Программа дисциплины «История литературы Великобритании и сша». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. 17 с



Дата27.11.2016
өлшемі352,89 Kb.
#2581
түріПрограмма


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История литературы
Великобритании и США

Направление 620100 (031202.65) 
«Лингвистика и межкультурная коммуникация»

(специальность 031202 (031202.65)  «Перевод и переводоведение»)

Для студентов факультета лингвистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой английского языка


С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. В.Б. Хромых


Р е ц е н з е н т – канд. филол. наук, доц. Н.Ю. Ильина


Программа дисциплины «История литературы Великобритании и США». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 17 с.
Подготовлена на факультете лингвистики.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Хромых В.Б., 2006




Цели и задачи курса


Курс рассчитан на 2 семестра (по 38 академических часов в каждом) и ставит своей целью ознакомить студентов с историей литературы Великобритании и США, с текстами художественных произведений, которые оказали наибольшее влияние на становление литературных традиций этих стран, а также с основными понятиями теории литературы. Курс построен по линейному принципу, что дает возможность наиболее полно и систематично рассмотреть изучаемые темы.

Программа отражает современные тенденции и требования к изучению истории литературы Великобритании и США.

В Программу включены список литературы (художественные тексты), список критической литературы, а также вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

Содержание курса

Литература Великобритании


Раздел I. Средние века в Англии

«Беовульф» как памятник средневекового героического эпоса. Фабула «Беовульфа». Языческие и христианские мотивы в поэме. Время в «Беовульфе». Основные темы. Аллитерационный стих в «Беовульфе». Кеннинги.

Позднее Средневековье в Англии. Джеффри Чосер и его «Кентерберийские рассказы». Композиционное построение. «Кентерберийские рассказы» как энциклопедия нравов английского средневекового общества. Мотив паломничества. Жанровое своеобразие «Кентерберийских рассказов». Чосеровская традиция в английской литературе.

Роман «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Исторический прототип и исторические хроники. Изображение рыцарства в романе. Тема Круглого стола. Чаша святого Грааля. Конфликт между Ланселотом и Гавейном как борьба двух мировоззрений. Мифологические мотивы в романе «Смерть Артура».
Раздел II. Возрождение в Англии

Особенности эпохи Возрождения в Англии. Отличие ренессансного гуманизма от буржуазного гуманизма XVIII века. Джон Колет и оксфордский кружок гуманистов.

Кристофер Марло и его трагедия «История доктора Фауста» (или трагедия «Тамерлан Великий»). Эстетика Марло. Тема безграничности человеческого знания в «Фаусте». Новации Марло в трактовке: а) Фауста и б) ада (по сравнению с народным романом). Драматическая экспозиция в «Фаусте». Композиционное построение «Фауста» и средневековое моралите.

Уильям Шекспир. Биография. Театральная и интеллектуальная жизнь Лондона. Периодизация творчества.

Исторические хроники. «Ричард III». Ричард как «титан Возрождения». Двойственность в обрисовке Ричарда: обратная сторона титанизма. «Ричард III» как монодрама. Шекспир и Пушкин («Каменный гость» и «Борис Годунов»).

Трагедия «Гамлет». Гамлет и Макбет: антагонисты. Гамлет и Эльсинор: отношение к власти. Гамлет на грани двух миров. Гамлет: сопричастность ирреальному (Тень отца Гамлета). Проблема Офелии.

Трагедия «Макбет». Макбет и Ричард III. Мир потусторонний в «Макбете»: три вещие ведьмы. Макбет и Гамлет. Шекспировская иерархия: сопричастность потустороннему. Трагедия Макбета: герой, одолеваемый злом. Лейтмотивные образы.

Комедии. Общая характеристика. Магистральный комедийный сюжет. Герой комедий. Любовная интрига комедий. Отличие комедий Шекспира от испанских комедий «плаща и шпаги» (Лопе де Вега) и от комедий французского классицизма (Мольер). «Сон в летнюю ночь»: параллелизм любовных историй. Любовные метаморфозы. Пасторальный контекст. Мотив дружбы. Образ Фальстафа в творчестве Шекспира. Фальстафовский фон. «Виндзорские насмешницы»: влюбленный Фальстаф.


Раздел III. Английская литература XVII века

Английская поэзия XVII века: творчество метафизиков и кавалеров. Джон Донн и Бен Джонсон.

Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Стих Мильтона и стих Шекспира. «Потерянный рай» как христианский эпос. Полемика Мильтона с кальвинизмом. Основная тема. Образы Бога и Сатаны.

Литература эпохи Реставрации. «Путь паломника» Джона Беньяна. «Гудибрас» Сэмюэля Батлера.

Классицизм в Англии второй половины XVII века. «Опыт о драматической поэзии» Джона Драйдена. «Героические пьесы» Дж. Драйдена.

Комедиографы периода Реставрации: Джордж Этеридж, Уильям Уичерли и Уильям Конгрив. Общая характеристика комедий. Проблематика комедий: быт аристократического Лондона. Типология героев. Отличие героев Этериджа и Уичерли от героев Когрива. «Двойная игра» и «Так поступают в свете» У. Конгрива: характеристика светского общества.


Раздел IV. Английская литература XVIII века

Эпоха Просвещения. Формирование просветительских тенденций в английской литературе. Основные черты раннего периода эпохи Просвещения в Англии. Характерные особенности английской философской мысли эпохи Просвещения.

Общая характеристика английского классицизма XVIII века. «Похищение локона» Александра Попа. Сатирические тенденции в журналистике Д. Аддисона и Р. Стила.

Английский просветительский роман. Становление жанра. «Роман-болтовня» с читателем. Типология английского просветительского романа. Три этапа развития английского просветительского романа.



Первый этап развития английского просветительского романа: Дефо и Свифт. Джонатан Свифт. Периодизация творчества. Ранний Свифт: памфлеты «Битва книг» и «Сказка бочки». Художественные достоинства публицистики Свифта. Значение Свифта как поэта-сатирика. Роман «Путешествия Гулливера» как сатирическое обобщение современной Свифту Англии. Жанровое своеобразие «Путешествий Гулливера». Эволюция образа Гулливера. Реалистическая основа фантастики Свифта. Особенности эстетики Свифта. Предшественники Свифта. Свифтовская традиция в мировой литературе.

Даниель Дефо. Путь Дефо: от журналистики к роману. Общая характеристика романов Дефо. Жанр романа «Робинзон Крузо». Своеобразие художественного метода Дефо. Значение авантюрного элемента в композиции романов Дефо («Молль Флендерс» и «Роксана»). Особенности стиля Дефо. Культ труда в «Робинзоне Крузо». Робинзонада. Дефо и русский читатель. Дефо и Толстой.



Второй этап английского просветительского романа: C. Ричардсон, Г. Филдинг и Т. Смоллет. Развитие реалистического направления в английском просветительском романе (Г. Филдинг и Т. Смоллет). Различные тенденции в английском просветительском романе (С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллет).

Сэмюэль Ричардсон – создатель эпистолярного семейно-бытового романа. Эволюция романной структуры: от «Памелы» к «Клариссе Гарлоу». Новаторство Ричардсона. Психологическая разработка характеров. Роль эмоционального начала в романах Ричардсона.

Генри Филдинг. Периодизация творчества. Продолжение свифтовской сатирической традиции у раннего Филдинга («История Джонатана Уайльда»). Сатирическая драматургия Филдинга.

Полемика Филдинга с Ричардсоном («История Джозефа Эндрюса»). «История Тома Джонса, найденыша»: комическая эпопея и роман воспитания. Образ Тома Джонса. Раскрытие характера главного героя в противоречиях и развитии. Джонс и Блайфил. Принцип построения сюжета. Эстетические взгляды Филдинга. Значение юмора в эстетике Филдинга

Тобайас Смоллет. Романы «Приключения Хамфри Клинкера», «Приключения Перигрина Пикля» и «Приключения Родерика Рэндома». Разработка и углубление средств сатиры. Значение публицистического элемента в его романах. Черты сентиментализма в позднем творчестве Смоллета («Приключения Хамфри Клинкера»). Значение творчества Смоллета в развитии английского реалистического романа. Смоллет и Филдинг: различие эстетических взглядов.

Третий этап развития английского просветительского романа. Творчество Лоренса Стерна и эстетика сентиментализма. Влияние философии Д. Юма на формирование творческого метода Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Особенности творческого метода Лоренса Стерна. Автор в романе «Тристрам Шенди». Время в романе «Тристрам Шенди». Особенности композиции и стиля романов Стерна. Изображение внутренней жизни человека. Новаторство Стерна.

Значение творчества Стерна для романа XX века.



Английский сентиментализм. Поэтика сентиментализма («Опыт об оригинальных сочинениях» Э. Юнга): спор с рационалистическими и классицистическими тенденциями раннего английского Просвещения.

Лирическая поэзия сентиментализма: Т. Грей, Д. Томсон, Э. Юнг, Дж. Крэбб. Особенности поэзии сентименталистов. Противопоставление раннего «дофеодального» средневековья современности. Элементы психологизма в лирике сентименталистов. Тема природы.

«Песни Оссиана» Д. Макферсона: стилизация как особенность художественной манеры Макферсона.

Оливер Гольдсмит. Поэзия Гольдсмита. Роман «Векфильдский священник». Патриархальные идеалы Гольдсмита.

Сатирическая комедия Шеридана «Школа злословия». Проблема комического. Байрон о Шеридане.

Предромантизм. Г. Уолпол и С. Льюис. Поэтика готического романа. Роман «Итальянец» Анны Рэдклифф.

Черты предромантизма в поэзии У. Блейка и Р. Бернса. Фольклорная основа лирики Бернса. Шотландские мотивы поэзии Бернса. Жанровое разнообразие его поэзии. Поэтический язык Бернса.

Поэзия У. Блейка и ее место в истории английской поэзии.
Раздел V. Английская литература XIX века: Романтизм

Социальный роман У. Годвина («Калеб Вильямс»). Элементы готики в романе. Влияние идей У. Годвина на творчество английских писателей XIX века.



Первый этап английского романтизма. Поэты «Озерной школы» (У. Вордсворт, С. Т. Кольридж, Р. Саути). Предисловие к «Лирическим балладам» У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа – эстетический манифест «Озерной школы». Общее и различное в эстетических взглядах У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. Новаторские черты поэзии «лейкистов».

Кольридж и немецкая философия. Иррациональное начало в поэзии С. Т. Кольриджа («Сказание о старом мореходе»). Баллады Р. Саути. Саути в переводах В. А. Жуковского. Эволюция творчества поэтов-«лейкистов». Пушкин о творчестве поэтов «Озерной школы». Байрон Дж. Г. о «лейкистах» («Дон Жуан»).

Второй этап английского романтизма. Эволюция творческого метода романтиков. Байрон Дж. Г. Периодизация творчества. Эстетические взгляды раннего Байрона, его отношение к классицизму. Критика Байроном современной английской литературы («Английские барды и шотландские обозреватели»). Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда»: жанровое своеобразие, романтический герой, взаимоотношение героя, автора и лирического персонажа, художественное и политическое значение.

«Восточные поэмы» Байрона 1813–1816 гг. («Корсар», «Гяур», «Лара», «Абидосская невеста», «Осада Коринфа», «Паризина»). Образ героя-бунтаря: проблема романтического индивидуализма. Контраст между созерцательностью Чайльд-Гарольда и мятежным духом героев «восточных поэм». Отношение героя со средой. Композиционные и стилевые особенности.

Байронический герой и байронизм: мрачный пессимизм, индивидуализм, определенный тип поведения и отношения к жизни, тоска по неясному идеалу.

Политическая поэзия Байрона 1812–1816 гг. «Еврейские мелодии».

Драматическая философская поэма «Манфред». Кризис индивидуалистического мировоззрения Байрона в 1816–1817 гг. Усиление революционных тенденций в творчестве. Особенности позднего творчества Байрона. Эволюция эстетических взглядов. Идейно-политическое и художественное значение мистерии «Каин». Образ Каина-бунтаря.

Поэма «Дон Жуан»: новый герой, влияние среды на формирование характера героя, широкий охват стран и событий. Отличие байроновского Дон Жуана от традиционного соблазнителя. Сатира на английскую действительность. Особенности композиции и стиха. «Дон Жуан» Дж. Г. Байрона и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: различие жанров, характеров, динамики событий.

Место Дж. Г. Байрона в истории английской литературы.

Шелли П. Б. Влияние У. Годвина на формирование мировоззрения Шелли. Эстетика Шелли (трактат «Защита поэзии», предисловия к «Освобожденному Прометею» и «Восстанию Ислама»; задача художника – творение идеала прекрасного; поэзия как источник вдохновения и красоты для читателя). Поэма «Королева Мэб». Романтические поэмы «Освобожденный Прометей» и «Восстание Ислама». Характер образности Шелли (сплав реального и фантастического). Шелли-лирик. Политическая лирика Шелли 1819–1820 гг. Особенности философской лирики Шелли. Пантеизм Шелли. Картины природы и символические космические образы. Усиление реалистических тенденций в творчестве Шелли (трагедия «Ченчи»).

Поэзия Д. Китса. Художественное своеобразие поэтической манеры Китса.

Скотт В. Малая литературная форма (баллады). Повествовательные поэмы «Дева озера», «Песнь последнего менестреля». Место баллад и повествовательных поэм Скотта в развитии английской романтической поэзии. Скотт и Кольридж. Скотт и Байрон.

Генезис исторического романа В. Скотта. Историзм Скотта (взаимосвязь двух традиций и культур, нравственный смысл истории). Эстетические взгляды Скотта-романиста. Поэтика исторического романа В. Скотта (повествование, описание, портрет, диалог). «Шотландские» романы Скотта («Уэверли», «Роб Рой»). Романы средневекового цикла: «Айвенго», «Квентин Дорвард». Романы об английской буржуазной революции: «Пуритане», «Вудсток». Проблема художественного метода В. Скотта. Значение творчества В. Скотта для развития европейской романной традиции.

Кризис английского романтизма во второй половине 1820-х гг.
Раздел VI. Английская литература XIX века: Викторианская эпоха

Типология жанров. Викторианский роман. Периодизация. Эволюция викторианского романа: отличие поэтики ранних викторианцев от поздних викторианцев.

Значение творческого метода В. Скотта для развития английского викторианского романа. Влияние социального романа У. Годвина на творчество Ч. Диккенса.

Роман Дж. Остен. Художественное своеобразие метода Дж. Остен: узкий социальный диапазон, глубина психологических характеристик. Влияние творчества Дж. Остен на викторианский роман.

Диккенс Ч. – крупнейший представитель английского критического реализма. Периодизация творчества Ч. Диккенса.

Характеристика первого периода (1833–1841). «Очерки Боза». «Записки Пиквикского клуба»: композиционное построение, функция юмора. Художественное своеобразие авторской манеры раннего Диккенса. Углубление социальной проблематики в романе «Оливер Твист». Полемика с ньюгейтским романом.

Второй период творчества (1842–1848). Путешествие Диккенса в США: «Американские заметки» и «Мартин Чезлвит». «Рождественские повести»: преобладание романтических элементов в описании персонажей. Полемика Диккенса с буржуазными философами (Мальтусом и Бентамом). Роман «Домби и сын» – шедевр второго периода, его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Специфика трагического восприятия мира.

Третий период в творчестве Диккенса (1848–1859). Роман «Дэвид Копперфилд»: тончайшее воспроизведение психологии ребенка. Три системы воспитания (Мердстоун, Крикл, Бетси Тротвуд). Образ Урии Гиппа. Социальные романы Диккенса начала 1850-х гг.: «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Тяжелые времена». «Холодный дом»: две сюжетные линии (тяжба в канцлерском суде; тайна леди Дедлок).

Четвертый этап в творчестве Диккенса (1860-е гг). Роман «Большие ожидания»: крушение иллюзий. Характер реализма Диккенса в поздних романах. «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда»: сложная интрига, болезненные проявления человеческой психики. Значение творчества Диккенса для мировой литературы.

Творчество У. М. Теккерея. Творчество раннего Теккерея: сатирические повести «Записки Желтоплюша», «Бриллиант Хоггарта» и пародийные романы «Катерина», «Барри Линдон». Полемика Теккерея с авторами романа «серебряной вилки» и ньюгейтского романа. «Книга снобов» – сатира на английское общество. Критика английской буржуазной культуры. Роман «Ярмарка тщеславия» – шедевр У. М. Теккерея. Проблематика романа. Композиция романа. Особенности типизации в романе. Эмилия Седли и Ребекка Шарп: роман без героя. Теккерей – мастер реалистической сатиры. У. М. Теккерей и Э. Троллоп. Эволюция творчества Теккерея в 1850-х гг. Роман «Ньюкомы». Своеобразие поздней сатиры Теккерея. Исторические романы «Генри Эсмонд» и «Виргинцы».

Гаскелл Э. и ее социальный роман «Мэри Бартон». Эволюция Э. Гаскелл в сторону психологического романа в 1850-е гг. («Жены и дочери»). Роман «Крэнфорд»: юмор Э. Гаскелл.

Бронте Ш. и ее роман «Джейн Эйр». Проблематика романа. Образ Сент-Джона. Романтическая образность в романе. Романы Ш. Бронте «Виллет» и «Шерли».

Бронте Э. Поэзия Э. Бронте: прозрачность и музыкальность стиха, смысловая емкость, философичность. Тематика стихотворений. «Грозовой перевал» Э. Бронте – шедевр английской литературы. Проблематика романа. Два рассказчика в романе. Мистические интонации в романе. Романтическая образность в романе.

Бронте А. и ее роман «Агнес Грей». Новая героиня А. Бронте. Место А. Бронте в английской литературе.

Английская поэзия 1830–1850-х гг. Поэзия А. Теннисона. «In memoriam» и «Идиллии». Поэтическая эволюция Р. Браунинга. Философская глубина лирики Р. Браунинга. Поэзия Э. Браунинг.

Развитие викторианского романа в 1850–1860-е гг.: влияние идей позитивизма, натурализма, открытий в естествознании. Творчество Дж. Элиот: Сцены английской провинциальной жизни. Новации Дж. Элиот в жанре романа. Первый период в творчестве Дж. Элиот («Мельница на Флоссе», «Сайлес Марнер»). Второй период («Мидлмарч», «Даниэль Деронда»).

Творчество Э. Троллопа. «Барчестерские хроники». Роман «Барчестерские башни»: жанровое своеобразие, композиция, характеристика главных персонажей. Описание клерикальной среды. Э. Троллоп – мастер сатиры.
Раздел VII. От викторианской эпохи к XX веку. Натурализм. Декаданс Неоромантизм

Формирование натурализма в конце 1850-х гг. Эстетические особенности. Позитивизм – философская основа английского натурализма (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер, О. Конт). Две школы английского натурализма: художественное своеобразие, отличительные черты, общая философская основа.

Эстетика Томаса Харди. Проблематика романов Т. Харди. Романы об Уэссексе: «романы характеров и среды» («Тэсс из рода д'Эрбервиллей», «Джуд Незаметный», «Мэр Кестербриджа»). Идейно-художественная проблематика романа Т. Харди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей»: конфликт, герои. Поэзия Т. Харди: основные темы, особенности поэтического языка.



Английский эстетизм. «Очерки по истории Ренессанса» У. Пейтера. Эстетика Рескина. Поэзия прерафаэлитов. Д. Г. Росетти. Кр. Росетти. У. Моррис и Э. Суинберн на раннем этапе творчества.

Общая характеристика декаданса. Альманах «Желтая книга» и журнал «Савой». Декаданс и модернизм.

Творчество О. Уайльда. О. Уайльд об искусстве и художнике. Идейно-художественная проблематика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Пьесы О. Уайльда «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным» и «Саломея». «Афоризмы» О. Уайльда.

Неоромантизм (Р. Л. Стивенсон, Р. Киплинг, Дж. Конрад, А. Конан-Дойл). Специализация жанров романа. Новый герой.

Творчество Р. Л. Стивенсона. Особенности эстетической системы.

Проблематика фантастической повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Творчество А. Конан-Дойла. Развитие А. Конан-Дойлом традиций детективного жанра. Шерлок Холмс и Дюпен.



Неоромантические особенности творчества Р. Киплинга. Эстетика Р. Киплинга. Герой Киплинга: неоромантическая модель поведения. Солдатская тема у Киплинга («Томми Аткинс», «Денни Дивер», «Мандалай»). Идея Империи: «Бремя белого человека». Тема «Восток – Запад» в творчестве Киплинга. Особенности поэтического языка Киплинга. Модернисты о «феномене Киплинга».


Литература США


Раздел I. Ранний американский романтизм

Специфика раннего американского романтизма. Творчество В. Ирвинга. Романтическая поэтизация патриархальной Америки в его творчестве («Рип ван Винкль», «Легенда о Сонной лощине», «Дьявол и Том Уокер», «Загадочный корабль»). «История Нью-Йорка»: литературная мистификафия Ирвинга. В. Ирвинг – медиатор между культурами Старого и Нового Света. Своеобразие романтической поэтики В. Ирвинга.

Творчество Ф. Купера. Критика буржуазной Америки в романах Ф. Купера («Шпион», «Пионеры»). Тема фронтира в творчестве Ф. Купера. Своеобразие творческой манеры Ф. Купера: элементы романтической эстетики в его романах.

Пенталогия о Кожаном Чулке. Неприятие буржуазной Америки, противопоставление миру наживы естественного человека (образ Натти Бампо). Эпическое начало в романах Ф. Купера.
Раздел II. Второй этап американского романтизма

Творчество Э. А. По. Периодизация творчества. По и Байрон. Стилевое своеобразие поэзии Э. А. По. Синестезия поэтических образов. Основные темы лирики. Э. А. По о поэзии. Эссе По «Философия композиции».

Сборник рассказов «Гротески и арабески»: типология новелл Э. А. По. Художественный мир рассказов По. Пространство и время в рассказах По. Своеобразие творческого метода. Э. А. По и русские символисты.

Трансценденталисты. Отношение к Америке. Трансценденталистская концепция мира. Нравственно-философская утопия трансцендентализма.

Трансценденталисты и Л. Н. Толстой.

Эмерсон и его морально-философские эссе «Молодой американец», «Сверхдуша» и «Доверие к себе». Доктрина Эмерсона о «доверии к себе». Нонконформизм Эмерсона и американское общество. Торо У., его роман «Уолден, или Жизнь в лесу». Своеобразие творческого метода У. Торо.

Творчество Н. Готорна. Полемика Н. Готорна с трансценденталистами (роман «Блайтдейл»). Новеллы Н. Готорна (сборники «Дважды рассказанные истории», «Мхи старой усадьбы»). Рассказы Н. Готорна для детей («Книга чудес», «Тэнглвудские рассказы»). Романтическая критика буржуазной Америки. Готорн-моралист и мастер аллегорий. Исследование пуританского сознания в романе «Алая буква». Грех как источник духовного возрождения личности. Роман «Дом о семи фронтонах»: исследование родовой вины. Проблема аристократизма. Своеобразие творческого метода Н. Готорна. Генри Джеймс о персонажах Готорна.

Творчество Г. Мелвилла. Роман «Моби Дик»: жанровое своеобразие, проблематика, язык романа (Библия и Шекспир). Капитан Ахав и Измаил: два типа романтического сознания. Характеристика главного персонажа: геройское и злодейское в капитане Ахаве. Моби Дик как воплощение мирового зла. Философская символика в романе. Своеобразие творческого метода Г. Мелвилла.

Творчество Г. Лонгфелло. Эпос «Песнь о Гайавате»: образы главных героев, поэтический язык, стихотворный размер. Фольклорная основа «Песни о Гайавате». Тема природы в поэзии Лонгфелло. Своеобразие творческого метода Г. Лонгфелло.

Творчество У. Уитмена. Особенности поэтической системы У. Уитмена. Основные темы и поэтические образы. Верлибр. Поэтический словарь. «Листья травы» У. Уитмена: проблематика, поэтический язык. Новаторство У. Уитмена. Традиция У. Уитмена в поэзии XX века.


Формы контроля



Текущий контроль осуществляется в течение семестра путем проведения устных опросов и письменных работ (эссе). В середине семестра проводится промежуточная аттестация в форме эссе по изучаемому разделу курса.

Итоговый контроль имеет форму зачета, который проводится в 5-м семестре, и экзамена – в 6-м семестре.
Содержание зачета. Каждый билет содержит 2 вопроса по истории литературы Великобритании:

  1. Период до конца XVII века.

  2. XVIII век – первая треть XIX века.
Содержание экзамена. Каждый билет состоит из 2 вопросов:

  1. История литературы Великобритании (первая треть XIX – начало XX века).

  2. История литературы США (до начала XX века).


Вопросы для подготовки к зачету по истории литературы
Великобритании (до первой трети XIX века)


  1. «Беовульф». Фабула. Языческие и христианские мотивы в поэме. Время в «Беовульфе». Основные темы. Образность в «Беовульфе».

  2. «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. Композиция. Жанровое своеобразие. Мотив паломничества.

  3. «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Изображение рыцарства в романе. Тема Круглого стола. Ланселот и Гавейн: борьба двух мировоззрений. Мифологические мотивы в романе «Смерть Артура».

  4. Особенности эпохи Возрождения в Англии. Отличие ренессансного гуманизма от буржуазного гуманизма XVIII века. Джон Колет и оксфордский кружок гуманистов.

  5. Поэзия Филипа Сидни. Сборник сонетов «Астрофил и Стелла».

  6. Поэзия Эдмунда Спенсера. Сонеты «Amoretti».

  7. Кристофер Марло и его трагедия «История доктора Фауста» (или трагедия «Тамерлан Великий»). Проблематика. Композиция «Фауста» и средневековое моралите.

  8. Шекспир. Биография. Театральная и интеллектуальная жизнь Лондона. Периодизация творчества.

  9. Шекспир. Исторические хроники. «Ричард III». Двойственность в обрисовке Ричарда: обратная сторона титанизма. «Ричард III» как монодрама.

  10. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Гамлет и Макбет: антагонисты. Гамлет и Эльсинор: отношение к власти. Гамлет: сопричастность ирреальному (Тень отца Гамлета). Проблема Офелии.

  11. Шекспир. Трагедия «Макбет». Макбет и Ричард III: сравнительная характеристика. Мир потусторонний в «Макбете»: три вещие ведьмы. Макбет и Гамлет. Трагедия Макбета. Лейтмотивные образы.

  12. Шекспир. Комедии. Общая характеристика. Магистральный комедийный сюжет. Герой/героиня комедий.

  13. Шекспир. Любовная интрига комедий. Отличие комедий Шекспира от испанских комедий «плаща и шпаги» (Лопе де Вега) и от комедий французского классицизма (Мольер).

  14. Шекспир. «Сон в летнюю ночь»: параллелизм любовных историй. Любовные метаморфозы. Пасторальный контекст.

  15. Образ Фальстафа в творчестве Шекспира. Фальстафовский фон. «Виндзорские насмешницы»: образ влюбленного Фальстафа.

  16. Английская поэзия XVII века: творчество метафизиков и кавалеров.

  17. Лирика Джона Донна.

  18. «Священные сонеты» Джона Донна.

  19. Поэзия Дж. Герберта (или Э. Марвелла).

  20. «Потерянный рай» Джона Мильтона. «Потерянный рай» как христианский эпос. Основные темы. Образы Бога и Сатаны.

  21. Эпоха Просвещения. Английский просветительский роман. Три этапа его развития.

  22. Даниэль Дефо и его роман «Робинзон Крузо» (или «Молль Флендерс», или «Роксана»). Основные темы. Особенности стиля Дефо.

  23. Идейно-художественная проблематика романа «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта.

  24. Второй этап английского просветительского романа. Творчество Филдинга («История Тома Джонса, найденыша»).

  25. Второй этап английского просветительского романа. Тобайас Смоллет и его роман «Приключения Хамфри Клинкера».

  26. Третий этап английского просветительского романа. Поэтика сентиментализма и роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоренса Стерна.

  27. Особенности творческого метода Лоренса Стерна. Автор в романе «Тристрам Шенди». Время в романе «Тристрам Шенди».

  28. Эстетика сентиментализма. Поэзия Томсона, Грея, Крэбба и других поэтов-сентименталистов.

  29. Поэты «Озерной школы». «Лирические баллады» У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. Особенности поэзии У. Вордсворта. Анализ одного стихотворения У. Вордсворта.

  30. Новаторские черты поэзии У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. Поэма С. Т. Кольриджа «Сказание о старом мореходе».

  31. Особенности творческого метода Р. Саути. Баллады Р. Саути.

  32. Лирика Д. Г. Байрона. Основные темы.

  33. «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона: жанр поэмы, романтический герой.

  34. «Восточные поэмы» Байрона.

  35. Поэма «Дон Жуан» Байрона. Сатира на английскую действительность. Отличие байроновского Дон Жуана от традиционного соблазнителя.

  36. Поэма П. Б. Шелли «Освобожденный Прометей».

  37. Эстетика П. Б. Шелли. Характер образности Шелли.

  38. Идейно-художественная проблематика исторического романа В. Скотта (по выбору).

  39. Генезис исторического романа В. Скотта.


Вопросы для подготовки к экзамену по истории литературы
Великобритании и США


  1. Три этапа литературы викторианской эпохи. Своеобразие английского реализма.

  2. Викторианский роман. Генезис. Художественное своеобразие.

  3. Периодизация творчества Ч. Диккенса.

  4. Первый период творчества Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Приключения Оливера Твиста».

  5. Третий период творчества Ч. Диккенса. «Дэвид Копперфилд».

  6. Идейно-художественная проблематика романа Ч. Диккенса (по выбору).

  7. Жанровое своеобразие романа Ч. Диккенса «Холодный дом».

  8. Философско-эстетические взгляды У. М. Теккерея.

  9. Творчество У. М. Теккерея до «Ярмарки тщеславия».

  10. Идейно-художественная проблематика романа У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

  11. Идейно-художественная проблематика романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

  12. Лирика Э. Бронте. Проблематика. Особенности поэтического языка.

  13. Идейно-художественная проблематика романа Эмилии Бронте «Грозовой перевал».

  14. Творчество Э. Троллопа. «Барчестерские башни»: жанровое своеобразие, идейно-художественная проблематика. Описание клерикальной среды. Особенности портретной характеристики. Э. Троллоп – мастер диалога.

  15. Ранний американский романтизм. Общая характеристика.

  16. Новеллы В. Ирвинга. Проблематика. Художественное своеобразие.

  17. Тема фронтира в творчестве В. Ирвинга и Ф. Купера

  18. Творчество Ф. Купера. Проблематика. Своеобразие художественного метода.

  19. Идейно-художественная проблематика романа Н. Готорна «Алая буква» (или «Дом о семи фронтонах»).

  20. Трансцендентализм. Творчество Г. Торо и Р. У. Эмерсона. Учение Эмерсона о сверхдуше.

  21. «Моби Дик» Г. Мелвилла. Жанровое своеобразие. Проблематика. Художественный язык романа.

  22. «Моби Дик» Г. Мелвилла. Философская символика в романе.

  23. «Моби Дик» Г. Мелвилла. Характеристика капитана Ахава. Ахав и Моби Дик.

  24. «Моби Дик» Г. Мелвилла. Центр повествования: борьба Ахава и Белого Кита. Моби Дик как воплощение мирового зла.

  25. Поэзия Э. А. По. Стилевое своеобразие.

  26. Анализ стихотворения Э. А. По «Ворон».

  27. Пространство и время в новеллах Э. А. По. Типология новелл По.

  28. Новелла Э. А. По «Падение дома Ашеров». Художественное своеобразие.

  29. Творчество Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»: жанровое своеобразие, образы главных героев.

  30. Особенности поэтической системы У. Уитмена.

  31. Поэтический язык У. Уитмена. Уитменовская традиция в мировой литературе.

  32. Новаторство поэзии У. Уитмена. «Листья травы» («Песня о себе»).

  33. Натурализм. Генезис. Эстетические особенности.

  34. Эстетика Томаса Харди. Проблематика романов Т. Харди.

  35. Идейно-художественная проблематика романа Т. Харди («Тэсс из рода д’Эрбервиллей»/«Джуд Незаметный»/«Мэр Кестербриджа»).

  36. Английский эстетизм. Общая характеристика декаданса.

  37. Неоромантизм (Стивенсон, Киплинг, Конрад, Конан-Дойл). Специализация жанров романа. Новый герой.

  38. Творчество Р. Л. Стивенсона. Особенности эстетической системы.

  39. Стивенсон Р. Л. Проблематика фантастической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

  40. Творчество А. Конан-Дойла. Развитие Конан-Дойлом традиции детективного жанра. Шерлок Холмс и Дюпен.

  41. Неоромантические особенности творчества Р. Киплинга. Солдатская тема у Киплинга.

  42. Тема «Восток – Запад» в творчестве Р. Киплинга.




Литература



Тексты к зачету по истории литературы Великобритании

(до первой трети XIX века)

Беовульф.



Чосер Дж. Кентерберийские рассказы (Общий пролог. Рассказ рыцаря. Рассказ мельника (или мажордома). Рассказ о сэре Топасе. Рассказ монастырского капеллана. Рассказ студента).

Мэлори Т. Смерть Артура.

Сидни Ф. Астрофил и Стелла.

Спенсер Э. Сонеты (Amoretti).

Марло К. Фауст (или Тамерлан Великий).

Шекспир У. Сонеты. Хроники (Ричард III). Трагедии (Гамлет. Макбет). Комедии (Сон в летнюю ночь).

Донн Дж. Священные сонеты. Лирика (Annunciation. Air and Angels).

Герберт Дж. Сонеты «The Temple».

Марвелл Э. Стихотворения.

Мильтон Дж. Потерянный рай. Возвращенный рай*.

Дефо Д. Робинзон Крузо. Молль Флендерс*. Роксана*.

Свифт Дж. Сказка бочки*. Путешествия Гулливера.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Смоллет Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Приключения Родрика Рэндома*. Приключения Перигрина Пикля*.

Голдсмит О. Стихотворения. Векфильдский священник.

Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии*.

Годвин У. Калеб Вильямс*.

Блейк У. Лирика.

Вордсворт У. Лирика (Желтые нарциссы. Тинтернское аббатство. Тисовое дерево. Сонет, написанный на Вестминстерском мосту).

Кольридж С. Т. Сказание о старом мореходе.

Саути Р. Баллады.

Байрон Дж. Г. Лирика. Паломничество Чайльд-Гарольда. Гяур. Корсар. Каин. Манфред*. Бронзовый век*. Дон Жуан. Английские барды и шотландские обозреватели*.

Шелли П. Б. Лирика. Восстание Ислама. Освобожденный Прометей. Ченчи*. Защита поэзии*.

Китс Д. Лирика (Ода греческой вазе. Осень. Кузнечик и Сверчок. Сонет о сонете).

Мур Т. Ирландские мелодии. Лирика (В море. Юный певец. Вечерний звон).

Скотт В. Айвенго. Роб Рой. Квентин Дорвард. Уэверли. Пуритане (два романа на выбор).


Тексты к экзамену по истории литературы Великобритании и США
Великобритания
XIX – начала XX века

Остен Дж. Гордость и предубеждение. Мэнсфилд-парк. Эмма (два романа на выбор).

Диккенс Ч. Записки Пиквикского клуба*. Оливер Твист. Домби и сын. Рождественские повести*. Холодный дом. Дэвид Копперфилд*. Большие ожидания*.

Теккерей У. М. Ярмарка тщеславия. Книга снобов*. История Генри Эсмонда*.

Троллоп Э. Барчестерские башни.

Элиот Дж. Мидлмарч. Мельница на Флоссе*.

Бронте Ш. Джейн Эйр. Виллет*. Шерли*.

Бронте Э. Лирика. Грозовой перевал.

Гаскелл Э. Мэри Бартон. Крэнфорд*.

Мередит Дж. Эгоист*.

Гарди Т. Лирика. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Мэр Кестербриджа*.

Стивенсон Р. Л. Лирика. Остров сокровищ*. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Одна пьеса (на выбор). Сказки.

Киплинг Р. Стихотворения (Дэнни Дивер. Томми Аткинс. Мандалай. Баллада о Востоке и Западе). Рассказы.

США XIX – начала XX века

Ирвинг В. История Нью-Йорка*. Рип ван Винкль. Легенда о Сонной лощине. Жених-призрак.

Купер Ф. Шпион. Зверобой. Последний из могикан. Пионеры*. Прерия*.

По Э. А. Лирика (Ворон. Аннабел Ли. Улялюм. Колокола). Новеллы (Похищенное письмо. Низвержение в Мальстрем. Золотой жук. Падение дома Ашеров. Убийство на улице Морг. Тайна Мари Роже).

Готорн Н. Алая буква. Дом о семи фронтонах (один роман на выбор). Новеллы (Дважды рассказанные истории. Мхи старой усадьбы).

Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу.

Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

Мелвилл Г. Моби Дик.

Уитмен У. Листья травы.

Дикинсон Э. Лирика.

Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Янки при дворе короля Артура*.

Брет-Гарт Ф. Рассказы (Счастье ревущего стана).

Генри О. Рассказы.

Критическая литература

Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. – М.: Высш. шк., 2000.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М.: Высш. шк., 1987.

История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. – М.: Высш. шк., 2001.

История зарубежной литературы XIX века: Учебник для вузов / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М.: Высш. шк.: Академия, 2000.

История зарубежной литературы XIX века / Под ред. А. С. Дмитриева. – М.: Высш. шк., 1979 – Ч. I. – Гл.: Озерная школа, Томас Мур, Джон Китс.

История всемирной литературы: В 9 т. – М.: Наука, 1983–1991.

Зарубежная литература. XIX век. Романтизм: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Высш. шк., 1976.

Мифы народов мира. – М.: Сов. энциклопедия, 1991–1992. – Т. 1–2.

Мифологический словарь / Ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

Хёйзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Наука, 1988.

Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992.

Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. – М.: Прогресс, 1970.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. – М.: Наука, 1983.

Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. – М.: Наука, 1990.

Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. – М.: Наука, 1983.

Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. – М.: Советский писатель, 1989.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М.: Высш. шк., 1986.



Жирмунский В. М. Пушкин и Байрон. – Л., 1978.

Дьяконова Н. А. Китс и его современники. – Л., 1971.

Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. – М., 1965.

Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая газета, 2000.

Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. История зарубежной литературы XIX века: Западноевропейская реалистическая проза. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Уилсон Э. Мир Ч. Диккенса. – М., 1973.

Урнов М. В. Великий романист Ч. Диккенс // Диккенс Ч. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1982. – Т. 1.

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. – М., 1972.

Зверев А. М. Подводное течение смысла // Эдгар Аллан По. Стихотворения. – М.: Радуга, 2003.

Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность.

Венедиктова Т. Д. Поэзия Уолта Уитмена. – М., 1982.

* Данный текст является дополнительной литературой.


Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет