Проблема смысла жизни как основной вопрос казахской философии



Дата07.02.2023
өлшемі15,75 Kb.
#167755
Байланысты:
философия 9


Проблема смысла жизни как основной вопрос казахской философии»
Философия, как необходимый компонент духовности, мировосприятия, которая уходит своими корнями вглубь веков и имеет богатейшие жизненно важные ресурсы, нашла свое отражение и на территории Казахстана. Духовная мудрость народа заключалась в великой любви к жизни, содержащая непреходящий смысл, основой которого являются такие морально-нравственные устои как честность, справедливость, человечность и «ненасытная» способность разума. Высшей ценностью общества являлся и является человек. И вся передовая мысль прошлого обращала свой разум, свои познания, на человека и его природу, как и каким образом можно исправить сущность человека и обрести истинный смысл жизни. Ведь именно с вопроса - в чем смысл жизни и начинается любое философствование. Проблема смысла жизни принадлежит к числу «вечных» проблем философской рефлексии. Смысл жизни – сложное системное образование, затрагивающее проблемное поле философии – «человек и мир». Отражение идей смысла жизни в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия. Смысл жизни является по преимуществу социально-философской проблемой, т.к. исходя из ее разрешения, можно дать человеческое измерение социальной и природной реальности, направленности социальной ориентации человека и общественных групп. Ценность философии состоит в адекватном формировании и выявлении смысла человеческой жизни, на что были направлены усилия многих поколений философов Казахстана. Вопрос о смысле жизни ставился не только как вопрос духовного становления человека, но и как вопрос духовного становления нации через просвещение, нравственное самоопределение и социальную справедливость.
Человек - существо социальное. Его индивидуальность раскрывается во всех сферах его деятельности (трудовая, общественная, семейная и др.), которая напрямую связана с обновлением общества, связанного с поиском и принятием новых решений, которое невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей. Смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать свои способности в этом мире и передать результаты последующим поколениям (диалектика преходящего и вечного). Творчество человека, его вклад в материальную и духовную жизнь общества делают жизнь осмысленной. «Смысл жизни людей, таким образом, - пишет И.Д. Панцхава, - должен состоять в соединении их индивидуальных стремлений с поступательным развитием человечества... Индивид, как часть коллектива, не может усматривать смысл жизни только в реализации личных интересов, т.е. личной цели, находящейся в непосредственной зависимости от жизненно важных задач всего общества. Поэтому смысл жизни каждого индивида неразрывно связан со смыслом человеческой истории, которая в каждую эпоху ставит перед человечеством определенную задачу. Эта задача обусловлена закономерным развитием общества» [1].
Вопрос о смысле жизни человека был и будет ключевой проблемой. Представление о смысле жизни у каждого человека свое собственное, которое повлечет за собой вереницу целенаправленной деятельности. Исходными понятиями в характеристике смысла жизни являются: человек как деятельное, активное начало; общество, социальная среда; мир, в котором живет и действует реальный человек; т.е. основные диалектические противоречия между человеком, обществом, миром бытия человека. Проблема человека и его смысла взаимообусловлена со всеми элементами культуры данного общества. А именно, во-первых, следует указать на систему ценностей, функционирующей в обществе; во-вторых, картин мира, указывающих на интеллектуальное развитие человечества; в-третьих, стиль мышления, включающий самобытность и основные черты способа мышления, присущий какому-то отрезку исторического периода или эпохе. Эти три интегрирующих компонента смысла жизни не являются ее особыми элементами, а скорее пронизывают все ее содержание.
Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как национальной идеи, духовного стержня, противостоящий, всему бездуховному. В построении независимого демократического общества проблема смысла жизни в ее социально-философском аспекте поможет осознать и определить дальнейшие пути развития. Если заглянуть в прошлое Казахстана, то увидим, что философия у казахов зародилась естественным образом, как и у всех народов мира. Она была связана с потребностями человека осознать окружающий его мир для того, чтобы понять, какое он имеет значение для его жизни и жизни его близких людей и всех людей в общем. Но у каждой культуры свои особенности. Понятие смысл жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет