Право в собственном понимании это не юридическая, а социальная категория. Речь идет о праве народа на суверенитет, на свое политическое, экономическое и культурное самоопределение, на право отдельного человека самостоятельно определять свое место в обществе (Кочетыгова Н.И. Правовой обычай как источник права России (на примере этнического правового обычая). М., 2007 )
Жеті Жарғы - свод законов хана Тауке В истории казахского права ханского периода (XV-XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жеті жарғы» («Семь уложений»). По казахским преданиям творцом «Жеті жарғы» принято называть хана Тауке. По одной версии он собрал для совета трех биев – Толе би, Казбек би, Айтеке би – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. По другой версии, Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и они соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи, названные «Жеті жарғы». Создание этого документа относится к последней четверти XVII столетия.
Время правления Тауке хана приходится на один из самых трудных периодов истории казахского народа. На западе ханства шла война с Аштарханидами за господство над присырдарьинскими городами, на юго-востоке продолжалась изнурительная борьба с джунгарами из-за обладания семиреченскими кочевьями. По мере распространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахи потеряли к 70-м годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье и на северо-востоке страны. Это вызвало внутренние неурядицы, и, прежде всего, борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшая междоусобица вела к нарушению традиционных обычаев, права, подрыву норм общественной и государственной жизни. Для того чтобы мобилизовать все силы для общей обороны от сильного внешнего врага, необходимо было законодательно урегулировать расшатавшиеся общественные устои. Кроме того, при создании «Жеті жарғы» важным, определяющим сам его характер оказалось стремление приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского общества, узаконив лишь те из них, которые соответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и выгодные ей правила.
«Жеті жарғы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. «Жеті жарғы» включал в себя следующие основные разделы:
1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.