Семинар 6 в научном смысле кочевничество



Дата17.04.2023
өлшемі33,04 Kb.
#174751
түріСеминар
Байланысты:
Семинар 6
жеміс, Öåëü îáó÷åíèÿ, Ñáîðíèê ïî ïðåäìåòó «Ðóññêèé ÿçûê è ëèòåðàòóðà»

Семинар 6

  1. В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες, nomádes — кочевники) — особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством

  2. Номадизм предлагает преодоление дихотомий и бинарных оппозиций, тем самым создавая условия для плюрализма интересов и ценностей раз личных социальных общностей и групп, а также личной свободы человека, но одно временно продуцирует стойкую оппозицию в отношении государства

  3. Классификации кочевничества

Наиболее часто встречающиеся схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельностью. Выбрав в качестве выжнейшего критерия разновидностей разграничения скотоводческого хозяйства наличие или отсутствие в его системе земледелия, а при наличии такового — степень его развития, нарастания, мы выделим 3 основных типа скотоводства:
комплексный,
оседлый,
кочевой.
Кочевой тип объединяет наиболее подвижные скотоводческие хозяйства, комплексный — эти хозяйства сочетают черты оседлого, так и кочевого типов. Совокупность кочующих хозяйств, занимающихся также и регулярным земледелием, а оседлый тип основан только на оседлых формах скотоводческая отрасль в хозяйствах этого типа больше надлежит задачам регулярного земледелия.
Среди названных типов можно отметить несколько подтипов, различающихся по степени нарастания земледельческой области, ее значительной части в хозяйстве, ее значимости как главного средства существования. Так, в рамках комплексного типа выделяются:1. Полукочевой тип - кочевые традиции ведения скотоводства доминируют над оседлыми в силу неразвитости земледелия в хозяйстве;
Промежуточный тип - характерные для кочевого и оседлого скотоводческого хозяйства, черты как бы уравновешены имеют практический равные значения в скотоводческом хозяйстве как основных средств существования; Полуоседлый тип - где кочевые методы скотоводческого хозяйства являютсяпрошлым, так как земледелие в хозяйстве явно преобладает и стал основным средством существования.
В рамках оседлого типа можно выделить:
1- оседлый подтип с преимущественно яйлажного скотоводства;
2 - оседлый подтип с преимущественно отгонного скотоводства;
3-оседлый подтип с преимущественно стойлового скотоводства.
В пределах кочевого типа выделяются:
1. Исключительно кочевой подтип: отсутствие земледелия всистемехозяйства,круглогодичное кочевание со скотом с одного сезонного следующее пастбище, отсутствие сезонных стоянок, крупного рогатого скота, стационарных жилищ и построек для скота и так далее;
2. Кочевой подтип с временным земледелием, отличия которого были кочевание на меньшие, чем в исключительно кочевом подстиле, расстояния, наличие в стаде малого количества крупно рогатого скота, отсутствие постоянной сезонной оседлости, так как участки земли из года в год засевались в другом месте, расположенном довольно на значительном расстоянии от прошлогодней пашины. Скотоводничества этого подтипа ограничены в кочевании во время земледельческих работ;
3. Кочевой подтип с сезонной стоянкой, также характеризующийся полным отсутствием земледелия в хозяйстве, кочеванием на более длинные расстояния, отсутствием какого либо крупно рогатого скота; хозяйства, принадлежащие к этому подтипу, вынуждены проводить определенное время в году на одной и той же местности (чаще зиму), где иногда имеются постоянные загоны для скота, а также заготовлено некоторое количество сена для подкормки некоторых животных, ослабленных либо больных «с рук» в преимущественно в холодное или снежное время зимы.
12. Основные памятники технических достижений древнего мира.
Дошедшие до нас исторические данные о технических изобретениях, умениях и знаниях древних государств (Египта, Междуречья, Америки и др.) свидетельствуют о том, что в соответствии с доступными тогда базовыми технологиями эти общества достигли высокой степени развития. Немало из созданного в те времена продолжает удивлять (как, например, античные «семь чудес света»). Ряд достижений древних остаются загадками: например, способы строительства (в том числе огромных и точно спланированных сооружений), химические составы красителей, способы получения качественных металлических сплавов, рецепты лекарственных средств и др.
Древние культуры придавали огромное значение практико-техническим навыкам и знаниям, прекрасно понимая их роль в выживании и жизнедеятельности человеческого общества. Религиозно-мифологическая традиция объясняла происхождение важных знаний и навыков действием сверхъестественных сил.
Например, в религии Египта бог Осирис считался учителем людей, передавшим им основы земледелия, металлургии и других важных навыков. В мифологии античной Греции титан Прометей похитил для людей огонь, дал им знания, счет и письмо, ремесла (кораблестроение, металлургию и др.). Почитались у греков также неутомимый изобретатель бог-кузнец Гефест и искусный зодчий и изобретатель Дедал. А у древних италийцев бог посевов Сатурн (соответствовал греческому Кроносу) научил людей земледелию. По другой версии, до Сатурна правил Янус (бог времени), передавший людям исчисление времени, а также навыки обработки земли, ремесла и кораблестроение. Греческому Гефесту у италийцев соответствовал Вулкан — изобретатель, архитектор и механик, обучающий людей различным ремеслам.
Древний Египет. Древний Египет создал одну из наиболее высокоразвитых цивилизаций древнего мира. Она сложилась в трудных географических условиях, тесно связанных с климатом пустыни и природными ритмами реки Нил. Для выживания в такой среде требовалось развитие сложнейших систем управления водой и земледелия. Государство Египет смогло дать ответ на природные вызовы и создать колоссальную инфраструктуру ирригационных техник, дамб, каналов, плотин и т.н. В художественной литературе это ярко описано в известном романе польского писателя Б. Пруса «Фараон».
Все это требовало и идеальной организации и координации работ, так как крупные проекты Египта реализовывались посредством ручного труда огромного количества рабочих. Философ и историк Л. Мэмфорд назвал подобный вид организации рабочих «Мегамашиной».
Вообще говоря, управление водой само по себе является одной из фундаментальных задач для всех земледельческих культур. Подобно тому, как решающим событием палеолита было освоение огня, так в эпоху постоянного земледелия необходимостью становится освоение водных ресурсов. Поэтому гидротехника является одной из древнейших областей технической деятельности человека.
Создание гидротехнических систем, а также расчеты времени разлива Нила требовали сложных знаний и навыков (математических, астрономических, инженерных и др.). Высокой степени развития достигли различные землемерные (геометрические) техники — измерение высот, площадей, объемов, вычисление и деление углов, расстояний, решение тригонометрических задач и др.
Строительное искусство древних египтян и сейчас поражает воображение. Египетские пирамиды считались одним из семи «чудес света» (они единственные из всех «чудес» пережили тысячелетия и сохранились). Их создание было сложнейшим делом с технической точки зрения. Например, знаменитая пирамида Хеопса построена из колоссального количества огромных каменных блоков, очень точно подогнанных друг к другу. Внутреннее устройство пирамид — крайне сложное и тоже точно выверенное; пирамиды также правильно сориентированы по отношению к сторонам света.
Высокой степени развития достигла металлургия. В Египте был получен удачный сплав меди и олова, что способствовало производству и распространению разнообразных высококачественных изделий из бронзы - твердых, долговечных, необходимой формы и отделки и т.п.
4. Наиболее часто встречающиеся схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельностью. Выбрав в качестве выжнейшего критерия разновидностей разграничения скотоводческого хозяйства наличие или отсутствие в его системе земледелия, а при наличии такового — степень его развития, нарастания, мы выделим 3 основных типа скотоводства:
.Классификация и виды номадной культуры.

1 комплексный,2 оседлый,3 кочевой.


Кочевой тип объединяет наиболее подвижные скотоводческие хозяйства, комплексный — эти хозяйства сочетают черты оседлого, так и кочевого типов. Совокупность кочующих хозяйств, занимающихся также и регулярным земледелием, а оседлый тип основан только на оседлых формах скотоводческая отрасль в хозяйствах этого типа больше надлежит задачам регулярного земледелия.Среди названных типов можно отметить несколько подтипов, различающихся по степени нарастания земледельческой области, ее значительной части в хозяйстве, ее значимости как главного средства существования. Так, в рамках комплексного типа выделяются:1. Полукочевой тип - кочевые традиции ведения скотоводства доминируют над оседлыми в силу неразвитости земледелия в хозяйстве;2. Промежуточный тип - характерные для кочевого и оседлого скотоводческого хозяйства, черты как бы уравновешены имеют практический равные значения в скотоводческом хозяйстве как основных средств существования;3. Полуоседлый тип - где кочевые методы скотоводческого хозяйства являются прошлым, так как земледелие в хозяйстве явно преобладает и стал основным средством существования
Сроп

Массаге́ты (др.-греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) — собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов. Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно — используется термин «культуры сако-массагетского круга». Предполагается, что массагеты говорили на одном из иранских языков. Основные очаги культур сако-массагетского круга — зоны Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья и Памира.Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально - культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках - бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.

Часть памятников древних саков - это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.

Памятники древней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш - Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик - Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки - это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра - города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость - цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения - застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.

Город Бабиш - Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик - Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.

Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 - 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.

Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот - крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.

Каждый род и племя считали своими прародителями - оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.

В 1983 году в Илийско - Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе - тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально - экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры.

Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни.

Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана - это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане - жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.

Гунны вели кочевой образ жизни, который не всегда был понятен оседлым народам: римлянам и грекам. Поэтому в исторической литературе можно встретить разные характеристики кочевников. Римский историк А.Марцеллин писал: «гунны настолько закалены, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат на крупе своей лошади или на своем поясе. Они кочуют по степям, горам и лесам и с детства привыкают к холоду, голоду и жажде, умеют их преодолевать. Гунны как бы сливаются со своими конями, которые невзрачны на вид, но выносливы и быстры и исполняют волю своих хозяев. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят не сходя с лошади, и на ней же питаются и даже спят, нагнувшись и положив голову на спину коня. При обсуждении важных жизненных вопросов на собрании они это делают, сидя на лошади».

Гунны имели и свои города. Римский историк Прииск писал: «переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное поселение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно обтесанных, и обнесен деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите. Царский дворец украшали шатровые крыши, башни и башенки, возвышаясь над оградой. Почти все дома были рубленные». Особенно удивила прииска баня, выложенная из белого камня.

Кожа, шерсть, войлок, дерево - вот основные материалы кочевников для изготовления всех необходимых вещей и предметов. Они не так долговечны, как камень. Меха, ткани и одежда не могли сохраниться до наших дней, но по письменным источникам можно узнать, что кожаные одежды гуннов были прочны и удобны.

Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью. Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек - скань. Еще одним видом украшения была инкрустация - украшение изделия камнями. Ученые называют такой стиль полихромным стилем. Гунны искусно выделывали серебряные и золотые украшения. В погребениях богатых гуннов в обилие встречаются золотые серьги, кольца, перстни, инкрустированные золотом, кожаные пояса. Для украшения изделий использовались изображения диких животных.

Найденные в местах постоянных поселений головки веретен показывают, что гунны ткали и носили одежду из шерсти. В богатых погребениях знатных гуннов находят остатки шелковых материалов, отсюда становится ясно, что одевались они в дорогой китайский шелк.

Памятники культуры уйсуней относятся к периоду III в. до н.э.- ІVв.н.э. Название «уйсун» встречается в китайских записях, относящихся к II в. до н.э. и означает «кочевое государство». На территорию Казахстана уйсуни пришли Из Центральной Азии.

Во II в. до н.э. (160 г. до н.э.) уйсуни заселились на земли саков-тиграхауда вСемиречье.Они говорили на древнетюркском языке. Уйсуни имели европеоидные черты лица с примесью монголоидных черт.

Уйсуни занимали территорию от реки Чу иа западе, отрогов Тянь-Шаня на востоке (местность Бесбалык, северо-западнее Китая), от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столицей был город Чугучэн (город Красной долины), который находился на берегу Иссык-Куля.

Главным занятием уйсуней было скотоводство, образ жизни - оседло­кочевой. Скотоводы разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, одомашнили и использовали в хозяйстве ослов. Уйсуни воевали за пастбища с племенами кангюев и гуннов. Оседлые уйсуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах. Хозяйство уйсуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.

В уйсуньском обществе существовало имущественное неравенство. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Общество достигло уровня государственности. Глава государства носил титул гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек».

На месте захоронения знатных особ уйсуни сооружали курганы. Наибольшее число курганов уйсуней обнаружено на территории Семиречья.

У уйсуней было развито ювелирное ремесло. В украшении ювелирных изделий из золота и серебра широко применялась традиция инкрустирования драгоценными камнями и техника зерни. Большой интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Её изготовил мастер, живший в I в. до н.э.- II в. н.э. Главной идеей диадемы было изображение модели вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы - небо, крылатые кони - солнце.

Керамическая посуда уйсуней украшалась преимущественно солярными знаками, т.е. изображением солнца.

Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Жизнь уйсуней была описана китайским ученым Сыма-Цянем.

Кангюйцы использовали согдийскую письменность. В древнем городище Культобе найдены глиняные таблички с согдийскими надписями ранее III века н. э.[25]

Культобинская письменность после дешифровки определена как алфавитная, строчная, арамейская, которая также включает идеограммы. Она маркирует один из восточных диалектов древнеиранского языка. Палеографический и лингвистический анализ культобинского письма показал, что оно датируется II — началом III века н. э., то есть более чем на век древнее так называемых «Старых согдийских писем»[26].

Жители Кангюя освоили технологии железного века. Большую роль играла охота и полукочевое скотоводство. Население разводило крупный рогатый скот, овец, лошадей, коз. Вместе с тем было развито богарно-лиманное земледелие, огородничество. Землю обрабатывали при помощи каменных мотыг. Также использовались костяные земледельческие орудия. Широко применялись простейшие формы ирригации. В районе Джетыасара обнаружены арыки длиной 40—50 м, небольшие каналы и водохранилища, развалины дамб[8].



Кангюйские поселения располагались в основном по берегам рек и протоков. Они состояли из десятков жилых и хозяйственных строений, были укреплены крепостными стенами и рвами, наполненными водой. В состав поселений входили сложные по архитектуре дворцовые комплексы и монументальные кирпичные постройки, украшенные красочными настенными росписями. В числе домашних промыслов были кузнечное и гончарное дело, изготовление ювелирных изделий, обработка камня и кости. Кангюйцы вели торговлю со среднеазиатскими государствами, с народами Закавказья, Римом и Китаем. При раскопках поселений в жилых и хозяйственных помещениях обнаружено множество хумов для хранения зерна и бахчевых культур, зернотёрок, зерновых ям[8].

Армию составляли всадники, вооружённые луком и стрелами, копьями и мечами (см. Орлатские пластины).

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет