ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893) – русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П. Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854 г.). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852 г.). Окончив его в 1859 г., стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 г. (1861 г.) опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861 г.), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И. Зарембы.
В 1862 г. он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г. Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского и кантату «К Радости» на стихи Ф. Шиллера. В 1866 г., сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна – Николаем Григорьевичем Рубинштейном.
В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию («Зимние грезы», 1866 г.) и первую оперу «Воевода», которая была поставлена в Москве в 1869 г. (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, «Ундина», была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро»). Оркестровая увертюра «Ромео и Джульетта» получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 г. и 1880 г. это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Вторая и Третья симфонии (1872 г., 1875 г.), три струнных квартета (1871 г., 1874 г., 1876 г.), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия «Франческа да Римини» (1876 г.) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877 г.). Две следующие оперы Чайковского – «Опричник» и «Кузнец Вакула» (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет «Лебединое озеро» были поставлены соответственно в 1874 г., 1876 г. и 1877 г.
К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки – в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два очень важных события. Первое – начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе – женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Семейная жизнь не сложилась. Композитор поспешил уехать от жены. Впоследствии он много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917. Зиму 1877-1878 гг. Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890 г.), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве.
После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 г. он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 г. перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти, наконец, приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского – Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы – «Орлеанская дева» (поставлена в 1881 г.), «Мазепа» (поставлена в 1884 г.) и «Чародейка» (поставлена в 1887 г.), а также скрипичный концерт ре мажор (1878 г.), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880 г.), торжественная увертюра «1812 год» (1881 г.), трио «Памяти великого художника» (1882 г.), посвященное Н.Г. Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879 г., 1883 г. и 1884 г.), симфония «Манфред» по поэме Байрона (1885 г.). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 г. он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888 г.), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888 г.) и вчерне завершен балет «Спящая красавица». Оркестрован он был в течение лета 1889 г. и поставлен в начале следующего года. В 1890 г. появилась лучшая опера Чайковского – «Пиковая дама».
Весной 1891 года Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в США, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром «Воевода», одноактной оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». И опера, и балет были поставлены в 1891 г., но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии, получившей авторский подзаголовок – симфония «Жизнь», впоследствии были превращены автором в Третий фортепианный концерт, оставшийся после смерти композитора незавершенным: первая часть была издана учеником Чайковского С.И. Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время именно так исполняются некоторыми пианистами). В начале 1893 года Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок «Патетическая». Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 года.
Обращение П.И. Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета. До него музыка в балете играла вспомогательную роль. В его балетах именно музыка в единстве с танцем стала выразителем содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка каждого танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы подчинены раскрытию основной темы. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Он вводит принципы симфонизации балета – в этом заключается реформа Чайковского. «Ведь балет – та же симфония», – писал композитор. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет – сквозное музыкальное развитие, яркие индивидуальные характеристики, лейтмотивное развитие, единство целого. П.И. Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел.
Композитором написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные.
Первый балет «Лебединое озеро» (1876 г.) – романтическая повесть о любви и верности, относится к числу лучших произведений П.И. Чайковского, созданных в 70-е годы, наряду с оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией. Музыкальный критик Г.А. Ларош по поводу него писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, льются, как из рога изобилия». Поэтическое содержание и вдохновенная музыка балета определили его популярность, растущую с каждым годом.
Второй балет «Спящая красавица» (1889) – монументальная хореографическая симфония, написанная по сказке Перро.
Третий балет Чайковского «Щелкунчик» (1892) – написан на сюжет сказки Гофмана. Все балеты объединяет основная идея - торжество добра над злом.
Чайковский, не разрушая традиций балетного жанра, сумел создать новаторское произведение. Несмотря на традиционную замкнутость отдельных эпизодов, танцев создана музыка проникнутая единым лирическим содержанием.
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
Первая часть знаменитой балетной трилогии («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), рожденной вдохновенным творческим союзом Мариуса Петипа и П.И. Чайковского.
Постановка, изумившая роскошью даже самых взыскательных ценителей, очень скоро была признана высочайшим образцом романтической хореографии XIX века. В ее основу легли элегантность, сила, стиль и совершенство танцевальных движений и мимических сцен. Ни одна роль не была «затушёвана» в угоду партии прима-балерины; напротив, все прочие лишь приумножали ее сияние своим блеском.
В ХХ веке постановку «Спящей красавицы» с огромным успехом осуществили практически все мировые театры. И, за редким исключением, ее содержание и хореография оставались неприкосновенными – настолько совершенными и безупречными вышли они из-под пера своих создателей.
Апофеоз классического танца
История создания «Спящей красавицы» в чем-то повторяет путь рождения «Лебединого озера»: ее появлению предшествовал небольшой спектакль, созданный для домашнего театра семьи Чайковских. В 1867 году композитор написал музыку для него по мотивам знаменитой сказки Шарля Перро. Когда князь И.А. Всеволожский, просвещенный и утонченный директор Императорских театров, спустя два десятилетия заказал Петру Ильичу музыку для нового балета, Чайковский вспомнил про милый пустяшный опус. Трудно вообразить, но именно из тех незатейливых мелодий, исполненных автором на стареньком пианино, родился роскошный балет. Сам Мариус Петипа взялся за хореографию, достойную «больших балетов», коими в то время увлекалась вся Европа. Всеволожский собственноручно написал либретто и нарисовал эскизы великолепных костюмов – он хотел представить на сцене стиль двора Людовика XIV, короля Солнца. Для создания декораций князь пригласил пятерых профессионалов, и здесь уже ограничился только советом – впрочем, совет оказался мудр, и на сцене ожили прекрасные знаменитые иллюстрации сказок Перро, созданные Гюставом Доре. Спектакль получился настолько грандиозным, что на его премьеру ушла четвертая часть годового бюджета Императорских театров.
Поворот в истории танца
Премьера ее состоялась в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре Накануне вечером прошла генеральная репетиция, которую можно было бы назвать ничем не выдающейся, если бы ее не посетил царь Александр III и его двор.
Роли исполняли самые любимые в те годы артисты балета: Карлотта Брианца (Аврора), Павел Гердт (Принц), Мария Петипа, дочь хореографа (Фея Сирени), Энрико Чеккетти (Синяя Птица и Карабос), Варвара Никитина (Принцесса Флорин). Музыка, исполненная под управлением Риккардо Дриго, понравилась всем без исключения, несмотря на сложный симфонический язык Чайковского после легких мелодий Минкуса или Пуни, к которым привыкли зрители. Вечер за вечером театр давал «Спящую», и требовательная публика все яснее осознавала, что родилась, наконец, балетная музыка, достойная настоящего произведения искусства. Стараниями Чайковского балет обрел новое достоинство и встал в один ряд с оперным спектаклем, добавив сценическому действию невымышленный драматизм и силу истинных переживаний.
Счастливая судьба «Спящей красавицы» – плод тесного творческого содружества великого русского композитора и самого выдающегося хореографа XIX века. Настало время реформы балета, переживавшего упадок, и она произошла – январским вечером 1890 года. Сотрудничество мастеров приведет к рождению еще двух балетных шедевров – «Щелкунчика» (1892) и «Лебединого озера» (1895), их симфоническое, драматургическое и хореографическое величие увенчает век романтической революции.
В рамках трилогии, созданной Петипа и Чайковским, «Спящую красавицу» следует считать подлинным шедевром франко-русского хореографа. «Лебединое озеро» было создано в соавторстве с Львом Ивановым; а постановку «Щелкунчика» маэстро пришлось целиком уступить надежному коллеге, поскольку из-за болезни он вынужден был уйти на покой.
Сюжет вечного очарования
«Спящая красавица» – знаменитая история о колдовстве, разрушенном поцелуем любви. Образ Авроры – один из самых прекрасных и любимых во все времена, а образ принца Дезире неизменно ассоциируется с принцем на белом коне, являющегося в сладостных мечтах каждой романтически настроенной девушке.
Пересказывая сказку Перро, события в которой происходят на протяжении более чем ста лет, Петипа и Чайковский сумели воссоздать придворную атмосферу версальского двора, роскошь XVII века и элегантность XVIII, умело перейдя от барокко к галантному стилю; обошли лукавство, с каким в сказке затрагивалась проблема риска, на который идет человек, желающий взойти на трон, и превознесли победу Добра, хоть и достигнутую ценой долгого ожидания.
Балет завершался большими празднествами по случаю бракосочетания, блистательным апофеозом любви и большим па-де-де, оставшимся в истории жанра одним из самых необыкновенных примеров строгого академического классического танца. В ХХ веке этот финал часто исполнялся самостоятельно под названием «Свадьба Авроры».
От итальянской премьеры до новых веяний
В 1896 году шедевр Петипа и Чайковского впервые пересек границу российской империи и обосновался в Италии. Тогда спектакль был показан в театре «Ла Скала» 24 раза в постановке хореографа Джорджо Саракко с Карлоттой Брианца в роли Авроры. Спектакль назывался «Красавица в уснувшем лесу» – таков точный перевод названия оригинальной сказки Перро – La belle au bois dormant.
Итальянская премьера прошла на три года раньше спектакля, поставленного в московском Большом театре Александром Горским. В его редакции балет шел в русских театрах вплоть до Первой мировой войны. В годы социалистической революции его потеснили спектакли, которые предлагала культура нового режима.
ЩЕЛКУНЧИК
Балет-феерия, рождественская сказка, спектакль-праздник – вот что произвел на свет в 1892 году плодотворный союз Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа. Открывший однажды страницы увлекательной сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Чайковский не смог более оторваться от ее героев, пока не поставил точку в партитуре.
Главные действующие лица сказки – девочка по имени Клара, ставшая Машей в русском балете, и Щелкунчик, коему из спектакля в спектакль надлежит снова и снова превращаться в прекрасного принца – взявшись за руки, закружат в мире волшебных грез не только юных, но и более старших зрителей. Последние, возможно, не раз вздохнут украдкой, вспомнив собственные отрочество и юность.
И как бы ни были расхожи эпитеты «шедевр» и «жемчужина» – их придется повторить много раз, ибо балет «Щелкунчик» – подлинный, непреложный шедевр мирового музыкального искусства. Более сотни театров мира на всех континентах поставили его на своей сцене, и нет ни одной известной балетной труппы, не включившей «Щелкунчика» в свой репертуар.
Современная сказка для взрослых и детей
Балет «Щелкунчик» – второй опус «балетной трилогии» Чайковского. История его создания незатейлива. После триумфа «Спящей красавицы», большой барочной сказки – в ней романтический дух достиг своего апогея – директор Императорских театров князь Иван Александрович Всеволожсий решил, что настало время для новой истории, приближенной к современности и происходящей в реальном мире. Французский хореограф и русский композитор с жаром взялись за работу над новым балетом, и постановка была намечена на сезон 1892 года.
Либретто и хореография
За основу либретто Петипа взял рассказ немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана в пересказе Александра Дюма-отца «История одного Щелкунчика».
По сравнению с оригиналом, полным тревожных и мрачных подробностей, версия Дюма изобиловала чудесными сказочными деталями. Образы детской невинности и подростковых страхов, волшебство, граничащее с колдовством, и фокусы переплелись в сюжете французского писателя. Главный герой рождественских событий – кукольных и часовых дел мастер, он носит стеклянный парик и черную повязку на правом глазу. Крестный маленькой Марии (в балете – Мари), дочери советника медицины Штальбаума (ставший у Чайковского и Петипа бургомистром), он преподносит ей забавный подарок: Щелкунчика, одетого в гусарский мундир, элегантные брюки и блестящие сапоги.
Благодаря отваге девочки и, конечно, волшебству Щелкунчик превращается в сказочного принца, подарившего Мари счастье любить и быть любимой.
На этой сюжетной основе Петипа создал сценарный план, одобренный Чайковским. Много говорилось о расхождениях и пререканиях между композитором и балетмейстером, но – не верьте! – в действительности это был крайне удачный и плодотворный творческий союз. Лишь неожиданная болезнь великого французского хореографа заставила Петипа передать постановку в руки верного ассистента Льва Иванова. Тот свято следовал указаниям своего Мастера и затем получил полное признание по случаю премьеры, когда его фамилия появилась рядом с фамилией учителя.
Чайковский на вершине успеха
То было безмятежное время!
В 1891-1892 гг., во время работы над партитурой «Щелкунчика», Чайковский находился на вершине славы: известен и любим во всем мире, он с достоинством принимал многочисленные награды и имел много последователей среди молодых композиторов. Его турне по Америке и странам Европы сопровождались неизменным триумфом, он работал, не жалея сил. Мужественно преодолевший несчастья в делах сердечных, он столь же бестрепетно перенес разрыв с Надеждой фон Мекк, его меценаткой и, пожалуй, ближайшим доверенным лицом.
После невероятного успеха оперы «Пиковая дама» за короткий промежуток времени композитор, помимо «Щелкунчика», сочинил также оперу «Иоланта» и музыку к трагедии Шекспира «Гамлет». В 1893 году была написана шестая и последняя симфония – «Патетическая», шедевр русского романтизма в симфонической музыке.
Успешная премьера
Благодаря состоянию душевного равновесия, в котором находился Чайковский, балет вышел великолепным: пленивший сердца слушателей как минимум двумя изумительными вальсами, написанный в изысканном романтическом стиле, с редкой красоты па-де-де и блестящим дивертисментом.
Партитура балета рассчитана на большой симфонический оркестр – пряный, полнокровный и благозвучный состав. Мы уже знаем, что именно в нем русский зритель впервые услышал тембр челесты.
Перед тем, как закончить оркестровку балета, композитор отобрал восемь эпизодов из партитуры и объединил их в концертную Сюиту, с триумфальным успехом исполненную 7 марта 1892 года в Санкт-Петербурге.
Дошедшие до нас сообщения прессы о первой постановке «Щелкунчика» 5 декабря 1892 года свидетельствуют о том, что премьера прошла с успехом. Спектакль очень понравился царю Александру III и его семье, положительными оказались и отзывы критики.
Среди исполнителей можно назвать Антониетту Дель Эра (в роли Феи Драже), Павла Гердта (Принц), Николая Легата (Щелкунчик), Ольгу Преображенскую (Коломбина), словом, это был цвет тогдашней балетной элиты. Юную героиню станцевала одна из учениц Балетной школы. Дирижировал оркестром Риккардо Дриго, а декорации были выполнены по эскизам Михаила Бочарова и Константина Иванова.
Лики балета-феерии
После успеха первого исполнения в 1892 году в Санкт-Петербурге балет «Щелкунчик» выдержал много постановок как в Мариинском театре, так и в московском Большом. Оригинальная постановка Иванова иногда частично видоизменялась, например, в некоторых рождественских эпизодах, но в целом соблюдалась, по крайне мере, почти все вариации на тему сна Марии и Принца в мире Фантазии сохранялась из года в год.
Европа впервые увидела балет в 1934 году в Лондоне. Первым его «английским» режиссером-постановщиком стал Николай Сергеев; в дальнейшем Англия разразилась еще несколькими версиями – от постановки Фредерика Эштона в 1951 году до варианта Питера Райта в 1984.
В США первая полная версия балета была поставлена на сцене тетра Сан-Франциско Уильямом Кристенсеном в 1944 году. Вскоре ее сменила новая, ставшая широко известной постановка Джорджа Баланчина (Нью-Йорк, 1954 год). В 1976 году для Американского театра балета Михаил Барышников создал еще одну, собственную версию постановки.
В то же время в 1967 году в Стокгольме Рудольф Нуриев поставил балет в новой хореографии, затем триумфально представленной в Лондоне и Милане. В этой постановке, поистине следуя принципу deux ex machine («бога из машины»), Нуриев исполнил и роль Дроссельмейера, и роль Принца.
Не только сказка
Почти во всех постановках «Щелкунчика» основной акцент приходится на сказочный аспект балета с непременным присутствием огромной елки – как в русских, так и западных сценографиях.
Однако бывал балет прочитан и в ином ключе, подчас весьма успешно. Например, в 1966 году в Штутгарте Джон Кранко превратил Мари в юную Лену, попавшую в плен в таинственное царство. Вместо спасенного Щелкунчика на сцене появился солдат по имени Конрад. В 1971 году Джон Ноймаер рассказал историю Мари – девочки, посвященной в тайны танца: Фея оказалась звездой Мариинского театра, а Дроссельмейер стал Мариусом Петипа. В 1987 году в Реджо-Эмилии Амедео Амодио превратил рассказ Гофмана в своеобразную «сказку вне времени», с отсылками к народным сказаниям, с марионетками и китайскими тенями.
В 1998 году в Лозанне Морис Бежар вместо шумного Рождества показал публике путешествие по собственным детским воспоминаниям в сопровождении потерянной матери и того же Мариуса Петипа. Годом позже в Монте-Карло Жан-Кристоф Майо поставил «Щелкунчика» в виде циркового представления с акробатами, трапециями и многочисленными фокусами иллюзионистов.
Отличился и Мэтью Боурн, инсценировавший сюжет в музыкальном ключе, выбрав местом действия викторианский детский приют и закончив ледовым катком.
Другие менее значительные версии можно найти в разных странах мира. Подводя итог этому обзору, упомянем также выдержанную в классическом духе постановку Алисии Алонсо (1998 год, Национальный балет Кубы) и шутливо-пародийную версию в стиле панк-поп Марка Морриса (1991 год, Брюссель), высмеивающую современное общество потребителей.
Вариации на тему
При всем многообразии, мягко говоря, своеобразных трактовок оригинальный рассказ Гофмана по-прежнему является лекалом для всех экспериментирующих, а либретто Петипа остается отправной точкой для постановщиков. И потому каждый новый «Щелкунчик», претендуя на новизну, как это ни парадоксально, как родной брат похож на своего дальнего родственника – первую постановку.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Уникальное явление искусства – «Лебединое озеро», «балет из балетов». Старинная германская легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятьем злого колдуна, вдохновила авторов на создание этого гениального в своей простоте произведения.
Сюжет балета затейливо сплел сказочный вымысел и реальность. Одни сцены в замке поведают историю о юном принце, терзаемом любовными сомнениями; другие развернутся в волшебном и таинственном месте – там, где томятся невинные девушки-лебеди во власти темных сил зла.
Этот балет положил начало «воздушному» стилю, рожденному легким шелестом балетных пачек, изящными танцевальными па и задорными народными ритмами. «Лебединое озеро» – настоящий подарок опытной прима-балерине, которой надлежит становиться от раза к разу то символом мягкости и нежности, то воплощением абсолютного зла и коварства. В сочетании с бессмертной музыкой великой Чайковского этот балет покорит даже тех, кто впервые соприкоснулся с миром танца.
Тернистый путь к созданию шедевра
Балет «Лебединое озеро» – в том виде, в каком он известен нам сегодня – впервые увидел сцену 15 января 1895 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
Холодным зимним вечером у входа в театр толпились важные господа и элегантно одетые дамы; члены царской семьи и государственные деятели также милостиво удостоили собрание своим присутствием; императорскую семью, как водилось, сопровождали именитые князья, банкиры и генералы. Немало художников и писателей, известных музыкантов и даже крупных помещиков узнал бы среди собравшихся любопытный зритель. Роскошный зал сиял великолепием, не нарушив чести императорского театра.
Поводом сего благородного собрания стал вечер, посвященный памяти Петра Ильича Чайковского, знаменитого композитора, внезапно скончавшегося двумя годами ранее.
Но из сдержанного акта памяти спектакль превратился в блестящее чествование гения. Горячими овациями приветствовала публика главную исполнительницу, двадцатисемилетнюю уроженку Милана Пьерину Леньяни, хореографа Мариуса Петипа, его помощника Льва Иванова и дирижера Риккардо Дриго; в успехе постановки не оставалось никаких сомнений.
От создания до премьеры
История балета, ныне не сходящего с подмостков лучших театров мира, непроста, и путь его к огням рампы тернист и несладок, как это бывает с шедеврами, опередившими свой век. Оставим заснеженную столицу царской империи и перенесемся в Москву 1871 года. Чайковскому немногим более тридцати, и он уже известен всей Европе. Он путешествует по миру, повсюду завязывает дружбу с коллегами-композиторами, знакомится с их творчеством и «наматывает на ус». Так, в Байерейте он попадает на представление вагнеровского «Лоэнгрина» – саги о рыцаре Лебедя – и очень впечатлен увиденным.
Видимо, неспроста тем же летом, желая порадовать племянников музыкальным спектаклем с танцами и пением, Чайковский останавливает выбор на старой немецкой сказке, где среди прочих персонажей особенное внимание привлекает образ лебедя.
Вспомнил ли он четыре года спустя об этом милом семейном празднике, когда московский Большой театр заказал ему музыку к новому балету под названием «Лебединое озеро»? Нигде Чайковский не упоминает об этом, и, тем не менее, приступает к работе с невиданным воодушевлением. Уже в апреле 1876 года композитор передал дирекции театра законченную партитуру. Авторы либретто – Владимир Бегичев, директор императорских московских театров, и танцовщик-мим Василий Гельцер – возможно, вполне успешно занимались своей основной профессиональной деятельностью, но уж точно не блистали талантом либреттистов. Тем не менее, Чайковский совершил невозможное, превратив посредственное либретто в полную неземного очарования симфоническую картину. «Слишком симфоническую!» – заметил недовольно дирижер балетных спектаклей Большого театра Степан Рябов и сухо передал композитору замечание танцовщиков: ритмы в балете должны быть проще, поучали они, но зато с бравурными пассажами!
И вот тут-то балету не повезло окончательно. Ибо бремя постановки легло на плечи хореографа Юлиуса Рейзингера, о котором современные критики с сочувствием писали: «Ни один из балетов Рейзингера не сохраняется надолго в репертуаре Большого театра. Сомнения одолевают в том, а можно ли вообще называть его балетмейстером».
Ничтоже сумняшеся, Юлис Рейзингер треть оригинальной музыки Чайковского заменил более «легкими» отрывками Чезаре Пуньи, плодовитого и модного итальянца. И – по всей видимости, для того, чтобы провалить премьеру окончательно – доверил партию принцессы-лебедя молоденькой Пелагее Карпаковой, балерине, напрочь лишенной исполнительского дарования.
Премьера состоялась 4 марта 1877 года. Немногочисленные отзывы и вялый интерес публики означали провал. В 1880 году «Лебединое озеро» заново поставил известный бельгийский хореограф Йозеф Хансен, позже возглавивший балетную труппу театра Опера в Париже. Эта версия в любом случае превосходила постановку Рейзингера, но и она не вызвала должного резонанса. «Наверно, я слишком много жду от Москвы», – размышлял Чайковский.
Петипа и возрождение балета
Однако долго горевать над неудачей «Лебединого озера» Петр Ильич позволить себе не мог. Только в три последующих года из-под его пера вышли такие оглушительные оперные шедевры, как «Евгений Онегин» и «Орлеанская дева», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром и Концерт для скрипки с оркестром, симфоническая фантазия «Франческа да Римини» и Четвертая симфония.
Тем временем в Мариинском театре Петербурга Мариус Петипа, француз по происхождению и балетмейстер по призванию, вынашивал замысел радикальной реформы балета. Великому маэстро уже исполнилось шестьдесят, из них почти две трети он посвятил балетному искусству. Теперь он точно знал – дело не в эффектных па, а в высокоталантливой музыке. От рождения жанра и по сей день партитуры для балета создавались узкопрофессиональными композиторами, далеко не гениальными. И тут – Чайковский! Кто, если не он?! События разворачивались стремительно. Горя желанием взять реванш после провала «Лебединого озера», композитор немедленно соглашается на предложение о сотрудничестве. Так рождается уникальный артистический союз, подаривший миру настоящее «Лебединое озеро», «Спящую красавицу» (1890) и «Щелкунчика» (1892).
Перерождение
В 1893 году, убежденный, что провал «Лебединого» целиком лежит на совести постановщика и никоим образом не зависел от музыкального сопровождения – напротив, состоялся вопреки его совершенству – Петипа дерзко предложил вновь принять балет к постановке. Разрешение И.А. Всеволожского, директора императорских театров, было получено им незамедлительно. Ничего не подозревающий Чайковский возвращался с гастролей по Европе и США. Свежеизбранный доктор музыки Кембриджского университета получил радостное известие прямо на перроне. Отныне он не сомневался в том, что дорогая его сердцу партитура обретет любовь зрителя.
Осенью 1893 года композитора не стало. Судьба не оставила ему шанса убедиться в том, что Петипа был прав.
Подготовка к постановке спектакля в Мариинском, тем не менее, продолжалась с рвением.
Петипа и его помощник Лев Иванов, главный дирижер Императорского театра Риккардо Дриго и Модест Чайковский, брат композитор, писатель и автор либретто самых известных его опер, превозмогая боль утраты, самоотверженно вели к концу громадную работу над новой редакцией балета. Существенным изменениям подверглась сюжетная линия (так, например, Одиллия стала черным лебедем, антиподом Одетты), но не музыка великого художника. Наконец, в 1895 году беспримерный труд был завершен – великий романтический балет начал свое триумфальное шествие по миру, и не знамени его были начертаны имена его славных создателей – Петра Чайковского и Мариуса Петипа.
Триумф
Но вернемся к вечеру премьеры. 15 января 1895 года. Самый взыскательный вкус не смог бы придраться к спектаклю, не посрамившему престижа императорского театра. Иван Андреев, Михаил Бочаров и Генрих Левот трудились над сценографией и костюмами: их красоту и элегантность наперебой отмечали восторженные зрители. Оркестр блистал. Имена итальянской танцовщицы Пьерины Леньяни и Павла Гердта не сходили с уст – это был их звездный час! Партию Владетельной принцессы танцевала ДжузеппинаЧекетти, а роль фон Ротбарта исполнял мимический артист Алексей Булгаков.
«Без Петипа, Дриго и Иванова этот балет не завоевал бы весь мир, – писал Александр Демидов, – он упустил свое время – вот в чем, если угодно, историческая вина Рейзингера. Подобно «Жизели», он мог бы оставаться для нас шедевром чистой романтической классики, не смущенной позднейшими напластованиями самых разнообразных идей и мотивов. Но «Лебединое озеро» возникает как бы из небытия в самом конце XIX века и попадает в театр, уже осуществивший постановку «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», в театр, в котором через три года будет поставлена «Раймонда» Глазунова…».
До 1933 года версия Петипа и Иванова оставалась неприкосновенной, затем в нее вносили незначительные изменения – сперва Агриппина Ваганова, а в 1945 году – Федор Лопухов.
Законченный вид придал постановке Константин Сергеев в 1950 году. Так балет и продолжает идти на сцене Мариинского театра по сей день.
Москвичи впервые увидели «Лебединое озеро» в 1901 году в постановке одного из лучших учеников Мариуса Петипа Александра Горского. В 1969 году Юрий Григорович предложил новую версию для Большого театра – его имя не сходит с афиш главного театра страны до сегодняшнего дня.
Судьба «Лебединого озера» в ХХ веке
Ветер перемен, пронесшийся над умирающей царской империей в начале ХХ века, взметнул волну массовой эмиграции русских артистов в Европу и США – туда, где то же самое время интерес к балету рос обратно пропорционально панике, творящейся на родине. Локальные труппы, специализирующиеся на коротких балетах, не занимающих более часа, росли как грибы после дождя. «Лебединые акты» из «Лебединого озера», третий акт «Спящей красавицы» и прочие романтические па-де-де пользовались сумасшедшим спросом. Среди не менее талантливых соотечественников блистала неповторимая Анна Павлова…
С окончанием Второй мировой войны государственные балетные труппы в СССР стали возрождаться, и балеты романтического репертуара снова заняли подобающее место в анонсах. «Лебединое озеро» практически возглавляло хит-парад балетных шедевров – и успешно продолжает возглавлять и сегодня. В любой стране мира театр без «Лебединого озера» в репертуаре – не вызывающий доверия театр, партия Одетты еще долго будет выполнять роль лакмусовой бумажки для балерин, желающих заявить о себе.
Слово Рудольфу Нуриеву
Важная страница в истории «Лебединого озера» была вписана Рудольфом Нуриевым. Оставив Кировский театр в 1961 году, он бежал на Запад. Чутко уловив настроения местной публики, он почувствовал, что простого пересказа нехитрого сюжета посредством танцевальных па ей уже не хватает. Русский танцовщик и хореограф придал персонажам большую психологическую содержательность – теперь артисты действительно проживали на сцене жизни своих героев, а не просто танцевали их. Так, Зигфрид стал взволнованным юношей, полным глубоких сомнений и страхов, открыто противостоящим матери и королевскому двору.
Увековечение памяти композитора
Город Чайковский в Пермском крае и два памятника композитору в городе
В честь Чайковского назван кратер на Меркурии
Именем Чайковского названы улицы во многих городах России и стран бывшего СССР, в том числе в Нижнем Новгороде, Бийске, Липецке, Сочи, Улан-Удэ. В Санкт-Петербурге его имя получила бывшая Сергиевская улица, где находилось Училище правоведения, в котором юный Чайковский учился в 1852―1859 годах.
Международный конкурс имени П. И. Чайковского — международный музыкальный конкурс, проводимый с 1958 года с периодичностью раз в 4 года
Дом-музей П. И. Чайковского в г. Воткинск Удмуртской Республики
Государственный дом-музей П. И. Чайковского, город Клин, Московской области. Установлен памятник, автор — член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рожников.
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского и памятник перед её зданием
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Концертный зал имени П. И. Чайковского Московской филармонии
Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского (Киевская консерватория)
Челябинский институт музыки имени П. И. Чайковского и памятник перед его зданием
Пермский академический театр оперы и балета
Музыкальная и общеобразовательная школа-десятилетка в Ереване (Армения)
Музыкальный колледж им П. И. Чайковского в г. Алма-Ата (Казахстан)
Музей П. И. Чайковского в г. Алапаевске Свердловской области
Пермский Музыкальный Колледж им. Петра Ильича Чайковского
Улан-Удэнский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского
В честь Чайковского названо музыкальное училище в Екатеринбурге
Школа Искусств им. П. И. Чайковского в Колпинском районе Санкт-Петербурга (улица Культуры, д. 1)
По Волге ходит туристический теплоход Петр Чайковский
Ужгородская ДМШ № 1 им. Чайковского (г. Ужгород, Украина)
Воткинский музыкально-педагогический колледж им. П. И. Чайковского с 2008 года (г. Воткинск, Удмуртия)
ДМШ им. Чайковского (г. Новочеркасск)
Достарыңызбен бөлісу: |