162
Л.П. СИДОРЕНКО
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры истории и философии
Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
Сверхчеловеческое: по Ф. Ницше
Р
усский серебряный век вобрал в себя комбинацию фи-
лософских идей о человеке будущего и занялся строительст-
вом «высокого и далекого» как прожекта по самосовершенст-
вованию того, что является земным и непрезентабельным –
человеком, чтобы преобразить его несовершенное естество,
опираясь на идею Ф. Ницше. Возможно, что именно концеп-
ция Ф. Ницше оказалась наиболее приемлемой, а философ
одним из самых оригинальных,
который пытался интерпре-
тировать образ человека и его некоторый идеал – нового че-
ловека со сверхспособностями – сверхчеловека, который во-
левым образом становится на вершину пьедестала – выше,
чем самое земное и высшее существо – человек. Если рас-
сматривать развитие философии с точки зрения диалектики
1
,
с точки зрения гегелевских триад, то вполне закономерно, что
философия эпохи Возрождения с ее антропоцентризмом
явилась стадией отрицания предыдущих эпох, начиная от
философия Античности с ее трансцендентным космосоцент-
ризмом, а в Новейшую историю с
ее переходом в эксцент-
ризм и «рождением» в центре цивилизации сверхсущества.
Создатель необыкновенных по форме и по идейным со-
ображениям сочинений Ф. Ницше представляется как фило-
соф новейшей из новейших историй, а его философия ка-
жется пронизанной глубоким проникновением в сущность че-
ловека, в
его сознание, что способствовало тому, чтобы отк-
рыть для непосвященного путь к новым свершениям. Сочи-
нения Ф. Ницше связаны с возможностью опрокинуть устояв-
шийся порядок вещей, пройти высшую точку уникального, осо-
бенного, сакрального бытия человека и человечества и взле-
теть на невиданную высоту. В первооснове сочинений этого
писателя находится экзистенциальный подход к интерпре-
Сидоренко Людмила Павловна, e-mail: milabelokon@yandex.ru
1
Мамедова Н.М
. Социальная философия. М., 2011.
163
тации
основ бытия
1
. Ницше как представитель иррациона-
лизма и волюнтаризма, основоположник философии жизни
одним из первых в Европе совершил поворот философской
мысли от классической философии к неклассической.
У Ницше в интерпретации
бытия возникает картина су-
щего в его действительном проявлении. Он использует кан-
товское положение – наличное бытие: то, что дается в опы-
те, то, что существует как нечто, эмпирически представлен-
ное. Если использовать хайдеггеровскую формулировку –
то это «вот-бытие» (
dasein)
. Но часто его рассуждения
представлены довольно неопределенно, расплывчато, не-
четко. Это не явилось каким-то случайным эпизодическим
недосмотром Ницше. Ведь понятие «сущего»
писатель не
признавал, для него оно – фикция. Жизнь создаёт иллюзию
сущего, считает он, поэтому предлагает такое понимание:
«Коль скоро человек философ, он не разбирает, как и во
все
времена философы, ни минувшего, ни грядущего – он
видит лишь сущее. Но так как никакого сущего нет, то
«миром» философа остается лишь воображаемое»
2
.
Кажется, что немецкий писатель встает на путь софис-
тики, где истина у него только своя, но, в
конце концов,
выявляется, что истина одновременно становится не толь-
ко своей: она исторически становится тем, в чём находят
себя и своё бытие. Она является самим бытием,
которое
интерпретируется у него волей к власти, так как бытие