С момента написания трактата великого флорентийского философа Николло Макиавелли прошло уже целых 503 года. 1513 год, а Европе Эпохи Возрождения уже развивалась политическая философия
С момента написания трактата великого флорентийского философа Николло Макиавелли прошло уже целых 503 года. 1513 год, а Европе Эпохи Возрождения уже развивалась политическая философия. В это же время еще образовывалась Московское государство, расширяющее свои владения, постепенно освобождающееся от феодальной зависимости от Золотой Орды; западные архитекторы строили храмы и соборы, принося кусочки нового направления в европейской культуре в маленькое образующееся государство… Пол тысячелетия прошло, а концепция управления государством, описываемая автором, до сих пор жива, к сожалению или к счастью. Да, изменились методы осуществления данной концепции, но сама идея продолжает жить в форме авторитарных и тоталитарных форм правления в странах по всему миру: наследственность власти; агрессивная внешняя политика; укрощение, истребление любой оппозиции; массовые репрессии, оправданные попыткой удержания власти. Идеальный государь по-макиавелли обязательно удержит свою власть, но он угнетет свой народ. Если вы имеете скрытые диктаторские наклонности и доступ к власти, то данное произведение будет невероятно полезно для вас: не имеет значения, какой год на дворе - тысяча или четыре тысячи восемнадцатый год – просто примените суждения Макиавелли относительно своего времени и «подгоните» под существующую ситуацию. Не так все радужно у человека, которому может «посчастливится» жить при таком властителе. При таком правителе человек станет лишь разменной монетой, и все будет зависеть от того, кнутом или пряником будет вестись правление.
Ради создания «великого и славного» государства государь обязан действовать вопреки милосердию, вопреки доброте и чести, не чураться быть жестоким со своими противниками и даже со своими подданными; обязан держать собственный народ в страхе и с мыслью о том, что есть враги, против которых нужно быть готовым защититься. Такой государь будет делать все, что угодно, если сможет найти нужный предлог. При желании, и чих человека можно будет интерпретировать как оскорбление, главное найти правильные слова, чтобы объяснить людям… Ужасно, мерзко читать это особенно в наше время, в котором уже существуют примеры государств с выстроенным гражданским обществом, капиталистическим укладом и гуманизмом и пацифизмом во главе философии жизни людей. Но, дело в том, что, почитав историю событий, происходивших в Европе эпохи Реннесанса в этот период, понимаешь, что Макиавелли писал не такие уж и ужасные вещи, для того времени это с натяжкой можно назвать гуманизмом! Походы московитов с последовавшей резней в Новгороде; отвоевывание Пиренейского полуострова у арабов во время Реконкисты; кровопролитная война Алой и Белой розы и так далее…
Одним из плюсов данного произведения является огромный вклад Макиавелли в создание политического реализма: он пытается нас убедить в том, что мир жесток и нужно действовать по соответствующим времени правилам; что корысть, лицемерие, умение приспосабливаться – важнейшие черты политического деятеля; что ради осуществления государственных интересов государство пожертвует чем-угодно, человеком в том числе.
Накопленный опыт человечества привел в итоге к созданию и кодификации единых законов по международному праву, в которых провозглашается гуманизм, международное сотрудничество и «мир во всем мире». Те казни и пытки времен Итальянских войн сейчас считаются дикостью. К сожалению, ужасы и мракобесие происходят и в наше время, но, это сразу же вызывает осуждение и считается отклонением от нормы, что приводит к применению соответствующего наказания.
На мой взгляд, популярность данного трактата обусловлена тем, что люди в данном «Государе» видят типичного циничного политика, который будет идти по головам, врать, убивать, но добьется своих меркантильных целей. Существует, возможно, вполне оправданный стереотип, что власти добиваются люди, мягко говоря, не святые. Обыватель, читая данное произведение, будет видеть сильно гиперболизированную версию того властителя, которого он видит везде и всюду. Ни у кого теперь не вызывет удивления нечестные методы в политике, описываемые в книге, и люди лишь подтверждают свои мысли по поводу того, каким человеком нужно стать, чтобы называть себя «Государем».