Обучение специалистов, работающих с женщинами и их семьями в ситуации репродуктивного выбора.
Составитель курса Куценко О.С.
ЧАСТЬ 4. РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ОБ АБОРТЕ И СОХРАНЕНИИ БЕРЕМЕННОСТИ. Теоретические аспекты, стратегии консультирования.
ПСИХОАНАЛИЗ
Зигмунд Фрейд
Предположил, что женщина имеет подсознательную зависть к мужчине, и желание иметь пенис трансформируется в желание иметь ребенка.
Нежелание рожать ребенка – это ослабление воли к материнству в связи с развитием цивилизации или как проявление бессознательного отвращения к мужчине.
1856-1939
Карен Хорни
«Женщина завидует не половым различиям, а тому положению, которое занимает мужчина в обществе и его возможностям». Отсюда стремление зачать, выносить и сохранить беременность можно рассматривать как потребность в самоуважении. А отказ от беременности – своеобразный вызов обществу и мужчине.
1885-1952
ПСИХОАНАЛИЗ
Отто Ранк
Основоположник современной перинатальной психологии. В книге «Травма рождения» впервые заговорил о том, как ребенок переживает процесс родов, сместив фокус проблемы с матери на ребенка и его потребности.
1884-1939
Динора Пайнз.
Самая яркая работа «Бессознательное использование женщиной своего тела». Рассматривала беременность как кризисный период в жизни любой женщины, в особенности – первую беременность как бесповоротный переход от детства к женской взрослости. Делал акцент на отношениях между беременной и ее матерью и отношении к зачатому ребенку. Описывает причины и мотивы материнства, особенности женщин, склонных ко множественным абортам и отказу от детей.
1918-2002
ПСИХОАНАЛИЗ
Анна Фрейд и Мелани Кляйн
Изучали влияние взаимоотношений младенца с матерью на его развитие. В своих работах они говорили о вредных последствиях для психики ребенка нежелания матери выносить и родить его.
Мелани Кляйн
1882–1960
Зигмунд и Анна Фрейд
Отец и дочь
Анна Фрейд
1895–1982
ПСИХОАНАЛИЗ
Элисон Хантер и Ширли Уорд
Утверждали, что все события внутриутробной жизни отпечатываются в подсознании ребенка. И плод, переживший попытку неудачного аборта, помнит о своей нежеланности и о грозящей ему опасности, и это в будущем может негативно влиять на развитие его личности.
Френсис Лейк
Писал, что ужас, испытываемый матерью перед нежеланной беременностью, оборачивается для ребенка серьезным стрессом, который впоследствии трансформируется в глубокое неисчезающее чувство собственной ненужности.
Элен Дейч
Предложила рассматривать беременность как то, что способно давать мазохистическое удовлетворение невротическим женщинам. Таким образом, беременность может создаваться не ради ребенка, а для удовлетворения своих потребностей, быть инструментом, а не целью.
ПСИХОАНАЛИЗ
Эрик Эриксон
Писал об институте материнства как исторически обусловленном и изменяющим свое содержание в зависимости от эпохи. Описывал особенности материнства юных женщин, о сложностях, с которыми может столкнуться юная мать при изменении своей идентичности в связи с беременностью.
Концепция «Эго-психологии»
1902-1994
СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
Моника Быдловски
Описывала проблему аборта в ракурсе отношений дочери и матери, разрушающее влияние аборта на самоидентичность женщины.
Книга «Психическая проницаемость во время беременности и жизненный долг» 1997 год.
Натали Эйниш
1955 г.р.
Каролин Эльячефф
1947 г.р.
Каролин Эльячефф,
Натали Эйниш
Книга «Дочки-матери. Третий лишний?». Рассматривают проблему абортов в ракурсе отношений беременной дочери и ее матери.
Читать он-лайн по ссылке: http://psy-therapist.ru/?r=209-%CA-%DD%EB%FC%FF%F7%E5%F4%F4-%CD-%DD%E9%ED%E8%F8-%C4%EE%F7%EA%E8-%EC%E0%F2%E5%F0%E8-3-%E9-%EB%E8%F8%ED%E8%E9-%28%F2%E5%EA%F1%F2%29/view/2
СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
В целом в психоанализе сложилась традиция рассматривать беременность для женщины как:
Вершину полоролевого и психосексуального развития женщины.
Как состояние способное порождать глубокий личностный кризис.
Для ребенка:
Принятие решения об аборте или рождении как исходная точка начала отношений ребенка с родителями, закладывающаяся в подсознании.
Общие положения:
В психоанализе аборт рассматривается как убийство себя в будущем. Когда человек убивает себя, то он прекращает свою жизнь в настоящем. А если убивает ребенка, то, тем самым, убивает себя будущего. Так как ребенок – это продолжение нашей жизни тогда, когда нас уже не будет.
Желание сохранить беременность означает принятие себя как женщины, доверие своему телу, а аборт – как самонаказание, внутреннее самоубийство себя через кровь аборта, проблемыс женской идентичностью.
Беременность всегда поднимает проблемы взаимоотношений с собственной матерью, желание отблагодарить ее за жизнь через рождение своего ребенка («передача эстафеты жизни»), желание убить в себе мать как выражение ненависти собственной матери, или проблемы сепарации (незавершенное отделение от матери), когда мать принуждает дочь делать аборт.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Альфред Адлер
Говорил о том, что у женщин, которые не хотят иметь ребенка, наблюдаются тяжелые формы токсикоза и рвота как проявление нежелания. Сейчас эти теоретические положения получили свое подтверждение в многочисленных медико-психологических исследованиях.
Книга "Взаимодействие полов"
К вопросу о том, как противостоять абортам: «Великолепным выходом из создавшегося положения явилось бы создание психологических консультаций по вопросам семьи и брака, а занятые в них специалисты по индивидуальной психологии могли бы предоставить любую информацию по интересующим вопросам».
1870-1937
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Эрик Берн
Предложил назвать ситуацию зачатия
«зачаточной установкой»
и рекомендовал ее подробный анализ для каждого пациента.
Книга «Люди, которые играют в игры».
1910-1970
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Станислав Грофф
Модель психики:
1 уровень – биографический (вся жизнь от момента рождения).
2 уровень – перинатальный (от момента зачатия до периода 7 дней после родов)
3 уровень- трансперсональный (генная память, прошлые жизни и т.д.)
1931 г.р.
КРАТКОСРОЧНАЯ СИСТЕМНО-СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (Семейные расстановки по Берту Хеллингеру).
1925 г.р.
Берт Хеллингер
Большое внимание в расстановках уделяет перенесенным абортам. Терапевтически важным считает «вернуть» детей в семейную систему, дать им занять их место в последовательности рождения детей и в семейной генограмме.
Книга «Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий».
3 часть, 75 минут. Расстановка: Объятия жизни (Тема абортов).
Видео смотреть он-лайн:http://расстановки-по-хеллингеру.рф/2011/06/18/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/
ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса.
Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.
В 1981 году американским психологом Винсентом Ру (Vincent Rue) был впервые предложен термин «постабортный синдром» . Он предложил этот термин для обозначения посттравматического стрессового расстройства, развивающегося после аборта. Винсент Ру выделил четыре основных компонента постабортного синдрома(ПАС)
4 компонента ПАС:
1. Прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта.
2. Неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти, например, возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта.
3. Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.
4. Возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни.
Определение «постабортный синдром»
Согласно определению Американской ассоциации психиатров (1987), посттравматическое стрессовое расстройство включает травму, вызванную «событием», находящимся вне пределов обычного человеческого опыта... например, серьезной угрозой жизни и физическому состоянию человека, серьезной угрозой его детям... или смерти другого в результате физического насилия". ПАС рассматривается как разновидность постстрессового расстройства (ПСР).
Споры – спорами, факты – фактами…
Научные психиатрические организации, такие как Американская психиатрическая ассоциация, Американская психологическая ассоциация, Британский королевский психиатрический колледж отказались признавать наличие постабортного синдрома. Понятие ПАС не вошло в МКБ-10 и DSM-IV.
Отсутствие психологических последствий может означать их успешное отрицание, далеко не всегда выявляемое психологическими тестами. Ру и Спекхарт ссылаются на бессознательные факторы, способствующие развитию постабортного синдрома, освещенные в психоаналитической литературе.
2. Возвращение в семейную систему всех известных абортированных детей своих и родственников (геннограмма).
3. Разбор вины всех участников ситуации, прощение всех, кого считают виноватыми. Принятие ответственности за окончательное решение на себя («дневник событий» (таблица)).
4. Принятие прощения себе от ребенка (письмо ребенку, обещание самому себе, изменение определенных событий своей сегодняшней жизни, для верующего – молитвы, молебны о прощении греха аборта).
5. Выбор способа возмещения (помощь кому-то), проверка на отказ от участия в совершении абортов в будущем.
На всех этапах – очень аккуратно,
вести постоянную профилактику суицидных тенденций.
1 этап Признание потери, убийства ребенка.
Постепенно помогайте клиенту осознать имеющиеся симптомы (проблемы) как проявление ПАС.
2. Для женщины и для мужчины это сложно, больно. Поэтому консультанту следует оказывать поддержку. На вопросы типа «а вы меня осуждаете?», отвечайте вопросом: «вы думаете, вас есть за что осуждать? Что вы достойны осуждения? А за что вы себя осуждаете? Кто, как вам кажется, вас осуждает?»
3. Не торопите события! Клиент будет идти в том темпе, в котором для него безопасно. Если давить и торопить, то можно «загнать» клиента в отчаяние, депрессию и к мыслям о суициде.
2 этап Возвращение в семейную систему всех известных абортированных детей своих и родственников
Методики:
Генограмма,
Семейная социограмма.
Расстановки по Берту Хеллингеру (не одобряются церковью)
Подробное описание работы с каждой методикой можно найти на сайте:
1. Важно нарисовать всех известных в вашем роду абортированных детей.
2. Проанализировать, кто чаще становился инициатором абортов (мужчины, женщины).
3. Давайте много поддержки клиенту. Можно применять только с людьми без суицидальных тенденций, в чьих силах принять эту информацию вы уверенны.
Абортированные дети обозначаются зарисованным треугольником либо знаком «Х».
Например:
Тест "Семейная социограмма" позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Тест относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на чистом листе А4 в центре нарисован круг диаметром 110 мм. Члены семьи выполняют задание индивидуально.
Инструкция: «Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».
Вопросы испытуемых: если будут задавать вопросы – «можно ли рисовать себя» – отвечайте: «Членов семьи. Как считаете нужным». Ничего больше пояснять нельзя, просто повторяйте инструкцию.
Анализ рисунков с примерами смотрите в статье «Использование семейной социограммы в предабортном консультировании» по ссылке:http://www.prolife-science.ru/2/10/Strategy-of-psychological-consultation.html
Рисовать надо такими кружочками, и подпиши каждый кружочек – кто это.
Так – не правильно!
Пример семейной социограммы. «Возвращение детей в семейную систему»
Беременность 12 недель. Сохранила, хотя сомневалась. У нее есть 7 абортов. Из них 3 от настоящего мужа, 4 от других мужчин. Конфликтные отношения с матерью. Хочет развестись с мужем, но «помешала» беременность. Муж –единственный сын одинокой матери.
1 рисунок.
2 рисунок – возвращает детей в семейную систему, но пока относит их только к себе.
3 рисунок – перераспределяет ответственность за убитых детей между всеми членами семьи.
Открытые ресурсы – позволяет «выйти» своей злобе, обиде. Начинает осознавать подавляемы ранее чувства.
3 этап Разбор вины всех участников ситуации, прощение всех, кого считают виноватыми. Принятие ответственности за окончательное решение на себя.
Начинайте с тех лиц, которые сама беременная (мужчина, др. человек) обвиняетбольше всего.
Дайте образец таблицы, начните заполнять его вместе. Но окончательное заполнение задайте как домашнее задание. Убедите беременную не высказывать никакие претензии и не обсуждать написанное ни с кем, пока вы не обсудите это вместе с ней. (Методика «дневник событий» (таблица)).
Ритм задает клиент! Таблица может заполниться не сразу, а в течение нескольких встреч. В том темпе, в котором безопасно клиенту. Параллельно с выявлением разных лиц будет идти «проработка» отношений беременной (человек с ПАС) с ними.
4.Если абортов было много, можно взять только один случай (но конкретный! Нельзя брать все вместе «собирательный образ»!) Предложите беременной (лицо с ПАС) выбрать либо самый болезненный случай, или последний, либо тот, который больше запомнился... Его разберите первым. Если эмоционально человек готов, то можно предложить вспомнить каждый аборт и его расписать. НО постоянно поддерживайте человека, чтобы не произошло развития суицидальных тенденций, погружения в отчаяние.
Источник фото: http://news.flexcom.ru/russia/2007/10/30/278482/
Я злюсь на нее за то, что она не отговаривала меня.
Я убеждала ее в правильности аборта, не слушала ее аргументы за рождение, отказалась от ее предложения пойти к психологу или рассказать маме.
Я сама вынуждала ее поддержать меня в аборте. Она делала попытки меня отговорить.
Я хочу откровенно поговорить с ней, извиниться за то, что тогда хотела переложить на нее ответственность за такое сложное решение. Скажу, что раскаиваюсь в аборте, потому что я знаю, что она ругает себя за то, что не отговорила меня.
Начальница на работе
Злюсь на нее за то, что она весело рассказывала о своих абортах, чем убедила меня, что в этом нет ничего плохого.
Она не знала, что я беременна и принимаю такое решение. Она только рассказывала свой опыт.
Я сама решила слушать ее. Я не рассказала ей о своей ситуации, и не знаю, что она стала бы мне говорить., если бы знала, что я беременна.
Я знаю, что буду выражать свое отрицание абортов и говорить, если уместно, о своем опыте, чтобы какая-нибудь девушка рядом не сделала аборт, подумав, что это не страшно из-за того, что какая-то женщина весело об этом рассказывает.
Методика «дневник событий» (таблица)
Обсуждение в реальности...
Если есть возможность и это не будет во вред второму, то беременной (лицо с ПАС) рекомендовано обсудить происходившие в период аборта события с участником события.
Но важно проговорить:
Что ты хочешь сказать этому человеку? Спросить? О каких собственных чувствах хочешь рассказать?
Что ты хочешь узнать от него? Его чувства? Мнение? Оценка на сегодняшний день?
Что ты хочешь получить для себя от этой беседы? Какого результата ждешь? (Что попросят перед тобой прощения? Дадут какую-то компенсацию (моральную, материальную?) Что тебя простят? И др.
Как ты будешь реагировать, чувствовать себя, если результат будет иным или даже прямо противоположным? Как ты тогда будешь справляться со своими чувствами?
Теперь каково твое желание – разговаривать или нет с этим человеком? Может стоит что-то изменить в ожиданиях? Формулировках?
4 этап Поиск и принятие прощения себе от ребенка, от Бога
Методика «Письмо ребенку»
«Письмо тебе» - письмо тому, кого уже нет (мать, отец, подруга, муж, жена и т.д.). Когда есть что-то недосказанное по событиям аборта, но того человека уже нет в живых.
Можно предложить выбрать пол ребенка, который должен был родиться. Дать ребенку имя. И писать письмо, обращаясь к нему по имени. Если женщина пишет стихи или песни, пусть напишет два письма – обычное (терапевтическое) и творческое (работа с образами).
Необходимо помочь беременной называть себя мамой, отца ребенка –отцом, и всех участников событий – их родовыми названиями (бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д.
А. А. Вознесенский.
Говорит мама Когда ты была во мне точкой (отец твой тогда настаивал), мы думали о тебе, дочка, - оставить или не оставить?
Рассыпчатые твои косы, ясную твою память и сегодняшние твои вопросы: "оставить или не оставить?"
1973 г.
Это стихотворение А.А. посвятил своей родной сестре.
Книга «Когда ты была во мне точкой дочка»
Рассказы женщин о своих абортах и покаянии...
Автор: Ларькина О.
Издательство: Лоза, 2007 год.
176 страниц.
4 этап Поиск и принятие прощения себе от ребенка, от Бога
Обязательное условие эффективной работы с ПАС:
А) обещание самому себе об изменении отношений к вопросу сохранения беременности;
Б) изменение определенных событий своей сегодняшней жизни с целью предотвращения новых абортов.
ВАЖНО:
если у женщины (лицо с ПАС) есть деструктивное желание родить нового ребенка с целью заменить убитого, важно показать ей разрушительность такой мотивации. Нужно принять убитого, а новый ребенок – не замена нерожденному, а иная отдельная личность. Не осознавание этого может привести к гиперопеке и подавлению личности рожденного ребенка.
Как раньше...
Иначе...
Но как?..
=
Есть такая рекомендация беременным в материалах движения «pro-choice» (перевод «за выбор аборта»): «Ты имеешь право решить делать аборт или нет. Если ты все взвесила и решила делать аборт, то, чтобы облегчить себе переживания, ты можешь написать прощальное письмо своему ребенку, сказав, что сейчас просто не время тебе его рожать...»
ЭТО НЕ помощь при ПАС!
Это – «заглушка для совести» при принятии решения об аборте!
ВНИМАНИЕ!
После аборта, написание письма ребенку с прошением себе прощения будет иметь эффективность только в том случае, когда женщина (лицо с ПАС) кардинально изменит свое отношение к аборту, решит больше не повторять его. Иначе чувства горечи и вины не уйдут, а только будут загнаны еще глубже, и могут породить еще более глубокие психологические проблемы.
5 этап Выбор способа возмещения (помощь кому-то), проверка на отказ от участия в совершении абортов в будущем.
Групповая терапевтическая работа
Группа женщин с ПАС - «Виноградник Рахилли»
«Запрещенные слезы»
Тереза Бёрк (Theresa Burke),
Дэвид Риардон (David C. Reardon)
Фонд св. Димитрия Солунского, СПб.,
сайт: http://www.solunsky.ru/news_slezi.html
Работа с образами, арттерапия, литературное творчество
Филипп Дж. Ней, Мари Э. Питерс-Ней. Уцелевшие от аборта. Можно прочитать по ссылке: http://www.prolife-science.ru/2/10/post-abortion-sindrim.html?start=5
Это рисунок 29-летнего мужчины, мать которого сделала 4 аборта. Он стал шахтёром, а потом психологом, он хотел вернуться в утробу и начать сначала, родиться заново.
На этом рисунке он изображает себя исхудавшим и усталым, ползущим вперед по шахте в направлении прохода, за которым находится выход. Там воздух и свет.
Перед вами спонтанный рисунок трехлетнего мальчика, которого привели к доктору в качестве «трудного» ребенка. Образ самого себя в форме эмбриона – красного цвета, вонзающиеся в него палки – черного и фиолетового. Этот ребенок – уцелевший от аборта.
Для верующих - покаяние
Мнение церкви относительно судьбы душ детей, убитых абортом (некрещенными)
Изображение Младенца Иисуса в кампании против абортов. Англия. Фото с nterfax-religion.ru
Конечно же тем, кто сделал аборт и кому важно мнение Церкви, хотят верить и надеяться, что души убиенных абортом младенцев попадут в рай...
Это отражено на множестве картинок и во множестве стихов...
Что делать психологу, когда задают такие вопросы?
Вы сами можете прочитать по этой теме: но человеку с ПАС рекомендуйте идти к священнику с этим вопросом...
1. Статья «О лоне Авраамовом», автор иеромонах Серафим (Калугин). Журнал «Чадушки», № 22, сентябрь 2008 г. Ссылка: http://www.pravpiter.ru/zads/n022/ta007.htm
2. Статья «Я взыщу и вашу кровь», автор доктор медицинских и богословских наук, руководитель Общества православных врачей СПб, настоятель храма иконы Божией Матери «Державная»протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ. Журнал «Чадушки», № 23, 2009 г. Ссылка: http://www.pravpiter.ru/zads/n023/ta006.htm
3. Статья: «Об участи младенцев, умерших некрещёными», автор Протоиерей Георгий Городенцев. Журнал «Чадушки», № 28, сентябрь 2011г. Ссылка: http://azbyka.ru/deti/ob-uchasti-mladentsev-umershih-nekreschyonymi.html
Вифлеемские младенцы. Святые мученики от Ирода избиенные.
День памяти:
29 декабря по ст.ст. / 11 января по н.ст.
Обязанности психолога.
1. Психолог не имеет права отвечать на вопрос о загробной жизни души абортированного (умершего некрещенным) ребенка. Отвечайте: «Я НЕ могу ответить на этот вопрос. У меня нет таких знаний. Сходите к священнику, исповедуйтесь и задайте ему это вопрос».
2. Если человек рассказывает вам, что прочитал о судьбе души абортированного ребенка где-то, сначала ответ № 1 (см. выше), а затем поговорите о чувствах: «Вы это прочитали (услышали)? И какие чувства у вас возникли? О чем вы теперь думаете?»
Задача работы с ПАС: Снова научиться принимать и отдавать любовь, и верить…
Если вам нужна методическая помощь , обращайтесь к составителю данной презентации:
Если вам нужна методическая помощь , обращайтесь к составителю данной презентации: