сложные погребально-культовые сооружения. Доминирующее положение долины и удивительная красота природы способствовали сакрализации этого пространства.Возможно, древние кочевники, учитывая природно-климатические условия местности, сооружали такие погребальные конструкции, при которых возникла искусственная мерзлота. Благодаря ей в погребениях сохраняются уникальные свидетельства жизни древних кочевников Алтая — одежда, утварь и, что особенно важно, мумифицированные останки людей и животных.Вскрыв насыпь одного из курганов могильника Берель, В.В. Радлов обнаружил вещи, не замеченные грабителями. Он записал в своем дневнике: «В центре кургана под могильным холмом находилась могильная яма длиной 2 сажени и шириной 2,5 сажени, наполненная крупным камнем и землей. Мы легко очистили эту могилу от ее содержимого на глубину 1 аршин, после чего наша работа внезапно остановилась. Земля здесь сильно промерзла, и в могилу со всех сторон просачивалась вода».В могиле под слоем бересты были найдены останки 16 лошадей, положенных в 4 ряда по 4 особи.

4. Политические образования саков и сарматов. Культура племен раннего железного века: хронология, погребальный обряд, оружие, узда, искусство звериного стиля. Взаимоотношения саков с державой Ахеменидов. Участие саков в греко-персидских войнах. Борьба саков против завоеваний Александра Македонского.



Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. В VI в. до н.э. против саков высту­пил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит.
В 519-518 гг. до н.э. против саков-тиграхаудов выступил огромным войском другой царь персов Дарий I. В результате длительной борьбы Дарию I удалось покорить часть саков и заставить их платить дань, а также посылать воинов для участия в персидских войнах. В составе персидских войск саки приняли участие в греко-персидской войне: в 490 г. до н.э. в Марафонской битве, в битвах при Фермопиле, также в Египте.
В VI в до н.э. по IV в до н.э. против саков начали войну силы Александра Македонского, разгромив и подченив державу Ахаменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330-327 гг. до н.э. А. Македонский захватив ряд районов Средней Азии, направился к Сырдарье, которая служила границей между оседлыми жителями и кочевниками. Александр захватил несколько городов на левобережье Сырдарьи. По его приказу на Сырдарье был построен город, названный Александрия Эсхата (Александрия Крайняя), как опорный пункт на северо-восточной границе государства. Неудачей закончилась попытка подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей, этим самым саки остановили продвижение великого завоевателя на Восток. После смерти Александра в 323 г. до н. э. держава его распалось и в начале III в. до н.э. Александрия Эсхата была разрушена в результате восстания селевкидов.
Саки вступали в мирные торговые и культурные контакты с другими странами, как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия и Китай.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет