Периодизация развития системы хореографического образования



Дата25.05.2023
өлшемі17,93 Kb.
#177719
Байланысты:
Казак балет мектебы пед.дамуы


Сегодня в условиях происходящего обновления казахстанского общества, в современных условиях перестройки системы подготовки специалистов-хореографов в вузах следует решить вопросы всестороннего исследования, обобщения и анализа исторического опыта отечественной системы обучения балетному искусству. Цель статьи – разработка периодизации развития системы хореографического образования Казахстана.
Периодизация развития системы хореографического образования Создание системы хореографического образования в Казахстане началось в 20-е годы ХХ века, когда была создана Казахская АССР и начаты преобразования в развитии системы профессиональной подготовки кадров. В республику стали приезжать специалисты в области балетного искусства из Москвы. В то время в России искусство танца находилось на мировом уровне развития и существовала система обучения балету. Благодаря образовательной политике Советского государства русские хореографы в Казахстане стали создавать первые школы с танцевальным уклоном [1, c. 44]. Историю хореографического образования Казахстана можно условно разделить на 4 этапа: возникновение, становление, развитие, дальнейшее совершенствование.
1-й этап – начало 20-х годов ХХ века – 1934 г. В это время появляются первые танцевальные коллективы, исполнявшие народные танцы. Как такового обучения хореографическому мастерству еще не было, все движения разучивались путем наглядного показа: учитель танцевал – ученик запоминал. В целом система хореографического образования пока не сформировалась, на первом плане была задача не изучать танцевальные элементы, а заучивать последовательность движений. Но уже в этот период появляются талантливые танцовщики, которые сделали самое главное для того времени: они смогли собрать и зафиксировать, описать народные танцы, которые затем послужили основой для создания и творческого развития первых национальных коллективов народных фольклорных танцев. 2-й этап начался в 1934 году, когда было создано балетное отделение музыкально-хореографической школы. Оно было создано в 1934 г. на базе детского дома №13 г. Алма-Аты под руководством Александра Артемьевича Александрова (Мартиросянца). В 1937 г. в Казахстан приехал Александр Владимирович Селезнев. Именно с его творчеством связано начало построения классической системы обучения балетному мастерству в Казахстане [2, с. 1]. В это время в хореографической школе занятия велись не только профессионально, но и методически выстроено и правильно. Появились разработки основных правил, которые позднее составили основу отечественной системы хореографического образования. К ним, прежде всего, можно отнести следующие: 1. Физические нагрузки стали распределять с учетом возрастных особенностей учеников, что давало возможность детям максимально реализовывать свои природные данные. 2. В обучение стали вводить специальные дисциплины, заимствованные из учебной системы русских хореографических школ Москвы и Ленинграда: классический танец, народный танец, дуэт [3, c. 80]. 3. Не только обучали хореографии, но и развивали общий культурный уровень путем изучения музыки, различных видов искусств. Дети играли на фортепиано, знали творчество великих художников, умели сами делать декорации, шить сценические костюмы. 4. Появилась новая учебная дисциплина, как «актерское мастерство», которая давала знания о поведении на сцене, учила общению с партнерами, помогала раскрывать характер персонажа. Благодаря вкладу А. Селезнева Казахстан получил возможность воспитывать первые национальные кадры для профессионального балета. Большой вклад в становление системы хореографического образования в Казахстане внесла великая русская балерина Галина Уланова. Как многие деятели искусства, она во время Великой Отечественной войны, в 1941-1945 годы, работала в Казахстане. В этот период она не только танцевала на сцене балетного театра, но и обучала казахских детей искусству танца, помогая выйти на более высокий уровень профессионализма [4, c. 135]. Что нового внесла Г. Уланова в становление казахской национальной хореографии? 1. Она помогла развить творчество многих казахских танцовщиков, которые в дальнейшем составили славу отечественного балетного искусства. 2. Балетный репертуар обогатился новыми образцами мирового хореографического искусства. 3. Ученики казахской балетной школы научились навыкам и приемам точного исполнения балетных движений, тем самым стали более творчески подходить к изучению балетных партий.
Однако на данном этапе общая методика обучения балету еще не была выработана. 3-й этап развития хореографического образования в Казахстане начался в 50-е годы ХХ века. В это время молодые казахстанские хореографы, получившие педагогическое образование в Москве, впервые объединили все накопленные теоретические и практические навыки в обучении балетному мастерству, и в Казахстане была создана национальная система хореографического образования. В этот период на первый план выходят такие задачи, как изучение казахского танцевального наследия, дальнейшее развитие классического балетного искусства, создание профессиональных коллективов народного танца. Заметную роль в жизни балетной школы – хореографического училища – сыграла Народная артистка КазССР Шара Жиенкулова. В целях удовлетворения профессиональными кадрами ансамблей народного танца ею было организовано народное отделение с 4-годичным обучением. Ш. Жиенкулова подняла на высокий уровень преподавание и изучение школы казахского танца, создала методику преподавания этой дисциплины [5]. В 80-90-е годы ХХ в. была создана Высшая школа хореографии (ныне факультет «хореографии» Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова) по подготовке высококвалифицированных педагогов-хореографов и балетмейстеров. Таким образом, хореографическое обучение стало многоплановым, появилась структура образовательной системы по хореографии и балетному искусству. Можно выделить несколько ступеней обучения хореографическому искусству. 1. Начальная ступень хореографического образования – кружки художественной самодеятельности, детские танцевальные коллективы. Здесь не было профессионального балетного обучения, обязательных учебных дисциплин хореографического цикла, таких, как классический, дуэтный танец. Детям давали основы танцевальной культуры, их учили исполнению различных танцев. Ограничений по физическим и другим признакам не было. 2. Профессиональные хореографические учи - лища. В эти учебные заведения не мог поступить ребенок без определенной совокупности умений и навыков, а только при наличии специальных данных, как танцевальных, так и физических (наличие координации, определенного строения тела, веса, и т.д.). Здесь уже детей обучали по специальной методике, предполагавшей не только доскональное изучение всего комплекса хореографических дисциплин, но и общего культурного развития. По окончании такого хореографического училища выпускники получали специальность «артист балета» и могли танцевать ведущие партии в классических балетных спектаклях. 3. Кроме классического балетного репертуара, в Казахстане в этот период появились первые профессиональные коллективы народного танца. Для них требовались грамотные, хорошо обученные танцовщики. Их тоже нужно было где-то обучать. Поэтому в хореографическом училище впервые появились специальное отделение, куда отбирали детей, у которых более ярко были проявлены способности к исполнению именно народных танцев. Здесь изучали такие же хореографические дисциплины, как и в классическом отделении, но в более общем плане, без обучения искусству «пуантов» и с большим уклоном овладения культурой народного танцевального искусства. В данный период большое значение в казахстанской системе обучения балету стали уделять таким педагогическим принципам, как связь процесса обучения с практической деятельностью. Это выразилось в том, что дети, будучи еще учениками хореографического училища, уже имели возможность танцевать на профессиональной сцене, участвуя в спектаклях классического балетного репертуара. Также они могли давать концерты в школах и детских учреждениях, тем самым пропагандируя танцевальное искусство. Кроме того, появились новые методы изучения хореографических произведений, такие, как просмотр видеозаписей с конкурсными выступлениями зарубежных танцовщиков. Такой возможности раньше в Казахстане не было.
4-й этап хореографического образования в Казахстане – этап дальнейшего совершенствования – начался в 90-е годы ХХ века и продолжается в настоящее время. Сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что казахстанская балетная школа существует, она достигла больших высот, встав вровень со многими мировыми хореографическими школами. Доказательством этому служит творчество многих талантливых казахских танцовщиков, успешно работающих во всех ведущих балетных труппах мира, в том числе труппах Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др. На сегодняшний день хореографическое образование в Казахстане имеет четкую систему, представляющую собой совокупность педагогических знаний, умений, навыков, компетенций в основе которых лежит комплексный подход к профессиональному обучению балетному мастерству. В этот комплекс входит: 1. Доступность обучения и разделение по возрастным группам. 2. Воспитывающий характер обучения, связь с жизнью. 3. Систематичность обучения путем разделения учебного процесса на основные предметы балетного цикла. 4. Разнообразие форм теоретического и практического усвоения учебного материала, где на первый план выдвигается совместная деятельность учителя и ученика, в процессе которой каждый из них вносит свои творческие предложения. 5. Популярные в последнее время такие методы обучения, как исследовательские и проблемно-поисковые, когда будущих хореографов учат не только исполнительскому мастерству, но и умению находить новые способы обучения молодых танцовщиков, использовать современные инновационные технологии для достижения наилучших результатов в деле воспитания балетных мастеров. Процесс совершенствования хореографического образования в Казахстане еще не закончен, он постоянно совершенствуется. Для более успешного его развития необходимо наличие множества факторов, основными из которых можно считать следующие: – решение вопросов изучения творческого наследия выдающихся отечественных хореографов; – умение применять на практике полученные теоретические знания; – использование методов и принципов обучения балетному мастерству в комплексе, с учетом новых, современных стилей и направлений в хореографии; – осуществление популяризацию народных танцев, но в то же время учитывать тенденции развития мирового балета. Только такой комплексный подход позволит решить проблемы хореографического образования в Казахстане и обеспечит дальнейшее раз-витие отечественного танцевального искусства. Кроме того, это поможет воспитать хореографов XXI века.

Достарыңызбен бөлісу:




©engime.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет