Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ВКЛАД Д.Т. АБИРОВА В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА……………………………..
7
1.1. Д.Т. Абиров – балетмейстер Государственного театра оперы и
балета имени Абая в Алматы…………………………………………...
7
1.2. Национальные балеты в постановке Д.Т. Абирова……………… 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ Д.Т. АБИРОВА В РАЗВИТИИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА………………………………...
24
2.1. Традиции казахского народного танца в исследованиях Д.Т.
Абирова…………………………………………………………………..
24
2.2. Деятельность Д.Т. Абирова как организатора любительских
танцевальных ансамблей……………………………………………….
32
2.3. Педагогическая деятельность Д.Т. Абирова……………………… 38
2.4. Содержание программы по изучению казахского танца (по
методике Д.Т. Абирова)…………………………………………………
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 63
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 68
3
ВВЕДЕНИЕ
В казахском искусстве есть имена, с которыми мы связываем
историю развития отечественной профессиональной хореографии.
Деятельность этих балетмейстеров складывается из самых разнообразных
творческих устремлений и поисков, отразивших разные взгляды на
специфику современной национальной хореографии. Все они работают в
одном направлении, у них общие цели, но путь каждый выбирает сам. И в
зависимости от того, с каких позиций художник-балетмейстер подходит к
восприятию правды жизни, учитывая условную природу балетного
искусства, его творения обретают подлинную ценность или не достигают
высокой художественности. Одним из таких ярких имен мы называем
Даурена Тастанбековича Абирова.
Даурен Тастанбекович Абиров (06.11.1923 – 08.06.2001 гг.) артист
балета, балетмейстер, профессор, народный артист КазССР, деятель
искусств КазССР, кандидат искусствоведения. Профессиональный
танцовщик и балетмейстер, оказавший влияние на становление и развитие
хореографического искусства в республике Казахстан.
Свою балетмейстерскую деятельность начал с постановки балета
«Юность» М. Чулаки (1952). На казахской сцене поставил балеты
«Эсмеральда» Ц. Пуни, Э. Глиера, «Шурале» Ф. Яруллина, «Дорогой
дружбы» Н. Тлендиева, «Камбар и Назым» В. Великанова, «Старик
Хоттабыч» А. Зацепина, «Легенда о любви» А. Меликова, «Легенда о
белой птице – Акканат» Г. Жубановой (совместно с З. Райбаевым), «Козы
Корпеш и Баян Сулу» Е. Брусиловского, а также танцы в оперных и
драматических спектаклях «Дударай», «Кыз Жибек» и «Жалбыр» Е.
Брусиловского, «Биржан и Сара» М. Тулебаева, фильмах «Девушка-
джигит», «Наш милый доктор».
Д.Т. Абиров – участник 1-й и 2-й декад казахской литературы и
искусства в Москве (1936, 1958 гг.), в 1980-1982 гг. работал в Йеменской
4
Арабской Республике. Изучив фольклор, создал там первый
профессиональный ансамбль танца. Как организатор Д.Т. Абиров
способствовал развитию хореографического искусства Казахстана, создал
в областях республики 18 народных ансамблей. За заслуги награжден
орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Мы только сейчас по-настоящему понимаем творчество этих людей,
которые бескорыстно более 60 лет назад поднимали в нашем степном крае
неведомое искусство классического балета. Они были полностью в нем
растворены и увлекли этим искусством последующие поколения.
Всю свою профессиональную деятельность Д.Т. Абиров посвятил
возрождению
казахского
сценического
танца.
Хореографические
постановки в операх и многие танцевальные номера – «Балбырауын»,
«Коштасу», «Алтынай» - и ныне остаются классическими образцами этого
искусства. В репертуаре театра «Астана Опера» достойное место занимает
национальный балет «Карагоз».
Написанные Д.Т. Абировым книги «Казахские танцы» и «История
казахского танца» по праву являются настольными книгами тех, кого
волнуют проблемы сохранения национальных традиций как в
профессиональном, так и любительском творчестве. Как отметил
председатель Союза хореографов РК Дюсенбек Накипов, Д. Абиров был
подлинным пионером и патриотом национальной культуры, сохранив
вековые традиции казахского народного искусства в области танца.
По инициативе министра культуры и информации Республики
Казахстан Мухтара Кул-Мухаммеда в 2009 году учреждена стипендия
имени народного артиста РК Даурена Абирова. Первым лауреатом тогда
стал студент второго курса Алматинского хореографического училища
имени А.В.Селезнева Азамат Аскаров. Именная стипендия вручается
ежегодно в рамках празднования Международного дня танца и составляет
180 тыс. тенге. Стипендии вручаются от имени мецената – большого
поклонника балета, который пожелал остаться неизвестным.
5
В 1987 году при музыкальном факультете Женского педагогического
института по инициативе Д.Т. Абирова было открыто отделение
хореографии. Теперь внимание мастера было обращено на становление
хореографического образования, на подготовку педагогов, хореографов,
руководителей коллективов. Он передавал свое мастерство балетмейстера,
постановщика.
Несмотря на такую насыщенную жизнь, о Даурене Абирове
написано очень мало. Его творческие работы анализируются Л.П.
Сарыновой в книге «Балетное искусство Казахстана». О педагогической
деятельности и работе в самодеятельности Д.Т. Абиров говорит сам в
редких интервью и в собственных книгах.
Делая
разбор национальных казахских сценических танцев Д.Т.
Абирова, мы убедились, что танцевальной интерпретации доступна любая
сфера жизни, несущая эмоциональный заряд, с той разницей, что на
современном этапе изменилась форма подачи танцевальной стилистики.
Мы, профессиональные артисты, очень часто обращаемся к национальным
танцам. На сегодняшний день, основой национального танца стало
отображение традиционной культуры народа, которая предполагает
бережное отношение к фольклору. Автору, как участнице творческого
процесса, интересно проанализировать и сравнить находки балетмейстеров
прошлого, среди которых особое место занимает Даурен Абиров.
Все это определило актуальность темы исследования.
Объект исследования: казахское хореографическое искусство.
Предмет исследования – творчество балетмейстера Д.Т. Абирова.
Основная цель – проследить творческий путь Д.Т. Абирова –
танцовщика и балетмейстера и раскрыть особенности его работы в деле
возрождения и развития национального хореографического искусства.
В процессе работы решались следующие задачи:
1. Показать особенности развития балетного театра Казахстана во
второй половине ХХ века.
6
2. Определить роль Д.Т. Абирова в истории балетного театра того
времени как артиста балета и балетмейстера.
3. Проанализировать творческую деятельность Д.Т. Абирова на
посту балетмейстера театра оперы и балета им.Абая.
4. Раскрыть значение литературного наследия Д.Т. Абирова.
5. Проанализировать педагогическую деятельность Д.Т. Абирова.
6. Описать хореографические постановки народных казахских танцев
В работе мы использовали методы: анализ литературы по теме
исследования, обобщение, обработка архивных материалов, беседы с
артистами и балетмейстерами, просмотр и анализ видео-материалов с
записями творческих работ Д.Т.Абирова.
Теоретическая значимость заключается в в рассмотрении и
обобщении творческой деятельности Д.Т. Абирова как артиста,
балетмейстера, педагога.
Практическая значимость: материалы исследования могут стать
дополнением
в
работе
педагогов-хореографов,
руководителей
любительских хореографических коллективов.
Структура
работы:
введение,
две
главы,
заключение,
библиографический список, приложения.
7
Достарыңызбен бөлісу: |