Задача исследования показать судьбу простого деревенского мальчишки из простой крестьянской семьи, который решился на шаг отчаянный взял да и уехал в Москву осуществлять свою мечту, стал режиссером, актером, писателем



Дата04.12.2016
өлшемі248,42 Kb.
#3132
түріЗадача
Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации


Муниципальная общеобразовательная

Рогозихинская средняя школа

Павловского района

Алтайского края

Николай Лырчиков.

Мой знаменитый земляк.

Выполнил: Толстошеев Владимир

Александрович, ученик 11-го класса

МОУ "Рогозихинская средняя

общеобразовательная школа",

659009


Алтайский край, Павловский район,

с. Рогозиха, ул. Партизанская, д.82,

дом. тел.: 8-211-43-4-82,

тел. школы: 8-211-43-3-16.

Руководитель: Юркина Раиса

Григорьевна, учитель истории


Рогозиха 2006г.

Содержание.

I. Введение.


II. Биография и творчество.
III. Заключение.
IV. Список использованных исторических источников и литературы.
V. Приложения.

I Введение.

Тема районной краеведческой конференции «Богатство души моей – тебе, Родина» сразу подсказала направление исследовательской работы. Алтайская глубинка испокон веков богата талантливыми людьми. Есть они и на нашей рогозихинской земле. Здесь, в Рогозихе, родился и вырос Николай Ильич Лырчиков, кинорежиссер, сценарист, актер, писатель, публицист. (Приложение 1)

Цель данной работы – рассказать о нашем талантливом земляке и пополнить Музей истории Павловского района и Музей истории села Рогозихи материалами о нем.

Задача исследования – показать судьбу простого деревенского мальчишки из простой крестьянской семьи, который решился на шаг отчаянный – взял да и уехал в Москву осуществлять свою мечту, стал режиссером, актером, писателем.

С одной стороны, задача эта простая: Николай Ильич Лырчиков – наш современник, в деревне его помнят, охотно о нем рассказывают. С другой стороны, она довольно сложная. Трудности возникли в исследовании московского периода жизни Н. И. Лырчикова. Сказывался недостаток литературы, особенно критической.

Объектом исследования данной работы является судьба творческого человека в современном мире.

Предмет исследования – самоопределение и становление Н. И. Лырчикова как режиссера и самовыражение его через творчество.

В работе применялись следующие методы:

- историко-сравнительный метод: влияние исторических событий, отдельных периодов в истории страны на формирование творческой личности;

- метод системного анализа: при изучении источников и анализе творчества Лырчикова Н.И.:

- методы устной истории: запись воспоминаний, анкетирование, интервьюирование.

В работе над докладом использовались различные исторические источники и литература. В исследовании биографии Н. И. Лырчикова очень помогли воспоминания учителей, одноклассников, родственников, публикации в районной газете "Новая жизнь". Основными источниками в исследовании творчества режиссера стали присланные им сценарии кинофильмов: "Мы жили по соседству…", "Прощение", "Еще люблю, еще надеюсь", "Стукач", а также публикации в журнале "Театральные новости". Велась работа и в фондах Государственного музея истории литературы искусства и культуры Алтая (г. Барнаул). Пришлось обратиться и к литературе по киноискусству: использована статья из сборника статей по теории и истории кино "Экран".




II Биография и творчество.

На протяжении целых десятилетий до господства телевидения кино для сельских жителей было любимым и самым доступным массовым видом искусства. В 50 – 60-е годы, управившись с домашними делами, принарядившись, прихватив с собой табуретки, спешили в кино. На улице возле клуба весело тарахтел движок, а на экране происходили чудеса. С замиранием сердца следили зрители за развитием сюжета, даже если фильм смотрели в третий или четвертый раз.

Однажды теплым осенним вечером 1982 года все население Рогозихи устремилось в клуб. Давно уже не было такого в местном Доме культуры. И стар, и млад спешили сюда посмотреть привезенный киномехаником фильм. Все места заняты, клуб переполнен. А картина имела непритязательное название, обыкновенный житейский сюжет. Но для рогозян этот фильм был особенным, его привезли по специальному заказу, потому что эта кинолента имела непосредственное отношение к Рогозихе и ее жителям. Ждали этот фильм, заранее обсуждали его еще с 22-го августа, когда, развернув очередной номер «Алтайской правды», рогозяне прочли текст киноанонса о "первой полнометражной киноленте молодого режиссера". Для жителей края это сообщение было просто рекламой только что вышедшего фильма, а для жителей Рогозихи оно стало настоящей сенсацией. Фильм назывался «Мы жили по соседству», автором сценария и режиссером был Николай Лырчиков, наш земляк. Все знали его, обыкновенного деревенского мальчишку, хорошо помнили, как он по хозяйству родителям помогал да в школу ходил, и надо же - режиссер, фильмы снимает! Не то, чтобы это было неожиданностью - все село знало, что сын Марии Ефимовны Лырчиковой учится в Москве на режиссера. Но очень уж это необычно: земляк - и режиссер! И радовались за него односельчане, и гордились им: не в каждом селе вырастают такие люди! (Приложение 2)

Большое будущее пророчили Николаю еще в школе, поскольку Николай в школе отличался от своих сверстников и интересами, и занятиями. В то время, когда его ровесники предавались нехитрым развлечениям: бегали тайком на вечерние сеансы в кино, на качели, на танцы, Коли среди них не было. Ему намного интереснее было почитать книгу. В памяти учителей он остался добрым, но замкнутым мальчиком, очень начитанным, скромным. (Приложение 3-6) Классный руководитель Плотникова М.В. говорит: " Учился Николай всегда хорошо, но старался не особо выделяться среди ребят своими знаниями, не хвастался этим. И поэтому отвечал часто на «хорошо», хотя знал на «отлично»" Одноклассники вспоминают его блестящие ответы на уроках, когда Коля отвечал «не по книжке», обязательно добавляя что-то, чего не было в учебнике. По утверждению одноклассницы Надежды Чуриловой Коля знал ответы на все вопросы, поэтому получил в школе прозвище «академик». Правда, был Коля скрытен, и эту черту его характера отмечают все, кто знаком с ним близко. Не хотел никого пускать Коля к себе в душу, никому не доверил своей заветной мечты. А мечтал он в артисты пойти или кино снимать. Но слишком зыбкой была мечта деревенского паренька, слишком мало шансов было у Коли попасть в этот удивительный мир кинематографа. Повезло Николаю, детство его пришлось на времена хрущевской "оттепели", когда деревенские жители получили реальную возможность осуществить мечту, даже самую дерзкую.

Мама Коли, Мария Ефимовна, конечно, замечала, что сын ее, учась еще в начальных классах, любил громко петь, читать стихи, но только тогда, когда оставался дома один. Выступать перед публикой, как это любят делать все дети, Коля стеснялся. Николай взрослел, а кино манило к себе и завораживало. Иначе и быть не могло! Кино открывало мир, рассказывало много нового, давало пищу пытливому уму юноши. Мечта Коли была тайной за семью печатями. Мечту свою долго скрывал даже от родителей.

С возрастом желание пойти в артисты не уменьшалось. Николай стал выписывать и постоянно читать журнал «Советский экран», потом начал переписываться с настоящими артистами. "Но, - вспоминает его одноклассница Тамара Михеева, - это была величайшая тайна его и почтальонки Лагуниной Ольги Григорьевны. (Приложение 7) Коля просил ее отдавать лично ему письма, которые приходили из Москвы". И женщина, уважая чувства подростка, пошла ему навстречу, поэтому о его переписке с артистами никто не знал долгое время. А мечта о профессии режиссера, появившись уже давно, была очень сильна. "В сельской школе старшеклассников ориентировали на выбор профессий, связанных с сельским хозяйством. И когда на классном часе, посвященном разговору о профессиях, один из гостей сказал, что режиссер – профессия невостребованная, Николай очень расстроился и несколько дней был в таком состоянии", - вспоминает Плотникова М.В., классный руководитель.

Тайна Николая Лырчикова раскрылась лишь к 10-му классу. К тому времени он уже стал активнее проявлять свои творческие способности и литературные, и актерские. Его сочинения по литературе всегда были полными, интересными, блестяще написанными. А в 1971 году Николай послал в районную газету свои стихи. Их напечатали. Но после небольшой неприятности.

Эту первую, дебютную публикацию автор вспоминает с улыбкой, потому что произошел с его творениями казус - их приняли за плагиат. Конечно, позднее, разобравшись, извинились. Второй раз эти стихи вновь появились на страницах местной газеты в 2005 году, когда после интервью Лырчикова Н.И. журналисты, пролистав подшивку газет за 1971 год, в №79 от 3-го июля под рубрикой "Уголок поэзии" обнаружили его творения. Вот они:


Была весна, и был прозрачен воздух,

По вечерам неслышимо хрустевший

Ничтожными остатками зимы,

В небытие плывущими печально.

И снег лежал, растаять не успевший…

Ну, а ручьи, привольно, шумно, властно,

Сверкая, мчались,

Вырвавшись из рыхлых,

Улитых щедрым солнцем островков.
* * *

Как мне трудно с тобою рядом

Находиться плечом к плечу,

Любоваться украдкой взглядом,

Говорить – о чем не хочу,

Выражаться пусто и глупо

Где-то слышным фразам в тон.

Чтоб, проснувшись, ты завтра утром

Не сказала: "Как он смешон".
Так вступил Николай Лырчиков на стезю литератора.

Тогда же, в старших классах, впервые попробовал Николай себя и в роли театрального деятеля. Ребята решили поставить спектакль по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Распределили роли, придумали костюмы, разучивали слова и репетировали, репетировали, репетировали. Николай себе выбирал маленькие роли, эпизодические, предпочитая заниматься режиссурой. "Режиссер он был очень строгий, а ребята к постановке относились не слишком серьезно. Может быть, поэтому или по какой другой причине, но спектакль так и не состоялся", - рассказывает Чурилова Н.К., одноклассница.

А Николай, столкнувшись с трудностями режиссерского ремесла, нисколько не разочаровался в своей мечте, только укрепился в желании стать настоящим мастером. Поэтому написал в Москву, в самый известный институт культуры и получил ответ об условиях приема. Мать с отцом отговаривать не стали, собрали сына в дорогу, зашили в карман 130 рублей, посадили на поезд.

-Вышел я на Казанском вокзале, - рассказывает Николай Лырчиков, - Куда?! Что?! Как?! Потом вспомнил, что в городах такси есть. Нашел, сказал – во ВГИК, приехал. Оформился, а мне говорят: жить будете в общежитии, оплатить надо за месяц что-то в пределах трех рублей. А деньги-то зашиты в кармане. Намертво! Я долго пытался вытащить, чтоб никто не видел… (Зайцев А.В., 2005)

На вступительном экзамене по русскому языку (сочинение) Николай получил "удовлетворительно" – орфография подвела. При том конкурсе, который существовал (и есть) во ВГИКе – это значило только одно: шансов нет. Но руководитель творческой мастерской Ефим Львович Дзиган, (Приложение 8) в то время человек уже преклонного возраста (его фильм "Мы из Кронштадта", наверное, известен большинству), сыграл в судьбе Коли огромную роль. К какому-то мальчику из далекой Сибири, одному из сотен штурмовавших ВГИК, он подошел и сказал: "Поезжай домой и жди телеграмму". А сам отправился в министерство и добился зачисления. Так Коле Лырчикову из Рогозихи начала покоряться Москва.

Уже после зачисления Николаю пришлось служить в армии, и по иронии судьбы местом службы был город Барнаул (Приложение 9-10)

В 1976г. Николай Лырчиков окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е.Дзигана), в 1981г. Сценарное отделение ВКСР (мастерская С.Лунгина). Он автор нескольких рассказов, сценариев, снялся в кинофильме "Выставка". В период с 1980 по 1992 годы поставил такие фильмы:

1980г. "Ваня" (киноальманах "Что можно Кузенкову?"), режиссер, сценарист;

1980г. "Что можно Кузенкову?" (киноальманах), режиссер;

1982г. "Мы жили по соседству", режиссер, сценарист;

1982г. "Однолюбы", сценарист;

1983г. "Безумный день инженера Баркасова", режиссер;

1985г. "Еще люблю, еще надеюсь…", режиссер, сценарист;

1988г. "Стукач" ("Ничей"), режиссер, сценарист;

1992г. "Прощение", режиссер, сценарист;

1992г. "Фиктивный брак", режиссер, сценарист.

В картинах Н.И.Лырчикова снимались такие "звезды", как Иван Лапиков, Иван Рыжов, Борис Новиков, Евгения Ханаева, Александр Башаров, Михаил Кокшенов, Вячеслав Тихонов, Петр Вельяминов, Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный, Валентина Талызина, Александр Панкратов-Черный и другие.

Первые фильмы Лырчикова Н.И. рассказывали о жизни села, поднимали проблемы российской глубинки, показывали простые открытые души. Именно поэтому, по достоинству оценив творения молодого режиссера, Министерство сельского хозяйства СССР выделило ему однокомнатную квартиру в Москве, отметив тем самым вклад Н.И.Лырчикова в освещение сельских проблем.

Начало кинематографической деятельности Н. И. Лырчикова начиналось в непростое для страны и культуры время. Уходила в прошлое хрущевская "оттепель". В начале 80х г. обозначилось реальное противостояние двух культур в обществе: с одной стороны – культуры официально-догматический; с другой стороны - культуры гуманистической. Все-таки объективно противостояла идеологии неосталинизма, застоя "деревенская" тема. Литература, кинематограф, театр, как бы стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, в 80е гг. стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. (Ермаш Ф.,1983г. с.10)

Это отразилось в раннем творчестве Н. И. Лырчикова его фильм "Мы жили по соседству…" наиболее полно отражает ситуацию в культуре в этот период. Эта первая полнометражная кинолента режиссера Н. И. Лырчикова для рогозян оказалась особенно запоминающейся.

Случилось это потому, что персонажи оказались хорошо узнаваемыми. За основу сюжета режиссер взял судьбу своей родной тети - Лукьяновой Акулины Ефимовны. Она рано овдовела и воспитывала одна двух дочерей. А рядом жил Летов Николай, тоже вдовец, и у него был сын Сергей.

Герои кинофильма "Мы жили по соседству" Николай Петрович (в исполнении Андрея Мартынова) и Дарья (в исполнении Жанны Прохоренко) – одинокие немолодые люди, имеющие взрослых детей, живут по соседству. (Приложение 11-16) Их усадьбы разделяет забор, в котором Николай сделал калитку. Николай год назад похоронил жену, а Дарью уже давно оставил сильно пьющий супруг. Соседи готовы всегда помочь друг другу. Подобная дружба существует и между детьми, еще школьниками, Сергеем – сыном Николая и Надей – дочерью Дарьи. Старшая дочь Николая Петровича, живущая в городе, решила устроить судьбу своего мягкого и нерешительного отца. Она находит в городе пассию для папы – приятную женщину (исполняет Вера Васильева), родственницу своей подруги (исполняет Елена Проклова) – и привозит ее в деревню для знакомства. Отец не смог отказать своей энергичной дочери, не смог сказать ей о другой, жизненно значимой для него женщине. Сергей не перечит напористой сестре Тоне, хотя догадывался о симпатии отца к соседке, он просто отходит в сторону и сталкивается с не менее серьезными проблемами, чем отец. Видя переживания матери, Надя становится на ее защиту, демонстрируя обиду и презрение не только Николаю Петровичу, но и Сергею. Но если у отца не хватило духа во всеуслышанье заявить о своих чувствах к Дарье, то сын при всем классе на уроке истории говорит о своей любви к Наде, и только усугубляет ситуацию. В финале фильма помирившиеся Надя и Сергей с улыбкой вместе смотрят из окна на хлопотливо спешащего к калитке Николая Петровича, которого, по их словам, Дарья позвала на помощь. Счастливый конец, как в сказке. Но каждый из героев проходит довольно тяжелые нравственные испытания, и каждому из героев приходится сделать свой выбор на пути к счастью. Встречаются в фильме и комические, и серьезные моменты, но и те, и другие предлагают зрителю задуматься над вечными вопросами человеческих взаимоотношений. И непреходящей истиной звучат слова мудрого героя фильма, пожилого человека, бывшего учителя истории Ивана Дмитриевича: "Радость не в том, чтоб "нашвырять", а в том, чтоб простить…" (Лырчиков Н.И., 1981, с.13) Незамысловатый сюжет о нашей обычной жизни, из нашей обычной жизни. Этот фильм был удостоен премии фестиваля киностудии им. М.Горького.

Прошло 10лет, другой стала наша страна. Начался перестроечный период. С распадом СССР и крушением КПСС как руководящей силы общества рушится привычный образ жизни, происходит утрата нравственных идеалов, пересмотр жизненных ценностей. Неудачные экономические реформы привели к ухудшению материального положения народа, масса людей оказалась брошенной на выживание.

Эти явления нашли отражение в фильмах Н.И. Лырчикова. В 1992г. вышел на экраны страны фильм "Прощение", в котором показана судьба простого человека, живущего в это жестокое время. Сюжет фильма строится вокруг страшного события: отец продает еще не родившегося ребенка в богатую семью. Трагично складывается судьба всех главных героев: умирает во время родов молодая мама, терзается угрызениями совести Сергей, родной отец, попадает в лечебницу для душевно больных приемная мать, а приемный отец опускается до продажи самогона. Выросший мальчик узнает о тайне своего рождения и прощает всех: и продававших его, и покупавших. На вопрос родного отца: "Как же такое можно простить?" – Слава отвечает: "Иначе нельзя жить. "(Лырчиков Н.И., 1991г., с86)

Перекликается по теме с фильмом "Прощение" и другой вышедший на экраны в этом же 1992г. фильм "Фиктивный брак". Герой кинофильма попадает под влияние своей подруги, авантюристки по натуре. Под ее давлением он соглашается на аферу: чтобы не служить в армии ложится в "психушку". Пережитое и увиденное в больнице потрясло юношу, подорвало его психическое здоровье. А подруга в его отсутствие заключает очередной фиктивный брак с целью завладеть жилплощадью. Главный герой, узнав об этом, выбрасывается в больнице из окна.

Эти фильмы имеют разные сюжеты, но близки по трагизму мироощущения людей, попавших в трудные условия в результате просчетов социальной политики государства.

Николай Лырчиков является автором не только сценариев к фильмам, но и нескольких рассказов, например, "Жил-был у бабушки…", "Щепки", "За кулисами" и другие.

Первый рассказ Н. Лырчикова опубликован в журнале "Юность" в 1982 году. (Приложение 17) Николаю 28 лет. К этому времени он отслужил в армии, окончил ВГИК режиссерский факультет и Высшие сценарные курсы. Этот рассказ называется "Жил-был у бабушки…" Он во многом автобиографичен.

Рассказ "Жил – был у бабушки…" повествует о судьбе маленького мальчика Вани. Живет он в деревне у бабушки и дедушки. "Подкидыш" – дразнят его мальчишки. Многого не понимает малыш: ведь скоро из города приедет мама, и не одна, а с папой, будет знакомство с ним; бабушка и дедушка очень волнуются.

Есть у Вани друг и заступник - Гришка, мамин одноклассник. Однажды Гришка попросил Ваню: "Не называй меня Гришкой, я все-таки старше тебя". "Но тогда как?- удивляется Ваня.- Дядей что ли?" "Да и дядей не надо", - смущается Гришка.

И вот, наконец, приехала мама, а с ней – Максим, мамин муж. И в тот же день Ваня, случайно подслушав разговор мамы и Гришки, узнает, что Гришка и есть его отец. Мальчик решает действовать: он раскрывает Максиму тайну, просит его уехать. Мечта Вани – остаться в деревне с бабушкой, дедушкой, мамой и Гришкой. Но взрослые делают вид, что ничего не случилось. Гришка, услышав от Вани - "папка", настаивает, чтобы он уехал с матерью в город, Максим делает вид, что ничего не знает. А Ваня не понимает взрослых: "ведь все могло быть "правильно", а получилось "неправильно" (Лырчиков Н.И.,1982, с44). За какими-то своими житейскими проблемами взрослые не увидели или не захотели увидеть, как рушится мир маленького человечка, как страдает его маленькое сердце. И опять на суд теперь уже читателей представлена обыкновенная житейская история, каких много. И опять автор предлагает задуматься над нашей такой простой и непростой жизнью.

А творческие планы Николая Лырчикова все же связывались не с литературой. Была у него и его жены, Елены Махониной (Приложение 18), мечта – открыть свой театр. Реализация мечты совпала с трагическим моментом в истории нашего государства. После заявления Б.Н.Ельцина о прекращении полномочий народных депутатов и Верховного Совета, часть депутатов отказалась сложить свои полномочия. Ситуация в центре Москвы накалилась. Решающие события развернулись 3-4 октября 1993года. Тысячи демонстрантов, выступивших в защиту Верховного Совета, смяли милицейские кордоны в центре Москвы. Им удалось занять здание московской мэрии, после чего они предприняли попытки овладеть телецентром Останкино. "Белый дом" был расстрелян из танков. В Москве было введено чрезвычайное положение. В эти дни в Москве происходили страшные события, все перепуталось, но один человек точно знал, чего он хочет. Этого человека зовут Елена Махонина. 4октября она шла через милицейские заслоны, говоря омоновцам: "Знаете что, господа, вы тут ерундой занимаетесь, а меня важные дела ждут. Я иду регистрировать театр и прошу мне не мешать". Милиционеры спрашивали о ее здоровье, не контужена ли она. Пытались отговорить, уверяя, что мэрия разбита, и что это настоящее безумие - идти в официально не работающую мэрию. Но в мэрию Елена попала, прорвалась-таки в те воистину грозные октябрьские дни, зарегистрировала театр с названием "МЕЛ" и получила заветные бумаги с необходимыми подписями и солидными печатями, которые подтверждали существование театра. Оставалось совсем чуть- чуть, театр официально существует - осталось только его создать. (Лырчиков Н.И.,2001, с3)

А чтобы создать театр нужно много денег, а где их взять? Можно было искать богатых спонсоров, можно было бегать по кабинетам, выпрашивая, унижаясь, добиваться помещения, определенных сумм для развития. Но Елена Махонина поступила иначе: она пришла в обычную среднюю школу №962 и там, в типовом актовом зале, начала заниматься с обычными школьниками. А пожелавших учиться актерскому мастерству оказалось много - 96 человек. Этакая орда, которая стремится что-то делать, и обязательно интересное. Первое, чем Елена Махонина смогла зажечь интерес в детях - это был спектакль "Муха-Цокотуха" по сказке К.Чуковского. И какое это было зрелище: очаровательная Цокотушка, приветливая Бабушка – Пчела! Как кувыркался Комар, желая, понравится Мухе! Как убедительно страшно выглядели пауки, танцующие реп! Это была история о том, как очаровательные, добрые, умные, веселые и дружные букашки (дети в светлой мешковине) победили отвратительных, ужасных пауков (дети в темной мешковине). И зрители громкими овациями приветствовали эту победу. А за одно и победу Е. Махониной. Ведь она доказала, что театр существует, действует и способен ставить спектакли. (Лырчиков Н.И., 2001г, с3.)

После нескольких детских спектаклей ("Приключения Маши в лесу" на английском языке по мотивам сказки Ш.Перро "Красная шапочка", "Ревизор" Н.Гоголя, "Снежная королева" Е.Шварца) театр заметили профессиональные критики, появились вдумчивые, доброжелательные статьи. Необходимо было делать большой, "взрослый" спектакль, который бы подтвердил право новорожденного театра на существование. Выбор пал на "Медею" – античную трагедию в оригинальной интерпретации Жана Ануя. Это, по существу, моноспектакль. Полтора часа актриса, играющая Медею, любит, ненавидит, страдает и борется. Играла заглавную роль сама Елена Махонина. Этот спектакль был поставлен в 1994 году в Москве, и в этом же году игрался в рамках международного театрального фестиваля в Эдинбурге. Равнодушных, скучающих, безучастных зрителей ни в Москве, ни в Эдинбурге не было.

В 1995 году, именно после Эдинбурга, театр "МЕЛ" получил, наконец, помещение. Обрел крышу. Театру помог в этом глава управы московского района "Отрадное" Анатолий Баннов. (Лырчиков Н.И., 2001, с5)

Прежде в этом здании по улице Декабристов, дом 2, корпус 2 располагался подростковый клуб "Декабрист". Это было старое, обшарпанное здание, в котором располагалось несколько кружков: изостудия, кружок планеристов, кружок кройки и шитья, фотокружок. В нем протекали потолки, всюду валялся мусор, но, несмотря на плачевное состояние помещения, Е.Махонина с энтузиазмом взялась за трудную работу превращения захламленного клуба в настоящий театр, где и актерам, и зрителям будет удобно и хорошо. Переделали зрительный зал, спроектировали и построили сцену, свето – звукорубку, гардероб. Главным и непререкаемым руководителем был все-таки Анатолий Дмитриевич, отец Е. Махониной, мастер–краснодеревщик высочайшего класса. Ребята – актеры, режиссер Н. Лырчиков, художник А. Галкин были лишь на подхвате у Анатолия Дмитриевича. Валентина Александровна, мама худрука, стала настоящим вдохновителем, она – своеобразный символ и талисман театра. И если любой другой театр начинается с вешалки, то театр "МЕЛ" начинается с буфета, где и сейчас трудится Валентина Александровна. (Приложение 19-20)

После нескольких месяцев трудной, но удивительно радостной работы театр приобрел свой нынешний вид. Районная управа, помогавшая театру, приобрела и установила профессиональное световое и музыкальное оборудование. В декабре первые зрители переступили порог театра-студии "МЕЛ"…

И вот уже несколько сезонов театр "МЕЛ" живет и работает "под крышей дома своего". Жизнь кипит в нем не только ежедневно, но и почти круглосуточно. Репетиции, прогоны, спектакли. Пошив костюмов, изготовление декораций, запись музыки, установка света. И вновь – репетиции, прогоны, спектакли. Но, конечно, главное в театре "МЕЛ", как и в любом репертуарном театре – вечерние спектакли. Это лицо театра, его "я", его суть.

И сегодняшний репертуар театра включает такие спектакли, как:

"Медея" в трактовке Жана Ануя;

"Месяц в деревне" по пьесе И.Тургенева;

"Морозко" по мотивам русской народной сказки;

"Конек-Горбунок" по сказке И.Ершова;

"Цилиндр" Эдуардо де Филиппо;

"Кот в сапогах" Шарля Перро;

"Столичные любовники" Владимира Соллогуба;

"Королевство кривых зеркал" В.Губарева;

"Андрей – стрелок" по мотивам русской народной сказки;

"Чайка" Антона Павловича Чехова;

"Тихое помешательство" Аркадия Аверченко;

и другие.

Театр еще молод, его "я" не сформировалось окончательно; он ищет, размышляет, экспериментирует и уверен в своем будущем. Театр "МЕЛ" – это, прежде всего, его создатель и руководитель Елена Махонина, это хорошие, серьезные актеры, работающие вместе с ней, это драматурги и режиссеры, которые приходят со своими идеями, это люди, влюбленные в театр вообще и в театр "МЕЛ" в частности. А еще театр "МЕЛ" – это более сотни прекрасных, действительно одаренных детей, которые приходят сюда учиться актерской профессии. Некоторые, поучившись, уже упорхнули из гнезда - поступили в театральные вузы. Остальные, не став актерами, получили бесценные уроки вдохновения и творчества, что, конечно, пригодится им во "взрослой" жизни.

Особой гордостью супругов является детская студия "МЕЛ – ю – зга". (Приложение 21-24) Детские актерские студии – неотъемлемая и очень важная часть театра "МЕЛ". Руководители театра поставили перед собой задачу: давать детям твердые, серьезные навыки актерского мастерства. Вокал, пластика и основы сценического общения - эта та база, без которой невозможен профессиональный артист. Именно эти дисциплины и изучают ребята в детских студиях. Те из них, кто от природы одарен актерскими способностями, получают все необходимое, чтобы поступить в театральный ВУЗ. Но и для остальных знания – не пустая трата времени. Человек, приобщившийся к театру, становится духовно богаче, нравственно тверже, и просто по–человечески содержательнее. (Махонина Е.А.,2001,с20)

Педагоги, занимающиеся с детьми в студиях – профессиональные, классные специалисты. Но важнее всего, пожалуй, выступления детей на публике. Каждый из ребят-студийцев непременно, несколько раз в год выходит на сцену. Это и отчетные концерты, и "Семейные лотереи", и выступления на тематических вечерах и мероприятиях. Некоторые студийные спектакли включены в репертуар и регулярно играются наравне с профессиональными. Это "Русалочка" А.С.Пушкина, "Летучий корабль" Г.Гладкова, "Вредные советы" по мотивам озорного и умного произведения Г. Остера. Дети заняты и во многих профессиональных спектаклях, например, в сказке "Буратино". По мере развития театра будет развиваться, изменяться, совершенствоваться, и работа в детских студиях. Но то, что студии сохранятся – безусловно. И то, что многие воспитанники этих студий в недалеком будущем громко заявят о себе в искусстве – тоже не вызывает сомнений.

В репертуаре детских студий такие спектакли:

"Муха-Цокотуха" по сказке К.Чуковского;

"Снежная королева" Е.Шварца;

"Летучий корабль" Г.Гладкова;

"Русалочка" А.С.Пушкина;

"Вредные советы" Г. Остера;

"Буратино" А.Толстого;

и другие.

А также спектакль на английском языке "Приключения Маши в лесу" по мотивам сказки Шарля Перро "Красная Шапочка" и "Ревизор" Н.В.Гоголя. В детской студии "Мел – ю – зга" занимается и сын режиссера Ваня.

Сегодняшняя творческая деятельность Николая Ильича Лырчикова связана с театром "МЕЛ". Это его детище. Здесь Николай Лырчиков выступает и в роли режиссера, и в роли сценариста, и в роли драматурга.

Жизнь в стране меняется. Формируются условия перехода к рынку. Начало перехода к рынку поставило в особо тяжелые условия именно тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен,- интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Особо противоречивые процессы протекали в сфере культуры. С одной стороны, деятели отечественной литературы, искусства получили то, за что они активно боролись – свободу творчества, ликвидацию партийного контроля, цензуры. Но, с другой стороны, последовало резкое падение общекультурного уровня населения. Многие деятели культуры с целью элементарного выживания устремились зарабатывать деньги, оставив традиционное ремесло, прекратив творческую деятельность. "Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и тем, что вместе с поистине выдающимися произведениями мировой культуры в страну хлынул еще более мощный поток низкопробных поделок, не способствующий формированию вкуса и высоких нравственных качеств молодежи. Это, в свою очередь, привело и к либерализации нравов, размыванию многих черт традиционной для россиян морали. В немалой степени все это способствовало росту преступности и падению нравов. (Данилов А.А., 2001, с327)

Одним из последних произведений Лырчикова Н.И. является пьеса "Питтсбург – Петербург, или Балерина с молотком". Написана она в жанре трагического шоу. Начало пьесы не предвещает никакой страшной развязки. В квартиру одинокой женщины проникает квартирный вор. Он долго ее выслеживает – из квартиры никто не выходит, и там никогда не горит свет. Лиза, хозяйка квартиры, зарабатывает на пропитание тем, что вяжет свитера, продукты ей приносит тетушка. Красть в квартире нечего; Лиза и мужчина ведут разговоры, к ним присоединяется Сергей, ныне покойный муж Лизы, который разговаривает с ней, когда находятся наедине, и неслышим, когда присутствует мужчина.

В ходе действия раскрывается глубокая трагедия этой семьи. Лиза – балерина, Сергей - музыкант. Лиза танцует "Цыганочку" в ресторане и ждет большой, настоящей роли, ждет, когда Сергей напишет для нее музыку танцевального шоу, но у него не выходит ничего. Большая любовь переходит в раздражение, а затем в ненависть. Лиза уезжает в Сибирь к любящему ее бывшему однокласснику. Через некоторое время она возвращается к Сергею, чтобы развестись, но находит его в ужасном состоянии, жалеет его и остается. Неудовлетворенность, невозможность реализовать себя порождает в душе Лизы безысходность; она чувствует, что теряет профессиональные навыки. Виновником происходящего она считает Сергея и в порыве ненависти убивает мужа ударом молотка по голове. Пройдя суд и лечение, она не может отделаться от чувства присутствия мужа в своей квартире. И вот появляется в ее жизни мужчина, очень богатый, хотя приходит в ее дом квартирным вором. Но он "ищет Лизу, ищет сердцем – потому что ему пересадили врачи сердце Сергея". (Лырчиков Н.И., 2001, с.82) Развязка пьесы трагична – Лиза убивает мужчину и себя, зная, как связаны между собой она, Сергей и мужчина. Она уверена, что именно таким должен быть финал их шоу – гибель от удара молотком и расположенные рядом могилы.

И в этой пьесе Николай Лырчиков остается верен теме человеческих семейных взаимоотношений. Перед взором читателя предстают две творческие личности, связанные узами брака. А к проблемам бытовым, к проблемам супружеских отношений добавляются проблемы нереализованного творческого потенциала личности.

В общем-то, взаимоотношения людей – главная направленность творчества Н.И.Лырчикова. Проблемы отцов и детей, проблемы семьи поднимаются и раскрываются на страницах его литературных и режиссерских произведений.

III Заключение.


В настоящей работе сделана попытка анализа творчества режиссера, писателя, публициста Николая Ильича Лырчикова, нашего земляка.

Так уж получилось, что после смерти родителей Николай Ильич очень редко приезжал в Рогозиху. Связь с родными, школой на некоторое время оборвалась, и о творчестве Николая Ильича в последние 10-15 лет на его родине практически никто не знал. Работая над докладом, мы эту связь восстановили.

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что за это время состоялось общение с известным земляком. Это была переписка, беседы по телефону. Н.И. Лырчиков передал нам некоторые материалы, связанные с его творчеством. Это сценарии фильмов, видеокассета с фильмом и фотографии из своего личного архива. И теперь собранный нами материал хранится в Музее истории Павловского района и районной библиотеке. Это наш небольшой вклад в популяризацию творчества нашего земляка. И теперь каждый желающий имеет возможность познакомиться с биографией и творчеством Н. Лырчикова. Материал может быть использован в школах на внеклассных мероприятиях и на уроках.

Что дала мне работа над этой темой? Во-первых, знакомство с талантливым человеком, чей жизненный путь может служить примером для подражания. Вызывает восхищение его сила воли и настойчивость в осуществлении своей мечты, что дано не каждому. Во-вторых, в ходе исследовательской работы возник интерес не только к творчеству Лырчикова Н.И., но и к киноискусству вообще. Как хорошо, что в этом мире "мыльных опер" и насилия на экране, есть фильмы, которые заставляют человека думать, сопереживать, оценивать свои поступки, стремиться стать лучше. В-третьих, данное исследование способствовало развитию умений и навыков работы с историческими источниками.

В 2005г. Н.И. Лырчиков побывал на Алтае (Приложение 24), на родине Шукшина В.М. присутствовал на Шукшинских чтениях (Приложение 25). В Павловске (Приложение 26) посетил редакцию газеты "Новая жизнь", встретился с главой администрации Павловского района Золоторевым Н.И (Приложение 27). Приезжал Н.И. Лырчиков и в Рогозиху. Но визит его был очень недолгим.

Данное небольшое исследование, надеюсь, еще не окончено. Николай Ильич летом этого года собирается посетить свою Малую родину. Обещает привезти свои фильмы, сценарии, и тогда появится возможность дальнейшего исследования.
Список исторических источников и литературы, использованных в работе.

1 Лырчиков Н.И. "Жил – был у бабушки…" // Журнал "Юность" №5 1982г. с40-45

2 Лырчиков Н.И. "Питсбург – Петербург, или Балерина с молотком" // Журнал "Театральные новости" №1 2001 с70-83

3 Лырчиков Н.И. "За кулисами" //Журнал "Театральные новости" №1 2001г. с38-46

4 Лырчиков Н.И. "Мел-о-мания" //Журнал "Театральные новости" №1 2001 с2-6

5 Лырчиков Н.И. "Мы жили по соседству". Киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Москва 1981г. 79с Музей истории Павловского района. Основной фонд №2331

6 Лырчиков Н.И. "Ничей". Киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Москва 1987г. 96с Музей истории Павловского района. Основной фонд №2339

7 Лырчиков Н.И. "Прощение". Киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Москва 1992г. 103с Музей истории Павловского района. Основной фонд №2337

8 Лырчиков Н.И. "Еще люблю, еще надеюсь". Киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Москва 1985г. 87с Музей истории Павловского района. Основной фонд №2336

9 Головачева Н.Л. 1954г. рождения, с Павловск Павловского р-на. Воспоминания. Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №218

10 Михеева Т.А. 1954г. рождения, г. Барнаул. Воспоминания. Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №217

11 Плотникова М.В. 1936г. рождения, с Рогозиха Павловского р-на. Воспоминания. Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №215

12 Чурилова Н.К. 1954г. рождения, с Елунино Павловского р-на. Воспоминания. Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №216

13 Ермаш Ф. "Кино – неотъемлемая часть художественной культуры народа" // Экран, Москва, "Искусство" 1983г. с8-24

14 Данилов А. Учебное пособие 9 класс Москва "Просвещение" 2001г. с327

15 Зайцев А. "Мы жили по соседству"//Газета "Новая жизнь" №31 2005г 30 июля

16 Киноанонс //Газета "Алтайская правда" №234 1982г. 22 августа

17 Махонина Е. "Детские студии театра "МЕЛ" //Журнал "Театральные новости" №1 2001 с8-20.



Приложение

Приложение 1 фото Н. Лырчиков в родном селе. 1983г. Семейный архив Сухановой В.В.

Приложение 2 фото Н. Лырчиков с родителями 1983г. Семейный архив Сухановой В.В.

Приложение 3-4 фото Лырчиков с одноклассниками. "Ровесники, ровесницы". Семейный архив Головачевой Н.А.

Приложение 5 фото Н. Лырчиков в 9 классе. Классная фотография. Семейный архив Головачевой Н.А.

Приложение 6 фото Н. Лырчиков на линейке, посвященной последнему звонку. Семейный архив Головачевой Н.А.

Приложение 7 фото Лагунина О.Г., почтальон. Семейный архив Ждановой П.Г.

Приложение 8 фото Дзиган Е.Л., руководитель творческой мастерской, с Лырчиковым Москва 1971г. Музей истории Павловского района фонд №2339

Приложение 9 фото Н. Лырчиков Служба в армии 1973г. Семейный архив Сухановой В.В.

Приложение 10 фото Н. Лырчиков с сестрой Любой 1973г. Семейный архив Сухановой В.В.

Приложение 11фото Съемочная группа фильма "Мы жили по соседству". Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №111

Приложение 12 фото Команда "Мотор". Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №112

Приложение 13 фото Исполнители ролей семьи Летовых в фильме "Мы жили по соседству". Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №113-114

Приложение 14 фото А. Мартынов и В. Васильева. На съемках фильма "Мы жили по соседству" Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №115-116

Приложение 15 фото Рабочий момент съемок фильма "Мы жили по соседству" Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №117-118

Приложение 16 фото Извечный русский вопрос "Что делать?" Музей истории с Рогозихи. Основной фонд №119

Приложение 17 фото Рассказ "Жил – был у бабушки…" // Журнал "Юность" 1982г №5 с40

Приложение 18 фото Е.Махонина // Журнал "Театральные новости" №1 2001г с15

Приложение 19 фото Родители Е. Махониной // Журнал "Театральные новости" №1 2001г с19

Приложение 20 фото Друзья и спонсоры // Журнал "Театральные новости" №1 2001г с18

Приложение 21 фото Детская студия "Мел-ю-зга" // Журнал "Театральные новости" №1 2001г с27

Приложение 22 фото Детский спектакль "Семейная лотерея" // Журнал "Театральные новости" №1 2001г с24

Приложение 23 фото Детский спектакль "Летучий корабль" // Журнал "Театральные новости" №1 2001г с21-22

Приложение 24 фото Лырчиков Н.И. на Алтае Музей истории Павловского района. Основной фонд №2340/1, №2340/2

Приложение 25 фото Июль 2005г Шукшинские чтения Музей истории Павловского района. Основной фонд №2340/3, №2340/4

Приложение 26 фото Зайцев А. "Мы жили по соседству"//Газета "Новая жизнь" №31 2005г 30 июля



Приложение 27 фото Н.И. Лырчиков и Н.И. Золотарев // Газета "Новая жизнь" №31 2005г 30 июля






Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет