Песоцкий
Михаил
.
Проблема
нравственного
выбора
В повести В.В. Быкова «Сотников» проблема
нравственного выбора
становится главной во всем произведении. В повести автор ставит два
основных вопроса: «Что такое человек перед сокрушающей силой
бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности
сохранить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть
невозможно?»
В повести рассказывается о судьбе двух партизан – Сотникова и
Рыбака. В образах главных героев воплощены черты двух противоположных
типов личности. Такие люди, оказавшись в
ситуации нравственного выбора,
ведут себя по-разному: одни совершают предательство в обмен на свою
жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая
умереть со спокойной совестью.
В начале, Рыбак представлен хорошим партизаном, который по-
товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии,
благодаря своей расторопности, он дошел от рядового до должности
старшины.
По-своему, Рыбак добр. Но война, предъявляя свои жестокие
требования, испытывала на прочность его моральные устои. Рыбак это
понимал и старался держаться. Он так и не смог убить предателя – старосту,
хотя знал, что это необходимо было сделать. Иным показан Сотников. С
самого начала в нем указывается упрямство и недоверчивость. На задание он
пошел «потому, что другие отказались». Некстати начавшаяся простуда
казалась ему пустяком, хотя в дальнейшем становится все ясно, что он был
серьезно болен.
Он отказался от еды и лекарств, предложенных женой
старосты, помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его
полицаям: «Он не желал этой тетке ничего хорошего и не мог согласится на
её сочувствие и помощь».
Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони,
устроенной полицаями: сначала, он хотел бросить Сотникова, оправдывая
себя тем, что тому все равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу?» -
именно этот вопрос заставил его вернуться к товарищу. В тот момент для
него
было важно, что о нем подумают другие. Сотников умел бороться с
врагом «до последней минуты». Он решил не сдаваться живым. То, что
Рыбак вернулся, он относил к «обычной солдатской взаимовыручке», но он
не был против «Рыбаковой» помощи, будь она обращена к кому-нибудь
третьему. Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это «было противно
всему его существу».
Когда партизан обнаружили полицаи на чердаке у Демчихи, Рыбаку
«захотелось чтобы первым поднялся Сотников». Его товарищ был слаб и
продолжал лежать. Рыбак поднялся первым. На допросе, испугавшись пыток,
Рыбак отвечал правду. Он не только согласился вступить в полицию, но и
помог повесить своего товарища. Сотников, в
первую очередь, старался
спасти Демчиху, которая пострадала из-за них с Рыбаком. И перед казнью
безуспешно пытался взять всю вину на себя. Последние усилия в своей
жизни он потратил на то, чтобы встретить смерть с «солдатским
достоинством». Автор связывает предательство Рыбака с ничтожностью его
духовного мира. У него не хватило моральной силы, чтобы до конца
выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни.
Рыбаку это не
под силу потому, что для него важнее было выжить, несмотря
ни на что. Сотников по натуре совсем не герой, и когда смерть становится
реальностью, то он выбирает её прежде всего потому, что его моральная
основа в таких условиях не позволяет ему поступить иначе. Его подвиг в том
и заключается: человечность, высокая духовность – он отстаивает их до
самого конца, до последней минуты.
Для меня Сотников – герой. Да, он
не победил врага, но он остался
человеком в самой бесчеловечной ситуации, он не поддался той низменной
мысли, которой поддался той низменной мысли, которой поддался Рыбак.
Идя на смерть, он не только думает о себе, сколько озабочен тем, чтобы что-
то
сделать для других, чтобы смерть не была «грязной». Сотников был
человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей
совестью, и он ушел из жизни с сознанием того, что ничем не запятая свою
душу. До последнего герой старается помочь тем людям, которые, как он
считал, пострадали из-за него.
Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, автор
заставляет задуматься об истоках внутренней силы,
которая присуща лучшим
из его героев. В повести «Сотников» В. Быков убедительно показывает, что
эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и
целиком относится к области духа.