Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет
Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ
1. На заседании кафедры онтологии декан философского факультета
и теории познания ______________ Ю.Н.Солонин
протокол от ____________ № ____
Заведующий кафедрой
_______________Б.И. Липский
2. На заседании методической
комиссии философского факультета
протокол от ______ № ____
Председатель методической комиссии
______________ В.М. Дианова
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф - "Онтология и теория познания"i
специальность (направление) – 030101
Авторы (составители)
профессор, докт. филос. наук Б.И. Липский
профессор, докт. филос. наук С.С. Гусев
Рецензенты:
профессор, докт.филос. наук Ю.М. Шилков
профессор, докт. филос. наук В.В. Савчук
Санкт-Петербург 2006 г.
Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины: Обучение студентов фундаментальным основам философского знания; формирование у них доказательного, логического мышления; подготовка к восприятию других философских дисциплин.
1.2. Задачи курса: Изучение основных онтологических концепций; развитие навыков самостоятельного исследования онтологических и теоретико-познавательных проблем; обеспечение концептуальной и методологической базы для подготовки специалистов, как в области систематической философии, так и в иных областях философского знания.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина «Онтология и теория познания» является базовой в подготовке профессионального философа и служит основой для изучения других философских дисциплин.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины ОПД.Ф - "Онтология и теория познания"
знать классические и современные онтологические и гносеологические концепции, свободно ориентироваться в философской литературе по проблемам онтологии.
владеть содержанием дисциплины "Онтология и теория познания" и иметь достаточно полное представление о возможностях применения его разделов в различных областях философии;
понимать специфику философского знания, уметь вычленять и исследовать онтологическую и гносеологическую проблематику, владеть основными методами и категориальным аппаратом философского анализа;
Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Всего аудиторных занятий
|
200 часов
|
из них: - лекций
|
100 часов
|
- практические занятия
|
100 часов
|
Самостоятельная работа ст-та (в т. ч. на курс. работу по дисциплине)
|
099 часов
|
Итого (трудоемкость дисциплины)
|
299 часов
|
Изучение дисциплины по семестрам:
1 семестр: лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч.,
контрольные работы; экзамен;
2 семестр: лекции - 32 ч., практические занятия - 32 ч.,
контрольные работы; реферат, экзамен;
3 семестр: лекции – 34 ч., практические занятия – 34 ч.,
контрольные работы; экзамен;
3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
1-й семестр
Тема 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (2 ч.)
Мировоззрение: исторические типы, формы и функции. Мировоззрение, целеполагание, ориентация. Структура мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Природа, структура, функции мифа. Мифологии древние и современные. Религиозное мировоззрение и исторические формы религии. Происхождение философии; ее отношение к мифу и религии. Мифологическая, религиозная и философская "модели" мира. Философский и религиозный монизм (дуализм, плюрализм).
Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Философское знание и "философская вера". Философская рефлексия. Философия природы и философия духа. Проблема воли и власти в философии.
Философия в системе культуры. Природа и специфика философских проблем. Философия Востока и философия Запада: общее и особенное в проблематике и ориентациях. Дисциплинарная структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОД (4 ч.)
Исторические формы философствования. История и теория философского знания. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания. Рационализм и иррационализм.. Классический и неклассический идеалы рациональности. Философия: "строгая наука" или "акт жизни".
Методологические функции философии. Философия и логика. Притязания разума. Умозрение и эмпирический опыт. Философия и естествознание.. Философия и гуманитарное знание. Диалектический метод и его исторические формы. Герменевтический метод в философии. Трансцендентально-феноменологический метод. Деструкция и деконструкция как специфические техники философского анализа.
Язык философии. Жанры и стили философской литературы. Осуществление философии: философия как "искусство жизни". Философия - идеология - политика.. Философия в ситуациях постиндустриального и посттоталитарного общества.
Тема 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ (8 ч..)
Онтология и гносеология. Бытие как предмет онтологии. Открытие "бытия": бытие, небытие, становление. Метафизическое и физическое понимание бытия. Бытие истины и истина бытия. Бытие как онтологический абсолют. Доказательства бытия Бога в христианской "онтотеологии".
Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Существование, реальность, действительность.
Разум и бытие. "Ego cogito" как онтологический принцип новоевропейской метафизики. Онтология как аналитика чистого разума. Принцип тождества бытия и мышления. Онтология духа: бытие как самоосуществление абсолюта..
Онтологические компоненты философии марксизма. Концепция бытия как воли к власти и программа "переоценки ценностей" классической философии. Позитивистская критика метафизики и онтологии.
Открытие "жизненного мира" (Гуссерль) и "онтологический поворот" в философии ХХ века. Мышление о бытии и бытие как мышление. Бытие в себе; бытие для себя; бытие для другого. Основные современные онтологические концепции: "критическая онтология" Н.. Гартмана; "фундаментальная онтология" М. Хайдеггера; "феноменологическая онтология" Ж.П.. Сартра; "онтология возможных миров" У. Куайна.
Бытие в мире.. Трансценденция и экзистенция. Пределы человеческой свободы. Со-бытие: бытие сообщества или сообщество бытия? Реальность повседневной жизни. Бытие как "воля к коммуникации".
Тема 4. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ(8 ч.)
Онтологическая, гносеологическая и логическая функции категорий. Категории как высшие роды бытия. Категории как априорные принципы синтеза объекта. Категории как ступени самопознания Абсолюта. Лингвистическая трактовка категорий. Категории бытия: бытие и ничто; единое и многое; целое и часть; количество и качество; содержание и форма; единичное и общее; возможность и действительность.
Сущность как субстанция. Субстанция и акциденции. Субстанция как субстрат - носитель атрибутов. Модусы и атрибуты субстанции. Многокачественность субстанции: качества первичные и вторичные. Проблема единства, двойственности или множественности субстанций.
Субстанции протяженная и мыслящая. Психофизическая проблема. Субстанция как субъект. Границы субстанциализма. Единство бытия и мышления – принцип классической философии и его проблематизация в неклассических онтологических стратегиях.
Единство сущего и многообразие существующего. Сущность и существование: проблема индивидуации. Индивидные и общие сущности. Проблема объективности существенного.. Категориальные и экзистенциальные определения бытия.
Тема 5. СТРУКТУРЫ РЕАЛЬНОСТИ (6 ч.)
Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Мир идей и мир вещей. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Критика редукционизма.
Структуры реальности. Вещи, свойства, отношения. Вещь как конечный элемент бесконечного мира. "Вещь", "тело", "предмет", "объект". Качество ("чтойность") вещи. Вещи и признаки; признаки и свойства. Свойства, связи и отношения. Проблема идентификации вещей: совокупность свойств или функция отношений? Отношения внутренние и отношения внешние. Качество и смысл. Проблема осмысления реальности.
Объективные и субъективные концепции пространства и времени.. Субстанциальные и реляционные теории пространства и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Время, вечность, вневременное бытие. Время - длительность и время - событие. Направление времени.
Бесконечность временная и пространственная. Естественнонаучное и философское понимание бесконечности. Бесконечность потенциальная, актуальная и реальная. Специфика физического, социального, психологического и биологического пространства и времени.
Тема 6. ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ (6 ч.)
Устойчивость и изменчивость вещей: становление, изменение, развитие. Движение и самодвижение. Динамика отношений как фундаментальная основа изменений. Источник движения: самодвижение и движение как результат внешнего воздействия.
Изменения континуальные и дискретные. Эволюция, революция, коэволюция. Движение как "логика" и движение как "история": порядок явлений или поток событий. Основные концепции движения: циклическая или линейная, дивергентная или конвергентная. Движение и развитие. Развитие и творчество. Эмерджентная эволюция. Понятия прогресса и регресса.
Устойчивость и изменчивость отношений. Система универсальных отношений. Отношения внутренние и внешние. Мир как целое. Порядок мира. Гармония и дисгармония.
Принцип детерминизма и его основные трактовки. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, вероятность, целесообразность. Причинность и закономерность. Понятие закона природы его основные интерпретации: законы имманентные и трансцендентные; закон как устойчивый порядок наблюдаемых фактов; закон как конвенция. Законы динамические и статистические. Законы диссипативных (хаотических) систем. Детерминизм и проблема свободы.
2-й семестр
Тема 7. ПРИРОДА, ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕК (8ч.)
Понятие и образ природы в истории философии. Философия природы и основные этапы ее исторического развития. Природа как органическое единство. Natura naturans и natura naturata. Механистическое понимание природы. Природа естественная и искусственная. Техническое освоение мира как программа "покорения" природы.
Природа как объективная реальность. Эволюция природы. Природа неживая и живая. Философские основания концепций происхождения жизни (креационизма, витализма, эволюционизма).
Основные факторы биологической эволюции. Многообразие форм живого. Естественно-природные предпосылки возникновения человека и общества. Жизнь, психика и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. "Антропный принцип" в космологии и его философское значение. Понятия биосферы и ноосферы.
Единство человека и природы. Природа и культура. Человеческая деятельность как планетарное явление. Коэволюция природы и общества. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.
Образ человека в истории культуры и философии. Человек как биосоциальное существо.. Ум человека и психика животных. Человек и животное, и животное в человеке. Основные концепции происхождение человека.
Труд, общение, речь как факторы антропосоциогенеза. Метафизика труда. Труд как орудийная деятельность и способ «производства сознания».
Индивид и род. Табу и моральная норма как принципиально новый способ регуляции поведения. Первобытные системы родства, как формы институализации человеческой жизни. Роль языка в процессе антропосоциогенеза.
Роль магии, мифологии и религии в становлении и развитии человека. Практические способы освоения мира и их эволюция в истории общества. Практика как преобразование природы.
Тема 8. МИР ЧЕЛОВЕКА (6 ч.)
Человек в мире: макрокосмос и микрокосмос. Самоценность человеческой жизни. Человек, индивидуальность, личность; понятие человеческого Я. Плоть и дух. Акты духа как акты свободы. Возникновение и развитие нравственности как фактор антропогенеза.. Аскетизм.
Конечность человеческого бытия. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Смерть и бессмертие. Мизантропические концепции "смерти человека".
Проблема отчуждения. Формы отчуждения и репрессивности и способы их преодоления. Человек и техника: преобразование телесности, рациональности, нравственности.
Метафизика бытия человека в мире. Человек как "наблюдатель" и человек как "участник" жизненного процесса. Единство утилитарно-прагматического и коммуникативно-духовного опыта. Я и Ты. Любовь как акт коммуникации. Коммуникация и эмансипация.
Человек и человечество. Типы практики и типы мировоззрения.. Структуры практики. Диалектика цели, средства и результата практической деятельности. Практика как форма социальной коммуникации. Социальная системность и духовная общность..
Тема 9. СОЗНАНИЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ (6 ч.)
Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Сознание и бытие: отношение к миру, к другому, к самому себе. Сознание в контексте антропогенеза. Сознание как универсальный регулятор жизнедеятельности человека. Модели первобытного сознания. Кибернетические модели сознания и поведения.
Опыт рефлекторный и рефлексивный; формы дорефлексивного опыта: Сознание и рефлексия; самосознание. Основные философские концепции сознания.. Сознание как совокупность знаний. Сознание как воля. Сознание как деятельность и сознание как трансцендентальный акт. Сознание как бытие. Сознание как коммуникация.
Данности сознания. Сенсуалистическая модель: от чувства к мысли.
Рационалистическая традиция: априористские и диалектические модели. Антропологические концепции: феноменология сознания, прагматика сознания, психоаналитика сознания. Культурно-исторический подход: герменевтика сознания. Религиозная и экзистенциальная онтологии сознания. Мультипликация сознания в постструктурализме.
Тема 10 СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ (6 ч.)
Психика, сознание, мышление. Сознание и тело – модели взаимодействия. Сознание и мозг: локализация психических функций. Энергетические (аффективные) и структурные (когнитивные) компоненты сознания. Перцептивные (ощущение, восприятие представление) и интеллектуальные (понятие, сужение, умозаключение) элементы когнитивного процесса.
Рассудок и разум. Воображение и интуиция. Проблема рациональности. Открытие бессознательного. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного (Я, Оно, Сверх-Я). Бессознательное индивидуальное, коллективное, социальное.. Архетипы бессознательного.
Эмоциональное сознание: телесно-психическая и ценностная природа эмоций. Память и воля как компоненты сознания. Память и время. Волевые процессы: воля и мотивация. Интенциональные характеристики сознания: целенаправленность, намеренность, осмысленность. Интенциональность как состояние и интенция как акт.
Тема 11. СОЗНАНИЕ: ОБЩЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ (6 ч.)
Сознание, речь, язык. Язык как знаковая система и средство общения. Естественные и искусственные языки. Знак, значение, предмет. Значение и смысл.
Семиотическая, речевая, языковая эволюция сознания. Современное языкознание: семиотика, семантика, семиология. Жест, символ, знак, слово, письмо. Моделирующие системы в культуре.
Сознание как интериоризация структур практики и общения. Экстериоризация сознания. Диалогическая природа сознания. Диалог как со-бытие с другим. Дискурсивный характер диалогических ситуаций. Основоположники неклассической дискурсивности (К Маркс, Ф. Ницше, З. Фрейд).
Сознание и познание. Сенсорная информация и перцептивный опыт. Проблема формирования чувственного образа. Образ и представление. Практическое и познавательное отношение к миру. Познание донаучное, вненаучное и научное.. Обыденное познание и здравый смысл. Продуктивно-оценочные акты сознания. Умение, знание, понимание.
Общественное сознание и его структура: обыденное и теоретическое сознание. Идеология и психология масс. Идеология как форма общественного сознания. Общественная психология: настроения, переживания, верования и др. эмоциональные акты. Общественное сознание и социальное действие.
3-й семестр
Тема 12. ПРОБЛЕМА ПОЗНАЕМОСТИ МИРА
И ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ (6 ч.)
Онтология и гносеология в их исторической перспективе. Практическое и познавательное отношение к миру. Познание как созерцание и как деятельность. Эмпиризм и рационализм о природе и разуме как источниках человеческого знания о мире.
Проблема обоснования знания. Скептицизм и агностицизм как выражения радикального сомнения в познаваемости мира. Объективизм, субъективизм, трансцендентализм в истории и теории познания. Метафизический и диалектический подходы к анализу познавательной деятельности человека.
Роль внешних воздействий и внутренних состояний в процессе познания. Познание и рефлексия. Виды рефлексивной деятельности. Познание как «отражение» и познание как «переживание».
Субъект и объект познания. Субъект индивидуальный и коллективный. Проблема самопознания субъекта. Познание и его объекты. Объекты материальные и идеальные. Идеализированные (абстрактные) объекты. Критика концепции субъект-объектных отношений в философии постсовременности.
Познание – социально опосредованное отношение человека к действительности. Орудийный характер человеческого взаимодействия со средой. Космо-, гео- и антропоцентризм в познании. Познавательная деятельность и человеческое общение. Проблема интерсубъективности познавательных средств и методов.
Тема 13. ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
СТРУКТУРА, УРОВНИ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (6 ч.)
Структура когнитивных способностей человека: чувственность и мышление. Уровни и формы познавательной деятельности.
Чувственное познание и его основные формы: ощущение, восприятие, представление. Восприятие и «конструирование» объектов познания. Социокультурная обусловленность чувственного восприятия. Единство образных и знаковых элементов познавательной деятельности. Специфика форм чувственного познания и их взаимосвязь.
Рациональное познание и его отношение к чувственности. Понятие, суждение, умозаключение как основные формы рационального познания. Рациональное познание и знаковые системы. Проблема репрезентации объектов познания. Познание и конструктивно-проективная деятельность человека.
Роль интуиции в познании. Эмпиристская и рационалистическая трактовки интуитивного познания.
Деконструкция логоцентризма. Критицизм и деконструктивизм как способы преодоления догматизации знания.
Познание репродуктивное и продуктивное. «Личностное» знание. Аффективно-эмоциональные , волевые и мнемонические компоненты познавательной деятельности. Познание и воображение. Метафора как средство познания..
Тема 14. ИСТИНА – ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ (6 ч.)
Эволюция представлений о природе и сущности человеческого знания. Знание (episteme) и мнение (doxa) в античной философии. Знание и вера.
Проблема источников знания и способов его обоснования. Виды знания. Знание «по описанию» и знание «по знакомству». Умозрение, откровение, эмпирический опыт. Знание явное и неявное. Знание, понимание, умение.
Знание коллективное и индивидуальное. Информация и знание. Знание как ценности. Знание как прогноз и программа возможной деятельности.
Проблема истины в теории познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Онтологическая и гносеологическая концепции истины. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительных истин.
Истина и ложь. Истина и заблуждение. Способы получения и удостоверения истинного знания Природа критериев истины. Оценка истинностных значений языковых форм представленности знания: проблемы и подходы к их решению.
Истинность и рациональность. Вариативность истины и логическая прагматика. Социальная значимость истины. Историческая истина и социальная реальность. Истина и коммуникация. Истина и свобода.
Тема 15. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ (6 ч.)
Обыденное познание – общая основа познавательной деятельности. Специфика и функции обыденного познания. Познание и практика. Здравый смысл как регулятив повседневной практики и обыденного познания. Особенности организации и формы представления обыденного знания.
Мифологическое мышление – синтетическая форма неспециализированного познания. Мифологические программы и их роль в организации повседневного поведения. Рациональность мифа. Миф и средства массовой информации. Миф и религия.
Религиозное познание и регуляция социального поведения. Символическое мышление в структуре религиозного познания. Знание и бытие в религиозном познании.
Художественное познание и становление специализированных познавательных форм. Роль и место познавательной функции в художественной практике. Природа и способы проявления познавательных аспектов искусства. Роль творческих процессов в познавательной деятельности. Художественный образ и его познавательные функции. Взаимосвязь обыденной, религиозной и художественной форм познавательной деятельности.
Тема 16. НАУКА КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПОЗНАНИЕ (6 ч.)
Специфические особенности научного познания. Критерии научности: наука и не наука - «проблема демаркации». Эволюция образа науки в общественно сознании.
Философские основания научного познания. Соотношение «магии» и «технологии» в традиционных культурах. Предпосылки возникновения и распространения механико-математического естествознания. Рациональность научного познания. Целерациональная парадигма классической науки. Классический и неклассический идеалы рациональности.
Научные «картины мира»: структуры и типы. История науки как проблема философии и науки. Научные революции: типы и значение. Кризис «классического» естествознания на рубеже Х1Х – ХХ веков. Научное прогнозирование и его место в структуре «предвидения будущего». Основные направления «философии науки» ХХ столетия.
Тема 17. ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (4 ч.)
«Рост» научного знания и проблема его организации и реорганизации. Традиции и новации в эволюции научного знания. Проблемы научного творчества. Научное открытие: сущность и типология. Социально историческая обусловленность фундаментальных открытий. «Логика открытий» и познавательная эвристика
Знание и общение. Роль знаковых систем в познавательной и коммуникативной практике. Способы организации знания и формы его трансляции в обществе. Символические средства различных видов познавательной деятельности.
Значение и смысл языковых выражений и социальная коммуникация. Первичные» и «вторичные» уровни значения и смысла. Научная популяризация как способ распространения знаний. Уровни и средства общения в научно-познавательной деятельности.
Научное творчество и «технологическое мышление». Специализированное знание и проблемы технической цивилизации. Мировоззренческие итоги развития науки в ХХ веке. Сциентизм и антисциентизм.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы1
Разум и бытие
Время и память
Миф и знание
Мифологические «модели» мира
Онтология и метафизика
Природа человеческого вопрошания
Пограничная ситуация и начало философствования
Онтология креативности
Истоки сознания
Интенциональность сознания
Понимающее бытие и «понимающие науки»
Символическое познание и познание символов
Рождение знака. Жертва и рана
Гносеологические проблемы виртуальной реальности
Границы рефлексии постсовременности; топологическая рефлексия
Смотреть и видеть: феноменология восприятия
Интуитивное и дискурсивное знание
Воображение как познание
Роль языка в познании
Проблема достоверного знания
Анализ как метод познания
Речь и письмо как альтернативные формы выражения смысла
Пределы человеческой свободы
Рациональное знание и «искусство жизни»
Самопознание и опыт коммуникации
Детерминизм и свобода воли
3.2.1. Критерии оценки контрольной работы, как письменного задания
1. Если в ходе проверки письменных работ обнаружены две или более работы, имеющие значительные текстуально совпадающие фрагменты, а также работы, совпадающие с текстом учебных пособий, иной литературы, то все эти работы оцениваются на «неудовлетворительно».
2. Письменные работы оцениваются в соответствии с программой курса, рекомендованной кафедрой и утвержденной деканом. При определении оценки учитывается грамотность представленных письменных ответов, стиль изложения и общее оформление.
Письменные работы оцениваются, исходя из следующих критериев:
«Отлично» - содержание письменного ответа исчерпывает содержание вопроса. Студент демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также знание основной и дополнительной литературы.
«Хорошо» - содержание письменного ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются некоторые пробелы и недочеты. Студент демонстрирует знание только основной литературы.
«Удовлетворительно» - содержание письменно ответа в основных чертах отражает содержание вопроса, но имеются ошибки. Не все положения темы раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи.
«Неудовлетворительно» - содержание письменного ответа не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Письменные ответ на вопрос не написан полностью; ответ не носит развернутого изложения темы.
3.3. Примерные темы курсовых работ (фрагмент)
Курсовые работы программой не предусмотрены.
3.4. Примерные темы рефератов
Разум и бытие
Время и память
Миф и знание
Мифологические «модели» мира
Онтология и метафизика
Природа человеческого вопрошания
Пограничная ситуация и начало философствования
Онтология креативности
Истоки сознания
Интенциональность сознания
Понимающее бытие и «понимающие науки»
Символическое познание и познание символов
Рождение знака. Жертва и рана
Гносеологические проблемы виртуальной реальности
Границы рефлексии постсовременности; топологическая рефлексия
Смотреть и видеть: феноменология восприятия
Интуитивное и дискурсивное знание
Воображение как познание
Роль языка в познании
Проблема достоверного знания
Анализ как метод познания
Речь и письмо как альтернативные формы выражения смысла
Пределы человеческой свободы
Рациональное знание и «искусство жизни»
Самопознание и опыт коммуникации
Детерминизм и свобода воли
3.5. Примерный перечень вопросов к письменному экзамену (по всему курсу)2
Философия в системе культуры.
Мир как целое: понятие мирового порядка и его основные формы.
Мировоззрение: основные формы.
Философская рефлексия: определение, происхождение, природа.
Язык философии.
Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.
Мышление и бытие.
Категориальные структуры бытия и мышления.
Экзистенциальные определения бытия.
Сущность и существование.
Понятие субстанции.
Объект и субъект: психофизическая проблема и основные способы ее решения.
Пространство и время в контекстах философии и науки.
Природа как философская категория.
«Онтологический поворот» в философии ХХ века.
Метафизические основания концепций происхождения жизни (эволюционизм, креационизм, витализм)
Эволюция образа человека в истории философии.
Основные факторы антропосоциогенеза.
Проблема фундаментальных бытийных характеристик человека: essentia или existentia.
Биологическое и социальное в человеке.
Основные философские концепции сознания.
Сознание и рефлексия; самосознание.
Структуры сознания: сознание и бессознательное.
Сознание, язык, речь.
Сознание индивидуальное и общественное.
Общение и действие (коммуникация и интеракция).
Жизнь и смерть в духовном опыте человечества.
Природа познавательного отношения.
Субъект и объект познания.
Познание как «отражение» и познание как «переживание».
Чувственное познание; его формы и методы.
Рациональное познание; его формы и методы.
Знание и ценность, и ценность знания.
Проблема истины в философии и науке.
Знание как программа деятельности.
Специфика научного познания; критерии «научности».
Классический и неклассические идеалы научного познания.
Знание и понимание.
Эволюция «образа науки» в философских концепциях.
Мировоззренческие итоги развития науки в ХХ веке; сциентизм и антисциентизм.
Аристотель «Метафизика» (Кн. 6, 7).
Бердяев Н. «Трагедия философа и задача философии» // Я и мир объекта // Философия свободного духа. М., 1994.
Витгенштейн Л. «О достоверности» // Философские работы, ч. 1, М., 1994.
Гадамер Х.-Г. «Основные черты теории герменевтического опыта» // Истина и метод. М., 1988.
Гартман Н. «Старая и новая онтология» // Историко-философский ежегодник `88.
Гегель Г. «Предварительное понятие» // Энциклопедия философских наук, т.1, Наука логики. М., 1970.
Гуссерль Э. «Картезианские размышления» (I-II). СПб., 1998.
Декарт Р. «Размышления о первой философии» // Соч. в 2 тт., т.2. М., 1994.
Делез Ж., Гваттари Ф. «Философия» // Что такое философия (гл. I). М., СПб,1998.
Кант И. «Трансцендентальная эстетика» // «Критика чистого разума» // Соч в 6 тт., т. 3. М., 1964.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.
Маркс К. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» (Критика гегелевской диалектики). // Соч., т. 42.
Ницше Ф. «Сумерки идолов…» // Соч. в 2 тт., т.2. М., 1990.
Платон «Парменид» // Соч. в 4 тт., т 2. М., 1970.
Поппер К. «Об облаках и часах» // Логика и рост научного знания. М., 1983.
Рассел Б. «Мир науки» // Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.
Соловьев В. «Философские начала цельного знания» // Соч., т. 2. М., 1988.
Фома Аквинский «О сущем и сущности» // Историко-философский ежегодник `88.
Фрейд З. «Я и Оно» // Психология бессознательного. М., 1990.
Хайдеггер М. «Европейский нигилизм» // Время и бытие. М.., 1993.
3.6. Требования к письменному экзамену
- Знать содержание лекционного и семинарского курса.
- Полностью изложить свои знания в письменном ответе на вопросы экзаменационного билета.
- Свободно владеть содержанием основных онтологических и гносеологических теорий; знать определения ключевых понятий.
- Владеть источниками, вынесенными на семинарские занятия и экзамен.
- Проявлять самостоятельность мышления, уметь применять содержание курса для решения основных философских проблем.
- Ясно и отчетливо излагать свои мысли, соблюдая нормы литературного русского языка; писать ясно и разборчиво.
3.7. Критерии оценки письменного экзамена.
Письменный экзамен по онтологии и теории познания оценивается, исходя из следующих критериев:
«Отлично» - содержание письменного ответа исчерпывает содержание билета. Студент демонстрирует как знание, так и понимание вопросов билета, а также знание основной и дополнительной литературы.
«Хорошо» - содержание письменного ответа в основных чертах отражает содержание вопросов билета, но имеются некоторые пробелы и недочеты. Студент демонстрирует знание только основной литературы.
«Удовлетворительно» - содержание письменно ответа в основных чертах отражает содержание билета, но имеются ошибки. Не все положения вопросов билета раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи.
«Неудовлетворительно» - содержание письменного ответа не отражает содержание билета. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Письменные ответы на вопросы не написаны полностью; ответ не носит развернутого изложения билета.
4. Учебно-методическое обеспечение курса
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видно- фильмов
Использование обучающих программ и видеоматериалов не предусмотено.
4.2. Активные методы обучения
В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельная работа (реферат).
4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля
Стандартно оборудованные лекционные аудитории.
4.4. Литература
4.4.1. Основная
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
Гусев С.С. Смысл возможного. СПб., 2002.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. М.., 1993.
Марков Б.В. Знаки бытия. СПб, 2001.
Основы онтологии (учебное пособие) / Под ред. Ф.Ф. Вяккерева и др. СПб., 1997
Основы теории познания (учебное пособие) / Под ред. Б.И. Липского СПб, 2000.
4.4.2. Дополнительная
ТЕМА 1.
Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. М., 1991 (с.97-111).
Булгаков С.Н. Трагедия философии (философия и догмат) // Соч.., т. 1. М., 1993.
Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.
Лев Шестов Memento mori // Соч.., т.1, М., 1993.
Лосский Н..О. Типы мировоззрений // Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994.
Мерло-Понти М. В защиту философии. М.., 1996.
Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Соч., т. 2, М., 1990.
Ортега-и-Гассет О. Что такое философия? М.., 1991.
Сартр Ж..П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990.
Соловьев В. На пути к истинной философии // Соч., т. 2. М., 1988.
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
ТЕМА 2.
Апель К.-О. Трансформации философии. М., 2001.
Гегель Г..В.Ф. О сущности философской критики... // Работы разных лет, т. 2. М., 1970.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
Декарт Р. Метафизические размышления. М., 1950.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800 // Трактаты и письма. М,1980. Лиотар Ж..-Ф. Феноменология СПб, 2000.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
Трубников Н.Н Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни // Рациональность как предмет научного исследования. М., 1995.
Фихте И..Г. О понятии наукоучения или так называемой философии // Соч.., т.1, СПб., 1993.
Франк С..Л. Крушение кумиров // Соч. М., 1990. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 21.
Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.
ТЕМА 3.
Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник `88. М., 1988.
Губин В..Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии.. М., 1994.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985.
Куайн У. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986.
Лейбниц Г..В. Монадология // Соч., т.1. М.,1982.
Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.
Основы онтологии (Учебное пособие). СПб.., 1997.
Марков Б..В. Знаки бытия. СПб.,2001.
Платон. Парменид // Соч., т.2. М., 1970.
Сартр Ж..-П. Бытие и ничто. М., 2000.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Тезис Канта о бытии. // Время и бытие. М., 1993.
Херрман Фр.- В. фон. "Бытие и время" и "Основные проблемы феноменологии" // Философия Мартина Хайдеггера и современность.. М., 1991.
ТЕМА 4.
Аристотель. Категории // Соч., т. 2. М., 1978.
Боэций. Против Евтихия и Нестория // Утешение философией и другие трактаты. М., 1990.
Гегель Г..В.Ф. Наука логики. в 3 т. М., 1970-72.
Кант И. Пролегомены... Соч. в 6 тт., т. 4 (1). М., 1965.
Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии // Очерки истории философской мысли. М., 1985.
Луканин Р..К. "Органон" Аристотеля М., 1984.
Пирс Ч..С. Принципы философии, кн.3, «Феноменология». СПб, 2001.
Сартр Ж..-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1998.
Сергеев К..А. Слинин Я..А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени). Л.,1987.
Уорф Б..А. Наука и языковедение // Новое в лингвистике. М 1960.
Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник `88. М., 1988.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
ТЕМА 5.
Башляр Г. Философское отрицание. М.., 1995.
Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М., 1973.
Вартофский М. Природа, число и единичные вещи… // Модели. М., 1988.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы (часть 1). М. 1994.
Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени… М., 2002.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени… М., 1977.
Рассел Б. Мое философское развитие (гл..5) // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени.. М., 1985.
Свидерский В.И. Конечное и бесконечное. М., 1966.
Уёмов А..И. Вещи, свойства, отношения. М.., 1963.
Фреге Г. Смысл и значение // Избранные работы. М., 1997.
Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. М., 1993.
Хасанов И..А. Время: природа, равномерность, измерение. М., 2001.
ТЕМА 6
Аристотель О возникновении и уничтожении. Соч., т. 3. М., 1981.
Бергсон А.. Творческая эволюция. М., 1998.
Койре А. Галилей и Платон. Ньютон и Декарт. // Очерки истории философской мысли. М., 1985.
Бунге М. Причинность М.,1962. Иванов В..Г. Детерминизм в философии и физике. Л., 1974.
Лейбниц Г..В. О предопределенности // Соч., т. 1. М., 1982.
Полемика Г. Лейбница и С. Кларка. Л., 1960.
Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.
Уайтхед А..Н. Приключения идей // Избранные работы по философии. М., 1990.
Шпет Г. История как предмет логики // Историко-философский ежегодник `88. М., 1988.
Эйнштейн А. Инфельд Л. Эволюция физики М., 1965.
Энгельс Ф.. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., т.. 20.
Юм Д. Трактат о человеческой природе, Книга 1, Часть 3: О знании и вероятности // Соч., т. 1. М., 1966.
ТЕМА 7.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Герцен А..И. Письма об изучении природы // Избранные философские произведения в 2 тт., т.1. М., 1946.
Гумилев Л..Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.
Иванов В..Г. Солдатов А.В. Проблема мироздания в науке и культуре. Л., 1994.
Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Серебровская К.Б. Сущность жизни. М., 1994.
Сорокин П..А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек: Антология. М., 1995.
Шеллинг Ф. Введение к наброску системы натурфилософии... // Соч. т. 1. М., 1987.
Энгельс Ф.. Роль труда в превращении обезьяны в человека // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20.
ТЕМА 8.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография эроса. СПб., 1994.
Бердяев Н..А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология. М., 1993.
Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
Бородай Ю..М. Эротика, смерть, табу. М., 1997.
Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Страх и трепет. М.., 1993.
Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.., 1984.
Марков Б..В. Разум и сердце. СПБ., 1993.
Поппер К..Р. Открытое общество и его враги. М., 1992.
Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002.
Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек. Антология. М., 1995.
Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и предназначение истории. М., 1991.
ТЕМА 9.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994.
Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1990.
Лой А.Н. Сознание как предмет познания. Киев, 1988.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., т. 3.
Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.
Ницше Ф. К генеалогии морали // Соч., т .2. М.,1990.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Портнов А..Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии ХIX- XX вв. Иваново, 1994.
Прист С. Теории сознания. М., 2000.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М., 1957.
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Слинин Я..А. Трансцендентальный субъект. СПб.., 2001.
ТЕМА 10.
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
Бергсон А.. Материя и память // Соч., т.1, М., 1992.
Витгенштейн Л. О достоверности // Философские работы (часть 1). М., 1994.
Гегель Г..В. Феноменология духа // Соч., т.. 4. М., 1959.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии.. М., 1994.
Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. в 2 тт., т. 2. М., 1994.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
Кассирер Э. Познание и действительность. М., 1995.
Патнэм Х. Разум истина, история. М., 2002.
Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев, 1997.
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1989.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб. 1992.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
ТЕМА 11.
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986.
Бородай Ю..М. Воображение и теория познания. М., 1966.
Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы (часть 1). М., 1994.
Гусев С..С. Смысл возможного. СПб., 2002.
Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология.. ХХ в. Антология. М.., 1995
Манхейм К.. Идеология и утопия //Диагноз нашего времени. М.,1994
Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М., 1990.
Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1977.
Хабермас Ю Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
Хейзинга Й.. Homo ludens М., 1992.
ТЕМА 12
Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания реальности. М., 1995.
Арендт Х. Vita Activa или о деятельности человека. СПб., 2000.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
Гжегорчик А. Жизнь как вызов: введение в рационалистическую философию. СПб., 2000.
Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989.
Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы.. М., 1993.
Лекторский В.С. Субъект, объект, познание. М.. 1980.
Микешина Л.А. Философия познания // ВФ, №4, 2001.
Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. СПб., 2001.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Философия и методология науки. М., 1996.
ТЕМА 13
Абрамова Н.Т. Являются ли внесловесные акты мышлением? // ВФ, №6, 2001.
Авалиани С.П. Природа знаний и ценности. Тбилиси, 1989.
Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1971.
Гудков Л.Д. Метафора и рациональность. М., 1994.
Гусев С.С. Смыслы возможного. СПб,. 2002.
Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.
Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001.
Полани М. Личностное знание. М., 1985.
Прист С. Теории сознания М., 2000.
Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.
ТЕМА 14
Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.. 1985.
Зандкюллер Г.Й. Действительность знания. М., 1996.
Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.
Илларионов С.В. К вопросу о достоверности и полноте исторического знания // ВФ, №6, 2002.
Липский Б.И. Практическая природа истины. СПб., 1988.
Макушинский А. Современный «образ мира»: действительность // ВФ, №6, 2002.
Можаровский В.В. Критика догматического мышления и анализ религиозно-ментальных оснований политики. СПб., 2002
Петренко Н.С. Границы нарратива // ФН, №1, 2001.
Рациональность как предмет философского исследования. М.. 1995.
ТЕМА 15
Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999.
Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. СПб., 1994.
Иванов О.Е. Самосознание как основа метафизики. СПб.., 2002.
Касавин И.Т. Миграция, креативность, текст. СПб., 1999.
Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1993.
Рассел Б. Религия и наука // Почему я не христианин. М.., 1987.
Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб., 2001.
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
Элиаде М. Аспекты мифа. М.. 1995.
ТЕМА 16
Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки. СПб., 2001.
Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2000.
Концепция виртуальных миров и научное познание. М.., 2000.
Кюнг Г. Философия в ХХ веке. М., 2000.
Псевдонаучное знание в современной культуре. М., ВФ // №6, 2001.
Соколов Э.В. Четыре науки // «Человек», №1, 2002.
Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
Хорган Дж. Конец науки. СПб., 2001.
ТЕМА 17
Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М., 1989.
Бубер М. Я и Ты М., 1993.
Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.
Волкова Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М. Лотмана // ВФ, №6, 2002.
Гусев С.С. Смысл возможного. СПб., 2002.
Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт., т.1, Таллин, 1992.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
Теория метафоры. М., 1990.
Эпштейн М., Философия возможного. СПб., 2001.
i В соответствии с учебным планом программа курса разбита на две части: «Онтология», изучаемая на 1 курсе (1-2) семестры, и «Теория познания», изучаемая на 2 курсе (3 семестр).
Достарыңызбен бөлісу: |